В своем вступительном слове, на открывшемся 2 февраля 2011 года в Москве Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Ни в древней Русской Церкви, ни в одной из нынешних Поместных Православных Церквей, именование “игумен» не относилось и не относится к награде. Игумен — это настоятель монастыря, что и отражено в архиерейском чиновнике в молитве на поставление игумена: “И покажи раба Твоего сего, игумена сея честныя обители, верна и мудра иконома вверившияся ему от Твоея благодати словесныя паствы”». Теперь, по мнению Патриарха Кирилла, было бы логичным, если бы очередной наградой для иеромонахов, после возложения наперсного креста, являлась палица, а не как раньше игуменский сан. «Такие иеромонахи будут стоять, в порядке хиротонии, среди паличных протоиереев. Что касается игуменов, получивших это звание до сегодняшнего дня, то пусть таковыми и именуются, — продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви. — Относительно же чина поставления в игумена, то правильно было бы его совершать над лицами, назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. Игумен — это посвящение в должность». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 апреля, 2020 29 февраля, 2020 17 февраля, 2022 4 декабря, 2021 10 августа, 2021 30 октября, 2020 16 августа, 2020 22 июня, 2020 10 апреля, 2020 1 апреля, 2020 29 февраля, 2020 17 февраля, 2022 4 декабря, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-russkoj-pravoslavnoj...

Новости 7 февраля, 2011 На Соловках появится уникальный Музей креста Москва. 7 февраля. ИНТЕРФАКС — Более тысячи экспонатов будет собрано в Музее креста, который по благословению патриарха Кирилла откроется на Большом Соловецком острове. Посетители музея смогут ознакомиться с богословием креста, историей развития форм креста, традициями кресторезного дела. Подобного музея в мировой практике еще не было, отмечает официальный сайт Русской православной церкви. Музей будет открыт в […] 5 февраля, 2011 На Афоне горел Русский Пантелеимонов монастырь На Афоне горит Русский Пантелеимонов монастырь, сообщает сайт afon.ru . Братия просит молитв. На 21 по московскому времени пожар потушен. Обвалились несколько перекрытий, крыша, треснула стена. Жертв нет. Монастырь святого Пантелеймона 5 февраля, 2011 О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви».Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. 5 февраля, 2011 Над всеми настоятелями монастырей будет совершаться чин поставления во игумена Согласно принятому Архиерейским собором 4 февраля Положению о богослужебно-иерархических наградах, чин поставления во игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике, надлежит совершать над назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. 4 февраля, 2011 В деле уврачевания церковных разделений в Украине заметных успехов не достигнуто Главной болью своего сердца и неуврачеванной раной на теле всей Христовой Церкви назвал раскол в украинском Православии Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в своем докладе на Архиерейском Соборе. 4 февраля, 2011 Действенным средством против богохульства со стороны внешних Архиерейский Собор признал личный пример В принятом сегодня документе об отношении к намеренном публичному богохульству и клевете в адрес Церкви Архиерейский Собор определил ряд способов противодействия богохульству. Самым приемлемым и действенным способом противодействия богохульству людей, не принадлежащих к Церкви, признается личный пример праведной и богобоязненной жизни самих христиан.

http://pravmir.ru/category/news/page/555...

поиск:   разделы   рассылка Александра Сопова Архиерейский собор определил отношение к ювенальной юстиции Источник:  Известия На Архиерейском соборе РПЦ был принят документ " Позиция Русской православной церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции " . В нем Церковь заявила как о необходимости реабилитационного подхода к несовершеннолетним правонарушителям, так и о недопустимости приоритета прав ребенка над правами семьи. – С одной стороны, мы понимаем, что дети нуждаются в защите, – сказал журналистам по итогам Собора митрополит Волоколамский Иларион. – Но когда, например, инспекторы не находят в холодильнике апельсинов и говорят, что по этой причине дети должны быть изъяты из семьи, то это не просто нонсенс, это преступление против семьи. В документе, принятом Собором, говорится: " В законодательстве должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, их удержание и за иные злоупотребления " . Пока федеральный закон " Об опеке и попечительстве " предусматривает, что " контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации органы и должностные лица " . – Ответственность установлена в рамках Гражданского кодекса – за неисполнение чиновником обязанностей, превышение полномочий или за коррупцию – безотносительно сферы применения. Статей типа " незаконное отобрание ребенка " или " чрезмерное вмешательство в жизнь семьи " нет, – сказала " Известиям " руководитель благотворительного фонда " Волонтеры в помощь детям-сиротам " Елена Альшанская. В Административном кодексе есть только одна " особая " статья об органах опеки – штраф за несвоевременное размещение информации о ребенке, нуждающемся в семейном устройстве, в федеральной базе данных. Контролирующий орган – прокуратура РФ. Особенных органов контроля над сотрудниками опеки не предусмотрено. Елена Альшанская сообщила, что общественники давно пытаются внести в законодательство норму об ответственности сотрудников опеки. Однако чаще,

http://religare.ru/2_99579.html

27.09 Священномученика Петра, митрополита Крутицкаго Тропарь, глас 2: Божиим смотрением к святительскому служению/святым Патриархом Тихоном призванный,/стаду Христову явился еси страж неусыпный/и защитник небоязненный,/священномучениче Петре./Жестокая заточения и дальняя изгнания,/страдание и смерть от богоборцев претерпел еси./Венец мученический прияв,/на Небеси ныне радуешися./Моли милостиваго Бога,/да сохранит Церковь нашу от нестроений,/единомыслие и мир людем Своим дарует//и спасет души наша. Кондак, глас 4: Дух мирен и кроток стяжав,/твердое упование на милосердие Божие имея,/блюститель верный Церкве Российския/и исповедник Христов явился еси,/священномучениче Петре,/присный о нас пред Богом предстателю//и молитвенниче о душах наших. Священномученик Петр  Священномученик Петр  (в миру Петр Федорович Полянский) родился в 1862 году в благочестивой семье сельского священника Воронежской епархии. Он закончил по первому разряду Воронежскую духовную семинарию, позднее – Московскую духовную академию и был оставлен при ней помощником инспектора. До 1906 года Петр Федорович занимал различные административные должности и преподавал в духовных учебных заведениях, а затем был переведен в Петербург в штат Синодального Учебного Комитета, членом которого он стал. Будучи высокопоставленным синодальным чиновником, он отличался бессребреничеством и строгостью. Петр Федорович Полянский участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. В это время он особенно сблизился со Святейшим Патриархом Тихоном, с которым был знаком в прежние годы. В 1920 году святитель Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Так в 58-летнем возрасте священномученик Петр избрал стезю церковного служения, приведшую его в эпоху гонения на Русскую Церковь на Голгофу. Сразу после архиерейской хиротонии епископ Петр был сослан в Великий Устюг, но вскоре – после освобождения из-под ареста святителя Тихона – вернулся в Москву, став ближайшим помощником Святейшего Патриарха; он был возведен в сан архиепископа, затем стал митрополитом Крутицким и был включен в состав Временного Патриаршего Синода. В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Петр был его верным помощником во всех делах управления Церковью . В завещании святителя Тихона о преемстве патриаршей власти в условиях гонения на Церковь митрополит Петр был назван в ряду преемников Патриарха после митрополита Кирилла и митрополита Агафангела. Но поскольку в момент погребения святителя Тихона митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке, обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик Митрополит Петр (Полянский) (+ 1937) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 27 сент. в день мученической гибели и в ближайшую Неделю к 25 янв. вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских Священномученик Петр (в миру Петр Федорович Полянский) родился в 1862 г. в благочестивой семье сельского священника Воронежской епархии. В 1885 г. он закончил по первому разряду Воронежскую Духовную семинарию. В 1892 г. по окончании Московской Духовной академии был оставлен при ней помощником инспектора. До 1906 г. занимал различные административные должности и преподавал в духовных учебных заведениях, а затем был переведен в Петербург, в штат Синодального Учебного комитета, членом которого он стал. Будучи высокопоставленным синодальным чиновником, отличался бессребреничеством и строгостью. Участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917—1918 гг. В это время особенно сблизился со Святейшим Патриархом Тихоном. В 1920 г. Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Так в 58-летнем возрасте священномученик Петр избрал стезю церковного служения, приведшую его в эпоху гонений на Русскую Церковь на Голгофу. Сразу после архиерейской хиротонии епископ Петр был сослан в Великий Устюг, но вскоре — после освобождения из-под ареста Святейшего Патриарха Тихона — вернулся в Москву, став ближайшим помощником Первосвятителя. Он был возведен в сан архиепископа, а затем стал митрополитом Крутицким и был включен в состав Временного Патриаршего Синода. В последние годы жизни Патриарха митрополит Петр был ему опорой во всех делах управления Церковью. В завещании святителя Тихона о преемстве патриаршей власти в условиях гонения на Церковь митрополит Петр был назван первым в ряду преемников Патриарха после митрополита Кирилла и митрополита Агафангела. Но поскольку в момент погребения Патриарха Тихона митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке, обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра.

http://sedmitza.ru/lib/text/437699/

(† 15 апр. 1601, Новгород), митр. Новгородский и Великолукский. Хиротонисан Московским Патриархом св. Иовом 20 февр. 1592 г., прежде был архимандритом московского Чудова мон-ря. Направляя В. в Новгород, царь Феодор Иоаннович особо поручал иерарху укреплять дисциплину среди духовенства («новых воров чернцов смирять и от воровства унять, и старых, сыскав, чернцов и попов от такова воровства унимать, и смирять, и воровство их вывесть»). Приехав в епархию 23 (по др. данным, 21) марта того же года, В. обнаружил казну архиерейского дома пустой, он жаловался царю также на то, что приказные люди «живут своим обычаем», не слушая владыки, «детей боярских много, не по обиходу» и они забрали себе в поместья лучшие земли. Царь дал В. полномочия не только «пересмотреть и перебрать» детей боярских (см. Бояре ), но и, взяв себе лучшие земли, устроить на них «села и пашни для себя». Эти планы были осуществлены в 1592 г., когда старец Левкий по приказу В. описал владения Софийского дома и отобрал у митрополичьих детей боярских часть их земель. После организации митрополичьего хозяйства в Полянской вол. Климецкого погоста Борис Годунов освободил от налогов 20 обеж митрополичьей пашни. В 1598 г., вскоре после своего венчания, царь Борис Годунов дал грамоту В. с подтверждением прежних пожалований новгородскому архиерейскому дому (ДАИ. Т. 1. С. 250-253. 148). В 1594 г. в Москве во время пожара сгорел Софийский двор; в 1599 г. В. построил новые хоромы, к-рые затем отошли в ведение Посольского приказа. Новгородский митрополит просил царя Бориса Годунова вернуть здания архиерейскому дому, и царь удовлетворил просьбу. При В. произошли нек-рые перемены в управлении новгородским архиерейским домом: митрополит не назначал дворецкого, поручив его обязанности особому «приказному» чиновнику, стало более точным делопроизводство. Как отмечает Б. Д. Греков, в целом В. продолжал традиции Стоглавого Собора по централизации церковной власти. С деятельностью по укреплению дисциплины среди духовенства связано послание В. 1592 г. в Антониев Дымский монастырь валаамским старцам (Антониев мон-рь был приписан к Валаамскому в 1581). Митрополит призывал иноков не нарушать «закона», установленного исстари в Валаамском мон-ре, жить в согласии и послушании.

http://pravenc.ru/text/154169.html

Анатолий, архиепископ Симбирский и Сызранский (Максимович Андрей) Родился в 1767 году в Малороссии в семье священника. В 1789 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и оставлен в ней учителем риторики и греческого языка. В 1792 году рукоположен во священника к Спасо-Сенновской церкви и в течение трех лет был катехизатором. С 1809 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии, профессор богословия, член консистории и цензурного комитета. В 1809 году принял монашество, возведен в сан архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом и назначен благочинным над законоучителями в кадетских корпусах. 31 марта 1812 года хиротонисан во епископа Полтавского. С 7 февраля 1816 года – архиепископ Минский и Литовский. С 10 февраля 1832 года – архиепископ Симбирский и Сызранский. 7 августа 1842 года уволен на покой. Скончался 14 февраля 1844 года в Сызранском Воскресенском монастыре. Труды: Слова и речи: на Успение Богоматери. – СПб., 1808. при погребении протопресвитера С. Ф. Ливатова. – СПб., 1808. при приведении к присяге чиновников, избранных в должности. – СПб., 1811. Речь в собрании Библейского общества. – СПб., 1822. Литература: Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793–1832 гг.: С подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. Исследование Стефана Рункевича . – СПб., 1893. – С.518–570. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 89. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 536. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404, 1409, 1412. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 212. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888, т. 2. – С. 110 и прим. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Богослужебные круги и богослужебные книги В основе православного богослужебного круга лежит идея сочетания четырех литургических кругов, каждый из которых формировался на протяжении многих столетий: суточный, седмичный, годовой неподвижный и годовой подвижный. Эти круги регулируют литургическое время Православной Церкви подобно колесам в механических часах. Суточный круг включает в себя богослужения полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого и девятого часов, вечерни, повечерия и Божественной литургии. Главными богослужебными книгами для совершения этих чинопоследований являются Часослов и Служебник. В них содержится основной каркас каждой из служб, включающий в себя те молитвы и песнопения, которые остаются неизменяемыми в течение каждого дня на протяжении года. На этот каркас нанизываются тексты и песнопения из других книг, в зависимости от сочетания конкретного дня с другими богослужебными кругами. Для архиерейского богослужения используется книга под названием Чиновник, содержащая тексты литургий, чинопоследования хиротоний, освящения храма и других священнодействий, совершаемых архиереем. Седмичный круг богослужения регулируется книгой Октоих. В основе Октоиха лежит система, в соответствии с которой богослужение разделено на восемь гласов (система осмогласия). Каждый из гласов представляет собой собрание текстов, а также особый набор мелодических формул, при помощи которых эти тексты могут быть распеты. В течение одной недели звучит один глас, в течение следующей – другой и так далее. Через восемь недель осмогласный цикл повторяется. Неподвижный годовой круг, ориентированный на солнечный календарь, включает в себя праздники и памяти святых, приходящиеся в каждом году на один и тот же день. К числу великих праздников неподвижного годового круга относятся, в частности, Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Преображение, Рождество и Успение Пресвятой Богородицы. Дата празднования памяти большинства святых тоже имеет фиксированный характер. Богослужения неподвижного годового круга регулируются Минеей праздничной и Минеями служебными (12 томов, по числу месяцев).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

(Вознесенский Семен Саввич; 1793, г. Козельск Калужской губ.- 1.01.1854, Москва), еп. Томский и Енисейский. Род. в семье священника. В 1815 г. окончил Калужскую ДС, в 1819 г.- СПбДА со степенью канд. богословия и в том же году был назначен учителем словесности и евр. языка в Полтавскую ДС. 14 сент. 1821 г. пострижен в монашество, 1 окт. 1821 г. рукоположен во иеродиакона, 9 окт. 1821 г.- во иеромонаха. 1 сент. 1823 г. назначен инспектором Полтавской ДС, 21 янв. 1826 г. переведен ректором в Тульскую ДС с возведением 11 апр. 1826 г. в сан архимандрита и настоятеля белевского Преображения Господня муж. мон-ря . 27 февр. 1829 г. определен ректором Астраханской ДС и настоятелем астраханского Спасо-Преображенского мон-ря. С 22 сент. 1831 г. ректор Тамбовской ДС, с 29 апр. 1832 г. ректор Черниговской ДС и настоятель Елецкого черниговского Успения Пресв. Богородицы мон-ря . 12 авг. 1834 г. свт. Московским Филаретом (Дроздовым) , ценившим А. как пастыря строгой жизни и оказывавшим ему поддержку, хиротонисан во епископа новоучрежденной Томской епархии. Устроитель Томской епархии как самостоятельной кафедры, А., по отзыву свт. Иннокентия (Вениаминова) , был «ревнитель совершенной правды и законов, особенно христианского», но не учитывал, что «ректура и епархия - вещи совершенно разные, почти то же, что теория и практика». Требовал от паствы и сослуживцев точного исполнения своих обязанностей, в т. ч. от чиновников всех рангов - посещения богослужений в табельные царские дни. Установил строгий контроль за духовенством, малейшее послабление или снисхождение к клиру считал нарушением данной им архиерейской присяги, из-за житейской неопытности часто действовал, не сообразуясь с обстоятельствами. Местные власти, светское об-во и духовенство не поддерживали энергичные попытки А. ввести в епархии порядки, установившиеся в Европ. России. 10 июня 1841 г. по собственному прошению уволен на покой с назначением членом Московской синодальной конторы. 18 дек. 1843 г. был назначен управляющим Новоиерусалимским мон-рем , 26 марта 1851 г. (или 2 марта 1850) переведен в Новоспасский московский мон-рь , 31 июня 1852 г.- в Донской мон-рь .

http://pravenc.ru/text/63144.html

Всеволод Церква на засобам електронного контролю 10 березня 2011 р. 13:37 Прошедший в феврале этого года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение о необходимости переговоров с властями относительно электронных средств идентификации граждан. В Определении Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» , в частности, говорится: «люди, не принимающие их, не должны подвергаться дискриминации при получении медицинской помощи и социальных благ». Отношение Церкви к электронным средствам идентификации прокомментировал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин : Если внимательно читать документы Архиерейских Соборов, то вы увидите, что в течение многих лет Церковь говорит о том, что должна быть создана альтернатива средствам электронного контроля. Тема ИНН лишь один из многих частных аспектов глубокой проблемы, которая ставится верующими и присутствует в документах ряда Архиерейских Соборов, в Основах учения Русской Православной Церкви о свободе, достоинстве и правах человека , в выступлениях Святейших Патриархов Алексия и Кирилла. Так что Церковь в течение многих лет поддерживает тех людей, которые не согласны становиться объектами системы тотального электронного контроля. Эту тему иногда пытаются карикатуризировать, сводя ее к вопросу об ИНН, к людям, которые на паспорте нового образца нашли не только шестерки, но и Бафомета, короны Люцифера, змею, кусающую свой хвост. К этому можно относиться иронически, если не обращать внимания на то, что люди, может быть, подчас интуитивно, поднимают очень важную тему. Сегодня постоянно идет речь о создании консолидированной базы данных, владельцам которой о человеке будет известно все: доходы, расходы, покупки, диагнозы, поездки, трудовые успехи и неудачи. Если вся информация о человеке будет накапливаться в одном месте, если чиновник любого ведомства, национального или международного, в одно мгновение сможет узнать даже о том, с кем рядом вы находились вчера или 30 лет назад, а более того, если на основании всех этих данных компьютерная программа будет принимать решение о благонадежности или неблагонадежности вас как гражданина, то это может сделать человека очень уязвимым перед любым контролем, в том числе идеологическим и духовным.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1426121...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010