В Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре прошла третья научно-практическая конференция «Монашество в истории» 7 февраля 2019 г. 15:55 5 февраля 2019 года в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре Москвы состоялась третья ежегодная научно-практическая конференция «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях». Встречи представителей духовной и светской науки, проходящие в Ивановской обители по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, — часть монастырского образовательного проекта. В конце 2018 года монастырь получил свидетельство о церковной аккредитации одной из составляющих этого проекта — курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви. Действует и постоянно пополняется новыми материалами сайт «Монашество в истории» . Председателем оргкомитета конференции является настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря игумения Афанасия (Грошева), всю организационную работу ведут заместитель председателя, кандидат исторических наук монахиня Анувия (Виноградова) и научные кураторы — кандидат исторических наук О.А. Родионов и заведующий редакцией Литургики в ЦНЦ «Православная энциклопедия» А.А. Ткаченко. Рабочий день конференции начался с молебна, который отслужил в соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи иерей Николай Лызлов. Если два предшествующих научных собрания отличались весьма широким охватом тем, связанных с христианской аскетической традицией, то на этот раз устроители несколько изменили подход и сосредоточились на теме «Послушание. Целомудрие. Нестяжание. Три обета монашества в исторической перспективе», что позволило более углубленно, детально обсудить данную проблематику. Первым на утреннем заседании прозвучал доклад М.В. Бибикова, доктора исторических наук, профессора, главного научного сотрудника Института всеобщей истории Российской академии наук, заведующего Центром истории Византии и восточнохристианской культуры ИВИ РАН, на тему «Преподобный Антоний Печерский в " Славянском сборнике " афонского книжника Иакова Неаскитиота». Михаил Вадимович познакомил аудиторию с новыми материалами, найденными им во время посещения Святой Горы Афон в ноябре прошлого года. Докладчик заметил, что постижение смысла святых иноческих обетов неминуемо обращает нас к афонской традиции, в том числе к литературе разных жанров, созданной на Святой Горе, и напомнил о введенном с недавнего времени в научный оборот обширном творчестве монаха Иакова (1790-е — 1869). Иаков (помимо Неаскитиота именовавшийся Ватопедским, Святогорским и т. д.) занимался в библиотеках многих афонских монастырей самой разной деятельностью — копииста, редактора-составителя, историографа, был также гимнографом, литургистом и проч. Наиболее известен его фундаментальный труд «Афониада», созданный на основе многочисленных архивных документов и устных преданий Святой Горы.

http://patriarchia.ru/db/text/5369834.ht...

Г.М. Прохоров Содержание Предисловие Ианна Кантакузина к его «опровержениям» Прохора Кидониса Перевод Предисловие к «переписке» Иоанна-Иоасафа Кантакузина с легатом Павлом Письмо Иоанна Кантдкузина епископу Иоанну на Кипр     В Москве, в Государственном Историческом музее, в Синодальном собрании, под 233 (143/CXLIV) хранится греческая рукопись, содержащая богословское полемическое сочинение (ντιητικ) экс-императора монаха Иоанна-Иоасафа Кантакузина, направленное против иеромонаха Прохора Кидониса. В Москву эта рукопись была привезена в 1655 г. из афонского монастыря св. Дионисия Арсением Сухановым 1 , ездившим за книгами на Афон по поручению патриарха Никона . Листы 3–20 кодекса содержат изложение взглядов Прохора Кидониса по теологическим вопросам, касающимся божественной сущности, энергии и Фаворского света, листы 21–98 об. заключают указанное сочинение Иоанна Кантакузина , к коему приложены выдержки из «Слов на Преображение» Иоанна Златоуста , Афанасия Великого , Иоанна Дамаскина и Андрея Критского , а также из богословских глав Дамаскина на Пятидесятницу (лл. 99–105 об.); лист 106–106 об, – чистый; лист 107 начинается с середины фразы на четвертом пункте оглавления или конспекта из 14 пунктов (лл. 107–109); этим открывается вторая часть кодекса, в которой счет тетрадей начинается с начала и которая содержит богословский «диалог» между императором (Кантакузином) и Прохором (Кидонисом) (лл. 109–164). Архимандрит Владимир, автор каталога греческих рукописей Синодального собрания, ошибочно отнес эту рукопись к XV в. 2 По водяным знакам бумага кодекса датируется 60 – 70 гг. XIV в. 3 , т. е. рукопись современна ее автору, Кантакузину (ум. в 1383 г.). Кроме этой рукописи сейчас известно еще девять, сохранивших списки того же сочинения Кантакузина 4 . Пять из них (Paris, gr. 1241, Paris, gr, 1242, Vatic, gr. 673, Vatic, gr. 674 и Метеорская 23) относятся к XIV в. и четыре (те же, кроме Paris, gr. 1242) писаны рукой Мануила Цикандилиса. (Μανουλ Тζυκανδλης) на Пелопоннесе 5 , в Мистре, в промежутке между сентябрем 1369 и июнем 1370 г., когда Кантакузин гостил при дворе сына, морейского деспота Мануила. Мануил Цикандилис – известный писец сочинений Иоанна Кантакузина , Григория Паламы , античных авторов, человек, «который служил секретарем интеллектуалов, группировавшихся вокруг Иоанна Кантакузина » 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Дополнения ко второму тому К 51 стр. примеч. Местом пребывания азовского архиерея назначался азовский Донецкий монастырь (Акты Донец. мон. Воронежская Старина... IV, стр. 248). К 55 стр. I примеч. Об епархиальной зависимости донских казаков см. также: П. В. Никольский . Монашество на Дону. Воронеж, 1909 г., стр. 11. К 100 стр. примеч. I -е. Монастыри Холмогорской епархии в конце XVII и нач. XVIII в. названы у В. Верюжского : «Афанасий, архиепископ Холмогорский»... С.-Петербург. 1908 г. стр. 256 – 257. Местечко Красный Бор близ Черевковской пустыни, приписанной к Сийскому монастырю, было пограничным с Устюжской епархией (там же). На стр. 438 – 442 перечислены все приходы Холмогорской епархии конца XVII в. К стр. 373 и др. Переслав-Залесская епархия, выделенная в 1744 г. из Московской епархии бывшей Синодальной области, в нашем исследовании называется то Переяславль-Залесской, то Переслав-Залесской. Последнее наименование употребительнее в документах, но первое нужно считать более древним, имея в виду, что северный Залесский Переяславль получил свое название от Переяславля – южного Киевского. В отличие от последнего – первый назван «Залесский». П. Строев в «Списках рус. иерархов»... (стр. 134) Переслав-Залесскую епархию называет «Переяславль-Залесская». К 399 стр. примеч. Под азиатскими выходцами и афонскими прелазатаями архиеписк. Амвросий разумел, между прочим, Антония, католикоса Грузии, назначенного в 1757 г. архиепископом Владимирским, и мелетийского епископа Анатолия Мелеса (Рус. Старина. 1879 г. к. 2, стр. 579). К 419 – 420 стр. примеч. 2-го янв. 1752 г. Правит. Сенат вместе с Военной Коллегией определил селить в «указанных» заднепровских местах всех православных сербов, македонян, болгар и волохов, отдав их по гражданскому управлению в ведение Военной Коллегии. 20 февр. того же года определением Св. Синода по церковным делам (о постройке и освящении церквей), поставлении священнослужителей, они «до указа» подчинены киевскому м. Тимофею Щербатскому. В сент. 1754 г. инженер-полковник Бибиков доносил воронежскому епископу Феофилакту, что в Воронежской губернии между Бахмутом и Луганью поселились выходцы из Сербии, во главе с г.-м. Прерадовичем и Шевичем. Занятая ими земля названа «Славяно-Сербией». Резиденцией назначен город Бахмут. В своем докладе Бибиков просил еписк. Феофилакта: а) разрешить погребать покойников, по тесноте г. Бахмута, вне города у церкви Николая Чудотворца, кроме штаб и обер офицеров, б) имеющихся в Славяносербии священников наблюдать бахмутскому протопопу «до указа», в) соборные молебствия совершать в церкви Покрова Пресв. Богородицы г. Бахмута, отведенной славяно-сербам и после царствующего града на них поминать Славяносербию, 4) дозволить бахмутскому протопопу Троицкого собора разрешать постройки церквей, закладывать их, следить за постройкой и освящать их по антиминсам, данным киевским митрополитом. Заодно Бибиков просил прислать в Славяно-Сербию еще три антиминса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Е.Н. Никулина Источники и литература Жития святых 1 . Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившаго оптинскаго старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. – М., 1900. 2 . Афанасий Великий , свт. Житие Антония Великого /Творения. В 4 т. – М., 1994. Т. 3. С. 178–251. 3 . Афонский патерик, или Жизнеописания святых, на святой Афонской горе просиявших [Электронный ресурс]. – М., 1897. < http://ww.omolenko.com/zhitiya/index.html > (3.09.2008). 4 . Великие русские старцы XX века/Под общ. ред. игум. Аристарха (Лоханова). – М.: Трифонов Печенегский монастырь; Ковчег, 2002. 5 . Византийские легенды. – Л.: Наука, 1972. 6 . Византийские легенды. – СПб.: Наука, 2004. 7 . Григорий (Борисоглебский) , архим. Сказание о житии оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. – М., 1893. 8 . Григорий Турский , свт. Житие отцов/Предисл. и ред. иером. Серафима (Роуза) , пер. с лат. и фр. На англ, иером. Серафима (Роуза) и Пола Батлера, пер. на рус. Л. Васениной. Изд. Братства Преподобного Германа Аляскинского. Платина, Калифорния. – М.: Изд. дом «Русский паломник», 2005. 9 . Димитрий Ростовский , свт. Жития святых, на русском языке изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – Репр. воспр. изд. 1904–1912. (М.), – [Козельск]: Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 1993. 10 . Епифаний Премудрый . Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца. [Сергиев Посад]: Изд. ТСЛ, 2001. 11 . Жизнеописание Оптинскаго Старца Иеромонаха Леонида (всхиме Льва). – [Козельск]: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1876. 12 . Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. – М., 1997. 13 . Житие блаженного Мар-Евгена, начальника иноков в стране Низибийской на горе Изла/Пер. с сир. архим. Пимена, помощника начальника Русской духовной миссии в Урмии (Перси)/ Феодорит Кирский , блж. История Боголюбцев. – М.: Паломник, 1996. 14 . Житие и писания Молдавскаго старца Паисия Величковскаго с присовокуплением предисловий из книги св. Григория Синаита , Филофея Синайскаго, Исихия Пресвитера и Нила Сорскаго , сочиненных другом его и спостником, старцем Василием Поляномерульским , о умном трезвении и молитве. – М.: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1847.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если Российская Православная Церковь достойно хвалится, имея начальниками иноческого жития в нашем отечестве таких мужей, как Преподобные Антоний и Феодосий Печерские , то и сербская Церковь тоже хвалится о Господе, имея начальниками иноческого жития в Сербии таких мужей, каков св. Симеон Неманя и сын его, св. Савва, самоотверженно променявших Царские почести на иноческую власяницу. Стремление на поклонение св. местам нашего искупления, столь понятное в христианине, современно как у нас, так и в Сербии, принятию христианской веры. Из жития св. Саввы Сербского видно, что он двоекратно посещал Палестину, уже бывши в сане архиепископа Сербского народа (с 1222 года), первый раз в 1230 году по смерти брата своего, Первовенчанного Краля Стефана, после торжественного венчания на Царство сына своего Радослава, а именно, после праздника Светлого Христова Воскресения. Пробывши после этого краткое время с Кралем племянником, св. Савва вознамерился исполнить свое давнее желание – поклониться святому и живоносному Гробу Христа Спасителя и обойти другие святые места. Напрасно Краль и все знатные духовные и светские лица молили Святителя не оставлять своей земли. Он утешил их обещанием возвратиться вскоре, сел в Далматии на корабль и, хранимый Богом, скоро прибыл в Св. Град; теплыми слезами оросил он гроб Господа Иисуса и св. Голгофу, с почтением и радостию был принят тогдашним Иерусалимским Патриархом Афанасием. На другой день они вместе отслужили св. литургию в церкви Христова Воскресения. Учинивши богатые дары церкви и раздавши обильную милостыню бедным, он пошел посетить и другие св. места: был на Иордане, в монастыре Преподобного Герасима, был и в Лаврах св. Саввы Освященного и св. Евфимия Великого, и в киновии Преподобного Феодосия, а оттуда достиг Назарета, восходил на Фавор, обошел и все Палестинские монастыри, заглянул и к пустынникам и отшельникам и вступал с ними в духовные беседы, приобретал св. мощи, церковные древности, иконы и книги, и, опять посетивши Иерусалим, отправился в обратный путь. В Акре сел он на корабль и благополучно достигнул Никеи, где по смерти императора Феодора Ласкаря (ум. 1221) царствовал тогда Иоанн Дука Ватаци. Он с почтением и любовью встретил св. Савву и часто беседовал с ним о святых местах, им посещенных. Из Никеи на царском корабле с данными ему Императором проводниками Савва совершил последний свой путь на св. Афонскую Гору, а оттуда через Солунь вернулся в свое отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Афон - земной удел Божией Матери 07.12.2001 Гора Афон, которую посетит во время своего визита в Грецию Владимир Путин, - самое святое для православного человека место на Земле - находится на одном из трех " пальцев " полуострова Халкидики (60 км в длину и 7-19 км в ширину). Несмотря на то, что это полуостров, добраться до него можно только по морю или на вертолете. Святая гора Афон - единственная в мире православная монашеская республика, установленная св. Афанасием и находящаяся под покровительством Богородицы, куда уже более 10 веков не допускаются женщины. Первые свидетельства о поселении на Афоне монахов относятся к VII-VIII векам. В 872 году появился первый монастырь - Колобу. В 971 году византийский император Цимисхием закрепил за афонскими монахами право владения полуостровом. Полное самоуправление " на вечные времена " было отражено в императорской дарственной и первом Уставе Святой горы. Афон полностью находится под юрисдикцией Константинопольского патриарха, поэтому здесь, в отличие от всей Греции, для богослужений используется старый юлианский стиль календаря. На Афоне есть телефоны-автоматы, причем не только в монастырях, но и в скитах, а иногда просто на тропинках. Недавно появилась мобильная связь. Но на всей территории Афона запрещена видеосъемка. На улице можно фотографировать без разрешения, для фотосъемок в храмах и других помещениях нужно обязательно иметь благословение. Досмотра при въезде нет (только при выезде). На Афоне по древнему патерику запрещено купаться и загорать. На Святой горе - византийское время, которое определяется следующим образом: во время захода солнца (в субботу) стрелки часов устанавливаются на полночь и - начинается новый день. В Ивероне сутки начинаются с восходом солнца. Сегодня на Афоне находится 20 монастырей: в том числе греческий, болгарский, русский (Свято-Пантелеимонов), сербский и румынский - все они пользуются правом самоуправления. Соответственно, на этой земле разговорными считаются греческий, английский, русский, сербский и болгарский языки. Административный центр Афона, в котором находится резиденция греческого губернатора - город Кариес, - был возведен еще Константином Великим. Здесь же находятся представительства всех монастырей, торговцы церковной утварью, сувенирами и древесиной. Руководство афонской республикой осуществляет Священный кинот.

http://zavet.ru/news/news011205.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > «Бог всё предвидит и всё предопределяет» Памяти Алексея Фёдоровича Лосева († 24 мая 1988 года) 23.05.2023 949 Время на чтение 50 минут Извлечения из бесед монаха-философа Андроника (А.Ф. Лосева) с церковнослужителем-медиком Алексеем Бабуриным. 1980-1988 гг. Меня многие считают счастливым: профессор, доктор наук, печатается, а я считаю прожитую жизнь неудачной. Я хотел быть настоящим монахом, а стал не поймёшь кем: два раза женился; я хотел заниматься одним – работаю над другим. Бог наделил меня различными дарованиями: я был звонарём, регентом, хорошо знал церковный устав, литургию. Наиболее постоянной моя любовь была и остаётся к богослужению, но даже этого я был лишён… С чем предстану перед Богом?» А.Ф. Лосев Меня, недостойного протоиерея Алексия, в бытность моего церковнослужения (пел, читал и алтарничал в храме Воскресения Словущего на Арбате), обучения в медицинском институте и в начале моей лечебной практики, Господь сподобил в течение восьми лет быть не только массажистом известного всему миру учёного Алексея Фёдоровича Лосева, но, одновременно, иметь в сокровенном его лице, монахе Андронике, – собеседника и наставника, во многом определившего дальнейшую мою судьбу. Из тех счастливых лет общения я, по просьбе чтущих память монаха-философа Андроника, поделюсь здесь некоторыми своими воспоминаниями о нём и отдельными его высказываниями. В двадцатые годы Алексей Фёдорович имел духовного отца со святой горы Афон. Это был знаменитый архимандрит Давид (Мухранов), афонский постриженик и воспитанник, начальник и строитель С-Петербургского подворья Свято-Андреевского скита. В Москве о. Давид служил в Никольской часовне на Таганке. Это он 3 июня 1929 года совершил чин монашеского пострига Алексея Фёдоровича и Валентины Михайловны, нарекая их новыми именами, Андроником и Афанасией. Умер о. Давид 5 июня 1930 года в возрасте 83 лет от рожистой инфекции. Затем духовником Алексея Фёдоровича становится иеромонах Досифей (Шонин), служивший сначала в Смоленской Зосимовой пустыни, которая находится в трёх с половиной километрах от станции Арсаки Ярославской железной дороги, а затем – в Борисоглебском Аносином женском монастыре, что на берегу реки Истры, в шести километрах от станции Снегири Рижской ж. д. После закрытия Аносина монастыря о. Досифей служил некоторое время в тайном скиту на Никольской улице в Москве, а затем был сослан в Караганду, где и умер от малярии в 1936 году.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > В поисках афонской аскетической традиции 15.02.2012 309 Время на чтение 32 минут Вниманию читателей предлагается доклад игум. Дионисия (Шленова), прочитанный на международной конференции «Русский Афон как фактор духовного просвещения России: к 1000-летию русского присутствия на Афоне. 1016-2016 гг.», проходившей в рамках Рождественских чтений в Институте российской истории РАН 26 января 2012 г. В настоящем докладе будет сделана попытка выявить некоторые характерные черты не всегда столь отчетливо уловимой аскетической письменности Афона, которая является частью еще шире понимаемой афонской аскетической традиции. В строгом виде афонская письменность как письменность афонских отцов и была и остается далеко не такой богатой, как письменность отцов египетского Синая или константинопольского Студиона. Во многом это связано с ее малоизученностью: в отличие от древних египетской, малоазийской, синайской или студийской аскетических школ, обозреваемых в патрологических курсах, расцвет афонской традиции приходится лишь на самый конец первого тысячелетия христианства. Влияние любой письменности на ту или иную культуру или народ может быть прослежено по переводам. Особенно в средние века, когда перевод преследовал не столько научные, сколько духовно-аскетические цели. Однако достаточно односторонне считать, что круг взглядов русского монашества формировался только за счет того, что можно было получить в переводном виде. Современный греческий историк Афона И. Мамалакис писал: «Одной из важнейших особенностей святогорского подвижничества и жизни был греческий язык, в том числе и для иностранцев» . Таким образом, несмотря на многонациональный состав Афона, обращение к греческим текстам той эпохи имеет наибольшее значение для изучения данной аскетической традиции. Любомудрый образ жизни древних афонитов подтверждается отрывком из жития прп. Афанасия Афонского, где описывается устройство школы в первом созданном им общежительном афонском монастыре - Великой Лавре (2-я пол. X в.). Днем каждый занимался рукоделием, а вечером, помолившись, подвижники не сразу отходили ко сну, но только после книжных занятий. «Непонимание Писаний было для них препятствием на пути к добродетели... Он приставил к ним и учителей, которые после завершения повечерия, взяв книги, читали им душеполезнейшие словеса и истолковывали их им, воздвигая их к Божественному страху и прилежанию к добродетели» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия и Афон соединены неразрывной духовной связью Из выступления на открытии Международных Рождественских образовательных чтений полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Александра Дмитриевича Беглова 21.02.2016 439 Время на чтение 3 минуты Хотел бы обозначить некоторые моменты, как руководитель рабочей группы по празднованию 1000-летия присутствия русских на Афоне. В течение нескольких лет в нашей стране отмечаются значимые государственные, церковные юбилейные даты. Тема нынешних Рождественских чтений «традиция и новации» раскрывает целый пласт философских вопросов о соотношении временного и вечного, природы и сути бытия, истории и прогресса человека. Знаменательно, что по решению Святейшего Патриарха Кирилла Рождественские образовательные чтения открывают юбилейный год 1000-летия присутствия русских на Святой Горе Афон. И сегодня, проводя в жизнь те мероприятия, которые проходят в течение последних лет, а это в 2014 году 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, в 2015 году - это 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, мы продолжаем наши с вами традиции. При особом внимании государственной власти к этим юбилеям и в соработничестве с Русской Православной Церковью и традиционными религиозными организациями, их празднование оказывает существенное влияние на развитие гражданского общества, на патриотическое воспитание подрастающих поколений. В развитие этого Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путины м создана рабочая группа, Святейшим Патриархом Кириллом - Комитет по подготовке празднования в 2016 году 1000-летия русского монашества на Афоне. Первое письменное свидетельство присутствия русского монашества на Афоне обнаружено в архиве Лавры преподобного Афанасия. Это акт 1016 года с подписью игумена россов Герасима. На территории Греции находится Афонский полуостров, на котором действуют 20 православных монастырей, окормляющихся Константинопольским Патриархом. Насельники афонских монастырей - представители разных государств и народов. При этом наднациональность Афона дает основание считать, что празднование 1000-летия присутствия русских монахов на Афоне принадлежит не только России, но и всему христианскому миру. Об этом свидетельствует тот факт, что поддерживая русских монахов, сербы предоставили им территорию для обители.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Три чудесных случая на Афоне 27.12.2023 163 Время на чтение 14 минут Источник: Православие.ру Гора Афон Гора Афон – неисчерпаемый источник чудес. Их «плотность на квадратный километр» здесь настолько велика, что по прошествии малого времени уже перестаёшь удивляться: «Ну, чудо как чудо, и что?» И идёшь дальше… Хотя иногда в этом уникальном ряду встречаются такие события, которые навсегда врезаются в память и постоянно вызывают один и тот же вопрос: «Так что же это было?!» Радость и смятение – именно это испытываешь при встрече с несомненным чудом. Чем же заслужил я эту честь – тогда, на Афоне, – достоверно не знаю до сих пор. Расскажу здесь лишь о трёх чудесах, хотя было их гораздо больше. Кем я был тогда для Церкви? Явно перезрелым, но ещё горячим неофитом с «перевёрнутыми мозгами». Тяжелейший груз православного сопротивления нарастающей глобализации бетонной плитой лёг на душу непосильным бременем, повредив её такие нежные и тонкие «нервные струны», как доверие своему священноначалию и послушание Матери-Церкви. На первый план у меня, как и у множества таких, как я, вышла Борьба! И незаметно, «купая в корытце ребёнка», мы вместе с грязной водой выплеснули на пол и самого «ребёнка»… Гора Афон И вот я на Святом Афоне! Приехал, чтобы встретиться с местными старцами и услышать слова поддержки в этой своей Борьбе. А как иначе, ведь мы же правы!!! И это так очевидно. Так мне казалось тогда. Да, прошло уже шестнадцать с лишним лет, но ещё крепка память, и к тому же спасают краткие дневниковые записи, которые я делал каждый вечер перед сном. Правда, если оставались силы после изнурительного дневного перехода. Записи точные, словно короткие мазки кисти по чистому полотну… «Невидимые старцы» – искушение или реальность? Они могут быть рядом с тобой, но ты их не увидишь! Прп. Паисий Афонский своему ученику – иеромонаху Афанасию из монастыря Симонопетра О существовании этой загадочной монашеской группы, якобы скрытно живущей непосредственно где-то вокруг самой Горы, на юге полуострова, сегодня знают все, но… никто их не видел! Так бывает. Слухи об их существовании распространились в среде православных всего мира настолько широко, что сейчас не знать о них – едва ли не признак дурного тона.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/27/tri_ch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010