Павел Михайлович Строев (1796-1876) Викарии митрополии киевской I. Епископы Переяславльские и Бориспольские 1.       Захарий Корнилович хирот. 1 окт. 1700, из игум. Киево-Михайловского монастыря; † 28 авг. 1715. 2.       Кирилл Шумлянский , бывший еписк. Луцкий, с 1715; † 30 нояб. 172 (?). 3.       Иоаким Струков хирот. 4 июня 1727, из архим. Донского монастыря, а 8 июня 1730 перев. в Воронеж. 4.       Варлаам Леницкий в 1730 перев. из Астрахани, а 1732 – в Псков. 5.       Арсений Берло 28 янв. 1733 перев. из Могилева; 30 сент. 1735 назначен на Белгородскую епарх., но оставил; † 6 июня 1744. 12 6.       Никодим Сребницкий 2 февр. 1745 перев. из еписк. С.-Петербургских; † 12 июня 1751. 7.       Иоанн Козлович хирот. 7 мар. 1753, из архим. Донского монастыря; † 17 мар. 1757. 8.       Гервасий Линцевский хирот. 27 июля 1757, из бывшего архим. Пекинского монастыря из архим. Черн. Елецк.; 29 окт. 1768 отрешён; † 22 дек. 1769, в Киеве. 9.       Иов Базилевич хирот. 31 окт. 1770, из архим. Курского Знаменского монастыря; † 2 мая 1776. 10.       Иларион Кондратковский хирот. 17 июля 1776, из архим. Колязинских, а 27 июля 1785 перев. в Новгород-Северск. 11.       Виктор Садковский назначен 27 мар. 1785, хирот. 27 июля 1785 13 ; 12 апр. 1793 перев. в Минск. 12.       Димитрий Устимович хирот. 14 авг. 1793, из архим. Переяславского Вознесенского монастыря, а 1 мая 1795 перев. в Смоленск. 13.       Амфилохий Леонтович хирот. 24 июня 1795, из архим. Киево-Николаевского монастыря; † 1 июля 1799. II. Епископы Чигиринские 14.       Феофан Шиянов-Чернявский хирот. 12 февр. 1800, из архим. Новгород-Северских, а 25 янв. 1807 перев. в Полтаву. 15.       Ириней Фальковский хирот. 24 февр. 1807, из архим. Киево-Николаевского монастыря; 7 февр. 1812 перев. в Смоленск, а 6 июля 1813 обратно, с именованием « коадъютор Киевской митрополии»; † 29 апр. 1823. 16.       Афанасий Протопопов хирот. 29 июля 1823, из архим. Колязинских, а 13 окт. 1826 перев. в Нижний Новгород. 17.       Мелетий Леонтович хирот. 21 нояб. 1826, из архим. Киево-Братского монастыря, а 21 апр. 1828 перев. в Пермь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пустозерск, урочище. Церковь Спаса Преображения. Пустозёрская Преображенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения , Введения во храм Пресвятой Богородицы , Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских Год постройки:1837. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, урочище Пустозерск Координаты: 67.53639, 52.58639 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Пустозерск был «зарублен» по приказу царя Ивана III осенью 1499 года, во время похода более чем четырехтысячного войска за Урал, в Югру воеводами Семеном Федоровичем Курбским, Петром Федоровичем Ушатым, Василием Ивановичем Гавриловым (Бражником-Заболотским). В силу своего особого географического положения, Пустозерску было суждено сыграть выдающуюся роль в освоении «новых землиц». В XVI-XVII веках он являлся важнейшим форпостом на северо-востоке страны, опорным пунктом на Мангазейском морском пути, Чрезкаменном пути за Урал, важной базой поездок на Новую Землю (Матку), Шпицберген (Грумант), к устьям неисследованных сибирских рек. С Пустозерском связаны первые попытки развития нефтяного дела России. В XVII веке в Пустозерске имелась таможня, «изба для иностранцев», воеводская управа, размещался гарнизон стрельцов, был «дом для приезжих рудознатцев», дом торгового человека Бородина, церкви, подворье Пинежского Красногорского монастыря, дома горожан, склады, тюрьма, кабак. Основу хозяйства населения составляли промыслы. В 1644 году в Пустозерске была поставлена тюрьма для воров и опальных людей - самая страшная и дальняя на севере государства. Здесь около 15 лет томился в заключении идеолог старообрядчества и выдающийся русский писатель XVII века протопоп Аввакум. Он был сожжён в Пустозерске 14 апреля 1682 г. вместе со священником Лазарем, дьяконом Федором и иноком Епифанием.

http://sobory.ru/article/?object=36353

Строевское. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 1880 - 1910. Адрес: Рязанская обл., Путятинский район, с.Строевское Координаты: 54.193128, 41.227067 Проезд:от Путятина на С-В 7км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Строевское  под именем Хлыстова, Строевская тож, с церковью великого чудотворца Николая упоминается в окладной книге 1676 г., где показано: двор попов, к церкви разных помещиков дачи земли 4 четверти в поле, сена  50 копен, иных угодий нет. В приходе к той церкви в том селе Хлыстове двор вотчинников, дворов крестьянских 31 двор и бобыльских 4 двора. К той же церкви в приходе деревня Волосатова с 2 дворами помещиков  Бориса и Василия Фроловых, крестьянских 12 дворов, бобыльских 2 двора. Кроме того, в состав Строевского прихода входила  новонаселенная деревня Любоцкая с дворами помещиков и 8 крестьянскими дворами. В апреле 1774 г. преосвященным Палладием дано было дозволение  на построение в с. Строевском, вместо ветхой, новой деревянной церкви Божией в тоже храмонаименование и на том же кладбище, согласно просьбе того села  иерея Киприана Васильева  с приходскими людьми, а  в апреле 1779 г. означенного села помещика – лейб-гвардии Семеновского полка капитана Василия Ивановича Протопопова – староста Федор Никифоров также со всеми прихожанами просил о дозволении новопостроенную церковь, за сгорением прежнего антиминса, на вновь выданном иерею Петру Афанасьеву, которому и дозволено было освятить Николаевскую церковь храмосвятной грамотой, данной 28 апреля того же 1779 г. Без особых изменений церковь эта существует и до настоящего времени. О построении церкви в с. Строевском сохранилась такого рода предание: первоначально в этом селе вместо храма стояла часовня, когда же сельчане вздумали на месте этой часовни построить церковь и начали свозить необходимый для того строительный материал, то весь привезенный ими  лес ночью обращался в уголь. Так случалось не раз, не два. Недоумениям и предположениям не было конца. Но пастуху, бывшему со стадом недалеко от сельца, явился какой-то старец и приказал ему передать жителям того сельца, чтобы они построили церковь не на том месте, где у них стоит часовня, а на том, где явился пастуху этот старец. Приказание старца было немедленно передано жителям с. Строевского, которые вместе с пастухом поспешили на место явления старца и увидели на дереве, из-под  которого текла ключевая  вода, икону святителя Николая. Икона перенесена была в часовню, а на месте явления старца поставлена была церковь, куда перенесена была из часовни и явленная икона св. Николая. Старая часовня была уничтожена, а над родником была поставлена новая, которая существует  и до настоящего времени.

http://sobory.ru/article/?object=20255

Тобольск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Ильинская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца , Илии Пророка Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1754. Год утраты:приблизительно 1939 (сломана) Адрес: Россия, Тюменская область, г. Тобольск, угол улиц Семёна Ремезова и Академика Юрия Осипова Координаты: 58.202588, 68.255617 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь каменная, построена в 1754 г.; в ней три престола: 1) во имя Рождества Пресвятой Богородицы, 2) св. Николая Чудотворца, 3) св. Пророка Илии. В приходе 3 деревни: Булгакова (9 верст), Башкова (11 верст), Ломаева (13 верст), всего 135 дворов, прихожан 332 муж. пола, 370 жен. пола. Усадебной земли 1710 квадратных сажен. Церк. капитала 2890 руб. 10 коп. Жалованье священнику 300 руб., псаломщику 100 руб. Дом для причта каменный, построен в 1885 г. Штат: священник и псаломщик. Источник: Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года/Изд. Тобол. епарх. братства св. великом. Димитрия Солунского. Тобольск, 1913. Первоначально храм относился к Богородице-Рождественскому женскому монастырю. Деревянный брусчатый храм был заложен в 1704 г., окончен строительством и освящен в 1706 г. митрополитом Филофеем (Лещинским). 19 января 1751 г. митрополитом Сильвестром (Гловацким) была дана грамота на закладку каменного храма. 2 мая того же года храм был заложен. 19 июля 1754 г. был освящен придел во имя св. пророка Божия Илии, в том же году был освящён придел во имя свт. Николая Чудотворца. 26 апреля 1762 г. был освящен главный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1764 г. Богородице-Рождественский монастырь был упразднен и церковь обращена в приходскую. В живописной росписи этого храма, сделанной в 60-70-е г.г. XVIII в., в сцене " Страшного Суда " нашли отражение конфликтные отношения между Тобольским губернатором Д.И. Чичериным и митрополитом Тобольским и Сибирским Павлом (Конюскевичем). Митрополит распорядился изобразить губернатора " в аду, между грешниками, притом на первом плане в мундире и орденах " . Только в начале 1840-х г.г. архиепископ Афанасий (Протопопов) распорядился закрасить картину.

http://sobory.ru/article/?object=50749

Торбеево. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Торбеево – бывшее село Тарбеево, центр Торбеевского сельского округа Новодугинского района. В 20 км к югу от райцентра на шоссе Вязьма – Ржев. Свыше 400 жителей. В конце XIX – начале ХХ в. – крупный ярмарочный центр, одно из крупнейших поселений Сычевского уезда. В 1793 г. в селе жена действительного статского советника Александра Николаевна Лобанова-Ростовская построила каменный трехпрестольный храм. В 1905 г. в селе был винокуренный завод. Лит.: Иеромонах Даниил (Сычев). Вязьма. Очерки истории. – М., 1997. С.204. Храм Вознесения Господня находится в селе Торбеево Новодугинского района. Год постройки: 1793 г. Построен стараниями жены действительного статского советника Александры Николаевны Лобановой-Ростовской. Церковь Вознесения - свидетель Отечественной войны в 1812 году: в окрестностях Торбеева действовал партизанский отряд Дениса Давыдова. После революции имущество церкви было разграблено и сожжено вместе с иконами. До 1927 года храм простоял закрытым, а после был передан совхозу. В конце 1950-х гг. его стали разбирать - в Новодугине как раз решили построить Дом культуры, а стройматериалов не хватало... Так вместе с трапезной исчезли приделы, главы, апсида алтаря и колокольня. Когда растаскивали по кусочкам трапезную, под полом обнаружили склеп Лобановых-Ростовских. По материалам сайта http://www.smolnews.ru/news/147424 Проезжая по автодороге Вязьма - Сычевка, непременно обратишь внимание на развалины старинного каменного храма в селе Торбееве. Даже разрушенный, он поражает прочностью и толщиной своих стен. А ведь построен был этот каменный трехпрестольный храм во имя Обновления храма Воскресения Христова в 1793 году на средства княгини Александры Николаевны Лобановой-Ростовской - жены действительного статского советника. Храм в селе Торбееве (ранее село называлось Тарбеево) был построен в стиле классицизма и считался одним из лучших на Смоленщине. Барабан храма имел 10 окон, над которыми в куполе помещены люкарны - оконные проемы в купольном покрытии, имеющие декоративное значение, а снаружи украшенные лепным обрамлением. Но храм, построенный в 1793 году, был в селе не единственным. Еще в середине XVIII века, когда Тарбеево было вотчиной полковника Николая Николаевича Салтыкова, в селе был храм Вознесения Господня. В 70-х годах XVIII века в этом храме служил священник Мирон Афанасьев. В начале XIX века в храме во имя Обновления храма Воскресения Христова служили священники Петр Протопопов и Алексей Павлович Павлинов, а в середине века - священник Алексей Касаткин. Село же Тарбеево было довольно большим. В 1779 году в нем было 26 дворов и около 250 жителей. В начале XX века в селе проживали 350 жителей. Здесь был винокуренный завод, лавки и бойкая ярмарка.

http://sobory.ru/article/?object=07024

Великий Устюг. Церковь Алексия, митрополита Московского на Соборном дворище. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь во имя митрополита Алексия, Московского чудотворца Теплой зимней церковью Прокопьевского собора служила церковь во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Появление первого деревянного здания относится к 1495 году. Каменный одноэтажный храм во имя Похвалы Пресвятой Богородицы с пределом во имя святого Алексия митрополита Московского был построен в 1672 году по грамоте Ростовского митрополита Ионы, иждивением купца Афанасия Гусельникова. Второй этаж был построен в 1690 году и освящен во имя Рождества Христова, и соединялся деревянными переходами с крестовой владыческих палат. После пожара 1715 года, в 1716 году отстроена вновь архиепископом Великоустюжским и Тотемским Иосифом и освящена во имя митрополита Алексия, Московского чудотворца. В конце XVII века Алексеевская церковь была включена в состав Архиерейского дома и превращена в домовую архиерейскую церковь. В 1820 году вновь приписана к Прокопьевскому собору. В 1821 году закончен иконостас верхнего этажа. В изготовлении икон участвовали Прокопий и Андрей Соколовы, Петр и Николай Протопоповы. В 1835 году изготовлен иконостас в нижнем этаже и освящен в честь собора Иоанна Предтечи. В 1868 году в связи с постройкой теплого Тихоновского придела Прокопьевского собора, служба на первом этаже Алексеевской церкви прекратилась, а сам этаж был отдан под подсобные помещения. С 1923 по 1927 год в здании церкви находился губернский архив. В 1941 году все помещения Архиерейского двора отданы под госпиталь, а с 1948 года здесь находится госпиталь ветеранов Великой Отечественной войны. Церковь во имя митрополита Алексия, Московского чудотворца Теплой зимней церковью Прокопьевского собора служила церковь во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Когда была построена первая теплая церковь, документального подтверждения найти не удалось. Учитывая, что первый храм над гробом Прокопия Праведного был построен в 1471 году в честь Бориса и Глеба и в честь Георгия Победоносца, то и теплая церковь вероятно была построена тогда же.

http://sobory.ru/article/?object=06413

Второе явление Спаса Нерукотворного 15 жовтня 2021 р. 16:21 На июньском Синоде ( журнал 36 ) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 9, 2021 , PDF-bepcuя ). Видение протопопу Илие История чудотворного образа Спасителя связана с событиями преодоления Смуты Российским государством в 1612 году. Народное ополчение во главе с Козьмой Мининым и Димитрием Пожарским прибыло в Ярославль в начале марта 1612 года для мобилизации сил и средств, чтобы через несколько месяцев выдвинуться освобождать Москву от польских интервентов. Из-за большого скопления войск в городе началась моровая язва. Как говорится в «Сказании о иконе Господа нашего Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа, называемаго обыденнаго, иже есть во граде Ярославле, на Ильине улице, близь монастыря Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских» — памятнике ярославской письменности, в котором запечатлены все чудеса и знамения, связанные с явлением этой святыни, — чтобы спастись от губительного поветрия, жители города решили обратиться к главной защитнице ярославцев, иконе Толгской Богоматери, и «с той иконой около града Ярославля учинить крестное хождение о освобождении от той напасти смертоносной». Архиерейское благословение на крестный ход вокруг города с чудотворной иконой Небесной Заступницы было получено. Но накануне назначенного дня настоятель Успенского собора протопоп Илия увидел необычный сон. Ему велено было найти в часовне возле церкви святителей Афанасия и Кирилла Александрийских икону Спаса Нерукотворного. Когда священник нашел образ и рассмотрел его, то сильно засомневался в истинности своего сонного видения: икона явно много лет пребывала в забвении, под толстым слоем пыли даже не было видно лика. Совсем не верилось, что это тот самый Спас, который спасет ярославцев, да и всю Русь, от моровой язвы и польских захватчиков. Но протопопу снова было во сне велено «без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии», что отец Илия, отбросив всякие сомнения, и сделал, объявив о повелении, полученном во сне, Минину, Пожарскому и всем людям на Соборной площади.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5851477...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТИН (Михайлов Иаков Евдокимович; окт. 1798, с. Никольское (Ольшаны) Орловского у. и губ.- 17.03.1879, Боголюбовский мон-рь, близ Владимира), еп. Владимирский и Суздальский. Род. в семье дьячка (впосл. диакона) местного храма, имел 4 братьев. В 11 лет поступил в Орловское духовное уч-ще, в 16 лет - в Орловскую ДС, находившуюся в г. Севске. В сент. 1819 г., по окончании высшего отд-ния семинарии и успешной сдачи экзаменов, был направлен в открытую тогда же КДА. Окончил академию 28 июня 1823 г. по 1-му разряду. На курсе с И. учились будущие свт. Иннокентий (Борисов) , архиеп. Кишинёвский Антоний (Шокотов) , еп. Орловский Поликарп (Радкевич) . 17 сент. 1823 г. комиссией академии утвержден магистром богословия, бакалавром по классу богословских наук, преподавателем библейской герменевтики. 25 февр. 1824 г. в Киеве был пострижен в монашество с именем в честь мч. Иустина Философа, 3 марта того же года рукоположен во диакона, 30 марта - во иерея. Иустин (Михайлов), еп. Владимирский и Суздальский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (ГПИБ) Иустин (Михайлов), еп. Владимирский и Суздальский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (ГПИБ) Сохранилось 11 писем (нояб. 1823-1827) И. проф. Кишинёвской семинарии А. И. Белюгову, в к-рых молодой монах делится рассказами о повседневной жизни Киевских Духовных школ, событиях, связанных с иерархами, с преподавателями и со студентами, в т. ч. с митр. Киевским Евгением (Болховитиновым) , архиеп. Подольским Ксенофонтом (Троепольским), еп. Чигиринским Афанасием (Протопоповым) , архимандритами Кириллом (Куницким) , Смарагдом (Крыжановским) , ректором Моисеем (Антоновым) и буд. еп. Христофором (Эмаусским) . В письмах И. содержатся также размышления об ученом монашестве, о супружестве, жалобы на тяготы монастырской жизни, «искусе первых лет», сомнения в верности выбранного пути и проч. (Мат-лы для истории КДА: Письма Я. Е. Михайлова (впосл. Иустина, еп. Владимирского) к А. И. Белюгову//Киевская старина. 1882. Т. 3. 7. С. 106-136).

http://pravenc.ru/text/1237939.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 6.10.1792, с. Лысково Макарьевского у. Нижегородского наместничества - 12.05.1877, ТСЛ), прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых ), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры (с 1831). Род. в семье вольноотпущенного крестьянина графини Е. И. Головиной, служившего поваром у кн. Е. А. Грузинского в с. Лыскове. Отец умер, когда Андрею было 4 года, в семье осталось четверо детей. Мать дала мальчику христ. воспитание, он обучился грамоте и стал учеником аптекаря при больнице в Лыскове, впосл. кн. Грузинский поручил ему заведование больницей. Обладая прекрасным голосом, Андрей пел в церковном хоре. В 1812 г., из-за недостатка врачей прикомандированный к Нижегородскому ополчению, А. Г. Медведев получил офиц. разрешение на врачебную практику. Под влиянием настоятельницы Арзамасской Алексеевской жен. общины (см. Арзамасский во имя прп. Алексия, человека Божия, мон-рь ) игум. Олимпиады (Стригалёвой) решил принять монашество. По указанию явившегося ему во сне прп. Андрея Критского , его небесного покровителя, 27 июля 1818 г. А. Г. Медведев стал послушником в Саровской пуст . Пробыв ок. 1,5 года в Сарове, вернулся в Арзамас и поступил в Высокогорскую пуст. 27 июня 1822 г. принял монашество с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского. 20 июля 1822 г. еп. Нижегородским Моисеем (Близнецовым-Платоновым) рукоположен во иеродиакона, а 22 июля - во иеромонаха. Игум. Олимпиада оставалась духовной наставницей А. до своей кончины в 1828 г. Прп. Антоний (Медведев). Портрет. Неизв. худож. Сер. XIX в. (Патриаршие покои ТСЛ) Прп. Антоний (Медведев). Портрет. Неизв. худож. Сер. XIX в. (Патриаршие покои ТСЛ) 9 июля 1826 г. еп. Нижегородским Мефодием (Орловым-Соколовым) А. был определен строителем Высокогорской пуст. и присутствующим в Арзамасском духовном правлении. Благодаря усердным трудам нового строителя пустынь вскоре стала процветающей. Личность настоятеля, его служение и дар слова привлекали из Арзамаса и окрестностей многих богомольцев, к-рые обращались к нему с просьбой быть их духовным отцом. При вступлении А. в должность строителя пустыни в ней было 20 чел. братии, при переходе его в ТСЛ - 90 чел. В сент. 1826 г. еп. Нижегородский Афанасий (Протопопов) возложил на А. набедренник, в 1829 г.- палицу. А. неоднократно ездил в Саров для беседы со старцами, особенно с прп. Серафимом Саровским .

http://pravenc.ru/text/115982.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРЕСТСКАЯ И КОБРИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор во имя прп. Симеона Столпника в Бресте. Фотография. 2001 г. Кафедральный собор во имя прп. Симеона Столпника в Бресте. Фотография. 2001 г. Белорусского Экзархата РПЦ. Территория включает в себя 8 районов Брестской обл. Белоруссии, к-рым соответствуют 8 благочиннических округов епархии: Брестский, Берёзовский, Дрогичинский, Жабинковский, Каменецкий, Кобринский, Малоритский и Пружанский. Кафедральный город - Брест. Правящий архиерей - еп. Иоанн (Хома). На 1 янв. 2003 г. в епархии существовали 163 прихода (143 храма), 3 мон-ря, численность духовенства - 162 священника и 14 диаконов. Территория Б. и К. е. до 1944 г. Появление первых каменных храмов на Брестской земле (св. Петра в Берестье (совр. Брест) и Благовещенского в Каменце) связано с деятельностью владимиро-волынского кн. Владимира Васильковича († 1288/89); по-видимому, начиная с сер. XIII в. или даже ранее данная территория являлась частью Владимиро-Волынской епархии , епископы к-рой в XV - нач. XVII в. именовались «Владимирскими и Берестейскими». В XVI в. Брест являлся центром одной из протопопий (округа) епархии с главным храмом - собором во имя свт. Николая (территория совр. Брестской крепости). В Бресте в 1590-1594 гг. проходили Соборы западнорус. епископов (см. Брестские Соборы ). БРЕСТСКАЯ И КОБРИНСКАЯ ЕПАРХИЯ БРЕСТСКАЯ И КОБРИНСКАЯ ЕПАРХИЯ После заключения в 1596 г. Брестской унии подавляющее большинство правосл. приходов и мон-рей Брестщины подчинились униатской Киевской митрополии. Активное сопротивление насаждению унии в кон. XVI - нач. XVII в. оказывали брестские братства Николаевское и Рождество-Богородицкое, стойким защитником Православия был игум. брестского Симеоновского мон-ря прмч. Афанасий (Филиппович) . В 1765 г. в составе Владимирской униатской епархии было учреждено Брестское вик-ство, в 1798 г. преобразованное в самостоятельную епархию, к-рая в 1808 г. частично, а в 1828 г. целиком вошла в состав Литовской униатской епархии. Немногочисленные существовавшие на Брестской земле правосл. приходы окормлялись в разное время епископами Луцкой , Могилёвской , Минской епархий.

http://pravenc.ru/text/153417.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010