А. А. Романова Иконография На литографии по рисунку С. Морозкина 1892 г. И. представлен вместе с прав. Григорием Китовским (см. в ст. Григорий, Евфросиния, Артемий и Димитрий ) на фоне Шуи в молении Шуйской Смоленской иконе Божией Матери. И.- старец с седой бородой средней длины, облачение монашеское ( Миловский Н. М., свящ. Неканонизированные святые г. Шуи (Владимирской губ.): Опыт агиогр. исслед. М., 1893. Вкл.). На иконе Л. С. Узловой (2005, Шартомский Никольский мон-рь) И. показан в рост, вполоборота влево, на фоне мон-ря, в молении Казанскому образу Божией Матери в облачном сегменте. Средовек с окладистой бородой, облачен в охристую рясу и коричневую мантию; параман и куколь синие. Образ И. помещен в нише сев. стены в росписи ц. Казанской иконы Божией Матери в Шартомском Никольском мон-ре (2008). Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/468877.html

В 1398 или 1399 г. преподобный Савва, возвратив игуменство вышедшему из затвора преподобному Никону, направился под Звенигород. Здесь княжил второй сын Дмитрия Донского Юрий Дмитриевич, крестник преподобного Сергия и его глубокий почитатель. В 1399 г., после успешного завершения порученного ему великим князем похода против камских болгар, Юрий выстроил в Звенигороде соборный храм Успения «на Городке», а затем стал усиленно просить святого Савву взять на себя труд построения обители близ Звенигорода. Савва согласился, и монастырь был выстроен в местечке, называемом Сторожами. Впоследствии он получил название Саввина Сторожевского монастыря. Соборный храм его в честь Рождества Пресвятой Богородицы был возведен около 1404 г. 16  Заботясь об украшении звенигородских соборов фресками и иконами, Юрий Дмитриевич стремился привлечь к этой работе лучших художников. По-видимому, он пригласил и Андрея Рублева, возможно, по рекомендации преподобного Саввы. В. П. Лазарев находит, что в Звенигороде сохранились несомненные следы деятельности Андрея Рублева 17 . В конце 1918 г. приступила к работе Звенигородская реставрационная экспедиция под руководством И.Д. Протасова и Г.О. Чирикова 18 . Чирикову удалось найти в сарае (возле Успенскою собора на Городке), под грудой дров, три иконы, представляющие собой поясные изображения Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла 19 . Как доказала В.Г. Брюсова, эти иконы являются остатками деисусного чина из Звенигородского Рождественского собора 20 . Все три иконы находятся в Третьяковской галерее 21 . Из них с наибольшей степенью вероятности приписываются кисти Рублева две, а именно: «Спас» и «Архангел Михаил» 22 . Впрочем, В.П. Лазарев считает произведением Рублева также и икону «Апостол Павел»; по его мнению, она является претворением на иной лад известной иконы апостола Павла из так называемого «Высоцкого чина», присланного святым Афанасием из Константинополя в родной ему Высоцкий монастырь в период межди 1387 и 1396 гг. 23 В Успенском Звенигородском соборе сохранились (сильно поврежденные) фрески, из которых часть, быть может, написаны Рублевым. В. Н. Лазарев приписывает ему изображения святых мучеников Флора и Лавра, выполненные в виде медальонов па алтарных столбах (из них сохранилось только изображение святого Лавра) 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Великий князь Василий Иванович обещал сам заботиться об удовлетворении нужд монастыря и сдержал свое обещание: у монастыря появилась вотчина – сельцо Будовское. Даже после смерти преподобного Даниила царь Иван не оставлял монастырь своею милостью и очень внимательно относился к нуждам обители своего крестного отца, преподобного Даниила. Монастырю были пожалованы несколько сел в Переяславском уезде, население которых было освобождено от всякой дани, кроме трудов в пользу обители. Царем Федором Ивановичем было закреплено и подтверждено за обителью все ранее приобретенное. Много сделали для монастыря князья Барятинские, принадлежавшие по своему происхождению к царскому роду Рюриковичей. На средства князя Ивана Петровича Барятинского были построены каменные храмы, колокольня, братский корпус с кельями, различные пристройки. А сам князь позже, в 1696 году, принял постриг в монастыре с именем Ефрем, там и почил в 1701 году. В 1709–1726 годы архимандритом Данилова монастыря был Варлаам (Высоцкий; † 1737) – духовник царственных особ, среди которых царица Наталья Кирилловна, Екатерина Алексеевна I и царевны Наталья Алексеевна, Екатерина Алексеевна и другие, которые одаривали монастырь своей милостью. Государи Иван и Петр Алексеевичи пожаловали монастырю золоченые ризы, покровы и воздухи, а также золоченую сень и бархатные ризы на гроб преподобному. Кроме преподобного Даниила, в монастыре подвизались преподобный Герасим Болдинский (память 1 мая). Пройдя духовную школу при старце Данииле в монастыре в течение 26 лет, Герасим удалился для отшельнического подвига, а позже создал монастырь в Болдино. Первое житие преподобного Даниила Переяславского было составлено митрополитом Московским и всея Руси Афанасием, особо почитавшим старца. Родом из Переславля-Залесского, Андрей (имя владыки в миру) был учеником преподобного, который предсказал ему, тогда еще протопопу, о его высоком будущем служении. Храмы монастыря в разное время расписывались известными мастерами: знаменитыми костромскими живописцами Гурием Никитиным и Силой Савиным, переяславскими иконописцами Казариными (иконостас и иконы).

http://pravoslavie.ru/4372.html

Давно ли поселился Сергий в лесах Радонежских, и он уже сделался прибежищем Князей и Святителей, поборником отчизны, рассадником иночества! Не только подвигает он на брань Димитрия, не только дает ему своих иноков, но даже пред самою битвою, провидя его смущение, посылает к нему гонца с одобрительною грамотою, и в час битвы уже рассказывает братии своей о победе, и наконец в торжестве встречает Донского победителя: – и на престоле княжеском нельзя принять более участия в делах земли своей. Скоро Сергий становится отцом многих обителей, основанных его учениками но просьбе Князей, на местах им самим избранных. Еще и прежде ознаменовал он краткое свое уединение на Кержаче малым скитом, и дал в Москву Митрополиту Алексию инока своего Андроника, для основания Андрониева монастыря. Теперь признательный Димитрий хочет учредить две пустыни на память Мамаева побоища, и Сергий дает ему Савву для сооружения храма Божией Матери на реке Дубнах, и сам избирает Князю красное место у слития Оки и Москвы, где ныне Коломна, для монастыря Голутвинского. Впоследствии и преподобный Савва созидает себе обитель на Сторожах, по зову Звенигородского Князя. Храбрый сподвижник Донского, Князь Владимир молит также Сергия дать ему Игумена во вновь воздвигаемый им Высоцкий монастырь в удельном Серпухове, и Сергий дает ему Афанасия. Отселе будет выходцем Св. Пафнутий, Игумен Боровский, в свою чреду прославленный учеником своим, Св. Иосифом Волоколамским. Такая духовная отрасль постепенно происходит от Св. Сергия, каждому поколению даруя великого мужа. Но всех роскошнее пустила ветви Симонова обитель, основанная племянником его Феодором, впоследствии Архиеписком Ростовским. Старец сам приходил, по любви к нему, избрать пустынное место на живописных берегах Москвы реки, в виду рождающейся столицы, и первым знаменитейшим питомцем Симонова является Св. Кирилл Белоозерский, просветитель северного края, даже до океана, ибо и Савватий Соловецкий был постриженик Белого озера. Кто назовет все бесчисленные монастыри и пустыни, приявшие начало от иноков Троицкой лавры, которая монашескою сетью окинула весь север России, сроднившийся духовно во едином Авве, подобно как на юге Антоний и Феодосий сделались отцами пустынножителей! Не более 30 лет по преставлении Св. Сергия уже являются мощи его и начинается ряд его чудес, доселе непрерываемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания ( Каледа) сделала сообщение о подготовке к XXVI Международным Рождественским образовательным чтениям, посвященным теме «Нравственные ценности и будущее человечества». Синодальный отдел уже не первый год в рамках Рождественских чтений разрабатывает направление «Древние монашеские традиции в условиях современности». Монашеское направление пройдет 25−26 января 2018 года в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре Москвы. Игумения Иулиания сообщила также, что в восемнадцати епархиях прошли региональные этапы монашеского направления XXVI Международных Рождественских образовательных чтений. Епископ Серпуховской Роман в своем выступлении отметил наиболее важные особенности сегодняшней жизни двадцати четырех (12 мужских и 12 женских) монастырей Московской епархии. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия акцент в них делается на совершении вечерних и утренних богослужений — полного суточного богослужебного круга. Владыка Роман также упомянул о проведении в Серпуховском Высоцком мужском монастыре регионального этапа Рождественских чтений, собравшего около ста участников. Далее на эту тему было предоставлено слово представителям других епархий. О проведении монашеских секций и конференций в рамках регионального этапа Чтений рассказали иеромонах Варфоломей (Минин) (Богородице-Рождественский монастырь г. Владимира); игумен Александр (Чебанов), ответственный за монастыри Новосибирской епархии; игумен Афанасий (Гриценко) ( Ставропольская епархия ). Игумения Иулиания в дополнение к сказанному отметила, что на монашеском направлении Рождественских чтений стал преобладать формат круглых столов и обсуждений. 26 января 2018 года запланировано проведение семинара « " Покаяния двери " : современная монашеская жизнь как путь ко спасению и совершенству» и круглый стол «Монашеские обеты и свобода личности: практические аспекты внутренней жизни в современных монастырях». Заместитель председателя  Синодального отдела обратилась к участникам собрания с просьбой присылать предложения по проведению монашеской секции XXVI Международных Рождественских образовательных чтений и вопросы в письменном виде.

http://patriarchia.ru/db/text/5083065.ht...

Он находится на левом берегу реки Оки, напротив города Каширы. Когда именно он основан, достоверно неизвестно, но весьма древний, он существовал уже в XV веке, во времена владычества татар и который-то из ханов давал ему льготные грамоты. В оном две церкви; из них холодная соборная весьма благолепно украшена московским купцом и фабрикантом Щербачовым. В прежнее время нравственному состоянию этой обители вредило, что она была ссыльная, но в 1840 годах был последний резкий случай при строителе Афанасии, который был настоятелем более 20 лет, и которого потом вывели в казначея в Лужецкий монастырь, где он и скончался. При его преемниках монастырь стал видимо улучшаться. На его место поступил иеромонах Высокопетровского монастыря отец Гедеон, бывший наместник Толгского монастыря. Впоследствии его перевели архимандритом в Серпуховской Высоцкий монастырь, а на его место – Саввинского монастыря наместника отца Николая, который умер в Москве в больнице. За ним следовал отец Сергий, из иеромонахов Белопесоцких, из чего можно усмотреть, что нравственно обитель очевидно улучшилась: он начальствовал недолго и в обители умер. После него был избран монастырский иеромонах Иоанникий, ныне имеющий уже сан игумена. В настоящее время эта обитель, благодаря деятельности настоятеля, несравненно улучшилась против прежнего тем более, что в числе братства осталось уже весьма немного подначальных. Служение церковное надлежащим образом исполняется по уставу, пение столбовое, хорошее. Трапеза и одежда достаточны. Церкви и строения содержатся в порядке; хозяйство ведется успешно, с выгодой для обители. Гостиница при монастыре деревянная, весьма хорошая и содержится очень исправно. Августа 29 бывает ярмарка. Белопесоцкая обитель долгое время всего более страдала от подначальных, которые были присылаемы из всей епархии, и так как бывали в числе оных и люди значительные, имевшие прежде власть и сан, а нередко и немалые средства, то трудно было настоятелю бороться с ними. Впоследствии само начальство стало убеждаться в нецелесообразности этой меры, то есть в ссылке виновных монахов и белого духовенства в монастыри; ибо через это редко приносится польза людям, нравственно испорченным, но всегда причиняет великий вред обителям; это тлит нравы монашества вообще и вредит ему во мнении мирян, которые, видя бесчинства, творимые в обителях, и, не зная, от кого они происходят, осуждают все монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Пафнутия Боровского//Сб. Ист.-фил. об-ва при Ин-те кн. Безбородко. Нежин, 1899. Т. 2. С. 119; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 178-179; Писцовая книга г. Костромы 1627/28 - 1629/30 гг. Кострома, 2004. Л. 582 об, 573 об.- 574, 591 об., 567 об., 654. Лит.: Афанасий (Дроздов), архим. Ист. известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. СПб., 1837. С. 43; Смирнов С., прот. Ученики прп. Сергия Радонежского//ДЧ. 1885. Июнь. С. 129-153; Иосиф (Баженов), архим. Сведения о возобновлении Костромского Богоявленско-Анастасиина жен. монастыря. СПб., 1879. С. 16-17; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь. Кострома, 1895; Описание о российских святых. 1887. С. 230; Толстой М. В. Рассказы из истории Рус. Церкви. М., 1898. М., 1999р. С. 164; Тренёв Д. К. Серпуховской Высоцкий мон-рь, его иконы и достопамятности. М., 1902. С. 36-37, 100; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 476; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феод. война в России XV в. М., 1991. С. 155; Каштанов С. М. К вопросу о сыновьях Боровско-Серпуховского кн. Василия Ярославича//Ист. антропология: Место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. М., 1998. С. 122-125; Кузьмин А. В. Происхождение участников заговора 1461-1462 гг. с целью освобождения из заключения боровско-серпуховского кн. Василия Ярославича//Рус. Средневековье: Сб. ст. в честь Ю. Г. Алексеева. М., 2012. С. 280-294. Е. В. Романенко Иконография Прп. Никита Боровский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. (поновления 1859, 1865–1866 гг.) Художественная артель под рук. Д. Г. Плеханова Прп. Никита Боровский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. (поновления 1859, 1865–1866 гг.) Художественная артель под рук. Д. Г. Плеханова Памятников ранней иконописи с образом Н. не сохранилось ни в Серпуховском, ни в Боровском мон-рях по причине их полного разорения в XX в. Возможно, Н. упоминается в нек-рых иконописных подлинниках ( Маркелов. Святые Др.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

Подробное описание самого часового механизма, изображенного на миниатюре Лицевого летописного свода (Древний летописец), было помещено под 1404 г. в Троицкой летописи 1408 г.: «В лето 6912, Индикта 12, Князь великий замысли часник и постави е на своем дворе за церковью за Св. Благовещеньем. Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и расчитая часы нощныя и дневныя; не бо человек ударяше, но человека видно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено…цена же сему беяше вящьше полувтораста рублев». Тем же 1404 г. датируется уникальное известие иеродиакона Игнатия Смольнянина в «Сказании летом вкратце»: «Того же лето приходила царица Калоянова в святую лавру», что позволяет предположить прибытие афонского мастера, изготовившего благовещенское «часомерье», в составе этого посольства. Пресвятая Богородица – Игуменья Святой Горы Здесь необходимо отметить, что на Святой Горе Афон по сию пору строго соблюдается древнее указание Иерусалимского устава: «должно есть екклисиарху имети опасство в псалмопении и в чтении, да солнцу восходящу бывает отпуст». В соответствии с этим неотъемлемую принадлежность каждого афонского храма составляют часы, боем которых экклезиарх и диаваст руководствуются в заполнении служб чтениями и протяженностью пения. Такие «часы с арапом», весьма сходные с творением инока Лазаря Серба, сохранились до настоящего времени на византийской звоннице 1427 г. в афонском монастыре Ватопед. Нужно полагать, что подготовка к столь значительным литургическим преобразованиям в Русской Церкви велась заранее, в связи с чем особого внимания заслуживает пребывание митрополита Киприана на Афоне, о котором он сам подробно повествует в своих «Ответах» игумену Афанасию Высоцкому, «въпросившему о некоих потребных вещех». Датировать это посещение Киприаном Святой горы Афон возможно не ранее 1363 г., когда Киприан впервые прибыл в Константинополь вместе со своим старцем Феодосием Тырновским, который наставлял его в исихии в болгарском Келифаревском монастыре.

http://pravoslavie.ru/2577.html

Распространение скитов как формы организации монашества связано с возрождением традиций египетского монашества. В определенной степени эта форма противостояла общежительным монастырям и более соответствовала практике ранних исихастов. История славянского монашества не знает скитов до начала XIV в. Их появление связано с тем образом монашеского «делания», которое распространяли исихасты. Ценность изучаемого памятника и состоит в том, что в нем подробно описаны порядки в ските и даны правила монахам-скитянам. Сама необходимость подобной записи свидетельствует о том, что описываемые в нем порядки не были широко известны и нуждались как в фиксации, так и в обосновании. Составитель Устава многократно подчеркивал, что в его тексте не содержится ничего, противоречащего преданию: «и ш dijit кто шотаи с ниутожс wkffccth или κολ и шитсдьстм стыпнс4нни. н б " аилъскй» 454 . Эти слова можно понимать не только как обычное подчеркивание соответствия текста преданию, но и как отражение некоторой ситуации полемики вокруг создаваемого текста и описанного в нем образа жизни монахов. Вызывает вопрос и тот факт, что имя подвижника, давшего этот устав, не названо (сйд w oiyi нашего Ар&ждти & ндшслга 455 . Можно предположить, что автором устава был один из славянских учеников Григория Синаита , поселившегося в Парории. Однако для более точной атрибуции нет достаточных оснований. Возможно, изучение рукописной традиции устава даст новые данные Для определения места его возникновения. В кругу славянских книжников, связанных с Григорием Синаитом , было немало образованных писателей. Среди его учеников выделяется Иаков, с 1345 г. митрополит Серский, который был со своим учителем на Афоне. Иаков Серский известен своими трудами как на греческом, так и на славянском языке, а также своей связью с Синаем, куда он делал книжные вклады. Можно также обратить внимание на послание митрополита Ки- приана Афанасию Высоцкому, основателю монастыря в Серпухове, в котором он, отвечая на вопросы Афанасия, говорит, что на вопрос «о своем бо спасении и пребывании, или како в келии подвизатися, и како братию поучевати» отдельно будет сказано 456 , что может подразумевать и данный текст, который прямо содержит ответы на поставленные вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святители и Князья обращались к Сергию, не только ради наставления духовного, но и дабы получать от него наставников, усовершенствованных в его уединенной беседе, которые в свою чреду могли бы действовать благим примером; ибо, с появлением Сергия, началась у нас как бы вторая эпоха жития иноческого, и полным цветом его оживилось печальное отечество, страдавшее от язв Татарских. Так, по просьбе брата великокняжеского Владимира, ученик Сергиев Афанасий основал в Серпухове монастырь Высоцкий, и другой ученик его Савва положил начало Звенигородской обители, а племянник Феодор обители Симоновской в Москве. Сам великий угодник Божий указал ему место на живописном берегу реки, в виду столицы, и благословил В. Князя устроить в Коломне Голутвин монастырь на память Донской победы. В самый час сей решительной битвы, впервые потрясшей владычество Монголов, Димитрия подкрепляла молитва святого старца; два его схимника, Пересвет и Осляба, сражались в рядах, под бронею воинскою поверх их схимы, и Пересвет начал битву поединком с исполином Ордынским. Кровью своею запечатлел он грядущее освобождение земли Русской и был начатком тех витязей-иноков лавры Троицкой, которые прославили себя в другие бедственные дни отечества; тела Пересвета и Ослябы положены в основание Симоновской обители, на старом ее месте. Сам Митрополит Алексий, основавший многие монастыри: великолепный Чудов посреди Кремля, и вне стен его женский, во имя своего Ангела, и Царя Константина в прежней столице Владимирской, и в Нижнем на берегах Волги Печерский, на память Днепровских пещер Антония, просил себе также ученика от Сергия, устрояя в Москве обитель Андроньевскую, по обету данному им посреди бурного плавания в Царьград. Когда же чувствуя приближающуюся кончину, восьмидесятичетырехлетний Святитель, бодрый до последнего часа, хотел благословить себе преемником Сергия, скромный инок со страхом отклонил от себя драгоценную святительскую панагию. «От юности моей, смиренно сказал он, я не был златоносец, в старости же наипаче хочу пребыть в нищете». Св. Алексий имел причину заранее избирать себе преемника, ибо еще при жизни его тот же Патриарх Филофей посвятил другого Митрополита Киприана , родом Серба, вероятно на место умершего Романа; но он не был принят Димитрием и оставался жить в Киеве до кончины своего предместника и во время неустройств церковных, после нее возникших.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010