Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСТРОМСКОЙ БОГОЯВЛЕНСКО-АНАСТАСИИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. (Костромской и Галичской епархии), находится в г. Кострома. Первоначально мужской; по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, как сказано в монастырских синодиках, «сродником» прп. Сергия Радонежского ( Баженов. 1913. С. 4-5). С 1415 г. прп. Никита жил на покое в Высоцком Покровском мон-ре близ г. Боровска, в 20-х гг. XV в. удалился в Кострому, где основал обитель. Историки нач. XX в. предполагали, что мон-рь в Костроме был устроен «в память и вскоре по великом опустошении этого города татарами в 1429 году в день Богоявления Господня» (Там же. С. 7). После кончины в сер. XV в. преподобный был погребен в монастырском Богоявленском соборе. Память основателя отмечалась в обители 15 сент., в день вмч. Никиты. В монастырском трапезенном уставе XVII в. записано: «Сентября в 15 день панихиды пети и обедня служити по иноке Никите строитель месту сему собором, на братию корм большой» ( Афанасий (Дроздов). 1837. С. 43). В монастырском синодике XVII в. в списке настоятелей обители первым упомянут «старец... строитель месту сему» прп. Никита (Там же). В 1456 г. Боровско-Серпуховское княжество было ликвидировано, а его последний кн. Василий Ярославич (внук боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго и шурин вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного) сослан в Углич, затем в Вологду, где умер в 1483 г. Согласно синодику монастыря нач. XVII в., сыновья кн. Василия, разделившие с отцом заключение, князья Андрей и Иван, в кон. XV - нач. XVI в. были погребены в Богоявленском соборе рядом с могилой прп. Никиты ( Баженов. 1897. С. 98). Возможно, престарелым опальным князьям разрешили поселиться в мон-ре, основанном почитаемым в их роду прп. Никитой. В кон. 20-х гг. XVII в. в ризнице Богоявленского собора хранились с надгробий «покров на благоверных князех, на князь Иоанна, да на князь Андрея, да на князь Василия Васильевичев Ярославичев Боровского, бархат червчат гладкой, три кресты» (Писцовая книга. 2004. С. 311).

http://pravenc.ru/text/2458881.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 12 сент. 1395, Серпухов), прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых), 2-й игум. серпуховского мон-ря в честь Зачатия Богородицы «на Высоком» (см. Высоцкий серпуховской мон-рь ). Прп. Афанасий Младший с видом Высоцкого мон-ря. Рисунок пером из сборника нач. XIX в. (СИХМ. 7408. Л. 4 об.) Прп. Афанасий Младший с видом Высоцкого мон-ря. Рисунок пером из сборника нач. XIX в. (СИХМ. 7408. Л. 4 об.) Сведения о нем содержатся в «Слове о житии преподобнаго отца нашего Афанасия Высоцкаго и о ученике его игумене Афанасие» (РГБ. Унд. 288), написанном в 1697 г. в Чудовом мон-ре (см. Афанасий Высоцкий Старший ). В мае 1698 г. по благословению архим. Высоцкого мон-ря Герасима Серпуховитина «Слово» было переписано в Серпуховской обители (СГИХМ. КП 1692/СТ 78). А. В. род. в Ярославле, в семье Илариона и Анны. В юности он пришел в Высоцкий мон-рь и был пострижен в монашество игум. прп. Афанасием Высоцким Старшим, учеником прп. Сергия Радонежского . Через неск. лет, во время освящения соборного монастырского храма в честь Зачатия Пресв. Богородицы, А. В. был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1382 г. игум. Афанасий Старший отправился в К-поль вместе с митр. свт. Киприаном и назначил А. В. своим преемником. При новом игумене значительно увеличилось число братии в мон-ре. Находясь в К-поле, прп. Афанасий Старший отправил в Высоцкий мон-рь вместе с иером. Виктором 7 икон деисусного чина, 3 иконы Спасителя, Пресв. Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи (см. Высоцкий чин ) и благословенную грамоту. Чудо об исцелении прп. Афанасием Высоцким Младшим бесноватого монаха. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 55 об.) Чудо об исцелении прп. Афанасием Высоцким Младшим бесноватого монаха. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 55 об.) Перед кончиной А. В. долго болел. Он был погребен напротив зап. врат Покровской ц. Некий инок Высоцкого мон-ря, имевший обиду на игумена, не пошел на его погребение. Вдруг инок впал в беснование, а когда пришел в себя, раскаялся и с плачем побежал в церковь. Когда тело святого опускали в землю, этот монах упал в могилу. После того как его достали, он рассказал братии, что А. В. протянул ему руку и предсказал ему близкую кончину. Через 3 дня инок умер. Др. чудо преподобный совершил во время нападения крымских татар на Серпухов. Татары и жители города видели, как из Высоцкого мон-ря на белом коне выехал старец, смуглый, с густой черной бородой. Он объехал вокруг обители с жезлом в руке и устремился на врагов, после чего те в страхе бежали.

http://pravenc.ru/text/76984.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН Прп. Никон Радонежский " умоляет " преподобных Даниила и Андрея Рублёва расписать Троицкий собор. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е — нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 292 об.) Прп. Никон Радонежский " умоляет " преподобных Даниила и Андрея Рублёва расписать Троицкий собор. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е — нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 292 об.) (1352, Юрьев-Польский - 17.11.1426, Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) (см. Троице-Сергиева лавра ), один из младших учеников и келейников прп. Сергия Радонежского , духовник боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго. Основными источниками сведений о Н. являются его Житие (в Краткой и Пространной редакциях, написанных соответственно Пахомием Логофетом в сер. XV в. и неизвестным автором ок. 1547), чудеса, описанные в Житии прп. Сергия Радонежского, ряд памятников русской агиографии сер. XV-XVI в. в составе рус. летописей, акты XV-XVII вв., вкладные книги и синодики Троице-Сергиева мон-ря XVII в., записи на рукописных книгах. Биография Согласно Житию, Н. род. в зажиточной купеческой семье. По данным синодиков, его родителями были Закхей и Фотиния. В молодости Н. обнаружил стремление к монашеской жизни, оставил родительский дом и ушел в основанный прп. Сергием на Маковце Троицкий мон-рь, чтобы здесь принять постриг. Пахомий Логофет объясняет выбор обители тем, что Н. много слышал о прп. Сергии. Однако прп. Сергий отправил его к своему ученику прп. Афанасию Высоцкому Старшему, игум. Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы монастыря . Высоцкий мон-рь был основан прп. Сергием в 1374 г. по желанию боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича, в его владении находился Радонеж, а также некоторые земли упраздненного Юрьевского княжества. Из столицы этого княжества, согласно Житию Н., происходил преподобный. Князь являлся покровителем Троицкого Сергиева и Высоцкого серпуховского мон-рей. Прп. Сергий внимательно следил за обучением Н. правилам иноческой жизни. Н. был рукоположен во иерея, ок. 1380 г. принял иноческий постриг в Высоцком мон-ре. 15 июня 1380 г., вероятно, состоялась встреча прп. Сергия и Н. в Серпухове. В этот день по поручению кн. Владимира Андреевича троицкий игумен освятил в городе деревянную соборную ц. во имя Св. Троицы (ПСРЛ. Т. 18. С. 129). По случаю этого события в Серпухове должны были присутствовать иноки Высоцкого мон-ря, в т. ч. Н.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 3 Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь, город Боровск, Боровский Высоко-Покровский монастырь, город Верея, Сергиево – Дубровский женский монастырь, город Можайск, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Царево-Борисовом городке, Ферапонтов Лужецкий Можайский мужской монастырь.   РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ СВЯТО-ПАФНУТЬЕВ БОРОВСКИЙ мужской МОНАСТЫРЬ Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Гергиевская башня. Расположен на левом низком берегу р. Протвы, в 3 км к юго-востоку от г. Боровска Калужской обл. и в 83 км к юго-западу от Москвы. Основан в 1444 г. прп. Пафнутием Боровским (1395 – 1 мая 1477 гг.). Прп. Пафнутий родился в с. Кудиново, в 4,5 км от Боровска в семье благочестивых родителей и при крещении наречен Парфением. Согласно преданию, дедом святого был татарский чиновник-баскак, принявший Православие. Достигнув 20 лет, Парфений поступил в Боровский Высоко-Покровский монастырь , где и принял постриг с именем Пафнутий. Видя сердечное желание Пафнутия, настоятель отдал его в послушание старцу Никите , который был учеником прп. Сергия Радонежского и 19 лет управлял Серпуховским Высоцким монастырем (см. Вып. с. 28-31), став в 1396 г. преемником прп. Афанасия Младшего. Прп. Пафнутий Боровский. Когда через 20 лет прп. Пафнутий возрос « до меры учительного мужа» высокой духовной жизни, св. митрополит Фотий рукоположил его во игумена обители. В 1444 г. прп. по внушению Божьему оставил Покровский монастырь и поселился в 3 км от него, в пустынном месте при впадении р. Истерьмы в Протву. Вскоре здесь также возникла обитель и повелением св. митр. Ионы выстроена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы. Аскеза прп. Пафнутия не отличалась чрезвычайной суровостью, но он был строг в соблюдении устава, церковного правила и благочиния. Блюститель канонов, он не желал признавать митр. Иону, избранного без утверждения Константинопольского Патриарха, за что подвергался строгому наказанию. Прп. суров к мирянам, перед смертью отказывается принимать и письма и дары князей и бояр. Но он внушает им такое уважение, что дары щедро текут в его обитель. Брат Ивана III, Серпуховской князь Юрий Васильевич, живший безбрачной и чистой жизнью, говорил: «Как пойду на исповедь к отцу Пафнутию, ноги у меня подгибаются». Почитание его в великокняжеском доме сделало прп. как бы фамильным святым московских князей. Иван Грозный считался рожденным по молитвам прп. и сам называл его имя в ряду величайших московских святых – Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

http://pravoslavie.ru/1905.html

Святейший Патриарх Алексий возглавил крестный ход к Высоцкому монастырю, где на месте захоронения воинов, павших в Куликовской битве совершил заупокойную литию 28 июля 2005 г. 13:02 Совершающий Первосвятительский визит в Серпухов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий после окончания богослужения в храме Николы Белого возглавил крестный ход с образом Богородицы «Взыскание погибших» из этого храма в Высоцкий мужской монастырь. Затем Предстоятель Русской Церкви осмотрел храмы обители, в частности, Зачатьевский собор и Покровский храм. Святейшего Патриарха Алексия сопровождали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и глава Серпухова П.В. Жданов. В Покровском храме Патриарх Алексий поклонился чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» , а затем святым мощам преподобного Афанасия Высоцкого Младшего , почивающим в храме, и Распятию с частицей древа животворящего Креста Господня. Со словом к Святейшему Патриарху Алексию обратился митрополит Ювеналий, который, в частности, отметил, что после того, как в Серпухове возродилась монастырская жизнь, возобновилось и повсеместное почитание иконы Божией Матери, находящейся в Высоцкой обители, — чудотворного образа «Неупиваемая чаша». Паломники со всей России и из других стран съезжаются к этому чтимому образу помолиться об исцелении недугов и, прежде всего, об излечении от наркотической и алкогольной зависимости. Митрополит Ювеналий преподнес в дар Патриарху Алексию список иконы «Неупиваемая чаша». В Высоцком монастыре Предстоятель Русской Церкви возжег неугасимую лампаду у места захоронения воинов, павших в Куликовской битве, и совершил заупокойную литию об их упокоении, перед которой обратился с приветственным словом к присутствующим. Затем Святейший Патриарх освятил знамя созданного при Высоцкой обители военно-патриотического клуба во имя св. князя Владимира Андреевича Храброго. После этого Патриарх Алексий направился в серпуховский Владычный женский монастырь. Историческая справка Серпуховский Высоцкий мужской монастырь — один из самых древних монастырей Руси. Он входит в число девяти обителей, основанных самим «игуменом земли Русской» преподобным Сергием Радонежским. Время его возникновения относится к 1373 году. Первые настоятели обители, прославленные в сонме Радонежских святых, преподобные Афанасий Высоцкий Старший, Афанасий Высоцкий Младший и Никита Серпуховской, являлись учениками преподобного Сергия. Основание монастыря связано также с именем благочестивого князя Владимира Андреевича Донского (Храброго) — героя Куликовской битвы, сподвижника и двоюродного брата святого благоверного князя Димитрия Донского. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/30174.html

Календарь Материалы 6 декабря 2004 г. [Интернет-журнал/Общество] Диакон Михаил Першин Легка ли “легкая смерть”? Эвтаназию расхваливают в телепередачах и модных журналах, а что происходит на самом деле? С умирающим? С врачом? С нашей цивилизацией? Что думали о смерти Сократ и Шекспир, Достоевский и Чехов, Борис Пастернак, Иосиф Бродский и Владимир Высоцкий, архимандрит Софроний (Сахаров) и убиенный сатанистом на Пасху оптинский иеромонах Василий (Росляков)? Каковы аргументы сторонников эвтаназии? Почему категорически против нее — этика, медицина, психология, право и теология? Наконец, каково приемлемое участие врача в умирании и смерти пациентов? [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В чем заключаются различия между Православием и старообрядчеством? [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Есть во Владимирской области городок, который называется Куровское и любой путник въезжая в него может увидеть большое кладбище с крестами, которые сверху накрыты крышей. Такие кресты характерны старообрядцам или нет? [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Правда ли то, что антихрист уже родился?? Если да, то, в каком, примерно, возрасте он может быть?? [Аналитическое обозрение] Наталия Нарочницкая Главные позитивные изменения, которые не преминули сказаться на некоторой сговорчивости Ющенко – то, что переговоры начались, а за стеной уже не только усталые и простуженные мальчики и девочки, обманутые пропагандой и опьяненные революционным пафосом, но и десятки тысяч еще не усталых шахтеров. [Поместные Православные Церкви/Кипрская/Публикации] В 2006 году исполняется 900 лет установления духовных связей между Кипром и Россией. Идя на встречу этому юбилею, Русский Православный Образовательный Центр выступил инициатором проведения на Кипре Дней Православного Единства, которые прошли с 29 ноября по 5 декабря, и стали еще одной вехой в подготовке 900-летнего юбилея - важного события в жизни Поместных Православных церквей. Новости 6 декабря 2004 г.

http://pravoslavie.ru/archive/041206

Никон Радонежский, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Никон Радонежский, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Никон Радонежский, прп. Преподобный Никон Радонежский, игумен (память 17 ноября по старому стилю) Ученик преподобного Сергия Радонежского. Родился в Юрьев-Польском. В юном возрасте, услышав об ангельской жизни преподобного Сергия и желая последовать ему, святой пришел к преподобному Сергию и просил приобщения к лику монашествующих. Преподобный Сергий, провидя в нем будущего великого подвижника и испытывая его смирение и терпение, отослал св. Никона к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому. Здесь преподобный Никон учился умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Возведенный в сан иеромонаха, преподобный Никон вернулся в Троице-Сергиеву лавру и стал любимым и близким учеником преподобного Сергия. Видя духовную зрелость и опытность преподобного Никона, преподобный Сергий перед смертью назначил его своим преемником. Став игуменом, преподобный Никон поддерживал все, что было установлено учителем: любил молитву и пост, трудился наравне с братией, о которой постоянно с любовью заботился. При преподобном Никоне 5 июля 1422 г., во время строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы, были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского. После многих трудов и подвигов преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 г. и был погребен близ раки своего учителя. В 1560 г. над могилой преподобного был построен храм во имя его. Мощи преподобного Никона, почивающие здесь под гробницей, отделяются от раки великого Сергия одной каменной стеной. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Никон Радонежский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3069

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых (Москва, 2004 г.) 8 червня 2008 р. 12:38 1. Одобрить доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, и деятельность комиссии. 2. Считать правильными методологию и критерии исследовательской деятельности Комиссии, а также выразить удовлетворение результатами ее работы в межсоборный период. 3. Причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви имена:  Преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца (+ 1395, память 12/25 сентября);  Преподобного Феодора Санаксарского (Ушакова; 1719 —1791; память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая);  Праведного воина Феодора (Ушакова; 1745-1817; память 23 июля/5 августа и 2/15 октября);  Преподобного Василиска Сибирского (+ 1824, память 29 декабря/11 января);  Преподобного Зосимы (Верховского; 1768 —1833, память 24 октября/6 ноября);  Блаженного Андрея Симбирского (Огородникова; +1841; память 21 мая/3 июня и 27 ноября/10 декабря);  Преподобного Пимена Угрешского (Мясникова; 1810 —1880; память 17/30 августа);  Преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой; + 1789; память 13/26 июня);  Преподобной Марфы Дивеевской ( Милюковой; 1810 — 1829; память 21 августа/3 сентября);  Преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой; 1805 — 1832; память 28 мая/10 июня);  Блаженной Пелагии Дивеевской (Серебренниковой; 1809 — 1884; память 30 января/12 февраля);  Блаженной Параскевы Дивеевской (+1915; 22 сентября/5 октября);  Блаженной Марии Дивеевской (Фединой; +1931; 26 августа/8 сентября);  Блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881 — 1952; память 19 апреля/2 мая). 4. Сообщить имена сих подвижников Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА: МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИР МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ ВЛАДИМИР МИТРОПОЛИТ МИНСКИЙ И СЛУЦКИЙ, ПАТРИАРШИЙ ЭКЗАРХ ВСЕЯ БЕЛАРУСИ ФИЛАРЕТ МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ЮВЕНАЛИЙ МИТРОПОЛИТ СМОЛЕНСКИЙ И КАЛИНИНГРАДСКИЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ КИРИЛЛ МИТРОПОЛИТ КИШИНЕВСКИЙ И ВСЕЯ МОЛДОВЫ ВЛАДИМИР МИТРОПОЛИТ ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЛАДИМИР АРХИЕПИСКОП КАЗАНСКИЙ И ТАТАРСТАНСКИЙ АНАСТАСИЙ АРХИЕПИСКОП САМАРСКИЙ И СЫЗРАНСКИЙ СЕРГИЙ АРХИЕПИСКОП ВИТЕБСКИЙ И ОРШАНСКИЙ ДИМИТРИЙ ЕПИСКОП ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ И КУРИЛЬСКИЙ ДАНИИЛ МИТРОПОЛИТ КАЛУЖСКИЙ И БОРОВСКИЙ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЛАМИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ КЛИМЕНТ Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207678...

Четырнадцать подвижников веры включены в общецерковные святцы Москва, 7 октября 2004 г. Русский адмирал Федор Ушаков канонизирован Русской Православной церковью. Как сообщили в Саранской епархии, решение об общецерковном прославлении праведного воина Феодора и его дяди, Феодора Санаксарского, было принято на проходящем в Москве Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, передает ИТАР-ТАСС. Ранее они оба были канонизированы как месточтимые святые в Мордовии. Именно здесь, вблизи Санаксарского монастыря, провели они свои последние годы. При иеромонахе Феодоре Санаксарском заброшенная пустынь превратилась в одну из самых строгих иноческих обителей России. Сюда же, завершив свой путь воина, удалился и знаменитый флотоводец Федор Ушаков. Он прославился тем, что всю свою жизнь отдал служению российскому флоту. Его часто сравнивают с Суворовым - из 43 морских сражений он не проиграл ни одного, не потерял ни одного корабля, ни один его матрос не попал в плен к врагу. Теперь своеобразным памятником милосердию выступает кафедральный собор имени Ушакова, строительство которого на народные средства ведется в центре столицы Мордовии. Среди вновь причисленных лику общецерковных святых - блаженная Матрона Московская, жившая в первой половине ХХ века. Инициатива канонизировать ее на общецерковном уровне принадлежит Патриарху Алексию. Почитание блаженной в православном народе столь велико, что ежедневно Покровский монастырь в Москве, где покоятся мощи праведницы, посещают около 5 тысяч паломников, а в дни памяти святой - не менее 20 тысяч человек. Решением Архиерейского Собора в месяцеслове Русской Православной Церкви включено шесть святых, подвизавшихся в Серафимо-Дивеевском женском монастыре в XVIII-XX веках. Самый древний из причисленных ныне к лику святых для общецерковного прославления - преподобный Афанасий Высоцкий, скончавшийся в 1395 году. Он известен как ученик Сергия Радонежского и первый игумен Серпуховского монастыря. 7 октября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11348.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Афанасий (Старший), Игумен Высоцкий (+ ок. 1401) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 12 сент. в день преставления его преемника, прп. Афанасия (младшего), и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Афанасий (старший) был сыном новгородского священника, давшего ему хорошее образование. К принятию монашества сто побудили евангельские слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною!» (Мф. 16, 24). Он поступил в общину прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.) и начал с послушания на кухне, а впоследствии стал переписчиком книг. Когда же серпуховский князь Владимир Храбрый захотел воздвигнуть в своем уделе монастырь, то дело это прп. Сергий поручил Афанасию. Так возник серпуховский Высоцкий монастырь. При расставании прп. Сергий сказал ему: «За все время, которое ты провел со мной, ты ни разу не оказал непослушания ни мне, ни братии». Он настолько ценил прп. Афанасия как руководителя монашествующих, что поручил ему юного Никона (память его 17 нояб.), которого предназначил быть своим заместителем. В Серпухове прп. Афанасий продолжал заниматься переписыванием книг и учил этому и своих учеников. В 1387 г. он передал настоятельство своему ученику Афанасию (младшему, + 1395) и удалился в Константинопольский монастырь, но и там его окружали ученики и общее уважение. Свой монастырь он не забыл и направлял туда много иноков и переписанные им книги, например Иерусалимский устав под названием «Око Церкви» и сборник святоотеческих творений (прп. Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина, Иоанна Златоустого и др.). Скончался прп. Афанасий в Константинополе в начале XV в. • Преподобный родился в Обонежской пятине (это владение Новгорода Великого включало в себя территорию по правому берегу р. Волхов по обе стороны Онежского озера до Белого моря). • По благословению прп. Сергия Радонежского св. Афанасий в 1374 г. основал обитель Зачатия Пресвятой Богородицы в 2 верстах от Серпухова, на берегу р. Нары при впадении ее в Оку. Монастырь получил название Высоцкого по своему положению в местности, называвшейся Высокой. • В 1387 г. преподобный вместе с митрополитом Московским Киприаном уехал в Константинополь, где подвизался в Предтеченском монастыре. Преставился в начале XV в. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437639/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010