Калинин Василий Дмитриевич Родился примерно в 1900 г. Встречался со святителем Афанасием в тюрьмах и медвежьегорских лагерях. После освобождения проживал в г. Иваново. Работал юрисконсультом. 1. 20 марта 1957 г. К великой радости нашей, всех знающих Вас, дорогой Владыка, осенью 1954 г. узнали мы, что Вы в добром здравии. Будучи в Москве, в октябре м[еся]це в Патриархии я узнал, что Вы в Петушках. Заезжал проездом в Иваново, но сказали, что Вы уехали в Москву, и видеть Вас не имел возможности. Часто – очень часто вспоминали Вас, а я особенно, ибо только благодаря Вашей моральной поддержке я смог вынести испытания 1936–41 годов. То необычное, что я имел, находясь вместе с Вами в Ярославле, Вологде, Ленинграде и затем в Медв[ежьей] Горе, мобилизовало все мои силы на перенесение испытаний, и Господь помог мне. Часто вспоминаю отца Иосифа 565 , его духовный, чистый образ всегда ясно стоял в моем сознании; большой, большой мой привет ему. Ничего не знаю о судьбе Юрия Александровича 566 . Дорогой Владыка! Вы меня вряд ли помните – юриста из Иваново – периода 1936 года краткое наше общение. Зная о Вас только доброе, пастырское, большая группа верующих г. Иваново обратилась к Святейшему с просьбой благословить Вас на Ивановскую епархию. Подробно я Вам все расскажу лично, проездом в Москву я дерзаю заехать 29/III к Вам. Податель сего отец Николай Каллистов имеет до Вас личную надобность, мне неизвестную. Искренний привет отцу Иосифу. С искр[енним] уваж[ением] Вас[илий] Димитриевич 567 Калинин, юрисконсульт, г. Иваново. 20 марта 57. Д. 22. Л. 8–8 об. Подлинник. Автограф. 2. 20 апреля 1957 г. Христос Воскресе! Ваше Преосвященство, наш дорогой Владыка. Искренно и с сердечной теплотой желаем Вам в добром здравии и радостно великие дни Праздника провести. Всей душой стремился видеть Вас и собирался с Ник[олаем] Иванов[ичем], но ему пришлось поехать одному. Он беспокоится – получили ли Вы его письмо с адресом – вот он: Ленинград 36-С, ул. Лиговская, дом. 21-Б, кв. 7. Здесь Вас многие знают – часть заочно, любят и даже просят у Святейшего на епархию – исключительно по мотивам иметь себе пастыря, душу свою отдающего за овцы своя.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Каменева Татьяна Ниловна Т. Н. Каменева Архив А. В. Корниловой Татьяна Ниловна Каменева родилась 15 февраля 1909 г. в Самаре в семье прокурора Тамбовского окружного суда Нила Васильевича Каменева и его жены Екатерины Николаевны (урожд. Генненберг), преподавательницы Тамбовского Александринского института бедных девиц дворянского происхождения, внучатой племянницы героя Севастопольской обороны, вице-адмирала В. А. Корнилова. Сестра Наталии Ниловны Каменевой. Нил Васильевич был старостой Тамбовского кафедрального собора, близким к архиепископу, будущему митрополиту священномученику Кириллу (Смирнову). В 1922 г. поступила в Тамбовское музыкальное училище. В 1925 г. Татьяна с Натальей уехали в Москву. Татьяна заочно окончила Историко-архивный институт. Сестры стали прихожанками храма свв. бессрр. Кира и Иоанна на Солянке (Сербское подворье), настоятелем которого был архимандрит Серафим (Битюков). После закрытия храма ближайшие знакомые Каменевых были арестованы (Мария Витальевна и Галина Витальевна Тепнины, Н. В. Трапани и многие другие. На допросы часто вызывали и Татьяну Ниловну. Она работала в это время в Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, сначала в отделе рукописей, а потом (и уже до самой своей кончины) в отделе редкой книги, где занималась старопечатными церковными изданиями. Была уникальным специалистом. Составила вместе с А. А. Зерновой каталог старопечатной книги, защитила диссертацию. Постоянно помогала заключенным, ссыльным и недавно вернувшимся из заключения, в их числе были иеромонах Иеракс (Бочаров) и святитель Афанасий. Скончалась 10 марта 1985 г. Похоронена на Введенском кладбище г. Москвы. 1. Не позднее 19 марта 1958 г. Дорогой Владыко! Очень рада, что могу наконец написать Вам и поблагодарить за книгу и всю Вашу доброту ко мне. Я очень чувствую, как этого не заслуживаю, и не умею выразить благодарность за все. Книга мне очень дорога и полезна. Не говоря уже обо всем другом, моя работа кропотлива. Я ведь во всех изданиях срисовываю буквы крупные.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Капранов Иаков Николаевич, диакон Родился в с. Волосово Владимирской губ. в 1885 г. В 1921 г. ушел послушником в Косьмин монастырь близ с. Небылое. Подвизался в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. В 1922 г. рукоположен во диакона святителем Афанасием. В 1932 г. проживал в г. Собинка Владимирской обл., служил диаконом. 23 марта 1932 г. арестован, приговорен к лишению права проживания в 12 пунктах с прикреплением к определенному месту жительства на 3 года. Впоследствии был в ссылке и в заключении (Дмитлаг). В 1940-е гг. вновь арестован. Находился в заключении на строительстве канала Москва – Волга вместе с талантливым проповедником владимирским иеромонахом Серафимом (Якубовичем), которого хорошо знал и любил в бытность во Владимирской епархии святитель Афанасий. Слушая его речи, диакон преисполнился величайшего уважения и восхищения перед даром проповеди этого иеромонаха, погибшего в лагерях. После освобождения служил в с. Эдемское Камешковского р-на Владимирской обл. В Эдемском о. Иаков нашел архив иеромонаха Серафима и послал рукописи проповедей святителю Афанасию. Владыка переслал их в Московскую духовную академию, но там побоялись взять на хранение рукописи заключенного иеромонаха, передав их в архив Патриархии. Святитель с большим трудом получил их обратно. Но настоящее их местонахождение неизвестно. Диакон Иаков был поэтом, его письма переполнены строками стихов его сочинения. 1. 19 октября 1954 г. Досточтимый и премноголюбезный Афанасий Григорьевич 590 , здравствуй! Ваше многоценное письмецо со влож[енной] молит[вой] 591 от 25/9 нами получено 18/5–10 числа и тем же числом пишу ответ. Не отписывал долго по той причине, что с 11 сен[тября] по 5 окт[ября] путешествовал по окрестным святыням. Молитва В[аша] глубоко-значительная и при ее усердном употреблении возымела чудодейственную силу. Я сам находился на фронте, был в линии огня, в окопах, и не только в качестве постороннего наблюдателя, и буквально пережил все ужасы войны и видал страшные картины. Вот одна из них. На кладбище, павшие герои, а их было несколько, ожидали очереди в могилу. У одного из них были выше колен перебиты ноги, у другого зияли две страшные раны во лбу, у третьего выпали внутренности, у четвертого... Тут же лежали два узла из палаток, с частями человеческих тел. От сего ужасного зрелища во мне все сердце взволновалось, и я оплакал жизнь свою. Да что далеко углубляться в историю, если мы совсем недавно пережили одну из войн, когда

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Красников Василий Николаевич, протоиерей Рукоположен во иерея митрополитом Елевферием (Богоявленским) 713 в 1920 г. в Вильне (Вильнюсе). Соузник святителя Афанасия. После освобождения служил в с. Коптевка Гродненской обл. 1. 20 октября 1957 г. Коптевка – 20.Х 1957 г. Милостивый Архипастырь и Отец! С великой радостью узнал, что Вы, Владыка, трудитесь в издательстве Патриархии, где сможете привести в исполнение свои планы, начатые еще в Потьме. Тяжелые были эти годы, но, благодаря Вам и отеческим Вашим заботам, они очень смягчались, в особенности в Великие праздники, – когда Вы делились со всеми, – среди которых был и я – многогрешный, – за что всегда остаюсь Вам благодарным и прошу у Престола Божия для Вас великих и богатых милостей. Не помню, говорил я Вам или нет, что у меня были еще братья – священники в Курско-Белгородской епархии, о которых с 1923 года я ничего не знаю, так как с этого времени братья прекратили со мной переписку (я был в Польше, они в СССР). Помню, что один из них был в Новооскольском, а другой в Белгородском уездах, и помню название одного села – «Лозное», но кто из братьев был там, не помню. Писал прокурорам и в Епархиальное управление Курско-Белгородское – причем прокуроры ответили, что братья мои «на их территориях не проживают», а Епархия не ответила вовсе. Теперь единственная надежда на Вас, – может, Патриархия найдет их. Братья мои: Красниковы Петр и Александр Николаевичи, – первый 1885 года рождения, второй – 1893. Если бы удалось что-либо узнать о них, даже о смерти – все же я буду очень рад и благодарен Вам. Я живу, как и писал Вам еще в Потьму, на Гродненщине, в с. Коптевке. Тружусь во славу Божию: в прошлом году под моим руководством отремонтирован храм капитально средствами прихода – и это меня радует, но вообще в жизни не везет: дочь страдает ревматизмом на почве сердца, зять, муж старшей дочери, пьяница, и поэтому из последнего нужно помогать им воспитывать (питать и одевать) их детей, а моих внуков. Благодаря чему, хотя служу уже третий год, никак не могу справить себе рясу, хотя часто приходится по вызову участвовать в Архиерейских Богослужениях и получать замечания от начальства (я один без рясы). Хотя и неловко, но прошу Вас, может быть, у Вас найдется старенькая ряса, то прошу Вас, Владыко, подарить мне ее, что всегда будет напоминать мне о своем Благодетеле.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Куприянов Николай Львович, протоиерей, Куприянова Елена Лазаревна Будущий протоиерей Николай Львович Куприянов родился 1 декабря 1893 г. в г. Белграде, ныне Одесской области, в семье диакона. Окончил Измаильское духовное училище. Поступил в Кишиневскую духовную семинарию. После начала Первой мировой войны добровольно вступил в ряды русской армии. По возвращении с фронта служил псаломщиком в храме с. Яловены в Молдавии. В 1920 г. был рукоположен во иерея к храму в с. Ганска (тогда в составе Польши (?); позднее – в Молдавии). В 1942 г. награжден саном протоиерея и правом ношения палицы и креста с украшениями. Арестован и отправлен в лагерь, где находился со святителем Афанасием. Е. Л. Куприянова с дочерью и внуками, как члены семьи врага народа, были сосланы в Тюменскую обл. Елена Лазаревна работала в больнице. В марте 1955 г. Николай Львович освободился. Был назначен настоятелем Свято-Николаевского храма г. Ишим, где познакомился с людьми, которые помнили и почитали святителя Афанасия, проживавшего в их городе в 1943 г. В 1958 г. Николай Львович с женой переехали в Кишинев. В 1959 г. он служил вторым священником в кладбищенской церкви Кишинева. В 1968 г. был назначен вторым священником Всехсвятского храме в Кишиневе. Скончался 22 августа 1974 года. Похоронен на городском кладбище в Кишиневе 750 . 1. (от Е. Л. Куприяновой и других лиц) 30 октября 1954 г. 30 октября 1954 г. Многоуважаемый наш Богомолец Афанасий Григорьевич! Получив Ваше письмо, спешу сообщить, что живем Вашими молитвами!! Дочь Люся работает заведующей Чебунтанской больницы в 30 кил[ометрах] от р[айо]на Увата. Я лично не работаю, подала заявление о пенсии, пока получаю 150 руб[лей] в месяц, как инвалид II группы, после той серьезной операции в гор[оде] Тобольске, о которой Вы знаете из моих писем к Коле. Чувствую себя неважно, поджидаю своего дорогого друга жизни, а потом и умереть, ведь мне 60 лет, самой страшно за такую цифру, но чувствую, что моя помощь еще нужна, и креплюсь и помогаю семье, как могу.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Лебедев Борис Васильевич 774 Знакомый святителя Афанасия по служению во Владимирской епархии в 1920-е гг. В 1950-е гг. проживал в Арзамасе. 1. Не позднее 28 января 1958 г. Здравствуйте, дорогой и глубокоуважаемый Владыка Афанасий! Посланную Вами поздравительную картинку через Боголюбова получил, как раз в день отдания праздника Р[ождества] Х[ристова], так что этот день оказался таким же радостным, как и самый Праздник, так что приношу Вам большую благодарность за Ваше внимание мне, недостойному. Праздник провел духовно хорошо, но телесно в этот период болел и непонятной для меня болезнью – «геморроем» – моя работа в движениях, и притом я километров 5 почти каждый день делаю пешком. Правда, врач объяснил, что причин этой болезни много и чуть ли даже, может быть, и при пороке сердца, который у меня имеется. В настоящий момент поправился и приступил к обычной своей работе. В планах дальнейшей своей жизни встречаю препятствия – чтобы перейти для служения Церкви, хотя бы в самом низком чине (хотя бы церковного сторожа), мне хочется уволиться по болезненному состоянию, но пока получаю препятствия, и вообще приличных работников в пожилом возрасте стараются задерживать. Мой приятель – полтавский иеромонах – предлагает оказать помощь в рекомендации своим знакомым, но мне хочется первый период пожить около него, и тем более он мне делал предложение именно это и обещал провести церковным сторожем. Каково Ваше мнение? Потом к Вам, Владыко, пребольшая просьба – нельзя ли через Вас достать службу ик[оне] Б[ожией] М[атери] «Боголюбской», составленную митрополитом Сергием, в основном хотя бы один канон. Вообще в его богослужебных творениях вложено немало поэзии, а это мне и нравится, – если это можно сделать, то буду Вам глубоко благодарен. Расходы, конечно, мои – если потребуется перепечатать или переписать. Да хранит Вас Бог и Цар[ица] Неб[есная]. Прошу Ваших молитв и благословения Б. Лебедев. Г. Арзамас Горьковской обл[асти], с. Выездное, ул. Ленина, дом 66. Д. 29. Л. 93–93 об. Подлинник. Автограф. 2. 4 января 1959 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Лебедева Мария Александровна Сестра протоиерея Владимира Пылаева, друга и сокурсника святителя Афанасия по Московской духовной академии, расстрелянного в 1937 г. 1. 20 июня 1956 г. 20/VI–56 г. Здравствуйте, Многоуважаемый Владыко! Привет Вам из Старой Руссы. Очень и очень рада, что Вы на свободе и благополучны. Еще к 17 мая я получила записочку с Вашей просьбой сообщить о некоторых личностях. Простите, что долго не отвечала. Дело в том, что я ждала каждый день извещения о судьбе моего брата Владимира Ал[ександ]р[ови]ча Пыл[аева], чтобы сообщить и Вам о нем. Узнавала я о нем в 49 г., в 51 г., в 53 г. получала ответы: жив, отбывает срок наказания с особым режимом, без права переписки. В 56 г. ответили: умер в 41 г., написала еще раз, и ответили: умер в 44 г. Чему верить, не знаю? Я послала еще раз и теперь в Москву. Раньше половины июля ответа не будет. Думала, что жив, ждала домой, но, как видно, придется отпевать. Судьба семьи его такова: жена, Ольга Конст[антинов]на, уже 9 лет разбита параличом. Лежит у дочери Ирины Влад[имировны], которая замужем, и живут на Дальнем Востоке. Адреса не знаю. Сын Александр тоже на Дальнем Востоке. Кончил горный техникум и собирается учиться дальше. 3 года он был болен и лечился в Л[енингра]де в госпитале. Повредил ногу во время войны, думал, что совсем останется без ноги, но Г[осподь] помог, и нога хоть не гнется, но ходить-то все-таки может. Муж мой, Лебедев о. Сергий, умер еще в 1941 г. 2 декабря в ссылке, о чем я получила извещение. Помяните его, прошу Вас, дорогой Владыко. Я нахожусь в Старой Руссе. Работаю в ц[ерк]ви св. Великомуч[еника] Георгия казначеем, уже 9 лет. Дети мои все работают, но, горе мое, все пошли по широкой дороге и Г[оспода] не признают, что меня очень удручает. Витковская Мария Павловна 784 находится в инвалидном доме, адрес ее: Костромская обл., Островской р[айо]н, п/о Семеновское, Дом инвалидов «Козловка». Псаломщица брата Ал[ександ]ра Георгиевна теперь монахиня Антония, ослепла и, к[а]к видно, доживает последние дни. Это наша молитвенница. Будет очень жаль потерять ее. Она нас всех утешает и ободряет в наших скорбях.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Охотин Николай Васильевич; 26.10.1828, с. Урусово Алатырского у. Симбирской губ.- 1.03.1912, Новгород), архиеп. Новгородский и Старорусский. Род. в семье псаломщика. Окончил Алатырское ДУ, Симбирскую ДС, в 1853 г. СПбДА, получил степень канд. богословия за соч. «История Церкви Александрийской до времени Афанасия Великого». С 31 окт. 1853 г. преподаватель истории в Нижегородской ДС. 18 апр. 1855 г. утвержден в степени магистра богословия. 11 окт. того же года переведен преподавателем словесности в Симбирскую ДС, 10 окт. 1856 г. назначен ее инспектором с преподаванием психологии, логики и патристики, 26 марта 1874 г. утвержден ректором. 17 апр. 1874 г. рукоположен во иерея (целибат) Симбирским архиеп. Евгением (Сахаровым-Платоновым) , 21 апр. того же года возведен в сан протоиерея. Под рук. Охотина Симбирская ДС значительно выросла в научном отношении, в ней поддерживалась строгая дисциплина. Среди выпускников этого времени были буд. ученые Е. А. Малов и Ф. В. Благовидов , М. С. Флоренсов (впосл. еп. Вологодский Антоний ) и др. Сам ректор преподавал Свящ. Писание и философию. Состоял председателем совета братства Трех святителей, учрежденного в 1879 г. при семинарской церкви и в нояб. 1884 г. преобразованного в Симбирское духовно-просветительное братство (в совет братства вошли директор народных уч-щ Симбирской губ. И. Н. Ульянов как товарищ председателя и директор Симбирской классической гимназии Ф. М. Керенский). 15 янв. 1886 г. совершил литию при гробе И. Н. Ульянова в присутствии В. И. Ульянова (см. Ленин ) и участвовал в отпевании. В 1884 г. назначен председателем епархиального училищного совета, возглавив организацию сети церковноприходских школ в епархии. 13 янв. 1885 г. вместе со свящ. Флоренсовым открыл религиозно-нравственные чтения в семинарской церкви. 2 дек. 1889 г. пострижен в монашество Симбирским еп. Варсонофием (Охотиным) , 3 дек. возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/168380.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЕЛУДКОВ Сергий Алексеевич (7.07.1909, Москва - 30.01.1984, там же), свящ., духовный писатель, деятель правозащитного движения. Из купеческой семьи, отец был церковным старостой в Софийской ц. в Замоскворечье. Окончил 7 классов средней школы. В юности примкнул к обновленчеству , посещал московский Заиконоспасский мон-рь, ставший в 20-х гг. XX в. центром «Союза церковного возрождения» , общался с его руководителем бывш. еп. Антонином (Грановским) . Учился в обновленческой Московской духовной академии (по др. сведениям, в обновленческом Ленинградском богословском ин-те). С 1930 г. работал в различных строительных организациях десятником, техником-нормировщиком. В 1933-1935 гг. техник, старший экономист сметного отдела на строительстве Байкало-Амурской магистрали. В 1941-1945 гг. старший бухгалтер Мостотреста Наркомата путей сообщения, участвовал в возведении мостов на Енисее, Куре, реках Урала. Осенью 1945 г. оставил светскую службу, став псаломщиком Знаменского храма в пос. В. Тагил (с 1966 город) Свердловской обл. 22 мая 1946 г. рукоположен Свердловским еп. Товией (Остроумовым) во иерея целибатом. Служил 3-м священником Всехсвятского храма в Свердловске. С 1948 г. настоятель верхнетагильской Знаменской ц. В 1952 г. поступил в 3-й класс Ленинградской ДС, к-рую окончил в 1954 г. В том же году назначен настоятелем храма во имя свт. Николая в Любятове (ныне в черте Пскова). 10 янв. 1956 г. уволен за штат. 24 апр. того же года возобновил служение в кафедральном Успенском соборе Смоленска, затем с 15 мая 1957 г. служил в храмах г. Венёва Тульской обл., с 14 нояб. 1958 г.- в храмах г. Вел. Луки Псковской обл. Свящ. Сергий Желудков. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. Свящ. Сергий Желудков. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. В 1958 г. подал в Календарно-богословскую комиссию при Московской Патриархии, к-рую возглавлял Ковровский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров) , рукопись «Литургические заметки» с изложением своих взглядов по вопросам языка богослужения, проповеди, церковной музыки и др.

http://pravenc.ru/text/182221.html

Мурашев Сергей Александрович, священник Святитель Афанасий писал А. В. Ведерникову: «Вам, вероятно, известно имя свящ[енника] о. Сергия Мурашева [...] Он составляет святцы. В том виде, в каком они сейчас у него, – они, конечно не могут быть изданы. Но его ревность и усердие к писанию могут быть с пользой употреблены в нашей комиссии. Подумайте об этом и обсудите с о. протопресвитером». Святцы, составленные о. Сергием, навели святителя Афанасия на мысль «возбудить вопрос об издании гражданской печатью «Псалтири Следованной " » (Собрание писем святителя Афанасия. С. 518–519). Других сведений об о. Сергии Мурашеве не имеется. 1. 14 августа 1956 г. Происхождение честных древ Креста Господня Вашему Преосвященству Преосвященнейшему Владыке Афанасию Ваше Преосвященство! Глубокоуважаемый Владыка! Приветствую Вас с пожеланием Вам здоровья и бодрости духа. Посылку от Вас я получил 13 августа с/г со вложением Вашего послания. Сердечное спасибо и глубокая благодарность за Ваш труд. Очень извиняюсь перед Вами, Ваше Преосвященство, за причиненное Вам беспокойство. По Вашему совету, Ваше Преосвященство, данному мне во время моего посещения, во-первых: в отношении сокращения громоздкой таблицы на каждый день, – я перешел на двустрочную таблицу, указанную Вами с семью знаками воскресных букв. Во-вторых, по Вашему же предложению, Ваше Преосвященство, я переключился от составления Богослужебных указаний на месяцеслов с краткими сведениями о святых на каждый день. Последний труд я препровождаю Вам, Ваше Преосвященство, на Ваше рассмотрение, ознакомление, проверку и на Ваше заключение. Ваше Преосвященство! Умоляю Вас, не отвратите моей просьбы: просмотрите то, чем я болею, и, если найдете что-либо удобоприемлемым, прошу Вас, Владыка, содействовать в Патриархии и испросить разрешение и благословение Его Святейшества на продолжение работы. Я рад буду, Ваше Преосвященство, трудиться в этом направлении под Вашим непосредственным руководством. Препровождаю Вам, Ваше Преосвященство, 13 дней сентября месяца, из которых 11 дней были выполнены до получения Вашего письма, а 12-е и 13-е число мною написаны значительно в сокращенном объеме. Кроме того, в последних двух днях нет Апостольских и Евангельских чтений и нет Тропарей и Кондаков. А в моем плане мне желательно составить настольную книгу для христианской семьи, для людей, которые, может быть, в большем счете захотят в этот день прочитать принадлежащие этому дню Апостол и Евангелие, а на молитве прочитать и тропарь и кондак данного святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010