Владимир. Богородице-Рождественский мужской монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Богородицы во Владимире является главным храмом Рождественского монастыря, расположен в восточной части территории. Первый собор был построен в 1192-1196 гг. стараниями Владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо. Здание представляло собой четырехстолпную трехапсидную одноглавую церковную постройку, возведенную в традициях владимиро-суздальского зодчества конца XII века (не сохранился до наших дней). Великое освящение состоялось в 1219 г. В дальнейшем история собора и монастыря была неразрывно связана с именем князя Александра Невского. При нем Богородице-Рождественский монастырь стал главной обителью всей Северо-Восточной Руси и удерживал эту главенствующую роль вплоть до XV века. В 1263 г. в монастырском соборе был похоронен князь Александр Ярославович Невский, мощи которого были открыты в 1381 г. и оставались здесь до XVIII века. В 1724 г. по приказу Петра I мощи Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую Лавру. При архимандрите Викентии в 1678-85 гг. к церковному зданию были пристроены не сохранившиеся до наших дней каменные палатки. В 1858-1868 гг. собор Рождества Богородицы, сильно перестроенный и крайне ветхий, был разобран и возведен заново на прежнем основании по проекту архитектора Н.А. Артлебена, но уже без галерей и с применением нового материала - белого камня и кирпича. Храм своими формами напоминал Дмитриевскую обитель, отличаясь от него строгостью своего внешнего оформления. Фасады храма затейливо украшены орнаментами, львами и женскими масками - узоры вырезаны из гладкотесаного камня. Храм имеет один центральный алтарь. В монастыре была создана знаменитая Лаврентьевская летопись, повествующая о событиях во Владимиро-Суздальской Руси XII-XIII веках, именно в Рождественской обители было написано Житие и служба святому благоверному князю Александру Невскому. Сегодня главной святыней обители являются мощи святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца.

http://sobory.ru/article/?object=02747

Гавриила, схимонахиня В 1950-е гг. работала в тутаевском храме псаломщицей. Святитель Афанасий дал ей наставление: «О судьбах будущего монашества было открыто, что последние монахи и по жизни своей будут как миряне, но что подвиги их будут равны подвигам древних отцов. Это сказано о наших временах. Мы плохие монахи, мы все время в мирской обстановке, у нас мысли мирские, мирские поступки. Но то, что мы в наше лукавое время, при всех наших немощах и грехах, не стыдимся нашего христианского звания и не стыдимся нашего монашеского чина – это одно, – я верю, вменится нам в подвиг, равный подвигам древних отцов-пустынножителей. Только при этом у нас должны быть еще два качества: смирение и любовь. Чтобы в сердце нашем не было и тени злобы или вражды, даже по отношению к врагам нашим. Немощи немощных носите, а не себе угождайте» (20 февраля 1954 г.) 223 . 1. Не позднее 22 октября 1954 г. Преосвященнейший Владыка Святый! Прошу Вашего благословения и св[ятых] молитв. Очень мне хотелось получить лично благословение от вашей святой десницы... но что поделаешь, нет на то Божиего благосл[овения] и Вашего разрешения, потому что я, великая грешница, недостойна принять лично благословение от Вас, Владыка Святый! Очень тяжело слушать, как неверующие, отпавшие от православной веры, глумятся над религией и верующим. Очень жаль Вас, Великий Страдалец Христов, что Вас оскорбляют и томят столько лет. Велика мзда ваша на Небесех, а я, великая грешница, не удостоилась пострадать за имя Христа, не была выслана, хотя много пережила среди неверных, а теперь, Владыка Святый, как ваше благословение, что-то страшно служить при храме Божием, все раздоры, неприятности, все священнослужители только заняты славой и сребролюбием, а не выполнением церков[ных] служб и уставов св[ятых] Отцов. Как мне себя вести, прошу вашего благос[ловения] и совета. Теперь вот я приняла великий Ангельский Образ, а как выполнить эти данные мной обеты среди Мира? Во время молитвы мысли никак не удержишь, чтобы все парило к Богу – душа, ум и сердце. В церкви во время богосл[ужения]: шум, разговоры, а в квартире соседи то и дело ходят, развлекают своими разными пересудами, а не пустить их нельзя. Они начальствующие над нами, и я очень скорблю об этом. Храм Божий оставить – боюсь Бога и служить страшусь, как бы не попасть в сети антихриста. Прошу Вас, Святый Владыка, дайте мне благой совет в моих недоумениях, душа наболела много разных недоумений. Конечно, Вы сами все знаете, все душевные болезни людей, в особенности монашествующих. Посылаю Вам немного гостинчиков, покушайте во славу Божию, и носки – чтобы Вам было потеплей. Затем благословите и простите меня, что я Вас беспокою своим вопросом, и не забудьте меня, многогрешную, в своих св[ятых] молитвах. Ост[аюсь], великая грешница сх[имонахиня] Гавриила.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Гаврилова Лидия Дмитриевна Родилась в 1905 г. В 1920-х гг. была регентом храма Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве, настоятелем которого был ее духовный отец священник Александр Гомановский. Кроме того, она пела в хоре храма Николы в Плотниках на Арбате. В 1930-е гг. была арестована. Отбывала ссылку в Алма-Ате (г. Верный). С 1936 по апрель 1937 г. жила в г.Калязине, была келейницей о. Александра Гомановского. Во время войны, оставшись на оккупированной территории, Лидия Дмитриевна стала келейницей архимандрита Серафима (Климкова). В 1942 г. приняла тайный иноческий постриг с именем Лидия (по-видимому, постригал ее архимандрит Серафим (Климков) в Житомире). В 1945 г. арестована вместе с архимандритом Серафимом. Приговорена к 10 годам ИТЛ. После заключения жила в Канске в ссылке. Там получила письмо от Владыки Афанасия с его фотокарточкой и ответила ему. После освобождения поселилась в Житомире, где много лет управляла левым хором в кафедральном соборе. С 1956 г. установилась постоянная переписка Лидии Дмитриевны с епископом Афанасием, которого считала своим духовным отцом. Лидия Дмитриевна глубоко чтила память Владыки и почти до самой своей кончины ежегодно в день памяти епископа Афанасия, 28 октября, приезжала в Троице-Сергиеву лавру, чтобы быть на панихиде, совершаемой архимандритом Кириллом (Павловым) . В 1994 г. скончалась в Житомире после тяжелой болезни. 1. 21 сентября 1955 г. Пр[аздник] Рождество Богородицы. Ваше Пр[еосвященст]во, Преосвящ[еннейший] Владыко, благословите! Не знаю, как и писать, с чего начинать и как обращаться? Так давно я не писала и не разговаривала, что совершенно одичала. Простите меня, я буду к Вам обращаться просто, как умею, от всего сердца. Родной, незабвенный Вл[ады]ко, не нахожу слов, чтобы выразить Вам свою благодарность. Сердце мое так все преисполнено глубокой благодарностью, и умилением, и утешением, что не знаю, как это выразить словами. Кланяюсь Вам ниже земли и бесконечно благодарю Вас за Вашу любовь и память обо мне, недостойной.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Георгий (Седов), исповедник Исповедник Георгий (Егор Егорович) Седов родился в 1883 г. в с. Чурилово Юрьев-Польского уезда Владимирской губ. В 1925 г. познакомился с епископом Афанасием (Сахаровым) и стал его духовным сыном. В конце 1920-х гг. он был избран старостой церкви в с. Чурилово. Во время следствия по делу арестованного за проповеди в с. Лыково святителя Афанасия предложил церковному совету составить прошение во Владимирский отдел ГПУ об освобождении из заключения епископа и первым подписал его. В 1936 г. он поселился в г. Тутаеве, работал конюхом. В послевоенный период он стал старостой Воскресенского собора Тутаева и добился освобождения из заключения Владыки Афанасия, приложив немалые усилия и оформив себя опекуном епископа, который, как не имеющий близких родственников, мог быть отпущен только на этих условиях. Егор Егорович одним из первых навестил Владыку в Зубово-Полянском доме инвалидов, обговорив способы, при помощи которых можно было бы добиться освобождения Владыки. После многих хлопот Е. Е. Седову удалось забрать Владыку и поселить его в своем доме в Тутаеве. Скончался 16 декабря 1960 г. Причислен к лику святых определением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2000 г. (исповедник Георгий Романово-Борисоглебский). Письма написаны без знаков препинания, с большим количеством орфографических ошибок (большинство которых при публикации исправлены, живым характерным языком. 1. 1 ноября 1954 г. 1–Х–54 г. 240 Благословите, П[реосвященнейший] В[ладыко], сообщить о поездке. Приветствую Вас, дорогой наш Папочка, с наступающим праздником Казанския Божией Матери и желаю Вам от Господа Бога доброго здравия и спокойствия. Я по милости Божией и по Вашим св[ятым] молитвам доехал благополучно. В Москве повидался с нужным человеком. Советует до времени быть спокойным. И цветы посмотрел, все оставил им в пользование, а в Загорске М. Н. 241 не видал, а что было у м. М[аргариты] 242 , взял себе. Дедушка 243 приветствует и благодарит и восхищается. Домой приехал, меня не встретили, темно и грязновато было идти. Пришел домой от м. М[аргариты]. Был у м. Сергии 244 , ее не пускали к нам без меня, да и грязно очень было до меня дойти. А я поспешил, до сроку приехал домой, не ждали, так как в Москве все было обделано быстро, только, простите, не посмотрел, что Вы говорили: «ложечку чай заваривать». Хочу написать Титовне 245 , она не найдет ли, да еще простите, не сразу по приезду Вам отвечаю. М. М[аргарита] восхищается об моей поездке, оставляю ее погостить на праздник, не остается, собирается завтра во вторник. Провожу до Яросл[авля], заедет к Титовне, хотела к о. Ио[си]фу 246 , да праздник мешает, до дому хочет добраться. У нея дух-то бодр, да тело немощно, жалось на нея глядя. Посылку не успею собрать сегодня, что будет. По приезду из Ярославля за время отлучки моей накопилось делов, месячной отчет с настоятелем промелишь да разные рабочим будут 247 . Простите, любящий Вас смиренный Е[гор] Е[горович].

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Гимнография Скачать epub pdf – Что такое «гимнография»и какое она имеет для нас значение? – Слово «гимнография» – греческого происхождения, производится от двух слов: «имнос» – песнь и «графо» – пишу; это – песни, составленные церковными авторами для богослужебного употребления. Не все тексты, исполняемые за богослужением, относятся к гимнографии; есть и молитвословия других типов: библейские тексты, ектении, молитвы. Гимнография – собственно продукт деятельности церковных песнописцев. Если песнопения, взятые из Священного Писания , можно сказать, Церковь получила в готовом виде как дар (если угодно, наследство) от библейской эпохи, то гимнография – плод творчества самой Церкви, аккумулирование опыта ее многовековой истории и самой жизни. И хотя авторитет библейских песнопений всё равно остается де-факто более высоким, в современном богослужении гимнография занимает видное положение. Гимнографические тексты разных жанров присутствуют в любом богослужении, а на самых значимых службах суточного круга – вечерне и утрене (напомним, что в строгом смысле Литургия не является службой суточного круга) удельный вес гимнографического материала достаточно велик. – Когда были составлены употребляемые ныне песнопения? – Часть песнопений была составлена в V – VII вв. (тропари, кондаки преп. Романа Сладкопевца ), однако подавляющее большинство греческих песнопений, вошедших в наше богослужение, было написано выдающимися авторами VIII – IX вв, из которых можно особенно отметить преп. Андрея Критского , преп. Иоанна Дамаскина , преп. Косму Маюмского, свят. Германа Константинопольского , преп. Феодора Студита , преп. Иосифа Песнописца, преп. Феофана Начертанного. Есть и более поздние греческие песнопения, написанные вплоть до XIV века. Если же говорить о службах русским святым, то песнотворчество в нашем государстве возникает в XV веке и в XVI – XVII вв. достигает своего расцвета. Есть и песнопения, написанные уже в новейшее время; в основном это – песнопения служб новомученикам и другим святым Русской Церкви XX века (например, выдающийся литургист середины XX века священноисповедник Афанасий (Сахаров) , епископ Ковровский, составил службу всем святым в земле Русской, которую мы совершаем в первое воскресенье Петрова поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Глава 8. Эпоха издательского отдела Московской Патриархии (1943–1988) Обстоятельства церковной жизни в ближайшие после Собора годы были причиной того, что «Доклад об упорядочении богослужения» не получил широкой огласки и меры, указуемые им, не были осуществлены. Ныне по благословению нашего Святейшего патриарха при Московской патриархии учреждена постоянная богослужебно- календарная комиссия, чем полагается начало проведению в жизнь тех мероприятий по упорядочению богослужения, которые намечались на Соборе 1917–1918 гг. И я не могу считать случайным то обстоятельство, что Господь судил первым возглавить нашу Комиссию именно мне, бывшему членом Священного Собора 1917–1918 года, принимавшему деятельное участие в работах Богослужебного отдела Собора. Из доклада еп. Афанасия (Сахарова) на первом заседании Календарно-богослужебной комиссии (3 января 1957 г.) 8.1. Изменение государственной политики: от разъединения к объединению Поворотной датой в истории Русской Православной церкви оказалось 4 сентября 1943 г. Встречей Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским) , Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) был обозначен поворот в государственной политике СССР по отношению к Церкви. Если раньше власть, стремясь ослабить Церковь , поощряла существование борющихся церковных группировок, то теперь выбор был сделан в пользу Московской патриархии. Централизация религиозных организаций на территории СССР отвечала новым интересам властей. Уже в 1943 г. восстанавливается каноническое общение с Грузинской церковью. В течение нескольких лет под омофор Московской патриархии перешли все обновленческие приходы. 343 В 1946 г. Львовский Собор упраздняет унию и греко-католики также присоединяются к Русской Православной церкви. После избрания Алексия I произошло объединение патриаршей церкви со значительной частью «непоминающих». Здесь не место разбирать вопрос о том, в какой мере центростремительные тенденции явились результатом внутреннего развития Церкви, а в какой инспирировались властями. 344 Для нашей темы достаточно констатировать сам факт этой централизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Голубцов Николай Александрович, протоиерей Родился в 1900 г. в семье известного профессора Московской духовной академии Александра Петровича Голубцова , брат епископа Сергия (Голубцова). Окончил в 1924 г. Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, 25 лет трудился по специальности. В 1949 г. был рукоположен во иерея. С этого времени и до конца жизни служил в храме Ризоположения и в малом соборе Донского монастыря. Известный в Москве пастырь. Скончался в 1963 г. 1. 13 октября (?) 13/Х (? г.) Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко! Весьма тронут В[ашим] драгоценным подарком, напомнившим мне день памяти святых, в земле Российстей просиявших. Когда начинал свое служение в Донском храме, не имеющем тогда икон, то монтировал икону русских святых, собирая под большое стекло в одну рамку наиболее любимых святых – в центре Великого Владимира, преп[одобного] Сергия, пр[еподобного] Серафима, Киево-Печерских чудотворцев и др. Глубокая Вам благодарность за составление службы русским святым – в наше время нам нужны их молитвы как никогда. Ведь православие победит! Прилагаю каноны и стихиры из начатой составлением, но не оконченной службы Донской Б[ожией] Матери. Сам я, к сожалению, не имею слуха и способности к пению, почему это «сочинительство» не может, конечно, б[ыть] положено даже как начало составления службы. К сожалению, наш левый хор не мог исполнить стихир, кроме «Красуйся, златоглавый град Москва» и «Преславная днесь... ». и я не могу судить о звучании прочих стихир. Канон составлен по молитвам о покаянии Ефрема Сирина с небольшими добавлениями. В основу канона было положено желание, чтобы его можно было петь, почему и составлен по образцу «Отверзу уста моя... » – но это, конечно, жалкое «творение». Но что поделаешь, если нет канона и службы, специально составленной, Донской Б[ожией] М[атери] (по крайней мере, я их не нашел, а что есть у Ив[ана] Серг[еевича] 292 , то это отдельные только стихиры). Акафист составлялся почти 2 года и был просмотрен Святейшим и утвержден для чтения в Донском м[онасты]ре. Конечно, и там много несовершенного. Составление акафиста дело сложное. Если отражаются благодеяния, оказанные предкам, то потомкам они кажутся далекими, разве только народные бедствия не заставят их вспомнить. Если же писать по образцу – акафиста молитвенного, умилительного содержания, то, конечно, имеющиеся акафисты Спасителю и Божией Матери все превосходят и превзойдут.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Грумм-Гржимайло Наталия Григорьевна, Серафима (Грумм-Гржимайло), монахиня Н. Г. Грумм-Гржимайло Схимонахиня Серафима (Грум- Гржимайло) Дом-музей свт. Афанасия в г. Петушки Наталия и схимонахиня Серафима (в миру Ольга) – дочери знаменитого географа, исследователя Центральной Азии Г. Е. Грумм-Гржимайло. Ольга была послушницей Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге до его закрытия в ноябре 1923 г. Затем – прихожанкой Никольской церкви на Петровском острове. В храмах Ленинграда была в течение 13 лет алтарницей, псаломщицей, звонарем. Писала иконы. В 1945–1949 гг. трудилась в Князь-Владимирском соборе Ленинграда. Обычно сестры писали каждая свое письмо святителю или одна из них дописывала письмо другой. Поэтому их письма публикуются в одном блоке. Сестры проживали в Ленинграде, познакомились с Владыкой до его последнего заключения в 1943 г., скорее всего через вдову профессора Б. А. Тураева , монахиню Иулианию (Тураеву). 1. Около 3 ноября 1954 г. [от Н. Г. Грумм-Гржимайло] Дорогой, дорогой Владыченька! Вас, наверно, очень удивляет наше столь долгое молчание на Ваши два письма, такие ласковые, полные любви. Но, возвратившись из отпуска, я по уши окунулась в работу, так как все было в запушенном состоянии из-за моего отпуска, отпуска других сотрудников и болезни третьих. А квартальный отчет (за 3-й квартал) не за горами. Приходилось начинать свой рабочий день раньше на час, т. е. с 8-ми час[ов] утра, и уходить в 10–11 час[ов] вечера, а последние дни до 12 ч[асов] – 1 ч[аса] ночи. Накануне отчета я совсем не приходила домой и проработала всю ночь. Приходила я домой настолько уставшей, что засыпала, сидя за обеденным столом. Приходилось еще выкраивать время на покупку продуктов, так как Оля после приезда в Ленинград заболела гриппом с осложнением, а потому вставала лишь для того, чтобы что-нибудь приготовить. Она и до сих пор не совсем оправилась, хотя уже выходит. После окончания отчета взяла остаток неиспользованного отпуска (12 дней), но смогу использовать только восемь, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Дашкеев Павел Григорьевич, протоиерей Родился в 1870 г. в Белгороде Курской губ. в семье диакона. Окончил духовную семинарию. Служил в Петропавловской церкви Елизаветграда 390 . После издания митрополитом Сергием (Страгородским) июльской Декларации 1927 г. вместе с протоиереем Григорием Синицким 391 перешел в оппозицию к Московской Патриархии. В 1931 г. арестован, приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. После освобождения до 1945 г. служил в Одесско-Херсонской епархии. В письме к нему от 29 октября 1954 г. из Зубово-Полянского дома инвалидов святитель Афанасий обосновал канонические причины как отхода от митрополита Сергия, так и воссоединения с Московской Патриархией после выбора законного Патриарха. Письма протоиерея Павла – бесценная иллюстрация процесса воссоединения «непоминающих» с Патриархией 392 . Скончался в 1957 г. 1. 23 декабря 1954 г. Простите, дорогой Владыка, строго не судите... Очень и очень благодарен Вам за Ваши святительские молитвы о покойной моей супруге и о мне многогрешном. Тяжело, очень тяжело переживал эту смерть, к которой хотя и был приготовлен. В лице покойной супруги я потерял искреннего друга, единомысленного мне, с которым прожил 59 лет, деля радости, горести и вместе молясь. Как ни тяжка была моя скорбь, но, сознавая, что это воля Божия, благодарил Его, милосердного, что призвал ее к себе раньше меня... Мне тяжело оставаться одному, но ей, бедной, было бы еще тяжелее... Несмотря на свое болезненное состояние и слабость, Господь укреплял меня, я совершал богослужение. В молитве я находил только утешение. Просил: «Господи! Утиши скорбь мою». Просил и благодарил за ниспосланную скорбь для очищения оскверненных грехами моих души и тела. Дорогой Владыка, в книге «Кормчая» 393 , изданной Патр[иархом] Иосифом в 7158 году, всех правил Карфагенского Собора 138. Правило 77 повелевает епископам местной церкви не приобщаться, ни служити с епископами, которые по лености или небрежению не являются на собор, который бывает ежегодно, но токмо в своих церквах таковые да имут общение и служат в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Дудукало Татьяна Александровна Духовная дочь протоиерея Михаила Баклановского. Жительница Чернигова. 1. 14 октября 1954 г. 398 1954 г. На Покрову Пресвятыя Богородицы 399 Благословите, В[ладыка], пришовши 400 из Собора с ранней обедни, отдохнувши, дорогой и золотой и родненький В[ладыка], Св. Феодосий заставил меня описать Вам свою радость. Я вчера получила от о. М[ихаила] 401 письмо. Он пишет, что скоро увидимся. Его уже спрашивали, к кому он хочет ехать по освобождении. Он указал мой адрес. Я уложила его письмо Вам, чтобы Вы поговорили с ним. Я ему последний раз вложила Ваше письмо. Он поговорил с Вами и утешился и благодарил Вас за хорошее письмо, родненький В[ладыка] наш дорогой. Вл[адыка] Гурий 402 вчера и сегодня в Нежин поехали все, там храмовый день, Покров П[ресвятой] Б[огородицы], а на с[вятителя] Иоанна Богослова В[ладыка] Гурий ездил с настоятелем в г. Киев, к митрополиту Иоанну поздравить его. Приехавши из Киева В[ладыка] Гурий служил вечером в Соборе с[вятителю] Феод[осию] акафист. После а[кафиста] говорил, что он в г. Киеве не был 40 лет, он так утешился. Рассказывал свое похождение в Киеве, был в Соборе с[вятого] Владимира, было 8 епископов, 18 священников и диаконов, много поздравивши именинника. В[ладыка] Гурий отправился в Андреевский храм до свят[ой] велик[омученицы] Варвары, там он так утешился, рассказывал, какая живопись, вся литургия. Его радость не вмещалась в его душе и, когда закончил разговор, то весь народ в соборе, как гром, загремел. Спаси Вас Господи, весь Чернигов так любит В[ладыку] Гурия, как св[ятителя] Феодосия, но не любить его нельзя, истинный последователь Христов, укрепи его Царица Небесная и воздай ему Господи в сей жизни, и в будущей. В[ладыка] Гурий Божией благодатью так привлекает народ к себе и к храму Божию, как магнитом. Дорогой В[ладыка], я не дождалась от Вас ответа на мое письмо, от радости поспешила написать и Вас утешить, родненький В[ладыка]. Свят[итель] Феод[осий] так любит Вас крепко. Я за обедню подхожу 3 раза, и около гроба нету ни одной души, выбираю такую минуту, целую ручку.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010