Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Старец Тихон Афонский. У вас есть благословение делать столько поклонов, сколько хотите Старец Тихон Афонский. У вас есть благословение делать столько поклонов, сколько хотите На Афоне издана замечательная книга «Апо аскетики ке исихастики агиоритики парадоси». Можно перевести так: «Из аскетического и исихастского предания Афона». Публикуем части о Тихоне Русском. - Святая Гора Афон .   Ночью старец почти не спал. Как только смеркалось, он стучал в стены келий своих послушников, зовя их в церковь. До наступления полуночи они стояли в церкви и молились, а старец пел. В какие-то моменты службы старец разрешал им садиться, а потом они опять поднимались. Они молились за своих благодетелей, за тех, кто им помогал, а затем расходились по келиям. Старец говорил своим монахам: «У вас есть благословение делать столько поклонов, сколько хотите, и если можете — совершайте бдение хоть целую ночь». Отец Тихон говорил, что в монастырях есть подвижники и преуспевшие отцы: один — в монастыре Каракал (иеромонах Матфей), другой — в Ивироне (иеромонах Афанасий, который исповедовался у отца Тихона), а третий — в Эсфигмене (иеромонах Афанасий).   Подвизаясь на Каруле, отец Тихон познакомился с двумя монахами, которые очень много постились, делали по 1000 поклонов в день и от этого прожили не очень долго. С Карули отец Тихон пришёл на Капсалу. Здесь он поселился в принадлежащей монастырю Ставроникита келий как послушник одного старца и взял на себя заботу о нём. По благословению этого старца, отец Тихон принял священство и стал духовником. При своей келий он построил церковку, которую посвятил Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня.   В будни они вкушали один раз в день пищу, приготовленную без растительного масла, а в субботу и воскресенье отец Тихон добавлял три столовые ложки масла на кастрюлю. Каждый из них брал приготовленную еду к себе в келию и там вкушал её. Отец Тихон говорил: «Благословляется брать и добавку». Старец отличался рассуждением и был снисходительным по отношению к своим послушникам.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=200...

Преподобный Афанасий Афонский Лучезарное светило в созвездии святых отцов, преподобный Афанасий появился на свет в 930 году в городе Трапезунде . Он происходил из благородной семьи и при крещении был наречен Авраамием. Вскоре после рождения он остался круглым сиротой и был взят на воспитание родственницей матери Канитой, супругой одного из самых видных горожан Трапезунда. В детстве он не любил шумных игр, а часто вел своих сверстников в лес или пещеры и играл роль игумена. Близкие восхищались его быстрыми успехами в учении. А когда он был в отроческом возрасте, на него обратил внимание важный императорский чиновник, находившийся в городе по делам. Авраамий снискал такое расположение этого вельможи, что тот увез его с собой в Константинополь. Юноша был принят в доме стратига Зифинизера и получал образование у известнейшего учителя Афанасия, а вскоре, несмотря на юный возраст, стал даже его помощником. Прилежание в изучении литературы не мешало Авраамию вести подвижническую жизнь, которую он полюбил с детства. Так он явил себя монахом еще прежде пострига и борцом прежде, чем вступить в духовную брань. Он избегал вкушать блюда с богатого стола стратига, а обменивал яства, приносимые ему слугами, на кусок ячменного хлеба, который ел раз в два дня. Святой не ложился спать и боролся со сном, орошая лицо холодной водой. Свою одежду он раздавал нищим, а если дать было нечего, прятался в укромном месте и снимал с себя исподнее. К Авраамию приходило учиться все больше учеников. Стали переходить те, кто раньше учился у Афанасия, не только из-за того, что он больше знал и умел обучать, но главным образом потому, что он был приветлив, вел святую жизнь и имел богоподобный облик. Император Константин VII Багрянородный перевел его в другое учебное заведение, однако ученики были привязаны к нему крепче, чем побеги плюща к дубу. Тогда, чтобы не быть причиной ссоры и не соперничать с бывшим учителем, Авраамий, стыдившийся всяких явных почестей, решил отказаться от учительства, а вместе с ним и от всех других попечений века.

http://pravoslavie.ru/54896.html

С болью и любовью. Беседа с митрополитом Афанасием Лимассольским Как победить выгорание? Как христианину относиться к возрастающему количеству мусульман? Что делать с наркоманией? Как привлечь молодежь приходит в Церковь? Чему научил старец Паисий Афонский? 9 марта, 2011 Как победить выгорание? Как христианину относиться к возрастающему количеству мусульман? Что делать с наркоманией? Как привлечь молодежь приходит в Церковь? Чему научил старец Паисий Афонский? Интервью Александры Никифоровой с митрополитом Афанасием Лимассольским специально для портала « Правмир ». В назначенный час вместе с отцом Саввой Михаилидисом мы пришли в Лимассольскую митрополию. Спросили владыку Афанасия: «А его здесь нет, идите в храм, там он исповедует!» В кафедральном соборе — полумрак. На стасидиях митрополита дожидаются духовные чада. Кто-то приехал из Паралимни, Левкосии, есть и местные прихожане. Многие знают владыку еще с тех пор, когда он был игуменом монастыря Махерас. «Владыка любит исповедовать и часто исповедует нас!», — говорят они. Дождавшись своей очереди, заходим в исповедальную комнату-часовенку и мы. 16 лет вместе со старцем Паисием провел на Афоне митрополит Афанасий. Беседуя с ним, мы ощущаем на себе скорее монашеское смирение и любовь, чем архипастырское величие. Его простые и глубокие ответы на волнующие нас вопросы не очень современны, но очень согласны с духом Евангелия. — Сегодня многим церковным людям в России кажется, что на смену горению 90-х пришло чувство усталости и выгорания, «автоматической» веры. Что делать? — Я думаю, что духовная жизнь совершается в душе каждого человека. И Господь имеет Промысл о каждом человеке. И Промысл Божий не обижает никого. Тому, кто имеет стремление к духовной жизни, желает жить духовной жизнью, Бог предоставляет все возможности. Мы не знаем сердце каждого человека. Внешне нам может казаться, что появились безразличие, охлаждение, переутомление, но в сердцах людей все происходит иначе. Будем доверять Богу и тому, что Церковь служит право, как и заповедали святые апостолы и святые отцы. Будем делать дело, которое на нас возложил Господь, а все остальное оставим Промыслу Божию.

http://pravmir.ru/s-bolyu-i-lyubovyu-bes...

М.В. Шкаровский Русские обители Афона в XX веке Святая Гора Афон имеет особый статус не только в Греции, но и во всем православном мире. По преданию, гористый полуостров, имеющий 80 км в длину и 16 км в ширину, был взят под свой омофор Божией Матерью, отчего его часто называют «земным уделом Богородицы». Греческая конституция признает административную автономию расположенных здесь монастырей, а гражданский губернатор полуострова, назначаемый греческим правительством, не имеет права вмешиваться в их внутренние дела. Все афонские монастыри находятся в юрисдикции Вселенского Патриарха, вне зависимости от их национальной принадлежности. Согласно уставу на Афоне имеется 20 Патриарших ставропигиальных монастырей, из них 17 греческих: Великая Лавра прп. Афанасия Афонского , Ватопед (во имя Благовещения Пресвятой Богородицы), Ивирон (бывший грузинский Иверский монастырь в честь Успения Богородицы), Дионисиат (во имя Рождества Иоанна Предтечи), Кутлумуш (в честь Преображения Господня), Пантократор (в честь Преображения Господня), Ксиропотам (во имя Сорока мучеников Севастийских), Дохиар (во имя свв. Архангелов), Каракал (во имя свв. Апостолов Петра и Павла), Филофей (в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), Симонопетра (в честь Рождества Христова), Ставроникита (во имя свт. Николая Чудотворца), монастырь св. Павла (в честь Сретения Господня), Ксенофонт (во имя вмч. Георгия Победоносца), Григориат (во имя свт. Николая Чудотворца), Эсфигмен (в честь Вознесения Христова), Кастамонит (во имя св. первомч. Стефана), а также русский монастырь вмч. Пантелеимона (Русик), болгарский Зограф (во имя вмч. Георгия Победоносца) и сербский Хиландар (во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы). Только эти 20 обителей имеют права собственности на Святой Горе. Помимо монастырей на Афоне находится 12 приписанных к ним перечисленных в уставе скитов (не считая фактически заселенных к началу XX в. русскими насельниками скитов Старый Русик и Новая Фиваида), а также около 200 келлий и 500 калив. Из 12 скитов два были русскими: св. Апостола Андрея Первозванного (при монастыре Ватопед) и прор. Илии (при монастыре Пантократор), два – румынскими: св. Иоанна Предтечи (Продром при Лавре прп. Афанасия) и вмч. Димитрия (Лакку при монастыре св. Павла), один болгарским – Успения Пресвятой Богородицы (Мариинский, Ксилургу при монастыре вмч. Пантелеимона), а семь греческими: вмч. Димитрия (монастырь Ватопед), Благовещения Пресвятой Богородицы (монастырь Ксенофонт), прав. Анны (Лавра прп. Афанасия), Кавсокаливия (Пресв. Троицы при Лавре прп. Афанасия), Новый скит (Рождества Пресвятой Богородицы при монастыре св. Павла), вмч. Пантелеимона (монастырь Кутлумуш), св. Иоанна Предтечи (монастырь Ивирон). В 1914 г. Константинопольский Патриарх и греческие власти отклонили просьбу России дать русским скитам статус монастырей 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ III ПАТЕЛЛАРИЙ Свт. Афанасий III Пателларий. Икона. 1809 г. (собрание банка Амбровенето в Виченце) Свт. Афанасий III Пателларий. Икона. 1809 г. (собрание банка Амбровенето в Виченце) [Пателар; греч. Πατελλριος] (1597, Ретимнон, о-в Крит - 5.04.1654, г. Лубны, Миргородский полк), свт. (пам. 2 мая и в Соборе Афонских преподобных), Лубенский чудотворец, Патриарх К-польский (25 февр.- нач. апр. 1634; кон. июня - нач. июля 1652). Происходил из знатного рода, связанного с визант. династией Палеологов; отец его, Григорий, был ученым, философом и публицистом, а старший брат Евстафий - врачом. До 26 лет А. П. жил на Крите, к-рый находился под властью венецианцев; получил образование в мон-ре Аркадиу, хорошо знал философию, древнегреч., лат., евр., араб. и итал. языки. Монашество принял в критском подворье Синайского мон-ря и вскоре прославился в Кании (совр. Ханья), одном из городов острова, как выдающийся проповедник и толкователь Свящ. Писания. В 1626 г. А. П. был назначен учителем в Валахию, где по поручению К-польского Патриарха Кирилла I Лукариса перевел с евр. языка на новогреч. Псалтирь. Патриарх Кирилл вызвал своего земляка А. П. в К-поль и назначил проповедником при К-польском Патриархате. В 1631 г. А. П. был рукоположен во митрополита Фессалоники. Чтобы покрыть огромные долги своей кафедры, он обращался за помощью к царю Михаилу Феодоровичу . После того как Патриарх Кирилл II Кондарис , добившийся низложения Кирилла Лукариса, сам был низложен и сослан (1633), в февр. 1634 г. А. П. был избран Патриархом К-польским; интронизация его состоялась 25 марта, но уже через неск. дней он уступил престол вернувшемуся из ссылки Кириллу Лукарису и удалился на Афон; на месте его кельи впосл. возник рус. Андрея апостола скит . Чин архиерейского совершения литургии на Востоке свт. Афанасия III Пателлария. 1653 г. (ГИМ. Син. греч. 245 (Вл. 266). Л. 5 об.) Чин архиерейского совершения литургии на Востоке свт.

http://pravenc.ru/text/76940.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Григорий Новый Григорий Новый       Григорий Новый († 1380), прп. (пам. греч. и серб. 7 дек.), основатель мон-рей Григориат (Григория преподобного мон-рь) на Афоне и Горняк в Сербии. Г. Н. почитается на Балканах, где за ним закрепились разные прозвания: Горняцкий, Молчальник (Исихаст), Новый Синаит, Синаит Младший, Ктитор и Каллиграф (Доброписец).   Разрозненные и хронологически противоречивые сведения о жизни Г. Н. содержатся в неск. источниках. Житие Г. Н. на греч. языке, время составления к-рого неизвестно, после пожара 1761 г. в мон-ре Григориат, по сведениям С. Станоевича, было увезено серб. монахами, и дальнейшая его судьба неизвестна (см.: Gruji). Греч. служба с Похвальным словом, написанная ранее 1761 г., сохранилась в списках 1847 и 1850 гг. (Ath. Gregor. 145, 167). Г. Н. изложил нек-рые факты своей биографии в оставленном им Житии св. Ромила (Видинского). На основании этих источников, а также с учетом сведений из Жития предполагаемого сподвижника Г. Н. прп. Афанасия Метеорского, преданий мон-рей, в к-рых Г. Н. подвизался или был известен, архим. Иустин (Попович) составил полное Житие святого.   Служба сообщает, что Г. Н. род. в Сербии (хотя выдвигались предположения о его греч. происхождении - см.: Γερϒιος (Καψνης), ρχιμ. Σ. 113, 117), подвизался в пещерах в горах на Афоне, где стал учеником прп. Григория Синаита. Среди чудес Г. Н. в службе упоминается избавление афонских мон-рей от набега пиратов-«варваров», когда по его молитве их корабли затонули. Иером. Амфилохий (Радович) высказал предположение, что Г. Н. является одним лицом со старцем Григорием, учителем прп. Афанасия Метеорского (см.: Aмфuлoxuje jepoм. Синаити и зhaчaj у животу Cpбuje XIV и XV в.//Манастир Раваница: Споменица о шecmoj 1381-1981. Београд, 1981. С. 132), хотя, по мнению Н. Вейса и др. исследователей, наставником Афанасия был прп. Григорий Синаит (Βης. Σ. 241). Соглашаясь с иером. Амфилохием, ряд исследователей (см.: Jycmuh архим.; Петр (Пиголь), игум.) дополнили биографию Г. Н. сведениями из Жития прп. Афанасия о том, что Г. Н. познакомился с Григорием Синаитом и стал его учеником на Афоне. После ухода учителя он долгое время оставался на Св. Горе с одним из соучеников, Моисеем.

http://isihazm.ru/1/?id=588

Преподобный Михаил Малеин и трехсотлетие рождения благочестивейшего великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича 12-го июля 1596–1896 г. Источник Предисловие С конца XIV века, со введением в России служебных миней, по Иерусалимскому уставу расположенных, при влиянии на это святой горы Афона, стала у нас совершаться служба в 12 день июля преподобному Михаилу Малеину, память которого весьма чтилась на Афоне, как наставника преподобного и богоносного отца Афанасия Афонского ; но в России имя преподобного Михаила Малеина сделалось особенно известным после восшествия на престол царя Михаила Феодоровича (1613 года), первого из царствующего рода Романовых. Михаил Феодорович родился 12 июля 1596 г. в день преподобного Михаила Малеина и получил его имя, коронован на царство накануне своего тезоименитства 11 июля 1613 года и скончался в третьем часу ночи с 12 на 13 июля 1645 года. Житие преподобного Михаила Малеина в России не было известно доселе. При царе Михаиле Федоровиче составлено было довольно пространное слово в честь этого преподобного и помещено в прологе под 12 июля. Но в этом слове сведения о жизни преподобного весьма недостаточны; они извлечены из жития святого Афанасия Афонского , ученика преподобного Михаила и касаются только отношений преподобного Афанасия к Михаилу Малеину. Между тем, житие преподобного Михаила было составлено недолго спустя по кончине его и до ныне существует на греческом языке. Святогорец Никодим в своем синаксаристе (греческом прологе) пишет, что оно есть в рукописях в великой лавре Афанасия Афонского и других Афонских монастырях, и что оно переведено на новогреческий язык, и напечатано в Калокерини. Книга Калокерини, по-русски «Летняя книга» или «Летнее чтение», издана греческим монахом Агапием в 1865 году и названа так, потому что содержит избранные жития святых, которым празднуется в лучшее время года, – летом (с 1-го марта по 31-е августа). По этой книге и составлено предлагаемое житие с дополнениями из других верных источников и объяснениями. Что же касается до службы преподобному Михаилу (12-го июля), то она составлена в Греческой церкви согласно с означенным житием, прежде ее написанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества   23 июля Православная Церковь совершает память преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской обители. Этот подвижник занимает особое место в сонме древнерусских святых и издревле почитается как «начальник всех русских монахов», поскольку основанная им на Киевских горах Печерская обитель многие столетия служила центром и школой древнерусского монашества и просвещения для всей Руси. Однако, несмотря на такое центральное значение личности преподобного Антония в истории Русской Церкви и Руси, сохранившиеся сведения о нем довольно скудны и противоречивы. Особенно мало информации о периоде пребывания подвижника на Святой Горе Афон. В последнее время в популярной литературе утвердилась мысль, будто бы преподобный Антоний Печерский на Афоне подвизался в монастыре Есфигмен, чему в качестве подтверждения демонстрируется небольшая пещерка с надстроенной над ней в конце XIX века церковкою во имя святого Антония Есфигменского. Однако действительно ли эта пещера принадлежала киевскому Антонию? И действительно ли Антоний Есфигменский тождественен преподобному Антонию Печерскому? Вопрос этот до сих пор остается открытым, поскольку весомых доказательств есфигменской гипотезы, распространившейся с середины XIX века, представлено так и не было. Помимо известной ныне пещеры Антония Есфигменского существовала на Афоне в XIX веке и другая пещера, которую тоже приписывали преподобному Антонию Печерскому, - неподалеку от Великой Лавры святого Афанасия. О ней упоминается в паломнических отчетах иеромонаха Ипполита (Вишенского) и других. По мнению большинства исследователей, здесь имела место попытка благочестивых русских паломников, активно начавших приезжать на Афон в XIX веке, самостоятельно отыскать место подвига почитаемого на Руси «начальника всех русских монахов». Но если Великая Лавра отказалась признать паломническую идентификацию пещеры, находящейся в ее пределах, то обитель Есфигмен - сочла это возможным и позволила российским паломникам над пещерой воздвигнуть храм во имя святого Антония Есфигменского.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2622

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Святитель Киприан Киевский: афонский подвижник-исихаст и митрополит всея Руси Святитель Киприан Киевский: афонский подвижник-исихаст и митрополит всея Руси. День памяти — 29 сентября   Святитель Божий Киприан (Цамблак), мощи которого почивают под спудом в московском Успенском соборе, был рукоположен патриархом Константинопольским Филофеем (1353-1354 и 1364-1376) в митрополита Киевского, Русского и Литовского 2 декабря 1375 года. До принятия архиерейского сана будущий святитель подвизался на Святой Горе Афон. Здесь он прошел школу умного делания, очищения души от страстей, стяжания Святого Духа, и потом был Промыслом Божиим был поставлен пасти Церковь Русскую.   Святой Киприан родился около 1330 года в городе Тырнове, который в то время был столицей Болгарского царства. Кем он был по национальности доподлинно неизвестно; по одним источником – болгарином, по другим – сербом из Тырново. По окончании школьного воспитания в родном городе, Киприан, чувствуя влечение к иноческой жизни, по совету своего духовного наставника и родственника блаженного Евфимия (впоследствии патриарха болгарского), направился на Афон. Он прибыл на Святую Гору в то время, когда здесь только завершилась борьба с Варлаамом, Акиндином и их последователями за дело высшей важности для всех православных христиан. Спор, как известно, шел о Нетварном Свете и умной молитве, которая была постоянным упражнением безмолвствующих иноков на Афоне. Эти споры закончились победой православного исихастского учения свят. Григория Паламы, а исихазм был признан официальным учением Восточной Церкви. О своем житии на Святой Горе сам святой Киприан говорит в послании к игумену Афанасию. В какой именно из святогорских обителей подвизался блаженный Киприан, точно неизвестно. Вероятнее всего, что в одном из славянских монастырей (возможно и в Старом Руссике, населенном в то время его земляками из Сербии и Болгарии) и в Лавре святого Афанасия. Хотя, если судить по характеру послания болгарского патриарха Евфимия к святому Киприану, то можно предположить, что он подвизался какое-то время и вне монастыря, в пустыне.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2682

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Отец Евдоким - последнее дитя Афона. Рассказы о Святой Горе архимандрита Григория Зумис     Отец Евдоким - последнее дитя Афона. Рассказы о Святой Горе архимандрита Григория Зумис   Публикуем рассказы о Святой Горе архимандрита Григория Зумиса, игумена афонского монастыря Дохиар. Мы исправили перевод, который далек от совершенства. Назовем эти воспоминания " Дохиарский патерик " , потому что это так и есть, настоящий патерик, или точнее, Герондикон. Эти рассказы учебник подлинной афонской духовности. - Святая Гора Афон   Мы следим за тем, что происходит в Церкви, и от того, что мы слышим, у нас болит сердце  Ефрем Катунакский. Стань для старца всем, даже его плевательницей и ночным горшком Ефрем Катунакский. Дорогие мои детки, бо­гослов тот, кто беседует с Богом   Игумен Григорий Дохиар. Воспоминание о Паросе Игумен афонского монастыря Дохиар архимандрит Григорий. Хоть мошна пуста, да душа чиста Житие ст арца Иерофея с Афона Григорий, игумен афонского монастыря Дохиар, Моя мать Лонговарда       Чтобы описывать жизнь святого мужа, необходимо самому идти его путём; только так можно будет проследить всю его жизнь: дело для меня совершенно невыполнимое. К тому же, внутренняя жизнь настоящего монаха не видна другим, она скрыта и будет явлена только в Царстве Небесном.     Монах на Афоне , как говорят богословы, есть  пророк, своей жизнью говорящий о последних днях.   Поэтому и на погребении монаха его лицо закрыто покровом, а всё тело — великой схимой, подобно тому, как флагом страны накрывают тела солдат, служивших ей и сражавшихся за неё до смерти. Мы, дети отца Евдокима, познакомились с ним на закате его дней. Мы вместе подвизались, вместе ели на монашеской трапезе, вместе пели в храме. Но кто изгнал его, священника, из алтаря за высокий иконостас? (Я не имею в виду сослужащих, которые, бывает, создают друг для друга проблемы.) Кто слышал немые стоны его души во время искушений? Кто может описать мученичество его совести, как называет монашеский подвиг Афанасий Великий в житии Антония Великого?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=180...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010