Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Е. Варламов. Гравюра. XIX в. (ГЦММК) Александр Егорович (15.11.1801, Москва - 15.10. 1848, С.-Петербург), рус. композитор, певец, педагог-вокалист, дирижер. В историю рус. музыки вошел как мастер романса (создал ок. 200 романсов и песен). Благодаря красивому голосу, хорошим муз. данным был взят певчим в Придворную певческую капеллу . По нек-рым данным, муз. образованием В. занимался Д. С. Бортнянский , к-рого В. в предисловии к «Полной школе пения» (М., 1840) назвал своим знаменитым учителем. В 1819-1823 гг. В.- учитель певчих в рус. посольской церкви в Голландии (в Гааге и Брюсселе), где одновременно сам изучал теорию музыки. 24 янв. 1829 г. вновь был определен в число придворных певчих, затем стал учителем сольного и хорового пения. В 1830 и 1831 гг. В. направлялся по Высочайшему повелению в Москву для обучения архиерейских и синодальных певчих придворному пению. Уволен из Придворной певческой капеллы 22 дек. 1831 г. по собственному прошению. С сер. 20-х по нач. 40-х гг. В. с успехом выступал как дирижер хора и симфонического оркестра, включал в программы концертов хоровые сочинения Бортнянского, «Stabat mater» Дж. Б. Перголези и др. В Москве В. пел в муж. хоре, состоявшем из театральных певцов в ц. Николы Явленного на Арбате (возможно, он также руководил этим хором). «Херувимские песни» являются первыми дошедшими до нас сочинениями В. Две из них были поднесены композитором имп. Николаю I в 1828 г. (тогда же, вероятно, была создана и 3-я), после чего В. был принят в капеллу. Муз. язык этих песнопений тесно связан со светскими жанрами (менуэтом, маршем), с романсовым творчеством автора. В гармонии свободно используются диссонансы и хроматизмы, применяются имитации. Нумерация «Херувимских», принятая в прижизненных изданиях (Москва, Ю. Грессер), впосл. (в изд. Юргенсона и др.) была изменена. Арх.: РГИА. Ф. 472. Оп. 5/839. 33: Дело о поднесении государю-императору чиновником 14-го класса Варламовым двух Херувимских песней своего сочинения и об определении его в придворные большие певчие; РГИА. Ф. 472. Оп. 6/840. 28: Дело об отправлении в Москву певчего Варламова и псаломщика Котовского для обучения архиерейских и синодальных певчих придворному пению и для показания порядка в церковном служении.

http://pravenc.ru/text/154257.html

Чиновники назвали свое решение «антирейдерским» 24 ноября. ПРАВМИР. Министерство юстиции Украины отменило передачу Свято-Успенской Почаевской лавры в пользование Украинской Православной Церкви. Как сообщила первый заместитель министра юстиции Украины Елена Сукманова, соответствующий приказ был подписан 23 ноября. «Комиссия Минюста на своем заседании удовлетворила жалобу Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника, который просил отменить решение о государственной регистрации права пользования на комплекс сооружений Свято-Успенской Почаевской Лавры за религиозной организацией Почаевская Свято-Успенская лавра», – цитирует  Сукманову пресс-служба ведомства. Данное решение чиновники назвали «антирейдерским». По словам замминистра, члены Комиссии пришли к выводу, что регистратор осуществил государственную регистрацию права пользования комплексом сооружений Свято-Успенской Почаевской лавры (Успенского собора, Троицкого собора, монастырских келий, архиерейского дома, колокольни, надвратного корпуса) с нарушениями требований законодательства. «Именно поэтому это решение о государственной регистрации было отменено, а государственному регистратору, который его совершил, блокирован доступ к государственному реестру прав на недвижимое имущество», – заявила Елена Сукманова. Ранее депутат Почаевского городского совета Тарас Паляница заявлял, что Почаевскую лавру незаконно передали в пользование Украинской Православной Церкви. Депутат показал выписку из Госреестра, согласно которой сооружения Лавры записаны на УПЦ до 1 января 2052 года с правом пролонгации. Позже сообщалось , что полиция начала расследование злоупотребления при передаче Почаевской лавры УПЦ. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 17 апреля, 2014

http://pravmir.ru/minyust-ukrainyi-otmen...

А.Н. Надеждин 75-тилетие с. -петербургской семинарии 1 марта 1884 года исполнилось 75 лет, со времени открытия спб. духовной семинарии на основаниях всеобщей и коренной реформы духовных училищ 1808 года. На таких основаниях петербургская семинария открыта первая, так же как и петербургская духовная академия; в других семинариях реформа вводилась не ранее, как спустя 5 лет после того, т. е. по окончании 1-го курса спб. академии в 1814 году. Семидесятипятилетие свое семинария, по определению правления, с разрешения Высокопреосвященного митрополита, отпраздновала особым торжеством. В воскресенье 4 марта, после архиерейского священнослужения, устроен был акт в одном из классов. Акт происходит под председательством самого Высокопреосвященного митрополита Исидора, в присутствии членов св. Синода, некоторых чиновников духовного ведомства и многих почетных гостей, большею частию из бывших воспитанников, или наставников спб. семинарии. Семинарской корпорации особенно утешительно было видеть своим гостем Владыку митрополита, весьма давно неудостоивавшего семинарию своим посещением. На акте читал историческую записку о спб. семинарии преподаватель гражданской истории, им составленную и потом напечатанную в «Христ. чтении» (1884 г. 5–6); секретарь сообщил сведения о спб. семинарии к 1-му марта 1884 г., с кратким извлечением из отчета за минувший учебный год; о. ректор читал телеграммы и письма, полученные к этому дню от разных лиц, большею частью преосв. архиереев; синодальный обер-прокурор К. П Победоносцев так же почтил семинарию письмом своим, на имя ректора, в котором высказывал сожаление, что по болезни «должен отказать себе в удовольствии присутствовать на (семинарском) торжестве». Подробности празднования описаны в особой брошюр, изданной семин. правлением в память 75-летия семинарии. Год 75-летия спб. семинарии ознаменован еще важным в семинарской жизни событием, это – изданием нового устава дух. семинарий, Высочайше утвержденного 22 авг. 1884 года. Особенности этого устава, весьма быстро составленного комиссией, под председательством московского митрополита Иоанникия, заключаются в следующем: выборное начало отменено, состав правления сокращен, власть епархиального архиерея над семинарией увеличена, так же как и начальственный авторитета ректора; классические языки и математика ослаблены, новые языки сделаны необязательными, словесность и русская история несколько усилены, богословские науки увеличены в числе и раздроблены по всему семин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Деятельность епископа Иринарха 9 июля 1841 г. одна из крестьянских артелей явилась на архиерейское подворье к преосвященному Иринарху. По одним данным, крестьяне зашли лишь за милостыней, по другим, более правдоподобным, они просили епископа Иринарха, чтобы он сообщил правительству об их бедственном положении и помог ходатайствовать о переселении их во внутренние губернии. Епископ Иринарх в то время был единственным высокопоставленным русским человеком в крае. Он очень приветливо встретил пришедших, дал им хлеба и денег и разъяснил, что их просьба о переселении не входит в его компетенцию еще и потому, что они иноверцы. «Снабдив их для духовного утешения православным Катехизисом, епископ Иринарх отпустил их и посоветовал при этом возвратиться по домам и слушаться помещиков» . «Крестьяне, вняв словам владыки, возвратились к своим полевым работам, и спокойствие начало водворяться» . Чиновник, посланный в Эстляндию для сбора сведений о причинах возникшего в губернии волнения, отмечал, что главным несчастьем являлось то, что крестьянин «потерял всякое доверие к помещику, купцу, судье, пасторам и даже к гражданским генерал-губернаторам» . Задушевный прием епископа Иринарха произвел на крестьян большое впечатление, и весть об этом быстро распространилась. С 9 июля по 2 августа епископ принял до 30 прошений от нескольких тысяч крестьян и препроводил их обер-прокурору Святейшего Синода. В этих прошениях «жалобы на помещиков и ходатайства о переселении все-таки составляли главный предмет, но выражалось также и желание присоединиться к Церкви» . Получив сведения о беседах крестьян с епископом Иринархом и православными священниками, генерал-губернатор Пален, задержав просителей, при допросах старался добиться от них показаний о том, что православные священники обещали крестьянам помощь в переселении, если крестьяне примут православие, что священники якобы составляют списки желающих переселиться в теплые края. Однако сфабриковать какие-либо убедительные документы в пользу таких домыслов не удалось. В последние дни июля 1841 г. губернское правление наконец получило данные, которых генерал-губернатор Пален так энергично добивался. 30 июля бывший причетник Спасский, явившись добровольно в губернское правление, показал, что якобы 11 и 12 июля по поручению священника Алексиевской церкви Фасанова он составил для епископа два прошения крестьян. В черновик этого прошения священник Фасанов, по утверждению Спасского, своей рукой внес исправления. Эти черновики Спасский и представил чиновникам губернского правления и подтвердил свои показания письменно, добавив, что он составлял для крестьян прошения также по поручению эконома епископа священника Погонялова и священника Анненкова.

http://sedmitza.ru/lib/text/430223/

Мы же начинаем тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови : трижды. И приходит предстоятель, нося на главе Честный Крест до среды церкве пред святыя царския двери: тамо убо уготовану аналогию, полагает верху его Честный Крест и кадит крестообразно. Таже творит поклоны три до земли, в кийлибо буди день, и взем Честный Крест со благовонными васильками, на подножие Креста обложенными, станет пред аналогием зря к востоком. И протодиакон возглашает велегласно во услышание всех: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси . И начинаем первую сотницу, Господи, помилуй , 50: знаменающу предстоятелю в начале Честным Крестом, трижды. Таже преклоняет главу, елико пядию отстояти главе от земли, и помалу воздвизается горе даже до скончания втораго, 50, Господи, помилуй . Егда же доспеет до 97, Господи, помилуй , возвышает глас свой екклисиарх, предстоятель же, прямо стоя и конца сотницы ожидая, знаменует Крестом паки трижды. Таже обращается к западной стране. И глаголет протодиакон: Еще молимся о милости, жизни и оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха Пимена и всего о Христе братства нашего, о здравии и о спасении, рцем вси . И начинаем вторую сотницу, Господи, помилуй . И творит предстоятель второе воздвижеиие, якоже преднаписася. Таже обращается к полуденной стране. И глаголет протодиакон: Еще молимся о Богохранимей стране Российстей, о властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте . И начинаем третию сотницу. Господи, помилуй . Скончаваемей же той, обращается предстоятель к северной стране. И глаголет протодиакон: Еще молимся о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси . И бывает четвертое воздвиженнс. И обращается предстоятель к востоком. И глаголет протодиакон: Еще молимся о всех служащих и послуживших во святем храме сем [или: во святей обители сей ], отец и братий наших, о здравии и о спасении, и оставлении грехов их, рцем вси . И начинаем пятую сотницу. По пятом же воздвижении поем: Слава, и ныне , кондак: Вознесыйся на Крест волею : Поему же сему, полагает предстоятель Честное древо Креста на аналогии, и поет тропарь сей во глас 6:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чинъ, бываемый на пресвтера По еже исполнитися Херувимской песни, имеяй поставлен быти пресвитер приводимь бывает архидиаконом или иным неким диаконов в царская врата, ко святей трапезе пред архиереа с десныя страны. Архиерей же его осеняет рукою крестовидно, и водимь бывает около престола трищи, якоже писано в хиротонии диаконстей, поюще вси во олтари тропарь сей: Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашым . Единощи. Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало и мучеников веселие, ихже проповедь Троица Единосущная . Единощи. Таже: Исаие, ликуй: Дева име во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и Человека, Восток имя Ему. Егоже величающе, Деву ублажаем . Единощи. И приклоняет оба колена, и полагает длани крестовидно на святую трапезу, приложит же и чело между рук ко святей трапезе. Архиерей полагает край омофориа на главу хиротонисуемаго и благословляет его по главе, трищи. Возглашающу водящему иерею: Вонмем , Прочитает архиерей, возложив руку на главу его, в слух всех предстоящих во олтари, возгласно: Б жтвенна блгодать, всегда немощна врачющи и скдвающа восполнющи, прорчестветъ, имкъ, благоговйнйшаго во пресвтера: помолимс б немъ, да на него блгть всестаг дха. И поют внутрь иерее: Господи, помилуй , трищи, от десныя страны. Таже паки трищи, от левыя страны. Таже подобне певцы и вне, на правом и левом клиросех: Кирие, елеисон , по трищи, косно, дондеже архиерей прочтет молитвы. Архиерей паки благословляет его трищи, имеяй и руку на главс лежащу хиротонисуемаго. Протодиакон же глаголет: Господу помолимся , тихим гласом. Архиерей глаголет молитву тайно: Б же безначальный и безконечный, вскаг сый, пресвтера почествовавый во степени семъ достоившыс сщеннодйствовати слово твое истины! Самъ влко всхъ, и сего, блговолилъ прорчествоватис мен, въ непорочномъ жительств и неклонной вр, блговол подти великю блгодать стаг твоег дха, и совершенна покаж раба твоего, во всхъ блгогождающа теб и достойн жительствюща твое предзнательны силы се чести.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Издательство Московской Патриархии выпустило книгу с чином Божественной литургии Иоанна Златоуста для архиереев 3 февраля, 2013. Новостная служба Издание выходит в серии ‘Архиерейский Чиновник в отдельных книгах’. Серия включит в себя отдельные книги, каждая из которых будет содержать одну из Литургий и то, что может понадобиться в день ее служения. 3 февраля. ПРАВМИР. Издательство Московской Патриархии выпустило в свет новую книгу «Чин Божественныя Литургии святаго Иоанна Златоустаго: как подобает служити архиереем». Издание выходит в серии «Архиерейский Чиновник в отдельных книгах». Серия включит в себя отдельные книги, каждая из которых будет содержать одну из Литургий и то, что может понадобиться в день ее служения. Книга тонкая и легкая, что немаловажно для иподиаконов, которые держат перед архиереем книгу на вытянутых руках, сообщает сайт издательства . Важная особенность оформления текста в книге — большой «перепад» кеглей основного текста, произносимого архиереем, и «вспомогательного» (уставные указания, ектении и т.п.). При этом мелкий текст дается в подбор, чтобы избежать увеличения «пробельных» мест и происходящей от этого пестроты и потери наглядности. Специально для издания была создана орнаментика в русском стиле. Начало молитвы легко находится глазом, благодаря большой плетеной буквице с плотным красным фоном. Ектения на диаконской и священнической хиротониях, которая читается «тихим гласом» первым и вторым протодиаконами или протоиереями (в зависимости от хиротонии), напечатана отдельно на специальном вкладыше. Он заламинирован и вложен в книжный блок. В издательстве надеются, что книга понравится архиереям и сослужит им хорошую службу. Состав книги: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024

http://pravmir.ru/izdatelstvo-moskovskoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЬЯКИ архиерейских приказов, светские чиновники в органах высшего церковного и епархиального управления Русской Церкви в XVI-XVII вв. (Кроме того, Д. называли певчих митрополичьего (затем патриаршего) хора и хора вел. князя (царя) (см. статьи Архиерейские певчие , Государевы певчие дьяки ).) До XVII в. источники (гл. обр. документы из архива Новгородского архиерейского дома) сохранили сравнительно немного сведений о роли Д. в аппарате церковного управления. Главным среди них был Д., заведовавший канцелярией архиерея, под его рук. составлялись документы, выходившие из канцелярии, и он скреплял их подписью. Были также Д., в обязанности к-рых входило вести запись судебного разбирательства и решений суда владычных бояр . Наконец, Д. сидели вместе с казначеем в казне, вели запись доходов и расходов, подписывали грамоты на поместья детям боярским, служившим архиерейскому дому. Относительно Д., сидевших в суде владычных бояр, Стоглавый Собор 1551 г. установил, что они должны назначаться с ведома царя (гл. 69). При выдаче документов Д. брали с получателя пошлины. Постепенно организация высшего церковного и епархиального управления совершенствовалась, стали появляться адм. органы, получившие название приказов. В записке, датируемой 1610-1611 гг., в перечне существовавших в Москве приказов отмечен Патриарший приказ, судящий «духовные дела», в к-ром заседают дворецкий, бояре и 2 Д.; в обязанности последних входил доклад патриарху о принятых решениях. Все чиновники Патриаршего приказа назначались царем (АИ. Т. 2. 35). В 20-х гг. XVII в. источники отмечают существование в Патриаршем доме приказов: Дворцового, осуществлявшего управление владениями патриарха и служилым персоналом Патриаршего дома, Казенного, заведовавшего патриаршей казной и занимавшегося сбором доходов, Судного и Разрядного, последний ведал вопросами управления духовенством (см. Приказы патриаршие в XVII в. ). В Дворцовом приказе заседал 1 Д., в Казенном, Судном и Разрядном приказах - по 2 Д. Во главе всех приказов, кроме Казенного, стояли судьи, к-рым подчинялись Д. Аналогичные адм. органы функционировали в епархиях, где они обладали некоторыми локальными особенностями. Так, в Новгороде во главе Казенного приказа стоял казначей - духовное лицо, функции Разрядного и Судного приказов выполнял Судный приказ.

http://pravenc.ru/text/180757.html

Новости 4 февраля, 2013 Общецерковный суд продолжит свою работу в прежнем составе, - Архиерейский собор В ходе обсуждения вопроса Святейший Патриарх дал высокую оценку деятельности текущего состава суда и предложил продлить срок его работы до следующего Архиерейского Собора. Предложение было принято единогласно. 4 февраля, 2013 Архиерейский Собор принял изменения в Устав Церкви и Положение о составе Поместного Собора Митрополит Варсонофий рассказал о представленных Межсоборным присутствием предложениях по внесению изменений в Устав Русской Православной Церкви, после чего состоялось их обсуждение. 4 февраля, 2013 Архиерейский Собор принял решение о процедуре избрания Патриарха Как известно, в рамках Межсоборного присутствия было разработано и предложено вниманию Архиерейского Собора четыре варианта документа, в котором излагается порядок данной процедуры. 3 февраля, 2013 3 февраля, 2013 Начался второй день работы Архиерейского Собора Открывая второй день работы Собора, Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал архипастырей и пожелал помощи Божией в трудах наступающего дня. 3 февраля, 2013 Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года Пастыреначальник Господь Иисус Христос вновь собрал нас под сводами величественного Храма Христа Спасителя для того, чтобы в единстве мы могли обсудить насущные вопросы жизни нашей Церкви и соборно обратить к духовенству, монашествующим и мирянам слова назидания. 3 февраля, 2013 Издательство Московской Патриархии выпустило книгу с чином Божественной литургии Иоанна Златоуста для архиереев Издание выходит в серии 'Архиерейский Чиновник в отдельных книгах'. Серия включит в себя отдельные книги, каждая из которых будет содержать одну из Литургий и то, что может понадобиться в день ее служения. 3 февраля, 2013 В первый день работы Архиерейского Собора были представлены доклады Предстоятелей Русской и Украинской Церквей Открывая первое заседание, Предстоятель Русской Церкви внес на рассмотрение Собора кандидатуры секретаря Архиерейского Собора и членов редакционной, мандатной и счетной комиссий.

http://pravmir.ru/category/news/page/462...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99579.html 07 февраля 2013 Александра Сопова Архиерейский собор определил отношение к ювенальной юстиции Источник:  http://www.izvestia.ru Известия На Архиерейском соборе РПЦ был принят документ " Позиция Русской православной церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции " . В нем Церковь заявила как о необходимости реабилитационного подхода к несовершеннолетним правонарушителям, так и о недопустимости приоритета прав ребенка над правами семьи. – С одной стороны, мы понимаем, что дети нуждаются в защите, – сказал журналистам по итогам Собора митрополит Волоколамский Иларион. – Но когда, например, инспекторы не находят в холодильнике апельсинов и говорят, что по этой причине дети должны быть изъяты из семьи, то это не просто нонсенс, это преступление против семьи. В документе, принятом Собором, говорится: " В законодательстве должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, их удержание и за иные злоупотребления " . Пока федеральный закон " Об опеке и попечительстве " предусматривает, что " контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации органы и должностные лица " . – Ответственность установлена в рамках Гражданского кодекса – за неисполнение чиновником обязанностей, превышение полномочий или за коррупцию – безотносительно сферы применения. Статей типа " незаконное отобрание ребенка " или " чрезмерное вмешательство в жизнь семьи " нет, – сказала " Известиям " руководитель благотворительного фонда " Волонтеры в помощь детям-сиротам " Елена Альшанская. В Административном кодексе есть только одна " особая " статья об органах опеки – штраф за несвоевременное размещение информации о ребенке, нуждающемся в семейном устройстве, в федеральной базе данных. Контролирующий орган – прокуратура РФ. Особенных органов контроля над сотрудниками опеки не предусмотрено.

http://religare.ru/2_99579_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010