очолив з нагоди заснування Висоцького монастиря м. Серпухова 27 вересня 2019 р. 14:43 25 сентября 2019 года, в день памяти преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца, и 645 -летия со дня основания Высоцкого мужского монастыря подмосковного Серпухова, Патриарший наместник Московской епархии  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Покровском храме обители. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Серпуховской Роман , благочинный монастырей Московской областной епархии игумен Евмений (Лагутин), благочинный Серпуховского церковного округа Московской епархии священник Игорь Чабан, настоятели подмосковных обителей: Вознесенской Давидовой пустыни — игумен Сергий ( Куксов), Николо-Пешношского мужского монастыря — игумен Алексий ( Горлычев), Лужецкого Ферапонтова мужского монастыря г. Можайска — игумен Авель (Пивоваров). В храме молились глава Серпуховского городского округа Ю.О. Купецкая, председатель контрольно-счетной палаты Серпухова В.Н. Батуков, начальник Серпуховского филиала Академии РВСН генерал-майор А.Е. Морозов. За Литургией Патриарший наместник Московской епархии рукоположил клирика Иоанно-Предтеченского храма г. Дубны диакона Константина Панферова в сан пресвитера. По окончании богослужения епископ Роман приветствовал митрополита Ювеналия, напомнил собравшимся об истории Высоцкого монастыря, а также преподнес Его Высокопреосвященству икону Божией Матери с изображениями Высоцких преподобных — Афанасия Старшего и Афанасия Младшего. Митрополит Ювеналий обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Спасибо тебе, возлюбленный владыка Роман, за исполненное добра и любви слово, за этот дивный дар, и особенно за то, что ты не только как архиерей, но и как монах-подвижник исполняешь много послушаний. Наша епархия большая и требует постоянного пастырского и архипастырского попечения. Ты совершаешь богослужения во всех уголках Подмосковья, когда там бывают праздники. Особенно благодарю тебя за то, что после открытия этого монастыря, находившегося в поругании, ты продолжаешь благоукрашать его не только материально, но и духовно. Я знаю о тех иноках, которые несут здесь свое молитвенное послушание.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5505195...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранному Богом во игумена обители Высоцкия и дивному в преподобных отцу нашему Афанасию составим похвалу! Той бо, яко отец чадолюбивый, молит за ны прославльшаго его Господа да сохранит обитель сию от нестроений и наветов злых человек и нас всех соблюдет в мире и единомыслии и любви; мы же любовию сыновней к нему преисполненнии, со умилением благодарственно зовем дивному угоднику Христову: Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Икос 1 Ангелов Творец и всея твари Создатель, явивый Церкви Святей всесветлаго светильника, от града Ярославля призвавый тя, преподобне отче наш Афанасие, в пределы града Серпухова во обитель Пречистыя Девы иже на Высоком приведе тя. Мы же, видя совершение благия воли Господни на тебе, с любовию вопием ти сице: Радуйся, града Ярославля преславное прозябение. Радуйся, пророка древняго Амоса имя получивый при крещении. Радуйся, яко из детска ум и душу твою Господеви предавый. Радуйся, любве ради ко Господу дом отеческий оставивый. Радуйся, во обитель Высоцкую пришедый и тамо покой душе своей обретый: Радуйся, от юности твоея ярем Христов на ся восприявый. Радуйся, богомудрым учителем твоим Афанасием в монашестем делании умудренный. Радуйся, образ иноческаго доброделания чрез все житие твое пронесый. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 2 Видев преподобный Афанасий строгия уставы обители Высоцкия возрадовался духом: издетска бо желаху постное иноческое житие на себе восприяти и Богу пети: Аллилуиа. Икос 2 Разуме преподобный учитель твой Афанасий велию ревность твою по Бозе и яко богоугодным житием твоим безсмертие улучиши духовное, Афанасием тя нарекает — безсмертию тезоименитым содевает. Восхваляюще дивное житие твое, преподобне, приносим ти сия похвальныя словеса: Радуйся, блаженнаго Афанасия, первого игумена Высоцкаго, любимый учениче. Радуйся, от руки его постриг монашеский приемый. Радуйся, Афанасием им нареченный. Радуйся, руководством его ко спасению вечному направленный.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Е.Н. Погожев Св. Преподобный Никон Радонежский Св. Преп. Никон Радонежский. Один из ближайших учеников великого игумена Сергия, преподобный Никон, родился в городе Юрьеве Польском, в нынешней Владимирской губернии. В ранние годы свои слышал он о равноангельской жизни преподобного Сергия, умилялся словами этими и стремился увидать праведника. Когда Никон пришел к преподобному Сергию и просил оставить его в обители, преподобный отослал юного отрока к одному из учеников своих, Афанасию Высоцкому, подвизавшемуся под Серпуховым. – Ты молод – сказал ему преподобный Афанасий – а иночество дело великое. Никон настаивал. – Многие приходили сюда, возражал старец, но не выдерживали постничества и воздержания и уходили. Иди в другое место, и там предавайся посту. Долго моли Афанасия Никон, а тот говорил ему о трудности иночества. Наконец, видя его твердое решение, Афанасий постриг Никона и стал руководить им. Удостоенный сана священства, Никон жаждал новой встречи с преподобным Сергием. И дивный игумен оставил его на этот раз в своей обители. Он выказывал ему особое доверие и велел жить ему в одной келии с собой. Готовя в Никоне преемника себя, преподобный Сергий возложил на Никона часть своих попечений о братии. И за шесть месяцев до блаженной кончины своей пред всеми вручил ему руководство монастырем. Оплакивая наставника своего, Никон сперва покорно нес бремя настоятельства, но потом пожелал заключиться в уединенной келии. И тогда братия избрала себе в игумены преподобного Савву. Шесть лет жил в безмолвии Никон, а, когда Савва отказался от игуменства, братия снова избрала преподобного Никона. Когда совершилось нашествие на русскую землю полчищ свирепого хана Едигея, в 1408 году, преподобный Никон молил Христа, чтоб Он защитил от разорения Троицкую обитель. И увидал он в тонком сне входящих к нему в келию святителей Московских, Петра и Алексия с преподобным Сергием, и сказал преподобный ученику своему: – Радуйся, игумен! Господу угодно, чтоб сие нашествие коснулось сего места, но не скорби, обитель не запустеет, а процветет еще более.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Arhiva De ziua srbtoririi icoanei Maicii Domnului „Potirul Nesecat” Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a oficiat Liturghia la mnstirea din Vysokoe, or. Serpuhov, i a condus hirotonia arhimandritului Parmen (cipeliov) în treapta de episcop de Cistopol i Nijnekamsk 18 mai 2015 14:51 18 мая 2015 года, в день празднования иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил подмосковный город Серпухов. Утром Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Высоцкий мужской монастырь г. Серпухова, где находится чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». У святых врат обители Святейшего Патриарха встречали Патриарший наместник Московской епархии   митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , настоятель Высоцкого монастыря епископ Серпуховской Роман и архиереи, прибывшие на торжества в Серпухов. Святейший Владыка посетил церковь Покрова Пресвятой Богородицы, где поклонился чудотворному образу Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и мощам преподобного Афанасия Высоцкого. На монастырской площади, где под сенью между Никольским собором и настоятельским корпусом с церковью в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» был установлен престол, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию и возглавил хиротонию архимандрита Пармена (Щипелева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского ( Татарстанская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий ; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации ; епископ Илиан (Востряков) ; епископ Видновский Тихон ; епископ Серпуховской Роман; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай ; епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий ; епископ Зарайский Константин ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Алексий Михаленя, временно исполняющий обязанности секретаря Московского областного епархиального управления; протоиерей Иоанн Антипов, секретарь Альметьевской епархии Татарстанской митрополии; духовенство Московской епархии.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4083831...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Никита Боровский, Костромской, прп. - житие Никита Костромской, Радонежский, Боровский, Серпуховский, Высоцкий (XV в.), архимандрит, преподобный Память 15 сентября и в Соборе Радонежских святых Ученик и, и как говорится в старинных синодиках, сродник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 60-е годы XIV века в Подмосковье. Принял постриг и пребывал в обители преподобного Сергия в числе его учеников. Предположительно, не позднее середины 1380-х годов преподобный Никита поступил в братию Серпуховского Высоцкого монастыря. Наиболее вероятной причиной перехода духовного чада преподобного Сергия можно считать обоюдное желание Серпуховского князя Владимира Андреевича и игумена Афанасия Высоцкого Старшего с братией иметь у себя на Высоком духовника по подобию Радонежской Свято-Троицкой обители, где духовниками назначались наиболее опытные в молитве и подвиге ученики блаженного игумена Сергия. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1414 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился в Боровск, где по преставлении преподобного Никифора стал духовником Высоко-Покровского монастыря. Здесь, около 1415 года, поступил к нему в ученики преподобный Пафнутий Боровский. В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь. В 1422 году преподобный Никита сподобился увидеть обретение святых мощей своего сродника и учителя преподобного Сергия Радонежского. Точное время кончины святого неизвестно (видимо, это совершилось в середине XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители. В 1559-1565 годах на месте деревянного собора построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты. После пожара 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной.

http://pravicon.com/info-3020

Тобол, драконы и арап. 10 фильмов о Петре I Про него снимали кино в СССР, Америке и Китае 9 июня, 2022 Про него снимали кино в СССР, Америке и Китае 9 июня в России отмечается 350 лет со дня рождения Петра Великого. Публикуем подборку фильмов о Петре I и событиях, происходивших в годы его правления. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», 1976 г. В роли Петра — Алексей Петренко Фильм режиссера Александра Митта — о мальчике Ибрагиме Ганнибале, которого подарили Петру I. Ибрагим влюбился в дочь боярина Гаврилы Ртищева — Наталью. Девушка боялась непохожего на окружающих человека, а царь Петр, со свойственной ему решительностью, решил насильно выдать Наталью замуж… Роль Ибрагима исполняет Владимир Высоцкий. Изначально задумывалось, что в фильме будут звучать его песни, но на этапе монтажа режиссер от этой идеи отказался. «Табачный капитан», 1972 г. В роли Петра — Владлен Давыдов Это музыкальная комедия, режиссер которой — Игорь Усов. Она рассказывает о том, как Петр I посылает боярского сына учиться морскому делу в Голландию. Но в науках преуспевает его крепостной холоп. Его-то император возводит в офицеры, когда узнает правду.  Впервые этот фильм советские зрители увидели по телевизору — 31 декабря. «Юность Петра», 1981 г. В роли Петра — Дмитрий Золотухин Двухсерийный фильм рассказывает о начале правления юного Петра I. Приход к власти совпал с интригами царевны Софьи, которая сама мечтала взойти на трон. Начало царствования Петра сопровождалось бунтами стрельцов и враждебностью боярского окружения. Режиссер картины — Сергей Герасимов. Дмитрий Золотухин, исполнивший роль императора, был признан лучшим советским актером 1981 года по опросу журнала «Советский экран». «Россия молодая», 1981–1982 гг. В роли Петра — Дмитрий Золотухин Действие этого многосерийного фильма происходит на Русском Севере. В центре сюжета судьбы трех человек: капитана-командора Сильвестра Иевлева, поручика таможенного войска Афанасия Крыкова и кормщика-помора Ивана Рябова. Рябов и Крыков — реальные исторические персонажи.

http://pravmir.ru/tobol-drakony-i-arap-1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том IV  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья АФАНАСИЙ (Телятев [Телятьев, Телятинский] Александр Иванович; 1772-1847), архиеп. Донской и Новочеркасский АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ III ПАТЕЛЛАРИЙ (1597-1654), Патриарх К-польский (1634-1652), свт. (пам. 2 мая и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ НАВОЛОЦКИЙ ( XV–XVI в.), прп. (пам. 18 янв., 2 мая, в Соборе Вологодских святых и в Соборе Карельских святых) АФАНАСИЙ ОСТРОВСКИЙ († после 1533), прп. (пам. 30 авг., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/vol/iv.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший ( между 1401 и 1412/14, К-поль), прп. (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых), 1-й игум. серпуховского мон-ря в честь Зачатия Богородицы «на Высоком» (см. Высоцкий серпуховской мон-рь ), ученик прп. Сергия Радонежского . Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского мон-ря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского мон-ря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент Основными источниками сведений об А. В. являются житие прп. Сергия и летописи. В 1697 г. в Чудовом московском мон-ре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» (РГБ. Унд. 288), в мае следующего года переписанное в Высоцком мон-ре (СГИХМ. КП 1692/СТ 78). В «Слове» сообщаются дополнительные сведения об А. В., в значительной своей части ошибочные, напр., А. В. отождествляется с К-польским Патриархом свт. Афанасием III Пателларием . «Слово» заканчивается виршами, и на этом основании исследователи делали вывод, что автор его - Карион (Истомин) . Однако подобное утверждение нуждается в дополнительных аргументах. Согласно «Слову», А. В. в миру носил имя Андрей, был сыном свящ. Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией. Неизвестно, когда он пришел в мон-рь прп. Сергия. В одной из старших редакций жития прп. Сергия об А. В. сказано: «Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости» ( Тихонравов. С. 132). В 1374 г. прп. Сергий помог кн. Владимиру Серпуховскому (Храброму) основать близ Серпухова Высоцкий мон-рь, «състави общее житие зело благоразумне» и благословил на игуменство А. В. (ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец. Стб. 107). Ок. 1381/82 г. некий «игумен Афанасий» (большинство исследователей считают, что это был А. В.) обратился к митр. свт. Киприану с просьбой прокомментировать правила монашеского общежития и ответить на вопрос, можно ли мон-рю принять село от жертвователя. Видимо, тогда же (во всяком случае не позднее 1382) были написаны «Ответы» свт. Киприана (РИБ. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 243-270).

http://pravenc.ru/text/76986.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЫСОЦКИЙ СЕРПУХОВСКОЙ В ЧЕСТЬ ЗАЧАТИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Подольской епархии Московской митрополии), находится в г. Серпухове Московской обл. на левом берегу р. Нары. Основан кн. Владимиром Андреевичем Храбрым по благословению прп. Сергия Радонежского (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. С. 107-108; Т. 18. С. 114). Строительство В. м. было частью программы кн. Владимира по укреплению своей резиденции на Оке (возведение дубовой крепости на месте с. Серпуховского, жители к-рой получили статус горожан). По просьбе князя прп. Сергий Радонежский с учеником прп. Афанасием Высоцким Старшим пришел в Серпухов, избрал на берегу р. Нары, «близ града на Высоком», место для буд. обители и 9 дек. 1374 г. совершил молитву на основание ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы прав. Анной; вскоре были построены деревянные кельи и ограда. Прп. Сергий поставил игуменом В. м. прп. Афанасия, дав мон-рю общежительный устав. Одним из первых пострижеников прп. Афанасия был прп. Никон Радонежский . Согласно «Слову о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» 1697 г. (РГБ. Унд. 288), кн. Владимир часто посещал В. м., снабдил его утварью, иконами и книгами. Павшие во время Куликовской битвы воины серпуховского ополчения были погребены в В. м., в братской могиле, над к-рой по инициативе кн. Владимира был построен и весной 1381 г. освящен каменный Зачатиевский храм. Одновременно была сооружена каменная трапезная Покровская ц. Высоцкий мон-рь и г. Серпухов. Рисунок из сборника содержащего житие прп. Афанасия Младшего и службу ему. Нач. XIX в. (СИХМ. КП 1691/СТ. 7408. Л. 54 об.) Высоцкий мон-рь и г. Серпухов. Рисунок из сборника содержащего житие прп. Афанасия Младшего и службу ему. Нач. XIX в. (СИХМ. КП 1691/СТ. 7408. Л. 54 об.) Ок. 1380 г. некий «игумен Афанасий», к-рого большинство исследователей отождествляют с прп. Афанасием Старшим, обратился к митр. Киевскому свт. Киприану с вопросом о возможности принятия мон-рем села от жертвователя. В ответном послании (РИБ. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 243-270) свт. Киприан осудил приобретение мон-рями вотчин, а также изложил фундаментальные правила общежития. При участии прп. Афанасия в авг. 1381 г. в мон-ре были переписаны Пандекты мон. Никона Черногорца ( Столярова. Свод. С. 345-346), содержавшие также выписки из творений св. отцов о правилах общежития.

http://pravenc.ru/text/161091.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСОЦКИЙ ЧИН Пресв. Богородица. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Пресв. Богородица. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) 7 икон из деисусного ряда иконостаса соборной ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого серпуховского мон-ря . Написан по заказу прп. Афанасия Высоцкого Старшего в К-поле в 80-90-х гг. XIV в. для белокаменного храма, строившегося в мон-ре с 1381 г. по инициативе кн. Владимира Андреевича Храброго, прислан еще при жизни прп. Афанасия Высоцкого Младшего († 12 сент. 1395) вместе с др. иконами и благословенной грамотой. Ныне 6 икон В. ч. находятся в ГТГ, икона «св. Иоанн Предтеча» в ГРМ (с 1934). В 20-30-х гг. ХХ в. В. ч. был реставрирован в ЦГРМ («Апостол Павел», 1920, реставраторы Е. И. Брягин, И. И. Суслов, В. К. Тарыгин, П. И. Цепков; «Апостол Петр», 1926; икона Божией Матери, 1929, реставратор Суслов), затем иконы В. ч. были переданы в ГТГ (повторно реставрированы И. А. Барановым «Апостол Петр» (1931), «Христос Вседержитель» (1936), «Арх. Гавриил» (1937), Сусловым «Арх. Михаил» (1937)). В ГРМ в 1935-1938 гг. реставраторы И. Я. Челноков и Л. В. Сосин реставрировали икону «Св. Иоанн Предтеча». Господь Вседержитель. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Господь Вседержитель. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Иконы В. ч. написаны на досках большого, почти одинакового размера, каждая состоит из 3 частей, с широкими полями на лицевой стороне и паволокой крупного плетения. На фоне и полях икон сохранились многочисленные следы гвоздей, к-рыми крепились пластины басменных окладов, а также фрагменты надписей (возможно, греческие), как на иконе с образом ап. Петра. На раскрытом кодексе в руках Спасителя помещена рус. надпись, относящаяся, видимо, к XVI в. В. ч. принадлежит к «недельным» (7-фигурным) деисусам с поясными изображениями святых, обращенных в молении к центральному образу Вседержителя, в XVI в. чин был дополнен иконами с образами ап. Андрея и ап. Иоанна Богослова (ныне в ГТГ). Одна из иконографических особенностей В. ч.- именословное благословение Христа. Пальцы правой руки Иисуса Христа, покрытой гиматием (ср. с изображением Спасителя на визант. камее кон. XIV в., СПГИАХМЗ - см.: Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собр. Загорского музея: Кат. Загорск, 1960. 4), сложенные для благословения, почти касаются страницы Евангелия. Др. особенность - жест, усиливающий связь иконографической программы В. ч. с таинством Евхаристии: левая рука Богородицы поднята и прижата к груди, как это изображено в композициях «Распятие Господне» и «Не рыдай Мене, Мати» (визант. икона посл. трети XIII в., ГТГ). И третья - в руках ап. Петра полураскрытый свиток с надписью: «Ты еси х[ристос]ъ с[ы]нъ б[ог]а живаго».

http://pravenc.ru/text/Высоцкий чин.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010