В день памяти преподобного Никона, игумена Радонежского, чудотворца (II) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Лавра Преподобного Сергия, а вместе с нею и вся наша Христианская Церковь , в торжественной обстановке молитвенно воспоминает преставление ближайшего и любимого ученика Преподобного Сергия, его сподвижника и наставника монашествующих, преподобного и богоносного отца нашего Никона. Преподобный Никон был преемником и продолжателем Преподобного Сергия в деле нравственного руководства и воспитания братий, а также и в устроении обители. Прославляя сегодня преподобного Никона, мы одновременно прославляем и Преподобного Сергия, который воспитал и взрастил такого святого ученика, и радуемся с вами, просвещаясь духовным озарением, исходящим от воспоминания их святого жития. Преподобный Никон родился в городе Юрьеве-Польском от благочестивых родителей. С юных лет, пламенея любовью к Богу и наслышавшись о подвигах и святой жизни Преподобного Сергия, он возымел сильнейшее желание посвятить себя иноческой жизни под руководством этого дивного мужа. Поэтому он, еще будучи юношею, оставляет отеческий дом и идет в обитель к Преподобному. Преподобный Сергий полюбил его, однако, провидя благоразумие и чистоту его души, а также то, что он сам впоследствии станет наставником монашествующих, не сразу принял его к себе. Поскольку ему предстояло стать нравственным руководителем и игуменом братии, он и сам должен был пройти школу испытания, поэтому-то мудрый Сергий и отсылает его от себя к своему ученику, преподобному Афанасию, в Высоцкий монастырь, где он облекся в иноческую одежду, а затем принял и духовный сан, предаваясь с прилежанием подвигам благочестивой монашеской жизни. Побыв некоторое время в Высоцком монастыре, Никон снова идет в обитель к Преподобному. И на этот раз Преподобный Сергий не только с любовью принял его, но и поселил жить вместе с собою в одну келью. Так исполнились заветные мечты и желания Никона: он оказался вблизи от Преподобного. Любвеобильное сердце великого Радонежского чудотворца было открыто для Никона, и оттуда исходил на него благодатный мир и духовный свет отеческой любви; также и сердце Никона было открыто для его духовного отца, ибо он исповедовал и открывал своему наставнику все помышления и намерения свои. И так, подобно дереву, насажденному при водном источнике, Никон в своих монашеских трудах и подвигах показывал обильные плоды добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

К.А. Аверьянов Основные даты жизни Сергия Радонежского 1322, 1 мая – рождение Сергия Радонежского (в миру Варфоломея). 1329 – начало обучению грамоте. 1334 – упреки матери за излишнее молитвенное рвение. осень – экспедиция московских бояр Василия Кочевы и Мины в Ростов. – переселение семьи в Радонеж. осень – основание родителями Сергия домового Хотькова монастыря. – смерть родителей Сергия. 1344 – рождение племянника Сергия Ивана (в монашестве Феодора). – пострижение старшего брата Стефана в Хотьковом монастыре. Конец 1344 – начало 1345 – поселение Сергия и Стефана на холме Маковец. Возведение церкви. 1345, 12 мая – освящение Троицкой церкви. Начало Троице-Сергиева монастыря. 1345, лето – начало осени – уход Стефана от брата в Москву в Богоявленский монастырь. 1345, 7 октября – принятие Сергием монашеского пострига. 1345–1349 – жизнь Сергия в одиночестве. 1350–1352 – приход первых насельников Троицкой обители. Возникновение общины монахов вокруг Сергия. – смерть игумена Хотьковского монастыря Митрофана. 1354, весна – осень – поставление Сергия епископом Афанасием в игумены Троицкого монастыря. 1354–1356 – «община двенадцати» в Троицком монастыре. 1356 – приход в Троицу смоленского архимандрита Симона. 1356, 20 апреля – приход в Троицу старшего брата Сергия Стефана. Пострижение Сергием своего племянника Ивана (под именем Феодора). 1360 – начало освоения первых земельных владений Троицкого монастыря. 1362/63, зима – эпизод с временным прекращением подвоза продовольствия в Троицкий монастырь из-за военных действий русских князей. 1363 – миротворческая поездка Сергия в Ростов. Выбор места для основания Ростовского Борисоглебского монастыря. конец года – миротворческая поездка Сергия в Нижний Новгород. Основание Георгиевской пустыни. 16 августа – основание Спасского Андроникова монастыря в Москве. лето – приезд патриарших послов в Троицкий монастырь. Знакомство Сергия с Киприаном. Введение в Троицкой обители общежительного устава. 1374, конец лета – участие Сергия в закладке серпуховского Высоцкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

первого игумена, ученика своего Афанасия, который был сыном священника из Обонежской пятины и, слыша о пустынных подвигах игумена Радонежского, пришел к нему из отдаленного края и принял пострижение в Троицкой обители. С помощию благочестивого князя, новый игумен Афанасий построил в новом городе Серпухове храм и кельи монастыря, прозванного Высоцким по высокому берегу р. Нары, на котором он стоит вблизи р. Оки, в версте от города. Скоро собрались к нему ученики: первым из них был преп. Никон, будущий игумен лавры Сергиевой, присланный сюда самим Сергием, а вторым – Амос, сын знатных родителей, из Ярославской области, который при пострижении назван Афанасием. Блаж. игумен ревностно заботился о душевной пользе учеников своих, советовал им остерегаться праздности и как можно чаще заниматься чтением книг. Преп. Афанасий был другом св. митрополита Киприана, и когда Киприан, по неудовольствию великого князя Димитрия, вынужден был удалиться из Москвы в Киев и потом в Царьград, Афанасий, оставив игуменство, добровольно последовал за ним в изгнание. В Царьграде, в Предтеченской обители, старец купил себе келью и жил с несколькими учениками, занимаясь то молитвою, то списыванием книг, то делами благотворения. Святитель Киприан, возвращаясь в Москву, по приглашению преемника Димитриева, сильно упрашивал Афанасия возвратиться с ним вместе и обещал ему почести. Но смиернный старец отказался. «Келья моя дороже мне всех почестей», сказал он. Блаж. Афанасий остался в Константинополе, но и там трудился для блага Церкви Русской. В 1401 году Афанасий прислал в свою обитель списанный (и может быть и переведенный им) церковный устав, с которого снято потом много списков в России. Он прислал также несколько икон Византийского искусства, которые и теперь целы в Высоцком монастыре. Там он и почил в глубокой старости в первых годах XV века. Между тем основанная им обитель находилась под управлением ученика его Афанасия, который вел жизнь богоугодную и ум. 12 сентября 1395 года. В житии Афанасия младшего, писанном в 1698 году, сказано: «погребоша его прямо против церковных западных дверей, идеже ныне особое каменоустройство над гробом его учинился» (Филарет, «Русск. Свят.», сентябрь, стр. 54). Не канонизирован. 429. Преподобный Варлаам начальник Владычня монастыря Введения Пресвятыя Богородицы в Серпухове, иже ученик бысть святаго Алексия митрополита, преставися в лето 6800

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Афанасий Высоцкий, Младший, прп. - житие Преподобный Афанасий Высоцкий Младший Преподобный Афанасий Высоцкий Младший, второй игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, родился в Ярославле около 1362 года в благочестивой и знатной семье. В крещении он получил имя Амос. Отец его Илларион и мать Анна воспитывали сына, от природы обладавшего «острым умом», в строгих правилах благочестия. 2 декабря 1374 года преподобный Сергий Радонежский, склоняясь на просьбу благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича посетил Серпухов, и, избрав красивое и весьма удобное место «на Высоком», основал здесь обитель во имя Пресвятой Богородицы, честнаго зачатия Ее праведной Анной. Игуменом новой обители он поставил своего любимого ученика, преподобного Афанасия Старшего. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду. Желая «научиться пути Господню», юный Амос в 1378 году пришел к преподобному Афанасию, и тот, видя его усердие и любовь к Богу, принял его в обитель. Через пять лет, видев его послушание, чистоту и терпение в подвиге, преподобный Афанасий сподобил его монашеского пострижения, назвав собственным своим именем — Афанасий. В 1381 году, через 3 года по пострижении, при освящении нововыстроенного соборного храма, когда преподобный Афанасий Старший был возведен во игумена, святитель Московский Киприан в присутствии преподобного Сергия рукоположил его во иеродиакона, а еще через 2 года он был посвящен во иеромонаха. Во время путешествия в Киев, преподобный Афанасий Старший, видя опытность преподобного Афанасия, поручил ему управление обителью, а в 1387 году, вместе со святителем Московским Киприаном навсегда уезжая в Константинополь, поставил его своим преемником по игуменству в Высоцком монастыре. При преподобном Афанасии Младшем Высоцкий монастырь продолжал процветать и число братии в нем умножалось. Игумен Афанасий был для братии примером в подвигах добродетельной иноческой жизни: «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив». Любя Господа Бога, он умел внушать ту же любовь к Богу и к молитвенным подвигам и братии. Уме удерживать их от грехов и наставлять, как побеждать влечение страстей, направляя им, сердце и помыслы ко Господу.

http://pravicon.com/info-1843

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 2Кор.13:3-13 Ев.- Мк.4:35-41 Богородицы: Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. преподобному Афанасию Высоцкому, Серпуховскому, Младшему Тропарь преподобному Афанасию Высоцкому, Серпуховскому, Младшему, глас 8 Образ Божий в богосотворенней душе твоей,/ум, слово, и дух соблюдая/вперился еси, отче преподобне Афанасие,/любовию ко Всетворцу Богу,/и сего ради/молитвы, труды, и подвиги добродетельныя восприим,/прешел еси в вечныя небесныя кровы./Отнюдуже назирай нас,/моля Святую Троицу,//еже наследити нам горнее всерадостное блаженство. Молитва 2-я преподобному Афанасию Высоцкому, Серпуховскому, Младшему О, чудотворче преславный и заступниче крепкий Богом собранней дружине сей! К тебе, яко скорому и избранному спасения нашего ходатаю, Богоизбранному духовных воинств воеводе, оружием молитвы твоея победителем над враги явльшуся, пред ракой святых мощей твоих припадающе, преподобне отче наш Афанасие, вседушно прибегаем: не отвратися нашея нищеты, молению нашему внемли, и от бед нас, святую обитель сию, град сей и пределы его сохрани. Простри руку твою, скорую помощь подающую. Управи ум наш от пагубоносных разсеяний, и сердца наша оскверненная очисти, освяти и горе имети утверди. От враг видимых и невидимых нас сохрани, да над страстьми победители явимся, творяще святыню во страсе Господни, и всякое уныние поправше, радоватися о Господе начнем: и тако твоими ходатайствы, во смирении и простоте сердца сподобимся до последняго издыхания боголепно славити Святую Троицу, Отца, и Сына, и Свята Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва преподобному Афанасию Высоцкому, Серпуховскому, Младшему

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-09-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Афанасий Высоцкий, Старший, прп. - житие Первый настоятель Высоцкого монастыря преподобный Афанасий Высоцкий Старший, по слову летописца, родился в Ростове. В крещении его нарекли Андреем. Детские годы будущего подвижника, как повествует житие преподобного Афанасия, протекали в области Новгородской. Его благочестивые родители, пресвитер Авксентий и Мария, вели воспитание сына в строго церковном духе. С детских лет его обучали чтению Священного Писания и пению псалмов, отчего в юном сердце слагались святые образы жизни по Евангелию, жажда молитвы и желание постоянного пребывания в храме Божием. Однажды на литургии, внимая Евангельскому гласу: " аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет " (Мтф., 16, 24), отрок Андрей, объятый благодатью, возгорелся неодолимым желанием иноческого подвига и вскоре, оставив родительский дом, пешком из Обонежья отправился в радонежскую обитель Святой Троицы, к Преподобному Сергию, имя которого славилось по всей Русской земле. Представ пред благодатным игуменом, юный странник пал к его стопам и со слезами просил принять в число братии, дабы спасительным путем монашества следовать за Христом. Не по годам старческое разумение расположило Преподобного Сергия. Андрей остался в монастыре и скоро показал себя благопослушным тружеником, строгим постником и молитвенником. По истечении времени искуса Преподобный Сергий постриг его в монашество с наречением имени Афанасий. Преподобный много наставлял любимого ученика в изучении Священного Писания и развивал его замечательные способности к книжному письму. Иноческому просвещению Преподобный Сергий, сам носитель высочайшей духовной культуры, уделял особое внимание, и относился к книгописанию как к важнейшему делу служения монастырей разоренной татарами Руси. Насаждение Преподобным Сергием иноческого просвещения через многочисленные монастыри его школы принесло на Русскую землю расцвет духовной книжности, благодаря чему Церковь получила возможность обогащения вселенским опытом православной мысли, и в первую очередь творениями Церкви Византийской.

http://pravicon.com/info-1844

Простой, да непростой К 20-летию со дня кончины лаврского архимандрита Афанасия (Алафинова) Иеромонах Пафнутий (Фокин) Архимандрит Афанасий (Алафинов) в келье 20 лет назад, 27 сентября 2002 года, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре отошел ко Господу удивительный подвижник XX века архимандрит Афанасий (Алафинов) — смотритель Троицкого собора, большую часть своей жизни в буквальном смысле слова проживший подле мощей преподобного Сергия Радонежского. Архимандрит Афанасий (в миру — Алексей Константинович Алафинов) родился 30 марта 1932 года в городе Ряжске Рязанской области, в крестьянской семье. По окончании в 1944 году четырех классов начальной школы работал каменщиком. В 1952–1955-м годах служил рядовым в армии в одной из артиллерийских частей, потом работал охранником электростанции города Каганович Московской области (в 1957-м г. переименован в Новокаширск, в 1963-м г. включен в состав близлежащего г. Каширы). В декабре 1957 года Алексей был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. В монастыре он нес послушания свечника, дежурного на проходной, звонаря, дежурного в надкладезной часовне. В монашество был пострижен 17 апреля 1959 года наместником лавры архимандритом Пименом (Хмелевским), с наречением имени в честь преподобного Афанасия Высоцкого (Старшего), Серпуховского чудотворца — ученика преподобного Сергия Радонежского. В монастыре он нес послушания свечника, дежурного на проходной, звонаря, дежурного в надкладезной часовне 18 июля 1964 года в Успенском соборе лавры монах Афанасий был рукоположен во иеродиакона митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым), 8 октября 1965 года им же рукоположен во иеромонаха. В 1974-м году возведен в сан игумена, в 1990-м году — в сан архимандрита. Отец Афанасий более 30 лет нес послушание в Троицком соборе, у святых мощей преподобного Сергия, а последние 12 лет жизни был старшим смотрителем собора. Батюшка приходил в собор рано утром, до начала братского молебна, и уходил в десятом часу вечера. Он ревностно относился к своему послушанию и не оставлял его даже во время болезни. Однажды отец Афанасий рассказал в разговоре Олегу Стародубцеву, в будущем доценту Сретенской духовной академии, а тогда еще просто работнику бригады реставраторов, что в соборе похоронено почти 300 человек. На вопрос, как такое возможно, ведь это слишком большая величина, а собор маленький, батюшка ответил: «А они в 3 ряда лежат». И лишь потом проводили археологические раскопки, и выяснилось, что там не в 3, а в 5 рядов лежат останки. «Откуда он это знал? Я не знаю. Есть наука, а есть прозорливость», — удивлялся впоследствии Олег.

http://pravoslavie.ru/148441.html

Высоцкий ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: 2 декабря 1374 г. Описание: История Монастырь входит в число девяти обителей, основанных прп. Сергием Радонежским, который по приглашению Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго пришел со своим учеником Афанасием в Серпухов и 2 декабря 1374 г. совершил молитву на основание монастыря. Место для обители было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на холме Высоком, давшем название монастырю. Первым настоятелем обители стал прп. Афанасий Старший — ученый муж и книгописец, благодаря его трудам Высоцкий монастырь приобрел значение центра книжного образования и учености. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал прп. Никон Радонежский. После победы в Куликовской битве Серпуховский князь Владимир Андреевич, командовавший Засадным полком, захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Собор был освящен вместе с построенной митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном в 1381 г. трапезной церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Вторым игуменом Высоцкого монастыря стал прп. Афанасий Младший. При нем монастырь продолжал процветать. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г., во время нашествия крымско-ногайской армии, он явил свое заступничество городу и родной обители, и тех пор преподобный почитается как небесный покровитель Серпухова. Под Серпуховым устраивались сборы войск, и Высоцкую обитель нередко посещали знать и сам царь. Для подобных случаев в монастыре имелись особые царские палаты. В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора. Город Серпухов, являясь южной оборонительной границей Московского княжества, часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов, монастырь также неоднократно подвергался разграблению — во время нашествия на Русь хана Девлет-Гирея, в Смутное время.

http://patriarchia.ru/db/text/5824750.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ростовские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских святых установлен решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного синода Русской православной церкви 10 марта 1964 года. Празднование 23 мая (5 июня) совпадает с днём памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли. Святители и чудотворцы Авраамий, Исайя, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона конца XV — начала XVI века. Агафангел (Преображенский) — митрополит Ярославский Арсений (Мацеевич) — митрополит Ростовский Антоний — епископ Ростовский Вассиан (Рыло) — архиепископ Ростовский Вассиан II — архиепископ Ростовский Василий (Преображенский) — епископ Кинешемский Григорий Премудрый — архиепископ Ростовский Димитрий (Туптало) — митрополит Ростовский Дионисий Грек — архиепископ Ростовский Ефрем — архиепископ Ростовский Иаков — епископ Ростовский Игнатий (Брянчанинов) — епископ Кавказский и Черноморский Игнатий I — епископ Ростовский Иоанн I — епископ Ростовский Иов — патриарх Московский Исаия — епископ Ростовский Кирилл II — епископ Ростовский Леонтий Ростовский — епископ Ростовский Лука — епископ Ростовский Прохор (в схиме Трифон) — епископ Ростовский Стефан Пермский — первый епископ Великопермский Тихон (Белавин) — патриарх Всероссийский Трифон — епископ Ростовский Феодор I — епископ Ростовский Феодор III — архиепископ Ростовский и Суздальский Филарет (Амфитеатров) (в схиме Феодосий) — митрополит Киевский Филарет (Дроздов) — митрополит Московский Преподобные и богоносные отцы Угличские святые: Паисий Угличский, царевич Димитрий, князь Роман, Кассиан Учемский. Икона конца XIX века. Авраамий Ростовский — архимандрит Авраамий — игумен ярославский Адриан Угличский — иеромонах Антоний (Путилов) (Антоний Оптинский) Афанасий Высоцкий Младший (Афанасий Высоцкий II) — игумен Боголеп Угличский — иеромонах Варлаам Улейминский (Варлаам Угличский) Вассиан Рябовский (Угличский)

http://pravicon.com/info-3289

В Институте теологии Белорусского государственного университета состоялся Рождественский вечер 15 января 2016 г. 12:31 14 января 2016 года в Институте теологии Белорусского государственного университета состоялся Рождественский вечер Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла». В президиуме торжественного собрания присутствовали: митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси, ректор Института теологии БГУ; О.А. Ивашкевич, первый проректор БГУ;  епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин , председатель отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви ; иерей Святослав Рогальский, председатель правления МОО «Христианский образовательный центр», секретарь Совета Института теологии; архиепископ Тадеуш Кондрусевич, митрополит Минско-Могилевский Римско-Католической Церкви. Рождественский вечер посетили представители министерств и ведомств Республики Беларусь, дипломаты, руководители ряда высших учебных заведений. Вечер открыл иерей Святослав Рогальский. Затем к собравшимся обратился митрополит Павел, который поздравил всех с Рождеством Христовым. Он подчеркнул, что главная задача Института теологии — воспитывать молодежь в духе любви к Богу, которая проявляется через любовь к ближнему. Архипастырь пожелал, чтобы доброе сотрудничество Института с другими вузами развивалось и укреплялось, а студенты-теологи были во всем примером для других учащихся. Начальник управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Республики Беларусь М.А. Соротник зачитала приветственный адрес министра образования М.А. Журавкова. Первый проректор БГУ О.А. Ивашкевич огласил приветственный адрес ректора БГУ С.В. Абламейко. С приветственным словом выступил архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Центральным событием вечера стало вручение премий «Христианские традиции в культуре и образовании». Наград были удостоены: от священнослужителей — протоиерей Павел Сердюк, от мирян — А.Г. Высоцкая. Протоиерей Павел Сердюк — настоятель прихода святителя Николая Японского в городе Минске, духовник местного общественного благотворительного объединения «Центр поддержки семьи и материнства " Матуля " », главной задачей которого является помощь женщинам в ситуации кризисной беременности. Алена Геннадьевна Высоцкая — руководитель молодежного хора «Visson», регент хора прихода преподобномученика Афанасия Брестского города Минска, магистр искусствоведения. За четыре года своего существования хор «Visson» более 70 раз выступил в нашей стране и за рубежом. Коллектив является лауреатом многих международных конкурсов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010