И, восклоняся, обращается к народу и осеняет обема рукама, держа пастырский жезл. Тогда певцы поют со сладкопением: Тон дэспотин кэ архиереа имон, Кирие, филаттэ. Ис полла эти, дэспота . Трищи. [Пети не все трищи. токмо: Ис полла эти, дэспота .] Таже восходит на уготованное место (кафедру), последуют же ему и имущии сослужити, по два, архимандрити, и прочии, сотворяюще поклон архиерею, седящему на месте, держащу ему и пастырский жезл в левой руце, и целуют святую его десницу, и, отшедше, паки сотворяют поклон архиерею. Он же, седя, осеняет я рукою крестовидно, и входят во святый олтарь, северными и южными дверьми, по чину, и облачаются во священныя одежды. Уготовляют же клирицы архиерейския одежды. Хотящии же облачати архиереа протодиакон и вторствуяй диаконов, со прочими диаконы, восходят на место: ов убо от десных, ов же от левых, инии же диакони стоят низу пред местом противо архиереа, держаще оба кадильницы. Архиерей востает от места и даст пастырский жезл единому чтецу, иже и держит и обема рукама, мало подъем, висящу на нем и плату златошвенному (сулок), и стоит мало созади архиереа. Приемлют же протодиакон и вторствуяй диаконов клобук архиерейский, мантию и панагию, и расу (рясу) и полагают на мису (блюдо).И певцы начинают пети: Свыше пророцы Тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходную, палату и лествицу, и престол Царев . Или: Царь Небесный : или ино что дне, или праздника. Прочии же клириков емлют от уготовленных священных одежд, и со благочинием приносят, и приемлют диакони, и облачают архиереа, приемлюще стихарь (подризник). Диакон, кадя, глаголет: Господу помолимся . Протодиакон же, кадя, глаголет стихи, изменяя ко второму лицу архиереову, ясным гласом: Да возрадуется душа твоя о Господе: облече бо тя в ризу спасения, и одеждею веселия одея тя, яко жениху возложи ти венец, и яко невесту украси тя красотою .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

III. Общие замечания о причинах и времени учреждения патриарших приказов, об их общем устройстве и числе Очерк происхождения и развития светского архиерейского чиновничества подтверждает высказанную в начале нашего исследована мысль, что архиерейское епархиальное управление в древней Руси, а также управление архиерейскими имениями слагалось под сильным и заметным влиянием управления государственного. Как в основе древнего княжеского управления лежал частно-владельческий характер, в силу которого князь управлял своим уделом как своим частным владением, так точно и в основе епархиального архиерейского управления, исключая по делам чисто духовным, – лежал тот же частно-владельческий характер; у архиерея, как и у князя, был свой многочисленный штат светских служилых людей, которые несли личную службу при дворе архиерея, управляли его частными имениями и делами и в тоже время занимали различные епархиальные должности. Этот частно-владельческий характер архиерейского епархиального управления, сложившийся уже в XV в. и выразившийся в существовании многочисленных светских архиерейских чиновников, совмещавших в себе в одно и тоже время обязанности домашних слуг архиерея и вместе обязанности епархиальных чиновников, продолжал существовать почти без всяких изменений до начала XVII века. Между тем государственная жизнь, под влиянием которой сложился такой порядок архиерейского управления, шла вперед и изменяла свои формы; прежний, исключительно владельческий характер княжеского управления, с течением времени заменился государственным; явились, на место единичных лиц, придворных слуг князя, целые правительственные учреждения, между которыми разделены были все области государственного управления, и которые получили с течением времени определенную организацию, известный круг занятий и образ действий. Это изменение в характере государственного управления, начавшееся еще с Uoahha III и в XVII столетии достигшее своего полного развития, естественно, не могло остаться без влияния на внешние формы церковного управления, как сложившиеся под влиянием иного государственного порядка и как уже несовместные теперь с изменившимся положением дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

I. Общие замечания о причинах и времени учреждения патриарших приказов, об их общем устройстве и числе Греция, просветив Россию христианством, в тоже время, вместе с христианством, передала ей свои церковные учреждения и законы; она сделалась образцом, который Русь постоянно имела в виду при устройстве своей религиозно-церковной жизни, вследствие чего эта последняя необходимо должна была слагаться под греческим влиянием 1 . Но если, с одной стороны, наша церковная жизнь устроилась по образцу греческому, то, с другой стороны, она не могла не подчиниться и особенностям собственно русской жизни. Последняя была непохожа на жизнь греческую, и потому-то, что было пригодно и уместно в Греции, не могло быть без переделок и применений перенесено на русскую почву. Вследствие этого некоторые церковные учреждения Греции, особенно те, которые выработались под влиянием особенностей чисто греческой жизни, будучи перенесены на Русь, необходимо должны были с некоторых сторон, в силу влияния особенностей русской жизни, потерпеть более или менее существенные изменения и явиться у нас в несколько ином виде, нежели как они были в Греции. Так, например, вместе с христианством Русские приняли от Греков и номоканон, который имел очень большое влияние на всю жизнь русского общества 2 . Но мы знаем, что только первая часть номоканона, содержащая в себе правила апостольские, вселенских и поместных соборов и правила св. отцов, была принята у нас вполне безусловно, без всяких изменений, как содержащая в себе законы церковные, обязательные для всех частных церквей. Напротив, что касается до второй части номоканона, в которой заключались законы гражданские по делам церковным, то эти законы не были приняты русскими безусловно, но, как показывают уставы Владимира и Ярослава, они подверглись у нас значительным изменениям, которые необходимо требовались особенностями и совершенно иными, нежели в Греции, условиями жизни русского общества 3 . Так было в области церковно-гражданского законодательства, так было и в области церковного управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

А.А. Половцов Лествицын, Вадим Иванович Лествицын , Вадим Иванович, сын священника села Арефина Ярославской губ., род. 15 августа 1827 г., среднее образование получил в Ярославской семинарии, а высшее в Московской духовной академии, курс которой окончил кандидатом в 1848 году. В том же году он был назначен преподавателем истории в Варшавское духовное училище, где и состоял по 1851 год. Одновременно он преподавал историю ученикам «Валаамской семинарии», состоявшим в Варшавском архиерейском хоре. Уже в это время он почувствовал склонность к научно-литературным занятиям и в 1851 году напечатал в «Отечественных Записках» две статьи: «Истукан Святовица, найденный в Подолии», с рисунком 7) и «Солнечное затмение в Варшаве» 12). Желая заниматься русскою археологиею на родине, Лествицын просил духовное учебное управление перевести его преподавателем в Ярославскую семинарию или, по крайней мере, в какую-либо внутреннюю губернию, но просьба его не была уважена, и Лествицын в 1851 году оставил должность преподавателя и временно поселился в селе Сменцове, Ярославской губ. Проезжая на родину через Москву в декабре этого года, он познакомился с М. П. Погодиным и передал ему свое исследование об Ятвягах, которое не было напечатано. В 1852 году он ездил в Москву с целью найти там место постоянного сотрудника в редакции какой-либо газеты или журнала, но надежды его не оправдались, и он вынужден был обратиться с просьбою к обер-прокурору Св. Синода или определить его преподавателем в Ярославскую семинарию или уволить из духовного звания; последнее состоялось в 1854 году. После долгих мытарств и скитаний Лествицын сделался чиновником «Газетного стола» в Ярославском губернском управлении и с 1856 года до конца жизни был начальником того же стола и редактором «Ярославских Губернских Ведомостей». Скончался он 24 декабря 1889 года. Лествицын напечатал много историко-литературных статей и исследований о местной старине; между ними встречается немало корреспонденций и заметок о текущих событиях общественной жизни, преимущественно местной. Почти полный список его статей приложен к книге А. А. Титова «Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахрамееву» 1892 г., вып. III, стр. 205–226. В этой же книге описаны и рукописи Лествицына, приобретенные после его смерти Вахрамеевым. Мы отметим здесь следующие статьи Лествицына:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.М. Смулов Введение Начиная с конца XX в. и в начале XXI в., после очередной смены государственного уклада в России, началось возрождение Русской Православной Церкви и одной из главных задач ее деятельности – миссионерства. Современная ситуация в «новой России», после десятилетий атеистических попыток уничтожения Церкви, ее архиереев, священно- и церковно-служителей, миссионеров, верующих людей и членов их семей, настоятельно требует «второй христианизации». По ряду оценок, общее число, в разной степени, пострадавших именно «за веру» в период 1917–1966 гг. может быть охарактеризовано величиной в несколько сотен тысяч человек – людей, которые были мучениками, исповедниками, истинными носителями православной веры. Так, д.истор.н. Шкаровский М.В. в своей работе с. 235] отмечает, со ссылкой на бывшего высокопоставленного чиновника КПСС Яковлева А.Н. 1 с. 94–95], что только в 1937–1938 гг. по «церковным делам» было подвержено репрессиям 165 тыс. чел., из которых 107 тыс. чел. были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу, и приговоры были приведены в исполнение. По оценочным данным статистики (социальных опросов) в настоящее время к Православию причисляют себя от 65 до 85 процентов населения страны. Вместе с тем оценки доли людей воцерковленных, знающих свою веру и живущих в церковных Таинствах, определяются в целом ряде исследований в 2–4, редко в 8–10 процентов. Для исправления создавшегося ущербного положения: наличия «веры без ее знания» и даже «веры без веры», в 1994 г. состоялось Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О православной миссии в современном мире» После соборного уточнения позиции РПЦ в отношении ее миссионерской деятельности, на Архиерейских Соборах 1997, 2000 и 2004 гг., была проработана и в 2007 г. утверждена Св Синодом, в окончательной редакции, «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (далее – Концепция), установившая основы миссиионерского служения православными христианами, указавшая «стратегические направления миссионерского служения Православной Церкви на нынешнем историческом этапе» и призванная «помочь миссионерам всех уровней в более эффективной организации их деятельности»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Доклад митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению 7 июня 2008 г. 08:54 Ваше Святейшество, Святейший Владыко и Отец! Возлюбленные о господе собратья архипастыри — участники настоящего Архиерейского Собора! Переход России, стран СНГ и Балтии к новым экономическим отношениям привел к тому, что десятки миллионов людей оказались в сложных социальных условиях: одни находятся за чертой бедности, другие потеряли работу, третьи стали вынужденными переселенцами. Государством накоплен колоссальный опыт социальной работы, в том числе и с упомянутыми выше группами населения. Вместе с тем, помимо государственных структур, курирующих социальную сферу, на местах широко развита сеть общественных и благотворительных учреждений, которые занимаются проблемами социальной помощи. Они оказывают поддержку пенсионерам, детям-сиротам, инвалидам, многодетным семьям, матерям, которые одни воспитывают своих детей, работают с подростками по месту жительства. Такого рода благотворительные организации имеют свои программы работы, свою систему финансирования, а в отдельных случаях — и производственные мощности. Однако, несмотря на достижения и успехи социальных работников в реализации государственных проектов и программ по поддержке малоимущих, практика показывает, что часто люди сталкиваются с такими проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Эти проблемы призваны решать, и решают церковно- и священнослужители, а также церковные социальные работники. Помимо человеческого и психологического факторов здесь важно учесть то принципиальное отличие церковной благотворительности от социальной работы, осуществляемой государством и общественными организациями, которое касается мотивации: в Православии милосердие — это не жалость, это образ жизни целого церковного организма, в котором отсутствуют прагматические критерии. Милосердие — это состояние, когда милосердным человек становится не во имя себя или даже другого, не из-за почета и уважения, а ради Христа. Именно эта идея является сердцевиной, средоточием и фундаментом процесса возрождения и развития церковной благотворительности, и это связывается в сознании верующих не только с традициями социального служения Церкви, вопросами христианской нравственности, аскетики, но и с новым осмыслением проблемы человека в современном мире, с переосмыслением социального контекста богословия.

http://patriarchia.ru/db/text/427153.htm...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Вас обманывают, Ваше Святейшество...» Открытое обращение Общественного комитета по правам человека к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу 09.02.2010 3518 Время на чтение 10 минут От редакции : Это обращение мы получили по электронной почте с просьбой опубликовать его на «Русской линии». Многие из участников последних Рождественских Чтений высказывали недоумение, что же будет с курсом «Основы православной культуры», который несколько лет преподавался во многих областях России, как факультатив, а в некоторых был даже включен в обязательную школьную программу. Святейший Патриарх Кирилл в своем вступительном слове на Чтениях заверил православную общественность, что курс ОПК будет сохранен, что начавшийся эксперимент по введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» его никак не коснется. Причем, Патриарх сослался на обещание Президента России Дмитрия Медведева . Слова прозвучали публично и многих успокоили. И вот мы получили это письмо, прозвучавшее как гром среди ясного неба. Оказывается, высокопоставленные чиновники Министерства образования России, вступив в сговор с некими клерками Московской Патриархии, готовятся упразднить курс ОПК, навязав православным детям преподавание «идеологического винегрета». При этом наносится удар по авторитету высшей церковной и светской власти, авторитету Святейшего Патриарха Кирилла и Президента России Дмитрия Медведева, которые предстают в глазах общества, как по меньшей мере люди, делающие безответственные заявления. Это настоящий заговор против власти. Публикуя это заявление, мы надеемся, что текст его попадет на стол Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и что наше Священноначалие остановит уничтожение «Основ православной культуры», защитит народ от идеологической пагубы, которую навязывают безбожники и сектанты. Ваше Святейшество! 2 февраля 2010 года, в своем докладе на Архиерейском совещании Вы, Ваше Святейшество, заявили: «В настоящее время преподавание курсов по изучению православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в рамках регионального компонента активно ведется в 54 из 71 епархий, находящихся на территории Российской Федерации... Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви уже сейчас активно выступает в качестве координирующего органа в работе с епархиями для максимально эффективной систематизации и последующей в масштабах всей нашей Церкви актуализации положительного опыта преподавания основ православной культуры накопленного в этих регионах» .

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/09/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Зерно православия вложено в душу русскую Беседа с митрополитом Липецким и Задонским Арсением, главой Липецкой митрополии 23.02.2024 90 Время на чтение 35 минут Источник: Русь Державная — Дорогой Владыка, по Вашему приглашению я провел несколько дней в Липецкой епархии, побывал в нескольких монастырях. Что меня особенно порадовало, так это верующие, священнослужители, монашествующие, с которыми я встречался и беседовал: как они ревностно относятся к вере, людей верующих здесь очень много, чувствуется, что это святая земля. — О святости я не могу сказать, а то, что здесь священнослужители уважаемы народом Божиим, это действительно так, и, по-видимому, есть за что. Даже в будние дни можно наблюдать не на церковной территории как к батюшкам, одетым в цивильные одежды, подходят жители и берут благословение, и они в этом им не отказывают. После своего назначения в Липецкую митрополию в июле 2019 г. я обратил внимание на то, что многие государственные служащие, занимающие не только рядовые посты, спокойно подходят и испрашивают архиерейского благословения, складывая длани по православной традиции, как у нас принято, даже в губернском доме, что очень отличается от быта и поступков московских чиновников, которые в лучшем случае пожмут руку или улыбнутся. В летнее время приходится отступать от принятой традиции и возлагать руку, после осенения крестным знамением, на главу просящего в гигиенических целях, т.к. здесь довольно жарко. К вышесказанному в пример могу привести следующее наблюдение. В октябре прошлого года было открытие отделения Всемирного русского народного собора в нашей области. Центральное руководство ВРНС, в связи с намеченным мероприятием в нашем регионе, направило своего представителя. После проведения торжественной части и принятия решений одному из священнослужителей нашего клира дано было поручение познакомить московского гостя со святынями и достопримечательностями областного центра. Было рекомендовано священнику, в целях спокойного ознакомления гостя с предлагаемой программой, пойти в цивильной одежде. Посланец был поражен количеством людей, подходивших к священнику за благословением в разных местах.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/23/zerno_...

М.Д. Приселков Можно думать и надеяться, что при первых к тому благоприятных условиях друзья, почитатели и сослуживцы почившего Н. Ф. Каптерева примут все меры к опубликованию материалов для биографии Н. Ф. и к изданию задуманных им в последние годы жизни сборников своих статей. Материалы для биографии не только помогли бы выяснить нам ход работ и развитие ученого лица Н. Ф., они дали бы нам любопытную и яркую картину той среды и тех церковно-общественных отношений второй половины XIX в., которые мучительно переживались профессорской академической средой и скорбными тенями ложились на пути жизни и ученой работы Н. Ф. за отсутствием теперь возможности дать действительную картину богатого печалями, но и богатого силою духа жизненного подвига Н. Ф., приходится ограничиться передачею лишь внешней рамы этой картины и сосредоточить внимание на оценке того ученого наследия, которым почивший Н. Ф. завоевал себе прочное и почетное имя в русской церковно-исторической науке. Н. Ф. Каптерев родился 8 июня 1847 г. в селе Кленове, Подольского уезда, Московской губернии. Как сын сельского священника, он прошел все ступени образования нашей духовной школы: звенигородское духовное училище, вифанскую духовную семинарию, Московскую духовную академию (1868­−1872). При академии Н. Ф. быль оставлен сразу же по её окончании, и вся дальнейшая жизнь и работа шла в неразрывной связи с академией: до 1883 г. – доцент по кафедре древней гражданской истории, с 1883−1896 г. – экстраординарны, в 1896−1898 г.г. ординарный, а с 1898 г. – заслуженный профессор. В 1874 г., через два года по окончании академии, Н. Ф. получил степень магистра по защите диссертации, до сих пор не потерявшей своего места в исторической литературе, – „Светские архиерейские чиновники в древней Руси“ (Москва, 1874), но получение докторской степени задержалось до 1891 г., потому что первое большое исследование, написанное за это время, – „Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст.“ (Москва, 1885), удостоенное Академией Наук уваровской премией, не было одобрено Синодом, первый выпуск другого исследования о времени церковных реформ при царе Алексее Михайловиче („ Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов“, Москва, 1887 г.) сразу же положил запрет дальнейшему опубликованию), и только третья работа – „Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством 1669−1707 г.“ (Москва 1891 г.) – прошла благополучно для увенчания Н. Ф. через все соответствующие взоры того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОМОФОР [греч. μοφριον - «носимое на плечах»], в правосл. традиции один из основных отличительных элементов богослужебного одеяния епископа , представляющий собой широкую ленту (в совр. рус. традиции 3,5 м в длину, 25 см в ширину), изначально из шерсти, позже из шелка, атласа и др. материалов, которая охватывает плечи, при этом один ее конец спускается на грудь, а другой - на спину. О. возлагается при епископской хиротонии и носится поверх саккоса (в древности - поверх фелони) во время торжественных процессий (крестных ходов и т. п.). При совершении архиереем литургии О. надевается им во время облачения (молитва на облачение:                          ), но снимается после возгласа «Мир всем» перед началом чтений (снятый О. выносится к аналою диаконом перед чтением Евангелия, а также на великом входе). При совершении таинств и треб архиерей использует малый О. (обычно 1,8 м в длину, 30 см в ширину), который облегает шею, а оба его конца спускаются на грудь. В русской практике малый О. надевается на литургии после умовения рук и снимается после совершения архиерейской проскомидии, затем снова надевается на время чтения анафоры, потом надевается после «Отче наш» для преподания мира и возглашения «Святая святым» и не снимается уже до отпуста; в греческой традиции архиерей облачается в малый О. раньше - при чтении сугубой ектении после Евангелия; кроме того, в малом О. совершаются хиротонии во время литургии и лития на всенощном бдении. Происхождение О. является предметом научных дискуссий. Существует 2 основные версии. Согласно 1-й, О. появился в IV в. (скорее всего, в посл. четверти) в связи со встраиванием церковной иерархии в систему рим. гос. службы. Поскольку все гражданские чиновники были обязаны носить в пределах Рима и К-поля особый костюм, подчеркивавший их статус (CTh. XIV 10. 1. 1 (382)), знаки отличия были даны и епископам (возможно, сначала только главам Церквей). Изначально О., именовавшийся на Западе паллием , представлял собой простой шерстяной шарф, украшенный крестами, но по крайней мере с VI в. в восточной (византийской) традиции О. стал внешне напоминать консульский лор .

http://pravenc.ru/text/2578397.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010