Иона, митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (Василевский Иван Семенович) Родился 18 февраля 1763 года в городе Калуге в семье бедного причетника-иконописца. Первоначально учился в духовном училище при Лаврентиевом Рождественском монастыре близ Калуги, затем в Перервинской духовной семинарии, откуда, как лучший ученик, переведен в лаврскую духовную семинарию, переименованную в Московскую духовную академию. В 1790 году окончил курс духовной академии. 30 января 1792 года назначен священником к Калужской Воскресенской церкви. В 1803 году возведен в сан протоиерея. В 1807 году пострижен в монашество и в том же году возведен в сан архимандрита. С 1808 года – ректор Калужской духовной семинарии и настоятель Перемышльского Свято-Троицкого Лютикова монастыря. В 1810 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург. С 1811 года – инспектор и эконом Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Иосифо-Волоцкого монастыря. 29 марта 1812 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. 22 апреля 1821 года возведен в сан архиепископа Астраханского и Кавказского. 1 октября 1821 года назначен экзархом Грузии, архиепископом Мцхетским. Тифлисским и Карталинским. Состоял членом Святейшего Синода. 22 августа 1828 года возведен в сан митрополита. 5 марта 1832 года уволен от управления Грузинской Церковью. Вызван в Святейший Синод для присутствия и оставался в Санкт-Петербурге до самой смерти. Жил в Александро-Невской лавре. Скончался 22 июня 1849 года на руках своего любимого друга, архиепископа Нафанаила (Савченко, † 1875). Погребен в Александро-Невской лавре в Феодоровской церкви. Детство святителя прошло в убогой нищете. Ему нередко приходилось даже просить милостыню для себя и своей беспомощной и бесприютной бабушки. Рано познав нужду, он привык чутко относиться к людским бедам и горестям и всегда старался оказать нуждавшимся всевозможную помощь. Так, в 1830 году во время холеры в Грузии он с лекарствами самоотверженно посещал больных и исполнял священнические требы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пн Кирил звершив в Смоленськом Московського монастиря Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Артём Леднёв. Звук: Александр Бригадов. 7 липня 2016 р. 19:46 7 июля 2016 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, по завершении чина  великого освящения  храма святого Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен  Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Смоленском соборе Новодевичьей обители.     Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник  Московской епархии ;  митрополит Астраханский и Камызякский Иона ;  митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл ;  епископ Илиан (Востряков) ;  епископ Видновский Тихон ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Балашихинский Николай ;  епископ Зарайский Константин ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Никон (Матюшков), благочинный церквей Шатурского округа; духовенство Москвы и Московской епархии. На богослужении присутствовали депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин, уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.К. Долгов, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Н.П. Овсиенко, директор департамента культуры Правительства РФ П.П. Скороспелов, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.В. Черников, префект Центрального административного округа г. Москвы В.В. Говердовский, благотворители Новодевичьего монастыря. За Литургией молились настоятельница Московского Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова) и насельницы обители; духовенство Московской епархии, благотворители, строители и благоукрасители новоосвященного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4560663...

Разделы портала «Азбука веры» В XX веке в Русской Церкви состоялось пять Соборов для выборов Патриарха: Поместный Собор 1917–1918 годов Наиболее подробно вопрос о процедуре избрания Патриарха рассматривался на Поместном Соборе 1917–1918 годов сначала применительно к конкретному выбору Патриарха на данном Соборе, а позднее подробно рассматривалась процедура избрания Патриарха и на будущее время. Выработанная Собором процедура избрания Патриарха вошла в свод определений Собора. На пленарное заседание Собора 28 октября 1917 года было вынесено предложение – прекратить дальнейшие прения по вопросу о восстановлении Патриаршества и приступить немедленно к голосованию внесенного Отделом о высшем церковном управлении предложения. Перед голосованием было предоставлено слово епископу Астраханскому Митрофану, докладчику по вопросу о Патриаршестве. В своем слове он называет два основных деяния, ради которых стоило созвать даже особый Собор: «Если мы их примем (положения, внесенные на рассмотрение Собора), то совершим два основных деяния: 1) узаконим навсегда соборную форму церковного управления, сделав следуемые прибавки к формуле Отдела, что Собору принадлежит власть законодательная, административная, судебная, Соборы же созываются периодически; 2) учредим Патриаршество… Совершением этих деяний и можно было бы в данном случае ограничиться, а патриарха выбрать потом, хотя, если позволят обстоятельства это можно сделать и теперь. Если бы, впрочем, Собор наш сохранился, то с этим делом торопиться не следовало бы, как не следовало бы спешить и с делом детальной разработки прав и обязанностей патриарха. Ведь, Собор выше патриарха и является источником его власти: патриарх подотчетен Собору; он, даже по насильственном прекращении деятельности Собора, должен снова созвать Собор и от него ожидать указания своих прав и обязанностей». 1 На этом заседании были приняты следующие положения: В результате голосования, при подсчёте записок выяснилось, что Митрополит Московский Тихон получил 162 гол., Митрополит Тифлисский Платон 74 гол., Архиепископ Тамбовский Кирилл 35 гол., Митрополит Киевский Владимир 7 гол., Архиепископ Кишиневский Анастасий 11 голосов.

http://azbyka.ru/vybory-patriarxa-v-russ...

свящ. Михаил Благонравов 6. Митрополит Иосиф, убиенный Иосиф убиенный, митрополит Астраханский и Терский, родился в г. Астрахани от отца Климента и матери Варвары и жил в самые злосчастные времена Русского государства. Во время его детства Россию возмущали самозванцы, а при старости – мятежники. И ему прйшлось пострадать как от тех, так и от других. Будучи еще восьмилетним мальчиком, он, во время возмущения астраханских жителей, произведенного сторонниками самозванца Лжедимитрия получил от одного казака удар в голову камнем, от чего голова Иосифа тряслась до конца его жизни. А на старости лет Иосиф был истязуем и убит мятежниками. В среднем возраст он был иноком Астраханского Троицкого монастыря (теперь Троицкий собор), где потом был игуменом и наконец, на 52 году своей жизни, архимандритом. 4 мая 1656 г. архимандрит Иосиф был посвящен патриархом Никоном в архиепископа Астраханского. Но старость не помешала Иосифу быть достоинейшим архипастырем, лучезарным светильником, сиявшим не только для Астраханского края, но и далеко за пределами его. Он пользовался особенным вниманием царя Алексея Михайловича; привлек любовь и расположение к себе Восточных патриархов – Иерусалимского и Антиохийского, которые, проезжая через г. Астрахань в Москву по делам церковным, взяли и его с собою для совета. С ними архиепископ Иосиф участвовал на Московском соборе 1667 г. и в том же году, по изволению царя Алексея Михайловича, патриархи возвеличили его саном митрополита за то, что он «священнейший архиепископ преименитого града Астрахани», как сказано в данной ему грамоте от 8 июня, показался им, патриархам «аки светлейшая звезда, всякое служение любочеловечества и странноприимства являя: утешения в скорбях, в бедствах пособствия, в неудобопроходимых местах руковождение словом и делом.... и во всяких нужных вещех творя велие попечение и прилежность». По возвращении из Москвы митрополиту Иосифу не долго пришлось утешаться спокойствием. В то время по Волге разгуливали беглые донские казаки, а атаманом над ними был казак Стенька Разин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

V. Общий взгляд на состояние Церкви К оглавлению Новый период жизни для Русской Церкви, период ее самостоятельности, начался среди самых неблагоприятных обстоятельств. Едва только учреждено было патриаршество в России и еще не успело достаточно проявить себя, как для отечества нашего настало так называемое Смутное время, время самозванцев и других искателей царского престола, время страшного разорения и опустошения Русской земли, а вместе и Русской Церкви. Чрезвычайно страдали тогда все жители России, страдали с ними и духовные пастыри и архипастыри. Гибли села, города, целые области, разрушались и разграблялись и храмы Божии, монастыри, архиерейские домы, церковные имения. Подавлены и глубоко расстроены были все отправления как государственной, так и церковной жизни. Патриархи Иов и Гермоген доблестно потрудились для Церкви и отечества, но оба под конец были лишены своей святительской кафедры; не говорим об избраннике Лжедимитрия патриархе Игнатии, который лишен был сана по заслугам и законною властию. При учреждении патриаршества в России постановлено было увеличить число епархий в Русской Церкви до 19; между ними кроме патриаршей, прежде митрополичьей, области должны были находиться четыре митрополии, шесть архиепископий и восемь епископий. На самом же деле первоначально явилось только 14 епархий вместе с патриаршею — четыре митрополии, шесть архиепископий и три епископии. Бˆольшая часть из них были прежние епархии, а вновь открыты только архиепископия Астраханская и епископии Псковская и Корельская. Первая из трех новых епархий отделилась от Казанской, вторая и третья — от Новгородской, вследствие чего Казанская и Новгородская епархии уменьшились в своем объеме. Но в последующее Смутное время число епархий у нас не только уже не возрастало, а еще уменьшилось двумя. Корельская епархия после взятия города Корелы шведами (в июле 1611 г.) закрыта навсегда. Единственный епископ ее Сильвестр после этого временно управлял Вологодскою епархиею, называясь то епископом Корельским, то Вологодским архиепископом, пока в июне 1613 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436107/

Астрахань. Кремль. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы с Пречистенской надвратной колокольней. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Успенский собор XVIII в. (1698-1710 гг.), зодчий Дорофей Мякишев. Стоительство было основано с благославения митрополита Сампсония. Общая высота собора 75 м, площадь 1790 кв.м. В соборе похоронены Митрополит Иосиф (покровитель Астрахани, замученный сподвижниками Стеньки Разина в 1671 г.), грузинские правители 18 века Теймураз II и Вахтанг IV. Также на фото - Пречистенские ворота с надвратной Соборной колокольней и часами (1908-1912 гг.). Строительство собора началось по инициативе митрополита Савватия (1683-1696 гг.) на месте старого обветшавшего одноэтажного собора. Митрополит собрал средства, но строить пришлось его преемнику – митрополиту Самсону (1697-1714 гг.). Строительство началось в 1697 году под руководством зодчего – крестьянина Дорофея Мякишева. Собор строился двухэтажным. Нижний храм был освящён в 1708 году в честь Владимирской иконы Божией Матери. Верхний храм – в 1710 году в честь Успения Пресвятой Богородицы. В нижнем храме были устроены приделы в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, и в честь святых Платона и Петра Афонских, позже переименованных в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 1928 году Успенский собор был закрыт. Долгое время здесь располагались различные советские учреждения. Возвращение собора Церкви состоялось в 1992 году. Раенее, до 1923 года, Успенский собор считался кафедральным епархиальным собором. При соборе существует Пречистенская колокольня. Она уже третья на этом месте. Первая была построена в 1710 году. Настоящая колокольня выстроена в 1910 году по проекту архитектора С.И. Карягина. Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф(Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области. Астраханский Успенский кафедр. собор — украшение и венец Астрахани. Стройный и величественный, он виден со всех возвышенностей за 30 верст; плывущие по Волге к Астрахани, все без исключения любуются собором. Издали, когда самый город кажется еще в тумане, стройный силуэт собора обрисовывается явственно; купола и кресты как бы касаются облаков, и самый город, с его церквами и строениями, кажется подножием храму.

http://sobory.ru/article/?object=01044

Астрахань. Покрово-Болдинский монастырь. Покровский мужской монастырь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1708. Адрес: Астраханская область, г. Астрахань, улица Покровская роща Координаты: 46.350586, 48.102694 Проезд:Из центра по улице Софьи Перовской, до поворота направо на улицу Покровская Роща. Далее прямо до ворот городской больницы. Проход на территорию свободный. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Покрово-Болдинский монастырь, заштатный, в 6 верстах от Астрахани. Основан в 1708 году митрополитом Астраханским Сампсоном. В 1823 году в него переведена была Болдинская пустынь, которая находилась на месте, где Волга раздвоилась с другими рукавами, называющимися Болдой. В монастыре находится особо чтимая икона Покрова Божией Матери, которая носится в Астрахань и окрестные селения для поклонения ей. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Покрово-Болдинский монастырь, называвшийся прежде просто Покровским, основан в 1708 году Астраханским митрополитом Сампсоном. Земли, на которых находился монастырь, принадлежали крупному астраханскому откупщику дьяку Василию Кучукову. В январе 1708 года Кучуков обратился к митрополиту Сампсону с просьбой о денежной ссуде, дав ему закладное письмо: «Лета 1708 года в 25 день дьяк Василий Кучуков заложил свой сад с плодовитыми овощами, со всякими деревьями и виноградными кустами, с хоромными строениями и со всякими садовыми и дворовыми заводы, с пашенною землёю, с бугры и с сенными покосы и со всеми угодьями меж реки Кутумовой и притоки Луковки». Получив от владыки тысячу рублей и не имея возможности отдать эту сумму, Кучуков уступает ему заложенный участок земли в полное владение. Митрополит решает основать на этом месте обитель, и в том же 1708 году выстраивает здесь каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с каменною колокольнею. При храме им же было поселено несколько иноков из архиерейского дома. Вместе с возведением храма митрополит Сампсон выстроил рядом с ним деревянный дом, куда сам часто удалялся из шумного города, от мирской суеты, подышать «воздухом пустыни». Среди астраханцев того времени этот загородный монастырь так и назывался «Покровская пустынь». Вероятно, тогда же была построена и каменная ограда монастыря, представлявшая из себя правильный четырёхугольник с каменными башнями на каждом его углу.

http://sobory.ru/article/?object=41153

Грамота Ермогена, митрополита Казанскаго и Астраханскаго, святейшему Иову, патриарху всея России, О дозволении совершать в пределах Казанской митрополии память о християнских воинах, погибших в борьбе с татарами, и о казанских мучениках, пострадавших за веру, Иоанне Новом, Стефане и Петре. 1592 г. Генваря 9-го. Лета 7100 (1592) генваря 9 дня, такова грамота послана в Москву: Государю отцу нашему святейшему Иову, патриарху всея России, сын твой и богомолец Ермоген, митрополит Казанский, Бога молю и челом бью. Прежде, государь, казанскаго взятья, во многие времена государи цари наши великие князи киевские и московские посылали бояр и воевод своих, и с ними безчисленное свое христолюбивое воинство воевати казанских царей за их измену. И на тех, государь, многих бранех государевых, великих воевод, князей, бояр, и дворян, и детей боярских, и всяких государевых русских людей, на тех бранех храбрствовавших, побито под Казанью и в пределех казанских много. И как благочестивый царь и государь наш, блаженныя памяти князь великий Иоанн Васильевич самодержец, не терпя многаго кровопролития православных християн, и многаго клятвопреступления казанских людей, подвиг свой к Казани сам учинил и многие благовонные царские свои поты излиял: по его-же к Богу молению, вере и правде, милосердый Бог предал ему государю нашему вотчину его казанское царство, и тогда, государь, под Казанью храбрствовавших за святую нашу православную веру, много-ж побито православных християн. И после, государь, казанскаго взятья, на многих бранех, тако-ж многии православнии русстии сынове крови свои пролияша, и за таковая, государь, страдания их и подвиги, по се время особная им общая память, летние годины в Казане не уставлены. Умилосердись, государь Иов, патриарх всея России, благослови, повели и учини указ свой государев мне богомолцу своему, в которой день повелит мне святителство твое по тех православных благочестивых воеводах и воинех, пострадавших за Христа под Казанью и в пределех казанских в разные времена, в соборной церкви и по святым монастырям, також соборне, и по всем Божиим церквам во градех и селех казанския митрополии, пети по них панихиды и обедни служити, чтобы, государь, по твоему государеву благословению память сих летняя по вся годы была безпереводно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собор, но не всеправославный Священный Синод Русской Церкви высказался по Критскому собору, избрал двух новых архиереев, отправил на покой митрополита Астраханского Иону, создал новые монастыри и принял ряд структурных решений 15.07.2016 2080 Время на чтение 10 минут 15 июля в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Иерархи обсудили итоги Критского собрания. По их мнению, этот собор, в котором приняли участие Предстоятели и архиереи десяти из пятнадцати автокефальных Православных Поместных Церквей, явился важным событием в истории соборного процесса в Православной Церкви, начатого Первым всеправославным совещанием на острове Родос в 1961 году. Синод подчеркнул, что основу общеправославного сотрудничества на протяжении всего соборного процесса составлял принцип консенсуса. Иерархи убеждены, что проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Православных Церквей нарушает этот принцип, вследствие чего «состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы - как выражающие общеправославный консенсус». В связи с этим была отмечена позиция Священного Синода Антиохийского Патриархата. Синод поручил Синодальной библейско-богословской комиссии по получении официально заверенных копий одобренных Собором на Крите документов опубликовать их и изучить, принимая также во внимание могущие поступить отклики и замечания архиереев, духовных учебных заведений, богословов, клириков, монашествующих и мирян. По итогам всестороннего изучения комиссия представит выводы Священному Синоду. Также был принят ряд кадровых решений. В связи с достижением 75-летнего возраста по состоянию здоровья почислен на покой митрополит Астраханский и Камызякский Иона. Было отмечено, что за его многолетнее архипастырское окормление Астраханской митрополии произошло многократное увеличение приходов, установлен плодотворный диалог с местной властью. Местом его пребывания на покое определена Москва . Преосвященным Астраханским и Камызякским, главой Астраханской митрополии избран епископ Шуйский и Тейковский Никон (Ивановская митрополия). Временное управление Шуйской епархией поручено митрополиту Иваново-Вознесенскому и Вичугскому Иосифу.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/15/so...

Помянуть древняя и поучиться, несомненно полезно и назидательно ... Митрополит Арсений (Стадницкий) Содержание От редакции Дневник на поместный собор 1917–1918 17-я тетрадь 8 августа 1917 г. –22 января 1918 г. на Поместный Собор Приложения Комментарии и примечания Приложение 1. Заявление в Святейший Правительствующий Синод от группы членов Синода о сложении своих полномочий Постановление Святейшего Правительствующего Синода по заявлению группы членов Синода о неканонических действий Обер-прокурора В. Н. Львова Статья из газеты «Русское слово» о конфликте между членами Священного Синода и синодальным Обер-прокурором В. Н. Львовым Прошение митрополита Московского Макария (Невского) Святейшему Синоду о современных церковных делах, с приложением выписок из канонических правил Чин молебного пения при открытии Поместного Собора Всероссийской Православной Церкви Заметка из газеты «Московский листок» о событиях, происходящих на Соборе 29 августа 1917 г. Заметка из газеты «Московский листок» о событиях, происходящих на Соборе 30 августа Статья из газеты «Утро России» о заседании Собора, посвященного обсуждению вопроса о преподавании Закона Божия в школе от 23 сентября 1917 г. Доклад Священному Собору председателя Отдела о Высшем Церковном Управлении епископа Астраханского Митрофана (Краснопольского) и особое мнение членов Отдела по поводу формулы перехода к очередным делам Обращение группы членов Собора в Соборный Совет о совершении торжественных похорон у стен Кремля воинов, погибших во время революционных боев Постановление Собора Всероссийской Православной Церкви по поводу погребения на Красной площади лиц, во дни междоусобной брани убиенных Обращение Московского Совета рабочих и солдатских депутатов в Священный Собор Православной Российской Церкви по вопросу совершения религиозных обрядов Заметка из газеты «Московский листок» с публикацией заявления Собора по вопросу о мирных переговорах большевиков с Германией Статья из газеты «Московский листок» об интронизации Патриарха Поздравление монашествующих Новгородской епархии в связи с возведением архиепископа Арсения в сан митрополита Статья В.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010