Астрахань. Церковь Илии Пророка на Ильинском бугре. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Илии Пророка , Симеона и Анны , Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1834. Год утраты:1960 Адрес: г.Астрахань, Красная Набережная Координаты: 46.34219, 48.052665 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Начальная история этого храма была связана с существованием в южной части Астрахани загородного архиерейского сада. Ещё с давних времён (вероятно, с середины XVII века) у астраханского митрополичьего дома был “за деревянным городом, за Калиточными воротами (Калиточные врата, возле которых располагался архиерейский сад, в некоторых грамотах того времени именуются также Святыми), идучи из тех ворот за город, на правой стороне огород”. Астраханский митрополит Савватий, задумав перестроить Успенский собор и Троицкий монастырь в кремле, в 1693 году исхлопотал у царей Иоанна и Петра Алексеевичей для митрополичьего дома находящееся около того огорода пустое место под сарай для изготовления кирпича. Но с 1700 года на этом месте стали строиться домами московские стрельцы Симбирского полка и в скором времени образовали слободу, до самого архиерейского огорода. Это привело к тому, что на границе слободы и огорода была построена деревянная церковь в честь Пророка Ильи. В официальных документах Ильинская церковь упоминается с 1702 года. Находилась она, скорее всего, на попечении Архиерейского дома и в то же время выполняла роль приходского храма для живших рядом стрельцов. Но после подавления астраханского “свадебного” бунта 1705-1706 годов, в котором самую активную роль играли конные московские стрельцы, их за неблагонадёжность вывели из Астрахани в новоосвоенный С.-Петербург, чтобы они кровью на полях Северной войны смыли позор измены. Симбирская слобода запустела. Уже в ноябре 1707 года астраханский воевода П.М. Апраксин писал императору Петру I, что необходимо заселить бывшие стрелецкие дворы, в которых ныне никого нет, а иначе “те дворы сгниют”.

http://sobory.ru/article/?object=41950

Астрахань. Церковь Михаила Архангела в Ямгурчеевой слободе. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты О существовании в Астрахани церкви в честь Михаила Архангела известно ещё с середины XVII века. В расспросных листах 1672 года по делу убиения астраханского митрополита Иосифа указан и «деревянного подола поп церкви Михаила Архангела». Церковь эта располагалась в Земляном городе в одной из стрелецких слобод, тянувшейся вдоль южной стены Белого города. Эта слобода, называвшаяся Змиева, по имени стрелецкого полковника, была самой восточной из них и примыкала к самой стене Земляного города, где имелись даже ворота – Архангельские. Рядом со Змиевой слободой уже в конце XVII века стали селиться армяне, для которых был построен особый гостиный каменный двор. После стрелецкого «свадебного» бунта 1705 – 1706 годов большинство дворов Змиевой слободы запустело. На их месте стали расселяться армяне и вскоре заняли её полностью. О деревянной Михаило-Архангельской церкви на этом месте с начала XVIII века больше нигде не упоминается. Дальнейшая её история была связана с Ямгурчеевой слободой. Названа она была так по имени последнего астраханского хана Ямгурчея, якобы имевшего на этом месте своё становище, или по имени какого-то влиятельного ногайского мурзы. Появление русской слободы за рекой Кутум на месте его излучины, относится к началу XVIII века. В это время полковником Михаилом Лебедевым здесь был выстроен полковой госпиталь, и в нём была устроена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». В 1727 году эта церковь сгорела. К середине века Ямгурчеева слобода становится довольно многолюдной. Кроме полкового госпиталя, здесь были устроены казармы, где были размещёны солдаты стоящего здесь Кавказского линейного батальона, а позже казачий полк. Ямгурчеева слобода превратилась в солдатскую слободу, но, кроме солдат, здесь уже имелось значительное посадское население, занимающееся различными ремёслами. Жители слободы стали поговаривать об обустройстве здесь собственной церкви. Тогда-то они и обратили внимание на старую Воскресенскую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=50853

Глава девятая Второй раздел Польши (1792 – 1793 гг.). V. Учреждение Минской, Изяславской и Брацлавской епархии 13 апр. 1793 г.). Перевод на нее Виктора Садковского с заграничной переяславской кафедры. Переяславское викариатство Киевской епархии в пределах России. Деятельность Виктора Садковского на новой кафедре в деле воссоединения униатов. Третий раздел Полыни (1794 – 1795 г.). Вопрос об открытии новых епархий в пределах Минской архиепископии – второклассной Брацлавской и Подольской и викариатства Минской епархии – епископства житомирского (на Волыни). VI. Житомирская епархия и её состав. VII. Брацлавская и Подольская епархия: их устройство и состав. Территория Минской епархии после образования Брацлавской и Житомирской епархий. Причины непостоянства и спутанности территорий западнорусских епархий в конце XVIII в. Отписка Полоцкой губернии от Псковской епархии и присоединение её к Могилевской епархии 10 янв. 1795 г., переименованной в Могилевскую и Полоцкую. Затруднения по обращению униатов в православие в Могилевской епархии при преемнике Георгия (Конисского) Афанасии (Вольховском). Изменение территорий малорусских, южных и отчасти западнорусских епархий в связи с образованием новой Вознесенской губернии и изменением состава соседних с ней губерний – Киевской, Екатеринославской. Брацлавской и др. (17 марта – 18 июля 1796 г.). Состав епархий: Киевской, Минской (в её территорию вошли еще новые губернии – Виленская и Слонимская). Екатеринославской, в состав которой вошла Вознесенская губерния, обнимавшая собой, между прочим, земли, приобретенные от Турции. Церковноепархиальное управление Молдо-влахийской митрополией. Викариатство Белградское-Бендерское (1791 –1792 г.). Колонизация Северного Кавказа. Распространение и восстановление христианства среди народов Северного Кавказа, особенно осетин и кабардинцев. Осетинская Духовная Комиссия. Ее деятельность и внутреннее неустройство. Преобразования в Комиссии. Открытие Моздокского и Моджарского (Можарского) викариатства Астраханской епархии (1793 г.). Епископ Гаий (Такаов – 1793 – 1799 г.). Устройство Моздокского викариатства; власть Моздокского епископа в пределах Кавказской области, составившей территорию Моздокского викариатства. Значение его в деле распространения христианства на Северном Кавказе. Преждевременное прикрытие Моздокского викариатства (1799 г.) и присоединение его территории к Астраханской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКАЯ И ТАТАРСТАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена в янв. 1555 г. с названием Казанская и Свияжская, с мая 1589 г. Казанская и Астраханская, с 1602 г. Казанская и Свияжская, с 1682 г. Казанская и Болгарская, с 1686 г. Казанская и Свияжская, с 1785 г. Казанская и Симбирская, с 1832 г. Казанская и Свияжская, с 1942 г. Казанская, с 1945 г. Казанская и Татарская, с 1948 г. Казанская и Свияжская, с 1949 г. Казанская и Чистопольская, с 1957 г. Казанская и Марийская, с 11 июня 1993 г. епархия имеет современное название. Территория - в границах Республики Татарстан . Кафедральный город - Казань, кафедральные соборы - Никольский и Петропавловский в Казани. Правящий архиерей - митр. Кирилл (Наконечный). К нач. 2012 г. в епархии насчитывалось 292 прихода (из них ок. 50 общин без постоянных священнослужителей), 7 муж. и 2 жен. монастыря, в клире епархии состояли 328 священников, 69 диаконов. Решением Свящ. Синода от 6 июня 2012 г. К. и Т. е. преобразована в Татарстанскую митрополию, включающую Казанскую епархию (запад. районы Республики Татарстан), Чистопольскую и Альметьевскую епархии (вост. районы Республики Татарстан). Территория При создании епархия включала территорию Казанского ханства и окрестные районы, завоеванные рус. войсками. Официально в Казанскую епархию входила также Вятская земля, но фактически вятскими приходами до создания в 1657 г. Вятской епархии (см. Вятская и Слободская епархия ) управляли Московские митрополиты (позже патриархи); юж. районы современных Кировской обл. и Удмуртии , не входящие в историческую Вятскую землю,- Яранск, Уржум, Малмыж, слобода Кукарка (ныне г. Советск), Сарапул - находились под управлением Казанских архиереев. В 1556 г., после завоевания Астрахани, в Казанскую епархию вошли земли Ср. и Н. Поволжья, во 2-й пол. XVI - нач. XVII в.- территория совр. Башкирии, Юж. Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. В 1602 г. были отделены земли Н. Поволжья (см. Астраханская и Енотаевская епархия ), в 1620 г.- Сибирь (см. Тобольская и Тюменская епархия ).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Московское Патриаршество 1589-1700 К оглавлению Первый Патриарх святой Иов (1589—1605) и святой Патриарх Ермоген (1606—1612) Спадением Константинополя в 1453 г. духовной преемницей его стала Москва. Русское государство, окончательно сбросившее с себя татарское иго в 1480 г., укрепило свое могущество покорением Казанского (1552 г.) и Астраханского ханств (1556 г.) и Астраханского ханств (1556 г.) и присоединением к России Сибирского (с 1581 г.) ханства, возникших после распада Золотой Орды (1504 г.). Росту и усилению Русского государства содействовала Русская Православная Церковь. Русская Православная Церковь в XVI в. была самой большой и единственной из всех Православных Церквей, независимой от иноверной власти. «Русский Митрополит, по власти и значению в своей Церкви, вполне равнялся Патриархам и даже превосходил их: ему недоставало только Патриаршего имени» (101, с. 7). Последним (перед учреждением Патриаршества на Руси) Митрополитом Московским был святитель Иов (с 1587 г.). В 1589 г. в жизни Русской Православной Церкви произошло важное событие — учреждение Московского Патриаршего престола. В 1586 г. в Москву прибыл Патриарх Антиохийский Иоаким, что дало возможность Московскому правительству вступить с ним в переговоры об учреждении патриаршества в России. Патриарх Иоаким обещал по возвращении на Восток ходатайствовать об этом перед другими Патриархами. В 1588 г. в Москву прибыл Патриарх Константинопольский Иеремия, но полномочий от дру гих Патриархов на поставление русского Патриарха он не имел. Переговоры об учреждении патриаршества на Руси были возобновлены, и вскоре Патриарх Иеремия не только согласился на учреждение патриаршества в России, но и выразил желание остаться Патриархом на Руси. Но Русская Церковь имела своего кандидата — Митрополита Московского Иова. Московское правительство, желая отклонить намерение Патриарха Иеремии остаться на Руси и не вызывать в то же время его недовольства, предложило ему Патриаршую кафедру не в Москве, а во Владимире. Патриарх Иеремия от этого категорически отказался: «Мне во Владимире быть невозможно, потому что Патриархи бывают при государе всегда» (101, с. 24).

http://sedmitza.ru/lib/text/436360/

Никифор, архиепископ Астраханский и Ставропольский (Феотоки Николай) Родился 15 февраля 1731 года на острове Корфу. Происходил из старинной греческой фамилии Феотокиев. Первоначальное образование получил под руководством местного учителя иеромонаха Иеремии Кавадии. В 1745 году посвящен в звание церковного чтеца. Через полгода уехал в Италию, где поступил в греческую гимназию в Потавии, а затем в Болонийскую духовную академию. В 1748 году, вернувшись на родину, решил посвятить себя Церкви и 17 декабря того же года принял монашество, а на другой день посвящен во иеродиакона. 30 апреля 1753 года рукоположен во иеромонаха и был три года проповедником при Корфской Богородицкой церкви. С этих пор все свои силы отдавал обучению бедного юношества в Корфской гимназии. В 1758 году устроил свою собственную школу, в которой преподавал ряд наук. Был настоятелем церкви Иоанна Предтечи, где приобрел популярность проповедника. В 1765 году переселился в Константинополь, где патриархом Самуилом I назначен проповедником Великой церкви. В 1768 году уехал в Яссы. С 1769 по 1773 год проживал в Лейпциге и занимался научными работами. В 1776 году переселился в Россию по приглашению архиепископа Славянского и Херсонского Евгения (Булгариса, † 1806), который готовил его себе преемником. 6 августа 1779 года в Преображенском соборе Санкт-Петербурга хиротонисан из иеромонахов в архиепископа Славянского и Херсонского. 28 ноября 1786 года назначен архиепископом Астраханским и Ставропольским. 16 апреля 1792 года уволен на покой согласно личной просьбе, с предоставлением ему в управление Московского Данилова монастыря, где он и пребывал до конца своей жизни. Скончался 31 мая 1800 года. Архиепископ Никифор известен главным образом как писатель, причем его писательская деятельность почти всецело относится к родной стране. Кроме того, он был высокообразованным, талантливым проповедником и ученым. Биографы называют его замечательным математиком, глубокомысленным богословом, «славой Греции». Много заботился о школах. Вел борьбу с раскольниками и стремился примирить старообрядцев с Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

преосвященного Георгия, епископа Астраханского, от 25 ноября 1905 года Ответы на запросы, изложенные в указе Святейшего Синода от 27 июля 1905 года, за 8 I. О разделении России на церковные округа под управлением митрополитов Вопрос о митрополиях мы делим на четыре пункта: а) необходимы ли в России митрополии с особыми правами? б) не будут ли они в противоречии с государственным единством? в) каковы должны быть преимущества митрополичьей власти? г) где и из каких городов должны состоять митрополичьи области? А) Необходимость митрополий с особыми правами вызывается следующими соображениями. И церковная история и многочисленные канонические постановления указывают на плодотворность, законность и устойчивость митрополий, как института церковного управления. И у нас, в России, приведение в действие прав и обязанностей, которые были возложены канонами на митрополитов, не может быть оспариваемо. Причинами, вызывавшими учреждение областных церковных автономий в греческой Церкви, были: разноплемённость населения, обширность областей, исторические преимущества некоторых Церквей, неудобство сообщений и другие. Эти причины существуют и у нас. Про разноплемённость и обширность России нечего и говорить. Неудобство сообщений и доныне существует в некоторых областях империи. От этого Сибирь, например, страдает едва ли не более древних византийских провинций. Тогда дороги были одинаково плохи приблизительно везде, а ныне одни области могут быстро сообщать на предъявленные им запросы свои желания и мнения, а другие, за дальностью и бездорожьем, пожалуй, и совсем не запрашиваются. В числе причин к учреждению митрополий были исторические преимущества некоторых Церквей. Нельзя отрицать особых преимуществ и за некоторыми русскими епископиями. Такова Киевская, явившаяся первоначальным центром, из которого вера Христова распространилась по всей Руси. Такова Московская, основанная знаменитым святителем Петром, имевшая в ряду своих архипастырей целый сонм знаменитых иерархов и как столичная область князей и царей Московских. Такова Петербургская – как епархия столицы Российской империи, как средоточие высшего управления всей Российской Церковью. К этой же категории можно отнести те епископии, которые в минувшие времена имели архипастырей с особыми преимуществами власти или чести, таковы Новгородская, Казанская и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Глава 20. Общий список некоторой части российского епископата, претерпевшего мученическую кончину во время гонений на церковь от безбожников-большевиков Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский, убит 25 января 1918 г. Андроник (Никольский) , архиепископ Пермский, убит 4 июня 1918 г. Гермоген (Довганев) , архиепископ Тобольский, утоплен в реке 19 июня 1918 г. Василий (Богоявленский) , архиепископ Черниговский, расстрелян в Перми. Ефрем (Кузнецов) , епископ Селенгинский, викарий Забайкальский, расстрелян 23 августа 1918 г. (Епископ Ефрем (Епифаний Кузнецов) – из забайкальских казаков. На сироту мальчика-пастуха обратил внимание местный священник, сделал чтецом в церкви, отправил в Читинское духовное училище, а потом в Иркутскую духовную семинарию. Сделавшись священником и овдовев, тот поступил в Московскую духовную академию, по окончании которой стал начальником Забайкальской духовной миссии в Чите. Много обратил в христианство монголов, бурят и особенно корейцев, которых переселил в Читу и основал приход. Горячий проповедник, любимец народа, в 1916 г. стал епископом. В начале революции был арестован, но в Москве выпущен и участвовал на Соборе. Расстрелян вместе с протоиереем Восторговым (см. дальше). Феофан (Ильшенский) , епископ Соликамский, утоплен в реке Каме 11 декабря 1918 г. Исидор (Колоколов) , епископ бывший Михайловский, викарий Новгородский, умерщвлен в Самаре, будучи посажен на кол. Амвросий (Гудко) , епископ Серапульский, викарий Вятский, умерщвлен в Свияжске, будучи привязан к хвосту лошади. Митрофан (Краснопольский) , архиепископ Астраханский, сброшен с высокой стены и разбился на смерть. Леонтий (Вимпфен) , епископ Енотаевский, викарий Астраханский, по убиении брошен в яму и не выдан на погребение. Платон (Кульбуш) , епископ Ревельский, убит в Юрьеве 14 января 1919 г. Тихон , архиепископ Воронежский, повешен на царских вратах церкви монастыря св. Митрофатия в декабре 1919 г. Иоаким (Левицкий) , архиепископ Нижегородский, повешен головою вниз в соборе Севастополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

  разделы   рассылка  распечатать Журналы заседания Священного Синода от 30 мая 2011 года 30 мая 2011 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий Архиепископ Берлинский и Германский Феофан Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московский Патриархии ЖУРНАЛ 35 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об участии Русской Православной Церкви в памятных мероприятиях, посвященных 25-й годовщине катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, и о состоявшемся в связи с этой датой Первосвятительском посещении Украинской Православной Церкви. Справка: 26 апреля 2011 года, в связи с 25-й годовщиной трагедии на Чернобыльской АЭС, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла во всех храмах Русской Православной Церкви 26 апреля 2011 года по особому чину совершалось молитвенное поминовение жертв катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 25 по 27 апреля 2011 года Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Украину в связи с 25-летием Чернобыльской трагедии.

http://religare.ru/2_86548.html

Архив Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года 22 марта 2011 г. 17:00 22 марта 2011 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий Архиепископ Берлинский и Германский Феофан Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии   ЖУРНАЛ 10 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об образовании Высшего Церковного Совета. Справка: Архиерейский Собор (2-4 февраля 2011 года) в определении «О внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п. 6) постановил: «Поддерживая намерение Святейшего Патриарха Кирилла проводить регулярные совещания глав Синодальных учреждений, определяет придать этим совещаниям формальный статус с именованием их Высшим Церковным Советом, по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений. Священному Синоду поручается принять решение об образовании Высшего Церковного Совета после того, как будут разработаны соответствующие нормативные документы. Решение Священного Синода и необходимые поправки к Уставу Русской Православной Церкви следует представить на утверждение очередного Архиерейского Собора». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять «Положение о Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/1434630.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010