В. А. Федоров Глава 6. Конфессиональная политика российских императоров в XVIII в. 1. Церковные реформы Петра I. «Духовный регламент» 1721 г., учреждение Святейшего Правительствующего Синода Церковные реформы Петра 1 преследовали цель подчинения Церкви светской власти. Это выражалось в коренном изменении системы управления Церковью с целью инкорпорировать ее в государственную структуру, лишении экономической самостоятельности Церкви, существенном ограничении сферы действий и компетенции церковного суда, даже во вторжении государства в ее каноническую сферу. «Фундаментом реформы, – как справедливо отметил историк В.С. Шульгин, – должна была стать ликвидация экономической самостоятельности Церкви с тем, чтобы поставить ее в материальную зависимость от светской власти» 198 . До Петра I духовенство было свободно от основных государственных налогов и воинских обязанностей. Уже с азовских походов 1695–1696 гг. Петра духовенство было привлечено к строительству флота. Для пополнения государственной казны из монастырских хранилищ стали изыматься ценности. Петр, пытаясь привлечь все население на службу государству, значительно увеличил сборы с духовенства: оно не только платило налоги со всех недвижимых имений (земель, бань, мельниц и пр.), но стало платить специальные «драгунские деньги» (на содержание конных драгунских полков); был введен налог на содержание армейского духовенства. Духовенство стало привлекаться к различным строительным работам, несению караульной службы, на него было возложено обеспечение квартирования воинских частей. Воссоздание 24 января 1701 г. Монастырского приказа, которому были переданы в управление архиерейские и монастырские вотчины, особенно подорвало хозяйственное благополучие церкви. С Петра I духовное сословие стало использоваться государством для пополнения армии чиновничества. В практику вошли «разборы» духовенства, в результате которых «безместных попов», годных к воинской службе, сдавали в солдаты. Выпускники духовных училищ и семинарий из-за недостатка для них мест священников и церковнослужителей поставляли значительный контингент чиновников для гражданской службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.И.Буганов, А.П.Богданов Н.Ф. Каптерев и его труды Скачать epub pdf Ученая деятельность Николая Федоровича Каптерева, по словам академика М. А. Дьяконова , «являлась его жизненным подвигом, полным лишений и жертв, но в конце концов доставившим покойному заслуженный ученый триумф. Правда, лаврами, увенчавшими главу и чело ученого подвижника, были лишь седина и морщины; но благодаря тому что он до них дожил, он мог лично убедиться в победе добытых им истин над упорными стремлениями сильных противников затмить их». Несмотря на травлю Каптерева консервативными силами, продолжавшуюся не один десяток лет – подтверждал эту оценку другой крупный историк М. Д. Приселков – целое поколение исследователей воспитывалось на его ученых трудах. Вступая в жизнь, будущий выдающийся историк православной церкви отнюдь не рассчитывал на такую участь. Николай Федорович родился в селе Кленове Подольского уезда Московской губернии 8 июля 1847 года. Отец его был сельским священником и думал, что сын пойдет по его стопам. Юный Каптерев окончил звенигородское духовное училище, затем Вифанскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. Годы учения в Академии (1868–1872) оказали решающее влияние на выбор Каптеревым жизненного пути. В то время Академия давала ученикам богатые и разносторонние знания, но в гораздо меньшей мере развивала исследовательские способности, особенно в области исторической науки. Для немногих студентов, увлеченных историей, благим примером стала самоотверженная работа нового ректора Академии А. В. Горского по описанию славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. Личное общение с протоиереем Горским, чтение его тщательно выполненных трудов по ранней истории русского православия не столько знакомило Каптерева с современными методами исследования, сколько давало нравственный пример объективного, независимого от каких-либо привходящих соображений отношения к прошлому. Сразу по окончании курса Николай Федорович был оставлен при Академии для подготовки магистерской диссертации. В 1874 году его монография «Светские архиерейские чиновники в древней Руси» была опубликована и блестяще защищена на открытом магистерском диспуте в Московской духовной академии. О защите диссертации приват-доцента Каптерева дала отчет газета «Современные известия» (1874, 266), А. В. Горский в личном письме в самых лестных выражениях оценил научные заслуги ученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

В исходе 1727 года, тиунская контора, по определению святейшего Синода, закрыта. Святейший Синод, еще по случаю воцарения императора Петра II, выехал в Москву, и там, в течении нескольких лет, а именно до начала 1732 года, имел постоянно свое присутствие. В С.-Петербурге осталась синодальная контора, которой святейший Синод поручил заведовать епархией. Для этой цели, в контору поступили все епархиальные дела из тиунской палаты. Первое место в синодальной конторе занимал преосвященный Питирим, архиепископ нижегородский, вызванный святейшим Синодом из епархии. Из белого духовенства в ней оставлен был член Синода Иоанн Семенов, протопресвитер троицкий, пользовавшийся в то время большим уважением. Три канцеляриста и восемь копиистов, за штатом оставшиеся после тиунской избы, причислены были, с прежним трактаментом от святейшего Синода, к синодальной конторе. В ней, под председательством архиепископа, уполномоченного святейшим Синодом, производились всякие дела по С.Петербургской епархии. Контора определяла священноцерковнослужителей к местам и даже разрешила постройку новых церквей. Епархиальная жизнь шла своим чередом, правда, медленнее, но без остановок. В марте 1729 года, контору вытребовали в Москву к святейшему Синоду со всеми чиновниками и бумагами. Многие из бумаг, после этой поездки, не возвратились в С.-Петербург, и ныне заметны некоторые пробелы в С.-Петербургских духовных архивах. У дел бывшей тиунской конторы и у прочих остался, якобы епархиальным заказчиком, один троицкий протопоп Иоанн Семенов. Ему предписано состоять в С.Петербургской епархии заказчиком, как и в прочих епархиях в десятинах, заказчики учреждены. А которых дел собой решить ему, протопопу, не можно, о тех присылать в Москву в св. Синод донесения, с приложением своих мнений. Протопопу Семенову переданы все дела тиунской избы. Для письма и отправления дел, предоставлено ему самому приискивать добрых и не подозрительных подьячих, a пропитание подьячим иметь от акциденции (т. е. случайных доходов) за труды, кто что даст, как в домах архиерейских обходится, и писаться ему, протопопу, С.-Петербургским духовных дел управителем. Для помещения отведено духовному управлению несколько палат в синодском доме, а на канцелярские расходы велено брать со всякой венечной памяти по три копейки денег, сверх уреченных пошлин. Св. Синоду о делах рапортовать помесячно, с коллегиями и канцеляриями иметь сношения промемориями, a в подчиненные места адресовать указы. Семенов пригласил к себе в сотрудники, по письменной части, одного подканцеляриста. Так положено основание новой форме епархиальной администрации: Духовному правлению. Под ведением очередного епископа Рафаила псковского, дела производились в нем, конечно со значительным сокращением прав, тем же порядком, как и в бытность синодальной конторы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Г. Э. Щеглов Глава 1. Формирование мировоззрения и начало научной деятельности (1867–1899) 1.1. Детство и годы учебы Стефан Григорьевич Рункевич родился 11 января 1867 года в семье священника Григория Рункевича, служившего в то время настоятелем Свято-Васильевской церкви села Корытное (Корытно) Бобруйского уезда Минской губернии. В восьмой день после рождения, 18 января, он был крещен. Восприемниками его были известный в Минской губернии благотворитель – помещик Слуцкого уезда Константин Ксавериевич Войнилович 3 и дочь священника Кличевской церкви Игуменского уезда Иоанна Костки – Евгения, родная сестра матери младенца, Пелагии Ивановны. Крещение, по просьбе отца, совершил настоятель Голынской Покровской церкви, духовник благочиния Илья Андреевский (†1886) 4 . Кроме Стефана в семье Рункевичей были еще старшие дети Михаил (род. 15 ноября 1862 г.) и Мария. Летом 1868 года ввиду крайне неблагоприятных обстоятельств, возникших вследствие интриг Бобруйской уездной администрации против священника Григория, семья Рункевичей вынуждена была оставить Корытнянский приход и переехать на новое место. Григорий Рункевич со своей семьей оказался заложником давнишних болезненных проблем Белорусского края. Он стал одной из многочисленных жертв произвола и фанатизма местных польских помещиков и чиновничества, имевших в то время здесь огромное влияние. Отец Стефана, священник Григорий, происходил из семьи дьячка Стефана и Феклы Рункевичей. Образование он получил в Пинском духовном училище и Минской духовной семинарии. Во время учебы в семинарии Григорий Рункевич в течение пяти лет (с 1 октября 1855 г. по 1 октября 1861 г.) занимал должность штатного письмоводителя семинарского Правления, а также около трех лет исполнял обязанности секретаря Комитета по строительству семинарского корпуса и архиерейского дома 5 . После окончания семинарии женился на дочери священника Кличевской церкви Пелагии Ивановне Костко. 1 января 1862 года Григорий Рункевич был рукоположен архиепископом Минским и Бобруйским Михаилом (Голубовичем) в сан священника и назначен настоятелем на Корытнянский приход 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Глава 6. Таинство Священства § 1. Духовный смысл и история Таинства Священства Многое из того, о чем следовало бы здесь сказать, уже рассматривалось в разделе, посвященном священнослужителям как совершителям Таинств, а также при истолковании духовного смысла Таинства Покаяния. Теперь следует дополнить сказанное. По слову святителя Московского Филарета, «Священство есть Таинство, в котором Дух Святой правильно избранного (кандидата) через рукоположение святительское (епископское) поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово». 215 По более же пространному определению преподобного Иустина (Поповича) . «Священство есть святое Таинство, в котором Дух Святой через молитву и возложение рук со стороны епископа во время святой Литургии подаст правильно избранному лицу благодать к совершению святых Таинств и руководству стада Христова в вере и благочестии». 216 Чинопоследование Таинства Священства содержится в книге «Архиерейский чиновник» – ведь рукополагать человека в священный сан может лишь архиерей. Священнослужители (христиане, над которыми совершилось Таинство Священства – епископы, пресвитеры и диаконы) и церковнослужители (например, чтецы, певцы, иподиаконы – те, над кем не совершалось церковное Таинство, а лишь была прочитана специальная архиерейская молитва) вместе составляют церковный клир. Они наделены разными иерархическими полномочиями и занимают в Церкви различные должности, исполняют особые служения. Как говорит о богоустановленности церковной иерархии и существовании в Церкви различных даров и степеней благодати апостол Павел, «каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова… И Он [Христос] поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинной любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:7, 11–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Глава третья. Великий вход В современной литургии великий вход представляет сложное чинопоследование. В центре его лежит перенесение с жертвенника на престол приготовленных Евхаристических Даров – хлеба и вина. Но само перенесение даров сопровождается пением Херувимской песни, во время которого иерей читает тайно молитву «Никтоже достоин», диакон совершает каждение престола, всего алтаря, иконостаса, священника, певцов и всего народа. На архиерейской литургии этому предшествует омовение рук епископом. Затем священнослужители выходят из алтаря северной дверью на солею и, обратясь к народу ири молчании певцов, поминают священноначалие и всех православных христиан. Под пение они входят Святыми Вратами в алтарь. Иерей поставляет дискос и чашу на престол, кадит перед ними, затем испрашивает у сослужащих ему молитв о нем ввиду предстоящего совершения таинства освящения принесенных даров и читает «молитву предложения». Диакон в то же время произносит ектению «Исполним молитву нашу Господеви… О предложенных честных дарех Господу помолимся». Если в совершении литургии участвуют несколько иереев и диаконов, в таком случае весь комплекс молитв и обрядов завершается братским поцелуем иереев и также диаконов. Все эти компоненты великого входа образовались постепенно, по мере углубления богословского понимания смысла и значения святой Евхаристии, и обряд являлся прежде всего выражением содержания текста. Заметим, что в самих богослужебных книгах – архиерейском чиновнике и иерейском служебнике – литургия именуется Божественной («Божественная литургия» или «Божественная служба»), тогда как прочие церковные чинопоследования этого предиката не имеют. Основой чинопоследования великого входа было принесение к предстоятелю евхаристических хлеба и вина, растворенного с водой, о чем впервые мы узнаем из Первой апологии св. мученика Иустина Философа († около 165). Мученик описывает две литургии: довершаемую в связи с крещением неофита и воскресную. На первой после крещения неофита его приводили в общее собрание для совместной молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других всюду находящихся. По окончании молитв происходил обряд братского поцелуя. Затем к предстоятелю приносили хлеб и чашу воды и вина и он произносил над ними «именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и благодарение за то, что Он удостоил нас этого». Когда предстоятель кончал молитву, народ отвечал ему: «Аминь». После этого диаконы давали каждому из присутствующих причаститься хлеба, над которым была совершена молитва, и от чаши вина и воды. Диаконы же относили эти Святые Дары отсутствовавшим на Евхаристии для причащения на дому 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

«Домик этот, - вспоминает владыка Димитрий, - и впрямь был непригоден для жилья: окна выбиты, дует изо всех щелей. Отремонтировать-то мы его отремонтировали быстро, но спать все равно приходилось в валенках и в шапке». Суровые сибирские зимы три года испытывали на выносливость епископа. Первый год домой, то есть, на кладбище, владыка ходил пешком с архиерейским посохом в руке и в клобуке. Ватага изумленных мальчишек обгоняла его и кричала: «Дяденька, дяденька, ты кто? Дед Мороз?» В 1992 году в Тобольск приехали иностранцы. Захотелось им познакомиться с владыкой. Власти пытались заморочить их и скрыть, что владыка живет на кладбище, но не получилось. «Как, - изумлялись после встречи иностранные гости, - ваш кардинал живет на кладбище?!» Властям ничего не оставалось, как выполнить давнюю просьбу владыки и вернуть два церковных здания в Кремле. На первых порах трудно складывались взаимоотношения владыки с администрацией. «Пришел я как-то на прием к «высокому» начальству, - вспоминает владыка, - вошел в кабинет с архиерейским посохом, в клобуке, как-никак первый визит. Начальник сидел в кресле, победно откинувшись, и закурил. Я представился, а в ответ услышал: «Говорят, вы владыка, а чем вы владеете?» Я робко отвечаю: «Тобольская епархия просит вернуть ей храмы, церковные здания и, конечно, архиерейский дом, считайте, что вернулся его хозяин». «Ну это у вас какие-то фантазии, этому не бывать!» - жестко отрубил чиновник. Но время все-таки работало на Церковь. Новое областное и городское начальство вроде как стало поворачиваться лицом к Церкви. А тут еще в 1994 году состоялся визит Святейшего Патриарха Алексия II. Он объехал Сибирскую голгофу, так он сам назвал Тобольский край, где в заключении несли тяготы многие новомученики российские. И свершилось чудо: слово Святейшего Патриарха услышали властные структуры, предприниматели, и всем начинаниям епископа был дан зеленый свет. Реставрация полуразрушенных храмов, строительство новых. Итог: сегодня в Тобольской епархии 184 прихода против всего лишь 16 в советские времена. Церкви вернули почти все принадлежавшие ей здания. Они, конечно, были в разоренном состоянии - без окон, дверей и даже крыш. Владыка разложил передо мной в один ряд фотографии десятилетней давности, а под ними и сегодняшние. Поверить в такое преображение за считанные годы, да не в Москве, а в далекой сибирской провинции не легко, если бы я сама не видела эту красоту.

http://radonezh.ru/analytics/pastyr-zeml...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собор, открывший новейшую историю 19.11.2008 327 Время на чтение 5 минут Поместный Собор 1917-1918 гг., открывшийся за два с лишним месяца до Октябрьской революции, сам стал настоящим переворотом в церковной жизни. Все решения, принятые на его заседаниях, резко изменяли практику XVIII-XIX в., призывая вернуться к подлинно каноническому строю и при этом дать Церкви максимальную свободу в современных условиях. Ни одна из проблем, обсуждавшихся соборянами, не устарела до сих пор. Почему созвали Поместный Собор? Мало кто помнит, что в Русской Церкви до того никогда не было Поместных Соборов. Во времена Московского Царства нередко собирались церковно-земские соборы (самый известный из них - Стоглавый Собор 1551 г.), но на них роль собственно церковных делегатов была ограничена сильным влиянием царя, его приближённых и крупных бояр. А история древней Церкви вообще не знает Соборов, на которых официальными делегатами были бы рядовые священники и уж тем более миряне. Знаменитые Семь Вселенских Соборов были по своему составу полностью архиерейскими (нужно тут же заметить, что роль приглашённых клириков-«экспертов» была часто очень велика, но до голосования они всё равно не допускались). Архиерейским мог бы стать и собор 1917 года, если бы не ситуация, в которой тогда находилась Русская Церковь; позволим себе небольшой исторический экскурс. Реформы Петра I превратили Церковь в одно из государственных учреждений, имевшее довольно забюрократизированную структуру и возглавлявшуюся Святейшим Синодом под руководством светского чиновника - обер-прокурором, которого назначал лично Император. Иногда в расчёт не принималось даже вероисповедание первого, поэтому Синод за два столетия видел в председательском кресле и инославных христиан, не понимавших и не любивших Православия, и атеистов, матерившихся в присутствии архиереев. При тех огромных достижениях, которых достигла наша Церковь в Синодальный период (открытие храмов по всей территории Российской Империи, обращение в христианство многих языческих народов, расцвет духовного образования и церковной науки, возрождение монашеской жизни), структура, навязанная Петром, была Церкви чужда. Она входила в полное противоречие и с нуждами церковного народа, и с каноническим строем, который вырабатывался в Церкви со времён Апостолов. К тому же ситуация начала ХХ века с её резким рывком во всех сферах жизни и революционными настроениями в обществе поставила перед церковным сообщество массу острых и болезненных вопросов, решить которые старым путём было просто невозможно. Поэтому созыв Собора, который мог бы в духе традиции реформировать церковную жизнь и дать ей правильные ориентиры, обсуждался ещё в 1906 г. И уже тогда приходили к выводу, что для принятия действительно здравых и эффективных решений необходимо участие не только епископов, но и клириков, и мирян.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть Зерно православия вложено в душу русскую Беседа с митрополитом Липецким и Задонским Арсением, главой Липецкой митрополии Андрей Печерский   Архиепископ Истринский Арсений (Епифанов)   16:10 23.02.2024 93 Время на чтение 35 минут Источник: Русь Державная — Дорогой Владыка, по Вашему приглашению я провел несколько дней в Липецкой епархии, побывал в нескольких монастырях. Что меня особенно порадовало, так это верующие, священнослужители, монашествующие, с которыми я встречался и беседовал: как они ревностно относятся к вере, людей верующих здесь очень много, чувствуется, что это святая земля. — О святости я не могу сказать, а то, что здесь священнослужители уважаемы народом Божиим, это действительно так, и, по-видимому, есть за что. Даже в будние дни можно наблюдать не на церковной территории как к батюшкам, одетым в цивильные одежды, подходят жители и берут благословение, и они в этом им не отказывают. После своего назначения в Липецкую митрополию в июле 2019 г. я обратил внимание на то, что многие государственные служащие, занимающие не только рядовые посты, спокойно подходят и испрашивают архиерейского благословения, складывая длани по православной традиции, как у нас принято, даже в губернском доме, что очень отличается от быта и поступков московских чиновников, которые в лучшем случае пожмут руку или улыбнутся. В летнее время приходится отступать от принятой традиции и возлагать руку, после осенения крестным знамением, на главу просящего в гигиенических целях, т.к. здесь довольно жарко. К вышесказанному в пример могу привести следующее наблюдение. В октябре прошлого года было открытие отделения Всемирного русского народного собора в нашей области. Центральное руководство ВРНС, в связи с намеченным мероприятием в нашем регионе, направило своего представителя. После проведения торжественной части и принятия решений одному из священнослужителей нашего клира дано было поручение познакомить московского гостя со святынями и достопримечательностями областного центра. Было рекомендовано священнику, в целях спокойного ознакомления гостя с предлагаемой программой, пойти в цивильной одежде. Посланец был поражен количеством людей, подходивших к священнику за благословением в разных местах.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/23/zerno_...

И. А. Устинова. Начальный этап церковной реформы Петра I: преобразование патриарших приказов       В начале XVIII в. в Русской Православной Церкви произошли серьезные изменения, коснувшиеся всех сторон ее деятельности – административной, экономической, социокультурной, канонической. Церковная реформа Петра I стала длительным проектом, реализация которого происходила на нескольких уровнях. Уже с конца XVII в. начали сь мероприятия по ограничению деятельности монастырей, в начале XVIII в. были проведены описания владений, принадлежавших монастырям и архиерейским домам, а после смерти патриарха Адриана в 1700 г. фактически было упразднено патриаршество. Первый правительственный «приступ» на права и привилегии Церкви состоялся в конце XVII – начале XVIII в. Подробный анализправительственных мероприятий по описанию имуществ архиерейских домов и монастырских владений, изменения (усиления) налогового давления на Церковь, отчетливо прослеживающихся на рубеже XVII–XVIII вв., проведен в работах М. С. Черкасовой и Н. В. Башнина. Результаты исследования позволили авторам вполне аргументированно говорить о «начальном этапе» церковной реформы Петра I . В отечественной историографии накоплен огромный массив данных о состоянии и процессе описания имущества архиерейских домов и монастырей в начале XVIII в. Многие документы эпохи и описания архиерейских домов, их хозяйственные книги были изданы . Немало внимания в литературе уделялось и административным преобразования в Русской Православной Церкви начала XVIII в. Система церковного управления патриаршего времени и начала XVIII в. изучена в работах Н. В. Каптерева, Т. В. Барсова, И. М. Лихницкого. В них содержится подробный обзор возникновения и функционирования органов церковного управления при патриархе (приказы, светские чиновники), а также общецерковных – Освященного собора и церковных соборов . Авторы отметили серьезное влияние светской власти на функционирование органов высшего церковного управления, усиление бюрократизации и светского компонента в церковном управлении на протяжении XVI–XVII вв. Ослабление этой тенденции в 1660–1680-х гг. не привело к ее прерыванию, что наглядно выразилось в начале церковной реформы Петра I. В исследованиях И. М. Перова и И. М. Покровского раскрыты вопросы епархиального строительства и властных полномочий русских архиереев в XVII – начале XVIII в. М. И. Горчаков и И. И. Шимко ввели в научный оборот массив делопроизводственных материалов Монастырского и Патриаршего Казенного приказов, восстановили картину их функционирования в широком хронологическом диапазоне, в том числе и в начальный период церковной реформы Петра I .

http://sedmitza.ru/lib/text/10168840/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010