1120. См. об этой и другой версии толкования Brown R. P. 787-8. 1121. Православное толкование допускает и другое, более конкретное понимание Матери Мессии как Пресвятой Девы Марии. Такое толкование хотя прямо и не вытекает из текста Откр., все же не исключает, а дополняет и конкретизирует первое. «Возможно, что он [св. Иоанн — А.С.] — думал о тайне Боговоплощения, при таком толковании получающей космическое значение. Но несомненно, что он думал о Церкви». — Кассиан, еп. С. 344. «Некоторые толковники видели в этой таинственной жене Пресвятую Богородицу, но такие выдающиеся толкователи Апокалипсиса, как св. Ипполит, св. Мефодий и св. Андрей Критский находят, что это — «Церковь, облеченная в Слово Отчее, сияющее паче солнца». — Аверкий (Таушев), архиеп. С. 793. 1122. Cм. Brown R. P. 791, N. 36. 1123. См. Кассиан, еп. С. 344. 1124. Cм. Brown R. P. 790-1. 1125. Кассиан, еп. С. 344. 1126. Впрочем, семь голов в Откр. 17, 9-11 толкуются и как семь царей — императоров, за которыми придет восьмой. Существует несколько вариантов идентификации этих царей, начиная с Юлия Цезаря или Августа и заканчивая Домицианом (восьмая голова), при котором было написано Откр. Смертельно раненная, а затем исцеленная голова (13, 3; ср. ст. 14) — Нерон, о котором ходила легенда, что он не покончил с собой, а скрылся, чтобы вернуться вновь (Nero redivivus). — cм. Brown R. P. 792; Кассиан, еп. С. 346. 1127. Кассиан, еп. С. 344. 1128. Cм. Brown R. P. 792. N. 40. 1129. Миф о возвращении Нерона развился после 80-го года, что является еще одним косвенным аргументом в пользу датировки Откр. домициановыми гонениями 90-х годов. — См. Гатри Д. С. 736. 1130. Обзор многочисленных вариантов этой легенды (у Светония, Тацита и др.) см. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Лекции по Апокалипсису на радио «Град Петров» в 2003 г. К вопросу о числе зверя. 1131. Кассиан, еп. С. 347. 1132. Как известно, в древних языках (древнееврейском, древнегреческом и др.) числа обозначались буквами. 1133. «Подавляющее число ученых всех направлений читает в наше время 666 как гематрию, т. е. как сумму числовых значений тех букв еврейского алфавита, из которых составляются два слова Kesar Neron» — Кассиан, еп. С. 347. Именно на такое прочтение гематрии указывал, например, Ф. Энгельс в работе «К истории первоначального христианства», ссылаясь на немецкого протестантского библеиста Ф. Бенари, в 1841 году впервые выдвинувшего эту гипотезу. — См. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. М. 1990. С. 36-7; Мень А., прот. Откровение св. Иоанна Богослова.//Библиологический словарь. Т. I. М. 2002. С. 120; Т. II. М. 2002. С. 326.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Когда настало время богослужения, пришел пономарь и, отворив двери, увидел Гавриила. В изумлении смотря на него, он спросил: – Как ты попал сюда? – Гавриил подробно рассказал о всем случившимся. Пономарь для удостоверения в истине случившегося взял и подал ему книгу и говорит: – На, прочитай; умеешь ли ты читать, как Она сказала, что ты теперь выучился грамоте? – И Гавриил стал читать хорошо и внятно. Тогда пономарь сказал: – Да это была Божия Матерь, а не простая женщина! С тех пор его родные стали уважать его, и он безбоязненно стал собирать своих товарищей в те пещеры и устроили нечто вроде монастыря, и Гавриила избрали в игумены. В то время ему было около 14 лет, и скоро он с односельчанами поехал в Константинополь. На пути, проезжая мимо одного места прекрасного и уединенного, ему пришла мысль, здесь в этом лесу должно быть живут пустынники! Гавриил оставил спутников и пошел их искать; но, к прискорбию своему, никого не нашел! Спутников своих он упустил из виду и дорогу назад потерял в лесу. Испугался Гавриил и стал призывать на помощь св. великомученика Георгия, своего соотечественника. Вдруг показался вдали молодой всадник на белом коне и, приблизившись к Гавриилу, говорит ему: – Видно ты дорогу потерял? – Да, потерял, – ответил Гавриил. Всадник был в прекрасном воинском одеянии, и Гавриил не осмеливался с ним разговаривать. – Иди за мной, – сказал он Гавриилу, и вывел его на дорогу, откуда он увидал своих спутников и догнал их. По прибытии в Константинополь, Гавриил прежде всего поспешил побывать у своего родного дяди, который занимал должность при дворе султана Махмуда 2-го (1808–1839). Он вел большие дела по доставлению разного продовольствия для турецких войск. Завистливые армяне оклеветали его, и донос клеветников имел силу, так что он должен был лишиться жизни. Во избежание смерти он решил потурчиться! Приняв магометанство, он вошел в большое доверие и милость султана и сделался одним из близких к нему и часто находился во дворце. Гавриил весьма желал вывести дядю своего из этой пропасти, и Господь помог ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом Гавриил получил совершенный отказ. И даже не было обращено никакого внимания на благоволение к нему Самой Царицы Небесной, верховной Игуменьи Святой Горы, которая, конечно, может попустить что либо и вопреки постановлений человеческих. Все это происходило в присутствии капитана того судна, на котором игумен Григорий должен был отправиться на Афон. Добрый и сострадательный капитан, видя такое сильное желание молодого человека отправиться на Святую Гору и слыша отказ игумена взять его с собой, сжалился над ним и помог ему исполнить свое желание следующим образом: «Судно скоро пойдет на Афон, – сказал он, – пойди и спрячься на корабле, а после, когда выйдем далеко в море, ты откроешься ему, т. е. игумену, и тогда поневоле он возьмет тебя». Обрадованный Гавриил так и сделал. Судно вышло в море, на нем отправился и юный Гавриил. Не смея во время плавания показываться старцу-игумену, Гавриил решил открыться ему только тогда, когда уже подъезжали к Афону. Гавриил робко подошел к старцу и упал ему в ноги. Игумен промолчал. Гавриил был в недоумении, но одно держал в уме: Матерь Божия послала меня на Афон. Выйдя на священный берег Святой Горы на пристани Григориатского монастыря, Гавриил вошел через святые врата внутрь этого монастыря, в котором прибывший Григорий был игуменом. Это было в 1828 году. Сам игумен и здесь не только не хотел принять его в число братии, но даже не хотел, чтобы он показывался ему на глаза. Гавриил стал изливать свою скорбь, если уж не всем, то некоторым из братии монастыря, которых было очень немного. Братия упросила игумена принять его в монастырь, и игумен согласился. Ему дали послушание на кухне. Неописуема была радость Гавриила. Он чувствовал, как будто только что родился на свет Божий, когда был принят в монастырь. При начале жизни юноши Гавриила в Г ригориате однажды, как он рассказывал, на храмовый праздник святителя Николая по случаю непогоды не могли наловить в море свежей рыбы для общей братской трапезы. И что же? Вдруг несколько рыб выкинулось на берег накануне самого праздника. Братия собрала чудом дарованную рыбу, которой вполне было достаточно для братской трапезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Некоторое время он был синодальным ризничим в Москве. А в 1910 году архимандрит Гавриил был рукоположен во епископа Измаильского, второго викария Кишиневской епархии. Через год епископ Гавриил стал епископом Аккерманским, первым викарием Кишиневской епархии. В 1917–1918 годах архипастырь принял участие во Всероссийском Церковном Соборе. В отсутствие иерарха Бессарабия была присоединена к Румынии, а Румынская Церковь подчинила себе Кишиневскую епархию. Однако местные архиереиархиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий (Грибановский), епископ Аккерманский Гавриил (Чепур) и епископ Измаильский Дионисий (Сосновский) – отказались признать неканоничные действия Румынской Церкви и были высланы из Бессарабии. Летом 1918 года Патриарх Тихон назначил владыку Гавриила епископом Челябинским и Троицким. Архипастырь попытался добраться до Челябинска, но в условиях гражданской войны это было невозможно. И епископ Гавриил остался на территории, контролируемой генералом А.И. Деникиным. Здесь на Ставропольском Соборе в мае 1919 года было создано Временное Высшее церковное управление (ВВЦУ), в задачу которого входило решение неотложных церковных вопросов. В работе Собора и организации ВВЦУ принял участие и епископ Гавриил . В конце 1919 – начале 1920 годов архипастырь временно состоял членом этого церковного управления . Но деятельность епископа Гавриила на юге России длилась недолго. В феврале 1920 года он навсегда покинул Россию и обосновался в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. – Югославия) . Интересные подробности о прибытии архипастыря в эмиграцию донес до нас П.С. Лопухин. Он вспоминал, что епископ Гавриил, прибыв на службу в одну из церквей, облачался не в середине храма, а в алтаре. Прихожан это удивило. И только потом стала известна причина: архиерей был так бедно одет, что стеснялся облачаться перед всеми . Архиерейский Собор РПЦЗ 1929 г. Крайний справа - епископ Гавриил      Постоянным местом пребывания иерарха стал монастырь Гргетег. При этом архипастырь преподавал в Хартковском женском институте и в русско-сербской женской гимназии в г.

http://pravoslavie.ru/76249.html

Гавриил, архиепископ Великоустюжский и Тотемский (Русской Григорий) Родился в г. Вязниках, а по другим предположениям – в селе Ярославах Данковского уезда Рязанской губернии. Специального духовного образования он не получил. Был диаконом в селе Одоевщине, Данковского уезда. Затем принял монашество в Волховском Троицком монастыре. С 20 лет был ризничим в Казани при митрополите Тихоне, который и способствовал росту Гавриила на духовном поприще. В 1722 году он возведен в сан архимандрита Спасского Юнгинского монастыря. В 1726 году по ходатайству митрополита Казанского и Свияжского Сильвестра (Холмского) назначен архимандритом Свияжского монастыря. Монастырь находился в запущенном состоянии, и Гавриил потрудился для его благоустройства. Но вскоре возникли несогласия между архимандритом Гавриилом и митрополитом Сильвестром, и отец Гавриил добился своего перевода во Владимирский Рождественский монастырь. Сразу же по назначении во Владимир архимандрит Гавриил написал в Святейший Синод донос на Казанского владыку Сильвестра, вследствие чего митрополит был запрещен в служении и направлен в Невский монастырь, а в дальнейшем лишен сана и сослан в заточение в Выборг. На этом доносе архимандрит Гавриил не остановился. Теперь он доносил на военных лиц: капитана Мозовского и лейтенанта Нащокина, присутствовавших у него на обеде. А в этот же период времени Святейший Синод выдвинул его кандидатуру на епископскую кафедру. 24 ноября 1731 года в Московском Успенском соборе он был хиротонисан во епископа Суздальского. В Суздале епископ Гавриил старался приобрести уважение паствы наружным благочестием и смирением. Особенно угодил он суздальцам тем, что на праздники суздальских святителей Феодора († 1023, 23 мая/5 июня, 8/21 июня) и Иоанна († 1373, память 15/28 октября) во время чтения Апостола он сидел не на горнем месте, а на полу на кафедре, «за честь великих святителей». 17 сентября 1735 года епископ Гавриил был переведен в Казань с возведением в сан архиепископа. Недолго пришлось занимать ему эту кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архангел Гавриил – это один из семи главных ангелов, которые согласно книге Товита “приносят молитвы святых и входят пред славу Святого” ( Тов. 12:15 ). Имя Гавриил означает на еврейском языке сила Божия. Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Писании, как Небесный вестник, которого Бог посылает, чтобы возвестить людям Свои планы о спасении рода человеческого. Так, архангел Гавриил несколько раз являлся пророку Даниилу и раскрывал ему тайны пришествия Мессии, гонений антихриста и конца мира, ( Дан. 8:16, 9:21 ). Перед пришествием Сына Божия в мир архангел Гавриил явился в храме старцу Захарии и сообщил ему о чудесном зачатии Предтечи. Через шесть месяцев он явился в Назарете Деве Марии с вестью об избрании Ее быть Матерью Христа-Спасителя, ( Лк.1 ). По мнению некоторых отцов Церкви, архангел Гавриил послан был для подкрепления Спасителя во время молитвы в Гефсиманском саду и потом для того, чтобы возвестить Богоматери день Ее Успения. Вот почему в богослужебных книгах Церковь именует архангела Гавриила “служителем чудесе”. Но являясь Божиим вестником важнейших ветхозаветных и новозаветных событий, архангел Гавриил, следовательно, должен быть особенно близок к Богу. На иконах архангел Гавриил изображается иногда с райской ветвью (белой лилией) в руке, которую по преданию он принес Деве Марии в день Благовещения. О природе, жизни и служении ангелов сказано более подробно в брошюре “Ангелы – вестники воли Божией”. Тропарь: Небесных воинств архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас, кровом крылу невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил. Мученицы Алла и Лариса 8 апр. (26 марта по церковному календарю) Святые мученицы Алла и Лариса пострадали с другими мучениками в первой половине 4-го века в Готфии, где они по приказу царя Унгерике были сожжены в храме во время церковной службы. Святая Гаафа, супруга другого готского царя, вместе со своей дочерью Дуклидой собрала останки святых мучеников и удалилась с ними в Кизик (в Крыму). Когда Гаафа возвратилась в Готфию, разъяренные язычники забросали ее камнями. Ее же дочь, святая Дуклида, мирно скончалась в Кизике.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Силою любви своей к Триипостасному Богу святые ангелы приобщаются к жизни Святой Троицы, а силою любви к миру и людям – приобщаются к жизни мира, живут ею и служат ей, оставаясь незримыми существами. Таким образом, между Небом и землею непрестанно восходят и нисходят Ангелы Божии. Церковь Христова особенно выделяет и чтит двух высших Ангелов – Архангела Михаила и Архангела Гавриила, в виду их особого участия в судьбах человечества. «Заря Солнца многосветлая, огненных слуг начальниче», «вид твой огнен, доброта пречудна» – так воспевает Церковь святого Архангела Гавриила. Имя «Гавриил» означает в переводе с древнееврейского «крепость Божия». Служение Архангела Гавриила промыслительно направлено Богом на спасение рода человеческого, на возвращение отпавших от Бога людей к Творцу и Вседержителю. Как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена Архангел Гавриил сообщает людям спасительное знание свыше, возвещает о главных событиях в духовной истории человечества. «Архангел Гавриил научил в пустыне праотца Моисея, избежавшего руки фараона, книжному писанию, сообщил ему о начале мира, создании первого человека Адама, о жизни его и по нем бывших патриархов, о последующих временах – потопе и разделении языков после падения вавилонской башни; объяснил ему и расположение небесных планет, научил всякой премудрости», – сообщает святитель Димитрий Ростовский . Пророку Даниилу Архангел Гавриил явился и открыл таинственное значение пророчества о семидесяти седминах, основанное на символике чисел, сообщив о времени освобождения иудеев из вавилонского плена, а также о времени Боговоплощения ( Дан.8:16, 9:21 ). По церковному преданию, Архангел Гавриил возвестил праведным Иоакиму и Анне о рождении от них Пресвятой Девы Марии, а священнику Захарии – о рождении святого пророка Иоанна Предтечи ( Лк.1:5–25 ). Будучи послан Богом в Назарет, Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве, обрученной праведному Иосифу, и возвестил Ей зачатие Сына Божия осенением и действием в Ней Духа Святого ( Лк.1:30–35 ). Полагают, что именно Архангел Гавриил явился во сне праведному Иосифу для уверения того в безгрешности Девы Марии ( Мф.1:20–21 ), а когда Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, Архангел Гавриил явился пастухам и сказал: – «Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель» ( Лк.2:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После всего случившегося Гавриил побежал в школу. Учитель стал спрашивать урок его, буквы из азбуки, а он стал читать в указанном месте, да не по складам, а бегло и хорошо. Учитель весьма удивился такому его необыкновенному успеху. Ведь за четыре года он не смог выучить то, что читал сейчас. Гавриил рассказал, кто его научил грамоте. С тех пор учитель и родные стали относиться к нему с уважением. Тогда он уже безбоязненно стал собирать своих товарищей в те пещеры, где они играли следующим образом. Например: строили церковь , где каждый рыл себе в земле келейку; устраивали нечто вроде монастыря – одного делали священником, другого дьяконом, иного экономом, а Гавриила избрали в игумена. Когда Гавриилу было около 14-ти лет от роду, односельчане его отправились верхом на лошадях в Константинополь. Поехал с ними и Гавриил. Проезжая мимо одного прекрасного уединенного места, ему пришла мысль: «Здесь, в этом лесу, должно быть, живут пустынники». Гавриил оставил спутников и пошел их искать. Но, к прискорбию своему, никого из пустынников не нашел, спутников потерял из виду и заблудился в лесу. Гавриил испугался и стал призывать на помощь святого великомученика Георгия, своего соотечественника, бывшего родом тоже из Каппадокийской области. Вдруг показался вдали молодой всадник на белом коне и, приблизившись к Гавриилу, говорит ему: «Видно, ты дорогу потерял?» – «Да, потерял», – ответил Гавриил. Всадник был в прекрасном воинском одеянии, почему Гавриил и не осмеливался с ним разговаривать. «Иди за мной», – сказал он Гавриилу и вывел его на дорогу, на то место, откуда он увидел своих спутников и догнал их. По прибытии в Константинополь Гавриил прежде всего поспешил побывать у своего родного дяди, который занимал высокую должность при дворе тогдашнего султана Махмуда II (1808–1839). Проживая на родине, тот занимался доставкой продовольствия для турецких войск. Завистливые люди оклеветали его, чтобы погубить. Донос клеветников-завистников имел силу, и он должен был лишиться жизни. Во избежание смерти он и решил принять магометанство, после чего вошел в большое доверие и милость султана и сделался одним из близких ему людей и уже постоянно находился в его дворце.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1924 году он вместе с группой молодых земляков прибыл на Святую Гору Афон, где 4 июня 1924 года поступил послушником в русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Через два года, 24 марта 1926 года, в русской святогорской обители он принял постриг в рясофор с именем Гавриил, а 20 марта 1930 года – в мантию с тем же именем. Первое послушание отец Гавриил проходил в кровельной мастерской. В этот период, потеряв связь с Отечеством, Свято-Пантелеимонов монастырь испытывал серьезные материальные трудности. Поэтому многих монахов из обители отправляли для сбора пожертвований в Сербию, где находился центр русской эмиграции. Одним из таких посланников и стал отец Гавриил (Легач). Он установил очень хорошие контакты с Сербской Православной Церковью и приобрел благосклонность отдельных ее представителей. Там же в Сербии 22 июля 1937 года святителем Николаем (Велимировичем) он был рукоположен в иеродиакона. А 24 января 1949 года уже в обители он был рукоположен в иеромонаха. Вернувшись из Сербии в обитель он продолжал выполнять послушание кровельщика. «С удивлявшим братию бесстрашием он выполнял работы по ремонту и окраске кровель. Монастырское начальство посылало его и на другие послушания. Все, кто его знал, говорили о его особом трудолюбии. Если отец Гавриил не был в храме или на келейной молитве, то непременно был занят трудом. Он позволял себе лишь незначительный отдых ночью. Более чем за 50-летнюю жизнь в обители не было случая, чтобы он когда-либо с кем-то празднословил. Отец Гавриил любил храм. Ежедневно, утром и вечером, он приходил в храм на службу. И если не был служащим-чередным, то пел и читал на клиросе. Он отлично знал Устав церковных служб и, в частности, усложненный устав Пантелеимонова собора, где соединяются русская и греческая службы. Отец Гавриил свободно служил по-гречески, хорошо читал греческое Евангелие. Духовное руководство над ним имели старцы высокой духовной жизни. Отец Гавриил был инокоммолитвенником. Он всегда творил молитву Иисусову. В своей келье в ночное время почти не пользовался светом: молитвы келейного правила он прочитывал на память», - вспоминали о нем очевидцы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=186...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 6 (19) Преподобномученик Гавриил (Гур) Преподобномученик Гавриил родился 24 апреля 1898 года в деревне Огородники Царевской волости Слуцкого уезда Минской губернии в семье крестьянина Ивана Гура. Образование получил в церковноприходском училище в городе Гжатске Смоленской губернии. После смерти в 1918 году отца он поступил послушником в Николаевский монастырь Челябинской епархии, где подвизался до закрытия обители в 1922 году, после чего отправился на Афон, где пробыл до 1925 года. 22 января 1925 года он был пострижен в монашество в Николаевском кафедральном соборе в городе Баку с именем Гавриил, а 6 ноября того же года рукоположен во иеродиакона к кафедральному собору. С 4 марта 1929 года иеродиакон Гавриил стал служить в Благовещенской церкви в Павловой Слободе Воскресенского района Московской области. В октябре 1929 года в Дорогомиловском кафедральном соборе Москвы он был рукоположен во иеромонаха к Успенской церкви села Левкиево Шаховского района Московской области. До отца Гавриила в храме служил священник Александр Протопопов, который 1 ноября 1929 года снял с себя сан «по тем причинам, – как он заявил, – что я учел момент и чувствовал, что наша работа являлась тормозом в проведении мероприятий советской власти. Кроме того, из послания апостола Иакова видно, что всякая власть дана от Бога, но постольку, поскольку в данное время власть от народа и кто власти не подчиняется, тот не подчиняется Самому Богу, и из этого рассуждения я считаю, что религия это есть опиум». Когда в ноябре 1929 года отец Гавриил вместе со старостой храма подъезжали к селу, им навстречу попался Протопопов и спросил старосту: «Кого везешь?» А затем, обратившись к отцу Гавриилу, с усмешкой сказал: «Вот мы теперь завтра и послужим вместе!» На что отец Гавриил ему строго ответил: «Я вас до церковной ограды не допущу, не только в церковь!» Сразу же, по приезде в село, отец Гавриил наладил благоговейное богослужение. Он крестил родившихся младенцев, зачастую не спрашивая, имеют ли родители на руках документы об их рождении. За это время отец Гавриил произнес две проповеди, но, будучи человеком некнижным и не наделенным даром слова, читал проповеди по дореволюционным книгам, в основном священника Григория Дьяченко, или составлял их сам по книгам, а затем читал.

http://fond.ru/kalendar/1166/gavriil/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010