Вследствие этого указа, выборные к октябрю собрались в Москву. Судя по их рукоприкладству в списке уложения, всех выборных было 315 человек, именно патриарх Иосиф, 2 митрополита, 3 Архиепископа, 1 епископ, 5 архимандритов, игумен, 15 бояр, 10 окольничих, казначей, думный дворянин, печатник, думный дьяк, благовещенский протопоп, духовник государя, 5 московских дворян, 148 дворян городовых, трое гостей, 12 выборных от московских сотен и слобод, 89 выборных посадских из городов и наконец, 15 выборных от 15 московских стрелецких приказов. Из этого перечня видно, что выбор был неполный; не было выборных из крестьян. Что же, какую роль играли, какое участие принимали в обсуждении земского дела уложения эти 315 наличных выборных?… По официальному акту, слушали «Уложение», да руки приложили к нему грамотные за себя и за безграмотных. Именно, в сохранившемся до нас соборном акте Уложения читаем: «В нынешнем в 1648 г. октября с 3-го числа, государь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец, с отцом своим и богомольцем святейшим Иосифом, патриархом московским и всея Руси, и с митрополитами, и с архиепископами, и с епископами, также и с своими государевыми боярами, и с окольничими, и с думными людьми того собрания слушал, и выборным людям, которые к тому общему совету выбраны в Москве и из городов, чтено, чтобы то все Уложение впредь было прочно и неподвижно. И указал государь то все Уложение написать на список и закрепив тот список святейшему Иосифу, патриарху московскому и всея Руси, и митрополитам, и архиепископам, и архимандритам. и игуменам, и всему освященному собору, и своим государевым боярам и окольничим, и думным людям, и выборным дворянам, и детям боярским, и гостям, и торговым и посадским людям московского государства и всех городов российского царства, а закрепя то Уложение руками, указал государь списать в книгу и закрепить ту книгу дьякам Гавриле Левонтьеву да Федору Грибоедову; а с той книги для утверждения, на Москве во все приказы и в города напечатать многие книги, и всякие дела делать по тому Уложению». Как приказал царь, так было и сделано; все выборные приложили к уложению свои руки. За выборными царский приставник-боярин наблюдал. «А как уложение – сказано в конце соборного акта – по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу, чтено (было) выборным людям, в то время в ответной палате, по государеву указу, сидел боярин князь Юрий Алексеевич Долгорукий, да с ним выборные люди».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Всякий раз, когда собирался назад в семинарию, мать начинала хлопотать и принималась плакать, потому что нечего дать на дорогу. Схватит свой кокошник и заложит. — Вот тебе, Андрюша, семьдесят копеек… да еще осталась должна кринку масла.. Соколов как пришел, так и оставался первым учеником на курсе. Семинарские успехи его сделались известны в родном Буе. И в очередной его приезд домой мать со счастливыми слезами сказала: — Андрюша, меня что-то уважать стали. Бедную пономарскую жену зовут в гости! Сама протопопица не знает, где меня посадить, угощает… Это все через тебя, родненький, что хорошо учишься… Тебе уж невест готовят, и хороших! Вот Елена в какую попала честь!.. Андрей учился и зарабатывал уроками, радовался, что может обеспечить мать и отца, не особенно размышляя над будущим. К его немалому удивлению, ректор семинарии, строгий архимандрит Макарий, направил его учиться в Санкт-Петербургскую духовную академию. Соколов поначалу испугался, но покорился воле Божией. Ректору академии архимандриту Филарету Дроздову ясноглазый костромич пришелся по сердцу старательностью в учебе, открытостью сердца и мечтой о русской Библии. Он склонил Андрея к принятию монашества, в коем тот получил имя Афанасия. — С текущими делами все,— удовлетворенно сказал Николай Павлович.— Назначения есть? Император в повседневном зеленом сюртуке без эполет сидел за огромным столом, заваленным бумагами. Бумаги делились на две большие стопки — прочитанные и непрочитанные. Николай Павлович не изменял своему правилу каждодневно самому изучать; все приходящие доклады генерал-губернаторов, министров, Государственного совета и Сената, новоназначенного начальника Ш Отделения графа Алексея Орлова, послов из европейских столиц, министра почт с выписками из перлюстрированных писем, рапорты по армии, гвардейскому корпусу и по каждому из столичных полков. Глаза уставали, и по настоянию доктора Арендта пришлось заказать очки. Император стыдился этого признака старости и при людях никогда очков не надевал (их ношение во дворце было запрещено). Вот и сейчас он отложил перо и машинально задвинул подальше в бумаги бархатный футляр.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/6/

Для того, чтобы оправдать себя в глазах окружающих (а возможно, и перед голосом совести), князь и митрополит стали искать для Максима формальных обвинений. Поиски увенчались успехом. Со стороны митрополита Максима упрекнули в порче книг и ереси, а со стороны князя — в злоумышлении против государства: в связях с турецкими пашами и подстрекательстве султана к войне против Руси. Опала После «суда» Максима, как если бы он и действительно был врагом Церкви и русского народа, отконвоировали в Волоколамскую темницу. Здесь преподобный терпел от братьев по вере оскорбления, побои, морение смрадом и дымом. Мучения узника были настолько жестокими, что, как сообщается в летописи, доводили его до состояния омертвения. Но Господь не покидал Своего святого. Однажды Максим был утешен и ободрен Небесным вестником. Явившийся ему ангел произнёс: «терпи, старец!». И старец терпел. На стенах камеры он записал углём текст канона Утешителю; молился, читая этот канон. Шли годы. Через шесть лет власти вспомнили о Максиме, чтобы востребовать его на очередной суд. На этот раз искали оправдания издевательствам, которым подвергался святой. Нашлись и клеветники. История сохранила их имена: поп Василий, протопоп Афанасий, протодьякон Чушка, каллиграф Медоварцев. Суд обвинил преподобного в хуле на священные русские книги. Максим Грек, пытаясь объясниться, утверждал, что многие книги и действительно испорчены либо некорректными переводами, либо неточной перепиской, а значит нуждаются в исправлении. Повергаясь перед собравшимися, он кротко и смиренно взывал к милосердию, умолял о помиловании, просил по-христиански простить его за возможные ошибки, которые он, немощный, мог допустить в работе над книгами. После суда Максима доставили в Тверь, под архиерейский надзор епископа Акакия. Акакий не отличался чрезмерной суровостью и поначалу относился к Максиму более или менее снисходительно. В 1534 году, после кончины Великого князя Василия, блеснул луч надежды на скорое снятие опалы. В этот период Максим, в знак верности Православию, составил «Исповедание веры». Но его положение не улучшилось, а напротив, ещё больше ухудшилось: епископ Акакий рассерчал на него за слова чистой, не сглаженной лицемерием правды. Смягчение положения

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/

За 2 года 4 месяца управления Н. епархией в Православие из раскола было обращено до 6 тыс. чел., преимущественно через утверждение единоверия и устройство единоверческих приходов; он освятил единоверческие храмы в Омутнинском, Ижевском, Воткинском Заводах, в г. Сарапуле, с. Перевозном и Шаба (РГИА. Ф. 796. Оп. 117. Д. 1179, 1405; Оп. 118. Д. 132 и др.; Правосл. духовные писатели. 2016. С. 22; Карпук. 2015. С. 32-38, 45-58). 20 мая 1837 г. Н. встретил в Вятке путешествовавшего со свитой по России цесаревича Александра Николаевича, посетившего Воскресенский кафедральный собор и Трифонов вятский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь . 24 мая в епархии ежегодно проходил Великорецкий крестный ход с почитаемой иконой свт. Николая Чудотворца. В связи с приездом наследника вятский губернатор с согласия Н. заранее предложил перенести дату крестного хода на неск. дней вперед, чтобы наследник мог его увидеть, но имп. Николай I Павлович категорически отверг это предложение. В Вятке Н. принимал у себя находившихся в ссылке А. И. Герцена и архит. А. Л. Витберга. 6 дек. 1837 г. он освящал открытие Вятской публичной б-ки, в устройстве к-рой Герцен принимал деятельное участие. В одном из писем Герцен упоминал: «На днях сидел я вечер у архиерея. Много говорили о религии, о католицизме и пр., наконец он завел речь о перестройке собора с Витбергом» ( Герцен А. И. Письмо Н. А. Захарьиной от 30 нояб.- 2 дек. 1836 г.// Он же. Собр. соч.: В 30 т. М., 1961. Т. 21. С. 102). Сбор денег на постройку Александро-Невского собора в память посещения Вятки в 1824 г. имп. Александром I Павловичем был объявлен в марте 1835 г. при предшественнике Н.- еп. Иоанникии (Образцове), закладка по проекту Витберга состоялась 30 авг. 1839 г., уже после отъезда Н. 23 апр. 1838 г. Н. был назначен епископом Иркутским, Нерчинским и Якутским. При прощании с паствой 28 мая в кафедральном Свято-Троицком соборе он сказал: «Зрел я пастырей тщанием неленивых, духом горящих, Господеви работающих. Утешался набожностию и благочестием пасомых...» - и признал, что видит «многое недоконченным» (Слова и речи. 1860. С. 177-178). 2 июня покинул Вятку. Путешествие по Московскому тракту в Иркутск, куда прибыл 22 июля, епископ подробно описал в заметках «От Вятки до Иркутска», опубликованных в 1868-1869 гг. в «Ярославских ЕВ» (Путевые записки. 1874. Ч. 1. С. 2-65). Он проехал Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск (где у архиеп. Тобольского Афанасия (Протопопова) осмотрел богатую коллекцию минералов), Омск, Томск, Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск и дал краткие характеристики состояния архиерейских домов, встречавшихся в пути. Так, Н. писал, что «Пермский дом... убог и печален, средства, обеспечивающие его существование, ничтожны. Но все это в молчании переносится...», о Томском упомянул, что его «принадлежности убоги до крайности,- во всем видна уничижительная нищета… Тяжко видеть, не только переносить те лишения, какие терпит Томский архиерейский дом» (Там же. С. 7, 45).

http://pravenc.ru/text/2577625.html

Как и его предшественники, П. столкнулся со множеством проблем, обусловленных спецификой недавно присоединенного к России региона: малочисленность духовенства, распространение пороков и суеверий не только среди населения, не отличавшегося благочестием, но и среди духовенства; новой и наиболее важной проблемой стало усиление старообрядческого раскола. Во 2-й пол. XVII в. Сибирь стала одним из центров старообрядчества : сюда были сосланы мн. видные деятели раскола (напр., протопоп Аввакум Петров, свящ. Лазарь и проч.), в этот отдаленный регион бежали гонимые старообрядцы из др. частей страны. Летописи свидетельствуют о том, что уже после 1-й литургии, к-рую отслужил П. в Тобольске, к нему на выходе из храма бросились с упреками 3 старика (П. служил по новым книгам). Они были арестованы и приговорены к наказанию кнутом ( Словцов. 1886. С. 308). Сохранилось свидетельство С. У. Ремезова о впечатлении, произведенном новым митрополитом на паству: «...всяким образом бе гонитель и сребролюбец» ( Зиборов. 1998. С. 3). В то же время П. в 1686 г. простил раскаявшихся сосланных за раскол детей боярских Ивана и Петра Арсеньевых (АИ. Т. 5. С. 232). П. регулярно отправлял «посольства» для переговоров с раскольниками, стремился предотвращать гари. Так, в 1679 г. архимандрит тобольского Знаменского мон-ря Герасим, протодиакон Софийского собора Мефодий и ключарь Константин по приказу П. были направлены в «заимку Березовку» на уговоры раскольника старца Данилы (Дементьяна) и его единомышленников, чтобы они «от своей прелести отстали», отказались от самосожжения и в «домы свои» вернулись. Старообрядцев обвиняли также и за отказ молиться за государя, патриарха и митрополитов. Дементьян «Павла митрополита и православных христиан называет еретиками» (ДАИ. Т. 8. С. 216), «в избах у них наношено пенка и смолья и бересты» (Там же. С. 217-219). Переговоры не увенчались успехом, гарь состоялась, нек-рые раскольники погибли в огне, остальные ушли по острогам «смущать народ». В 1688 г. на Юрмыч, где также стало известно о подготовке гари, П. направил от «собора большаго ключаря Ивана Васильева», приказного сына боярского Афанасия Ушакова и подьячего Стефана, к-рые успешно «разговорили» более 400 чел. (ПСРЛ. Т. 36. С. 169, 175-177).

http://pravenc.ru/text/2578475.html

Княжеская власть не только определенным образом регулировала жизнь духовенства, но и влияла на иерархические отношения в их среде. Так, в 1479 г. при закладке церкви во имя святителя Иоанна Златоуста на Московском посаде, которая находилась под великокняжеским патронатом, Иван III «учини игумна у тоа церкви выше всех соборнов попов и игуменов града Москвы и загородских попов» . Аналогичным образом рязанский князь Иван, распорядившись поставить в Рязани такую же церковь и наделить ее ругой, определил и место, которое должен занимать ее священник на службах в кафедральном соборе («под соборными направе златоуской священник станет, а под ним Николы Старого священник») . Таким образом, административные реформы, усилив власть иерархии над низшими слоями духовенства, не привели ни к обособлению духовного сословия от остального общества, ни к его консолидации на основе системы автономных учреждений, свободных от вмешательства светской власти. Значительная часть «церковных людей», вовлеченная в сферу действия княжеского патроната, оставалась вообще за рамками происходивших изменений. Ограничив определенным образом права патронов (частных землевладельцев и общинных организаций разного типа), княжеская власть вовсе не собиралась урезать собственные права по отношению к храмам и обителям, находившимся в сфере ее влияния. Более того, количество таких учреждений со временем увеличивалось. В судебном деле 1479 г. как находящиеся под великокняжеским патронатом упоминаются такие московские обители, как «Спас на Москве, да Пречистая на Симонове, да Никола на Угреше» , два последних монастыря были открыты во 2-й половине XIV в. Как возникали такие обители и оформлялся их статус, известно из грамоты Димитрия Донского, который, определив, по его словам, что «игумен Афанасий поставил монастырь на моей земле», запретил въезд в монастырь митрополичьим десятинникам и их тиунам, а все претензии к преемнику Афанасия Савве должны были рассматриваться общим судом великого князя и митрополита . Правда, в процессе борьбы за объединение русских земель подчас возникала такая ситуация, когда церковным иерархам удавалось установить свою юрисдикцию над отдельными обителями. Так, чтобы ослабить удельного белозерского князя Михаила Андреевича, Иван III содействовал переходу Кирилло-Белозерского монастыря под юрисдикцию Ростовского архиепископа Вассиана . Чаще, однако, в подобных ситуациях происходила просто смена удельнокняжеского патроната на великокняжеский . Но главное — великий князь решительно пресекал подобные действия иерархов, когда они затрагивали его интересы. Когда упоминавшийся выше Ростовский архиепископ Вассиан отобрал у устюжского собора две деревни, «великого князя данья», и стал посылать для суда над устюжскими попами своих десятинников, Иван III приказал устюжскому тиуну передать деревни собору, а от архиепископа потребовал выдать соборному причту «несудимую» грамоту, «чтобы протопопа и его товарищев и их причта... и крестьян их... не судили бы их ни в чем» .

http://sedmitza.ru/lib/text/442925/

Не знаю, в своих суждениях я прав или не прав? Да хранит Вас Бог и Царица Небесная. Помолитесь за меня. Искренне уважающий Вас: Б. Лебедев. Д. 40. Л. 107–107 об. Подлинник. Автограф. 4. 18 сентября 1961 г. Здравствуйте дорогой и Высокопервосвященнейший 779 Владыко! Поздравляю Вас с праздником Рождества Пресвятой Богородицы и началом Нового церковного года! Да поможет Вам Бог и Царица Небесная прожить церковный год в полном удовлетворении душевных нужд. Как Вы себя чувствуете? Я пока что живу неплохо, – чувствую себя сносно, огородные культуры обеспечили хорошо, а остальное уже как-нибудь. В духовном мире есть в наших краях новость – управляющим Горьковской епархией назначен архиепископ Иоанн 780 , из Латвии, а митрополита Корнилия 781 уволили на покой, и перед этим насчет его была статья в Горьковской газете, обвиняющая его в скрытии доходности. Но какой новый архиерей, еще никто не знает. Сейчас читаю «Житие протопопа Аввакума» издания 1960 г. 782 – издан этот труд очень неплохо и отчасти интересен. Да хранит Вас Бог и Цар[ица] Неб[есная]. Почитающий Вас Б. Лебедев. 18/IX–61 г. Помолитесь за грешного раба Бориса. Д. 50. Л. 21. Подлинник. Автограф. 5. Апрель – май 1961 (?) 783 Христос Воскресе! Дорогой Высокопервосвященнейший Владыко! Поздравляю Вас с Светлым Праздником Христова Воскресения! И да подаст Он Вам своим Воскресением радость душевную и воодушевит перенести житейские невзгоды и в христианском воодушевлении продолжить дальнейшую земную жизнь. Живу пока что по Божией милости и Вашим молитвам неплохо. И пока здоров. Духовный мир нашей местности неважный – во-первых, чуть было не закрыли летний собор – есть положение, одна община может не иметь два храма, как у нас имеется; потом, звон почти прекратили, позволено звонить только по Воскресным дням и большим праздникам и только к поздней литургии, на духовенство наложен очень большой налог – на священников по 8700 рублей в новых деньгах на каждого, но на зарплату пока не переходят, несмотря на неоднократное предложение об этом уполномоченного по делам церкви нашей области.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Новгородского, Феофилакта (Русанова) митрополита-экзарха Грузии; протопресвитеров: Иоанна (Державина, обер-священника) и Павла (Криницкого), князя Александра (Голицына, Обер-Прокурора) и графа Михаила (Сперанского); 2) преосвященных митрополитов С.-Петербургских: Михаила (Десницкого) , Серафима (Глаголевского), Антония (Рафальского), Никанора (Клементьевского) и Григория (Постникова) ; 3) бывших начальников и наставников Академии: преосвященных митрополитов: Филарета (Амфитеатрова) Киевского, Ионы (Васильевского) – экзарха Грузии, архиепископов: Сергия (Крылова-Платонова) Рязанского 6 , Амвросия (Рождественского-Вещезерова) Тобольского, Моисея (Богданова-Платонова) – экзарха Грузии, Кирилла (Платонова) Подольского, Афанасия (Протопопова) Тобольского, Игнатия (Семёнова) Воронежского, Мелетия (Леонтовича) Харьковского, Нафанаила (Павловского) Псковского, Венедикта (Григоровича) Олонецкого, Иннокентия (Борисова) Херсонского, Смарагда (Крыжановского) Рязанского; епископов: Иннокентия (Смирнова) Пензенского , Виталия (Щепетева) Костромского и Николая (Доброхотова) Тамбовского; священно архимандритов: Евграфа (Платонова-Музалевского), Серафима (Азбукина), Зосимы (Смирягина), Поликарпа (Гойтанникова), Гаврила (Воскресенского), Никодима (Лебедева), Иосифа (Позднышева) и Климента (Можарова); протоиереев: Герасима (Павского), Иоакима (Кочетова), Петра (Вигилянского), Тимофея (Никольского), Симеона (Платонова), Гаврила (Меглицкого), Димитрия (Вершинского), Иоанна (Шангина), Стефана (Сабинина), Андрея (Окунева), Симеона (Красноцветова), Иоанна (Иванова), Андрея (Райковского), Иоанна (Певницкого); иеромонахов: Леонида (Зарецкого), Анастасия (Любомудрого), Диодора (Ильдомского); иереев: Василия (Разумовского), Ксенофонта (Делекторского), Иоанна (Филаретова), Евграфа (Бенескриптова), Павла (Колоссовского) и Александра (Соколова); 5) наставников – мирян: Стефана (Райковского), Иоанна (Чупровского), Иакова (Орлова), Иродиона (Ветринского), Стефана (?), Василия (Себржинского), Иоанна (Филаретова) 7 , Андрея (Красносельского), Климента (?), Андрея (?), Дмитрия (Вознесенского), Иоанна (Лобовикова), Димитрия (Гусева), Александра (Мишина) и Петра (Шалфеева)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

Отсюда видно, что вызываемые архимандриты во время своего пребывания в С-Петербурге принимали участие в заседаниях Святейшего Синода, подписывались под его определениями, и вообще приравнивались к прочим членам Святейшего Синода 307 . Изображенные перемены в устройстве Святейшего Синода, отодвигая его от предначертаний Духовного Регламента, продолжались в начале царствования Екатерины I, готовившей Синоду крупную реформу. До осуществления этой реформы в составе Св. Синода встречаемся со следующими переменами. Назначенному судьей тиунской конторы, с устранением от звания синодального асессора, Троицкому протопопу Иоанну Семенову, снова предписано Синодом сохранять прежнее звание и в канцелярских бумагах «именовать его синодальным асессором и тиунской конторы судьей» 308 . Вызванный в 1723 г. в Святейший Синод асессором архимандрит Калязинского монастыря Рафаил Заборовский 9 августа 1725 г. назначен и затем рукоположен в епископа псковского, с возведением в звание синодального советника 309 . В том же 1725 г. в числе советников Святейшего Синода является Георгий Дашков, епископ ростовский и ярославский, вызванный для сего из епархии 310 . Таким образом накануне ожидавшей Синод в царствование Екатерины I реформы, членами Святейшего Синода состояли следующие лица-два вице-президента: Феофан Прокопович , архиепископ новгородский и великолуцкий и Феофилакт Лопатинский, архиепископ сарский и подонский, Георгий Дашков, епископ ростовский и ярославский, Рафаил Заборовский, епископ псковский и нарвский, Петр, архимандрит Александро-Невский, Гавриил, архимандрит Троице-Сергиевский, Феофил, архимандрит Чудовский, Иерофей, архимандрит Новоспасский, Афанасий, архимандрит Спасо-Ярославский, асессоры: протопопы С-Петербургских соборов Петропавловского Петр Григорьев и Троицкого Иоанн Семенов. Всех этих членов застала реформа Синода при Екатерине I. Высочайшим манифестом из Верховного Тайного Совета, данным на имя Святейшего Синода, императрица Екатерина, в исполнение неосуществленных предначертаний Петра I за его смертью , повелела синодальное правление разделить «на два апартамента» с тем, чтобы первый состоял «в шести персонах архиереев», в числе коих указано быть новгородскому Феофану, рязанскому Феофилакту, воронежскому Иосифу, вологодскому Кондоидию и Игнатию, бывшему суздальскому, которым заседание свое иметь по степеням епархий их».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

П. Миловецкий, на которого ссылаются протоиерей Анатолий Дмитрук и краевед Г.А. Жеребцов, называет в качестве причины гибели братьев зависть. Все трое авторов пишут о том, что один из представителей сибирской власти увидел, как без его помощи и без посредства подручных ему лиц все в Сибири решается мирно. Тогда он затаил злобу на «честных и трудолюбивых братьев», придрался к незначительному случаю и в качестве наказания велел «в одни сутки» засолить 40 бочек карасевых язычков. Братья отказались выполнять такое безумное приказание и поплатились жизнью. Афанасий Пашков отдал приказ истязать воинов. Они были замучены до смерти. В день их погребения произошло чудо: когда вернулись с похорон, то все увидели заполненные до краев карасевыми язычками бочки.   Загадка третья. Сколько было Иргенских мучеников?   Сколько воинов было замучено на Иргени? Протопоп Аввакум в страстных эмоциях против Пашкова пишет о кладбище мучеников, на котором захоронили не меньше 500 человек. Историки называют иное число – до 50 человек. Архимандрит Ефрем пишет о четырех. Краевед С. Кудрявцев, не делая конкретной ссылки, называет «семь казаков из дружины воеводы Пашкова» . Иргенских мучеников было как минимум трое. Они запечатлели свои имена в иконе «Знамение», в которую были вписаны на поля образы их небесных покровителей – святых Симеона, Киприана и Иосифа. Их имена известны также из донесения 1735 года Г.Ф. Миллера, который сообщает, что на месте Иргенского стана сохранилась часовня во имя трех еще не канонизированных святых. В 1911 году, по благословению Забайкальского епископа Мефодия, было сделано освидетельствование останков, лежащих под спудом церкви во имя святых Симеона юродивого, мученика Киприана и Иосифа Обручника. Архимандрит Ефрем и иерей Николай Корелин, «спустились под пол названной церкви, где в особом гробе, поставленном поверх земли, покоятся останки похороненных, по преданию, здесь замученных воинов», и сделали освидетельствование о наличии под полом церкви в северной части двух гробов-колод . Воины были положены в две колоды по двое. «Все кости в обоих гробах – в целости и вполне сохранившиеся», – указывается в акте. Гробы, как свидетельствует архимандрит Ефрем, остаются под полом церкви. Причем оба священника удивляются и обращают внимание на то, что колоды, явно не тронутые со времен захоронения, вышли из-под земли и совершенно не обгорели во время пожара в церкви, случившегося в 1877 году. Удивлены они и тем, как могли над ними построить новую церковь, перенося бревна и другие стройматериалы, нисколько не повредив место захоронения.

http://pravoslavie.ru/4316.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010