ГЛАВА ПЯТАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА Московские соборы 1666 и 1667 годов. – Соловецкое возмущение. – Козацкие движения на восточной украйне и причины их. – Воровство на Волге. – Городок Рига. – Возмущение Васьки Уса в воронежских и тульских местах. – Стенька Разин. – Его воровство на Волге. – Разин в Яицком городке. – Его морской поход. – Стенька в Астрахани с повинною. – Впечатление, им здесь произведенное. – Стенька бушует в Царицыне. – Вызов его воеводам. – Разин на Дону. – Его вторичный поход на Волгу. – Взятие Царицына. – Разбитие московских стрельцов. – Измена стрельцов астраханских. – Взятие Астрахани и кровавые следствия. – Приход Разина под Симбирск и отступление князя Борятинского. – Вторичный приход Борятинского, под Симбирск и поражение Разина. – Бунт по всей восточной украйне. – Движения Мишки Харитонова, Васьки Федорова и Максима Осипова. – Осада Желтоводского монастыря. – Волнения в Нижнем Новгороде. – Главный воевода князь Юрий Долгорукий. – Удачные действия воевод Леонтьева и Щербатова. – Действия воеводы Якова Хитрово. – Движения Долгорукого. – Победы Борятинского на Урени, Кандаратке и у Тургенева. – Победы Щербатова, Хитрово, Леонтьева и Данилы Борятинского. – Неудача Разина на Дону. – Он схвачен и казнен в Москве. – Действия козаков в Астрахани. – Гибель митрополита Иосифа. – Неудача козаков под Симбирском. – Сдача Астрахани воеводе Милославскому. – Осада Соловецкого монастыря. – Его взятие. Еще в то время, как участь Никона не была решена, еще до приезда патриархов восточных, собор духовенства русского решил участь противников Никона, которые ратовали против его новшеств, против исправления книг. В феврале 1666 года десять архиереев решили предварительно признавать православными патриархов греческих, несмотря на то что они живут под властью султана; признавать православными и греческие книги, ими употребляемые; наконец, признавать правильным Московский собор 1654 года. Вятский епископ Александр, архимандрит Спасского Муромского монастыря Антоний, игумны – Златоустовского монастыря Феоктист и Бизюкова Сергий Солтыков; монахи – Ефрем Потемкин, Сергий, Серапион, Григорий (Иоанн Неронов), поп Никита принесли собору покаяние в сопротивлении своем новоисправленным книгам и получили разрешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

граф М. Толстой Случайно попалась мне принадлежавшая С.Б. Большакову рукопись в лист, четкого письма прошедшего столетия, под заглавием: «Описание чудес, иже во святых отца нашего святителя Димитрия, митрополита ростовского чудотворца, состоявшихся в 1759, 1760, 1761, 1762 и 1763 годах». Рукопись содержит в себе 150 исцелений, совершенных над 66 мужчинами и 84 женщинами. Из числа исцеленных принадлежали к духовному сословию 24, к дворянскому 51, к приказному 7, купеческому 12, мещанскому 6. Крестьян из дворовых людей было 43, нижних воинских чинов с женами и детьми 7. Исцеленные при гробе святителя Димитрия страдали: припадками и разными нервными болезнями 31 (из числа их некоторые считали себя одержимыми нечистой силой или испорченными)1 1 , горячкой и лихорадкой 22, параличом и расслаблением членов 16, слепотой и глазными болезнями 16, сумасшествием и временным расстройством умственных способностей 14, ранами 11, ломотой и ревматизмом 10, водянкой, наружными и брюшными болезнями по 5, грудными болезнями 6, женскими болезнями 4, глухотой 3 и кровотечением 2. Богомольцы, удостоившиеся исцелений, были в большинстве случаев из ближайших уездов Ярославской, Костромской и Владимирской губерний – 83; но некоторые приходили и приезжали из дальних краев – 67; в числе их были жители Новгородской, Олонецкой, Казанской, Пензенской, Воронежской, Астраханской, Архангельской и Тобольской губерний, из земли Войска Донского и из Лифляндии. Один больной в Пруссии получил исцеление (чудо 139). Почти все чудеса описаны очень кратко и ограничиваются именем, званием и местожительством больного и названием болезни. Но некоторые исцеления описаны более подробно и при том заключают в себя замечательные черты. Мы постараемся изложить их здесь. Олонецкого уезда, Толгуйского погоста, жена государственного крестьянина Анна Гаврилова заболела в январе 1758 года «необычайной болезнью»: у неё был жар, опухший язык наполнял собой всю гортань и вышел из уст на вершок длины, причинял невозможность принимать пищу. Привезенная к мощам св. Димитрия на исповеди призналась, что наказана Богом за неверие в святость «сего нового угодника Божия». По раскаянии получила исцеление и возможность причаститься св. Христовых тайн. А 18 января, возвратившись домой и пришедши в церковь Толгуйского погоста, объявила себя совершенно исцеленной, о чем Ростовской консистории объявлено в промемории ее Велико-Новгородской консистории 18 марта 1759 года (чудо й).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Евгений (Шершилов) Евгений (Шершилов или Шершило Николай), еп. Могилёвский и Мстиславский. Родился в 1826 году. Сын диакона. Уроженец г. Чернигова. В 1853 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. В том же году 5 июня пострижен в монашество и назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. С 1858 года – инспектор Ярославской духовной семинарии. G 1861 года – ректор Черниговской духовной семинарии в сане архимандрита. С 11 дек. 1868 года – ректор Литовской духовной семинарии и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря. 9 марта 1870 года хиротонисан во епископа Брестского, вик. Литовской епархии. С 10 февраля 1875 года – епископ Ковенский, вик. той же епархии. С 16 мая 1877 года – епископ Минский и Туровский. С 26 июля 1880 года – епископ Астраханский. С 16 дек. 1889 года – епископ Ставропольский и Екатеринодарский. С 17 июля 1893 года – епископ Могилёвский и Мстиславский. С 10 авг. 1896 года уволен на покой, согласно прошению, и пребывал в Херсонском монастыре, Таврической епархии. Скончался 22 марта 1897 года. Преосвященный Евгений был муж правды и истины. Это был епископ и начальник в своей епархии в полном смысле этого слова. Доступный для всех и каждого, владыка всех принимал, всякого выслушивал и – кому давал совет, кому делал выговор. Приём просителей обычно начинался у него с восьми часов утра, – так как вставал владыка в пять часов утра, а ложился в десять – одиннадцать вечера, – и первые два часа употреблял на приём простых просителей. Он сам принимал от крестьян их просьбы, расспрашивал каждого о его деле и тут же полагал резолюции. Для простого народа это было великое благо: каждый из них к вечеру был уже дома и не проживался в городе понапрасну. В десять часов утра у него шли интеллигентные просители – духовенство и светские лица. Высшие чины губернии приезжали уже от двенадцати дня. И это ежедневно изо дня в день по заведённому порядку. В предоставлении мест духовенству владыка руководствовался не продолжительностью службы, не списком наград и отличий, а искал людей труда и энергии. Небольшое значение придавал он и разным учебным дипломам, если видел в просителе простую посредственность и желание только быть священником – ничего не делая. За время своего епископства преосвященный рукоположил во священники много лиц разного звания, из разных учебных заведений и даже нигде не учившихся, но, благодаря своей начитанности самообразованию, проявивших себя на поприще духовной деятельности. Таких лиц он умел как-то отличать и находить в них нужных и полезных деятелей для Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Еп.Угличский, вик.Ярославской еп....... 95 Митр.Литовский и Виленский 96 fr. ЕВ von Kazan» und Mari SSR………………………101 Архп.Горьковский и Арзаиасский........ 105 Еп.Нарвский, вик.Ленинградской еп…………. 108 Архп.Елецкий 110 Еп.Рыбинский 112 Еп.Иранский, вик.Вятской еп 113 Архп.Казанский и Чистопольский........ 115 Еп. Костромский и Галичский 122 Еп. Краснохолмский 123 Еп. Ачинский 124 Еп. Прилукский 126 Б.еп.Семиреченский, вик.Туркестанской еп . 127 СЕРГИЙ (Ланин) Архп. Ярославский и Ростовский...........133 СЕРГИЙ (Ларин) Архп. Ярославский и Ростовский...........135 СЕРГИЙ (Ляпидевский) Митр.Московский и Коломенский............141 СЕРГИЙ (Мельников) Еп.Любимский, вик.Ярославской еп......148 СЕРГИЙ (Никольский) Еп.Бузулукский, вик.Самарской еп......149 СЕРГИЙ I (Петров) Еп. Сухумский........................... 191 СЕРГИЙ II (Петров) Архп.Херсонский и Одесский.............. 194 СЕРГИЙ (Серафимов) Еп.Астраханский и Енотаевский........... 198 СЕРГИЙ (Смирнов) Еп.б.Смоленский и Дорогобужский..........190 СЕРГИЙ (Соколов) Еп.Черниговский и Нежинский............. 191 СЕРГИЙ (Спасский) Архп.Владимирский и Суздальский..........194 СЕРГИЙ (Страгородский) Патриарх Московский и всея Руси..........168 СЕРГИЙ (Тихомиров) Митр.Японскиий.......................... 192 СИЛЬВЕСТР (Братановский) Архп. Калужский......................... 197 СИЛЬВЕСТР(Малеванский) Еп.Каневский............................ 199 СИЛЬВЕСТР (Ольшевский) Архп.Омский и Павлодарский.............. 203 СИМЕОН (Бычков) Еп. Лужский, вик.Ленинградской еп........205 СИМЕОН (Ду) Еп.Шанхайский........................... 206 СИМЕОН (Линьков) Еп.Минский и Туровский.................. 208 СИМЕОН (Михайлов) Еп.Муромский............................ 211 СИМЕОН (Никольский) Еп.Армавирский, вик.Кубанской еп........ 213 СИМЕОН (Покровский) Еп.Самарский и Ставропольский 214 СИМОН (Виноградов) Архп.Пекинский и Китайский 216 СИМОН (Ивановский) Архп.Винницкий и Брацлавский 218 СИМОН (Шлеев) Еп.Уфимский (Единоверческий) 223 СИНЕЗИЙ (Зарубин) Еп.б.Ижевский 224

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27 июля 2011 года 27 июля 2011 года в Синодальном зале Киевской митрополии в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре состоялось очередное заседание летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий Архиепископ Берлинский и Германский Феофан Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московский Патриархии ЖУРНАЛ 64 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви. Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 28 мая 2011 года Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Санкт-Петербург. В поездке Его Святейшество сопровождали руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. Из аэропорта Святейший Патриарх Кирилл направился в социальную усадьбу «София», расположенную на мызе Поги в Тосненском районе Ленинградской области, и посетил здесь храм Смоленской иконы Божией Матери. 29 мая Святейший Владыка совершил молебен на обновление домовой церкви Санкт-Петербургской духовной академии храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Выборгский Назарий, профессоры и преподаватели Санкт-Петербургских духовных школ в священном сане, духовенство города на Неве.

http://pravoslavie.ru/47792.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Чюдную же икону списавше и преславное явление чюдотворныя тоя иконы, и чюдеса, бываемыя от нея, написаша и послаша в царствующий град на Москву...» Архиепископ Казанский и Свияжский Иеремия - возможный автор протографа «повести» о Казанской иконе Божией Матери 12.12.2018 1014 Время на чтение 21 минут Главным и единственным (не считая краткого свидетельства более позднего «Пискарёвского источником сведений о чудесном явлении в 1579 г. Казанской иконы Божией Матери считается сказание «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Наиболее ранний из выявленных списков «Повести...», частично написанный рукой «самовидца» и участника этого события митрополита Казанского и Астраханского Гермогена (Ермогена) (ок. 1530 - 1612) - будущего Патриарха Московского и всея Руси (в 1606 - 1612 гг.), датируется 1594 Известно также большое количество списков XVII - XIX вв. Кроме того, краткое изложение «Повести...» приводится в Вместе с тем, до сих пор, по не вполне понятным причинам, не существует серьёзных научных исследований, в которых бы содержался комплексный источниковедческий, литературоведческий и религиоведческий анализ этого ценного во всех отношениях документа. Притом остаётся много вопросов по поводу происхождения, датировки и авторства «Повести...», исторической достоверности и хронологической последовательности описываемых в ней событий. На то, что должен существовать протограф «Повести...», с которого митрополитом Казанским и Астраханским Гермогеном (Ермогеном), по его же свидетельству, было «списано» свидетельство о явлении и обретении Казанской иконы Божией Матери, в разное время, указывали, в частности: - академик Императорской Санкт-Петербургской академия наук П.М. Строев (1796 - 1876) - в изданном уже после его смерти - в 1882 г. - под редакцией академика А.Ф. Бычкова исследовании «Библиологический словарь и черновые к нему материалы П.М. - автор предисловия к опубликованному в 1880 г. (1881 г.) в московском журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» «Сказанию о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской...», подписавшийся возможно, будущий академик А.И. Соболевский (1856/1857 - 1929) - автор предисловия к выпущенному позднее - в 1912 г. - в г. Москве «фототипическому изданию» под названием «Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Рукопись святейшего патриарха

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

заседание Священного Синода Русской Православной Церкви ЦВ 11 (456) июнь 2011 /  9 июня 2011 г. 17:25 Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви: итоги 30 мая в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие митрополиты Киевский и всея Украины Владимир, Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Кишиневский и всея Молдавии Владимир, Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Луганский и Алчевский Иоанникий; архиепископы Берлинский и Германский Феофан, Петрозаводский и Карельский Мануил, Астраханский и Енотаевский Иона, Томский и Асиновский Ростислав. Церковные и церковно-общественные мероприятия Священный Синод заслушал сообщения Святейшего Патриарха Кирилла об участии Русской Православной Церкви в памятных мероприятиях, посвященных 25-й годовщине катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Члены Синода выразили благодарность украинской стороне за внимание и теплый прием, оказанные Патриарху и сопровождавшим его лицам, за участие в подготовке и проведении в Киеве международной конференции «После Чернобыля: общая боль, общая забота, общая надежда. Осмысление итогов и уроков катастрофы» и сочли необходимым дальнейшие общецерковные усилия, направленные на помощь людям, несущим на себе последствия катастрофы. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о состоявшемся первосвятительском визите на Украину, в ходе которого Предстоятель Русской Церкви посетил Донецкую и Харьковскую епархии, члены Священного Синода выразили благодарность священноначалию Украинской Православной Церкви и представителям государственной власти за внимание и теплый прием, оказанные Первоиерарху и делегации Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/news/zasedanie_svyas...

Иеромонах Дамаскин (Волин) 27 апреля 2023 г. 15:30 Иеромонах Дамаскин (Волин) 04.01.1974 – 23.01.2023  23 января 2023 года в зоне проведения СВО погиб руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Шуйской епархии Ивановской митрополии насельник Николо-Шартомского мужского монастыря иеромонах Дамаскин (Волин). PDF-bepcuя . Иеромонах Дамаскин (в миру Денис Александрович Волин) родился 4 января 1974 года в г. Риге Латвийской ССР. Мальчик рос очень болезненным, страдал астмой. Климат Балтики оказался для него неподходящим, и семья была вынуждена переехать в Новосибирск. На новом месте Денис начал серьезно заниматься спортом, поступил в Новосибирский автотранспортный техникум. Характер будущего священнослужителя проявился в одном из первых жизненных испытаний. Из-за своего заболевания Денис не должен был служить в армии, но он преодолел множество бюрократических препятствий и добился, чтобы ему вручили повестку. Отслужив в танковых вой­сках и демобилизовавшись в середине 1990-х годов, молодой человек стал активно воцерковляться. Первые церковные послушания он нес в Михаило-Архангельском мужском монастыре с. Козиха Новосибирской области. Эта обитель была построена по благословению уроженца тех мест архимандрита Наума (Байбородина), который стал духовником Дениса. По его благословению Денис Волин вступил в число братии Николо-Шартомского монастыря с. Введенье Шуйского района Ивановской области, который в то время отстраивался после десятилетий запустения. Пятнадцатого сентября 2002 года архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий (Щуров; † 2016) рукоположил послушника Дионисия в сан диакона. Двадцать седьмого ноября того же года архимандрит Никон (впоследствии митрополит Астраханский и Камызякский) постриг диакона Дионисия в монашество с именем Дамаскин, в честь преподобного Дамаскина Афонского. Через три года, 4 мая 2005 года, архиепископ Амвросий рукоположил диакона Дамаскина во священника. С 2005 года иеромонах Дамаскин несколько лет нес послушание старшего воспитателя в школе-пансионе для мальчиков в скиту Саввино-­Сторожевского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в станице Приазовской Темрюкского района Краснодарского края (сегодня это Патриаршее подворье при храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»). Это учебное заведение было создано по благословению архимандрита Наума, и многие воспитанники иеро­монаха Дамаскина впоследствии окончили духовные семинарии и стали священниками. За время несения послушания в детском учреждении отец Дамаскин оставил по себе доб­рую память, запомнился как чуткий, внимательный воспитатель. Он проводил много времени с детьми, прививая им любовь к Богу, приучая их к аккуратности, ответственности за свои поступки, был строгим, но справедливым наставником.

http://e-vestnik.ru/obituaries/ieromonah...

Коллектив авторов Скачать epub pdf От редакции. Патерик новоканонизированных святых 1 Канонизация святых в Русской Православной Церкви (Исторический обзор канонизации святых в Русской Православной Церкви) Период от крещения Руси до макариевских Соборов Характерная особенность православного вероучения – почитание святых. Святые – это друзья Божии, которые своими подвигами воплотили Евангельский идеал совершенства ( Мф 5:48 ). И ныне они сияют своими добродетелями и чудесами на духовном небосводе, сподобившись Благодати Божией и прославляемые земной Церковью , своими соотечественниками. Как на небе многие звезды сияют ярко, а другие видны только вооруженным глазом, так и помимо святых, канонизированных в Церкви, много и таких, имена которых ведает только Сам Господь. Святые – это радость Церкви, они своими непрестанными подвигами постоянно “осоляют” ( Мф 5:13 ) нашу жизнь. Особая радость в Церкви – канонизация ее членов, то есть причисление их к лику святых; это неотъемлемая сторона жизни Церкви. История канонизации русских святых в XX столетии, можно сказать, уже нуждается в своем осмыслении. Конец XIX – начало XX вв. – это царствование последнего Всероссийского самодержца Николая II (†1918). В сравнении с государями, его предшественниками, при нем в Русской Церкви было совершено более всего канонизаций. Первым в этом столетии был причислен к лику святых преподобный Серафим Саровский (†1833; пам. 2 января), затем последовало прославление в 1911 г. епископа Иоасафа Белгородского (†1754; пам. 10 декабря), в 1913 – патриарха Ермогена (†1612; пам. 17 февраля), в 1914 – святителя Питирима Тамбовского (†1698; пам. 28 июля), в 1916 – митрополита Иоанна Тобольского (†1715; пам. 10 июня). На Поместном Соборе 1917–1918 гг. были канонизированы святитель Иосиф Астраханский (†1672; пам. 10 мая) и Софроний Иркутский (†1771; пам. 30 марта). Важным литургическим и канонизационным соборным деянием явилось установление общей памяти в честь Всех святых в земле Российской просиявших во вторую неделю после Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРСКИЙ Александр Васильевич (16.08.1812, Кострома - 11.10.1875, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), прот., ректор МДА, церковный историк, филолог, археограф. Из семьи протоиерея костромского кафедрального Успенского собора, старший брат В. В. Горского . В 1820 г. Г. поступил в Костромское ДУ, затем в Костромскую ДС; до окончания им полного курса, в июле 1828 г., ревизор из МДА иером. Афанасий (Дроздов ; впосл. архиепископ Астраханский) признал его наиболее способным учеником и направил в МДА. В академии Г. проявил интерес к гражданской и церковной истории, ревностно посещал лекции Ф. А. Терновского , сблизился с Д. Г. Гумилевским (впосл. Черниговский архиеп. Филарет ) и прот. Ф. А. Голубинским , к-рый покровительствовал Г. В 1832 г. окончил МДА 3-м магистром, 29 авг. того же года по ходатайству Голубинского был назначен профессором МДС по церковной и гражданской истории, а 19 авг. 1833 г. переведен в МДА бакалавром на кафедру церковной истории. С 19 янв. 1837 г. экстраординарный, с 9 сент. 1839 г. ординарный профессор. Лекции Г. по евангельской истории, истории апостольской Церкви, истории Русской Церкви отличались тщательной проработкой фактов. Сохранившиеся в архиве Г. рукописи лекционных курсов и черновики представлены большим числом вариантов и редакций, что свидетельствует о постоянной работе по их обновлению и усовершенствованию. Лекции пользовались большим вниманием студентов, для ближайших учеников Г. проводил своеобразные семинары в б-ке и на дому - lectiones privatissime, по определению А. Ф. Лаврова-Платонова (впосл. Литовский архиеп. Алексий ), одного из их участников. Обладая широким научным кругозором, Г. применял метод сравнительного параллельного изучения истории Русской и К-польской Церквей. Он был убежден, что церковная история как наука подлежит общим историческим законам, призвана собирать факты и находить связь между ними, должна пользоваться только достоверными источниками. Г., изучая церковную историографию, выделял труды нем. церковных историков, особенно И. А. В. Неандера . Г. создал в академии школу историков, оказал непосредственное влияние на формирование взглядов Е. Е. Голубинского , Н. Ф. Каптерева , А. П. Лебедева , вел научную переписку с М. П. Погодиным , И. И. Срезневским и др., помогал им в исследованиях, давал консультации Н. И. Костомарову , О. М. Бодянскому , У. Палмеру и др. Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) высоко ценил Г., выделяя его среди преподавателей, пользовался его консультациями, хотя иногда они расходились во мнениях. Так, митрополит согласился на издание соч. Г. «О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви Восточной», хотя выводы ученого противоречили мнению архиерея по данному вопросу.

http://pravenc.ru/text/166267.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010