Встречается, в-третьих, у них лирическое излияние чувства, не всегда внезапное и естественное, а чаще деланное и искусственное; вместо ровной, спокойной речи является язык одушевления и восторга, и проповедь становится песней, и ею хотят не столько учить и наставлять, сколько увлекать и услаждать. Все это есть в словах, приписываемых св. Григорию Чудотворцу, и мы невольно переносимся мыслью в века византийского красноречия, когда читаем их и встречаем в них тирады, подобные нижеследующим: «Ныне (так начинается первое слово на Благовещение) ангельские лики воспевают славу божественную, и свет Христова пришествия воссиявает верным. Ныне настала для нас радостная весна, и взошло солнце правды – Христос... Ныне обновляется Адам, и вознесенный на небо, сопричисляется к сонму ангелов. Ныне вся вселенная исполняется радостью, видя снисшествие на людей Духа Святого. Ныне явилась божественная благодать, надежда благ невидимых, и совершилось над нами чудо, превышающее всякий ум и помышление. Ныне соплетаются венцы в награду за постоянство в добродетели... Ныне исполнилось Давидово проречение: да возвеселятся небеса, и радуется земля ( Пс.45:11 )» 27 . Подобное начало, повторяющее в разных видах одну и ту же мысль, и связывающее многие предложения фигурою единоначатия, и в третьем слове на Благовещение, существующем в литературе с именем св. Григория Чудотворца . «Паки возвещение радости, паки благовестие свободы, паки воззвание, паки возвращение, паки обетование веселия, паки избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не говорил более с женою». «В месяц шестый, говорит Евангелист Лука, послан быстъ Ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученной мужеви. Послан Гавриил возвестить спасение всему миру. Послан Гавриил проповедать освобождение Адаму. Послан Гавриил к Деве, да изменит бесславие жены в честь. Послан Гавриил приготовить достойное жилище Жениху. Послан Гавриил обручить творение с Творцом. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя ангелов. Послан Гавриил к Деве, хотя обрученной Иосифу, но блюдомой для Иисуса Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

В следующее за тем время Гавриил, вместе с Платоном, трудился над изданием избранных поучений на воскресные и праздничные дни, участвовал в исправлении кормчей, по поручению св. Синода исправлял Триодь постную. В 1767 г. учреждена комиссия для составления проекта нового уложения. Димитрий Сеченов был в ней депутатом от духовенства и главным ее членом. Когда избирали членов в комиссию, то Сеченов получил 9, а Гавриил – 8 баллов. По смерти Сеченова (30 декабря 1767 г.) Императрица, находясь, после путешествия по России, в Твери, сказала Гавриилу: «Дмитрию досталось 9 баллов». Гавриил отвечал: «радуюсь, что достойному». Государыня продолжала: «А кто попал? Это вы. Я рада этому. Поезжайте в Петербург». По прибытии в столицу, Гавриил, 20 марта 1768 г., был избран в дирекционную комиссию, которая была главною и наблюдала за всеми частными комиссиями, обсуждала их решения и лучшие вносила в общее депутатское собрание. За успешные труды в комиссии Екатерина сделала Гавриила членом св. Синода, а в следующем 1770 г., 29 июня, в день тезоименитства наследника, пожаловала ему панагию, которая украшена была бриллиантами из собственной Ее Величества звезды Андрея Первозванного. Панагия хранится в ризнице Невской Лавры. Кроме того, она хотела, чтобы Гавриил навсегда остался в Петербурге. Поэтому, на место умершего киевского митрополита Арсения Могилянского, она вызвала петербургского архиепископа Гавриила Кременецкого, а петербургским митрополитом сделала Гавриила Петрова (29 сентября 1770 г.). Вступив на петербургскую кафедру, Гавриил учредил благочинных, а консистории велел написать и представить ему инструкцию для благочинных. Для приготовления лучших пастырей церкви он обратил внимание на семинарию. До 1775 г. она помещалась в деревянном здании, за стеклянным заводом. Еще в 1750 г. был вчерне построен каменный флигель в Лавре, по правую сторону собора. До Гавриила флигель оставался не достроенным. Отделав его, Гавриил, 4 ноября 1775 г., перевел сюда семинарию. В 1780 г. он устроил при ней русскую школу и – школы: в Новгороде, Старой Русе, Тихвине, Валдае и Боровичах; на беднейших учеников жертвовал по 100 р. в год; дал инструкцию ново учреждённым школам и инструкцию префекту новгородской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Когда его многочисленными трудами с Божией помощью и помощью Пресвятой Богородицы был устроена обитель внешне и внутренне, старец Зосима удалился на тихое безмолвие, пять дней в неделю пребывая в уединенной келье. Здесь же старец келейно принял великий образ схимы 256 . Упокоился старец Зосима 24 октября 1833 г. на 67-м году жизни. 3.11 Митрополит Гавриил (Петров) Значительную роль в деле устроения монастырской жизни, введения в монастырских обителях общежительного устава Афонской горы, возрождения старчества и умного делания, сыграл Преосвященный Гавриил, митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский. Митрополит Гавриил находился в духовном общении с великим старцем Паисием Величковским через переписку, а также общался с другими подвижниками различных монастырей своего времени. По рекомендациям своего любимого келейника о. Феофана (Соколова) он вызывал лучших иноков для устроения общежития в своих монастырях 257 . При этом в деле устроения монастырской жизни митрополит Гавриил предпочитая ученым монахам простых, не книжных, но опытных в духовной жизни игуменов. По просьбе митрополита Гавриила архимандрит Нямецкого монастыря Паисий Величковский перевел с греческого языка на славянский Добротолюбие, содержащее наставления о духовной жизни и умной молитве. Родился митрополит Гавриил в Москве в 1730 г., и при святом крещении был наречен Петром в семье священнослужителя Петрова. Высшее образование Петр получил в Московской славяно-греко-латинской академии, по окончании работал в Синодальной типографии, а позже был учителем семинарии Троицкой лавры. Там же в 1758 г. был пострижен в монашество с наречением имени Гавриил, и через некоторое время рукоположен в иеромонаха. О. Гавриил, покровительствуемый архимандритом Троицкой лавры Гедеоном Криновским , быстро прошел по должностной лестнице до епископства. В 1758 г. он был назначен ректором лаврской семинарии, а немногим позже наместником Троицкой лавры. В 1761 г. определен ректором в Московскую академию и архимандритом Заиконоспасского монастыря. И за свои заслуги в ученой деятельности и строгую подвижническую жизнь архимандрит Гавриил в 1763 г. был хиротонисан в епископы с назначением на Тверскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Варсонофий. С 1753 г. Н. П. м. возглавлял архим. Палладий (Юрьев) , в 1758 г. хиротонисанный во епископа Рязанского и Муромского, а в 1778 г. удалившийся на покой в нижегородскую обитель с правом управления ею. Известный духовный писатель и проповедник еп. Палладий переписывался со старцами Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. Ефремом (Коротковым) , иером. Пахомием (Леоновым) . В 1772 г. Н. П. м. возглавлял архим. Константин (Борковский), 1-й ректор Нижегородской ДС, в 1773-1774 гг.- архим. Аггей (Колосовский) , в 1774 г. хиротонисанный во епископа Белгородского, в 1790-1794 гг.- архим. Иоанникий (Никифорович-Полонский) , в 1795 г. хиротонисанный во епископа Подольского, в 1799-1802 гг.- архим. Гедеон (Ильин-Замыцкий), в 1805 г. хиротонисанный во епископа Вятского, в 1821-1828 гг.- архим. Гавриил (Городков) , в 1828 г. хиротонисанный во епископа Калужского, в 1847-1850 гг.- Нижегородский еп. Иаков (Вечерков). С этого времени настоятелями монастыря являлись архиереи Нижегородские и Арзамасские, а с 1866 г.- епископы Балахнинские, викарии Нижегородской епархии. Согласно Латухинской Степенной книге 1676 г., численность братии при основателе архим. Дионисии доходила до 900 чел. (Латухинская Степенная книга: 1676 г. М., 2012. С. 300), однако эта цифра представляется завышенной. Среди учеников архим. Дионисия следует упомянуть прп. Евфимия Суздальского - основателя Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря, прп. Макария Желтоводского и Унженского - основателя Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря и Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря . Одним из известных насельников мон-ря был Павел Высокий . В кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. численность братии достигала 100-105 чел. Во время русско-швед. войны средства насельников Н. П. м. были вложены в строительство в Воронеже военного корабля «Орёл». Среди послушников Н. П. м. при архим. Макарии (1620-1628) был и Никита Минов, буд. патриарх Никон. При избрании патриарха в настольной грамоте от 6 июля 1652 г.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Тальберг , «Святая Русь», Париж, 1929 г.). Глава двенадцатая. Архимандрит Константин (Зайцев) §1. Жизнеописание Архим. Константин (в миру Кирилл Иосифович Зайцев) родился в Санкт-Петербурге 28 марта/10 апреля 1887 г., в семье крещеных евреев. Он окончил экономическое отделение Санкт-Петербургского Политехнического университета и юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Для научной деятельности архим. Константин отправился в Германию, но вернулся в Россию и поступил на работу в первый департамент Правительственного Сената. После революции 1917 г. архим. Константин принял участие в Белом движении, и покинул Россию вместе с армией генерала Врангеля. В эмиграции архим. Константин был приват-доцентом юридического факультета в Праге, а с 1935 г. – профессором юридического факультета в Харбине. Принимал участие в издании и являлся автором парижских журналов «Возрождение» и «Славянство и Россия», печатался в харбинском церковном журнале «Хлеб Небесный» и др. Служение Церкви архим. Константин начал в 1944 г. в Русской Православной Миссии Пекина. Овдовев, он был рукоположен во иереи в 1945 г., служил в Циндао и Шанхае. Из Китая архим. Константин выехал вместе с прочими русскими беженцами, возглавляемыми свят. Иоанном (Максимовичем) . В мае 1949 г. архим. Константин прибыл в Сан-Франциско, а в августе 1949 г. по приглашению переехал в Джорданвилль, на должность преподавателя Свято-Троицкой семинарии. В разные годы он преподавал догматическое богословие, пастырское богословие и русскую словесность. 18/31 декабря 1949 г. архим. Константин принял монашеский постриг, а 8/21 ноября 1954 г. был возведен в архимандриты. В течение многих лет, до самой кончины, архим. Константин нес послушание редактора журнала «Православная Русь», его приложений «Православная жизнь» и «Православный путь», а также англоязычного журнала «Orthodox Life». Под влиянием писательских и редакторских трудов архим. Константина, в значительной степени, складывалась идеология Русской Зарубежной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Архим. Константин был одним из духовников Свято-Троицкого монастыря, в том числе, долгое время – единственным для англоязычных. На исповеди он был принципиален, но в то же время, добр, все покрывая своей отеческой любовью. Скончался архим. Константин в день памяти свят. Иоанна Златоуста 13/26 ноября 1975 г., 88-ми лет от роду. Погребен он на братском кладбище за алтарем Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. §2. Сочинения Генеральное направление творчества архим. Константина – идеологическое, основной жанр – церковно-патриотическая публицистика. Однако, он плодотворно работал и в области экклезиологии, истории Церкви, историософии, политологии, агиографии, полемики, апологетики, пастыреологии, этики и литературоведения. Идеолого-публицистическое творчество архим. Константина ярко и обширно представлено его передовицами, статьями и обзорами в журнале «Православная Русь». Из-за многочисленности, его статьи трудно поддаются подсчету, достаточно сказать, что за период редакторства архим. Константина, в каждом номере «Православной Руси» публиковался один или несколько его материалов. Передовицы зачастую были подписаны обобщающим – «Редакция», в то время как их автором был архим. Константин. Менее многочисленны, но не менее содержательны статьи и исследования архим. Константина, публиковавшиеся в приложениях к «Православной Руси» – журналах «Православный путь» и «Православная жизнь». В сборники статей архим. Константина вошли, главным образом, статьи из «Православного пути» и «Православной жизни», а статьи из «Православной Руси» в основной своей массе еще не были систематизированы и изданы отдельными сборниками. Перечисляя труды архим. Константина мы не станем приводить полную библиографию его статей из периодических изданий, ограничимся лишь перечислением книг, учебников, брошюр и сборников статей. При работе с библиографией трудов архим. Константина нужно иметь в виду, что его книги и статьи до монашеского периода (т. е. до декабря 1949 г.) публиковались под именами «К.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Иннокентия о несдаче ему денег и расход. книг); II, ч. 1,100 (доношение 1722 г. архим. Иннокентия Лапицкого о пререканиях, возникших между ним и быв. архим. Иоасафом Драником), 106 (доношение 1722 г. архим. Иннокентия о бракоразводн. дел.), ч. 2, 209 (донош. того же архим. о бытии м-рю на основ. жалов. грамот в ведении св. Синода; старец Сергий Салтыков 1656 г., строитель старец Дмитрии 1689 г., игум. Иоасаф 1703 г., посвященный в 1705 г. в архимандриты; в 1731 г. в м-рь определен новый архим. Иоасаф Маевский, быв. архим. Каля- зин. м-ря), прилож., LXVIII, XVIII (царск. и патриарш. грамоты); IV, 1 (дело 1724 г. об оштрафовании послушника м-ря Якова Савельева), 71 (дело о дозволении Якову Савельеву исправлять в Риге причетнич. должности), 246 (дело об иеродиак. м-ря Арсение; упомин. архим. Иоаким Лызлов); VI, 1726 г., 89 (жалоба полковн. Броневского на архим. Иннокентия о неправильн. владении м-рем его землею); VII, 1727 г., 339 (прошение солдата Евстратова на архим. м-ря об обидах), прилож., XXXVIII, VI (взыскано в 1724 г. по делу архим. Иннокентия Лапинского с Дорогобуж. протопопом Вас. Васильевым 30 руб.). 28. Благовещенская , мужская пустынь, совсем упраздненная, Калужской губ., в гор. Медыни. Основана в XVII ст. старцем Авраамием, который был ее строителем с 1660 по 1694 г. По описи 1678 г. значится: „Благовещ. Пресв. Богородицы церковное место, что была церковь на Медынском городище; на этом месте старец Авраамий построил монастырь и церковь , в м-ре 2 кельи, земли не написано“. В 1676 г. была приписана к Воскресенскому, Новый Иерусалим, монастырю; в 1764 г. оставлена на своем содержании, но вскоре упразднена. Странно, что о ней не упоминается в „Топографском опис. Калуж. наместн.”, изд. 1785 г., где монастыри, как упраздненные, так и существовавшие в то время, тщательно обозначены. “Ист. Росс. Иер.”, III, 357; “Краткое ист. опис. ставроп. Воскресен. мон.”, изд. 1852 г., 51; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 588; “Дополн. к Акт. истор.”, X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Чтения в И.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Н. П. м. играли существенную роль в гос. делах. В актах Московских соборов 1581 и 1589 гг. подпись архимандрита Н. П. м. стояла на 9-м месте. В грамоте об избрании на царство царя Бориса Годунова (1598) архим. Трифон подписался 10-м в числе проч. настоятелей мон-рей ( Добротворский. 2010. С. 41). В кон. 1608 г. архим. Иоиль отказался подчиниться самозванцу Лжедмитрию II и остался верен царю Василию Иоанновичу Шуйскому (АИ. Т. 2. С. 137. 107). Настоятель (1611-1616) архим. Феодосий ( 1617) активно влиял на деятельность органов управления Н. Новгородом в 1611-1612 гг., в сент. 1611 г. возглавлял делегацию, отправленную к кн. Д. М. Пожарскому с призывом возглавить Второе ополчение. Архим. Феодосий активно участвовал в избрании на царство 1-го государя из династии Романовых - Михаила Феодоровича (СГГД. Т. 1. С. 203; Т. 2. С. 281). Архим. Рафаил I в 1635 г. был послан патриархом Московским и всея Руси Иоасафом вместе с протоиереем Архангельского собора Иосифом в Оранки (Орано поле), в 50 верстах от Н. Новгорода, чтобы произвести «следствие» чудес, происходивших от Владимирской иконы Божией Матери . После тщательного расследования чудеса были признаны достоверными и записаны в специальную книгу для ее представления патриарху Иоасафу и царю Михаилу Феодоровичу. В Соборном уложении 1649 г. в лествице настоятелей мон-рей архимандрит Н. П. м. занимал 11-е место. В 1652 г. царь Алексей Михайлович позволил архим. Стефану и последующим настоятелям совершать богослужения (кроме архимандрических преимуществ), с рипидами, палицею и сулком, облачаться среди церкви на ковре и во время Божественной литургии «осеняти свещею, якоже достоит епископу». В 1656-1657 гг. настоятелем Н. П. м. был архим. Иларион , в 1657 г. хиротонисанный во епископа Рязанского, в 1658-1659 гг.- архим. Филарет , ставший в 1672 г. 1-м главой Нижегородской епархии, в 1664-1672 гг.- архим. Иосиф , занявший затем Коломенскую кафедру. По указу Сената в 1725 г. на погребение имп. Петра I был вызван в С.-Петербург архим.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

2, 351 (дело 1722–23 г. о 3 монахах, оказавшихся бегл. солдатами); III, 1723 г., 154 (м-рю принадлежало село Спас Сенович), 214 (тоже дер. Подол), 504 (донос на монахов м-ря), прилож., CXLVI, XXXV (архим. Вениамин в 1723 г. встречал мощи св. Алекс.-Нев.); VI, 1726 г., 56 (назначение архим. Вениамина на чреду священнослуж. в СПб.), 278 (архим. Феодосий в 1712 г. назначен архим. Александро-Нев. м-ря), 385 (дело об иеродиак. Спиридоне Бельском, которого взял к себе архим. Феодосий, впоследствии известный архиеписк.); VII, 1727 г., 234 (дело об иеромон. Исаие); VIII, 1728 г., прилож., 1 (Ц. гр. царя Вас. Иоанн. игум. Трифону о пожаловании архиер. шапки), XLVIII, 6 (гр. 1656 г. патриархов Антиохий. Макария и Сербского Гавриила о пожалов. архим. Евфимию клобука и греческой шапки), LXI, 6 (указ 1727 г. архиеп. Феофана архим. Вениамину о чине богослужения); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1831 (переписн. книга 1670 г. вотчин м-ря в Вотской пятине Корельск. половины); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библиот.», I, 30, 8 (житие преп. Варлаама), 9 (сказание о новом чуде умерш. отроку Гр. Вас. Верьхедеревскому от преп. Варлаама), 436, 7 (житие чудеса преп. Варлаама); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., VI, 209 (архим. Киприан, с 1620 г. архиеп. Тобольск.), 297 (архим. Корнилий, с 1664 г. архиеп. Сибир.); 1790 г., XIV, 213 (послание XVI ст. старца м-ря Феодосия с брат. архиеп. Новгород. Макарию); 1791 г., XVII, 131 (архим. Феодосий, с 1542 г. архиеп. Новгор.); “Продолж. древ. Вивлиоф.», 1789 г., V, 107 (Спас на Хутыни упоминается в духовной кн. Дм. Ив. Углицкого, около 1509 г.); 1791 г., VII, 3 (приговор. грам. 1566 г. о походе войною на Польшу; игум. Филофей), 144 (приговор. грам. 1580 г. о монаст. вотчинах; игум. Дионисий); “Русск. истор. Библиот.», I, 693 (памятн. смутн. времени; присяга новгородцев у Спаса на Хутыне); II, 485, 142 (цар. грам. 1627 г. о кормовых и панихидн. деньгах); III, 34 (празднов. в Москве около 1634 г. Варлааму Хутын. 6 ноября; трезвон большой, благовест в ревут, трезвон во вся без большого, а поют с полиелеосом); IV, 850 (Палинодия 1621 г.; 6 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

133 Донесение архим. Петра м. Григорию, 1859 г., в черновых бумагах архим. Петра, л. 16 на об. Самые замечания– в бумагах м. Григория, 90. 134 Литографич. «Записка о преобразованиях в константинопольском патриархате», 1859 г., в бумагах м. Григория, 78, л. 30. 139 Литографич. «Записка о преобразованиях в константинопольском патриархате», 1859 г., л. 36, в бумагах м. Григория, 78. 142 «Греко-болгарская распря» Ф. Стоянова-Бурмова, в «Русском Вестнике», февраль, 1886 г. стр. 530. Об обстановке нового архипастыря архимандрит Петр писал в конце 1858 г. киевскому митрополиту Исидору следующее: «Для торжественного и благолепного служения как в готовой, крайне скудной, как и в имеющей создаться церкви, они (болгары) испросили себе архиерея; но ему облачиться не во что. Я дал ему на время церковную митру и мантию, и в этом его преосвященство служит теперь». См. черновые бумаги архим. Петра, л. 43 на обор. 144 Представление архим. Петра м. Григорию, 7 августа, 1859 г., в черновых бумагах архим. Петра, л. 20. 145 Донесение архим. Петра обер-прокурору Св. Синода, графу А. П. Толстому, после 12 сент. 1859 г., в черновых бумагах архим. Петра, л. 21. См. «Греко-болгарская распря» Стоянова-Бурмова, в «Русском Вестнике» февраль, 1886 г., стр. 527. 146 Донесение архим. Петра м. Григорию, в конце 1859 г., в черновых бумагах архим. Петра, л. 28 на об. и 29. О печатном тексте надписи на медной доске, положенной в основание храма, см. «Известия Церковно-археологического Общества» за 1885 год стр. 38. 147 «Первый экзарх болгарский блаженный Антим», Муромцовой, в «Русском Вестнике», январь, 1886 г., стр. 316. См. «Русский Вестник», май, 1882 г., стр. 414. 148 Там же. См. черновые бумаги архим. Петра, л.29. в «Русском Вестнике» за май, 1882 г. , несправедливо сказано, будто Цанков кончил курс в Киевской дух.Акдемии: здесь он никогда не был. В списке воспитанников Киевской Академии (в «Трудах» сей Академии за декабрь 1869г.) значатся следующие болгарские воспитанники: иеромонах Нафанаил Стоянович (окончил курс 1851 г.), Феодор Стоянов-Бурмов (1857 г.), иеродиакон Евфимий Руссиков (1865), Феофил Добранович (1867), Димитрий Благоев и Василий Друмьев (1869), и Райча Королев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010