Афонский спор о коливе: почему он важен для нас? Спор о коливе (коливо — блюдо из вареной пшеницы с медом, изюмом и маком) разгорелся, когда монахи афонского скита святой Анны перенесли еженедельно совершаемую панихиду с субботы — уставного поминального дня — на воскресенье. Это решение и вызвало протест тех, кого прозвали коливадами… 27 июля, 2012 Спор о коливе (коливо — блюдо из вареной пшеницы с медом, изюмом и маком) разгорелся, когда монахи афонского скита святой Анны перенесли еженедельно совершаемую панихиду с субботы — уставного поминального дня — на воскресенье. Это решение и вызвало протест тех, кого прозвали коливадами… Сегодня Православная Церковь празднует память преподобного Никодима Святогорца — святого, вокруг письменного наследия которого и в наше время разворачивается немало споров. Вопросы, которые он и его единомышленники поставили перед христианским миром, выходят за пределы того места и времени, где они были заданы. Предлагаем вашему вниманию краткий очерк об этих вопросах, написанный архимандритом Симеоном (Гагатиком) в качестве предисловия к его переводу «Книги душеполезнейшей о непрестанном причащении Святых Христовых Таин» . После падения в 1453 г. Константинополя Греческая церковь в течение нескольких веков переживала глубокий упадок богословской образованности. Однако к концу третьего столетия турецкого ига, со второй половины XVIII века, начинается заметное оживление духовной жизни, выразившееся прежде всего в многочисленных изданиях сочинений Святых Отцов, в философско-богословской полемике с начавшими проникать в Грецию идеями французского Просвещения и в борьбе за воплощение святоотеческого Предания в церковной практике. Издатели Святых Отцов, полемисты с духом Запада и борцы за чистоту церковной жизни были одни и те же люди, совершавшие свою работу в сотрудничестве и единомыслии друг с другом. От своих противников они получили ироническое прозвище коливадов — из-за твердого несогласия совершать заупокойную поминальную службу над коливом (коливо — блюдо из вареной пшеницы с медом, изюмом и маком) в воскресные дни. Сейчас, двести лет спустя, когда первые лица коливадского движения — Макарий Коринфский, Никодим Святогорец , Афанасий Парийский — оказались прославленными в лике святых, это прозвище звучит как похвала им.

http://pravmir.ru/afonskij-spor-o-kolive...

Заключение Общим выводом из настоящего исследования является признание того, что агрипния, возникшая как ночное богослужение в особых условиях церковного быта иерусалимского храма Воскресения, в последующей истории оказывалась жизненной там, где быт монастыря и стремление его обитателей к подвигу молитвы вызывали необходимость совершения целонощно-го богослужения. Такими были прежде всего лавра преп. Саввы Освященного, Синайский монастырь великомученицы Екатерины, монастырь преп. Симеона Дивногорца в Антиохии. Сюда же относится Афон с суровой жизнью его монахов. Общежительный уклад жизни большинства афонских монастырей не вызывал необходимости в совершении всенощных бдений. Главнейший монастырь Святой Горы – лавра преп. Афанасия получила от последнего устав, по которому полагалось отдельное совершение вечерни и утрени в установленное для них время. Впоследствии лавра предпочла, как и другие афонские монастыри, Иерусалимский устав. Словно соревнуясь в церковном благолепии, афонские монастыри вносили в агрипнию свои местные богослужебные традиции и на этой почве создали свои монастырские типиконы, которыми до сего времени руководствуются, совершая агрипнию. В то же историческое время Греческая Церковь в целом приняла Иерусалимский устав. Основанием к этому в данном случае были, с одной стороны, общепризнанный авторитет Иерусалимского устава на Православном Востоке, с другой – то обстоятельство, что этот устав, будучи создан на основе келейного богослужения, был пригоден для совершения служб Орологиона в малых обителях и приходских храмах, что очень важно было в условиях упадка церковной жизни, вызванного на Православном Востоке неблагоприятными политическими событиями: оккупацией Константинополя крестоносцами, затем захватом восточных владений империи турками и, наконец, падением самой Византийской империи. Что касается агрипнии, то она в эту пору утратила те оригинальные особенности, которые создались в ней еще при жизни преп. Саввы-Освященного и придали Иерусалимскому уставу значение общепалестинского. Агрипния сократилась во времени ее совершения, и все же для приходских храмов ее отправление было непосильным. В конечном счете Константинопольский патриархат должен был в 1838 году дать для приходских храмов особый «Устав церковный по чину Великой Христовой церкви» 906 , в котором вместо агрипнии было указано совершение вечером великой вечерни и утром полиелейной утрени. Устав получил всеобщее признание на Православном Востоке, и им руководствуются не только приходские храмы, но и соборы и малые монастыри. Во второй половине XIX века устав был переведен на болгарский язык и принят к руководству в храмах и монастырях Болгарской Церкви 907 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ Мон-рь Пантократора на Афоне. Фотография. 2018 г. Фото: Р. Н. Новиков Мон-рь Пантократора на Афоне. Фотография. 2018 г. Фото: Р. Н. Новиков [Пантократор, Пандократор; греч. Μον Παντοκρτορος] в честь Преображения Господня общежительный мужской на Св. Горе Афон , на сев.-вост. побережье п-ова Афон (Айон-Орос), между Ватопедом и Иверским монастырем . Занимает 7-е место в иерархии афонских монастырей, после мон-ря Кутлумуш . В наст. время в П. м. подвизаются ок. 15 монахов. В визант. эпоху П. м. иногда называли также монастырем Ксанфопулов, поскольку в сер. XIV в. он поддерживал тесные связи с одноименным мон-рем в районе Галата в К-поле. В мон-ре Ксанфопулов жил К-польский патриарх Каллист II (1397), к-рый после своего отречения поселился в П. м. История Мон-ри на территории, ныне принадлежащей П. м., существовали по крайней мере с кон. X в. В древнейшем афонском Типиконе «Трагосе» (971) упомянут мон-рь Равдуху. В XI-XIV вв. мон-рь занимал довольно высокое положение среди др. афонских обителей. Предположительно в Равдуху в нек-рые периоды могла находиться резиденция прота. Кроме того, на территории П. м. находились древние мон-ри Сотира (Спасителя), Факину и Фалакру. Иоанн Факин - прот Афона и, вероятно, основатель одноименного мон-ря, на рубеже X и XI вв. выступал противником прп. Афанасия Афонского . В Афонском уставе 1046 г. упомянуты игумены мон-рей Сотира Варфоломей и Фалакру Леонтий ( Порфирий (Успенский). 1892. С. 180). Все эти мон-ри пришли в упадок, вероятно в сер. XIV в., в результате нападений тюрок и эпидемии чумы. Большинство из них не сохранились. Остатки построек мон-ря Равдуху - древний храм XI-XII вв. с фрагментами фресковых росписей, ныне включены в комплекс зданий П. м. Келья Иоанна Факина с ц. Пресв. Богородицы находится к юго-западу от П. м. Основание обители Согласно афонскому преданию, П. м. основан имп. Феодосием I Великим (379-395), а возобновлен и расширен имп.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

О.С. Попова Список иллюстраций к данной статье см. в оригинале. В 1389 г. в Лавре св. Афанасия на Афоне была создана рукописная книга «Слова постнические» прп. Исаака Сирина 1 на церковнославянском языке болгарской редакции 2 . Писец ее – монах Гавриил, как сообщается в его записи в конце текста 3 , и судя по языку – болгарин. В начале книги помещена единственная миниатюра, изображающая автора сочинений, прп. Исаака Сирина 4 (илл. 1). Образ этого святого старца крайне редкий во всем искусстве византийского круга 5 . Других портретов его мы не знаем ни на стенах церквей, ни в иконах, ни в миниатюрах 6 . В сочинениях прп. Исаака Сирина 7 распространенные правила монашеской аскезы сочетаются с личным мистическим опытом. При чтении их впечатляют яркость откровений и склонность к психологическим наблюдениям. В его сочинениях доминируют рассуждения о суровой аскезе, необходимой монаху для преуспеяния на путях духовной жизни 8 . Редкостная точность, выпуклость слов отличают индивидуальный слог прп. Исаака, что придает его сочинениям и наглядность, и экспрессию. В иконографию византийского искусства образ прп. Исаака Сирина не вошел. Не будем здесь анализировать причины такой неудачи. Отметим только ее факт. Первый портрет его создается в XIV в. на Афоне. Можно, конечно, допустить, что какие-то изображения были и не сохранились, а какие-то существуют и остаются неизвестны. Возникновение живописного образа прп. Исаака именно в монашеских кругах Афона во второй половине XIV в. не случайно. Уже в начале XIV в. на Афоне делается полный перевод с греческого языка на славянский «Слов постнических» прп. Исаака Сирина . Автор перевода – болгарин, монах Закхея 9 . До тех пор на славянском языке существовали только отдельные небольшие части из его сочинений. Во второй четверти XIV в. здесь же, на Афоне, возникает новый славянский перевод «Слов...» прп. Исаака, сделанный опять болгарином, старцем Иоанном. Один из таких афонских списков перевода старца Иоанна и представляет собой рукопись «Слов постнических» прп. Исаака Сирина 1389 г. 10 . Болгарин Гавриил, переписывавший эту книгу, захотел предварить текст портретом автора. Перед нами – редкий образец собственно афонского монашеского искусства. Среди иллюстрированных афонских кодексов разных времен отнюдь не всегда можно выделить те, что созданы на месте, и те, которые были сюда привезены как подарки и вклады.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ob...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь       Если вы хотите Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь, вот адрес:       Monastery of St. PANTELEIMON, 63087, DAPHNI, MT. ATHOS, GREECE Комментарии Всего комментариев: 1883 2013/01/27, 10:43:12 Дорогие Отцы, братья Афонские, .помолитесь, пожалуйста, о здравии раба Божьего Василия. Спаси Вас Господи! раба Божья Лариса 2013/01/22, 06:21:23 помогите излечиться по женски помолитесь за меня 2013/01/18, 17:25:30 Дорогие Отцы, братья Афонские, .помолитесь, пожалуйста, обо мне рабе Божьей Алле и детях моих дочери Анне и сыне Александре обо всех нас о здравии и отце моем Анатолии об упокоении. Раба Божия Алла 2013/01/09, 10:45:24 Братия, мир вам!! Скажите, что-то делается у вас с так называемым монахом Афанасием? Вот здесь его блог http://m-athanasios.livejournal.com/ .. Как вы можете это терпеть, ведь он людей,зачастую и женщин, оскорбляет ,хамит, величает старцем себя: как вы там на все это смотрите? Сергий 2013/01/09, 10:07:18 Святые Братья Святой Горы Афонской! пишу вам в страхе за жизнь моего мужа. мы женаты уже 17 лет. в нашей семье было всякое, но любовь ваша сильнее всех этих ссор. сейчас мой муж в реанимации двухсторонняя пневмония, и доктора ничего не говорят, только одно " молитесь " . и день и ночь молимся, и я молюсь Господу Нашему, прошу о снисхождении рабу Божему Тарыку. Господи Боже, Матерь Божья и все Святые, я молю Вас о спасении моего мужа, о здравии, дайте нам еще один шанс, укрепите мою веру, без него я не смогу жить, без мужа мне свет не мил, услыште крик моей души и сердца, благословите моего мужа на долгую жизнь, Только одно Вас прошу спасите и сохраните моего мужа раба Божего Тарыка. Аминь " Люди доброе молитесь за моего мужа, поверьте мой муж прекрасный человек!!!!! Господи укрепи мою веру к тебе, пошли моему мужу чудо!!! Аминь 2013/01/06, 20:58:44 Дорогие отцы! Помолитесь, пожалуйста, чтобы Господь вразумил моего мужа Александра, чтобы он принял крещение и мы смогли бы обвенчаться! А у нашего сыночка появился бы братик или сестричка... И еще я мечтаю, чтобы сыночек мой вырос и посетил бы Святую Гору. Прошу у Господа помощи, чтобы воспитать сына в Православной вере, а муж против, сам ужасные вещи иногда говорит, и ребенка смущает. Спаси вас Господи!

http://isihazm.ru/?id=614&c_pid=30

Пожелание деткам от митрополита Афанасия Лимассольского Дорогие мои детки, Книга, которую вы держите в своих руках, рассказывает о великом святом, который жил в наши дни, о Старце Иосифе Исихасте . Старец Иосиф своей восхитительной жизнью и боговдохновенным учением доказал нам, что святость – это не что-то, бывшее только в прошлом. Читая эту книгу, вы увидите, что вся жизнь Старца Иосифа была в подвиге сохранить в себе живую любовь ко Христу. По этой причине он старался жить в одиночестве, в пещерах и ущельях, далеко от житейского шума, чтобы иметь возможность постоянно общаться с его возлюбленным Христом. И действительно, у него это идеально получилось. С первой секунды, как он познал Бога, будучи юношей в миру, и до того, как он почил на Святой Горе, огонь любви ко Христу никогда не слабел в нем. Мы, хоть и слабые люди, не должны отчаиваться, когда читаем о великих свершениях святых. Мы должны понимать и всегда помнить, что и они были такими же людьми, как мы. В старании полюбить Бога и они встречались с огромными трудностями. Много раз у них были и большие неудачи. Но то, что их характеризовало, и почему они, в конце концов, стали святыми, это то, что они никогда не отчаивались из-за своих ошибок и слабостей, но каждый раз, когда они падали, опять вставали и продолжали свой подвиг, надеясь на милость Божию. Этому мы и должны в первую очередь подражать из жизни святых. Итак, я желаю, чтобы удивительное житие Старца Иосифа вдохновляло ваши добрые сердца и зажгло в вас божественное желание полюбить Христа всеми вашими силами. Я уверен, что преподобный Старец Иосиф будет предстательствовать о вас перед Господом, чтобы вы удостоились подражать не столько его аскетическим подвигам, сколько пламенной любви, которая у него была к нашему сладчайшему Христу. С добрыми пожеланиями и отцовской любовью Афанасий, митрополит Лимассольский Афонский старец Иосиф Исихаст Весной на Кикладах 1 солнце будто выходит на первую прогулку, под его лучами зелёные долины и живописные холмы обретают голос и оживают. В каждом уголке природы слышится тайное приветствие. Цветы своим ароматом, листья шелестом, волны, пенясь и ударяясь о камни, – все вместе творят гармоничное, мелодичное славословие Богу. Таким солнечным весенним утром маленькие белые домики с оливковыми садами и виноградниками в Лефкесе – небольшом, но очень старом селе, бывшем даже когда-то столицей острова Парос 2 , – в окружении величественных сосен и кипарисов похожи на ангелочков, рассыпавшихся по раю и радующихся величию Творца. Люди, встречаясь на главной улице села, приветствуют друг друга и, широко улыбаясь, идут по своим делам. Георгий Коттис, у которого был бедный домик в центре села, отправился на берег моря с удочкой в надежде выловить какую-нибудь рыбку, чтобы накормить своих детей, которых, по благодати Божией, было к тому времени уже семеро.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Часть 2. История Русского Афона с древнейших времен до 1917 г. Более тысячи лет существует то, что иногда называют монашеской республикой, обосновавшейся на склонах гористого полуострова в Эгейском море, тянущегося от полуострова Халкидика. Афон, или Святая Гора, включает в себя территории, на которых находятся земли исключительно в монастырской собственности. Сейчас двадцать святогорских монастырей, несколько скитов, множество уединенных молитвенных мест являются уникальным центром православного монашества. Основание первых христианских храмов на Афоне предание относит ко временам Константина I Великоо (285–337), а монастырское строительство началось на Святой Горе не позднее VII в. В это время в Грецию хлынули монахи из разоренных арабскими захватчиками пустынных обителей Египта и Палестины, они актив-но заселяли Афон. Среди них были великие подвижники, такие как прп. Петр Афонский. Формой монашеской жизни тогда были небольшие монастыри – монодрионы, а также отшельнические кельи и пещеры. Но подлинной датой начала Афона как уникального духовного явления, локализованного в определенной географической точке на карте мира, стал 963 г. – время создания прп. Афанасием Афонским древнейшего из больших монастырей Святой Горы – Великой Лавры – первого как по времени возникновения и по величине, так и по месту в афонской иерархии. Последовавшее затем принятие первого Святогорского Устава (Типика) в 971/2 г. по общежительному образцу имело большое влияние на монашескую жизнь не только всего Афона, но и других православных стран.. Преподобный Афанасий Афонский (ок. 925 – ок. 1000), в миру Авраамий, родился в Трапезунде и, рано осиротев, в детстве воспитывался монахиней, после чего был взят ко двору византийского импера-тора. Получив здесь блестящее светское воспитание, он, одна-ко, всей душой стре-мился к монашеству и принял постриг от рук прп. игумена Михаила Малеина, племянник которого, Никифор Фока, впоследствии император, стал его близким другом. Избегая суетного мира и почестей, прп. Афанасий тайно удалился на Афон, где поселился в пещере, до сих пор существующей недалеко от Великой Лавры, однако слава о его аскетических подвигах быстро распространялась. Здесь нашел его полководец Никифор Фока и, пользуясь дружбой, убедил на свои средства построить большой монастырь, в котором хотел сам принять иноческий постриг, что не успел исполнить, будучи призван на императорский престол. Лавра, однако, была отстроена, и прп. Афанасий, хотя и против воли, стал ее первым игуменом, впервые введя на Афоне строгий общежительный устав по образцу древних палестинских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чудо 22 О священном монастыре Иверон и чтимой иконе и Вратарницы Во времена благочестивейшего и приснопоминаемого царя Константина расцвела и увеличилась благодатью Господа нашего Иисуса Христа наша вера. Идольские капища были стерты, а чины монахов умножились, во всех городах и весях строились храмы и святыни. Как раз в те годы родился некий благочестивый и доблестный муж по имени Петр, который стремился найти место безмолвное и пустынное, чтобы удалиться из мира и испытать жизнь без смятений. Он молился Богу, чтобы Бог ему открыл, куда идти, и увидел в видении Пресвятую Богородицу, говорящую ему: «Отче, на Горе Афонской успокоение твое. Его Я выпросила по жребию у Сына и Бога Моего, чтобы там имели прибежище те, кто удаляются от забот и смут мира и стремятся к добродетели, проводя жизнь без печали, за что удостоятся вечного блаженства. Я весьма полюбила эту Гору. В краткое время она заполнится монахами из всяких земель и из всяких мест. И милость Сына Моего и помощь Моя не уйдет от них, но Я буду их посещать, охранять, молясь Сыну Моему об их спасении». Тут проснулся благочестивый Петр и, поблагодарив Господа и Его Приснодеву Матерь, ушел на ту Гору, где мужественно сражался с бесами и удостоился узреть в видениях заступничеством Богоматери множество Ангелов, и стал великим чудотворцем, и в мире отошел ко Господу. Через какое-то время пришел и отец наш Афанасий, построивший великую Лавру. В те времена жил и отец наш Иоанн, по существу чистейший сосуд и вместилище Всесвятаго Духа. По происхождению он был ивер (грузин), царской крови и очень богат. Но, оставив богатство, славу и все имущество, ушел в монастырь. Сняв блестящие одежды, надел скудный и бедный подрясник. Когда он услышал о славе Святой Горы Афонской и преподобного Афанасия, то нашел его, и они начали как братья соревноваться в спасительном добротолюбии. Когда же ивер вскоре узнал, что его сын Евфимий пришел в Византию (Константинополь), дабы найти душевный мир и упокоение, то пустился в путь, его разыскивая. Встретившись, оба они притекли к желанному безмолвию у великого Афанасия. Он него Иоанн научился всякому любомудрию и стал почти новым Златоустом, и перевел все наши писания на язык иверов.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Ю.И. Сенинский Первоначальники русских иноков святые Антоний и Феодосий и другие первые подвижники русские, вышедшие из Печерского монастыря Источник «Мнози монастыри от царей и бояр поставлены бывают: не суть же таковы, яко же сии иже поставляются молитвою святых и слезами, пощением же и бдением. Сице убо и преподобный Антоний, не имея злата, ни серебра, но слезами поливая, несравнен возрасти монастырь» (Патер. Печер.) Глава I Св. Антоний, первоначальник русских иноков, был родом из города Любеча, Черниговской области. В молодых летах еще, когда многие из нас думают об удовольствиях жизни, он имел в сердце своем страх Божий, удовольствий не искал, но постоянно хотел принять иночество, чтобы навсегда посвятить себя Богу. Всемогущий Бог , который назначил ему быть первоначальником иноков русских, подвизавшихся в пещерах для славы его имени и блага нашей земли, вложил в сердце св. Антония желание идти в Грецию, на святую Афонскую гору, которая была в то время рассадником истинной монашеской жизни. Афонская гора находится в бывшей греческой (ныне турецкой) области Македонии, недалеко от города Цареграда, бывшего столицей греческого (ныне турецкого) государства, и недалеко от города Солуня, откуда были родом Кирилл и Мефодий, первоучители славянского народа в православной вере и грамотности. Когда плывешь в Иерусалим мимо Греции, то афонская гора высоко стоит над морем к полуночи, покрытая скалами и рощами и вечно окруженная облаками; здесь, как бы под защитой самого неба, издавна сохранялась истинная монашеская жизнь. Более двадцати монастырей украшают ее ныне; двенадцать из них построены в роде крепости: они окружены высокими каменными стенами и защищены пушками; каждый из монастырей имеет свою пристань, свои скиты (поселения монашеские), кельи и пустыни; каждый из народов, исповедующих православную греческую веру, имеет здесь один или несколько своих монастырей, куда приходит множество богомольцев. В древности монахи жили здесь в уединении по лесам, но ко времени св. Антония, в Х ст., Афанасий Атонит ввел здесь уже монастырский порядок; монахи, будучи подвижниками в вере, сами заботились о своих нуждах, одежде и продовольствии; ныне тоже усердно подвизаясь в вере Христовой, они тоже занимаются пчеловодством, скотоводством, выделкой вина, оливкового масла и рукоделием; этим они продовольствуют себя, из этого платят дань туркам (15500 руб. серебром ежегодно), а также содержат войско.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1. Лавра св. Афанасия Местоположение Лавры. Лавра Св. Афанасия находится на самой южной оконечности св. горы и занимает пустынное, но прекрасное местоположение. Она стоит при подошве Афона, с восточной его стороны, на склоне горы среди рощей благовонных деревьев, и с трех сторон: с северной, восточной и южной омывается водами залива Архипелажского, называемого Контессо. В виду Лавры красуются на море острова: Лемнос, Тассо, Самофрани и Имбро, и вдали едва заметной полосой обрисовываются берега Дарданельского пролива. Основание её. Начало Лавры св. Афанасия относится к половине Х-го века по Р. Х. Место Лавры было освящено духовными подвигами Греческого военачальника Петра еще за сто лет до основания обители. В начале ΙΧ века по Р. Х. Прославившийся воинскими подвигами военачальник Петр попался в плен в войне с Персами и был заключен в темницу в городе Самаре. Освобожденный из плена чудесным предстательством великого Угодника Божия св. Николая Чудотворца, он принял в Риме иноческий образ и желал найти уединенное место, где бы мог провести остаток дней своих в посте и молитве. В дивном видении Пресвятая Богородица указала ему Афонскую гору, как место, находящееся под особенным её покровительством и заступлением. Там поселился он в тесной пещере на южной оконечности св. горы, претерпел много скорбей и лишений и, после 53-х летнего пустынножительства, перешел в небесную обитель к сонму ангелов, которым уподоблялся в земной своей жизни. 1 Спустя немного лет по кончине Петра пришел ( около 956 г. по Р. Х.) на Афонскую гору св. Афанасий, который и построил Лавру, известную под его именем. Св. Афанасий родился 2 в городе Трапезунт (в Малой Азии недалеко от Армении) и происходил от благородных и благочестивых родителей. Он через несколько дней после рождения остался сиротой и воспитан был в обители одной благочестивой вдовой, которая и научила его посту и молитве. Царский сановник, случившийся в Трапезунте, взял сироту в Царьград, где он научился всей премудрости книжной. Искреннее желание угождать Господу святой подвижнической жизнью привлекло Авраамия (таково было мирское имя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010