лавры; упомин. архим. Иоаким); “Дополн. к Акт. Истор.», I, 137 (Настольн. гр. 1592 г. Варлааму, на возведение его из архимандритов м-ря в сан Новгор. митроп.); II, 76 (Возвед. 1619 г. Филарета Никит. на патриар. престол; архим. Авраамий); III, 119 (Акты 1654 г. о моров. поветрии, стат. LXXVIII, умерло 182, живых старцев 28); V, 26 (Выходы патриар. 1666 г.; снятие клобука с патр. Никона; архим. Иоаким; панихида по архиеп. Сибир. Нектарии, который здесь умер в схиме; погребение бояр. Анны Ильинич. Морозовой и многое другое), 102 (Деяния Москов. собора 1666 г., II, подписался архим. Иоаким); VI, 12 (Акты 1670 г. к бунту Стен. Разина, V, взято из м-ря крест и кадило серебр.), 58 (Чин избрания 1672 г. патриар. Питирима; архим. Иоаким), 61 (Гр. 1672 г.; имел рыбный и судовый промысел); VII, 63 (Гр. 1677 г. о харатейн. книгах; архим. Павел); IX, 46 (Разрядн. книга 1678 г.; стр. 110, 112, крестн. ходы), 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 314, 316); X, 4 (Выписка 1682 г. о стрелец. бунте; постриж. Кирилла Полуехотов. Нарышкина под именем Киприана); XII, 57 (Указ 1689 г. о славленных денег; 5 руб.); “Акты юридич.», 215 (Платежная 1616 г. в деньгах, собир. на ратн. людей; архим. Авраамий); “Собр. госуд. грам. и догов.», I, 82 (Духовн. 1452 г. кня.-инокини Евпраксии; даны села Сесипетровское и Козиньское), 132 (Духов. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого), 146 (Запись 1506 г. кн. Конст. Ив. Острогож. о продолж. службы Василию Иоаннов.; архим. Феогност), 147 (Духов. 1509 г. кн. Дмитрия Иоаннов., племянн. Вел. кн. Вас. Иоанн.), 149 (Запись 1522 г. кн. Вас. Вас. Шуйского; архим. Иона), 151 (Духов. 1523 г. кн. Феод. Борис. Волоцкого), 154 (Запись 1525 г. кн. Ив. Мих. Воротынского; архим. Иона), 159 (Запись 1531 г. кн. Фед. Мих. Мстиславского; архим. Иона), 165 (Запись 1547 г. кн. Ив. Ив. Пронского; архим. Михаил), 172 (Запись 1561 г. кн. Вас. Мих. Глинского; архим. Левкий), 182 (Запись 1565 г. бояр. Ив. Петр. Яковлева; архим. Левкий), 189 (Запись 1566 г. кн. Мих. Ив. Воротынского; архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Слава Св. Горы достигла всех уголков мира. Кроме монахов из традиционно правосл. стран - России, Румынии, Болгарии, Сербии,- населявших Св. Гору с самого начала на ней монашеской жизни, сегодня на А. есть монахи из мн. стран всех 5 континентов. Впечатляющий пример тысячелетнего мирного сожительства и доброго сотрудничества монахов делает священный А. истинным вселенским центром братского союза православных всех стран и народов. С 60-х гг. XX в. начался процесс возвращения афонских мон-рей от особножительного устава к общежительному. Это, безусловно, прогрессивное явление связано с деятельностью известных игуменов-духовников: архим. Василия, возродившего мон-ри Ставроникита и Ивирон, архим. Ефрема в мон-ре Филофей, архим. Афанасия в Вел. Лавре, архим. Григория в мон-ре Дохиар, архим. Ефрема в Ксиропотаме, архим. Ефрема в Ватопеде, архим. Моисея в Хиландаре и архим. Виссариона в мон-ре Пантократор. Общежительные мон-ри также пополнились новой братией во главе с игуменами: архим. Емелианом в мон-ре Симонопетра, архим. Георгием Григориатским, архим. Алексием в мон-ре Ксенофонт, архим. Агафоном в Кастамоните, архим. Христодулом в Кутлумуше, архим. Харалампием Дионисиатским и архим. Филофеем в мон-ре Каракал. Росту интереса к Св. Горе способствовал ряд прекрасных изданий документов и рукописей из богатейших собраний святогорских б-к, разнообразных каталогов, альбомов, исследований по истории мон-рей. Продолжаются и плодотворно развиваются афонскими певчими традиции визант. пения, иноками-иконописцами - визант. школа иконописания, издаются труды в области гимнографии, истории, выходят периодические издания. Строго соблюдаются древние традиции совершения церковных служб и следование древним богослужебным типиконам. Нек-рые монахи периодически выезжают с А. «в мир» для духовного служения с проповедями, беседами, для совершения таинства исповеди. Восстанавливаются на основе тщательных научных исследований памятники визант. архитектуры. На Св. Горе неизменно сохраняются традиции монастырского гостеприимства, число паломников, приезжающих со всего света, непрестанно возрастает.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

месяцеслов Св. Тр.-Сергиевой лавры», 10; “Книга степенная», I, 487, 527 (о начале Нижеградской пещеры); “Арханг. губ. вед.», 1861 г., 10 (архим. Ириней Ключарев); “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); “Прибавл. к Церковн. вед.», 1888 г., 41, 1142 (Церков. приход. школа при м-ре); Иером. Иоасаф, “Церков. ист. опис. Суздаль. достопам.», 13 (св. Дионисий), 16 (Евфросин); М. Толстой , “Кн. глагол. опис. о Россий. свят.», 12, 22 (св. Дионисий), 248, 444 (преп. Иоасаф); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 610, 1; “Акты Арх. Эксп.», I, 308 (соборн. приговор 1581 г.; архим. Иона); II, 7 (избр. 1598 г. Бор. Годунова; архим. Трифон); III, 176 (Па- триар. гр. 1628 г. архим. Рафаилу о наказании дьячка Семейка за найден. у него гадальн. тетради); “Акты истор.», I, 37 (Послание 1433 г. митроп. Ионы о посвящ. инока Павла в сан архимандрита); II, 107 (Отписка 1608 г. архим. Иоиля Лухов. пустыни о несогласии нижегородцев покориться Лжедмитрию); “Дополн. к Акт. истор.», II, 76 (Возвед. 1619 г. Филар. Никит. на патриар. престол; архим. Иов); IV, 29 (Акты 1656 г. о моров. поветрии), 43 (Наказн. память 1658 г. архим. Филарета старцу Онуфрию об управлении сел. Никольским и Рубским), 134 (Приемн. росписки 1663 г., ст. III, 337, архим. Герман); V, 26 (Выходы патриар. 1666 г.; стр. 99, архим. Иосиф; стр. 154, в 1675 г. архим. Симеон назначен в Спасо-Андрон. м-рь), 102 (Деяния Москов. собора 1666 г., II, подписался архим. Иосиф); VIII, 40 (Акты 1678 г. о сборе даточн. людей; стр. 131, имел во влад. 90 двор.), 80 (Гр. 1680 г. о невзимании с крестьян оброка; архим. Нил); X, 61 (Отписка 1682 г. рабочих архим. Нилу об исполнении ими в Москве поручений); XII, 50 (Память 1688 г. архим. Епифанию о принятии под начало крестьянина, оговорен. в расколе), 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 4 рубля); “Акты юридич.», 221 (Платежная 1615 г. в церков. дани и пошлин.), 290 (Поручн. 1648 г. по крестьян. и бобылях; архим. Герман); “Собр. госуд. грам. и договор.» I, 200 (Духовн. собор 1580 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Владислав, король 136,166, 167,177 Владислав IV, король 247, 248, 252, 253 Владислав Опольский, князь 138 Войшелк (сын князя Миндовга) 135 Волжин А. 286 Волконский Михаил, князь 174 Волохов Игнатий 205 Вольтер 341 Вонифатьев Стефан, протопоп 182, 183, 184, 186, 198, 200, 202 Воронихин А. 293 Воронцов И., граф 333 Воронцов Феодор 75 Воронцова Мария, графиня 359 Воротынский, князь 167 Востоков В., прот. 469 Восторгов Иоанн , прот. 375, 396, 401 Врангель, генерал 469, 470 Всеволод-Гавриил, князь 87, 127 Всеволод Георгиевич, князь 39 Всеволод III Константинович, князь 129 Всеволод Мстиславович, князь 28 Всеволод Черниговский 95 Всеволод III Юрьевич, князь 100 Всеволод Ярославович, князь, 34, 35, 36, 98, 114, 127 Выговский Иван, гетман 256 Вышатич Ян, боярин 117 Вячеслав Чешский, св. 87, 88 Гавриил Бонулеско-Бодони, митроп. 281 Гавриил Красновский, епископ 428 Гавриил Петров, митроп 274, 305, 313, 314,368 Гавриил Огородников, архим. 445 Гавриил,патриарх 202 Гавриил, митроп. 276, 301, 349 Гавриил, архиеп. 333 Гавриил, епископ 434, 468, 469 Гавриил, протопоп 122 Гагарин С., князь 333, 359 Гай Токоав, епископ 373 Галактион, епископ 172 Галактион Вологодский, преп. 175, 177 Гарнак, проф. 317 Гастольд, боярин 144 Гаюк, монг. император 40 Гегель 341 Геде(и)мин, князь 51, 135, 136 Гедеон, митроп. 202 Гедеон Балабан, епископ 237, 239, 240, 241, 242, 246, 258 Гедеон Криновский , епископ 274, 315 Гедеон, епископ 215 Гедеон Сломинский, иером. 320 Гедимин 236 Гейденштейн Р. 130 Геласий, митроп. 155 Гендрикова А. В. 399 Геннадий, патриарх 62, 115 Геннадий, архиеп. 69, 74, 85, 120, 122, 123 Геннадий, архим. 67 Георгий Амартол 116 Георгий Владимирский, князь, св. 88, 129 Георгий Всеволодович, князь 39 Георгий Дашков, архиеп. 268, 269, 270 Георгий Конисский , епископ 274, 306, 315, 355,356,357,358 Георгий, митроп. 119 Герасим, митроп. 21, 57, 58 Герасим, еп. 133 Герасим, преп. 14 Герасим, иеромонах 398 Герасимов Д. 121 Герберштейн 70 Гервасий, игумен 398 Герман Аляскинский 368 Герман, патриарх 17, 27

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1848 год или около того – в возрасте трех–пяти лет, мальчик Гавриил в откровении слышит глас с неба, говорящий: «Ты – Мой». «Чей?», – спрашивает он, и слышит в ответ: «Божий». 1854 год – чудо исцеления Гавриила праведным Симеоном Верхотурским. 1856 год – паломничество Гавриила в Верхотурье, к мощам праведного Симеона Верхотурского, по обету, данному Гавриилом Симеону Верхотурскому за исцеление его от раны. Праведный Симеон Верхотурский, в видении наяву, предсказывает юному Гавриилу: «Монах будешь». Предсказывает ему и схимничество. Пророчество о монашестве сбылось лет чрез двадцать, в 1876 году, когда Гавриил стал монахом Тихоном. А пророчество о схимничестве сбылось лет чрез тридцать шесть, в 1892 году, когда отец Тихон принял великую схиму с именем Гавриил, данным ему в крещении. 1859 год – Гавриил, слабый здоровьем, начинает помогать по хозяйству родителям, отцу. 1863 год – Гавриил вымаливает себе у Бога здоровье, необыкновенную силу. 1863 год, лето – чудо Божие о пшенице: после сомнений отрока Гавриила в благости промысла Божия, вследствие того, что пшеница на поле была вся побита градом из тучи, и по молитве Гавриила к Богу, он слышит глас с неба: «Будет пшеница», и слово Божие исполнилось: Бог дал необыкновенный урожай пшеницы, что стало поводом юному Гавриилу дерзновенно просить отца отпустить его в монастырь, дабы ему стать монахом; и его отпускают с миром. 1864 год, 13 августа – Гавриил приходит в Оптину пустынь; поступает в нее; в Оптиной пустыни Гавриил заболевает и болеет пять лет лихорадкою; когда болящий Гавриил был послан на послушание на рыбный пруд от монастыря, там его домик хотели поджечь, Гавриил, едва держась на ногах, вышел с иконою Знамения и встал пред огнем, и Бог совершил чудо, и спас его: Бог послал необыкновенный вихрь, который поднял загоревшуюся копну сена около хибарки Гавриила, перенес ее по воздуху и бросил на избу поджигателя, а тот кричал и каялся: «Мой грех ! Ко мне и пришел!». Преподобный Амвросий оптинский пред отъездом Гавриила на пруд предсказал ему, что на том послушании Гавриил будет исцелен Богом, он сказал: «За послушание Бог исцелит тебя. Поезжай с Богом!». Так и произошло по слову преподобного: Бог исцелил болящего брата Гавриила от лихорадки, ибо послушание Гавриила было ради Бога, а не ради человекоугодия. В Оптиной пустыни затворник иеросхимонах отец Мелхиседек предсказывает Гавриилу, что он будет петь в Москве, и это предсказание впоследствии сбылось.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Макаревский М. И. Жизнеописание архимандрита Макария (Михаила Глухарева), основателя Алтайской миссии по поводу столетнего юбилея со дня рождения (СПб. 1892 г.). М. Л. К столетней годовщине со дня рождения основателя Алтайской миссии архим. Макария (Глухарева) (Том. еп. вед., 1892 г., 21). N. Памяти архим. Макария, основателя Алтайской мисси (Стихотворение) (Том. еп. вед., 1892 г., 21). Празднование памяти первооснователя Алтайской дух. миссии о. архим. Макария (Том. еп. вед., 1892 г., 21:22). Макарий, епископ Томский. Речь, сказанная на торжественном собрании по случаю столетнего юбилея со дня рождения основателя Алтайской миссии архим. Макария (Том. еп. вед., 1892 г. , 22). Соколов М., свящ. Слово в день поминовения архим. Макария, основателя Алтайской миссии, совершенного в Казанском соборе. (СПб. 1892 г.). Орнанский Философ, свящ. К предстоящему столетнему юбилею со дня рождения архим. Макария, основателя Алтайской миссии (Церк. вед. 1892 г., 16). Памяти архим. Макария, основателя Алтайской миссии (Ibid., 46). Празднование столетия со дня рождения архим. Макария в Болхове (Ibid., 47). Сперанский И. Основатель Алтайской миссии о. архим. Макарий Глухарев (Смол. епарх. вед. 1892 г.). Очерк истории Смоленской семинарии и подведомых ей училищ (Смол., 1891 г.), стр 143, 144, 166, 167. Памяти основателя Алтайской миссии и переводчика Св. книг Ветхого Завета на русский язык. архим. Макария (Орел. 1892 г.). Сборник. В числе статей – Яницкий С. М. Архим. Макарий (Глухарев) – переводчик Библии с еврейского на русский язык (Ibid., Орлов. Еп. вед., 1892 г., стр. 1545:1591). Улала, бывший главный стан Алтайской миссии (с видом ее) (Церк. вед., 1893 г., Алтайские миссионеры. Стихотворение (Том. еп. вед., 1893 г.). Чевалков М. В. Памятное завещание. Автобиография. (М. 1894 г.) Оттиск из Правосл. благовестника за 1894 г. Ливанский Илья, свящ. Архим. Макарий Глухарев (Орел. 1895 г.). К биографии архим. Макария, основателя Алтайской миссии (Тобол. еп. вед., 1896 г., 1; тоже – Том. еп. вед. 1896 г., 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В 1887 и 1891 гг. под председательством П. П. прошли 1-й и 2-й всероссийские съезды миссионеров в Никольском единоверческом монастыре. И. С. Лесков , автор первого исследования о П. П. (в статье «С людьми древнего благочестия», впервые опубликованной в 1864), и Ф. М. Достоевский высоко оценивали просветительскую деятельность П. П., а также Голубова, вслед за своим наставником перешедшего в единоверие и основавшего типографию в Пскове. Ист.: Кашменский С. Н., прот. Из беседы о расколе с о. архим. Павлом Прусским и крестьянином И. П. Ламакиным//Вятские ЕВ. 1880. 8. Отд. духовно-лит. С. 192-205; Указатель к Собр. соч. архим. Павла. М., 1880; Королишковской единоверческой церкви свящ. В. С. Дарендова повествование о том, как жил и что видел, будучи беспоповцем федосеева согласия, и как Божиим милосердием приведен к соединению со святою соборною апостольскою Церковью//Братское слово. 1883. 7. С. 324-344; 8. С. 394-411; Прокопий, иером. Воспоминание о переходе о. Павла в православие и о своем присоединении к св. Церкви. М., 18862; Хахалкин П. М. Мое откровенное повествование о жизни в расколе и по выходе из раскола//Братское слово. 1891. 18. С. 590-605; 19. С. 664-693; К юбилею о. архим. Павла//Там же. 1893. 8. C. 644-648; Празднование 25-летия со дня присоединения к правосл. Церкви архим. Павла. М., 1893; Варлаам (Коноплёв). Автобиография//Пермские ЕВ. 1894. 12. С. 225-240; Ивановский Н. И. Памяти о. архим. Павла, настоятеля Московского единоверческого мон-ря//ПС. 1895. Ч. 2. 6/7. С. 242-255; Колосов Н. А., свящ. Архим. Павел Прусский: [Некр]. М., 1895; Субботин Н. И. Архим. Павел//ПрибЦВед. 1895. 18. С. 636-639; он же. Памяти в Бозе почившего отца архим. Павла//Братское слово. 1895. 8. С. 509-523; Субботин Н. И. Первые 12 лет служения Церкви борьбою с расколом: (Переписка с архим. Павлом за 1867-1879 гг.). М., 1901; он же. Еще 15 лет служения Церкви борьбою с расколом: (Моя переписка с архим. Павлом за 1879-1895 гг.). М., 1902. Вып. 1: 1879-1885 гг.; 1904. Вып. 2: 1886-1895 гг.; Опочинин Е. Н. Отщепенец: Страница из быта глаголемых старообрядцев//ИВ. 1898. Т. 73. 8. С. 520-537; Филиппов Т. И. Три замечательных старообрядца. СПб., 1899; Веселовский М., свящ. Воспоминания об о. архим. Павле Прусском//ДЧ. 1899. Ч. 3. 10. С. 251-256; 1900. Ч. 1. 1. С. 156-160; Цветков В. П., свящ. Воспоминания об о. архим. Павле Прусском//Там же. 1904. Ч. 2. 8. С. 639-652; Д[оброволь]ский Н. И. Из воспоминаний об архим. Павле Прусском (1892-1895 гг.)//Там же. 1906. Ч. 3. 9. С. 87-109; 10. С. 194-204; 11. С. 404-411; 12. С. 513-522; Максимов Х. К., прот. Воспоминание о последних днях о. архим. Павла Прусского//ВиЦ. 1907. Кн. 4. С. 564-577; Кельсиев В. И. Исповедь//Лит. наследство. М., 1941. Т. 41/42. С. 329-335, 456; Лесков Н. С. С людьми древлего благочестия//ПСС: В 30 т. М., 1996. Т. 3. С. 482-588.

http://pravenc.ru/text/2578569.html

Свящ . Максим Максимов Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (Лавров Герасим Дмитриевич; 1868-1932), архим., преподобноисп. (пам. 21 июня, 28 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Волков Георгий Нилович; 1878-1938), архим., прмч. (пам. 12 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕННАДИЙ (Ребеза Григорий Матвеевич;1880-1937), архим., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901 - 1937), архим., прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНА (Декалина Екатерина Дмитриевна; 1875-1938), прмц. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИННОКЕНТИЙ (Беда Дмитрий Пантелеймонович; 1881-1928), архим., прмч. (пам. 24 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Соловецких новомучеников и исповедников) ИОАНН (Кевролетин Иван Афанасьевич; 1875-1961), иеросхим., преподобноисп. (пам. 14 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИРАКЛИЙ (Мотях (Митяха) Иосиф (по др. данным, Сергей); 1863 - 1937), преподобноисп. (пам. 28 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских), схим.

http://pravenc.ru/text/161265.html

Феофилакта посвящен иеромон. м-ря Гедеон Вишневский), 973 (иеродиак. м-ря Варлаам в 1722 г. рукоположен в иеромон. и посвящен во архимандр. Спасск. Севского м-ря), 1023 (доношен. архим. Гедеона о помещении 2 учителей в Москов. госпиталь), 1058 (прошение архим. Гедеона о выдаче ему ректор. жалованья), 1176 (прошение того же архим. о приписке Владычнего Серпухов. м-ря), прилож., XXIV, X (показания иеродиаконов, монаха и учеников по делу ученика Ив. Максимова 1713 г.), ч. 2, 223 (доношение 1722 г. о разных школьных потребах Заиконоспасс. Академии), 603 (представление архим. Гедеона о благовесте к церковным службам в м-ре); III, прилож., CLXXX, XL (ведом. о расход. Монаст. Приказа с 1720 по 1723 г.); IV, 1724 г., 145 (прошение архим. Гедеона об освобожд. м-ря от ночной караульн. повинности), 339 (прошение того же архим. о приписке к нему Никол. Возмицкого м-ря), 343 (дело о замещении учительских вакансий), 344 (прошение о постройке новой крыши на архимандр. кельях), 416 (прош. архим. Гедеона о назначении для отправления при школах приказных дел прокурора и канцеляриста); VI, 1726 г., 179 (доношение архим. Гедеона Вишневского о выдаче жалованья), 384 (дело об иеродиак. Спиридоне Бельском, который временно содержался под караулом в приписном Покровском на Убогих Домах м-ре), 425 (от м-ря отписан Владычный Серпухов.); VII, 1727 г., 108 (дело о постройке в м-ре братских келий), 325 (архим. Гедеон был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1840 г., XXXV, 113 (обозр. древн. Русск. памятн.); 1841 г., XL, 63 (архим. Моисей Платонов Близнецов, с 1808 г. еписк. Саратов.); “Труды Рязан. архивн. Комиссии», IV, 21 (в 1731 г. в м-ре погребен архиеп. Рязан. Гавриил, принявший здесь иночество); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1773 г., II, 211 (указ 1682 г. об учреждении Академии при м-ре Спаса, иже в Китае на песках, нарицаемом Старый, с припискою к нему нескольких м-рей); 1789 г., XI, 281 ( церковь одна: внизу Нерукотв. образа, вверху всех Скорбящ. радости); 1791 г., XVI, 295 (истор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

архим. Гавриил Дионисиатский Предисловие Я жил в своей родной деревне двадцать два года, а здесь, на Святой горе, – сорок семь. Мои глаза многое видели, а мои уши, признаюсь, слышали еще больше. Я сделал твердое заключение, что тому, кто имеет надежду на Бога и ходит по пути Бога, избегая греховных поступков и мыслей, нечего бояться ни в этом мире, ни в ином. Архимандрит Гавриил Дионисиатский Игуменом земли Русской называем мы преподобного Сергия Радонежского, воспитавшего множество подвижников примером своего боголюбивого смирения. Есть и на Афоне «настоятель настоятелей Святой горы Афонской» – архимандрит Гавриил Дионисиатский. Имя и подвиги его, доселе скрытые от русского читателя, достойны прославления. Уже в 55-летнем возрасте святогорцы называли его «усовершившимся духовно», иноки видели его воспаряющим от земли на молитве. За сорок лет настоятельства он приумножил братию, сохранил обитель от ужасов фашизма, от увлечения в крайности экуменизма или зилотства. Старец Гавриил – один из иноков, трудами которых совершилось возрождение монашества на Афоне. Главным попечением богомудрого игумена была забота о духовном возрастании иноков. Свои административные и дипломатические труды, частые выступления от имени Протата Святой Горы перед правителями сего мира отец Гавриил ставил ни во что по сравнению с трудами иноков, занимающихся молитвой и духовным деланием. Смиренно посещал игумен пустынных старцев из общины святого Иосифа Исихаста , прося их переезда в свою обитель для духовного наставления братии. Добившись перехода в Дионисиат старца Харалампия, архимандрит Гавриил передал ему бразды правления своей обителью, а сам ушел на покой, став сподвижником Арсения Пещерника, келейника преподобного Иосифа Исихаста . Отец Гавриил оставил после себя множество книг и писем духовным чадам в миру. Будучи человеком удивительной цельности и твердости. Как отмечали его современники, отец Гавриил строгими, острыми и поразительно точными наставлениями отсекает соблазны и с любовью и смирением направляет ко спасению читающих его наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010