Состав имений Перемышльской кафедры известен по источникам XVII в. В 1628 г. кафедра помимо Валявы, где находилась резиденция епископа, владела селами: Владыче (ныне в черте Пшемысля), Смильница, Лавров, Спас, Страшевичи, Велюнице, Бусовиско, Микулинцы (в пригороде Перемышля), Подзамче, Вильче; части в Луках и Созани у Самбора, в Ниновичах у Радымно, в Шегинях и Хрушовице (Грушовичах) под Медыкой, в Витошиньце под Перемышлем. Владения были гораздо скромнее собственности римско-католической кафедры. Встречающиеся в лит-ре имена епископов, якобы занимавших Перемышльскую кафедру в XIII-XV вв. (Иеремия в 1282, Сергий в 1283, 1287, Георгий в 1315, Кирилл Волошин в 1353, Василий в 1385, Афанасий Дрогоевский в 1440), восходят к т. н. грамотам Льва Даниловича, подававшимся при ревизии прав на землю в 60-х гг. XVI в. Их подлинность вызывала сомнения уже у исследователей XIX в. Так, в грамоте 1302 г. в качестве свидетелей выступают митр. Киприан и Перемышльский еп. Иларион. Очевидно, что текст заимствован из документа кон. XIV в., поскольку в 80-х гг. XIV в. действовали Киевский митр. св. Киприан и еп. Иларион. П. е. делилась на наместничества. Древнейшими являются Дрогобычское, Любачевское и Стрыйское наместничества, упоминаемые в документах с 1578-1589 гг. Из актов правосл. Брестского Собора 1596 г. (см. в ст. Брестская уния 1596 г. ) известно о существовании наместничеств в Ярославе, Самборе, Сколе и Перемышле. В 1-й пол. XVII в. существовали также наместничества в Городке, Бече, Мушици. В 1694 г. Перемышльский еп. Иннокентий (Винницкий), незадолго до этого перешедший в унию, на епархиальном собрании сообщил сведения о епархии, к-рая в то время была разделена на 31 деканат: Беч, Бирча, Высоцкое, Городок, Добромиль, Дрогобыч, Жукотин, Затварница, Кросно, Лежайск, Леско, Любачев, Мокряны, Мостиска, Мушина, Мысцова, Ланки, Пельня, Поромнык, Перемышль, Самбор, Санок, Судовая Вишня, Сколе, Ст. Соль, Ст. Самбор, Стрый, Тарногрод, Ярослав, Яслиска, Яворов. Очевидно, деление на деканаты в кон.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

Тропарь Собору Московских святых, глас 4 Днесь пророчество святителя Петра/пред очами нашими сбывается,/сердце бо России град Москва/свыше славу велию приемлет,/украшаем, яко бисером честным,/многим сонмом Божиих угодников;/к нимже мы любовию возопиим:/о, пречуднии святителие,/исповедницы и мученицы новии,/благовернии князие, преподобнии отцы,/и премудрии юродивии,/и вси святии, знаемии и незнаемии,/яко благочестия столпи,/молите Христа Бога//стране нашей в мире спастися. Кондак Собору Московских святых, глас 3 Возвеличися ныне, граде Москво,/велиих даров духовных сподобляющися,/яко сокровищница пречестная/святыням и мощем угодник Божиих/и отечество возлюбленное многим святым,/к их же помощи усердно прибегаем:/о святых Московских дивный сонме,/вашими ученьми и деяньми/вкупе и страданьми за Христа,/души наша просветите//и спасения нам присно будите ходатаи. Молитва Собору Московских святых О, преподобнии и богоноснии отцы наши Московские, пастырие и учителие, постницы и исповедницы, земнии ангелы, Небеснии человецы: великие святителие Петре, Алексие, Ионо, Филиппе, Ермогене, Иннокентие, Иове, Тихоне, Макарие, Филарете и Стефане Пермский; преподобнии Сергие, Никоне, Михее и прочие Радонежские чудотворцы; преподобнии схимонаше Кирилле и схимонахине Марие; преподобный Андроник, преподобнии Афанасие Высоцкий, Савво Сторожевский и Савво Стромынский; царевиче Димитрие, преподобная мати Евдокие (Евфросиния), преподобне отче Ферапонте Можайский и преподобне отче Андрее (Рублев); святии благоверные чудотворцы княже Данииле Московский и Димитрие Донской; блаженнии юродивые Христа ради Василие, Иоанне и Максиме Московские чудотворцы; преподобномученице и Великая Княгине Елисавето и инокине Варваро и все новомученицы и исповедницы Московские, к вам прибегаем, вам молимся и мили ся деем, не забудите нас, прибегающих к вам, будите молитвенницы о приходе сем (храме сем; доме сем); мы же, яко немощны суще, ничтоже можем творити без вашего заступления, просим предстательства вашего о нас, недостойних, пред Господом Богом, в бедах утешения, в несчастии покровительства, в обидах заступления и во всех приключающихся злых радости и упования, темже не яко неключими раби, но яко ваши сынове да пребудем и молитвами вашими живот вечный в Царствии невечернем наследим. Аминь. Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Прибавление ума»

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-09-...

4. Ковчег с частями святых мощей священномученика Константина, пресвитера Богородского. Пострадал в 1918 г. 5. Ковчег с 18 частицами мощей святых Угодников Божиих – Благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских чудотворцев; князей Василия и Константина Ярославских; князя Романа Угличского; святителя Димитрия Ростовского ; святителя Игнатия Ростовского; святителя Игнатия Брянчанинова; святителя Феофана, затворника Вышенского; святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского; священномученика Николая Любомудрова; священноисповедника Георгия Даниловского; праведного Иоанна Русского, исповедника; праведного воина Феодора Ушакова; блаженной Матроны Московской; преподобного Никиты, столпника Переславского; преподобного Давида Серпуховского. Ковчег с частью святых мощей Святителя Иннокентия, Митрополита Московского, Апостола Дальнего Востока (Благовещенский собор) 6. Ковчег с 18 частицами мощей святых Угодников Божиих - Святителя Иннокентия Иркутского; муч. младенцев Вифлеемских; прпмч. отцев Хозевитских; преп. Саввы Сторожевского; преп. Саввы Стромынского; преп. Илариона Троекуровского; преп. отцов и старцев Оптинских: Амвросия , Льва, Макария, Моисея, Антония, Иосифа, Анатолия Старшего, Анатолия Младшего, Варсонофия , Исаакия, Нектария, Иллариона (в нижнем храме). 7. Икона преподобного Афанасия Высоцкого с частицей его святых мощей. Благословение Высоцкого монастыря г. Серпухова Биробиджанской епархии. 8. Список Владимирской чудотворной иконы Божией Матери. Написан в 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II и освящен у чудотворного Владимирского образа в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее в Москве и приложен к древнему образу. В алтаре собора хранятся другие святыни. Они выносятся для поклонения верующим в дни их празднования, в дни Светлой седмицы, а так же по просьбам паломников. 1. Старинный храмовый образ Святителя и чудотворца Николая (Никола Можайский) XVII века.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

Многие основатели русских монастырей вышли из-под крыла Сергиева Многими учениками преподобного Сергия были основаны монастыри по Святой Руси, и часто они получали именование Троицких, по образу маковецкой обители. Преподобные Андроник Московский, Стефан Махрищский, Григорий Голутвинский, Савва Сторожевский, Афанасий Высоцкий, Павел Обнорский, Роман Киржачский и многие другие основатели русских монастырей вышли из-под крыла Сергиева. В 2014-м году, к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, по благословению наместника лавры, братская трапезная, которая находится в подклете Сергиевского храма, была расписана многими фресками, изображающими Радонежских святых. Преподобный Савва Сторожевский Преподобный Савва Сторожевский Одним из первых учеников преподобного Сергия – и по времени вступления в обитель, и по благочестивой жизни – был преподобный Савва Сторожевский . Своими духовными подвигами он привлек особенное расположение преподобного Сергия, так что тот поставил своего ученика духовником братии. Когда преподобный Никон Радонежский, ставший игуменом после преставления преподобного Сергия, оставил управление монастырем и затворился в уединенной келлии, братия умолили быть их начальником преподобного Савву, и он 6 лет игуменствовал в Троицком монастыре. Потом, уступив прошению князя Юрия Димитриевича Звенигородского, преподобный Савва ушел в Звенигород, где основал Сторожевский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Чадо послушания Преподобный Дионисий Радонежский В Серапионовой палате, построенной на месте келлии преподобного Сергия, под спудом почивают мощи преподобного Дионисия (Зобниновского; ок. 1570–1633), архимандрита Сергиевой обители. Он был настоятелем в Смутное время и занимался исправлением богослужебных книг. Его ученик и келейник преподобный Дорофей нёс послушание в монастырской библиотеке, был книгохранителем. Преподобный Дорофей, как свидетельствует житие, ухаживал за больными, много молился, ежедневно прочитывал всю Псалтирь и умер по послушанию своему настоятелю.

http://pravoslavie.ru/140578.html

Так, по просьбе митрополита Алексия преподобный Сергий отправился к рассорившимся князьям-братьям Дмитрию и Борису Константиновичам, оспаривавшим друг у друга Нижний Новгород — стольный город их княжества. Чтобы заставить покориться младшего, Бориса (противника Москвы), преподобный Сергий применил к упрямцу небывалую тогда на Руси «крайнюю» меру: «затворил» все церкви в Нижнем, прекратив богослужения. И князь Борис был вынужден помириться с братом, отдать ему город. В другой раз, по просьбе великого князя московского Дмитрия Ивановича, преподобный пришел пешком к рязанскому князю Олегу, чтобы склонить его к примирению и союзу с Москвой. После долгих увещеваний миссия троицкого игумена завершилась успешно. Преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского на битву против полчищ Мамая, предсказав победу русскому воинству: «Без всякого сомнения, господине, со дерзновением пойди противу свирепства их, никакоже ужасайтеся, всяко поможет ти Бог». Подписью преподобного Сергия было скреплено завещание великого князя Дмитрия Донского, в котором был записан новый порядок престолонаследия — от отца к старшему сыну. alt Преподобным Сергием и при его содействии были основаны 37 (!) монастырей в дотоле необжитых местах нашей Отчизны, которые составили своеобразную «школу». Среди них Симонов в Москве, Киржачский, Голутвин в Коломне, Высоцкий близ Серпухова, Борисоглебский около Ростова, Дубенский (в память Куликовской битвы), Покровский близ Боровска, и другие. Отказавшись от всех благ этого мира ради любви к Всевышнему, преподобный Сергий не имел кровных детей, но создал величайшую «семью» святорусскую. Его духовные дети, внуки, правнуки и праправнуки возглавляли Русскую Церковь, осваивали глухие края и повсюду зажигали «светильники духа». Ученики преподобного Сергия — Андроник, Феодор Симоновский, Афанасий Серпуховской, Савва Звенигородский, Авраамий Галичский, Мефодий Пешношский, Иаков Железноборский и многие другие — основали еще около 50 монастырей, ставших впоследствии духовными и культурными центрами России. Среди них Спасо-Андроников в Москве, Саввино-Сторожевский близ Звенигорода, Железноборский близ Галича, Воскресенский на севере Ярославской области, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский и другие.

http://pravoslavie.ru/2590.html

Адрес: Россия, Московская область, Серпухов, улица Калужская д.40 Телефон : +7 (916) 146-40-36 Электронная почта: pavel310182@mail.ru Сайт: http://raspyatie.cerkov.ru Подробнее... Никольский храм (Васильевское) [ править править код ] Никольский храм (Васильевское) Васильевское уже известно с 1563 г. Как сельцо упоминается в писцовой книге Окологородного стана 1627 г., принадлежало помещику Андрею Ивановичу Соймонову. В 1627 г. в сельце находился «двор ево помещиков да двор людской, два крестьянских, два двора бобылей». Церковь существовала до 1689 г., так как сын Андрея Соймонова Афанасий подавая просьбу о построении храма патриарху Иоакиму в этом году «обещался де он построить вновь в вотчине своей, в сельце Васильевском церковь деревянную во имя Николая чудотворца в серпуховском уезде и о построении той церкви благословенная грамота ему дана». В 1690 г. храм был освящен. В 1705 г. упоминаются жившие при церкви священник Петр Иосифов и дьячок Михаил Иванов. В 1802 г. Никольский храм становится приписным к храму Рождества Христова в селе Рождественно-Телятьево. Адрес: Россия, Московская область, Серпуховский район, деревня Васильевское Телефон : +7 (926) 448-62-59 Электронная почта: serp.blagochinie@gmail.com Сайт: http://vnikola.cerkov.ru Подробнее... Никольский храм (Сушки) [ править править код ] Никольский храм (Сушки) Первое по времени известие о данной местности содержится в писцовых книгах 1627 г.: там названа вотчина дворян Колтовских с. Карповское, близ которого находился «погост Никольской на Силинище» и на нём деревянная «клетцки» церковь святителя Николая, построенная и украшенная силами прихожан. С 1676 г. этот храм упоминается уже как относящийся к селу Карповскому. В 1745 г. Московской духовной консисторией было разрешено выстроить Никольский храм в камне. 22 июня 1747 г. последовал указ об освящении новой церкви. Никольский храм был освящён 7 мая 1748 г. архимандритом серпуховского Высоцкого монастыря Макарием; храмоздателем же выступил кузнец Артиллерийской слободы г. Серпухова Герасим Савостьянов, известный также как строитель двух церквей в своём городе – Казанской (1737-1744 гг.) и Крестовоздвиженской (1746-1755 гг.).

http://azbyka.ru/palomnik/Серпуховской_о...

Преподобный Григорий Синаит . Резная деревянная икона современной работы Говоря о творчестве святителя Киприана, исследователи отмечают, что «специфические особенности языка и стиля тырновских книжников» у него «значительно сглажены» с. 189]. В его писаниях «приемы риторики используются умеренно», он «сразу вводит в суть дела» с. 231; 11, с. 143]. Стиль поучений митрополита Киприана приближается «к разговорному, что придает им своеобразную простоту и доступность» с. 233]. Святитель «умело пользовался и простым, бытовым языком, и литературно-риторическими приемами» с. 254], и «плетение словес» применял не всегда. Все это дает возможность утверждать, как считают исследователи, что святитель Киприан «основывался на положениях, выработанных афонскими книжниками». Поэтому он и «ассоциировался современниками» именно «с Афоном и Константинополем – со святогорской школой», установки и принципы которой являлись общими для славянских книжников, и русских, и балканских (в т. ч. тырновских) с. 510–511]. Лист из «Лествицы». Список митрополита Киприана с его подписью. Выполнен в Константинополе, в Студийском монастыре. 1387 г. РГБ. Ф. 173.1. 152. Л. 279 об. Мы же можем предположить, что особенности творчества святителя Киприана, связанные, в частности, с качествами и дарованиями его личности, вероятно, сформировались у него уже на Афоне, где он продолжил свой монашеский путь и образование в общении с духовными преемниками святых Григория Синаита и Григория Паламы . Постриг в схиму он, видимо, принял там же, на Афоне. Святитель Киприан, отвечая впоследствии на вопросы преподобного Афанасия Высоцкого, сам упоминает, хотя и кратко, о своем пребывании на Святой Горе стб. 263]. Афонский период его жизни и воспитания очень важен, в том числе потому, что на Святой Горе на практике реализовывались те объединительные идеи, воплощение которых станет главным делом святителя. Поскольку сведений о жизни его на Афоне крайне мало, попробуем вывести некоторые заключения из имеющихся данных. Существуют разные предположения, где именно подвизался на Афоне инок-болгарин. Называют Свято-Павловский монастырь с. 14] и, с большей уверенностью, Великую лавру вып. 1, с. 525], где в свое время игуменствовал Филофей Коккин. Но из материалов видно, что монах Киприан вел не монастырский, а келлиотский, уединенный образ жизни. Так, патриарх Евфимий в своем послании «Киприану мниху, живущу во Святей Горе Афонстей» обращается к нему, как к придерживающемуся «пустынного пребывания» и «сидения» с. 80], и отвечает на интересующий того вопрос «о причащении Святых Таин в отсутствие священника в пустынях» с. 15]. А в Киприановом Служебнике предусмотрены такие уставные особенности, которые возможны при совершении службы в малом пустынном храме вследствие «тесноты алтарныя» [см.: 7, кн. 1, с. 180–181].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/pre...

Затем состоялся крестный ход с чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Высоцкий мужской монастырь был основан в 1374 г. Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и соратником великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского. Со своим благочестивым желанием об устроении монашеской обители он обратился к преподобному Сергию Радонежскому. Они избрали красивое место для будущей обители, находившееся в версте от города на левом берегу Нары, недалеко от впадения ее в Оку, на возвышении, называемым в народе «Высокое». Монастырь воздвигли «во имя Божией Матери в честь Ее зачатия и дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы». А по месту расположения монастырь стали называть Высоцким. Первые три настоятели Высоцкого монастыря преподобные Афанасий Старший, Афанасий Младший и Никита причислены к лику святых. В 1380 г. русское воинство одержало победу на Куликовом поле. Во время битвы Владимир Андреевич командовал Засадным полком, который и решил исход сражения. Возвратившись с Куликова поля, по преданию, захоронил в стенах Высоцкой обители своих дружинников воинов-серпуховичей. И над их братской могилой, как память о великой победе русского воинства в Куликовской битве, воздвиг прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, который в 1381 г. был освящен митрополитом Киприаном. Одновременно была построена теплая каменная трапезная церковь в честь Покрова Божией Матери. Вторым настоятелем монастыря был преподобный Афанасий Высоцкий Младший, который уже при жизни прославился как чудотворец. Его мощи почивают в Покровском храме монастыря. При нем из Византии преподобным Афанасием Старшим были присланы семь икон деисусного чина, получившего название «Высоцкий чин». Эти иконы и поныне существуют: шесть из них находятся в Третьяковской галерее, а одна — в Русском музее Петербурга. Третьим настоятелем был преподобный Никита, сродник преподобного Сергия, духовник преподобного Пафнутия Боровского, основатель Костромского Богоявленского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4087728.ht...

Первый после открытия обители настоятель - архимандрит Иосиф (Балабанов), ныне епископ Угличский. При нем обитель практически полностью восстановлена, возобновлено почитание Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В 1994 г. обретены мощи преподобного Афанасия Высоцкого (младшего). Высоцкий Богородицкий монастырь, 3 класса, в городе Серпухове, на месте, называвшемся «Высокое», на берегу реки Нары. Основан в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, с благословения преподобного Сергия, который первым игуменом его поставил ученика своего Афанасия. В 1571 году монастырь подвергся опустошению от татар, а в смутное время от казацких шаек. В Зачатиевском соборе, в иконостасе, находится 7 икон, присланных первым игуменом монастыря Афанасием из Царьграда. В приделе Рождества Богородицы замечательны царские врата и иконостас XVI века. В храме святого Афанасия Афонского и преподобного Сергия находится гробница Афанасия II-ro, приемника первого игумена монастыря. В ризнице монастырской хранятся крашениныя ризы преподобного Сергия. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат князя Димитрия Донского, Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов. Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Афанасий брестский муч., 5 сент. Афанасий высоцкий, 12 сент. Афанасий высоцкий другий, 12 сент. Афанасий печерский затворник, 28 авг. Афанасий череповский, 5 июля. Афанасий ученик Александра свирского . Барловской иконы Божией Матери, 23 дек. Бидзин князь грузинский муч., 18 сент. Благодатное небо – иконы Богоматери. Прилож. I. стран. 7. Благоуханный цвет – иконы Божией Матери, 15 ноября. Блаженное чрево – иконы Божией Матери, 26 дек. Братской иконы Божией Матери, 26 дек. Братской иконы Божией Матери, 10 мая. Боян , князь болгарский, 28 мар. Варлаам кавказский, 19 июля. Варлаам шенкунский, 19 июня. Варнава , основатель Варнавинской пустыни, 11 июня. Варсонофий печерский преп., 28 авг. Варсонофий тверский преп., 2 мар. Василид пр., 18 апр. Василий , мангазейский муч., 23 марта. Василий мирожский, 4 мая. Василий новгородский архиепископ, 10 февр. Василий рязанский епископ, 12 апр. Василий , еп. захолмский, 29 апр. Васса псковская преп., 19 мар. Вассиан пертоминский, 12 июня. Вассиан тиксненский, 12 сент. Вассиан основатель Рябовой пустыни. Вассиан крестимировский у Белого моря. Вениамин печерский, 28 авг. Ветран , еп. скифский, 20 апр. Взыграние – иконы Божией Матери, 7 нояб. Взыскание погибших – иконы Божией Матери, 5 февр. Византийской иконы Божией Матери, 7 апр. Вифлеемской иконы Божией Матери, 15 авг. Владимир новгородский, 4 окт. Владислав , кн. сербский, 24 сент. Владимир , князь сербский, 22 мая. Влахернской иконы Божией Матери, 15 авг. Вододательницы иконы Божией Матери, окт. 11. Воспитание иконы Божией Матери, 5 мар. Всех скорбящих радости , 24 окт. Вутиванской иконы Божией Матери, 2 мая. Венской иконы Божией Матери, 15 февр. Гавриил , патр. сербский, 30 авг. Гавриил лесновский, 15 янв. Гавриил младенец, 20 апр. Гаенатской иконы Божией Матери, 15 авг. Галактион преп. вологодский, 24 сент. Галактион белозерский, 12 янв. Геннадий важеозерский, 9 февр. Геннадий новгородский архиепископ, 4 дек. Геннадий печерский, препод., 28 авг. Георгий святоторец грузин., 27 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010