Никита (Сапожников), иеромонах Будущий иеромонах Никита (в миру Николай Петрович Сапожников, в схиме Никандр) родился 19 февраля 1891 г. в с. Контакузовка Одесской обл. в семье псаломщика. Учился в Московской духовной академии вместе с Сергеем Сахаровым, будущим святителем Афанасием. Во время обучения принял монашеский постриг с именем Никита. В 1913 г. рукоположен во иеродиакона, в 1914 г. во иеромонаха. По окончании Московской духовной академии в 1915 г. со званием кандидата богословия о. Никита был назначен преподавателем каноники в Самарскую духовную семинарию. Там же он преподавал курсы литургики, гомилетики и церковной археологии. После закрытия семинарии служил настоятелем самарской Иоанно-Предтеченской церкви, затем до 1927 г. настоятелем церкви в с. Колдыбань Самарской губ. При церкви о. Никита организовал скит, где собралось около тридцати девушек и вдов, желавших вести монашеский образ жизни. В 1927 г. был арестован и сослан на 3 года в Сибирь. Срок был продлен на 10 лет. С 1941 г. проживал в Куйбышеве (Самара). В этом же году был вновь арестован и приговорен к 5 годам лишения свободы. Был освобожден в 1946 г., после этого проживал в Киеве, что было ему запрещено. Был арестован за нарушение паспортного режима. Первые письма написаны святителю Афанасию из лагеря для больных и престарелых заключенных в пос. Абезь. В 1956 г. иеромонах Никита был освобожден со снятием всех судимостей и полным восстановлением во всех правах. В лагерях о. Никита отказывался работать в церковные праздники, за что его нередко оставляли без пайка. С 1960 г. по благословению Патриарха Алексия о. Никита выполнял послушание по исправлению формы и изложения Православной Пасхалии, но его труд не был утвержден. В 1963 г. пострижен в великую схиму с именем Никандр в честь Псковского чудотворца-пустынножителя. Скончался в 1974 г. 949 1. (к святителю Афанасию и о. Иоанну 950 от иеромонаха Никиты и священника Феодота) 26 ноября 1954 г. 26.XI.54 г. Абезь Благословите нас именем Господним, дорогие наши отцы: Афанасий и Иоанн, Ваших о Христе сынов и послушников Феодота и грешного Никиту!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

(Никольский Яков Сергеевич; 1.10.1799, погост Новоникольское Каширского у. Тульской губ.- 7.09.1892, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский. Фамилию получил по названию места рождения. Род. в семье диакона Покровской ц. (по приделам называлась также Никольской и Космодамиановской) Сергия Иванова, к-рый скончался вскоре после рождения сына († 23 дек. 1799), оставив 5 сирот. Мать в первые часы вдовства отнесла И. в приходский храм и с молитвой поручила его «попечению Богоматери», положив перед местночтимой Боголюбской иконой Божией Матери (впосл. митрополит особо почитал этот образ). При помощи мужа старшей сестры, диакона, в 1807 г. Никольский был определен в Тульское ДУ, по окончании к-рого в 1813 г. поступил в Тульскую ДС; исполнял послушание келейника ректора игум. Моисея (Сахарова). 15 авг. 1821 г. Никольский окончил семинарию по 1-му разряду и по предписанию из МДА от 8 июня 1821 г. поступил в СПбДА. Окончил академию в 1825 г. 2-м по списку магистром из 53 выпускников с курсовым соч. «О вере оправдывающей». 22 авг. 1825 г. еп. Ревельским Григорием (Постниковым) Никольский был пострижен в монашество с именем Исидор в честь прп. Исидора Пелусиота . Вместе с ним постриг приняли буд. архиепископы Нил (Исакович) , Афанасий (Соколов) , Елпидифор (Бенедиктов) и еп. Евгений (Добротворский). 29 авг. того же года И. был рукоположен во диакона, 5 сент. 1825 г. в Казанском соборе С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) - во иерея. 28 авг. того же года И. был определен бакалавром СПбДА по классу богословских наук и занял кафедру истолковательного богословия, т. е. Свящ. Писания и герменевтики. В 1825-1829 гг. переработал пособия по этому курсу, с 1828 г. читал также лекции по нравственному богословию. 10 сент. 1825 г. И. был назначен библиотекарем академии, к 1829 г. составил каталоги изданий на древних и новых языках. 17 дек. 1825 г. И. был утвержден в степени кандидата богословия, 30 окт. 1826 г.- в степени магистра. При воцарении Николая I в дек. 1825 г. И. приводил к присяге учащихся столичных духовных школ. С 10 марта 1827 г. действительный член академической конференции, также временно исполнял обязанности инспектора семинарии, с 1829 г.- инспектора академии. 26 авг. 1827 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. В 1826-1832 гг. И. участвовал в переводах творений св. отцов (в т. ч. прп. Исидора Пелусиота, свт. Иакова , еп. Нисибинского) и в подготовке статей для ж. «Христианское чтение».

http://pravenc.ru/text/674896.html

Остроухов Петр Александрович Родился в 1885 г. в Рязани. Окончил гимназию в Красноярске в 1903 г., экономическое отделение Санкт-Петербургского политехнического института, за дипломную работу был удостоен звания кандидата экономических наук и оставлен при кафедре политэкономии для подготовки к профессорскому званию. В 1916–1918 гг. преподавал в Политехническом институте и руководил практическими занятиями по теории хозяйственного быта России. Одновременно преподавал политэкономию в Выборгском 8-классном коммерческом училище Петрограда и по поручению Нижегородского ярмарочного комитета собирал материалы по истории торговли на Нижегородской ярмарке в XIX в. С 1920 г. в эмиграции в Чехословакии (Прага). Преподавал на Русском юридическом факультете. В 1922–1944 гг. преподавал в Русском народном, затем в Свободном университете (Прага). Принимал участие в работе его музейной комиссии. Председатель Русского исторического общества в Праге, в 1941–1945 гг. участвовал в работе Русской ученой академии в Праге, в 1941–1943 гг. работал в Объединенном русском профсоюзе в Чехословакии (1941) и в Русском православном приходе церкви св. Николая в Праге. Скончался в 1965 г. 1. 23 июля 1957 г. Ваше Преосвященство, глубокочтимый Владыко. Прежде всего позвольте мне от всего сердца поблагодарить Вас за благословение и привет, которые вы мне послали в письме к Петру Николаевичу 223 . Через П[етра] Н[иколаевича] мы познакомились, хотя никогда друг друга не видели. Я уже много лет, с благословения приснопамятного Владыки Сергия 224 (недавно в Бозе почившего архиепископа Казанского), читаю и прислуживаю, как доброволец, в нашей домовой Николаевской церкви по субботам и воскресеньям, а если позволяет работа, то и по иным праздникам. Меня влечет к себе наша православная служба с гимназических лет, я испытываю восторг перед ее величием. Я каждый день благодарю Бога за то, что Он дал мне возможность хоть под конец жизни (ведь мне уже 72 года) принимать скромное участие в богослужении в качестве чтеца. Вот с пением у меня плохо: голос есть, а слух неважен.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Патриарх Кирилл и Президент Дмитрий Медведев осматривают выставку. Фото пресс-службы Президента России 5 ноября 2011 г. 21:28 Дмитрий Медведев: «То, что случилось за эти 20 лет - просто чудо» Президент в сопровождении Патриарха Кирилла посетил выставку «Православная Русь – итоги двадцатилетия: 1991-2011 годы». Глава российского государства поклонился Тихвинской иконе Божией Матери, которая является главной святыней форума, а затем осмотрел так называемый коридор новомучеников, где собраны фото и документы, рассказывающие о подвиге архиереев, священнослужителей и мирян, которые, соблюдая апостольский завет, остались верны Христу «даже до смерти». Остановившись у одного из стендов со статистическими данными, Дмитрий Медведев, признался, что поражен радикальному сокращению числа церквей и монастырей, который наблюдался в СССР в конце 30-х годов. В следующем зале, где рассказывается о современной жизни 191 епархии Русской Православной Церкви, раскинувшихся на всех шести континентах, президенту показали грамоту об основании Московского Патриархата, датированную маем 1590 года, которая и по сей день не потеряла своей юридической силы. Далее Дмитрий Медведев и Святейший Патриарх Кирилл остановились у интерактивного экрана, с помощью которого можно «прокрутить глобус», и найти информацию о присутствии Русской Православной Церкви в любой точке земного шара. Дмитрий Медведев выбрал Антарктиду и получил сообщение о храме, который недавно был построен на острове Ватерлоо. В зале, где представлены предметы прикладного искусства, Президент и Святейший Патриарх познакомились с лучшими образцами церковного ювелирного искусства, а также посмотрели на иконы, образцы архитектуры и колокола. С помощью мультимедийного стенда Президент совершил виртуальную экскурсию на колокольню Ипатьевского монастыря в Костроме и смог услышать звон ее колоколов. Заметным экспонатом этого раздела выставки является евхаристическая чаша святителя Афанасия Сахарова, которую он сделал во время пребывания в тюрьме, а также дикирий и трикирий, который использовали на богослужениях во время Великой Отечественной войны, изготовленный из гильз от пулеметных патронов.

http://e-vestnik.ru/news/dmitriy_medvede...

Приложение к главе 2 Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Свт. Василий Великий ч. 1, с. 180–181] «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Строители домов, возводя в высоту огромные здания и основания полагают соразмерно высоте. И кораблестроители, приготовляя корабль к поднятию больших грузов, укрепляют подводную часть, соображаясь с тяжестью нагружаемых товаров Но что значат основание в доме, подводная часть в корабле, такую же силу, кажется мне, имеет и это краткое предисловие в отношении к целому составу псалмов. Поскольку псалмопевец, с продолжением слова, намерен увещевать ко многому такому, что трудно и исполнено бесчисленных подвигов и усилий; то он и подвижникам благочестия предварительно указывает на блаженный конец, чтобы мы в чаянии уготованных нам благ беспечально переносили скорби настоящей жизни. Так и для путешественников, идущих по негладкому и неудобопроходимому пути, облегчается труд ожидаемым ими удобным пристанищем; и купцов отважно пускаться в море заставляет желание приобрести товары; и для земледельцев делает неприметными труды надежда плодородия. Посему и общий Наставник в жизни, великий Учитель, Дух истины, премудро и благоискусно предложил наперед награды, чтобы мы, простирая взор далее тех трудов, которые под руками, поспешали мыслию насладиться вечными благами. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. — Итак есть истинное благо, которое в собственном и первоначальном смысле должно назвать блаженным; и это есть Бог». Еп. Афанасий (Сахаров) с. 98–100] «В качестве торжественной воскресной кафизмы непорочны вносятся и в заупокойные последования, при поминовении скончавшихся в надежде воскресения и жизни, и как бы в подтверждение этой надежды и в утешение скорбящим о разлуке, которая должна окончиться воскресением. И самое содержание псалма 118 не о смерти напоминает, а к жизни возвращает мысль. Об ужасах смерти нет речи в нем. В нем, наоборот, многократные просьбы: «живи мя», даруй мне жизнь (Пс. 118, 17, 25, 37, 40, 88, 107, 149, 154, 157, 159), подкрепляемые исповеданием, что и до сих пор Господь через слово Свое оживляет меня (118:50) и потому переходящие в твердую уверенность, что я – всякий верный закону – «жив буду» (Пс. 118, 77,116,144), жив буду для вечности (118:93), «жива будет душа моя» (118:175)…

http://sedmitza.ru/lib/text/431603/

Приложение. Стихотворения в прозе и художественно-исторические заметки Петра Савицкого Стихотворения в прозе и художественно-исторические заметки Петра Савицкого, написанные по благословению епископа Афанасия (Сахарова) Владимир-на-Клязьме. Успенский собор Первоначально Андреем Боголюбским построен в 1158–1161 гг., расширен (после пожара) в 1185–1189 гг. Всеволодом Большое Гнездо. В Соборе Андрееве ядро и Всеволодова пристройка. Но как гармоничен облик здания в целом и какое в нем равновесие между взлетом вверх и твердым стоянием на земле! Купола расставлены довольно широко; они чувствуют, охватывают землю. Тянутся к земле начертания аркатур, протянутых по середине стен, под кровлей абсид, на барабанах куполов. И в то же время – какая выразительность порыва вверх в высоких абсидах, в округленных линиях закомар, в чудесно вырисованных контурах пятиглавья. Собор одновременно и земной и небесный, и материально-весомый и нематериальный, как дух просветления, как трепетный порыв к небу. Равновесие между взлетом вверх и твердым стоянием на земле, – в нем зерно не только русского зодчества, но и русского человека вообще, русского духа, русской истории. Архитектура Успенского Собора во Владимире была дважды «возрождена»: 1) Успенским Собором в Москве в XV веке; 2) пятикупольными соборами времени Елизаветы Петровны (середина XVIII века). Значение этих двух «возрождений» неимоверно велико в истории русского искусства. Все наши величавые пятиглавые соборы XVI–XVII веков, все роскошные, тоже пятиглавые храмы XVIII столетия, вроде Николы Морского в Ленинграде, Козелецкого собра и т. д., все это внуки и правнуки Успенского Собора во Владимире. Их традиция Держится и до настоящего времени. Она ясно различима как в пятиглавых храмах эпохи классицизма (например, в Князь-Владимирском и Преображенском соборах в Ленинграде), так и в более поздних постройках. Успенский Собор возник в «Андреев» подъем конца 1150-х – начала 1160-х годов. Завершение его принадлежит большому подъему 1180–1190-х годов. Это была последняя, пред татарским нашествием, эпоха дружного культурно-исторического цветения всей тогдашней Руси. В условиях Руси Северо-Восточной ее удобно называть «Всеволодовым» подъемом. Между ним и «Андреевым» взлетом лежит глубокий «прогиб» 1170-х годов. Димитриевский собор во Владимире (1194–1197)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Проваторов Анатолий Яковлевич Был репрессирован. После освобождения работал в Покровском храме г. Покрова чтецом. Затем работал на Антиохийском подворье в Москве заведующим хозяйством. 1. 1 августа 1957 г. 1.VIII–57 г. г. Орехово-Зуево, ул. Маяковского, 55 Преосвященнейший Владыко и дорогой Отец! В последнее время произошли у меня интересные и хорошие события. Полторацкий мне всегда советовал обратиться к митрополиту Николаю 367 . В этой связи в последнем письме он дал мне рекомендательное письмо к владыке. В понедельник 29.VII с. г. я был на приеме у владыки Николая, принявшего меня тепло. Я ему рассказал все и был внимательно выслушан. Просьба моя свелась к двум пунктам: помочь освободиться от п. 11-го 368 ; помочь устроиться в Загорскую семинарию без загорской прописки. Без загорской прописки временно, т. к., если судимость снимут, – пропишут, а если не снимут – я согласен перевестись в ту семинарию, где пропишут. Владыка сказал, что обо всем он подумает и чтоб я к нему пришел недели через две, что я и сделаю. Сейчас я активно готовлюсь к приемным экзаменам. Нужно знать много молитв, некоторые наизусть я не знаю. Еще до посещения митр[ополита] Николая я был в Покрове и договорился с Покровским настоятелем, что буду в местном храме читать на клиросе. В следующую воскресную литургию должен читать там часы. После этого мне хотелось бы, с Вашего разрешения, навестить Вас. В Москве был я в поликлинике расстройств слуха и речи и встал на очередь на занятия в логопедическом кабинете. Возможно, в сентябре – октябре начнется трехмесячный курс лечения. Я бы совместил это и с занятиями в Загорске. Интересно, что на время лечения лечащиеся прописываются в Москве! С низким поклоном прошу Ваших святительских молитв и благословений. Недостойный послушник Вашего Преосвященства – Анатолий. Д. 25 (2). Л. 158–158 об. Подлинник. Автограф. 2. 25 ноября 1957 г. 25/XI–5 Ваше Преосвященство, Высокочтимый Владыко! Свидетельствуя Вам свое уважение, хотел бы о себе сообщить следующее. Нахожусь в Орехове, работаю по-прежнему на фабрике. Вечерами и в выходные дни готовлюсь за первый класс семинарии. Нужная литература теперь имеется, кроме учебника славянского языка. Его нет ни у букинистов, ни моих знакомых.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

протоиерей Николай Балашов Скачать epub pdf – Отец Николай, в воспоминаниях о Дурылине Сергей Фудель пишет о благословении Нектария Оптинского на священство и о том, что это было его мечтой. Однако священником он не стал. Понятно ли при изучении его биографии, почему?   – Говоря с практической стороны, думаю, что принять священство для Сергея Иосифовича было возможно только в тот момент, когда об этом говорил ему преподобный Нектарий. Тогда безбожное государство еще не успело охватить своим тоталитарным контролем все области церковной жизни, а биография юного Сережи Фуделя еще не была осложнена тремя тюрьмами и ссылками. Но в тот момент, когда Сергей Фудель встретил старца Нектария в Оптиной пустыни, он, как внутренне ему представлялось, был еще не готов к священству. А во времена послевоенные, по возвращении Сергея Иосифовича из последней сибирской ссылки, условия были уже таковы, что с биографией Фуделя принятие священства едва ли было возможно. Но я думаю, что были препятствия и внутреннего характера, связанные отчасти с тем очень высоким образом священства, который сохранился в его воспоминаниях об отце. И вообще Сергею Иосифовичу было свойственно глубокое внутреннее покаянное ощущение своего недостоинства, а также ясное переживание всей высоты призвания священнического служения. – Епископ Афанасий (Сахаров) назвал книгу Фуделя «Путь отцов» богословским обоснованием идеи монастыря в миру. Что кажется главным в этом богословском труде сейчас?   – Думаю, что идея монастыря в миру оказалась чрезвычайно плодотворной и востребованной в трудный полуподпольный период существования Церкви в советском государстве. Об этом, собственно, и говорится в нашей книге. – Насколько идея монастыря в миру оказалась продуктивна для Русской Церкви?   – Жить в миру подвижнической жизнью – это стремление, которое сберегло подлинный опыт богообщения в условиях, казалось бы, тотальной пустыни обезбоженности в советском государстве. Конечно, это устремление не потеряло своей актуальности и сейчас, когда после долгого периода запустения открылись многие иноческие обители. Ведь внутренний опыт аскезы и тайного уединения на самом деле необходим каждому христианину.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/f...

Разделы портала «Азбука веры» ( 66  голосов:  4.2 из  5) Наедине с медведем Так и душа моя идет путем зерна: Сойдя во мрак, умрет – и оживет она. …Затем, что мудрость нам единая дана: Всему живущему идти путем зерна. В. Ходасевич. Говорят, цель лишает свободы. Взыскующий иноческого жития, еще в миру подвизавшийся в бдении-пощении, а особенно в чтении святоотеческих писаний, твердо знает и тем самым заведомо себе и Промыслу предписывает: главное в монашестве – нерассеянная молитва, соединяющая с Богом. Молитва же требует уединения, тишины, покоя и времени – ни один монастырь не дарит этих привилегий прежде, чем насельник, вернее, насельница выработается, постареет, поболеет; в любом случае новоначальным на такой расклад надеяться не стоит. Рассказывают про одного архимандрита, юношей вознамерившегося поступить в Псково-Печерский монастырь; первым послушанием ему определили уборку туалетов – он оскорбился и со словами «я молиться пришел, а не г… возить!» покинул славную обитель. Может быть, он не слышал об Иоанне Дамаскине , исполнявшем это послушание в течение двух лет, ни о епископе Афанасии (Сахарове) , тоже, по странному сближению, великом церковном гимнотворце, который многие годы в лагере бессменно состоял ассенизатором. Всякий новоначальный, намеревающийся не «попытать счастья», а всерьез проходить монашество, оказывается в обстоятельствах прямо противоположных собственным ожиданиям и отнюдь не способствующих возвышенным порывам: тяжелая работа, перенаселенная келья, бездарное начальство, абсурдные приказания, глухое непонимание… бывает и настоящее преследование, которое порой невозможно понять и объяснить, потому как ведь от своих, от православных, единомысленных и даже монашествующих. «Как христианский младенец крещается водой и Духом, иначе не может быть христианином, так и младенец-монах крещается крестом – иначе не может быть монахом» – сказал в видении послушнице Марии Сам Спаситель во время неожиданных скорбей, обрушившихся на нее из-за клеветы, порожденной завистью. А горячо любимая, благородная и добрая игумения, зная правду, всему поверила – почему ? Почему столько издевательств и клевет понес от архиерея, притом хорошего же человека, митрополит Филарет (Амфитеатров) ?

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Разделы портала «Азбука веры» Марина Верховская Личное молитвенное правило в литургической практике Русской православной церкви В Избранное Тема личного молитвенного правила касается повседневной молитвенной жизни членов церкви, которая тесно связана с практикой общецерковной молитвы. Возникновение личного молитвенного правила связано с воплощением слов апостола о непрестанной молитве ( 1Фес.5:17 ) и стремлением устроить также и личную молитву христиан «благообразно и по чину» ( 1Кор.14:40 ). Однако до настоящего времени тема личного молитвенного правила, а также история происхождения и становления его чинопоследований, не были исследованы церковными учеными – историками и литургистами, и до сих пор остаются неясными. О формировании понятия личного молитвенного правила как последования утренних и вечерних молитв, представленного в молитвословах, из литературы было известно 4 ключевых момента общего характера без исследований и ссылок: Обращение к «Малой подорожной книжке» (экземпляр РГБ) показало, что издание Франциска Скорины не включает последований молитвенного правила, часослов, входящий в нее, представляет собой часослов для частного совершения богослужений суточного круга, что было для русской церкви традиционной практикой, и это подтверждается источниками XVI века («Книга, называемая «Домострой» протопопа Сильвестра , рукописный сборник XVI в. Троице-Сергиевой Лавры); более ранние источники XI века свидетельствуют о ежедневном совершении утрени и вечерни как нормы молитвенной жизни для мирян. По свидетельству свт. Афанасия (Сахарова) на Руси была широко распространена традиция самостоятельного совершения мирянами богослужебных последований. В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы за исключением таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мирянин. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу [Афанасий (Сахаров), 197].

http://azbyka.ru/lichnoe-molitvennoe-pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010