15 апреля 1554 г. Андрей, протопоп Благовещенский, в Чудове монастыре совершал чин крещения царевича Ивана 18 . В царской грамоте от 28 октября 1554 г. в Переяславский Данилов монастырь о пожаловании ему двух сел Загорьев и деревни Оникиева говорится: «да и отец наш духовный протопоп Ондрей нам о том бил же челом» 19 . Выражение грамоты дает знать о связях Андрея с обителью преподобного Даниила и о том, что ее интересы были близки и дороги царскому духовнику – Переяславцу. В 1555 г. протопоп Андрей вместе с митрополитом Макарием поновлял чудотворный образ Николы Великорецкого. По этому случаю сообщается: «иконному бо писанию митрополит и Андрей научени сей хитрости» 20 . В 1561 г. июля 6 «Андрей, протопоп Благовещенской» огласил ко крещению черкасскую княжну, ставшую потом супругой Грозного 21 . Здесь в последний раз он назван мирским именем и Благовещенским протопопом. «А как постригся, говорит о нем Псковская первая летопись, два лета ему прошло в чернечестве до митрополитства» 22 . Но в митрополиты по смерти Макария он избран 24 февраля, посвящен 5 марта 1564 г. 23 Следовательно, постригся после 6 июля 1561 и до 5 марта 1562 г. Пострижение Андрей принял в Чудове монастыре 24 с именем Афанасия. В повести «О немощи и о преставлении и о погребении Макария, митрополита всея Руси», описывающей события с 15 сентября по 31 декабря 1563 г., он несколько раз называется «старцем Афанасием, духовником государевым» 25 . Не означает ли это того, что Андрей, приняв монашество в Чудовом монастыре и оставив должность Благовещенского протопопа, продолжал быть духовником Грозного? Поручения, которые давались в эти дни Афанасию, свидетельствуют, во всяком случае, о близости и доверии к нему царя и митрополита. Царь ему поручает – вместе с митрополичьим духовником и чусовским архимандритом навещать больного святителя в свое отсутствие, пока ездит к Троице на Сергиев день. Митрополит с Афанасием посылает царю письмо, в котором настойчиво просится на покой в свое пострижение – в Пафнутьев монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Родом Переяславец 8 , он упоминается в летописях как духовник царя Ивана во время знаменитого третьего похода на Казань в 1552 г. На пути к Казани, во Владимире на Клязьме 8–10 июля он «грешнейший Афонасий сиггел Благовещенской» получил чудесное исцеление у мощей св. Александра Невского 9 . Пред началом осады татарской столицы 23 августа, царь принимает благословение от своего духовного отца Андрея протопопа 10 . Накануне взятия Казани, с 1 октября на 2-е царь всю ночь пробыл наедине со своим духовником 11 . 2 октября, в достопамятный день покорения татарской столицы «изрядный Андрей протопоп» благословляет царя на ратный подвиг 12 . Лишь только пала Казань, «и посла государь в той час по духовнаго своего отца, изящнаго в добродетелех Андрея, протопопа Благовещенскаго, и повеле ему приити из своего царского стану со всем освященым собором, яже бяху тогда с благочестивым царем. Андрей же з животворящим и со псалмопение (sic) и со всем собором приди ко о (sic) государю множа двою поприщ в всем священном сану, яко же литоргиса. Православный же царь со отцем своим духовным свокупне Господеви благодарение воздают» 13 . Отсюда следует, что Андрей был во главе всего духовенства, находившегося при русском войске. Царь вместе с духовником своим ставит крест у стены Казанской, на том месте, где быть церкви во имя Нерукотвореннаго образа 14 . При въезде Грозного в кремль Казани пред царем «ехали воеводы и дворяне многие, да с животворящим крестом Андрей протопоп» 15 . Он служит «со игумены и священники» молебен в завоеванном кремле Казани; 6 октября освящает в нем первую церковь во имя Благовещения 16 . Андрею принадлежала среди духовенства под Казанью первая роль, и потому из духовных только он один (да однажды протопоп свияжский Афанасий) назван по имени в летописном рассказе о покорении Казани. Во время поездки Грозного в Кириллов-Белозерский монастырь в мае-июне 1553 г. «исповедник» царя «пресвитер Андрей Протопопов (или: протопоп)» был в числе четырех приближенных лиц, чрез которых Максим Грек в Сергиевой Лавре безуспешно отговаривал Грозного от дальнейшего путешествия 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

И он, Афонасей, ево, Иякова, за то, бив кнутом, жжег до смерти. И к моему протопопову зимовью мертваго кинул под окошко, что он, Ияков, на пытке творил Исусову молитву… А иные ево Афонасьевы, ругательства сказать странно и страшно: при смерти их и причащать мне не давал, и пречистыя тайны у меня отнял и держал у себя в коробке» . По меньшей мере странно, что «светленький», обличая пренебрежение Пашковым своих обязанностей по организации церковной службы, ничего не велит передать командиру экспедиции об исправлении его духовного состояния – о покаянии. Не исключено, что Аввакум в каких-то случаях «сгущает краски», выставляя виновником во всем исключительно воеводу. Устойчивая «кровожадность» Пашкова несколько блекнет после аввакумовых упоминаний о том, что воевода, осознав содеянное, «задумався и плакать стал» , «стал… тужить» по нему и оказывал ссыльному священнику и его семейству милость ; к этой же категории можно отнести знаменитое высказывание протопопа: «Десеть лет он меня мучил или я ево – не знаю; Бог разберет в день века» . На основании сопоставления различных вариантов Жития Аввакума с Прянишниковским списком в изображении Афанасия Пашкова Н.С. Демкова заключает, что «в текстах редакций А и В можно отметить явную тенденцию к усилению черт злодейства в облике Пашкова» . Что интересно, имеется информация о жизни и деятельности Афанасия до его назначения в Сибирь. Будучи Кеврольским и Мезенским воеводой он «примерно в 1635 году» стал «первым ктитором и основателем» Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря. «По молитвам к праведному отроку,– читаем в истории обители,– выздоровел… смертельно больной сын… воеводы Афанасия Пашкова – Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий» . Из всего этого можно сделать вывод, что, при всей крутости нрава, безбожником Пашков не был. Впрочем, последние замечания не устраняют противоречий рассматриваемого сверхъестественного явления. Дальнейшее знакомство с чудесными событиями в жизни протопопа Аввакума напрямую связано с церковной реформой.

http://bogoslov.ru/article/4789778

Существует «Сказание о иконе Господа нашего, Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа, называемаго обыденнаго, иже есть во граде Ярославле, на Ильине улице, близь монастыря Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских», которое повествует о том, что «еще до воцарения Михаила Федоровича без мала за год» в часовне рядом с деревянной церковью Афанасия и Кирилла была обретена чудотворная икона Спаса Нерукотворного, «и вот сия-то часовня, как киот прославленной святыни и чудотворений, послужила впоследствии к устроению монастыря». В конце марта 1612 года для окончательного сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение во главе с князем Димитрием Пожарским и Козьмой Мининым. От большого скопления войск в городе началась моровая язва и многие люди умерли. И тогда обратились жители к «бывшему соборныя церкве Успения Пресвятыя Богородицы протопопу Илье» с просьбой учинить крестный ход с иконой Толгской Богоматери. Во сне протопопу Илье явился Спаситель и повелел вознести вместе с прочими икону, которая хранилась в забвении в часовне близ церкви святителей Афанасия и Кирилла. Но когда Илья проснулся и нашел в часовне икону, то не увидел на ней ни пылинки. Засомневался священник, но когда он уснул, опять явился Господь и повелел ему «без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии», что Илья и сделал с великим рвением, объявив о происшедшем Минину, Пожарскому и всем людям, собравшимся на соборной площади. Во время Крестного хода произошло первое чудо - исцеление слепого, просившего милостыню. Второе чудо от этой иконы произошло, когда Крестный ход на обратном пути поравнялся с часовней, где прежде находился образ: люди несшие икону никак не могли двинуться с места. Пораженные этим чудом крестоходцы решили поставить на этом месте в честь иконы Спаса церковь, срубив и освятив ее в один день, – «обыденную». На освящении церкви Мининым и Пожарским был приглашен Ростовский митрополит Кирилл (Завидов). После этого события моровое поветрие в городе прекратилось, а воодушевленное ополчение совершило свой беспримерный поход на Москву для спасения нашего Отечества.

http://sobory.ru/article/?object=00575

5) Положение священника в мызе Славянской, ныне Царскосельского уезда, было одно из лучших по всей епархии. В приходе имелось дворов до 50 православного населения. Но от графа Мартына Скавронского положено в 1747 году священнику: денег 40 рублей, муки пшеничной четверть, ржаной 10 четвертей, гречневых круп 2 четверти, овса 5 четвертей, ячменю 3 четверти, вина простого 6 ведер, водки 2 ведра, содержать на казенном корму лошадь, две коровы, десять овец и квартиры с починкою. 6) В Ильешском погосте, при церкви Святого Николая Чудотворца были священник и пономарь, а в приходе дворов 446, жителей мужеска пола 1380, женска 1349, а всего 2729 человек. 7) Приход села Ропши, в котором была церковь Благовещения, временно пришел в расстройство. Это была вотчина графа Михаила Головина, от которого духовенство получало жалованье и ругу. Но Головин сослан, имение конфисковано и отписано к вотчине Императрицы Елисаветы Петровны. Духовенство осталось без всяких средств. Епархиальная власть Ропшинского священника Феодора Афанасьева определила для исправления треб на конюшенный двор, а в Ропше предписала исправлять священно-служение и требы священнику села Дятлиц, церкви Рождества Пресвятой Богородицы Феодору Стефанову – впредь до определения нового священника. Вскоре после сего, 12-го июля 1742 года, комиссия конфискации донесла, что в Ропше нужен священник и что ему будет производимо денежное и хлебное жалованье по-прежнему. Феодора Афанасьева опять возвратили в Ропшу, чего и сам он пожелал. VI. В городе Кронштадте При соборной церкви Святого Апостола Андрея Первозванного были протопоп, два священника, два диакона, два псаломщика и просвирня. Жалованье им производилось из штатс-конторы. А приходских дворов, земель, сенокосов и никаких угодий не имелось. VN. В Выборгском заказе а) В городе Выборге была соборная церковь Рождества Христова, с приделом святых апостол Петра и Павла. При нем издавна положены: протопоп, два священника, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. Им шло жалованье по 1723 год из Выборгской рентереи: протопопу денег 50 рублей, ржи и ячменю по 15-ти четвертей. Священникам и диакону, каждому, денег по 30-ти рублей, ржи по 10-ти четвертей, ячменю по 4 четверика, круп по 4 четверика, овса по одной четверти. Дьячку и пономарю каждому, денег по 13-ти рублей 50 копеек, ржи по 6 четвертей и 4 четверика, овса по две четверти и 4 четверика. Просвирне денег 4-ри рубля; ржи 4 четверти и столько же овса.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

А в допросе пред преосвященным собором сказал по священству то ж. В сказке Златоустовского игумена Мисаила написано: мантию и клобук патриарх сложил с себя. А в допросе перед освященным собором он игумен Мисайло прощался; написать де было ему: сак и митру. В сказке соборного протопопа Михайла написано подобно митрополичьим сказкам, о клятве в его сказке не написано. И преосвященный собор его протопопа Михайла допрашивали; клятвенные слова он от патриарха Никона слышал ли, и по отпусту ль или до отпуста патриарх пошёл из соборной церкви? И протопоп Михайло в допросе сказал по священству: клятвы де он от патриарха Никона не слышал; а отпуста де того дня обедне не было. В сказке Архангельского протопопа Кондрата да Сретенского протопопа Андрея да соборного ключаря Ивана писано во всём подобно, как писано в сказке Михайла протопопа. И в допросе на соборе сказал по священству те ж речи, что и Михаил протопоп. В сказках Спасского собора протопопа Силы, большого собора дьякона Афанасия написано: как патриарх патриаршество оставил, и они де в то время не были. В сказке патриаршего ризничего Иева написаны многие речи, чего ни в чьих сказках не написано. Да в его ж сказке написано: говорил патриарх: от сего времени не будет он патриархом, а предаю вас в руки Богу живому, тот вас да упасёт; да с себя патриарх снял митру и прочее облачение, да надел на себя мантию чёрную с источниками и клобук чёрный, и, взяв клюку, из соборной церкви пошёл вон, а посох Петра чудотворца поставил на месте. Да в другой его ж сказке написано: после поучения патриарх перед народом сказал, что он вперёд не будет патриарх. И преосвященный собор митрополитов Питирима и Михайла и архиепископа Иоасафа и всего священного чина, которые сказки подали, допрашивали, слышали ль они от патриарха те речи, что ризничий в своей сказке написал лишние слова. И преосвященные митрополиты Питирим и Михайло и архиепископ Иоасаф, архимандриты и игумены и весь освященный чин, которые сказки подавали, все единогласно сказали по священству, что отнюдь таковых речей никто из них от патриарха не слыхали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Лекция 20 Преподобный Максим Грек, его происхождение, образование, деятельность в Италии и на Афоне. Переводческие труды преп. Максима на Руси. Взаимоотношения с митрополитом Варлаамом. Конфликт Максима Грека с митрополитом Даниилом. Суды над преп. Максимом в 1525 и 1531 гг. и его последующее заточение. Взаимоотношения преп. Максима и Вассиана Патрикеева. Литературные труды Максима Грека. Преп. Максим в период правления св. митрополита Макария. Митрополит Московский и всея Руси Иоасаф (Скрипицын). Продолжение боярской смуты. Низложение Иоасафа. Лекция 21 Митрополит Московский и всея Руси св. Макарий, его происхождение и начало церковной деятельности. Св. Макарий в бытность его Новгородским архиепископом. Поставление св. Макария на митрополию и его взаимоотношения с Шуйскими. Первые годы княжения Иоанна IV, влияние боярской смуты на его характер. Роль св. Макария в воспитании государя. Начало самостоятельного правления Иоанна IV, его венчание на царство. Начало преобразований в церковной жизни и государственно-политической системе. Протопоп Сильвестр и «Избранная Рада». Канонизационные Соборы 1547 и 1549 гг. Земский Собор 1550 г. Стоглавый Собор 1551 г. и его значение для церковной и государственной жизни. Окончание работы св. Макария над «Четьими-Минеями». Лекция 22 «Собор на еретиков» 1553-1554 гг. Обнаружение новой ереси. Дело Матвея Башкина. Осуждение старца Артемия, архимандрита Феодорита и проч. Феодосий Косой и его еретические убеждения. Дело дьяка Висковатого. Взятие Казани Иоанном Грозным. Собор 1555 г., образование Казанской архиепископии. Св. Гурий и Герман Казанские и св. Варсонофий Тверской, их миссионерские труды. Покорение Астрахани и ее христианизация. Русская духовная литература середины XVI в., Ермолай-Еразм, Зиновий Отенский, протопоп Сильвестр и др. Начало книгопечатания в Московском государстве. Диакон Иоанн Федоров и его ученики. Лекция 23 Причины перемен в характере царя Иоанна Грозного, обусловившие переход к тираническому правлению и массовому террору. Начало Опричнины. Русская Церковь во время опричного террора. Митрополит Афанасий. Попытка поставления св. Германа Казанского на митрополию. Подвиг святителя Филиппа (Колычева). Митрополит Кирилл III. Поход Иоанна Грозного на Новгород. Митрополит Антоний и Соборы 1573 и 1580 гг. по вопросу о церковном землевладении. Митрополит Дионисий. Кончина Иоанна Грозного и воцарение Феодора Иоанновича.

http://sedmitza.ru/lib/text/436227/

Лукиан Федотович Протопопов с 31 октября 1798 г. по 12 марта 1813 г. Он был переведен в Успенский собор из С-Петербургского лейб-гвардии полков Преображенского собора на 56 году от роду: скончался 70-ти лет. В 1812 г. во время нашествия на Москву французов прот. Л.Ф. Протопопов удалился в Ярославль и долго по изгнании из Москвы французов не являлся на место своего служения, что было ему поставлено в вину. Александр Афанасьев с 30 сентября 1813 г. По 17 февраля 1816 г. Назначен протопресвитером из сакеллариев Успенского собора: а на эту должность был перемещен из Верхоспасского собора, что за золотою решеткой. На должности протопресвитера скончался 74 лет. Он приходился близким родственником Высокопреосвященному Филарету, Митрополиту Московскому, именно: отец матери Митрополита Филарета, Евдокии Никитичны, Никита Афанасиевич, был родным братом протопресвитера Александра Афанасиевича. Иаков Дмитриевич Никольский с 13 марта 1816 по 28 ноября 1839 г. О предшественниках протопресвитера И.Д. Никольского, к сожалению, мы не могли дать более подробные сведения, потому что до него не было в обычае вести и представлять начальству послужные списки членов причта Успенского собора. Таковые списки начали составляться только с И.Д. Никольского. Из его послужного списка мы узнаем, что он был сыном священника Покровского уезда, Владимирской губернии. Обучался в Троицкой Лаврской семинарии латинскому, греческому, еврейскому языкам, риторике, философии и богословию. По окончании курса богословского учения в 1787 году, он был послан в Московский греческий Николаевский монастырь для изучения разговорного ново-греческого языка, причем вторично проходил богословские науки в Московской славяно-греко-латинской академии. С 1788 года, в течение семи лет, он был учителем в Лаврской семинарии, сперва греческого и еврейского языков, преподавал катихизис, а потом риторику, вместе с поэзией и историей, продолжая обучать и еврейскому языку и преподавал также катихизис. После семилетнего прохождения учительских должностей в Троицкой Лаврской семинарии, в 1795 году он был переведен во священника Христорождественской, что в Кудрине, Пречистенского сорока, г. Москвы, церкви: ставленная грамота была выдана ему за подписью Высокопреосвященного Платона, Митрополита Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Начав борьбу с протопопами, патриарх постарался придать своему сану еще больше блеска и пышности, чем его предшественники. Приехавший во время начала спора боголюбцев с Никоном по поводу “памяти” бывший константинопольский патриарх Афанасий Пантеллярий составил по просьбе Никона особый, очень торжественный чин патриарших служб. В новое издание Кормчей Книги, свода канонических постановлений церкви, по распоряжению того же Никона вводятся новые тексты церемониала поставлений патриарха и средневековая римская фальшивка о разделе власти между патриархом Рима, папой и императором, известная под именем “дара императора Константина”. В последней, написанной в раннее Средневековье для увеличения престижа пап, указывалось на большую власть римского первосвященника, и ее включение в русскую Кормчую было, несомненно, сделано для придания большего авторитета русскому первосвященнику — патриарху. Под давлением Никона царь передает в патриаршее управление ряд новых земель и сел, так как прежних доходов не хватало для того торжественного и роскошного образа жизни и патриарших церемоний, которые теперь ввел новый патриарх. Этот рост патриарших владений не прекращался во все время дружбы патриарха с царем и, несомненно, демонстрировал Москве и духовенству все влияние Никона и уважение, которое ему оказывал Алексей Михайлович. Через несколько месяцев после своего временного отступления по поводу “памяти” о поклонах и крестном знамении Никон чувствовал себя уже гораздо увереннее, чтобы начать расправу с непокорными протопопами, и с большим умением нашел для этого предлог, не имевший ничего общего с уставом или богословско-литургическими вопросами. На этот раз наступление начал он сам, перенеся спор с принципиальных позиций на дисциплинарные, на которых он, после обещаний собора 1652 года, был неуязвим. Как раз в это время один из видных боголюбцев, муромский настоятель собора отец Логгин, оказался в конфликте с местным воеводой, жену которого он обличил в безнравственном поведении. Становясь на сторону воеводы, Никон создавал как бы единый фронт светской и духовной бюрократии против “смутьянов протопопов” и распорядился взять Логгина под На соборе московского духовенства, состоявшемся в июле того же 1653 года, Неронов вступился за Логгина перед патриархом. Выступление старого боголюбца немедленно выросло в резкий спор с Никоном. В ответ на ссылку Неронова на мнение и авторитет царя патриарх не постеснялся заметить, что ему ничья помощь, в том числе и царя, не нужна и он на нее “плюет и сморкает”. Неронов решил жаловаться царю, но обещавшие ему поддержку митрополит Иона Ростовский и другие видные церковные деятели, испугавшись патриарха, отказались быть свидетелями, и Никон обвинил его в нарушении дисциплины и необоснованной

http://sedmitza.ru/lib/text/439520/

Ияков Красноярской молыл: " Только бы-де воевода по государеву указу ехал прямою дорогою, и мы бы-де нужи такие не терпели " . И он, Афонасей, ево, Иякова, за то, бив кнутом, жжег до смерти. И к моему протопопову зимовью мертваго кинул под окошко, что он, Ияков, на пытке творил Исусову молитву... А иные ево Афонасьевы, ругательства сказать странно и страшно: при смерти их и причащать мне не давал, и пречистыя тайны у меня отнял и держал у себя в коробке» . По меньшей мере странно, что «светленький», обличая пренебрежение Пашковым своих обязанностей по организации церковной службы, ничего не велит передать командиру экспедиции об исправлении его духовного состояния - о покаянии. Не исключено, что Аввакум в каких-то случаях «сгущает краски», выставляя виновником во всем исключительно воеводу. Устойчивая «кровожадность» Пашкова несколько блекнет после аввакумовых упоминаний о том, что воевода, осознав содеянное, «задумався и плакать стал» , «стал... тужить» по нему и оказывал ссыльному священнику и его семейству милость ; к этой же категории можно отнести знаменитое высказывание протопопа: «Десеть лет он меня мучил или я ево - не знаю; Бог разберет в день века» . На основании сопоставления различных вариантов Жития Аввакума с Прянишниковским списком в изображении Афанасия Пашкова Н.С. Демкова заключает, что «в текстах редакций А и В можно отметить явную тенденцию к усилению черт злодейства в облике Пашкова» . Что интересно, имеется информация о жизни и деятельности Афанасия до его назначения в Сибирь. Будучи Кеврольским и Мезенским воеводой он «примерно в 1635 году» стал «первым ктитором и основателем» Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря. «По молитвам к праведному отроку,- читаем в истории обители,- выздоровел... смертельно больной сын... воеводы Афанасия Пашкова - Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий» . Из всего этого можно сделать вывод, что, при всей крутости нрава, безбожником Пашков не был.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010