Чудо 21 О святой Лавре Афонской и об источнике водном преподобного отца нашего Афанасия Раз мы уже обратились к великой Лавре Афонской, то подобает сказать об этом дивном и известнейшем монастыре, когда и как он был построен. В 6469 году от Сотворения мира (961 г. по Р.Х.) жил в Трапезунде некий муж мудрейший, благоговейный и богоносный, по имени Аврамий, который очень любил все божественное. Желая удалиться из мира, он пошел на гору, называемую Кимина, где подвизался святой старец Михаил Малеинос. Аврамий стал у него монахом, получив имя Афанасия, и был в послушании, строго сохраняя весь суровый образ жизни и неся подвиг: ел единственный раз в неделю и причащался Божественных Таин. Святой старец повелел ему есть раз в три дня и спать на циновке, а не стоя, как он делал раньше. В то время к святому старцу пришли два брата предводителя, благороднейшие князья, племянники названного Малеиноса. Одного, по имени Никифор, царь Роман назначил военачальником, чтобы тот уничтожил весь флот, напавший на Крит. А другой, Лев, был патрикием и попечителем школ западной части острова. Преподобный им сказал: «Знайте, чада мои любезнейшие, что в учениках моих есть один великий человек, которого зовут Афанасий. Добродетель его выше естества, и я желаю, чтобы вы исповедовались ему с сегодняшнего дня и впредь. Этот человек, воистину, достоин направлять души людей». Князья, беседуя с тем старцем, удивились его мудрости и рассудку, и исповедовались ему. Никифор сказал затем и следующее: «Знай, отче, что я очень стремлюсь удалиться из мира и безмолвствовать в монастыре». Старец ответил: «Имей, чадо, эту благую мысль в своем сердце, и Бог поможет тебе на пользу». Старец прочел разрешительную молитву, и они ушли восвояси. С тех пор Михаил, сколько бы предводителей и знатных людей ни приходило к нему ради исповеди, посылал их к Афанасию, который жил вне монастыря один. Он был чужд славе и смирен. Зная, что святой старец Михаил собирается после смерти назначить Афанасия преемником в предстоятельстве братьев, он удалился оттуда и пришел на Святую Гору Афон, где обрел в Кариях простейшего старца, безмолвника (исихаста), и подчинился ему, притворившись, что сам неученый земледелец. Старец написал ему алфавит и учил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Глава пятая. Всенощное бдение на Афоне Единственным местом на Православном Востоке, где до сего времени совершается чин агрипнии в течение всей ночи, как указывает Иерусалимский устав, является Афон. Монашество на Афоне появилось около 680 года, когда этот полуостров, представлявший собой выморочную государственную землю, был передан императором Константином Погона-том константинопольскому патриарху для заселения монахами, бежавшими из разных мест империи вследствие погромов арабов-магометан 464 . Прибывающие на Афон монахи, как правило, жили одиночно в шалашах-келиях или в домах с небольшим числом обитателей. Уклад жизни их, таким образом, весьма приближался к укладу палестинских келиотов 465 . Насколько авторитетным на Афоне считался келиотский уклад жизни монахов даже с появлением здесь общежительных монастырей, в частности лавры преп. Афанасия (X век), получившей от последнего общежительный устав – Диатипосис, написанный по образцу Ипотипосиса преподобного Феодора Студита , это видно из того, что киево-печерский игумен Досифей в XIII веке заимствовал для русских монахов устав келейного правила с Афона 466 , а несколько позднее митрополит Киприан (1390– 1406) редактировал Псалтирь под знаком афонских порядков келейного совершения суточного богослужения 467 . Прямым следствием келиотского быта афонского монашества было постепенное отклонение афонских уставов, возникших на основе Диатипосиса преп. Афанасия, от студийских обычаев в сторону иерусалимских 468  и, наконец, появление на Афоне Иерусалимского устава. В 1190 году его вводит в Хиландарской обители преп. Савва Сербский 469 . Сохранившиеся в большом количестве в монастырских библиотеках Афона и относящиеся по времени своего появления к XIII и XIV столетиям списки Иерусалимского устава 470  свидетельствуют о широком его распространении в это время на Афоне. Принадлежа по своему содержанию к иеру-салимо-константинопольской редакции, они лишены в части порядка отправления всенощного бдения тех особенностей, какие присущи были этому чину в период действия его в Палестине и в тяготевших к последней монастырях, например Синайском, Антиохийском преп. Симеона Дивногорца. Иерусалимский устав вошел в употребление на Афоне в период повсеместного распространения его на Православном Востоке 471 , когда в нем исчезли местные богослужебные особенности упомянутых монастырей и когда их место заняли порядки, создавшиеся под влиянием богослужебной практики Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Афонских преподобных (2-я Неделя по Пятидесятнице) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/128841.html

Мугреевский. Святоезерская Иверская пустынь. Святоезерская Сенегская пустынь Карта и ближайшие объекты Святоозерский Спасо-Преображенский Сенегский монастырь, общежительный, в 60 верстах от города Гороховца, в 10 верстах от села Нижнего Ландеха, при Святом озере. Основан в конце XIV века и был мужским; в 1768 году после пожара был упразднен; в 1860 году здесь учрежден женский монастырь. Ему принадлежат часовня во имя святого Николая чудотворца в селе Нижнем Ландехе, с находящимися в ней местно чтимой иконой святого Николая Чудотворца и древним крестом. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " МУГРЕЕВСКИЙ. МОНАСТЫРЬ СВЯТОЕЗЕРСКИЙ СЕНЕГСКИЙ (СВЯТОЕЗЕРСКАЯ ПУСТЫНЬ), сер. 18 - нач. 20 в. Расположен на небольшом холме, носящем название Грива, в северной части поселка, на берегу Святого озера. Легенда связывает основание пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в нач. 14 в. в пещере, вырытой в холме. На месте колодца, выкопанного старцем, со временем образовалось обширное озеро, получившее в народе название Святое. Еще в 19 в. местность эта, окруженная густыми лесами и болотами, продолжала носить название Филаретовской. В конце 14 в. отшельническая обитель привлекла внимание митрополита Киприана, окончательно утвердившегося на московской кафедре в 1390 г. Киприан поставил здесь первую деревянную церковь Преображения. Как митрополичье владение пустынь существовала и в 1-й пол. 15 в., при преемнике Киприана митрополите Всероссийском Фотии. Пребывание здесь в 1411 г. спасло Фотия от пленения отрядом татарского царевича Талыча. В память об этом чудесном спасении митрополит построил здесь новую деревянную церковь Рождества Богородицы. Вероятно, при Фотии пустынь превратилась в мужской монастырь под наименованием Святоезерского Спасского Сенегского (в полное название монастыря входит второе местное название озера - Сенга-озеро). Очевидно, в нач. 17 в. - в период Смуты - пустынь, как и многие другие поселения этой местности, была разорена: по описи 1680 г., в пустыни не было старых церквей, но вместо них упоминаются новые деревянные храмы: теплый Иверский и холодный Афанасия Афонского. Вблизи церквей на отдельно стоящих столбах висели четыре колокола. Известно, что находящаяся в это время в ведении Суздальской и Юрьевецкой епархии пустынь содержалась на средства князей Пожарских, владевших с 1608 г. расположенным поблизости селом Нижний Ландех. Традиция эта была продолжена и новыми хозяевами села князьями Черкасскими, получившими Нижне-Ландехскую вотчину в 1682 г. Пожар 1719 г. привел к перестройке церкви Афанасия Афонского с созданием при ней теплой трапезной, что вряд ли было возможно без помощи тех же Черкасских.

http://sobory.ru/article/?object=07242

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 18 июля 2024 года 5. Четверг. Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского. Прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары . Прп. Афанасия Афонского . Иконы Божией Матери, именуемой «Домостроительница» («Экономисса»). Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь Обретения мощей прп. Сергия Радонежского (А) , а также порядок соединения полиелейной службы прп. Сергия Радонежского со славословной службой прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары (Б) . Примечание. Полиелейная служба прп. Афанасия Афонского может быть перенесена на 6 июля. А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8й: «Приидите, вси вернии…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На стиховне стихиры преподобного, глас 4й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…». Кафизмы 13я и 14я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 3й: «Милостивому Христову угоднику…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Недомысленно и непостижимо есть…». Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен преподобного, глас 4й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие преподобного. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 8й: «Преподобне отче…». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

архимандрит Херувим Карамбелас Часть 2. Старец Афанасий из Григориата Вторая часть книги «Образы современных святогорцев» переносит нас из атмосферы скитской жизни, которую мы могли наблюдать на примере отца Иоакима из скита святой Анны, к другому виду афонского подвижничества – общежитию. В одном из общежительных монастырей с наиболее суровым и строгим уставом, в обители преподобного Григория, жил и прославился отец Афанасий, которому посвящена вторая часть нашей книги. Вехи биографии отца Афанасия известны мне в основном от нынешнего игумена киновии архимандрита Виссариона, который является духовным чадом старца. Я пользуюсь случаем поблагодарить его за помощь и выразить радость по поводу его глубокого уважения к своему приснопамятному старцу. Это уважение подобно тому, которое святой Симеон Новый Богослов питал к своему духовному отцу. В 1950 году мне и самому выпало счастье встретиться с блаженной памяти старцем, так что я мог при личном общении оценить его духовное величие, достойное восхищения. Общее свидетельство всех отцов Святой Горы, достигших духовной высоты, служит подтверждением нашей уверенности в том, что это был великий подвижник и муж великой добродетели. Я убежден, что Господь, Который награждает подвижников, уже причислил его к сонму получивших свой венец. Я хотел бы выразить здесь свою глубокую благодарность мудрому и талантливому игумену монастыря архимандриту Георгию, который оказал нам большую помощь в сборе материалов для жизнеописания старца Афанасия. Я могу также от всей души пожелать ему, чтобы его киновия сделалась духовным братством монахов, готовых подражать добродетелям отца Афанасия, и чтобы она стала яко маслина износящая плоды и яко кипарис возрастали, до облак 20 . Январь 1976 г. Архимандрит Херувим Каким был блаженный Афанасий-григориат? Скажу лишь одно. Если бы я был иконописцем и мне поручили бы изобразить какого-нибудь святого, о чертах лица которого было бы ничего не известно, то я создал бы точный портрет святого иеромонаха Афанасия. Высокий, с тонким и стройным телом, отрешенным от плоти, неизменно сдержанный и приветливый, со спокойным взором, кроткой речью, с глазами, излучающими глубинный свет, с печатью глубокого душевного умиротворения и святого бесстрастия на правильных чертах лица, он сочетал мужественную любовь и умеренную строгость к своим чадам. Духовный свет разлит был по всему его святому облику.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Преображенский собор [греч. Μεγλον Μετωρον] в честь Преображения Господня (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви), муж., действующий. Расположен на самой высокой (613 м) из Метеорских скал. Основан прп. Афанасием Метеорским (1302-1380), поселившимся ок. 1340 г. в пещере на скале Платилифос, к-рой он дал название Метеорон (парящий в воздухе). К отшельнику стала стекаться братия, и прп. Афанасием была устроена киновия со строгим общежительным уставом. Первоначально мон-рь был посвящен Божией Матери, соборным храмом являлась построенная прп. Афанасием ц. Богоматери Метеорской Скалы [Παναγα τς Μετεωρτισσας Πτρας]. Когда собралось 14 иноков, была воздвигнута ц. Преображения Господня, впосл. ставшая главным храмом, давшим совр. название мон-рю. Новая обитель превратилась в один из самых известных греч. мон-рей благодаря сподвижнику и преемнику прп. Афанасия прп. Иоасафу Метеорскому (в миру Иоанн Урош; ок. 1350-1423), последнему представителю серб. династии Неманичей. Он был сыном Симеона (Синиши), правителя Фессалии и Эпира, и племянником серб. царя Стефана Душана . По материнской линии он приходился внуком визант. имп. Михаилу IX Палеологу . В 1373 г. он отказался от унаследованной власти и принял постриг в этом мон-ре. Его сестра Мария († 1394), супруга янинского деспота Фомы Прелюбовича, покровительствовала мон-рю и сделала туда большие вклады. При Иоасафе был расширен и перестроен храм Преображения Господня (1388), расписанный в 1483 г. В 1520 г. на средства валашского воеводы Нягое IV Басараба была сооружена башня, откуда спускались веревочная лестница или сеть, в к-рой монахи поднимались в обитель (лестница была прорублена в скале только в 1922 г.). Расцвет мон-ря приходится на XVI в. К-польский Патриарх Иеремия I , посетивший его в 1540 г., даровал обители ряд привилегий и в т. ч. полную независимость по образцу афонских мон-рей. В 1544/45 г. к древнему алтарю ц. Преображения были пристроены наос (основная часть храма) афонского типа и внутренний нартекс (притвор). При игум. Симеоне из Янины в 1552 г. собор был украшен фресками критской школы. По мнению исследователей, они выполнены учеником Феофана Критского Джорджи, расписавшим в 1557 г. собор мон-ря св. Виссариона (Дусик).

http://pravenc.ru/text/149719.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Афанасий Афонский. Завещание Завещание основателя Великой Лавры на Афоне. Завещание Перевод завещания преп. Афанасия заимствуем из книги покойнаго архимандрита Антонина: «Заметки поклонника Святой горы» (Киев. 1864 г.), отдавая должную справедливость высказанным о сем предмете мыслях достопочтеннаго автора ея. «Ничто так не знакомит нас с человеком, как его собственная речь, и в особенности речь предсмертная. Прочитавши завещание св. Афанасия, мы видели как бы его самого прошедшим мимо нас, хотя и в некотором отдалении от нас. Очерк его отпечатлелся резко в воображении нашем. Даже черты лица в общности уловлены нами. Конечно, в его завещании виден прежде всего игумен монастыря, но в складе речи многократно отобразился и человек – Афанасий». Подлинный текст завещания напечатан у Меуега: Die Haupturkunder für die Geschichte der Athos Klöesmer. Leipzig. 1894. 123–130. Отцы и братия возлюбленные и честные, чада духовные вожделенные! Так как я, смиренный монах Афанасий, исполненный всякаго греха, попущением же Божиим наставник Лавры вашей, водруженной на горе и называемой Мелана, ежедневно и ежечасно помышляю безвестный час смерти, подстерегаемый ею повсюду, преимущественно же в путешествии морем, ради бывающих частовременно по непостижимым судьбам Божиим кораблекрушений, то и счел справедливым оставить Лавре настоящее письменное припамятование, имеющее вид завещания, или лучше – тайное наставление, мною писанное и подписанное с тем, чтобы оно хранилось монахом и экклесиархом Михаилом на хорах церкви и чтобы по моей кончине его содержание обявлено было всем. Желаю, как живым голосом, и настоящим писанием открыть всем свою мысль и свою заботу, которою печась постоянно, в скорби чрезмерной провел все дни моей жизни. Ибо в точности зная непригодность своей немощной души для настоятельства над другими (до того, что даже о собственной душе не мог надлежащим образом позаботиться), я непрестанно молил Бога указать мне человека, который бы, по Его Божественному хотению, мог достойно настоятельствовать, водить и пасти хорошо словесных овец своей паствы – еще при жизни моей, а я бы сам удалился на особь и попекся, и позаботился о своих многих грехах. Но я не достиг предположенной цели, по безумию ли моему и по свойственной мне глупости судить по собственной худости и других или уже так устроил, а лучше сказать: так попустил это Бог за множество моих многих зол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне - 2 ...«лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать»... Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне - 2         Старец Нил учит Россию Афонскому Преданию         Недалеко от лавры святого Афанасия   ...«лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать»...                   Недалеко от лавры святого Афанасия старцы Нил и Инно­кентий нашли пещеру святого Петра Афонского, житие которо­го преподобный Нил хорошо знал и любил. Святой Петр был первым афонским святым, имя которого сохранило предание Афона. Пятьдесят три года прожил Петр Афонский в своей пе­щере в совершенном безмолвии, не видя лица человеческого. Бес в виде ангела не раз искушал святого Петра, говоря ему: «Оставь пещеру, иди в мир на утверждение многим и будешь наставником для ищущих спасения». Но исчезал после моли­твы святого. Сама Божья Матерь явилась святому, укрепляя его, и пообещала, что ангел будет приносить ему пищу раз в сорок дней. Любопытное свидетельство о пещере Петра Афон­ского оставил русский писатель Б. К. Зайцев, побывавший на Афоне в 1928 году. «Около пещеры, где он жил, откуда видно море, скалы да великая гора Афон, теперь стоит часовня, и живут два иеромонаха. Но в самой пещере жить не дозволяется: слишком холодно зимой, у «ревнующих» подражать святому не хватает сил, и они гибнут».     Некоторые историки предполагают, что Нил Сорский во время своего пребывания на Афоне подвизался в русском Пан-телеимоновом монастыре. Эта обитель, в древности именуемая монастырем Фессалоникийца и освященная во имя святого целителя Пантелеймона, возникла примерно в то же время, что и лавра святого Афанасия - в X веке. В XI веке монастырь пе­редали русской монашеской общине, однако во второй полови­не XV века его населяли преимущественно сербские монахи.     В южной части афонского полуострова, в пустынных и труд­нодоступных местах, находились пустыни монахов, проводивших самое суровое и аскетичное житие.

http://isihazm.ru/?id=420

Архив Пн В праздник Рождества Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя г. Москвы Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов. 21 сентября 2016 г. 16:03 21 сентября 2016 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Храм Христа Спасителя стал в этот день центром торжеств, посвященных 1000-летию присутствия русских монахов на Святой Горе Афон и 150-летию рождения преподобного Силуана Афонского. Накануне сюда  был принесен  ковчег с честной главой русского святогорского подвижника преподобного Силуана Афонского. За Литургией Его Святейшеству сослужили:  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ;  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ;  митрополит Астраханский и Камызякский Никон ;  митрополит Смоленский и Рославльский Исидор ; митрополит Лимассольский Афанасий ( Кипрская Православная Церковь );  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник  Троице-Сергиевой лавры ; епископ Адрианопольский Евлогий, игумен Рыльского монастыря ( Болгарская Православная Церковь );  епископ Видновский Тихон ;  епископ Штутгартский Агапит ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Назарий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  епископ Касимовский и Сасовский Дионисий ;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ;  епископ Рубцовский и Алейский Роман ;  епископ Колыванский Павел ;  епископ Вилючинский Феодор . Также среди сослужащих были:  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г.

http://patriarchia.ru/db/text/4620224.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010