И.И.Судоса Чин Божественной Литургии Преждеосвященных иже во святых отца нашего Григория Двоеслова Содержание Общие сведения Последование Литургии Преждеосвященных Даров     На протяжении истории в Русской Православной Церкви издавалось много различных служебников. В практику вошли издания служебников с текстом последований трёх Божественных Литургий. Издавались служебники с отдельным последованием только Литургии свт. Иоанна Златоуста или свт. Василия Великого . Последние 80 лет не встречался служебник с последованием Литургии свт. Григория Двоеслова , в котором бы находились подробные объяснения как совершать Литургию Преждеосвященных Даров по сложившейся современной практике. Даже в Архиерейском Чиновнике последование Литургии Преждеосвященных Даров излагалось без подробных объяснений. За несколько веков произошли большие перемены в литературном языке, в традициях и даже в чине совершения различных богослужений. Литургия Преждеосвященных Даров совершается редко – только в Великом посту и может быть поэтому её чин не издавался в полном объёме. В 1916 году по благословению Святейшего Синода был издан отредактированный чин Божественной Литургии Преждеосвященных Даров, в который вошли все практические моменты того времени. На настоящий день накопилось много новых практических вопросов по совершению литургии. Молодые священнослужители всегда нуждаются в дополнительных объяснениях чинопоследования этой Литургии и уже давно назрела необходимость издать отдельным служебником Литургию святителя Григория Двоеслова с подробными объяснениями. Небольшой служебник будет удобен в употреблении, а пояснения помогут священнослужителям раскрыть красоту древнего чина Литургии. Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Общие сведения Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова , папы Римского, совершается: – в среду и в пятницу в период Святой Четыредесятницы; – четверг 5-й седмицы Великого поста; – 24 февраля (1-е и 2-е Обретение главы святого Иоанна Предтечи) и 9 марта (40 мучеников Севастийских), случившиеся в постные дни, т.е. в дни с понедельника по пятницу в период Святой Четыредесятницы;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

как свщати на нихже сщеннодйствовати сщенник во цркви, идже не имать ста трапеза мощей (преведено съ греческаг писменаг чиновника) Прежде убо повелевает архиерей ключарю или священнику, емуже вверена церковная служба, на сие искус имущу, да приуготовляет потребная, сиречь да повелит сшити влагалище под антиминс, на верхней стране, посреди. [Аще соизволит архиерей и мнози антиминсы освящати, елико архиерей повелит, на коемждо антиминсе, вшивает посреди верхняго края по влагалищу, идеже положити святыя мощи.] И, егда уготовят, полагает на блюде и приносит во церковь , и поставит на святей трапезе, верху индитии. Таже уготовляет воскомастих, и мученическия святыя мощи, и сосуд с родостамою (розовою водою), [аще несть родостамы, вино церковное доброе,] и святое миро в сосуде, и спичку, еюже помазывати святым миром антиминсы. О составлении воскомастиха Воскомастих составляется сице: воск и мастих толчен, и ладан толчен, [аще несть мастиха, вместо его белый ладан довлеет,] и росный ладан толчеи же, и алой толчеи же [аще ли несть алоя (алексира), вместо его сера белая (смола)], и полагают прежде воск в горнец новый, противу меры вещей. И егда растопится воск, полагают и вышеписанныя вещи. И мешают я в горнце спичкою опасно (со опасением), чтобы от воскипения не прелилося во огнь, и по малом кипении отставляют от огня во страну. Поставляются же и святыя мощи, три частицы, на святый дискос, и над дискосом звездица: и покрывает я покровцем, и полагаются на предложение, и вжигают две свещи пред ними [аще убо суть антиминсы многия на освящение уготовлены, полагаются на святый дискос частицы от святых мощей по числу антиминсов]. И приспевшу времени святыя литургии, облачается архиерей во архиерейская облачения вся. И верху архиерейских одежд возлагается лентион, и обяжется спреди убо от грудей, даже до ног доставая, и созади под пазухи ко хребту, обоими концы стягнуто, и совокуплено связуемо. Поперек же поясом препоясуется. Возлагаются на куюждо руку архиерею по единому убрусу, и поясом привязуются.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Книга 2 → На вечерни На литии На утрени Чин священныя и божественная литургии во святых отца нашего Иоанна Златоустаго: како подобает служити архиереем Божественная литургия во святых отца нашего Василиа Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския Чин божественная литургии преждеосвященных: како подобает служити архиереем Чин на поставление чтеца и певца бывает сице Чин, бываемый на хиротонию в иподиакона Чин, бываемый на хиротонию диакона Чин, бываемый на произведение архидиакона и протодиакона Чин, бываемый на хиротонию пресвитера Чин последования во еже сотворити протопресвитера Чин, бываемый на произведение игумена Чин, бываемый на произведение архимандрита Отпусты владычних праздников, глаголемые в вечерню, в утреню и в литургию по чину Соборник двенадесяти месяцев Последование, како освящати антиминсы архиерею, на нихже священодействовати священнику во церкви, идеже не имать святая трапеза мощей Чин Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Чин великаго освящения воды святых богоявлений Молитвы в начале поста святыя Четыредесятницы Чин благословения колива сиреч кутии, или вареныя пшеницы с медом смешанныя и различными сладкими овощьми украшенныя, и в честь и память Господских праздников, кои святых Божии в церковь приносимыя Последование Недели Православия Молитва на освящение ваий Чин умовения ног в великий четверток Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово огласительное во святую и великую Неделю Пасхи Молитва на благословение артоса во святую Неделю Пасхи Молитва на раздробление артоса в субботу Светлыя Недели Молитва вечерни святыя Пятидесятницы коленопреклонныя Молитва на освящение винограда Молитва на освящение плодов Чин освящения храма от архиерея творимаго     На вечерни Откровенною главою, глатолет молитвы светильничныя: Молитва а Г ди щедрый и милостивый, долготерпливе и многомилостиве, внш молитв наш и вонм глас нашег, сотвор съ нами во благо: настави насъ на пть твой, ходити во истин твоей: возвесел сердца наша, во ботиса имене твоег свтаг: зан ты и творй чдеса, ты бгъ и нсть подобенъ теб въ бозхъ, гди: силенъ въ милости и благъ въ крпости, во помогати, и тшати, и спасати вс повающы во им стое тво.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Коллектив авторов В. А. Кучумов Русское старчество 1. Некоторые итоги петровских преобразований XVin в. для Русской Православной Церкви оценивается в исторической науке как крайне неблагоприятный. Деятельность Петра I – царя-реформатора – нанесла ущерб не только традиционным формам русского православия (отмена патриаршества, соборности как принципа управления Церковью), но и, в известной степени, его духовной основе. Ростки европейского рационализма протестантского толка, которые взошли на российской почве еще до эпохи радикальных реформ (отчасти на примере взглядов Сильвестра Медведева и др.), позднее были насильственно привиты телу Церкви; не имея надежды на самостоятельное развитие, будучи обречены на неминуемое вымирание, они, тем не менее, значительно ослабили то, на чем от века зиждилась русская духовность – православный монашеский аскетический идеал, «ангельский образ» земной святости. В симбиозе византийских традиций и западной образованности, сотворенном усилиями отнюдь не только Петра Великого, но и его предшественников, не оставалось места для таких форм монашеского подвижничества как отшельничество, скитское жительство, странничество, святое юродство и пр., которые «разумно устроенным» государством рассматривались как своего рода преступления или, точнее, как поведение, не соответствующее вновь принятым законам и правилам. В стремлении к централизации и огосударствлению всех сторон жизни русского общества Петр I решился пойти на коренное переустройство Церкви 670 . О этом свидетельствует целая серия изданных им указов – от указа по изъятию колоколов до замены патриаршества Синодом. Помимо этих общеизвестных указов имели место и менее нашумевшие акты, касавшиеся преимущественно черного духовенства; на них следует остановиться подробнее. 24 января 1701 г. был возобновлен некогда упраздненный Монастырский приказ; ведение церковными и, в частности, монастырскими вотчинами было поручено боярину И. А. Мусину-Пушкину, в обязанности которого входило «сидеть на патриаршем дворе в палатах и писать монастырским приказом». Отныне вновь учрежденный приказ получал широкие полномочия в управлении церковной недвижимостью; этим был сделан первый шаг на пути к установлению безусловного государственного контроля за монастырскими вотчинами. Царские чиновники начали составлять переписи всего церковного имущества; с этой целью по архиерейским домам и монастырям были разосланы соответствующие комиссии 671 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 4 – Богослужение Совершение богослужения, то есть служения Богу, – это главное, для чего создан храм, для чего люди приходят в церковь . Служением Богу, в узком смысле, может быть названо служение человека словом и действием, которые предназначены только Богу. Богослужение совершают только священнослужители, в нем могут участвовать и миряне, имеющие благословение на каждое конкретное чтение или пение. Все православные христиане, посещая церковь , храм Божий, участвуют в богослужении молитвой. УСТАВ И БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ. Православное богослужение состоит в совершении Таинств, чинопоследований, обрядов, в чтении молитв, пении, а также священных действиях. Совершают богослужение не произвольно, как кому заблагорассудится, а по определенному порядку, уставу, принятому в Церкви. Устав богослужения излагается в книге, которая называется Типикон , что в переводе с греческого и значит “устав”. Порядок совершения богослужений изложен в Служебнике и Требнике , которые содержат последовательность всего, что читает, возглашает и пропевает священник или диакон. Для архиерейской службы составлен Чиновник . Для чтецов составлены другие книги. Следованная Псалтирь содержит последовательность служб суточного круга: вечерни, утрени, часов и других. Для этой же цели составлен Часослов . Для певцов и чтецов составлены: Октоих – службы недельного круга (например, воскресные, понедельничные и т. д.); Минея – службы святым и праздникам на каждое число каждого месяца (более 25 томов). Триодь Постная – службы Великого поста. Триодь Цветная – службы Пасхи и всех пасхальных дней, включая Троицу. Кроме того, есть Ирмологий , Стихирарь , Праздничная и Общая Минея и другие. Для мирян, которые желают следить за богослужением, издана брошюра “Всенощное бдение и литургия”. Хотя в ней нет всех изменяющихся текстов, основные молитвы и песнопения в ней все же имеются. Виды богослужений – 9-й час, вечерня , повечерие , полунощница, утреня , 1-й час, 3-й час, 6-й час, литургия – составляют суточный круг богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Кто знаком с греческим православным богослужением, тот не может не заметить расхождения его чинопоследований, связанных с таинствами покаяния и причащения, с теми же чинопоследованиями Русской Церкви. Так, в русском Требнике чин исповедания завершается разрешительной формулой: «Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имярек), вся согрешения твоя; и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». В греческом чине этой формулы нет. В русском Архиерейском чиновнике на литургии Иоанна Златоуста положено лику при произнесении слов «Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси» делать поклоны, а на литургии Василия Великого при этих же словах – архиерею осенять хлеб и чашу крестным знамением. Кроме того, в обеих литургиях эти слова указано произносить всем сослужащим с архиереем «купногласно, тихим гласом, во едино слово с архиереем; и ниже единем словом предварити кому, или остатися архиереа; но яко из единех уст всем купно рещи». Также «купногласно» положено произнесение слов «И сотвори убо хлеб сей» и «А еже в чаши сей… преложив Духом Твоим Святым» (соответственно в литургии Василия Великого  – «Хлеб убо сей», «Чашу же сию» и проч.). В греческом Архиератиконе все перечисленные указания отсутствуют. В русском Служебнике имеется статья «Изъявление о некиих ис-правлениих в служении Преждеосвященныя литургии», в которой запрещается священнику или диакону, долженствующему потреблять Преждеосвященные Дары, испивать от чаши после причащения Святым Телом по той причине, что «аще и священно есть вложением частицы вино, но не пресуществено в Кровь Божественную, понеже над ним словеса священия не чтошася зде, яко бывает в литургиах Василия Великаго и Иоанна Златоустаг о». В греческом Иератиконе этой статьи нет, и священнослужители, в том числе и долженствующий потреблять Преждеосвященные Дары, причащаются по чину литургии Златоустовой. Все эти расхождения появились только во второй половине XVII века. И как это ни кажется парадоксальным, они возникли в процессе исправления богослужебных книг, предпринятом в целях унификации русского богослужения с греческим. Когда какое-либо грандиозное по замыслу мероприятие приводит к результатам, противоположным намеченным целям, такое положение можно назвать трагическим. В данном случае трагедия усиливалась еще тем, что задуманное патриархом Никоном мероприятие оказалось втянутым в русло несвойственных русскому православному сознанию богословских представлений, и так сильно, что приостановить это течение были не в силах последующие за Никоном патриархи до патриарха Иоакима включительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Б. Д. Греков Борис Дмитриевич (21.04.1882, г. Миргород Полтавской губ.- 9.09.1953, Москва), историк, акад. АН СССР. Из семьи почтового чиновника. Учился в гимназиях городов Холм и Грубешов Люблинской губ. В 1901 г. поступил в Варшавский ун-т (где наставником Г. был медиевист Д. М. Петрушевский), в 1905 г. перешел в Московский ун-т, к-рый окончил в 1907 г. После кратковременного пребывания в Варшаве переехал в С.-Петербург, преподавал в Коммерческом уч-ще. С 1912 г. приват-доцент С.-Петербургского ун-та. Первым крупным научным трудом Г. стала магист. дис. «Новгородский дом Св. Софии» (защищена и частично опубл. в 1914, 2-я ч. изд. в 1927), ставшая результатом работы ученого с уникальным по сохранности архивом новгородского архиерейского дома, в к-ром содержится большое число документов XVI-XVII вв. В труде Г. описаны устройство дома Св. Софии (1-я ч.), история его землевладения и хозяйства (2-я ч.). Исследование не потеряло своего научного значения. Работа Г. в церковных архивах не ограничилась документами Новгородской кафедры (в предреволюционные годы он изучал, в частности, акты тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря ); результаты данных изысканий частично нашли отражение в подготовленной Г. публикации «Монастырское хозяйство XVI-XVII вв.» (Л., 1924). С 1916 г. Г. работал в Пермском филиале Петроградского ун-та. В 1918 г., во время гражданской войны, уехал из Перми, поселился в Симферополе, где преподавал в Таврическом ун-те в качестве профессора по кафедре рус. истории, с кон. 1920 до сер. 1921 г. являлся деканом историко-филологического фак-та. В 1921 г. Г. с семьей вернулся в Петроград, работал в Археографической комиссии (в то время ведущее учреждение по изучению рус. средневековья). В сент.- окт. 1930 г. находился под следствием в связи с «Академическим делом», в ходе к-рого были репрессированы мн. ученые во главе с председателем Археографической комиссии С. Ф. Платоновым . После освобождения Г. продолжил работу в качестве ученого секретаря Археографической комиссии.

http://pravenc.ru/text/166435.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕСЯТИЛЬНИКИ светские архиерейские чиновники в средневек. Руси. Упоминаются со 2-й пол. XIII в. Согласно решениям Собора 1273 г., запрещалось поставление «по мьзде» Д. и владычных наместников (РИБ. 1908. Т. 6. 6. Стб. 92). Со 2-й пол. XIV в. Д. образовывали низшее звено церковного управления. В их обязанности входил надзор за деятельностью приходского духовенства, суд 1-й инстанции по гражданским делам между «церковными людьми», сбор «церковных пошлин» в казну архиерея. Округ, на территорию к-рого распространялась деятельность Д., назывался «десятина». Такой округ мог охватывать и целый уезд, и один из станов уезда. Обычно на эту должность назначались светские вассалы архиереев - дети боярские из их служилых дворов; для них данные обязанности были «кормлением» - источником доходов. Приходские священники на территории «десятины» должны были строить для Д. дворы, давать им такие же кормы, к-рые давали черносошные крестьяне светским кормленщикам. По договору от 28 июня 1392 или 1404 г. между вел. кн. Василием I Димитриевичем и Киевским митр. свт. Киприаном на Д. можно было жаловаться вел. князю, к-рый имел право суда над чиновниками архиерейского аппарата. Этот договор также фиксирует размеры кормов, к-рые могли взимать Д. (ДРКУ. С. 178-179). Согласно переработке Устава кн. Владимира 70-х гг. XV в., князья запрещали своим тиунам «судити без судии митрополича или владычня десятинника» (эта переработка Устава была распространена преимущественно в Белозерском крае; см.: Щапов. 1972. С. 203-204; 1989. С. 73). Судебник 1550 г. предписывал Д. взимать судебные пошлины. При предъявлении новому Д. ставленых, благословенных и отпускных грамот он не должен был брать со священников никаких пошлин. Д. запрещалось держать корчмы. В ряде документов XV-XVI вв., относящихся к территории Литовского великого княжества , также упоминаются Д., но здесь этот институт не получил такого широкого распространения, как в землях Сев.-Вост. Руси.

http://pravenc.ru/text/171764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Георгиевич Скадовский (30.05.1874, Херсон - 23.11.1937, г. Турткуль Каракалпакской АССР), сщмч. (пам 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. (?) Из дворянской семьи, отец был крупным землевладельцем. Окончил в 1890 г. Херсонское реальное уч-ще и в 1896 г. Херсонское сельскохозяйственное училище, жил в имении отца. В 1899 г. поступил на Ялтинские высшие курсы по химии и виноделию. В 1902 г. по окончании курсов вернулся в отцовское имение, помогал в управлении хозяйством. Во время революции 1905 г. служил чиновником по особым поручениям у херсонского генерал-губернатора. С 1906 г. исполнял должность земского начальника в Херсонском у. В 1909 г. вышел в отставку, занялся ведением усадебного хозяйства. В 1916 г. мобилизован рядовым в ополченческую 457-ю пешую Таврическую дружину. В 1917 г. освобожден от службы. После революции имение И. было конфисковано (за исключением дома и небольшого земельного участка). В 1918 г., решив принять священнический сан, раздал крестьянам оставшееся у него сельскохозяйственное имущество. Был рукоположен Херсонским и Одесским митр. Платоном (Рождественским) во иерея. Назначен к Приозерскому женскому монастырю в честь Благовещения Пресв. Богородицы (основан семьей Скадовских близ Херсона), но отказался от этого назначения; был направлен служить к архиерейской Крестовой ц. Херсона. С 1922 г. служил 3-м священником херсонского кафедрального собора. Был близко знаком с Херсонским и Одесским еп. сщмч. Прокопием (Титовым) . В 1925 г., когда херсонский собор был захвачен обновленцами, И. перешел служить в кладбищенскую ц. По нек-рым сведениям, получил сан протоиерея, назначен благочинным. В 1926 г. ушел из кладбищенской церкви в знак протеста против приема на работу без должного покаяния певчего из обновленцев. Совершал богослужения на квартире протодиак. Михаила Захарова, где проживал. В том же году ездил в Москву, чтобы получить свидание с арестованным архиеп. Прокопием, отправленным в Соловецкий лагерь.

http://pravenc.ru/text/469201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. Ф. Каптерев. Фотография. Нач. ХХ в. Николай Федорович (8.07.1847, с. Клёново Подольского у. Московской губ.- 31.12.1917, посад Сергиевский Дмитровского у. Московской губ., ныне г. Сергиев Посад Московской обл.), церковный историк. Род. в семье священника ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Клёнове. Фамилия К. «восходит к греческому прозвищу Кафтор одного из уроженцев Македонии, который приехал в Москву около 1688 года и жил здесь «своим двором» под именем Егора Иванова сына Каптерева (по переписи 1708 года греков, живших в Москве)» ( Каптерева-Шамбинаго. 2006. С. 17). К. окончил Звенигородское ДУ, в 1868 г.- Вифанскую ДС, был направлен в МДА, к-рую окончил в 1872 г. 3-м магистрантом. Ректор МДА прот. А. В. Горский предложил Совету академии оставить К. приват-доцентом кафедры рус. церковной истории. Тему магистерской работы К. «Светские архиерейские чиновники в Древней Руси» предложил проф. Е. Е. Голубинский . Защита магистерской диссертации состоялась 15 окт. 1873 г. на 1-м в истории МДА публичном диспуте (по новому уставу 1869 г.). Офиц. оппонентами были Голубинский и проф. В. О. Ключевский , неофициальным - проф. П. С. Казанский . К. исследовал явление, характерное исключительно для допетровской России,- управление подчиненным архиерею духовенством через светских чиновников: владычных бояр и детей боярских. К. отметил появление светских архиерейских чиновников на Руси в XIII в., описал формирование этой прослойки из людей, свободно поступавших на службу, выделил их разряды, отметил роль Стоглавого Собора в положении этой категории служилых людей (после Собора царь назначал бояр к архиереям из числа чиновников царского двора), проследил постепенную ликвидацию такого порядка управления духовенством. Основные положения работы К. выдержали испытание временем (см.: Флоря Б. Н. Отношения государства и Церкви у вост. и зап. славян: (Эпоха средневековья)// Он же. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007. С. 92-101, 114-116).

http://pravenc.ru/text/Каптерев.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010