Жукова Ксения Николаевна, Анна, Валентина Православные женщины, проживавшие в Енисейске. Судя по письмам, приехали в город издалека, возможно, были сосланы. В книге протоиерея Г. Фаста «История церкви в Енисейске» упоминается Ксения Николаевна Жукова в числе лиц, подписавших договор с горсоветом о передаче Успенской церкви в пользование прихода Православной Церкви в 1946 г. Договор был заключен 3 июля 1946 г. 448 Анна и Валентина ранее принадлежали к одной из тайных обшин, окормляемой, судя по письмам, епископом Нектарием (Трезвинским?) 449 . 1. 1 ноября 1954 г. 450 Христос посреди нас. Милость Божья будет с вами, владыка святый, спаси вас Господи за ваше вниманье к нам, грешным. Получили Ваше письмо с молитвою, сердечно благодарим, читаем утром и вечером на молитве, но этого нам еще мало обличенья, живем – плохо исправляемся, вкоренилось зло и гордость и все прочие пороки, помолитесь, чтобы Господь помог исправиться, думаем стараться, а лукавый опять искушает. Жили мы 5 человек да на дворе во флигеле 4 человека, сейчас остались трое: мы с сестрой да хозяйка Ксенья Н[иколаевна]. Все ушли в казенные квартиры, много настроили казенных. К тюрьме там все новы дома, 9 человек все молились вместе и сейчас когда приходят на праздник. В церковь мы не ходим, грешники, с первых перевыборов, простите, может, и неладно живем и поступаем не так, как надо. Приезжает из Красноярска епископ, и на груди у него медаль с Ленин[ым], и все порядки не как раньше, но я их не сужу, такой им приказ, молитесь, чтобы Господь помог жить по духу, а не по плоти, быть Марфой, а не Марией, получили ваше письмо давненько, пишу 19 октября по-старому, выпал снег, уже 5 дней лежит. Как Ваше положенье, о жизни, ничего Вам не объясняют, когда вас отпустят, пишите в чем будете нуждаться, не стесняйтесь, привет передавайте Аполинарье, очень жаль ее, у них домик свой, огород [?]. Очень хорошо в доме, дом не на планту, в огороде сейчас одна сестра ждет без терпенья [?], все мы вам низко-пренизко кланяемся и просим ваших свя[тых] мол[итв] и Бож[иего] благ[ословения]. Печатно я очень хорошо Ваши письма разбираю, а письменно трудновато, можете изменить почерк [?]... мы все малограмотны. Будьте здоровы и Богом хранимы. Остаемся помнящие Вас

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Закрыть itemscope itemtype="" > «80-летие восстановления Московского Патриаршества» В Институте стран СНГ 6 сентября прошла экспертная сессия 08.09.2023 393 Время на чтение 9 минут Фото: предоставлено автором « Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведёт нас на битву за священную русскую землю. Вперед к Победе, братья-воины». Эти слова Патриарха Сергия, сказанные при вручении армии танковой колонны Русской Православной Церкви «Дмитрий Донской» 7 марта 1944, года стали лейтмотивом Круглого Стола в Институте стран СНГ в честь 80-летия восстановления Русского Патриаршества, которое состоялось 8 сентября 1943 года, когда Архиерейский Собор Русской Православной Церкви избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). В своём программном докладе я подчеркнул некоторые принципиальные моменты. Решения Архиерейского Собора 8 сентября 1943 года признали такие великие исповедники Русской Церкви, как святой епископ Афанасий (Сахаров), сидевший 15 лет до этого и ещё 15 после, и многие другие критики Декларации митрополита Сергия, последователи святого Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Казанского Кирилла. Поэтому тем, кто не признает этот Собор и объективную позитивную роль И.Сталина в частичном церковно-государственном перемирии 1943-1948 годов, логично оказаться в каком-нибудь «истинно-православном» расколе, лидер одного из которых «митрополит» Агафангел (Пашковский) окормляет нацистский бандеро-власовский «Легион Свободной России». В свою очередь, признание заслуг И.Сталина в церковно-государственной «Русской Весне» 1943-48 годов «не снимает с него вины за уничтожение Церкви в 1930-е годы. Именно Святые Новомученики, включая Царственных Страстотерпцев, вымолили и Русскую Весну, и Великую Победу. Определения Архиерейского Собора 1943 года о лишении сана епископов и священников, приветствующих нацистов и отлучении от Церкви мирян, их поддерживающих, никем не отменены, актуальны и относятся к организаторам собрания УПЦ в Феофании и мирянам УПЦ, воюющим в нацистской армии – ВСУ.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/08/80...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воинство небесное 23.02.2019 954 Время на чтение 11 минут 23 февраля 2017 г., в праздник защитника Отечества, в недавнем прошлом День Советской армии, Святейшим Патриархом Кириллом было совершено отпевание и погребение русского старца архимандрита Кирилла (Павлова). У Бога нет случайностей. «Это он, отец Кирилл, защищал легендарный дом Павлова в Сталинграде», - уверен протоиерей Николай Кречетов, член семьи русского старца Тихона Пелиха, близкого духовного друга отца Кирилла. Живое преемство - Отец Николай, а как вы познакомились со своей будущей матушкой, Екатериной Тихоновной, дочерью известного русского старца - протоиерея Тихона Пелиха? - Наши матери дружили с начала 1920-х гг. еще будучи девицами и входили в сестричество Храма Христа Спасителя в Москве еще до того, как им завладели обновленцы. Так что они были с юности знакомы и общались семьями. С моей будущей женой мы начали переписываться после института. В первый день Пасхи 1960 г. мы с мамой приехали в Троице-Сергиеву Лавру поклониться мощам Преподобного Сергия, потом зашли в гости к отцу Тихону Пелиху. В тот же день я сделал Кате предложение, и она не отказалась. А венчал нас на Собор Двенадцати Апостолов, на следующий день после праздника Петра и Павла, 13 июля 1960 г., наш духовник - протоиерей Всеволод Шпиллер, в храме Святителя Николая в Кузнецах в Москве. К нашему венцу владыка Афанасий (Сахаров) прислал дощечку, вырезанную своими руками из фанерочки, с хлебом солью и таким пожеланием: «Если будете венчаться в постный день, не нарушайте поста, счастливо проживете». Так и вышло: мы прожили с матушкой счастливо почти 50 лет. В день венчания на столе была рыбка, селедочка, всякие овощи и пр. Мы это событие отметили узким кругом, правда кто-то из родственников немножко поворчал насчет постного угощения на свадьбе. - Вы с матушкой Екатериной бывали у епископа Афанасия (Сахарова)? - Семья отца Тихона бывала у владыки Афанасия еще до нашей свадьбы - они духовно окормлялись у владыки после кончины духовника их семьи, епископа Вениамина (Милова). Как-то Татьяна Борисовна, матушка отца Тихона, вместе с Катей приехали к владыке Афанасию. Он всплеснул руками: «Надо же - и нестриженая, и не в брюках!» А у Кати была такая пшеничная коса до пояса. Рассказывали, что владыка был всегда удивительно приветлив и милостив.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/23/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Священник на светской работе: норма в современном мире? 23.04.2021 888 Хотелось бы услышать мнение по поводу такой проблемы: работа священника на светской работе (для выживания семьи). Не получится ли, что мы придем к такой модели: служба в храме в свободное от светской работы время? Не потеряет ли священник при таком варианте себя как пастырь? Сейчас в рамках деятельности Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви готовится соответствующий общецерковный документ. В разных странах — разный опыт. Одно дело — в России, другое — например, в Европе. Какие-то специальности могут приветствоваться (преподавание теологии в университете, лечебное дело), какие-то — умеренно одобряться (к примеру, преподавание светских предметов в школе), какие-то — терпеться ради нужды (работа на стройке), а какие-то — запрещаться (работа в ночном клубе). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Священник -- это живой " святой " . Так должно быть, но в реальности ?! Для священника его жизнь -- служение Господу Иисусу, а не служение ради хлеба куса ! Священник -- это также как и инок -иной, также как монах --моно-один ! То есть, совершенно иная, одинокая от обмирщения личность ! Священство и иночество-монашество -- суть не от мира сего ! А в реальности получается совсем наоборот-- мир все поглощает: и людей, и церковников, и священство, и монашество ! Нужны только материальные блага ! А это -- страшный грех перед Богом, особенно для священства и монашества ! Бог как бы не нужен, а материальные блага и богатства --нужны ! Поэтому Господь и вразумляет церковь и ее служителей иногда страшными бедствиями ! Не знаю, есть ли такие бедно-нищие архиереи и священники сейчас как митр. Антоний Сурожский, Афанасий Сахаров, Василий Кривошеин, зарубежные бедные архиереи 20 века ?! Вряд ли ! Мамона почти всех поглотила ! А это очень опасные тенденции перед концом мира !

http://ruskline.ru/video/2021/04/23/svya...

Закрыть itemscope itemtype="" > Утеевский иконописец Григорий Журавлев 08.06.2011 423 Время на чтение 21 минут По благословению Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия (Инвалидам-колясочникам посвящаю) ... Прослышав о таком необыкновенном живописце, из Петербурга приехали журналисты с фотографом. Стоя у собора, они расспрашивали работающих штукатуров: " Как это Григорий расписывает собор, не имея конечностей? " В полутемной избе, освещаемой мигающим огнем лучины, за столом сидели сродники Марьи Журавлевой. Муж ее был забран еще на Успенье в солдаты и служил на далеком и опасном Кавказе, где участвовал в усмирении бунтующего Дагестана и Чечни. Сама Марья, взятая в село Утевки из богатой крестьянской семьи, лежала на чистой хрустящей соломе, постланной на полу в хорошо протопленной баньке, и маялась третьими родами. Банька освещалась тремя маслеными коптилками, а роды принимала повивальная бабка Авдотьюшка, да еще тут была замужняя золовка Дашка, которая грела воду и раскладывала на лавке чистые тряпки и пеленки. Хотя роды были и третьи, но подвигались туго, и бабка уже применяла и мыльце, и выманивала ребеночка на сахарок, и даже послала девку к батюшке Василию открыть в храме Царские Врата и сотворить молебен с водосвятием преподобной Мелании Римляныне, которая благопос-пешествует в родах. То ли мыльце, то ли отверзание Царских Врат, но что-то помогло, и банька вскоре огласилась пронзительным криком младенца. Но вслед за этим криком раздался отчаянный вопль Авдотьюшки. Золовка схватила коптилку, поднесла ее ближе к новорожденному и тоже завизжала. Ребенок родился без рук и без ног. Двери избы распахнулись, и вбежала запыхавшаяся Дашка. Сродники, сидевшие за столом, все повернулись к ней с вопросом: - Ну что там? Дашка всплеснула руками и заголосила. Все всполошились. - Что, Манька померла?! - Да нет же. - Ну не вой ты, дура, говори толком, наконец! - Ребенок народился урод! - Как так урод? - А так, ручек нет, ножек нет, одно тулово да голова. Все гладко. Вроде как яйцо. Все вскочили из-за стола и бросились в баньку смотреть. В избу из церкви пришел отец дьякон за получением требных денег. Узнав такое дело, он раскрыл от удивления рот и стоял так минуты две, крестясь на образа. А потом сам побежал к баньке, подобрав края рясы. - Пропустите отца дьякона, пропустите, - расталкивая локтями сродников кричала Дашка. Дьякон завернул полу рясы, достал черепаховый очешник, степенно одел очки и тщательно оглядел ребенка. - Отец дьякон, как же это могло случиться? И девка наша Манька здоровая и крепкая как репка. Да и мужик ейный был как жеребец, а дите получилось бракованное? -- в недоумении спрашивали Манькины сродники.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть Тайны «чердачного» храма Как епископ Афанасий возрождал память о русских святых, а потом стал одним из них 25.05.2022 483 Время на чтение 3 минуты Источник: Крестовский мост Дом-музей святителя в городе Петушки Владимирской области. Здесь он прожил последние годы жизни   Летом 1935 года, вскоре после открытия первой ветки Московского метрополитена «Сокольники — Парк культуры», в подземке побывал епископ Ковровский Афанасий (Сахаров). И только через несколько десятилетий станет известно, что будущий священноисповедник освятил советскую подземку. — С иконой «Всем святым» под плащом епископ Афанасий объ ехал станции московского метро, тем самым совершив его освящение, — рассказал игумен Михаило-Архангельского монастыря г. Юрьев-Польского Афанасий (Селичев). Это не единственная открывшаяся только в наши дни тайна из жизни святителя. Многое приходилось скрывать от посторонних глаз в годы гонения на веру. Секретные богослужения С 1933 по 1936 год епископ Афанасий жил во Владимирской области, а в Москве бывал наездами. В тихой тогда подмосковной Лосинке он проводил богослужения в тайном храме, обустроенном на чердаке двухэтажной деревянной дачи. «Чердачный» храм на Тургеневской улице (сейчас — улица Вешних Вод) действовал около 10 лет. Его настоятелем был иеромонах Троице-Сергиевой лавры Иеракс (Бочаров), который позднее станет верным другом владыки. Отец Иеракс освятил этот храм в честь чудотворной иконы «Отрада и Утешение». Именно такие чувства переживали люди, посещавшие его. Перед богослужением обычная комната преображалась. Окна задёргивались. Угол комнаты отгораживался белыми занавесями, к ним прикрепляли бумажные иконы. Это был иконостас. К потолку подвешивали лампады, дававшие рассеянный, трепетный свет. — Перед полотняной завесой, которая раздвигалась в обе стороны, скользя на железных колечках, расстилался ковёр. Деревянная рама сверху была вся увита гирляндами из еловых веток. За завесой в уголке помещался небольшой престол, налево — маленькая полочка, служившая жертвенником, — рассказывала Нина Трапани, ухаживавшая за престарелым святителем Афанасием в последние годы его жизни.

http://ruskline.ru/opp/2022/05/25/tainy_...

«Заповедь новую даю вам: да любите друг друга» (Ин. 13: 34) Памяти исповедника Георгия Седова 3/16 декабря Русская Православная Церковь вспоминает исповедника Георгия Седова. Его верность Церкви (каждодневная, будничная, но от этого не менее стойкая и непоколебимая, чем верность тех, кто шел умирать за Церковь), как и верность Церкви и стойкость многих и многих православных, помогла Церкви выжить в годы гонений. Георгий Седов помогал выживать и преследуемому советской властью епископу Афанасию (Сахарову), о котором долгие годы заботился и за которого хлопотал. Егор Егорович (так всю жизнь его звали близкие) Седов принадлежал к тому замечательному типу русских людей, ясность и простота души которых делала все их поступки основательными и каждый шаг надежным. Такие люди не обманулись подменой жизненных ценностей, не изменили своим жизненным принципам из страха, не утратили цельности, остались верными до конца. Их крепостью устояла Россия в годы невиданных по жестокости испытаний. Родился Егор Седов в 1883 году в семье крестьянина деревни Чурилово Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии. У него были две младшие сестры – Мария и Евдокия. Отец, Егор Седов-старший, унаследовал и утвердил в своей семье русские православные традиции. Каждое воскресенье и во все церковные праздники он ходил в храм. И делал он это не потому, что так полагалось, а по сердечному расположению – любил он богослужение. Ближайший храм был в деревне Лыково, в трех километрах от дома, он был для семьи приходским. Но особенно любил Егор Седов молиться в соборе города Владимира. Ходил туда довольно часто, хотя до города было 40 километров. Как дети подросли, брал их с собой. Бывало, идут дети, а отец их обгоняет, так стремилась к храму, спешила его душа. Единственный сын в семье, Егор-младший стал, подобно отцу, прихожанином Лыковской церкви и, подобно отцу, с радостью ходил молиться во Владимирский собор. Гостеприимный дом Седовых часто посещали священники из Владимира и монахи. Учился Егор грамоте, как все крестьянские дети, в семье и с юности занимался крестьянским трудом.

http://pravoslavie.ru/28677.html

Здравствуйте, родной о Господе Владыко. Шлем мы Вам все низкий поклон и желаем от Господа Бога доброго здравия, и терпения в Ваших подвигах, и скорого освобождения. Дорогой Владыко, получила я Ваше дорогое для меня письмо давно, но сначала стеснялась Вас часто беспокоить своими письмами, а потом заболела тоже гриппом и сильным бронхитом. Дорогой Владыко, простите меня Христа ради, что я Вас не поблагодарила тогда. Владыко Святый, от чистого сердца благодарю Вас за Ваше наставление и Святые молитвы и благодарю, что Вы не оставляете меня в моих письменных просьбах. Дорогой Владыко, я Вам шлю небольшую посылочку одна и не хочу, чтоб кто-нибудь знал об этом во избежание лишнего разговора. Дорогой Владыко, мне матушка писала, что у Вас можно сготовить покушать, я тогда и решила Вам послать для полного обеда. И еще кое-что купила, но мы еще Вам пришлем с Ниной, она тоже желает Вам послать, Владыко, сухари постные. Дорогой Владыко, как Вы пишете мне молиться, то я все выполняю с радостью и благодарю Господа, что Он мне послал такого духовного наставника. Спаси Вас Господи и помоги Господи скорого освобождения 824 . Дорогой Владыко, у нас 20-го и (7 -го) н[ового] с[тиля] марта будет праздник церковный Споручнице Божьей Матери, и за поздней литургией будет служить Святейший Митрополит Николай Крутицкий. Дорогой Владыко, какой же он хороший, благодатный. Дорогой Владыко, у меня вот такие мысли, я не хочу, чтоб кто-нибудь знал, что я делаю, мне так кажется, что людям другим не надо знать. Дорогой Владыко, пропишите, правильно ли я поступаю. Владыко родной, потрудитесь, пожалуйста, написать, в какие дни и праздники молиться на коленях и когда нельзя, а то я уже имею от роду 49 лет, а как молиться, когда, не знаю, к моему стыду. Дорогой Владыко, шлю я Вам просфору, я 13-го в Воскресение приобщалась и подавала за всех о здравии и за упокой. Слава Тебе Господи! Очень рада я. Что Господь привел принять св[ятые] Тайны. Я Вас всегда пишу о здравии как близкого, родного Владыку, также я и матушку Аврамию пишу всегда, Владыко Святый, может, я в чем не права и неправильно поступаю, пожалуйста наставьте, я очень рада буду Вашему учению. Спаси Вас Царица Небесная Споручница и помоги поскорее освободиться. Целую Вашу руку. Простите меня Христа ради, многогрешная Мария.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Иеракс (Бочаров), иеромонах Будущий иеромонах Иеракс (в миру Иван Матвеевич Бочаров) родился в 1880 г. Пострижен в монашество 13 апреля 1915 г. в Троице-Сергиевой лавре. Там же в 1918 г. рукоположен в иеродиакона архиепископом Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским) . 22 декабря 1919 г. на Троицком подворье в Москве Святейшим Тихоном Патриархом Московским и всея России рукоположен во иеромонаха для служения в церкви Скорбящей Божией Матери, что при военном госпитале в Лефортове в Москве. Распоряжением митрополита Евсевия (Никольского) 17 февраля 1921 г. назначен в церковь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле (что при Солдатенковской больнице). На его послужном списке 1923 г. имеется запись: «иеромонах Иеракс известен как ревностный пастырь церкви, служащий при самых трудных материальных условиях бескорыстно и довольствуется самым малым содержанием» 514 . Прихожане этого храма ходатайствовали перед архиепископом Верейским Иларионом (Троицким) о награждении иеромонаха золотым наперсным крестом. Они писали: «Мы, прихожане Церкви Божией матери «Отрада и Утешение», благодарные своему духовн[ому] Пастырю иеромонаху Троице-Сергиевской Лавры Иераксу за его благоговейное богослужение, постоянные поучительные беседы и горячее участие в церковном пении – 2 марта 1923 г. обратились с просьбой к Высокопреосвящен[ному] Никандру (Феноменову) наградить иеромонаха Иеракса золотым наперсн[ым] крестом, который тогда же был приобретен нами. Но церковь православн[ую] как раз в то время постигло великое несчастие; архипастыри ее подверглись заключениям и ссылкам, вследствие чего просьба наша о награждении нашего духовного отца осталась без ответа. Теперь милостью Господа Бога, мы снова видим (хотя далеко и не всех) пастырей церкви у кормила корабля Христова и снова обращаемся уже к Вашему Высокопреосвящ. с покорнейшею просьбой наградить иеромон. Иеракса золотым наперсным крестом» 515 . Имя о. Иеракса было внесено в листок наград. Прошение было направлено и Святейшему Патриарху Тихону 516 , что свидетельствовало о большой любви прихожан к своему пастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Исаия (Ковалев), епископ Будущий епископ Исаия (в миру Владимир Димитриевич Ковалев) родился в 1882 г. в г. Угличе Ярославской обл. В 1903 г. окончил Рыбинское речное училище. С 1903. по 1946 г. трудился на речном транспорте. 9 июня 1946 г. рукоположен во диакона Вознесенского храма г. Спасск Рязанской обл. 10 июня 1946 г. принял монашеский постриг. 1 февраля 1947 г. рукоположен во иеромонаха. В 1949 г. возведен в сан игумена, а в 1951 г. архимандрита. С января 1951 г. эконом и казначей Ярославского архиерейского дома. С 13 июня 1952 г. настоятель Федоровского кафедрального собора Ярославля. 28 ноября 1954 г. хиротонисан во епископа Угличского. Управлял Ярославской епархией. Скончался 21 октября 1960 г. в Ярославле. 1. 1 апреля 1956 г. Ваше Преосвященство, дорогой Владыко! С любовию получил Ваше письмо и до сих пор не отвечал Вам. Простите меня за такое долгое молчание, по причине моего недомогания и усталости от епархиальных дел, т. к. более двух месяцев был один. Отец Никодим 557 все время был в командировке в Москве, Ленинграде и по поручению Патриархии – в Киеве и Закарпатье, готовясь к своему новому назначению. И вот уже более месяца, с 28 февраля, находится на новом месте своего служения в Иерусалиме; за это время прислал только телеграмму о своем благополучном переезде. Да сподобит его Господь добрым, истинным служением в этом святом граде, где каждый шаг освящен подвигами и молитвой Самого Пастыреначальника Христа. Дай Бог быть ему обвеянным благодатным духом святых мест, для дальнейшей плодотворной Евангельской проповеди на ниве Господней. Дорогой Владыка, Вы слишком много уделяете внимания мне, грешному, я ведь не заслуживаю такого внимания по моим духовным и телесным немощам и буду просить Вас не оставить меня и впредь Вашими святыми молитвами. Приношу благодарность Вам за братские советы и пожелания, если Господь поможет, буду стараться по возможности осуществлять. Просимые Вами службы святым Ярославским, если будут у меня в руках, постараюсь выслать Вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010