От 4-го декабря того же года и тому же святителю владыка московский пишет: «Евангелия от Луки просмотрел я семь глав и остановился, частью за другими делами, частью за нездоровьем» 373 . К нему же от 1 апреля 1860 года Филарет пишет: «благодарю за внимание к писанному мною о молитвослове и о переводе Св. Писания» 374 . От 24-го марта тою же 1860 года святитель московский писал к протопресвитеру В. В. Бажанову : «благодарю за сообщение мне печатных листов Нового Завета в, русском переводе. Вчера и ныне послал я к высокопреосвященному новгородскому мои предположения о некоторых изменениях в словах перевода, евангелия от Иоанна. Прошу прощения, что умедлил. Не мог иначе. Попросил бы я не оставить без внимания моих предположений» 375 . В том же 1860 году вышло из печати начало предпринятого Св. Синодом, переводного труда «Четвероевангелия» в русском переводе 376 . Это было еще при жизни первенствующего члена Св. Синода, святителя Григория, имевшего утешение благословить выход в свет этой начальной части труда, которого он был одним из деятельнейших участников, и скончавшегося вскоре по выходе в свет Четвероевангелия, именно 17 июня того же 1860 года 377 . А между тем еще при жизни его, в силу уже известного нам определения Св. Синода от 12 марта 1859 года, подготовляемы были к печати и остальные части Нового Завета в русском переводе, хотя они вышли из печати и не ранее 1862 года. В редакции перевода этих частей святитель московский принимал столь же деятельное участие, как и в редакции перевода Четвероевангелия и при том как в отношении к тому, что выпало на долю московской духовной академии, так и в отношении к тому, что переведено было другими академиями и просмотрено Св. Синодом. Так 5 декабря 1859 года переводный комитет, учрежденный при московской духовной академии, представил на рассмотрение владыки перевод первых 11 глав послания к римлянам в русском переводе 378 , а 5 Февраля 1860 года и остальных 5 глав того же послания 379 ; 23 декабря 1860 года перевод послания к Галатам; 13 апреля 1861 года перевод первых 5 глав послания к Евреям; а 23 мая того же года перевод и последних 8 глав того же послания 380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Святейший Синод 14/31 декабря 1860 года, рассмотрев дело об акафисте св. великомученику Пантелеймону, разрешил согласно с отзывом преосвященного Антония, епископа Кишиневского, рукопись напечатать 156 . 23 июня 1862 года Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет разрешил напечатать его вторым изданием. Но в 1863 году в Святейшем Синоде возникли некоторые недоумения относительно акафиста в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В указе от 10 апреля 1863 года за 1073 Синод сделал Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету запрос: «В 1860 году напечатана была в Санкт-Петербурге первым, а в 1862 году – вторым изданием служба Пресвятой Богородице в день празднества чудотворной Ее иконы «Утоли моя печали» с присоединением акафиста и молитвы к Божией Матери. Между тем из дел Синодальной канцелярии и Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета усматривается, что: а) разрешение дано было на напечатание только службы, б) на издание акафиста совсем не было испрашиваемо разрешение, а молитва же была положительно запрещена». Синод предписал Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету представить объяснения. Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет во исполнение указа от 10 апреля 1863 года доносит Святейшему Синоду, что « " Служба Пресвятой Богородице в день празднества чудотворной Ее иконы «Утоли моя печали» с присоединением акафиста и молитвы к Божией Матери (напечатана в Санкт-Петербурге в 1860 году первым изданием, а в 1862 году – вторым изданием) разрешена была к напечатанию указом Св. Синода от 24 февраля 1860 года за 705. При сем комитет представляет, что акафист и молитва , находясь в одном составе и одной рукописи со службой, в этом именно составе были представлены в Св. Синод и в этом же составе одобрены были Св. Синодом к напечатанию, заключаясь под общим заглавием рукописи «Служба Пресвятой Богородице». А что акафист и молитва находились в одной рукописи и в одном составе со службой и вместе с ней разрешены к напечатанию, в этом могут удостоверить: а) представивший рукопись, а потом двукратно напечатавший ее в 1860 и 1862 годах иеромонах Александро-Невской Лавры Сергий; б) Преосвященный Агафангел, бывший епископ Ревельский, ныне Вятский, рассматривавший ее по поручению Св. Синода, и в) самый оригинал рукописи, находящийся в здешней Синодальной типографии. Молитва же – это совсем иная против напечатанной в службе Пресвятой Богородице».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Евгений Казанцев; f1871)- архиепископ Ярославский и Ростовский (1837–1853). Иеремия (Соловьев; f 1884) – епископ Нижегородский и Арзамасский (1850–1857). Иннокентий – см. примеч. к с. 184. Исидор (Никольский; f 1892) – архиепископ, митрополит (с 1856 г.) Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1844–1858), митрополит Киевский и Галицкий (1858–1860), Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский (1860–1892). Евсевий (Орлинский; 1 1883) – епископ Самарский и Ставропольский (1850– 1856), Иркутский и Нерчинский (1856–1860), архиепископ (с 1858 г.), Могилевский и Мстиславский (1860–1882). Анатолий (Мартыновский; t 1872) – епископ Могилевский и Мстиславский (1844–1860), архиепископ (с 1853). Евлампий (Пятницкий; 1 1862) – епископ Тобольский и Сибирский (1852–1856). С. 264. Амвросий (Гренков; 1812–1891) – иеросхимонах, старец Козельской Введенской Оптиной пустыни; причислен клику святых в 1988 г. Ювеналий (Половцев; 1826–1904) – архиепископ Литовский, духовный писа­тель; после окончания Михайловской артиллерийской академии (1847) удалился в Оптину пустынь, пострижен в монашество в 1855 г. Леонид (Кавелин; 1822–1891) – архимандрит, наместник Троице-Сергиевой лавры, историк, археограф; в Оптину пустынь поступил в 1852 г. и прежде постри­жения в монашество (1857) уже принимал деятельное участие в редактировании переводов святоотеческих творений; покинул Оптину в 1863 г., будучи назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Никанор (Клементьевский; 1787–1856) – митрополит Новгородский и СанктПетербургский (с 1848). С. 265. Филиппов – см. примеч. к с. 93. С. 266. ...от[иу]архимандриту... – Имеется в виду архимандрит Моисей (Пути­лов; 1782–1868) – основатель Предтеченского скита, с 1825 г. настоятель Оптиной пустыни. С. 268. Андреев Федор Константинович (1887–1929) – доцент, затем профессор Московской духовной академии по кафедре систематической философии (1913– 1919); впоследствии священник, затем протоиерей в Ленинграде (1922–1928), настоятель храма Спаса на Крови (с 1927); один из руководителей движения «непоминающих» (см.: Наст. изд. Т. 1. Примеч. к с. 62).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

1730. От подрядчика Ивана Мешкова... Государственный 5% банковый билет, первого выпуска, на имя Староладожского Николаевского монастыря, 1860 г. 731. От поручика Ильина Государственный 5% банковый билет, первого выпуска, на имя Староладожского Николаевского монастыря, 1860 г. 1732. От г-жи Венедиктовой Государственный 5% банковый билет, первого выпуска, на имя Староладожского Николаевского монастыря, 1860 г. 4002. От гренадера Чубенко Государственный 5% банковый билет, первого выпуска, на имя Староладожского Николаевского монастыря, 1860 г. 4003. От придворного кузнеца Воробьева... Государственный 5% банковый билет, первого выпуска, на имя Староладожского Николаевского монастыря, 1860 г. 3193. От потомственной почетной гражданки Лесниковой.... ВСЕГО: г) Библиотека Монастырская Библиотека состоит из 783 экземпляров книг ду136 нравственного содержания, а библиотека бесплатной школы из 300 экземпляров преимущественно учебных книг. Библиотека монастырская соста?? от постепенного приобретения книг в продолжении многих лет. В?? году она достаточно пополнилась книгами, пожертвованными в мон?? актером А. М. Максимовым. Из описи их видно, что в состав?? стырской Библиотеки поступило от г. Максимова до 250 номеров?? Библиотека бесплатной школы устроилась из 75 экземпляров книг, к ??ных на монастырскую сумму, из 200 экземпляров книг, принесе?? в дар бесплатной школе Комитетом грамотности, состоящим при и?? торском вольном экономическом обществе и из 25 экземпляров ??пожертвованных П. Т. Луковицким. В монастырской Библиотеке находятся следующие рукописные книги: 1) Синодик Староладожского Николаевского монастыря, пи?? полууставом, в малую четверть листа, при державе Царя и великого ?? Михаила Феодоровича в 1614 году; переплетен в коже. На первом старинном скорописном почерком написано: «Сия книга Никольского монастыря казенная а поминать в повсядни и повся субботы а вписывать по рублю имя и подва рубля и всяко. Начинается предисловием по извещению Святого Духа. Предзнамение сенадика после Христова вознесения на небеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Didymus, 131–1818. Nectarius, 1819–40. XL (1858). Philo Carpasius, 9–154. Asterius Amasenus, 155–480. Nemesius, 474–844. Hieronymus græcus, 845–66. Orsisius, 867–96. Serapio Thmuitanus, 895–942. Pachomius, 941–52. Antonius magnus, 953–1102. Theodoras, abbas, 1101–2. Serapio, abbas, 1001–2. Paphnutius, 1001–2. Isaias, 1003–1214. Evagrius Ponticus, 1213–86. XLI-III (1858). Epiphanius Constantiensis. XLIII Nonnus Panopolitanus, 665–1284. XLIV-VI (1858). Gregorius Nyssenus. XLVII-LXIV (1858–60). S. Joannes Chrysostomus. LXIV (1860). Meletius, monachus, 1069–1326. LXV (1858). Severianus Gabalitanus, 9–30. Theophilus Alexandrinus, 29–68. Palladius, 69–70. Ægyptii Patres=Apophtegmata Patrum, 71–440; Paradisus, 439–56. Philostorgius, 455–638. Atticus СР., 637–52. Proclus СР., 651–88. Flavianus СР., 889–92. Marcus eremita et Marcus Diadochus, Marcus diaconus, 893–1266. LXVI (1859). Theodorus Mopsuestenus, 9–1020. Synesius, 1021–1616; 1625–1732. Arsenius, eremita, 1615–26. LXVII (1859). Socrates et Sozomenus. LXVIII-LXXVII (1859). Cyrillus Alexandrinus. LXXVII . Theodotus Ancyranus, 1309–1432. Paulus Emesenus, 1433–44. Acacius Berrhæensis, 1445–8. Joannes Antiochenus, 1449–62. Memnon Ephesinus, 1463–66. Acacius Melitensis, 1467–72. Rabbulas Edessenus, 1473–76. Firmus Cæs. Сарр., 1477–1514. Amphilochius Sidensis, 1515–6. LXXVIII (1860). Isidorus Pelusiota, 9–1674. Zosimas, abbas, 1675–1702. LXXIX (1860). Nilus, abbas, 9–1472, 1489–1502. Hyperechius, 1471–90. LXXX-XXXIV (1860). Theodoretus. LXXXIV . Synodicon, 551–864. XXXV (1860) Basilius Seleuciensis, 9–618. Euthalius.. 619–790. Joannes Carpathius, 789–826. Eudocia, 827–64. Æneas Gazæus, 865–1004, Zacharias Mitylenes, 1005–1178. Gelasius Cyzicenus. 1179–1360. Theotimus Tomitamus, 1359–60. Ammonius Alexandrinus, 1361–1610, 1823–26. Andreas Samosatensis, 1609–12. Gennadius СР., 1611–1734. Quintianus Asculanus, 1733–40. Candidas Isaurus, 1741–56. Antipater Bostrensis, 1755–96. Dalmatius, monachus, 1797–1802. Timotheus Berytensis, 1803–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Пройдя иноческий искус под руководством строгих подвижников благочестия и старцев, Лев Александрович 7-го сентября 1857 г. постригся в монашество с наречением имени Леонида в честь схимника Оптинского скита Леонида, 20-го октября того же года был посвящен в иеродиакона, 29 того же октября – в иеромонаха, а в ноябре того же года назначен был членом только что организованной Российской духовной миссии в Иерусалиме вместе с о. Иувеналием (Половцевым), начальником которой был определен епископ Мелитопольский Кирилл (Наумов) . Пробыв около двух лет в Иерусалиме, о. Леонид, по расстроенному здоровью, в 1859 году уволен был в Оптинский скит, куда и прибыл в конце этого года, посетив по пути Афон, чудная природа и монастырское устройство которого так очаровали его, что любимою мечтою его стало удалиться навсегда на покой в один из Афонских монастырей. Вернувшись в Оптину пустынь, о. Леонид по-прежнему предался литературным занятиям, по преимуществу историко-археологическим. В это время им написаны и напечатаны следующие труды: «Отчет о мерах, принятых к улучшению быта русских православных поклонников в Палестине», СПб. 1860 г. (анонимно); «Место моления о Чаше близ Иерусалима» («Духовная Беседа» 1860 г., 38, под псевдонимом: «Хаджирум-Моск»); «Взгляд на исторические судьбы Св. Града» («Домашняя Беседа», 1860 г., вып. 30); «Голос в защиту списателей Печерского Патерика – Св. Симона, епископа Владимирского и Суздальского, и Преподобного Поликарпа, архимандрита Киево-Печерской лавры» («Чтения в Имп. Общ. Истории и Древн. Рос.», 1860 г., кн. IV); «Мнение по вопросу о преобразовании морских учебных заведений» (Сборник: «Замечания разных лиц на проект преобразования морских учебных заведений», изданный адмиралом гр. Е. В. Путятиным). В 1860 году на руках отца Леонида умерли: его руководитель в монашеской жизни, Оптинский старец о. иеросхимонах Макарий, и его мать, и о. Леонид не только кратко описал «Последние дни Оптинского старца иеросхимонаха Макария» («Домашняя Беседа», вып. 47 и 48), но и составил подробное «Сказание о жизни и подвигах блаженные памяти старца Оптинской пустыни иеросхимонаха Макария», М., 1861 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Перечерченный проект постройки данковского собора 19 августа 1860 г. был вновь рассмотрен и утверждён в Департаменте проектов и смет ПСиПЗ. После этого 28 сентября 1860 г. последовал всеподданнейший доклад главноуправляющего ПСиПЗ К. В. Чевкина императору Александру II, который 29 сентября 1860 г. и утвердил проект Тихвинского собора. После этого 11 ноября 1860 г. в Рязанскую духовную консисторию был направлен указ о разрешении строительства в Данкове нового соборного храма. В процессе пересылки в Рязань утверждённого императором проекта 21 сентября 1860 г. купеческий сын г. Данкова Иван Сергеевич Пешков подал докладную записку с предложением внести изменения в проект. Собор во имя Тихвинской иконы Божией Матери предполагалось построить о двух этажах, в нижнем этаже 3 престола, а вверху - один. Пешков предлагал: «Считаю нужным увеличить собор, не изменяя фасада, кроме восточной части, так чтобы таковая соответствовала западной, как по плану, так и по фасаду, а именно: чтобы в обоих этажах было по три придела, представляя при сем в разъяснение моей просьбы копию с натурного плана, очерченную красной краской с сделанными в ней отметками чернилами, где именно должны увеличить постройку». Однако, предложение Пешкова по изменению фасада и увеличению за счёт этого площади храма так и осталось на бумаге. Правда, на втором этаже собора со временем всё-таки были устроены три престола». В январе 1861 г. жители Данкова запросили в консистории шнуровую книгу для сбора средств на строительство нового собора, а 26 августа 1861 г. он был начат постройкой. В 1862 г. благочинный о. Феодор Семёнов докладывал Высокопреосвященному Смарагду (Кржижановскому), архиепископу Рязанскому и Зарайскому: «Соборная внутри города в сем году наружными стенами выкладена до 8-ми аршин в высоту». Постройка собора шла по плану, и к 1871 г. сооружение собора вчерне окончилось. В январе 1871 г. в Москве заказаны придельные иконостасы в нижний храм, где шли штукатурка и столярные работы. К июню 1872 г. в нижнем этаже завершались работы по отделке и установка придельных иконостасов».

http://sobory.ru/article/?object=10743

Рождественский Дмитрий, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Николай Алексеев, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Подлипичье, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 4 об.). Рождественский Михаил, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Иоанн [Аникеев], заштатный священник; Москва, Никитский сорок, Георгиевская, что в бывшем Георгиевском монастыре, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1575, л. 3 об.). Рождественский Петр, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Матвей Иванов, дьячок; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Плосское, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 19 об.). Рождественский Сергей, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1868 гг.). Отец:Евгений Александров, священник; Московская губерния, Богородский уезд, село Петровское, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 14 об.). Розанов Иван, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Иоанн Васильев, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Ивановское, Предтечевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 4 об.). Розанов Иван, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Александр Павлов, пономарь; Москва, Замоскворецкий сорок, Воскресенская, что в Пленницах, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 3 об.). Розанов Николай, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Павел Петров, диакон; Московская губерния, Верейский уезд, село Симбухово, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 19 об.). Розанов Николай, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Александр Павлов, пономарь; Москва, Замоскворецкий сорок, Воскресенская, что в Пленницах, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 4 об.). Розанов Петр, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1854–1862 гг.). Отец:Алексей Иоаннов, дьячок; Московская губерния, Можайский уезд, село Ельня, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 22 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

652 Статья о первоначальном происхождении рода человеческого, помещённая в февр. книжке Прав. Обозрения за 1860 г., принадлежит проф. В.Д. Кудрявцеву. 654 Протоиерей Александр Михайлович Иванцов-Платонов, профессор церковной истории в Московском универ. и законоучитель Александровского военного училища. О причинах неудовольствия м. Филарета на Иванцова см. в кн. проф. Горского: Голос старого профессора. 660 Иоанникия Горского. Прим. 89. М. Филарет был против этих назначений. О назначении Тульского Алексия в Крым митрополит в письме к обер-прокурору А.П. Толстому выразился так; „его не меньше было бы полезно послать к людям, нежели к камням. Письмо м. Филарета к высоч. особам и др. лицам. 11, 88. 661 С чувством особого утешения митрополит Филарет извещал А. Муравьева, что в течение месяца в Московской церкви собрано 18,000 в пользу бедствующих в Сирии христиан. 666 Александр Добрынин, епископ Ковенский с 1860 г.; с 1868 г. епископ Минский, с 1877 г. Донской; с 1879 г. Литовский. Ск. 1885 г. 668 Ювеналий Знаменский, с 1849 г. ректор Вологодской семинарии, с 1860 г. Рязанской семинарии. В 1867 г. увол. от училищной службы. 669 Ионафан Руднев, ректор Вологодской семинарии; с 1866 г. епископ Кинишемский; с 1877 г. Ярославский. 671 Михаил Измаилович Богословский, профессор богословия в Петер. академии и законоучитель в училище Правоведения; с 1865 г. главный священник армии и флота; с 1879 г. протопресвитер Московского Успенского собора. Ск. 1884 г. 672 Иосиф Васильевич Васильев, протоиерей и настоятель русской церкви в Париже, потом председатель учебного комитета при Свят. Синоде. Ск. 1881 г. 675 Порфирий Соколовский, епископ Уфимский с 1859 г.; с 1860 епископ Томский; в 1864 г. уволен на покой и сконч. 1865 г. 676 Филарет Малышевский, епископ Ковенский; с 1860 г. Уфимский; с 1869 г. Нижегородский. Ск. 1873 г. 677 Феофилакт Губин, епископ старорусский и викарий Новгородский; с 1862 г. Кавказский. Ск. 1872 г. 678 Иоанникий Руднев, ректор Киевской академии, впоследствии митрополит Московский и потом Киевский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

340 См.: Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии СПб, 1860. Т. 1. С. 76–91. 341 Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб, 1860. Т. 2. С. 324–325. 342 Хотя в своих хрониках историки «восстанавливали справедливость», так, Иоанн Киннам упорно называет Конрада III не βασιλες (титул исключительно для императора ромеев), а ργα (греческая калька термина rex), см.: Иоанн Киннам. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов (1118–1180)//Византийские историки, переведенные с греческого при С. Петербургской духовной Академии. СПб., 1859. С. 73 и далее. Кроме того, повествуя о приеме в Константинополе короля Франции Людовика VII, Киннам отмечает (с. 89), что император сидел на троне, а король – на небольшом креслице (sellium), скамеечке, тогда как, по словам западного хрониста Одо Дейльского, им были поданы одинаковые сидения. 343 См. повествование о кесаре Конраде Монферратском: Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб, 1860. Т. 2. С. 34–42, также с. 231–232, также с. 258–259. 345 Иоанн Киннам Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов (1118–1180)//Византийские историки, переведенные с греческого при С. Петербургской духовной Академии. СПб., 1859. С. 118–122. 346 Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1860. Т. 1. С. 135–138. 348 Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии СПб, 1860. Т. 1. С. 254–255. 350 См. Иоанн Киннам. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов (1118–1180)//Византийские историки, переведенные с греческого при С. Петербургской духовной Академии. СПб., 1859. С. 90–91. 351 Выше уже упоминалось о нововведениях в тактику и вооружение кавалеристов при Мануиле Комнине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010