9 июня 1857 г. по инициативе С.-Петербургского митр. Григория (Постникова) Л. был назначен ректором Новгородской ДС и настоятелем новгородского Антония Римлянина мон-ря . По инициативе Л. инспектором семинарии стал вызванный из С.-Петербурга иером. Феогност (Лебедев) . Л. не допустил предполагавшегося перевода семинарии в город, считая, что пребывание учебного заведения в стенах Антониева мон-ря способствует дисциплине и благочестию студентов. В 1859-1860 гг. по инициативе Л. на средства столичных благотворителей в мастерской Ф. А. Верховцева была изготовлена новая рака для мощей прп. Антония Римлянина. 17 мая 1859 г. Л. стал ректором СПбДС, 4 июня прибыл в столицу. Новым инспектором и преподавателем богословия он назначил архим. Иосифа (Баженова), который, впрочем, не оправдал его надежд по причине «либеральных взглядов». Л. являлся также членом конференции СПбДА и внешнего академического правления, редактором ж. «Духовная беседа». 19 нояб. 1859 г. журнал указом Синода приобрел офиц. статус. 5 марта 1860 г. по утвержденному императором решению Синода Л. был определен викарием С.-Петербургской епархии, 13 марта в столичном Исаакиевском соборе митр. Григорием (Постниковым) в сослужении Киевского и Галицкого митр. Исидора (Никольского) , Херсонского и Одесского еп. Димитрия (Муретова) и др. архиереев хиротонисан во епископа Ревельского. При хиротонии присутствовали наследник цесаревич Николай Александрович († 1865) и вел. князья Александр Александрович (буд. имп. Александр III), Владимир и Алексей Александровичи. Но почти до Пасхи 1860 г. Л. еще жил в семинарии, исполнял обязанности ее ректора и читал ученикам лекции по богословию. После кончины митр. Григория, отношение к которому Л. называл «сыновним», с 18 июня по 13 авг. того же года он управлял С.-Петербургской епархией. Способствовал устроению на Невском проспекте столицы часовни (1860) Гуслицкого в честь Преображения Господня мужского монастыря , за что получил благодарность митр. Московского свт. Филарета (Дроздова).

http://pravenc.ru/text/2463521.html

9 . Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). Спб. 1856. Рецензия: Отечественные Записки т. 113 (1857, 8), отд. 2, стр. 127–130. 1857 10 . Восток христианский. Египет и Синай. Виды, очерки, планы и надписи к путешествиям о. Порфирия. Спб. 1857. (90 видов). 11 . Письмена Кинея Манафы на Синайских утесах. С 23-мя надписями: Египетскими, Вавилонскими, Самарскими, Финакийскими и Синайскими и с картой Синайских надписей на меди. Спб. 1857. Рецензия: Отечествен. Записки т. 113 (1857, 8), отд. 2, стр. 127–130: статья И. Березина; Сын Отечества 1857, 20, стр. 469–470. 1860 12 . Взгляд на плавание наших торговых пароходов к берегам Афона. Листок Общества пароходства и торговли, 1860, 77 и 78. 13 . Антиохийский патриархат. Церковная Летопись Духовной Беседы на 1860 год. Спб. 1860 стр. 13–18, 1, – 2 января), 36–42 2, – 9 янв.), 51–58 3, – 16 янв.). Это, несомненно, та статья, которую о. Порфирий назвал «Отчетом о состоянии православной церкви в пределах патриархата Антиохийского». Отчет этот, как он заметил, «напечатан в Духовной Беседе, издававшейся при С.-Петербургской духовной семинарии; напечатан же во время пребывания автора на востоке». См. выше: «Отчет об ученых занятиях преосвящ. Порфирия», стр. 158. 14 . (Письмо из Каира). Церковная Летопись Духовной Беседы на I860 год. стр. 153–155 9–27 февр.), – из дел Святейшего Синода. 1861 15 . Драгоценная для Росси находка на св. горе Афонской. Церковная летопись Духовной Беседы на 1861, 16, стр. 1862 16 . Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе ветхий завет неполный, и весь новый завет с посланием святого апостола Варнавы и книгой Ермы. Спб. 1862. Ср. Защита Синайской рукописи и библии от нападений о. архимандрита Порфирия Успенского . Авраама Норова. Спб. 1863. Рецепзии: Муральта в Journal de St.-Pétersbourg 1863, 14; Странник 1863, т. 2 6) отд. 2, стр. 29–42: статья свящ. Архангельского; Книжный Вестник 1863, 23, стр. 62. 1863 17 . Сказание о православной амидийской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«В нынешний день, праздник Рождества Пресвятыя Богородицы и память рождения первенца Вашего , Наследника Цесаревича Николая Александровича , открыто в Вильно училище для девиц духовного звания, под покровительством Вашего Величества . Позвольте принести ещё раз Вам , Всемилостивейшая Государыня , благодарность из глубины души, за принятое участие к воздвижению сего рассадника будущих добрых жён и матерей Православного духовенства здешней страны. Это спасительное дело драгоценно не по одной прямой общественной пользе. Оно отрадно совпадением с настоящими плачевными событиями в здешней стране. Когда в ней мятутся страсти, возбуждённые чуждою народностью, чуждыми интересами, утешительно видеть открытие в Вильно заведения, имеющего целью поддержание русского духа и Православия, свойственного по преимуществу народонаселению бывшего Литовского государства». Другое утешительное дело, в сем же 1860 году, проявилось учреждением духовенством многочисленных сельских училищ. Дело это началось ещё в прошедшем году, по указу Св. Синода, резолюцией моею на нём от 22 сентября, за – прилож. Духовенство приняло к сердцу этот вызов, и я имел удовольствие к концу 1860 года, резолюцией от 18 декабря, за поблагодарить оное за усердие и за добрый успех; – прилож. Теперь училищ при церквах Литовской епархии 222, а в них учеников и учениц 2.700. Остальные более заметные факты за 1860 год можно подвести под следующие пункты: 1) Представление Св. Синоду от 5 января, с ходатайством об отпуске в епархиальное ведомство сумм за переданные в казну церковные имения. Прилож. 2) Ходатайство Св. Синоду от 19 января, о прибавке священникам 259 церквей, в некоторых местностях Литовской епархии, по 150 руб. серебром в год, в виде временной меры, впредь до окончательного обеспечения духовенства западных епархий. Прилож. Сии два представления, равно некоторые другие денежные, не имели доныне успеха, по финансовой нынешней несостоятельности. 3) Донесение Св. Синоду от 10 января, о совращённых в Латинство дочерях помещика Брестского уезда Гажица. Прилож.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

епар.”, 310 (преп. Аркадий), 311 (опис. м-ря); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 215, 396; Строев, “Опис. иер. и настоят.”, 604; “Памятн. кн. Смолен. губ. на 1860 г.”, 31 (Макаровского, Аркадиев. жен. м-рь в Вязьме); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1838 г., XXVII, 288 (статист. обозр. Вязьмы; в это время м-рь еще не был достроен). 19. Архангельский-Лальский , мужской, приписной к Архангельскому Устюжскому мон., находится в заштат. гор. Лальске, Вологодской губ., Устюгского у. Он основан в XVII ст. в самом городе, на том месте, где находится церковь Богоявления, но в 1700 г., будучи подмываем полою водою, перенесен на нынешнее место. По штатам 1764 г. оставлен на своем иждивении, а в 1860 г. приписан к Архангельскому Устюг. мон. “Ист. Росс. Иер.”, V, 5; Ратшин, 66; “Извл. изъ отч. Об. Пр.”, 1841 г, 84 (наделен лесом); 1860 г., 10 (приписка); “Опис. монаст.”, 1817 г., 64; “Волог. губ. вед.”, 1857 г., 49 (Летоп. Устюга, 1764 г., вместо игуменов-строители); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 780, 53; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 304 (II. гр. 1691 г. о сборе денег на конюшен. расходы); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, отд. 1, 148 (в 1744 г. имел 92 душ. крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел”, 344 (в 1700 г. имел крестьян 330 двор.). 21. Афанасиевский , мужской, 3-го класса, в гор. Ярославле, на соборной площади, против памятника Демидова. Существовал в XVI ст., когда в нем был игуменом Вассиан (1570 г.), а потому нужно полагать, что он был лишь возобновлен в 1615 г. по усердию Ярослав. земского старосты Гавриила Ефимова с посадскими людьми в память чудесного обретения тут в 1612 г. иконы Спасителя, находящейся ныне во Всеградской церкви. По штатам 1764 г. оставлен на своем иждивении; в 1857 г. возведен на степень третьеклассной обители, без назначения по сему случаю от казны какого-либо прибавочного содержания и с дозволением настоятелям оного быть в сане архимандрита. Каменным строением возведен в 1658 г. старанием митроп. Ростовского Ионы. В монастыре находится чудотв.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

держал корректуру вновь изданных книг – Правосл. исповедания, греческой грамматики и врачебного наставления. – Ловягин в 1860 г. издал свое сочинение «жизнь и служение св. Иоанна крестителя»; тогда же рассматривал «синтаксический курс русского языка» Новаковского и дал неодобрительный отзыв; в 1861 г. корректировал вновь изданную Д. уч. управлением догматику Антония, а в 1863 г. лат. грамматику; в 1865 г. перевел сочинения Афинагора для «Православного обозрения», у которого состоял корреспондентом; в 1866 г. рассматривал свящ. историю – Попова и прот. Богородицкого. – Иосиф архим. в 1860 г. напечатал статьи о псковских святынях и церк. древностях. – Нищинский в 1858 г. рассм. греческо-русский словарь Грацинского и дал неодобрительный отзыв. – Попов в 1859 г. рассматривал «часослов», переведенный на монгольский язык Нилом архиеп. ярославским и дал весьма одобрительный отзыв, хотя и сделал некоторые исправления. – Предтеченский в 1859 г. корректировал латинскую хрестоматию, но, по замечанию Дух. уч. управления, допустил много опечаток. – Вл. Никольский в 1860 г. окончательно корректировал сокращенную историю русской церкви Филарета, архиеп. черн., а в 1861 г. латинскую грамматику. – Люперсольский в 1860 г. сверял русский перевод толкований блаж. Феофилакта на еванг. Луки с греческим подлинником, (вместе с членом акад. конференции прот. Колоколовым); с 1861 г. как знающий по новогречески, приватно занимался с воспитанниками семинарии иностранцами, с утверждения семин. правления; в 1863 г. корректировал новое издание латинской грамматики для дух. училищ. – Розанов в 1864 г. просматривал 25-е изд. лат. грамматики и значительных неисправностей не нашел. – Образцев в 1865 г. просматривал латинскую грамматику Смирнова и проверял ее с прежними грамматиками, причем указал разные недостатки употреблявшейся прежде латинской грамматики и рекомендовал руководство Кюнера, которое не одобрили в московской академии, но он отзыв академии нашел поверхностным и, вследствие нового запроса; опять указывал на Кюнера, изъявляя намерение переделать его для духовных заведений, но вскоре вышел из семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архимандрит Антонин в это время только начал входить в константинопольские дела. О патриарших выборах в своем дневнике он замечает кратко: «Фанарь весь в эти дни находится ουνω– κτω по случаю патриарших выборов. Кандидаты на высокую кафедру суть: Анфим, бывший Патриарх Вселенский, Каллиник П[атриарх] Александрийский и Иоаким митрополит Кизический» (запись от 4 октября). Так же лаконично сообщает он на следующий день о выборе Иоакима II. 47 12 октября Антонин отправился с визитом к новому Патриарху. «Был с визитом у нового Патриарха, всесвятейшего Иоакима, – пишет он в дневнике. – Нашел его человеком весьма ласковым и умным, по крайней мере – отлично смышленым. Более часу я разговаривал с ним, преимущественно занимаясь вопросом болгарским. Ни малейшей уступки соплеменникам нашим нельзя ожидать от упорного старца. Я уже предлагал ему в образец устройства систему церковного управления на 7-ми островах». Патриарх пытался уверить Антонина, что болгарский вопрос есть интрига немногих лиц. «Пусть только церковь поступит по всей строгости с Иларионом, от него все отступятся и дело кончится», – уверял Иоаким. После того Антонин посетил митрополита Илариона, который также не был согласен ни на какие уступки. 48 Русской Церкви не оставалось ничего другого, кроме нейтралитета. После праздника Рождества 1860 г. Антонин получил просфору от попечителей болгарской церкви с приглашением служить литургию на престольный праздник Св. Стефана. «Попробуй-ка, сходи. Еще не то заговорят гръци», – с грустной иронией комментирует он это в дневнике (запись от 26 декабря 1860 г.). 49 Новый Патриарх Иоаким II занял позицию крайней неуступчивости в болгарском деле. При поддержке Зографоса и Зарифиса Иоаким предпринял все усилия к нейтрализации влияния бывшего Патриарха Григория VI, стремившегося достичь компромисса в болгарском вопросе и имевшего репутацию русофила. В этой обстановке часть болгарских церковно-политических деятелей (Д. Цанков, игумен Габровского монастыря Иосиф Сокольский, архимандрит Макарий) решили прибегнуть к унии с Католической Церковью. Первые официальные переговоры по этому вопросу были проведены в декабре 1860 г., а уже в апреле 1861 г. Иосиф Сокольский был рукоположен в Риме в качестве болгаро-католического епископа. Иларион Макариупольский отказался присоединиться к унии; напротив, он обращался к своей пастве с призывами не поддаваться соблазну. Уния с папским престолом, предпринятая частью болгарских церковных политиков, была политическим маневром, который имел довольно широкий резонанс и повлек за собой присоединение к Риму целого ряда населенных пунктов в разных частях Болгарии, Македонии и Фракии. Прочного успеха это движение, впрочем, не смогло добиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Уникальным примером частной инициативы в сфере жен. духовного образования в Белоруссии было открытие Паричского уч-ща для девиц духовного звания, пользовавшегося активной поддержкой архиепископа. В 1860 г. М. Я. Пущина (урожд. Подкользина, 1812-1895), выпускница С.-Петербургского жен. патриотического ин-та, жена генерал-майора (с 1865), бывш. декабриста М. И. Пущина, основала учебное заведение в имении мужа мест. Паричи Бобруйского у. (ныне поселок Светлогорского р-на Гомельской обл.). 17 июня 1860 г. Пущина сообщила М., что имп. Мария Александровна и Августейшие дети 6 июня пожертвовали 1300 р. на содержание уч-ща, а в кон. авг. 1860 г. императрица согласилась наименовать его в честь равноап. Марии Магдалины. Государыня стала покровительницей училища, средства поступали ежегодно, в т. ч. и от частных лиц, напр. москвича, почетного гражданина М. Л. Королёва (4 тыс. р.), свояченицы основательницы Е. И. Бароцци (2 тыс. р., по завещанию). К 1 сент. 1860 г. был определен первоначальный штат воспитанниц из 25 дочерей беднейшего местного правосл. духовенства, и в праздник Рождества Богородицы М. возглавил церемонию открытия. 10 окт. 1862 г. по благословению М. для заведования делами уч-ща был учрежден комитет при Минской духовной консистории. К 1863 г. на средства Пущина была построена в русском стиле ц. во имя св. Марии Магдалины, освященная М. 13 нояб. (разрушена в 70-х гг. XX в.; в 1991 построен новый храм). 18 нояб. 1863 г. был утвержден штат Минского жен. ДУ, и по предложению Пущиной на эти средства стали содержаться 20 воспитанниц в Паричах. Через 2 года в Паричи были помещены еще 20 девочек для буд. ДУ в г. Минске. В нач. 1865 г. по приказу Муравьёва на устройство более удобного здания для уч-ща было выделено 6 тыс. р. из штрафных сумм за мятеж. Инженер А. Скуратов составил смету на возобновление и капитальное расширение училищного здания. На 4 тыс. р., полученных от Мин-ва внутренних дел, в 1866-1867 гг. были устроены кухня, столовая, галерея, баня и прачечная, о чем Пущина отчиталась императрице.

http://pravenc.ru/text/2563628.html

Дело о пострижении в схиму надо начинать по окончании дела о лечении. Лечение очень развлекает мысль лечащихся, это знаю по собственному опыту; схимнику же по пострижении непременно надо иметь мысль, средоточенную в себе: первоначальное расположение духа, воспринятое по пострижении, будет действовать на всю остальную жизнь. 12 мая 1860 Письмо 577. Утешение в болезни Бог устроил тебе на старости лет поболеть и в келии посидеть, чтоб грехи юности помянуть, и в них принести Богу покаяние, а от Бога получить прощение. Слава Богу, устрояющему нам спасение Его премудрыми судьбами. Из постигшей тебя болезни должно понимать, что Бог принял твое произволение по отношению к твоему вступлению в монастырь и награждает за твое посильное служение Ему в монастыре. Апостол говорит, что Бог «биет всякого сына, егоже приемлет» ( Евр. 12, 6 ). И так, хотя теперь идут побои, но они знак принятия, и должны быть приняты с радостию и благодарением. От благодарения – терпение; от терпения – надежда спасения. 25 мая 1860 Письмо 578. О приготовлении к вечной жизни Благодарю за уведомление о почившем Епископе и о отходящем. Такия вести поучительны: и нам предстоит путь туда же. Надо приготовиться. И Господь приготовляет судьбами своими тех, кто по силе сам приготовляется. 17 июня 1860 Письмо 579. По поводу уведомления о кончине митрополита Григория и невозможности о. Михаилу приехать на Кавказ Спаси Господи, за уведомление о кончине Митрополита Григория. Хотя и скорбная весть, но судьбы Божия неизследимы, и им должно покоряться. Да дарует тебе Бог благополучно пожить при указе. Я и сам находил твою поездку сюда излишнею. Мы не мирские люди! разговору у меня с тобою хватило бы только на пять минут. Гораздо лучше внимать себе, не оставляя места, даннаго Богом для спасения. Час призыва в вечность для каждаго из нас неизвестен, но непременно будет, и по большей части подкрадывается, яко тать в нощи. 27 июня 1860 Письмо 580. О приобретении села покаяния Недавно попало мне в руки завещание Святителя Тихона Воронежскаго. В этом завещании между многими благодарениями, праведник возсылает благодарение Богу за то, что даровал ему прежде кончины село покаяния, на коем сокровенна драгоценная жемчужина спасения. Но чтоб купить село покаяния, по наставлению Евангелия, надо продать все имущество, то есть пожертвовать видным земным положением, приводящим в разсеянность, и всеми земными приятными отношениями, развлекающими сердце и недопускающими углубиться в покаяние. В таком расположении души, сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В последние освободительные годы, так называемые, родительские комитеты поставили вопрос об отметках на иную почву: они добивались совершенной отмены аттестации успехов учеников. Думается, что для однообразия следовалобы установить одну какую-ниб. систему отметок во всех школах России, но отменять отметок ни в коем случае нельзя; это значило бы ослабить систему обучения одним из сильных дидактических средств. 1860 В десятых числах января 1860 г. профессор церковно-библейской истории М. Гребинский подал правлению семинарии прошение об увольнении его от училищной службы при семинарии, мотивируя свою просьбу застарелою болезнью глаз 187 . Несколько раньше (28 ноября 1859 г.) с таким же прошением вошел в правление профессор логики, психологии и соединенных с ними предметов протоиерей И. Самборский 188 . На место проф. Гребинского назначен был воспитанник киевской академии кандидат П. Агапьев, а предметы прот. Самборского были предоставлены восп. той же академии кандидату А. Туровскому 189 . 1860-й год обозначился для херсонской епархии крупным событием – изданием местного духовного органа – Херсонских епархиальных Ведомостей. Для современных читателей, вероятно, интересно будет звать, как начался этот орган, и кто был первыми его сотрудниками. 30 окт. 1859 г. преосвящ. Димитрий (Муретов) , епископ херсонский и одесский, вошел в св. синод с представлением, об основании «Херсонских епарх. Вед.», которые, по изъяснению Владыки, могли бы принести не малую пользу для мест и лиц, подведомственных епархиальному управлению, и самому епархиальному начальству. Св. синод разрешил в виде опыта издание «Херс. епарх. вед.» со второй половины 1860 года 190 . В указе синода сказано: «так как при издании епархиальных ведомостей необходима цензура на месте, то его преосвященство просил св. синод возложить таковую на ректора херсонской семинарии архимандрита Феофилакта и проф. богословия и философских наук в ришельевском лицее прот. Михаила Павловского. Редакция же ведомостей имеет быть поручена кафедральному протоиерею Иоанну Знаменскому с приданием (sic!) ему в помощники одного из профессоров семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обзор постановлений о браке в православной церкви (3,19,217 и 325). О крещальнях в древней христианской Церкви (46). Различные пути обращения из язычества к Христианству в первые века (270 и 386). « Просветитель» преподобного Иосифа волоцкого (153). Сведения о древних переводах творений св. отцев на славяно-русский язык (235 и 352). Суждение одного иноверца о русском расколе сравнительно с преобразовательными сектами Запада (80). Добрый самарянин. Евангельская притча (180). ______________________ Памятники древле-русской духовной письменности: 1) черноризца Зиновия слово на память преподобного Савватия соловецкого (96 и 197). 2) слово похвальное на освещение церкви и на перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия соловецких (302). 3) два поучения о постах (444). Об учреждении в С. Петербурге общества для сбора пожертвований на вспоможение беднейшим церквам и монастырям в России (315). 11. Православный собеседник. 1860 год часть первая оглавление первой частиправославного собеседника на 1860 год Об основных началах русского церковного права (3 и 121). Действие греческого Номоканона в древней России по церковно-судным делам (253 и 359). Деятельность пастырей Церкви IV века по отношению к общественной жизни (34 и 145). Об источниках сведений по разным наукам, в древние времена России (181). Обзор русских летописей в содержании и характере их, преимущественно церковно-историческом (385). Несколько слов, из старинных книг., к безпоповцам (73). Взгляд русских раскольников на римскую Церковь (ответ Гагарину) (297). Несправедливый приставник. Евангельская притча (323). Аллегорические изображения времен года (выписка из старинных рукописей) (441). ______________________      Памятники древле-русской духовной письменности: 1) житие преподобного Елеазара анзерского (101 и 237). 2) правило о покаянии (346). 3) послание константинопольского патриарха к русскому иноку, об иноческой жизни (448). 12. Православный собеседник. 1860 год часть вторая оглавление второй частиправославного собеседника на 1860 год

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010