Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Богородицкий, в Свияжске, основан в 1555 г. Ныне первоклассный. [VI, 53.] Архимандриты Св. Герман Садырев и Полев 3 февр. 1555 перев. из Старицкого Успенского, а 12 мар. 1564 хирот. в архиеп. Казанского. Иеремия , 1564 и 65. Иларион , 1566–68. Иосиф , 1572–76. Авраамий , 1579–84. Мисаил , 1588–93. Сергий , 1598–1613. Корнилий , 1613–1620, 6 февр. хирот. в архиеп. Вологодского. Иоаким , 1620–24. Левкий , 1624–34. Герасим определён 16 июля 1634; до 1639. Пафнутий , 1639 и 40. Гермоген , 1641–47. Иона , 1648–50. В 1651 келарь управлял. Антоний , 1652–63. Иосиф определён 13 мая 1663–67, перев. в Соловецкий. Варфоломей перев. из Соловецкого 1667–69. Евфросин , 1669 и 70, мар. Гавриил , 1674–86. Паисий , 1688–96. Два? Симеон , 1696–1724. (Не так.) [Свияжский архим. Симеон перев. 12 сент. 1698 в Ипатиевский (sic).] Гавриил Русской в авг. 1725–31, перев. в Владимиро-Рождественский. Алексий Раифский определён 3 сент. 68 1731–38. Димитрий Сеченов опред. 11 дек. 1738–42, 12 сент. хирот. в еписк. Нижегородского. Сильвестр Гловатский , 1742–49, 6 июля хирот. в митрополита Сибирского. Евмений Скаловский с 7 февр. 1750; до 1767. Иероним Формиковский в 1767 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 25 дек. 1770 хирот. в еписк. Владимирского. Дорофей 4 окт. 1770 перев. из Новгородского Антониева, а 14 мая 1778 – в Иверский. Иосиф 1778 перев. из Нижегородского Печерского, а 13 окт. 1785 – в Симонов. Платон Любарский 30 окт. 1785 перев. из Казанского Преображенского, а 21 июня 1788 – в Новый Иерусалим. Вениамин Багрянский в 1788 перев. из Новгородского Антониева, а 9 дек. 1789 хирот. в еписк. Иркутского. Гедеон Замыцкий 9 янв. 1790 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 24 мая 1794 – в Цареконстантинов. Сильвестр Лебединский 27 мая 1794 перев. из Астраханского Спасского, а 25 сент. 1799 хирот. в еписк. Полтавского. Ксенофонт Троепольский 24 авг. 1799 перев. из Казанского Преображенского; 15 янв. 1800 хирот. в викария Казанского, а 24 февр. перев. во Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Назарий Саровский чудотворец (1735 – 23 февраля 1809) Игумен Назарий (в миру Николай Кондратъев) родился в семье причетника в с. Аносове Тамбовской губернии. Возлюбив Бога, он оставил мир еще в самые юные годы. В Саровскую пустынь пришел он в 1752 г. и прожил там три года. Затем находился в астраханском Спасо-Преображенском монастыре под духовным руководством епископа Мефодия, кем и был пострижен в монашество 23 сентября 1760 г.; во иеродиакона посвящен 22 октября 1760 г. В 1765 г. опять возвратился в Саровскую пустынь. В иеромонаха посвящен епископом Владимирским Иеронимом 6 декабря 1776 г. В 1781 г. указом Святейшего Синода потребован в Санкт-Петербург, где в 1782 г. по убеждению митрополита Гавриила назначен строителем в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь для заведения в нем общежития и порядка по правилам и примеру обители Саровской. Его попечением Валаамская обитель была возрождена из запустения и преумножена братией. В мае 1785 г. удостоен сана игумена. В обители им введен строгий церковный служебный порядок и приобретены угодья на ее постоянное содержание. Игуменом Назарием в Валаамском монастыре устроено было три рода жизни: общежительная, скитская и пустынная. Слава о монастыре при новом настоятеле перешагнула границы России: даже со святой Афонской горы приходили паломники на поклонение святыням обители, удивляясь ее устроению «по благообразию и чину». Игумен Назарий имел особенный дар прозорливости и дальновидности, иногда узнавая без испытания человеческие мысли, характеры и склонности, и каждого приходящего побуждал к исправлению недостатков, какие прозорливо в нем замечал. От Бога старец Назарий был одарен обильным духовным рассуждением, поучая братию и всякого к нему приходившего с удивительным благоразумием. Был кроток, смирен, и сердце его пылало любовью к Богу, так что он ни в какое время не переставал творить молитву Иисусову, всегда с нею перебирая в руках четки. В монастыре о. Назарий имел отшельническую келью, в которую имел обыкновение удаляться для уединенной молитвы,

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

Прибавление к 1-й части Истории Княжества Псковского I. Высочайшая Грамота, пожалованная Псковскому Дворянству в 1808 году Божией поспешествующей Милостью, МЫ, АЛЕКСАНДР ПЕРВЫЙ, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Си6ирский, Царь Херсониса Таврического. Государь Псковекий и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский и Подольский, Князь Естляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Корельский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий Князь Новгорода Низовской Земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоезерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея Северные страны Повелитель, и Государь Иверский, Карталинской, Грузинской и Кабардинской Земли, Черкасских и Горских Князей и иных наследный Государь и Обладатель, Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг Голштинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Олденбургский, и Государь Еверский, и прочая и прочая, и прочая. Всем известно, с коликою ревностию и усердием благородное Российское Дворянство по возванию Нашему подвизалось в образовании Земского Войска. Знаменитые опыты единодушного его содействия в Летописях общественных деяний всегда пребудут незабвенны, и к чести Российского имени вместе с памятью происшествий прейдут к позднейшему потомству. В сем общем подвиге благородное Дворянство Псковской Губернии не щадя ни трудов, ни жертв своего достояния ознаменовало себя отличным соревнованием ко благу общему. Именем благодарного Отечества воздав в свое время сим достохвальным побуждением принадлежащую справедливость, признали мы за благо в вящшее оной утверждение сей особенной нашей Грамотой изобразить благородному сословию Дворянства Псковской Губернии свидетельство Нашей признательности и непременяемого благоволения . В удостоверение чего Мы сию Нашу Грамоту рукой Нашей подписали и Государственной Печатью утвердить повелели. Дана в Санктпетербурге месяца декабря в тридесять первый день, в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот осьме, Царствование же Нашего осьмое.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Прибавление Пришествие в Россию патриарха Иеремии В лето от сотворения мира 7095, Рождества же Господа нашего Иисуса Христа 1587, при державе Благочестивого Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича всея Руси, и при святительстве Иова, содержавшего престол Митрополии Московской, пришел с Востока Архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский Патриарх Иеремия, нужд ради церковных. Это было уже второе пришествие Патриаршее в кроткое обладание Феодора. Еще за два года прежде, Иоаким Антиохийский и всего Востока, посетил за милостынею землю Русскую, чрез пределы Астраханские и Казанские, и высоким саном своим внушил набожному Царю, услаждавшему душу благолепием обрядов церковных, желание возвеличить достоинство Митрополитов Всероссийских; ибо давно уже они превосходили могуществом и обширностью своей паствы Патриархов Вселенских, хотя и числились сами в области Цареградского. В то время Митрополитом был еще премудрый Дионисий Грамматик, и встреча его со Святителем Антиохийским едва ли не положила в душу Царя первой мысли об учреждении Патриаршества: ибо когда Патриарх, в соборе Успения Пречистыя Богоматери, приложась к святым иконам, шел приветствовать Дионисия, Митрополит сойдя с места своего, не более как на сажень, благословил его наперед, а потом уже Патриарх благословил Митрополита, и поговорил слегка, что приличнее было бы ему принять благословение прежде, да и перестал о том. – Благочестивый же Самодержец не перестал, но, помысля со своею благоверною Христолюбивою Царицею Ириною, советовался с боярами и говорил им: «Изначала, от прародителей наших, Киевских и Владимирских и Московских Государей, Великих Князей и Царей благочестивых, поставлялися богомольцы наши Митрополиты Киевские, Владимирские, Московские и всея Руси от Патриархов Царьграда Вселенских: а потом, Всемогущего Бога милостью и Пречистыя Богородицы заступницы нашей, и молитвами великих Чудотворцев всего Российского царствия, и по совету Патриархов Вселенских, начали поставляться особо Митрополиты в Московском государстве, по приговору и по избранию прародителей наших и всего освященного собора, Архиепископов и Епископов Российского царства, даже и до нашей державы. А ныне, по великой и неизреченной своей милости, велел нам Бог видеть к себе пришествие великого Патриарха Антиохийского: нам же воссылающим за сие славу Господу, испросить бы у Него еще милость, дабы явил свое милосердие и устроил в нашем государстве Московском Российского царствия Патриарха, и посоветовать бы о том со святейшим Иоакимом и с ним бы приказать, о благословении патриаршества Московского, ко всем Патриархам».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 3 (16) февраля Священномученик Василий Залесский Священномученик Василий родился 4 февраля 1887 года в селе Федоровка Астраханского уезда Астраханской губернии в семье псаломщика Даниила Залесского. В 1908 году Василий окончил Астраханскую Духовную семинарию и 29 августа того же года был рукоположен во диакона ко храму Рождества Христова в городе Астрахани, а 5 октября 1916 года – во священника ко храму во имя святителя Алексия, митрополита Московского, при Александринском приюте. После прихода к власти безбожников в первую очередь были закрыты домовые храмы и среди них Алексеевский, и 20 марта 1920 года отец Василий был снова назначен служить в храм Рождества Христова. Летом 1922 года организованные безбожными властями обновленцы попытались захватить власть в Церкви, используя человеческое малодушие и беспринципность. В июле 1922 года епископ Енотаевский, викарий Астраханской епархии Анатолий (Соколов) объявил о своем признании обновленческого ВЦУ и призвал к тому же астраханское духовенство. Через полмесяца, однако, когда в подробностях стала известна программа церковных реформ, которые предполагало осуществить ВЦУ, когда обнажилась для всех разрушительная антихристианская суть обновленчества, многие астраханские священники направили епископу Анатолию заявления с выражением протеста против действий ВЦУ и отвергли его законность. Среди них был и священник Василий Залесский. В сентябре 1922 года из Астрахани в Москву выехала делегация с целью ознакомления с церковной ситуацией в столице. В состав этой делегации вошел и отец Василий. Делегация вполне ознакомилась с программой и действиями живоцерковников, побывала у епископа Антонина (Грановского) и вернулась в Астрахань с еще большей убежденностью в опасности для православия всех начинаний церковных реформаторов. По возвращении в Астрахань отец Василий выступил в православных храмах со специальными докладами, в которых раскрыл суть обновленчества и призвал верующих крепко держаться православия.

http://fond.ru/kalendar/109/vasiliy/

С началом 1589 г. наступал пятый год царствования сына и преемника Грозного, слабого Федора Ивановича, постника и молчальника на троне, монаха больше нежели царя, – и начинался пятый год царевания или полноправного распоряжения Россией шурина царского, Бориса Федоровича Годунова, о котором летописец повествует, что он «одарен был от Бога возрастом и человечеством и умом паче всех человек: образом своим и делами множество людей превзошел, и никто же бе ему от царского сигклита подобен во благолепии лица его и в рассуждении ума его, и велеречив зело, и многое дивное о себе творяше» 1 . Облеченый в знатный сан конюшего, с титлом ближнего великого боярина и взанием наместника царства казанского и астраханского, шурин царский уже не боялся соперничества ни Шуйских, ни Мстиславских, ни Бельских, сосланных и частью умерших в заточении, уже не видел врагов ни в Голициных, ни в Куракиных, ни в Головиных, или удаленных из Москвы или удалившихся из России, уже свергнул с святительского престола митрополита Диониссия, которого заменил преданным себе Иовом и, пользуясь таким уважением государей иностранных, что даже сама Елизавета, гордая королева английская, писывала к нему не иначе, как «пресветлый княже, кровный приятель любезнейший» 2 – был в то же время счастливым супругом Марии Григорьевны Скуратовой, дочери известного главы опричников Малюты-Скуратова, и нежным отцом семилетней Ксении. Кроме Ксении, Борис, если верить Флетчеру, имел еще сына, которого потерял в 1588 г., и потерял собственно потому, что, когда заболел этот младенец, отец, не смотря на зимнюю стужу, ежедневно носил его в церковь Василия Блаженного к мощам святого и, не слушая врачей, поил там младенца холодной водой, отчего бедный малютка рапростудился, занемог еще сильнее и умер 3 . Однако, и тут судьба, до сих пор особенно покровительствовавшая Борису, не хотела расстраивать благополучия своего любимца, а напротив, как будто спешила прибавить к удачам правителя счастье отца, – и в начале 1589 г., т.е. в то самое время, когда, по мысли Бориса, учреждалось в России патриаршество – мера безполезная для государства, но важная для шурина царского, располагавшего, таким образом, в свою пользу все русское духовенство, – у Бориса родился второй сын, Федор. В каком именно месяце 1589 г. Случилось это радостное для Бориса событие, в точности не известно; но цареградский патриарх Иеремия, ставивший первого русского патриарха Иова и выехавший из Москвы весной 1589 г., в грамоте своей от 2-го июня 1589 г., посланной к Борису с дороги, из Смоленска, между прочим, писал: «Благодать тебе государю и мир и милость от Бога Вседержителя со всем твоим преблагословенным домом и со возлюбленными твоими чады, и им Божия благодать» 4 . Стало быть, в июне 1589 г. У Бориса было уже не одно чадо, и Федор Борисович родился ранее этого месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Саратов. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий Старый собор Автор: Наталия Снято: 19 августа 2012 Добавлено: 1 ноября 2012 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты За время своего существования собор имел несколько названий - Троицкий, Свято-Троицкая церковь, Старо-Соборная церковь и Саратовский Троицкий (Старый) собор. Собор находится недалеко от Волги. Это самый ранний архитектурный памятник Саратова. Троицкий собор построен по инициативе саратовских жителей с благословения митрополита Астраханского и Терского Парфения в 1674-1675 годах. Здание собора построено в стиле московского, или " нарышкинского " барокко. Ни проектных данных, ни фамилии зодчего не сохранилось. Существует предположение, что автором проекта и строителем был крепостной графа Голицина. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы; в нижнем - три: главный - в честь Успения Божией Матери, в правом приделе - во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и в левом - во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии. Что касается названия Троицкий, то на этот счет имеется предположение о том, что собор построен стрельцами - коренными жителями Москвы, в окрестностях которой существовала величайшая на Руси святыня - Троице-Сергиева Лавра с ее Троицким собором, построенным еще в 1422 году. " Тяготея душой и мыслями к Родине своей Москве и ее святыне, но живя вдали от них " ради службы Государевой " и в то же время не желая быть отчужденными от Родины, стрельцы дали новопостроенному на чужбине храму наименование " Троицкий собор " . Изначально собор был деревянным. Он несколько раз горел, но всякий раз усердием саратовцев был возобновляем. После того как в 1684 году деревянный Троицкий собор сгорел дотла, саратовцы решили построить вместо него каменный собор. Дело с получением разрешения на постройку тянулось целых пять лет, с 1684 по 1689 год. 13 октября 1695 года собор был освидетельствован. Построенный тогда храм состоял из трех отделений: алтаря, средней и подкупольной части, а также трапезной, к которой с западной стороны примыкал фронтон - небольшая галерея.

http://sobory.ru/article/?object=02694

свящ. Михаил Благонравов 17. Архиепископ Никифор Никифор, архиепископ Астраханский и Ставропольский, в мире Николай Феотоки, родом грек, родился в феврале 1731 г. в городе Корфу, на острове того же имени, от благородной графской фамилии. Первоначальное образование он получил в Корфской гимназии, где обучался греческому, ла- тинскому, французскому и итальянскому языкам, словесности, поэзии, риторике, философии и богословию. Окончательное образование получил в итальянских университетах, где преимущественно слушал высшие курсы математики, физики и астрономии. По возвращении в свой родной город Корфу, он принял монашество; 11 апреля 1753 г. посвящен в иеромонаха и был проповедником в Богородицкой церкви, а с 1757 по 1765 г. был в Корфской гимназии учителем риторики, математики, физики и астрономии. Желая посетить Афонскую гору, он прибыл в г. Константинополь, где познакомился с Молдавским господарем Григорием Гикою, который удержал его при себе для воспитания своих детей, а затем увез его в свой г. Яссы и вместе с тамошним митрополитом упросил его быть ректором Ясской гимназии и преподавателем математики и географии. Желая видеть Россию, иеромонах Никифор в 1778 г. Прибыл в Полтаву, к своему соотечественнику, архиепископу Славянской и Херсонской епархии Евгению Булгарису. Архиеп. Евгений, зная хорошо дарования и ученость иеромонаха Никифора, определил его ректором Полтавской семинарии и присутствующим в Консистории. Когда престарелый архиеп. Евгений уволился на покой, то на его место назначен был иеромонах Никифор, как по рекомендации Евгения, так и по тому, что он, как сказано в указе Св. Синода, был «как всюду известно, довольно ученый, и не только греческий, но и другие языки знающий, и в сказывании проповедей не мало упражнялся», и 6 августа 1779 г. посвящен в архиепископа Славянского и Херсонского. 28 ноября 1786 г. Высочайшим повелением переведен в Астрахань, куда и прибыл 5 мая 1787 г. Не мало трудов ожидало преосвященного Никифора в Астраханской епархии, в этом более Азиатском, чем Европейском краю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

свящ. Михаил Благонравов 32. Епископ Феогност Феогност, бывший епископ Астраханский и Енотаевский, а затем митрополит Киевский и Галицкий, в мире Георгий Иванович Лебедев – сын священника Тверской епархии. Высшее образование получил в С.-Петербургской духовной академии, в которой, пред самым окончанием курса, 14 марта 1853 г., принял монашество и 25 марта был посвящен в иеродиакона, а вскоре по окончании курса, 6 сентября того же года, посвящен в иеромонаха. Служебная деятельность Высокопреосвященного Феогноста началась с должности смотрителя, а по утверждении в степени магистра богословия, ректора Кирилловского духовного училища Новгородской епархии; затем он был профессором в С.-Петербургской духовной семинарии, ректором Александро-Невского духовного училища (1856 – 1857 гг.), инспектором в Новгородской духовной семинарии и 24 октября 1858 г. возведен в сан архимандрита. В 1861 г. назначен ректором Орловской духовной семинарии; в 1864 г. перемещен на должность ректора в Подольскую духовную семинарию. 13 декабря 1866 г. последовало Высочайшее повеление о бытии архимандриту Феогносту епископом Балтским, викарием Подольской епархии, а 27 июля 1870 г. последовало Высочайшее назначение его на Астраханскую кафедру. 7 декабря 1874 г. Высокопреосвященный Феогност был перемещен из Астрахани в Подольскую епархию, отсюда, 9 декабря 1878 года, во Владимирскую епархию. Состоя на Владимирской кафедре, Высокопреосвященный Феогност участвовал в священном короновании Императора Александра III и был возведен в сан архиепископа. 21 ноября 1892 г. переведен на Новгородскую кафедру, а 13 августа 1900 г. по Высочайшему повелению назначен митрополитом Киевским и Галицким и Киево-Печерской Успенской Лавры священно-архимандритом. Высокопреосвященный Феогност – один из старейших и заслуженнейших архипастырей Российской церкви. В 1903 г. исполняется 50 лет его служения в священном сане и 37 лет в святительском сане. Еще во время своего служения в сане епископа, а потом архиепископа в вышеназванных губерниях, он несколько раз был вызываем в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, а 6 мая 1895 г. был возведен в звание постоянного члена Св. Синода. Деятельность Высокопреосвященного Феогноста, как члена Св. Синода, обнимает собою не одну Киевскую епархию, архипастырем которой он состоит, но и все епархии Российской Империи; а потому вся многосторонняя и многоплодная деятельность его не может быть изложена в этой краткой биографии. Только история со временем может оценить труды Высокопреосвященного Феогноста на пользу церкви и отечества. Поэтому здесь будут отмечены только некоторые, более очевидные, плоды деятельности Высокопреосвященного Феогноста в Астраханской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Июль Святитель Филипп Митрополит Московский 16 июля, 22 янв. (3 июля, 9 янв. по церковному календарю) После радостных для отечества событий – завоевания казанского и астраханского царств в середине 16-го века наступило для русских людей тяжелое время. Царь Иоанн Васильевич после смерти своей кроткой жены Анастасии сделался мрачным и суровым. Подозревая подданных в измене, он окружил себя телохранителями, взял себе несколько городов и несколько улиц в Москве, как бы в особое владение (опричнину, в противоположность другим городам и улицам – земщине). Эти телохранители-опричники безнаказанно обижали и грабили мирных граждан. В это тяжелое для Руси время совершен был великий подвиг самопожертвования святителем Филиппом. Святой Филипп (в мире Феодор) происходил из знатного рода бояр Колычевых. Отец его Степан Иванович Колычев был очень любим великим князем Василием Ивановичем. Феодор был первенцем боярина и его богобоязненной супруги Варвары. С ранних лет Феодор, по выражению жизнеописателя, “с сердечной любовью прилепился к богодухновенным книгам”, отличался кротостью и степенностью и чуждался забав. Ввиду своего высокого происхождения он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие произвели сильное впечатление в душе его сверстника, царя Иоанна. По примеру своего отца, Феодор начал военную службу, его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к благам мира. Вопреки обычаям того времени он медлил жениться до 30-ти летнего возраста. Один раз в церкви, в воскресный день, сильно подействовали на него слова Спасителя: “Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть” ( Мф. 4:24 ). Услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и отправился в Соловецкую обитель. Здесь в течение девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работал, как простой поселянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. Наконец, по общему желанию братии, был поставлен в пресвитера и игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010