разделы   рассылка  распечатать Всеволод Сахаров Долгое возвращение " Мастера и Маргариты " К 65-летию великого романа Михаила Афанасьевича Булгакова Источник:  Литературная газета Работа над романом " Мастер и Маргарита " началась в 1928 году. В 1929 году Михаил Афанасьевич Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, впоследствии его женой и незаменимой помощницей, много значившей в судьбе книги и ее творца. Настолько много, что мы, кажется, до сих пор читаем роман Булгакова в ее редакции, а не подлинный его текст. Это была встреча не очень юной, прожившей достаточно сложную жизнь матери двоих сыновей не только с замечательным писателем и новым любимым, но и с его главным романом, следующим образом описанная Еленой Сергеевной: " Ведет через улицу, приводит на Патриаршие пруды, доводит до одного дерева и говорит, показывая на скамейку: здесь они увидели его в первый раз... " Теперь мы все знаем, о какой книге и о какой ее главе шла тогда речь. Больше знаем и о самой Елене Сергеевне. Т.А. Луговская вспоминала: " Она не была красивой никогда, но была очень обаятельна " . Но когда друзья и близкие услышали об их браке, С.А. Ермолинский воскликнул: " Миша, ты сошел с ума! " А тот отрезал: " Не твое дело! " Да, с этого момента это стало делом и судьбой самого Булгакова, хотя ему и было с самого начала ясно, что встретившиеся ему в минуту жизни трудную сестры из Риги – Леля и Оля (девичья фамилия Нюренберг) – девушки очень непростые и что сама эта встреча не была случайной. Но, допустив сестер в свою полную таинственных случайностей и опасностей жизнь, Булгаков ее продлил, завершил и спас, сохранил для нас свою главную книгу. Две прежние его жены этого сделать никак не смогли бы и к тому же не до конца понимали, рядом с кем им довелось тогда жить. В 1930-е годы жизнь писателя не стала легче, но это время расцвета его таланта, пора трудной, часто прерывавшейся работы над " Мастером и Маргаритой " . Сам Булгаков писал в 1931 году Сталину: " ...после полутора лет моего молчания с неудержимой силой во мне загорелись новые творческие замыслы... замыслы эти широки и сильны... " . Это сказано и о работе над романом. Слова его, искренние и прочувствованные, быстро стали делом, обрели плоть.

http://religare.ru/2_24429.html

А.В. Журавский Часть III. Жизнеописания духовных чад митрополита Кирилла Последователями и духовными чадами митрополита Кирилла были епископ Красноярский и Енисейский Амфилохий (Скворцов), епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) , епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), епископ Кинешемский Василий (Преображенский), епископ Тамбовский и Шацкий Зиновий (Дроздов), епископ Дамаскин (Цедрик), епископ Гавриил (Абалымов), архимандрит Неофит (Осипов) и многие другие клирики и миряне. Жизненный путь и христианское служение многих из них нашли своих благодарных исследователей и издателей. Было издано несколько книг об исповеднической жизни епископов Афанасия (Сахарова) , Василия (Преображенског о). В этой части мы публикуем жизнеописания двух последователей и духовных чад митрополита Кирилла: епископа Иоасафа (Удалова) и архимандрита Александра (Уродова). Первый познакомился с митрополитам Кириллом в июле 1920 года, когда владыка Кирилл возглавил Казанскую епархию, второй – еще до революции, в бытность свою насельником Санаксарского монастыря Тамбовской епархии. Епископ Иоасаф принял мученическую смерть в Казани в 1937 году, архимандрит Александр после ссылок и концлагерей поселился в с. Соболеве Кировской области, где мирно скончался в 1961 году. Архимандрит Александр прославлен как исповедник и включен в собор Новомучеников и исповедников Российских. Автор выражает глубокую признательность архивной службе Санаксарского монастыря и лично наместнику обители архимандриту Варнаве (Сафонову) и архивариусу иеромонаху Венедикту (Кулешову) за предоставленные документы и дополнения, позволившие уточнить многие события жизни архимандрита Александра (Уродова). Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), викарий казанской епархии Когда 5 апреля 1886 года в городе Уфе в благочестивой семье купца Ивана Александровича Удалова родился мальчик и нарекли его Иваном, то вряд ли кто провидел грядущий крестный путь будущего святителя. Воспитание Иван получил в духе любви к православной вере с неопустительным соблюдением постов и посещением служб. Такое воспитание было традиционным для большинства русских семей того времени и посему, когда Иван решил избрать себе путь священнический, не многие в его роду были тому удивлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Авель (Матиешин), иеромонах Будущий иеромонах Авель (в миру Архип Акимович Матиешин) родился в с. Песчанка (Песчанское) Балтского уезда Каменец-Подольской губ. в 1890 г. в крестьянской семье. 23 июня 1917 г. поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. Решением Духовного собора лавры определен на служение в Зверинецкие пещеры. Здесь в 1918 г. вместе с монахами и послушниками пережил разрушительный взрыв Зверинецких военных складов. Оставшаяся от последствий взрыва и пожара церковная утварь полуразрушенной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы была перенесена в пещеры. Архип был оставлен сторожем пещер, а затем до 1921 г. служил пономарем. 19 мая 1923 г. принял монашеский постриг с именем Авель. Исполнял послушание в лаврской братской больнице. После хиротонии епископа Вячеслава (Шкурко) в 1932 г. о. Авель в качестве его келейника переехал в Житомир, в 1936 г. вслед за епископом Вячеславом в г. Сумы, а весной 1936 г. в Яранск Кировской обл., по месту службы владыки Вячеслава. В конце 1937 г. о. Авель был арестован НКВД по Кировской обл. и проходил по следственному делу епископа Вячеслава (Шкурко). После освобождения проживал в Яранске. Был вновь арестован. Осужден Кировским облсудом 21 января 1947 г. по ст. 58. Приговорен к 10 годам лишения свободы. В 1955 г. освобожден. Дальнейшая судьба неизвестна 23 . 1. Не позднее 26 января 1955 г. Дорогой мой В[ладыка]. Поздравляю я Вас с прошедшими и наступающими с Богоявленскими праздниками и желаю я Вам, П[реосвященный] В[ладыка], телеснаго здравия и душевнаго спасения и многолетия, хотя и тяжелые они для нас с Вами. Но а все же хочется и еще пожить и с Вами повидаться, а потом и помирать мне. Дорогой В[ладыка], я очень тронут был Вашим сердечным и Отеческим Вашим вниманием ко мне, недостойному Вас, и я очень, В[ладыка], Вас душесердечно благодарю за Вашу милость ко мне, которую Вы мне, недостойному Вас, преподали мне, и я вольно и невольно прослезился над [н]ей и сотворил трижды крестное знамение и возблагодарил Господа Бога за Его посланную милость ко мне через Вашу Блаженную десницу святительскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Аврамия (Мартынова), монахиня Дом-музей свт. Афанасия в г. Петушки Насельница Владимирского Успенского Княгинина монастыря до его закрытия в 1923 г. Монашеское имя получила в честь мученика Аврамия Болгарского, святые мощи которого хранились в обители 27 . До конца своих дней поддерживала связь со святителем Афанасием. Во время его епископского служения во Владимире шила ему облачения, собирала и посылала продукты и необходимые вещи в тюрьмы и лагеря, где находился Владыка. В старости мать Аврамия была для односельчан за священника: и отпевала, и давала духовные советы. С любовью относился к старой монахине Владыка Афанасий. О ней писал он своим друзьям из лагеря: «Какое христианское отношение к болезням!» 28 Освободившись, он старался помочь матушке чем только мог. А о ее великой любви говорят ее письма. Скончалась мать Аврамия 2 декабря 1959 г. «Дорогой наш светильник погас», – писали о ней односельчане Мария и Иоанн. Их письмо о кончине матери Аврамии публикуется здесь же. Мать Аврамия была полуграмотной. В ее письмах отсутствуют знаки препинания, последние буквы слов часто недописаны, что восстановлено без оговорок. Орфографические ошибки исправлены, расставлены знаки препинания. 1. Не позднее 4 января 1957 г. Х[ристос] п[осреди] н[ас]. Ваше Преосвященство Владыко святый. Просим мы вашего благословения и ваших св[ятых] мол[итв] за нас, многогрешных, – м. Авр[амия] Иван, Мария. Кланяемся Вам в ножки и целуем Вашу ручку и поздравляем вас с праздн[иком] Р[ождества] Х[ристова] и с наст[упающим] новым годом и желаем Вам добраго здравия телесного и душевного спасения и терпения в немощах Ваших. Как Ваше здоровье, а мое самое плохое, часто гриппом болею, и сердце не очень хорошо, душит, задыхаюся. В[ладыко], я Вас прошу, нет ли у Вас маленьких картинок Николая Чудотворца, Божией Матери. Все просят, у меня молитвенников просят. В[ладыка], еще скажите мне, меня спрашивают люди, чего лучше для души, сорокоуст заказать или отпевание. А все денег нет, бедные люди. Старухи умирают, на все надо полторы сотни. Ко мне некоторые приходят и просят отпеть, дадут мне 10 руб[лей]. А кто 5 [рублей], я даю землички, рукописание, сама пишу его, у меня есть требник, и венчик рисую, крестик и «Святый Боже» пишу. отец Александр меня научил, он ко мне ходил каждый год, нас, старух, причастить на ночь придет, а сейчас трудно вызвать священника – привези, увези, лошадь не дают. В[ладыка], прости меня, я стала нетерпеливая, надоело мне такой хворой жить. Машу я заманила ко мне, хотя, Спаси Боже, ходит ко мне, все дела делает. Простите меня Х[риста] р[ади] и благословите меня, помолитеся за меня. Будьте хранимы Богом. Ваша молитвенница м[ать] Авр[амия].

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский; †1937) — один из самых ярких иерархов в истории Русской Церкви последнего времени 13 января 2014 г. Тайны следственного дела об иноческом братстве князя Даниила Проблемы источниковедческого и почерковедческого анализа применительно к архиепископу Феодору (Поздеевскому): факты, гипотезы и доказательства Московский Свято-Данилов монастырь много лет ведет работу по изучению своей богатой истории, в том числе недавней — истории гонений, закрытия обители и мученической кончины братии. Важнейшей фигурой этого периода является последний перед закрытием настоятель монастыря архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский; †1937) — один из самых ярких иерархов в истории Русской Церкви последнего времени. Скрупулезное изучение всех материалов его последнего следственного дела заставляет иначе оценить многие ключевые аспекты достоверности и подлинности «лично подписанных» протоколов обвиняемых того страшного времени. И, наконец, исправить страшную несправедливость 1937 года, когда человека не только уничтожили физически, но и оклеветали его имя. Глава «Даниловского Синода» Архиепископ Феодор воспитал целую плеяду архиереев — настоящих духовных пастырей православного народа в годину страшных испытаний. Во многом именно благодаря владыке и близким ему по духу архиереям, сплотившимся вокруг него и Данилова монастыря (которых так и называли «Даниловским Синодом»), Русская Церковь устояла перед натиском богоборцев и разрушителей. Храмы, захваченные обновленцами, пустовали, в то время как Данилов монастырь еле вмещал молящихся. Владыку называли столпом православия, а «даниловцы» были для всех образцом непреклонного стояния в вере. Последнее следственное дело архиепископа Феодора и даниловской братии 1 , получившее в исследовательской литературе название дела «Иноческого братства князя Даниила», частично уже публиковалось. Прежде исследователи неоднократно пытались его проанализировать, в основном принимая во внимание только протоколы допросов архиепископа Феодора, причем лишь последние. Но при внимательном изучении всех протоколов допросов обвиняемых и свидетелей (причем в хронологическом порядке, и не только дела владыки Феодора, но и предшествовавших ему дел — например, Ковровского епископа Афанасия (Сахарова; †1962) 2  и даниловского архимандрита Симеона (Холмогорова; †1937) 3 , очень многие «странности» следственного дела становятся вполне понятными.

http://e-vestnik.ru/history/tayny_sledst...

Борисоглеб. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Бориса и Глеба , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1786 и 1790. Колокольня - между 1858 и 1859 гг. . Адрес: Владимирская область, Судогодский район, д. Кадыево, урочище Борисоглеб Координаты: 56.0104, 40.3539 Проезд:Южная объездная дорога г.Владимира, поворот на с.Улыбышево, на запад 8км. Высокая лесистая гора с церковью и есть с. Борисоглеб. Проезд от трассы асфальтированной дорожкой 2км через д. Улыбышево, д.Якушево, вокруг озера, и через д.Конюшино. Указателей нет. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Это была Патриаршия вотчина, которая впервые упоминается в 1504 году. Церковь во имя Казанской Божией Матери с приделом свв. Бориса и Глеба в письменных документах встречается в 1628 году. Одновременно существовала другая деревянная церковь во имя свт. Николая Чудотворца. В 1790 году на средства священнослужителей и прихожан был построен каменный храм, в котором было три престола: главный во имя Казанской Божией Матери, а в теплой трапезе - во имя свв. благов. князей Бориса и Глеба и св. Николая Чудотворца. В 1889 году в д. Буланово было открыто училище на средства купцов Тарасова… При училище была домовая церковь с престолом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Эта церковь была приписана к Борисоглебскому приходу. К приходу относились деревни: Улыбышево, Занино, Ваневка, Головино, Михалево, Рогово, Федурново, Лопухино, Черепово, Прокунино, Крюково, Буланово. После революции из храма в 1922 году были изьяты ценности. В 20-е годы в храм приезжал служить иеромонах Афанасий (Сахаров), будущий святитель. В 1927 году был репрессирован приходской священник А. И. Софийский. Затем в 1930 году был первый раз арестован священник о. Александр (Орлов), а затем повторно - в 1938 году. Богослужения в храме продолжались до 1939 года. Но храм был уже без колоколов, которые были сброшены в 30-е годы. Звон самого большого колокола, по свидетельству жителей села, в свое время был слышен даже во Владимире. Храм окончательно закрыли в 1940-41 годах. Первое богослужение в храме состоялось на Пасху 1996 года.

http://sobory.ru/article/?object=02070

Будущий архиепископ Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской) родился 26 сентября 1923 г. в Смоленске. В 1943 г. поступил в Свято-Успенский Жировицкий монастырь, где исполнял должности секретаря канцелярии, а затем кладовщика. В монастыре принял монашеский постриг и назначен ризничим. В 1945 г. иподиакон Пимен поступил в Минскую духовную семинарию, которую с отличием окончил в 1949 г. В том же году был рукоположен в иеромонаха и направлен в Московскую духовную академию. Во время обучения исполнял обязанности благочинного академического и семинарского духовенства. В 1953 г. окончил академию со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение на тему «Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием») и был оставлен в академии профессорским стипендиатом. Затем назначен преподавателем катехизиса в академии и одновременно исполняющим обязанности священника домовой церкви в резиденции Святейшего Патриарха Алексия I в Москве. В 1955 г. возведен в сан игумена и назначен заместителем начальника, а потом начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Там был возведен в сан архимандрита Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Венедиктом. В 1957 г. Решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандрит Пимен был вызван в Москву и назначен помощником наместника, а затем наместником Троице-Сергиевой лавры. В феврале 1958 г. Совет Московской духовной академии присвоил архимандриту Пимену звание доцента за его работу «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова ». В 1957/58 учебном году он преподавал в Московской духовной академии пастырское богословие, а в 1960–1966 гг. – логику. За время пребывания архимандрита Пимена наместником лавры с благословения Патриарха Алексия I он постриг в монахи многих видных впоследствии иерархов Русской Церкви, в том числе Патриарха Алексия II, митрополитов Питирима (Нечаева) , Филарета (Вахромеева), Владимира (Котлярова), Николая (Кутепова), Феодосия (Процюка) и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В разъяснении устаревших текстов я был, до некоторой степени, инициатором. В доказательство чего позволяю себе доложить: будучи в 1946 году в Москве и услышав за богослужениями изменение устаревших текстов, для того чтобы применить их у себя, я осмелился обращаться к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Николаю и Протопресвитеру о. Николаю. Они направили меня к ответственному секретарю редакции «ЖМП», блаженный памяти протоиерею о. А. Смирнову . Выслушав меня, о[тец] секретарь вполне согласился со мной и обещал дать просимые мне разъяснения в календаре на будущий, 1947 год (что, слава Богу, есть, но здесь, где действуют служебники Варш[авского] изд[ания], не понято). Я попросил также справку о возношениях в Московских храмах (безусловно, образец для всех храмов Р[усской] Пр[авославной] Ц[еркви]), каковой получил на руки 6.VIII.1946 в 3-х экз. Один экземпляр я представил с мотивировкой б[ывшему] тогда управделами Брестской епархии, второй – своему благочинному и один хранится у меня. Я сразу применился в своем приходе и не отступаю без изменения В[ысшей] Д[уховной] Вл[астью] (но я одинок, что для меня не только обидно, а страшно тяжело, – вопрос очень щепетильный, тонкий, но непонятый). Таким последним разъяснением нахожу на стр. 283 п. 10б богослужебных указаний за 1955 г., и я его применял до с[их] п[ор], тем более что и в книжке доцента А.Георгиевского , на стр. 83 – тождественно. И вот вчера, 14.X. с. г., мне пришлось возглавлять соборное богослужение с участием высокообразованного столичного собрата, строгого канониста (как там говорили, «завтрашнего епископа»). Он мне в частном разговоре, очень корректно, заметил, что ни в коем случае нельзя изменять текст стр. 65 и 66 об. служебника Моск[овского] изд[ания] 1835 г. текстом на стр. 183 п. 10б б[огослужебных] указ[аний] 1955 г. и стр. 83 книжки А. Георгиевского , то есть начинать: «Вас и... », потому что в числе «вас» – присутствующих могут находиться не только имеющие право «приступить ко св. Чаше», а также пришедшие в храм с другой целью (покритиковать), а потому текст «всех вас православных» не подлежит изменению.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Василюк Афанасия Михайловна Вероятно, уроженка Черкасской обл. С 1916 г. проживала в г. Владимире, где познакомилась со свт. Афанасием и его матерью. Была прихожанкой Троицкой церкви, в которой в 1920-е гг. после закрытия владимирских монастырей служил епископ Афанасий. 1. 14 ноября 1954 г. 1/14 ноября Родной Отец Афанасий. Прошу Ваших св[ятых] молитв и благословения. Письмо Ваше от 22/XI я получила, благодарю Вас за память о мне, гр[ешной] рабе. Я живу Вашими св[ятыми] молитвами ничего, пока работаю, по воле Божией. Живу одна спокойно, ни от кого не завишу, живу замкнуто, всю надежду возлагаю на Господа Бога. Руки мои лучше, слава Богу. Племянницы заняты своими семьями и суетой сует. Очень рада, что очки хоть немного подошли Вам. Получаете ли Вы все, что посылаю? Жива мыслию и желанием видеть Вас. Так как Царица Небесная помогла мне найти Вас, так много скорбевшей неизвестностью о Вас. Так и теперь возлагаю все упование на Матерь Божию видеть Вас в сем мире. Получить Ваше благословение. Жаль мне отца Иосифа, что это у него с горлом? Как Ваше здоровие? Укрепи Вас Господи, дай силу и терпение все переносить до конца. Скорблю душой, что Вы ослабели. Простите мне все и помолитесь о мне, гр[ешной]. Остаюсь всегда помнящая гр[ешная] раба Афанасия. Прошу св[ятых] молитв и благословения. Д. 2. Л. 70–70 об. Подлинник. Автограф. 2. 18 января 1955 г. 18/1 55 г. Родной Отец Афанасий. Прошу Ваших св[ятых] молитв и благословения, от всей души, от чистого сердца благодарю Вас за все... нет слов выразить Вам, Родной Отец и пастырь Афанасий. Спаси Вас Господь. Как радостно получить от Вас весточку. Я получила оба Ваших письма, спешу ответить. Я живу Вашими св[ятыми] молитвами и за все благодарю Господа. Бывает всяко, и поскорбишь, и понервничаешь, но когда прихожу в свою комнатушку, так все забываю. Здесь у меня Ваше благословение маленький псалтирь, я открою и все забуду. В церковь хожу на кладбище, когда только имею свободное время. Там во время богослужения забываю все и отдыхаю душой. Отца Михаила Баклановского не знала, но видела, он служил в соборе. Я редко туда ходила, люблю кладбищенскую тишину, и там похоронены мои мама и братья Сеня и Зиновий, а потому я больше туда хожу. Конечно, знают отца Михаила многие из прихожан, одна только старушка с ним переписывалась. А большинство – с глаз долой из сердца вон. Дай Бог , чтобы Ваши друзья добились того, что они хлопочут, чтобы Вы были свободны. Людям это невозможно, но Господу все возможно. Я много лет скорбела и плакала, что утеряла Вас, и твердо верила, что хоть перед смертию, но, если не увижу, так услышу, где Вы, и Царица Небесная услышала меня, гр[ешную] блудную овцу, и я нашла Вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Васнецов Михаил Викторович, протоиерей ЦИА ПСТГУ Родился 27 октября 1884 г. в Москве в семье художника В. М. Васнецова. В 1908 г. окончил математический факультет Московского университета. Отбыв воинскую повинность, преподавал в частных гимназиях. В 1913 г. переехал с женой в Одессу, а в 1914 г. был призван в армию в запасный полк. В 1920 г. М. В. Васнецов покинул Россию, сначала остановился в Галлиполи, а в конце 1921 г. переехал в Болгарию. В 1924 г. воссоединился с семьей в Праге. Здесь Михаил Викторович писал работы по астрономии. В 1922 г. рукоположен во диакона, в 1933 г. – во иерея. Настоятель церкви св. Николая в Праге. Секретарь Успенского братства. После прихода в Чехословакию советских войск остался в Праге и совершал богослужения в церкви («сборовне») так называемого профессорского дома в Праге. В 1945 г. сын протоиерея Михаила Васнецова Виктор был тайно вывезен в СССР. Скончался 30 января 1972 г. в Праге и похоронен на Ольшанском кладбище в Праге возле храма Успения Пресвятой Богородицы 192 . 1. 7 июня 1957 г. Прага, 7 июня 1957 г. Ваше Преосвященство, Глубокочтимый Владыко! П. Н. Савицкий мне много рассказывал о Вас. Между прочим, он сказал, что Вы составляете «Богослужебные указания» на 1958 [год]. На мне лежит обязанность составлять собственно календарную часть для православных календарей, издаваемых в Чехословакии. К сожалению, в моем распоряжении нет Типикона, и в затруднительных случаях я обращаюсь к старым календарям или ищу заметок в богослужебных книгах. При составлении календаря на 1958 г. я пользовался указаниями в календаре на 1947 , изданном Московской патриархией. Но я не знаю, все ли там правильно. Поэтому я позволяю себе обратиться к Вам с рядом вопросов, касающихся 1958. Наша здешняя церковная жизнь весьма скромна, прихожан, а тем более молящихся немного... богослужений немного, и они служатся весьма сокращенно. Но слава Богу, что все же и здесь, среди иноверцев, Господь помогает совершать православные богослужения... У меня есть мечта в августе этого года посетить СССР, и в частности, Москву, но это оказывается довольно трудно... Главное затруднение – это болезненное состояние моей жены... Я колеблюсь, могу ли я оставить ее без себя...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010