Ишим. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Карта и ближайшие объекты Богоявленский собор, воздвигнутый в 1793 году, является одной из главных архитектурных достопримечательностей Ишима и важнейшим историческим и духовным символом города. Собор стал первым каменным храмом в Ишиме. Решение о его строительстве было принято после того, как в 1782 году, согласно указу императрицы Екатерины II, Коркина слобода приобрела статус города. Архитектурный стиль собора чаще всего относят к так называемому " сибирскому барокко " с элементами классицизма. В соборе было установлено три Святых престола: во имя Богоявления Господния, Святителя и Чудотворца Николая и Успения Божьей Матери. Храм, стоящий на высоком берегу реки в районе исторически-сложившегося центра города, ранее был хорошо обозрим практически с любой его точки. Вскоре после установления в Ишиме советской власти из собора были изъяты церковные ценности, а в 1930 году он был закрыт. На протяжении многих десятков лет Богоявленский собор подвергался разрушениям. Лишь в конце 80-х годов ХХ века стараниями горожан было начато восстановление главного духовного символа Ишима. Использованы материалы сайта w-siberia.ru В марте 1775 года протопоп Афанасий Райков и церковный староста Ларион Желтышев обратились к преосвященному Варлааму с просьбой подать благословение на обложение новой каменной, «о двух апартаментах» (этажах) церкви, с приделами: в нижнем этаже – святителя Николая Мирликийского, в верхнем – Успения Богородицы, поскольку тогдашняя «деревянная Николаевская церьковь от давняго построения пришла в обветшалость». Сама идея постройки возникла раньше: уже в марте 1773 года консистория (духовное управление епархии) выдала приходу сборную книгу для записи пожертвований на новый храм. Получив благословение (в котором появилось имя третьего, главного престола – Богоявления) 7 июля 1775 года, местное духовенство «соборне» совершило закладку первого каменного храма Приишимья. Возведение величественного сооружения (высота 36 м) потребовало немалых ресурсов, как материальных, так и людских. План и фасад храма были «выданы» от тобольского архиерея (этим объясняется сходство Богоявленского собора с памятниками церковного зодчества в Тобольске, выстроенными в одном стиле «сибирского барокко»). «Мастер каменнаго здания» был подряжен в Таре, строители прибыли из губернского центра - Тобольска. Кирпич выделывали в окрестностях слободы, известь жгли из камня, добытого на горе под Ларихой, у деревни Рагозиной. А вот железо для укрепляющих стены и своды связей, а также для оконных решеток привозили издалека.

http://sobory.ru/article/?object=13261

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАШКИН Матвей Семенович († 3-я четв. XVI в.), еретик. Из боярских детей, его отец Семен Иванович и дядя Алексей Иванович были совладельцами дер. Башкино в вол. Вел. Слобода Переяславского у. В 1547 г. Б. вместе с Ф. Г. Адашевым, Ф. М. Нагим, Ф. И. Шуйским и Д. Р. Юрьевым выступал поручителем за опального кн. И. И. Турунтая-Пронского. В сер. XVI в. братья Федор и Матвей Башкины уже имели поместья в Боровском у., в 1550 г. их имена входили в число избранной тысячи дворян, намеченных царем Иоанном IV Васильевичем Грозным к испомещению под Москвой и выдвижению на ответственные посты в гос-ве и войске. Деятельность Б. как главы еретического кружка стала явной весной 1553 г.- во время борьбы за престолонаследие, связанной с болезнью Иоанна Грозного. Великим постом 1553 г. Б. пришел на исповедь к своему духовнику свящ. кремлевского Благовещенского собора Симеону. По сообщению Симеона, Б. задавал много «недоуменных» вопросов и говорил о том, что необходимо на деле применять евангельские заповеди. В др. раз Б. пригласил Симеона участвовать в беседах на духовные темы в кружке своих знакомых, впосл. неск. раз приезжал для бесед на подворье к Симеону, читал ему Евангелие и просил толкований. Во время посещений Симеоном дома Б. последний сам толковал Апостол. Основываясь на словах ап. Павла (Гал 5. 14-15), Б. высказывался против полного и кабального холопства, порвал полные и кабальные расписки и стал держать своих людей «добровольно». С подобными рассуждениями духовного сына свящ. Симеон согласился: «И мне то показалося добро». Петровским постом, в июне того же года, Б. вновь пригласил в свой дом Симеона и показал ему Апостол, в к-ром воском отметил мн. места, предназначенные для обсуждения. На этот раз рассуждения и толкования духовного сына показались священнику «развратными» и он посчитал нужным известить об этом протопопа московского Благовещенского собора Сильвестра , к-рый уже слышал о Б. и заметил Симеону: «Каков тот сын духовной будет, слава про него недобра носится». Симеон и Сильвестр в присутствии прот. Андрея (см. Афанасий, митр. Московский ) и окольничего А. Ф. Адашева доложили царю о своих подозрениях, Симеон принес царю Апостол, исправленный Б. Ознакомившись с делом, Иоанн Грозный повелел посадить Б. «под полатою у собя в подклете», а расследование о ереси поручил волоколамским старцам Герасиму (Ленкову) и Филофею (Полеву). Расследование затянулось из-за отсутствия в столице царя, к-рый со 2 июля по 18 авг. находился в Коломне на смотре войск.

http://pravenc.ru/text/77726.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЬВОВСКАЯ И ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ, образована в 1539 г. В 1539-1700 гг. именовалась Львовская, Галицкая и Каменец-Подольская, в 1941-1945 гг.- Львовская, в 1945-1988 гг.- Львовская и Тернопольская, в 1988-1998 гг.- Львовская и Дрогобычская, с 1998 г. имеет совр. название. Кафедральные соборы - львовский Георгиевский (временно) и дрогобычский во имя прп. Иова Почаевского. Правящий архиерей - митр. Филарет (Кучеров; с 20 июля 2012). Территория епархии включает Львовскую обл. Украины и разделена на 13 благочиннических округов: Бродовский, Дрогобычский, Жолковский, Мостисский, Пустомытовский, Радеховский, Самборский, Сокальский, Старосамборский, Стрыйский, Турковский, Центральный, Яворовский. К нач. 2016 г. имелось 2 мон-ря (мужской и женский), 72 прихода; в клире состояли 72 священника и 11 диаконов. При ЕУ действуют следующие отделы: религ. образования, катехизации и миссионерства, информационно-просветительский, по благотворительности и социальному служению, по делам молодежи, по делам семьи, по взаимодействию с Вооруженными силами и др. военными формированиями Украины, по делам пастырской опеки пенитенциарной (тюремной) системы, а также протокольная служба епархии. Православие в Галицкой Руси до 1539 г. После упразднения самостоятельной Галицкой епархии как церковно-адм. единицы, территория к-рой была присоединена к Западнорусской митрополии , церковная власть в регионе сосредоточилась в руках митрополичьих наместников. В сер. XV в. впервые упоминаются наместники, имевшие постоянное местопребывание во Львове: протопоп Василий (под 1450) и свящ. Осия, настоятель Воскресенского храма на Краковском предместье г. Львова (под 1456). Нек-рое время местопребыванием наместников был Ст. Галич (Крылос), но уже в нач. 90-х гг. XV в. должность галицкого наместника традиционно занимали архимандриты львовского мон-ря св. Георгия (Свято-Юрского): Иоасаф, также являвшийся настоятелем львовского Онуфриевского мон-ря (до 1493), Афанасий (в 1493-1509).

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Надежда Киценко Скачать epub pdf Именной указатель 941 Абдраимов М. Р. 157 Аввакум, протопоп 16 Августин, блаженный 16, 217 Агафья 135 Адам 40, 53 Акилина133 Аким 135 Аксаков К. С. 9 Аксаков С. Т. 205 Александр 135 Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ 6, 14, 84, 125, 205 Александр, крестьянин 301, 302 Александр II, император 95, 102, 112, 165, 289, 290, 291, 292, 296, 298, 346 Александр III, император 11, 145, 146, 148, 171, 184, 290, 292, 293, 294, 296, 316, 345 Александр Невский, благоверный великий князь 337 Александра Ивановна 284 Александра Иосифовна, великая княгиня 292 Александра Феодоровна, императрица, страстотерпица 145, 148, 326 Александров И. 285 Александрова Мария, мещанка 259, 260 Алексий Николаевич, царевич, страстотерпец 146 Алексий, епископ Таврический 324 Альберт, принц 171 Амвросий Оптинский , преподобный 115, 297 Амиров А. 157 Амфитеатров A. B. 269, 285 Анастасия Николаевна, княжна Черногорская 147 Анатоль, князь 307 Ангелина, игуменья 323 Андрей Первозванный, апостол 105, 116, 194, 195, 310, 312, 322, 325, 331 Андрей, епископ Мамадышский 276 Анна Константиновна, свояченица о. Иоанна 47, 179 Анна Алексеевна 132 Антоний Великий , преподобный 24 Антоний (Храповицкий) , митрополит 6, 68, 84, 298 Апраксины 145 Арий, еретик 221, 222 Арсений Великий , преподобный 52 Арсений, епископ 237 Арсеньева Н. 148 Афанасьевский П. 140, 141 Б-в, корреспондент о. Иоанна 210, 211, 212 Багратионы 145 Байнум К. 86 Баранова М. 184 Барсков П., лавочник 156 Барскова E., лавочница 156 Барятинский, князь 145 Барятинский В., князь 164, 165 Бедекер К. 240 Безбрыжой, полковник 157 Бек, де Ф. 284 Беле О. 239 Бенджамин У. 197 Беппис, переводчик 112 Бернар, святой 223 Боголюбов Дмитрий , миссионер 276 Бойл Л. 12 Большаков Н. Я. 220, 264, 275, 278, 279, 318, 339 Бонч-Бруевич В. Д. 306 Боткин С. П. 141 Брилинский А., лесной надсмотрщик 157 Бряузов А. И. 285 Булгаков М. А. 8, 332 Булгаков С. Н. 122 Буле, фотограф 198 Бурачек С., капитан 220 Буткевич A. C. 317 Вагнер У. 8 Вадим, псевдоним автора неканонического перевода Библии 112, 125

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

ОТДЕЛЕНИЕ III. О Ставропигиальных монастырях Статья I. О Ставропигиальных монастырях 1 класса, ныне существующих Местоположение и начало оного НОВО-СПАССКИЙ Ставропигиальный мужской первоклассный монастырь состоит ныне вне столичного города Москвы Таганской части в 3 квартале. Но первоначально основан был он не на сем месте, и именно: в лето 6780, от Р. Х. 1272, когда Великий Князь Даниил Александрович, сын Великого Князя Александра Ярославича Невского получил в удел себе город Москву, то построил вскоре после того пониже города при Москве реке, по течению её на правой стороне, монастырь с храмом во имя Преподобного Даниила Столпника, по коему и монастырь сей назван Данилов, в котором с самого начала и учредил быть Архимандриту. А в лето 6858, от Р. Х. 1350, Великий Князь Иоанн Данилович, поименованный Калита, перевёл оный Данилов монастырь и с Архимандрией внутрь города Москвы на свой Великокняжеский Двор, где воздвиг храм Преображения Господня и устроил обитель. Данилов же, до того устроенный монастырь, и всё имение оного препоручил Архимандриту сего же новосозданного монастыря Святого Спаса. Потом в лето 1462 Великий Князь Московский Иоанн Васильевич тот Спасский монастырь из своего Дворца перевёл на новое место над Москвой рекой, по течению её на левую сторону в предместье, называвшееся Васильевским станом, и устроил там, на горе Крутице, монастырь новый, который и назван по сему Спас на Новом или Новоспасский. А на Великокняжеском Дворце церковь Преображения Господня обращена в Собор мирских Иереев, и учреждено при оном Протопопство. Сей Собор и доднесь называется Спас на Бору, потому что на сем месте рос бор. В помянутом монастыре Спаса на Новом или Новоспасском церковь Преображения Господня Соборная первоначально заложена в 6999, от Р. Х» 1491 году, и освящена в 1497 году, Сентября 18, Преосвященным Симоном Митрополитом Всероссийским при Архимандрите Афанасии Щедром. Поскольку же под этой церковью погребены тела старших четырёх братьев Великого Государя Царя Михаила Феодоровича и сестры его в 1611 году, а также и прочих Его Царской Фамилии родственников; то сей Государь по восшествии на Всероссийский Царский престол, и родители Его Патриарх Филарет Никитич, и Великая Старица Инокиня Марфа Иоанновна, особенно сей монастырь жаловали многими вотчинами, денежными суммами, церковными утварями, и прочими вещами: о чём ниже сказано будет. Но соборная церковь сия потом в 1645 году за ветхостью разобрана и на самом том же месте построена новая. О чём также сказано будет ниже. О зданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

По поводу 300-летия со дня его смерти С тех пор, как Максим Грек «дивный и изящный философ» (как его характеризует наша древность), засвидетельствовал, что богослужебные книги его времени были «растленные ово убо отъ преписующих их не наученных сущих и неискусных в разуме и хитрости граматикийстей, ово же и от самех и сперва сотворивших книжный перевод приснопамятных мужей» 1 , вопросы относящееся до богослужения и церкви вообще сделались на Руси вопросами самыми жгучими, требовавшими немедленного решения. Стоглавый собор, созванный царем для того, чтобы рассудить «о многоразличных церковных исправлениях», не только не отвергает замеченных недостатков в наших церковно-богослужебных книгах, но напротив утверждает, что «божественные книги писцы пишут с неправильных переводов, а написав не правят же; опись к описи пребываете и недописи и точки непрямые и по тем книгам в церквях Божиих чтут и поют, и учатся, и пишут с них» 2 . Являлась таким образом настоятельная необходимость обратить серьезное внимание на существующее зло и найти средства к его устранению. Стоглавый собор вменяет в непременную обязанность «протопопам и старейшим священником и избранным священником со всеми священники в коемждо граде во всех святых церквях дозирати священных книг» 3 т. е. учреждает нечто в роде нынешних ответственных цензоров, на обязанности которых было не только следить за исправной перепиской церковно-богослужебных книг, но по мере возможности и самим лично исправлять эти книги. Понятно, что такая мера не уничтожала зла, а напротив давала широкое место произволу разных справщиков. Следовательно, настояла нужда подыскать меры к устранению существующего зла более решительные и действительные. Могущественным средством против указанных недостатков и было признано заведение книгопечатного двора, где бы печатались все церковно-богослужебные книги для всей России, под надзором сведущих лиц, высшею властью к этому призванных. Еще в 1547 году царь Иван Васильевич, очевидно под сильным влиянием знаменитого в то время ученого иностранца Максима Грека , усиленно хлопотал об. открытии в России типографии для печатания книг церковно-богослужебных и нравственно-назидательных. С этой целью он поручил саксонцу Шлитту набрать за границей разных мастеров для печатного дела в России. Желание царя уже было близко к осуществлению. Необходимые мастера были набраны и отправлены морем в Россию, но Ганза и рыцари Ливонского ордена помешали довести это дело до конца. Мастера не были допущены в Россию и планы царские относительно заведения в России типографии расстроились по-видимому окончательно. Это так бы и случилось по всей вероятности, если бы не явился на помощь царю энтузиаст-типографщик, как характеризует нашего первопечатника историк Карамзин 4 , по крови чисто русский человек, родом из Москвы, диакон Николо-Гостунской церкви, Иван Феодоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Подпишитесь на наш Телеграм Лекции В беседах Владимира Стрелова и Анны Годинер слушатель узнает, как дать ответ христианину на любые вопросы, вызванные любой книгой для детей и подростков; узнает как научиться видеть в произведениях, входящих в детское чтение, христианский контекст, отзвуки Слова Божьего. За две тысячи лет существования христианства Евангельское слово оставило неизгладимый след в культуре, в том числе и в детской литературе. Книга помогает ребенку вместе с героями переживать ситуации нравственного выбора и тем самым прочно усваивать наставления в вере, исподволь приучает не бояться трудностей, сопутствующих жизни по Евангелию. Два лекционных курса Михаила Бударагина : о связи религии русской литературой XIX и XX веков. В своем цикле литературных бесед для радио «София» о. Георгий Чистяков рассказывает о Данте, Эразме Роттердамском, Гоголе, Афанасии Фете, Германе Гессе, Иване Бунине, Льве Копелеве и Булате Окуджаве, Некрасове, Алексее Жемчужникове, Тургеневе, Андрее Белом, Герцене, Толстом и пр. и пр. История русской литературы освещена в курсе Александра Ужанкова с ее зарождения до начала XIX века. Все главные тексты этого периода разобраны Ужанковым: Слово о Законе и Благодати, Моление Даниила Заточника, Слово о полку Игореве, Житие Бориса и Глеба, Повесть временных лет, Задонщина, Житие Сергия Радонежского, Домострой, творчество протопопа Аввакума, Ломоносов, Сумароков, Карамзин, Пушкин и многие другие тексты и авторы. Лекции Дмитрия о литературе стали ярким событием современной русской культуры. Интересные, живые, поражающие эрудицией и глубиной мысли, эти лекции важны нам еще и по следующей причине. Христианство — сквозная тема лекций, и, что важней, сам их тон, само настроение носят подлинно христианский характер, в чем убедится всякий, кто позволит себе удовольствие их послушать. Конечно, не «пропагандирует» веру. Вряд ли он вообще как-то специально думает о христианстве, когда читает свои лекции — дело в другом. Не вдаваясь в подробности его отношения к христианству, укажем просто на тот очевидный факт, что трудно заниматься русской литературой и пройти мимо Евангелия.

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

поиск:   разделы   рассылка Игумен Виталий (Уткин) Подвиг приснопамятного Патриарха Сергия (Страгородского) – в сохранении иерархического единства Церкви Источник:  Былое. История и современность Когда-то Алексей Степанович Хомяков выдумал термин " соборность " . Этот термин потом активно использовался в либерально-богословских построениях и стал лозунгом свержения иерархии в ходе епархиальных революций весны-лета 1917 года. Соборность – это совершенно не то, что " соборная Церковь " в Символе веры. Соборная – значит Кафолическая, Вселенская. Соборная Церковь – значит везде, всегда, во все времена в ее Таинствах – Один и Тот же Христос. Соборная, по сути – значит Универсальная, Христос в Церкви везде, где есть сама Церковь, где есть Евхаристия. Соборность же по Хомякову предполагает некое равенство мирян, пресвитеров и архиереев, размывает и, по сути, упраздняет первичность иерархии в Церкви. Два протопресвитера – Николай Афанасьев и Александр Шмеман – присовокупили сюда евхаристическую экклезиологию, провозгласив первичность общины в качестве, по факту, грубо говоря, источника Евхаристии. Все эти теоретические построения наложились на историческое доминирование пресвитеров в жизни Русской Церкви, их стремление к эмансипации, обособлению от архипастырей. У нас протопопы даже храмы освящали. Огромные епархии просто не охватывались реально властью архипастыря. Достаточно вспомнить всевластные духовные консистории в епархиях, коллегии пресвитеров, решавшие все вопросы жизни епархий. С ними предпочитали не связываться архиереи, пребывавшие в 19 веке на кафедрах от силы года по три и большую часть времени посвящавшие простому объезду своей епархии. Вся борьба " за соборность " с середины 19 века была борьбой за полноту власти настоятеля над приходом, полную его административную и финансовую независимость от архиерея. Плодом такой борьбы во многом стали советские расстрельные рвы. Ведь нельзя безнаказанно бороться против основы церковной жизни. За такую борьбу приходится духовно отвечать, в том числе – и своей жизнью.

http://religare.ru/2_113093.html

Приложения Описи монастыря, грамоты и указы Писцовая книга г. Суздаля 7136 – 1628 г. и 7137 – 1629 г., письма и меры Михаила Трусова да подьячего Фёдора Витовтова43 «Лета 7136 и 137 году, по Государеву Цареву и Великого князя Михаила Феодоровича всея Руссии указу, писцы Михайло Михайлович Трусов, да подьячий Фёдор Витовтов писали и мерили Суздаль город и в городе церкви и дворы, и посад, и на посаде церкви и дворы, и в торгу лавки и анбары, а что в городе дворов и на посаде белых и тяглых, и то писано в сих книгах подлинно порознь». «Город Суздаль на реке на Каменке, ветх, а у города четверы ворота, ворота Ильинские на площадь, ворота Никольские, ворота Дмитровские, ворота водяные; а в городе соборная церковь , каменная, Рождества Пречистой Богородицы; на полатех четыре престола: престол Вознесения Христова, престол Усекновения Честные Главы Иоанна Предтечи, престол Архангела Гавриила, престол трёх Святителей; и в церкви образы, и книги, и ризы, и свечи, и сосуды церковные, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение прежних Великих Государей Царей и Суздальских Архиепископов; а служат в Соборной церкви Протопоп Иван, да протодиакон Григорий, да пять попов, да три диакона. «В городе приходных церквей: у Ильинских ворот ружные церкви, церковь Успения Пречистой Богородицы, другая церковь Афанасия Александрийского , деревянны клетцки, строенье мирское приходных людей; да у Никольских ворот церковь Николы Чудотворца, деревянна вверх, да трапеза тёплая Петра и Павла верховных Апостол, деревянна клетцки, строение мирское приходных людей; а у церкви на монастыре одиннадцать келий, а в них живут шестнадцать стариц. Да у Никольских ворот, на Покровском дворе церковь Иоакима и Анны, деревянна вверх, службы нет. В городе ж дворов: двор Архиепископа Иосифа Суздальского и Тарусского, а на дворе церковь деревянна клетцки, во имя всех Святых, да придел Государева ангела Михаила Малеина, да ново сооружена церковь Успения Пречистой Богородицы, а в церквях образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение прежних архиепископов и нынешнего архиепископа Иосифа Суздальского и Тарусского: двор приказного его человека Андрея Бермацкого " …

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Разделы портала «Азбука веры» Марина Верховская Личное молитвенное правило в литургической практике Русской православной церкви В Избранное Тема личного молитвенного правила касается повседневной молитвенной жизни членов церкви, которая тесно связана с практикой общецерковной молитвы. Возникновение личного молитвенного правила связано с воплощением слов апостола о непрестанной молитве ( 1Фес.5:17 ) и стремлением устроить также и личную молитву христиан «благообразно и по чину» ( 1Кор.14:40 ). Однако до настоящего времени тема личного молитвенного правила, а также история происхождения и становления его чинопоследований, не были исследованы церковными учеными – историками и литургистами, и до сих пор остаются неясными. О формировании понятия личного молитвенного правила как последования утренних и вечерних молитв, представленного в молитвословах, из литературы было известно 4 ключевых момента общего характера без исследований и ссылок: Обращение к «Малой подорожной книжке» (экземпляр РГБ) показало, что издание Франциска Скорины не включает последований молитвенного правила, часослов, входящий в нее, представляет собой часослов для частного совершения богослужений суточного круга, что было для русской церкви традиционной практикой, и это подтверждается источниками XVI века («Книга, называемая «Домострой» протопопа Сильвестра , рукописный сборник XVI в. Троице-Сергиевой Лавры); более ранние источники XI века свидетельствуют о ежедневном совершении утрени и вечерни как нормы молитвенной жизни для мирян. По свидетельству свт. Афанасия (Сахарова) на Руси была широко распространена традиция самостоятельного совершения мирянами богослужебных последований. В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы за исключением таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мирянин. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу [Афанасий (Сахаров), 197].

http://azbyka.ru/lichnoe-molitvennoe-pra...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010