На голову каждого епископа при богослужении ныне возлагается у нас митра 1 всюду в Чиновнике архиерейского священнослужения называемая шапкой 2 . Это головное украшение наших епископов сделалось принадлежностью их сана сравнительно в недавнее время, чем и объясняется тот весьма знаменательный факт, что все древнейшие и позднейшие чины хиротоний не только епископа, но митро­полита и даже патриарха, чины греческие, южно-славянские и наши славяно-русские, писанные, старо-печатные и даже ныне употребляемые в богослужебной практике на Востоке и у нас в России о митре хранят полное молчание. Как будто бы митра даже и не считается принадлежностью епископского облачения. Исключение в этом отношении представляют чины хиротоний южно-русских литургических памятников, в которых говорится не только о митре и о возложении её на епископов при хиротонии, но даже при возведении в сан архимандрита 3 . Несмотря на все это, в практике греческой церкви издавна патриарх александрийский, а, по его примеру, позднее и некоторые другие восточные епископы стали употреблять при богослужении голов­ное украшение, которое и называлось митрой 4 . Об этом ясно говорит Симеон Солунский , писатель первой половины XV века. Отвечая на вопрос: «Почему, кроме александрийского патриарха, архиереи и священники служат с откры­той головой, и что лучше служить с непокрытой головой?», наш экзегет пишет: «С непокровенной главой все восточ­ные иерархи и священники, за исключением александрийского патриарха, совершают священнодействие не по уничижению какому либо, но по слову возвышеннейшему и особенно свя­щенному, которое богоглаголивый Павел предлагает в научение, называя главой нашей Христа, нас же членами Его, и что должно чтущим нашего Главу Христа во время молитвы иметь головы открытыми. И не только поэтому, но и потому, что на открытую голову хиротонисуемый прини­мает рукоположение, и должен, таким образом, молиться и священнодействовать, как он был рукоположен. Иерарх же в особенности, так как хиротонисуемый имеет на главе богопреданные словеса, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Назначение Н. обер-прокурором Синода было единственным в XVIII в. примером определения на данную должность синодального чиновника. Вероятно, в это время имп. Екатерина II Алексеевна перестала опасаться синодальной и вообще церковной оппозиции. Н. удалось, не проявляя особых инициатив, сохранить доброжелательные отношения как с синодалами, так и со светской властью, иногда устраняясь от серьезных церковных дел. При этом Н. принимал некоторые меры, касавшиеся упорядочения церковного управления. Наиболее известным в его бытность обер-прокурором оказалось дело, связанное с доносом вятского кафедрального прот. Евсигния Тукмачёва на еп. Вятского и Великопермского Лаврентия (Барановича) . 2 янв. 1786 г. Тукмачёв направил Н. прошение, в к-ром писал, что он недоволен своей карьерой и считает, что его способности были бы оценены лучше в гражданском ведомстве. Он просил о снятии сана и пожаловании соответствующего гражданского чина. В ответ Синод поручил еп. Лаврентию проверить состояние психического здоровья Тукмачёва. 26 февр. 1787 г. архиерей сообщил, что никакого помешательства у протоиерея, пользующегося значительными привилегиями, не заметил. В ответ Тукмачёв обвинил еп. Лаврентия в утаивании казенных сумм - средств на строительство и восстановление после пожара архиерейского дома и соборных денег, предназначенных для семинарии. 4 окт. 1788 г. Н. направил генерал-прокурору кн. А. А. Вяземскому представление с запросом о необходимости возвращения всех средств в казенную палату. Решение Вяземского было направлено скорее в пользу Вятских архиереев - еп. Лаврентия и его предшественника архиеп. Варфоломея (Любарского) : хищения с их стороны не усматривалось. Н. довел эти сведения до Синода и предложил сделать финансовую отчетность более строгой. Еще в 1782 г. императрица отвергла ходатайство архиепископов С.-Петербургского Гавриила (Петрова) и Московского Платона (Левшина) об упразднении отчетности по ремонтным работам и покупке церковной утвари, но этот указ не был доведен до епископата. Поэтому 26 марта 1789 г. по предложению обер-прокурора и на основе именного указа имп. Петра I (от 10 мая 1723) Синод предписал епархиальным архиереям незамедлительно присылать копии с получаемых ими именных указов и ежемесячно уведомлять об исполнении предписаний. Стремлением улучшить делопроизводство можно объяснить и более раннее предложение Н. (1786) о том, чтобы служащие консисторий собственноручно заполняли данные в годовых ведомостях.

http://pravenc.ru/text/2564758.html

Приложения Приложение к статье 40 Роды дел, производящихся в Святейшем Синоде, и распределение их по отделениям Канцелярии Святейшего Синода. В Святейшем Синоде производятся следующие дела: В первом отделении. О событиях в Царствующем доме; О назначении Членов Святейшего Синода, вызове Преосвященных для присутствования в Святейшем Синоде и увольнении их обратно в епархии; О назначении, перемещении, наградах и увольнении на покой Преосвященных Архиереев, Главных Священников и Членов Синодальных Контор; О назначении, перемещении и увольнении настоятелей и настоятельниц монастырей, членов Духовных Консисторий и Протопресвитера Большого Успенского Собора в Москве; О вызове архимандритов на чреду священнослужения и проповеди Слова Божия в С.-Петербург; О наградах духовенства, церковных старост и светских лиц за неслужебные отличия; О назначении пенсий и пособий духовенству; Об отпусках духовных лиц, когда на это требуется разрешение ВЫСОЧАЙШЕЙ власти или Святейшего Синода; О переводе монашествующих из одних монастырей в другие по особым случаям, равно и о вызове священнослужителей в те епархии, где недостает кандидатов священства; О сложении священного сана и монашеского звания по прошениям; О назначении, перемещении, наградах и увольнении чиновников духовного ведомства, определяемых ВЫСОЧАЙШЕЙ властью и Святейшим Синодом; О духовно-учебных заведениях, начальствующих в них лицах, преподавателях и учащихся; О перевозе тел умерших из одного места на другое, и о погребении умерших в церквах и Вообще по вопросам административным. Во втором отделении. О сношениях Святейшего Синода с единоверными церквами и иерархами по разным встречающимся случаям и между церковным вопросам; О принятии в лоно православной церкви и единении с нею отдельных лиц и целых обществ из среды неправославных христиан; О мерах к распространению христианства и в связи с этим об учреждении православных миссий, их устройстве, назначении и увольнении миссионеров; Об учреждении епархий и архиерейских кафедр, а также и о закрытии их;

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Вступление I Я назвал эти листки «Записки рядового» . Мемуары стали модой. Воспоминания пишут выдающиеся полководцы, крупные ученые, дипломаты, знаменитые писатели, артисты, художники. Никем из них я не был — рядовым прошел войну, позже стал рядовым научным работником, в конце жизни мелким синодальным чиновником и рядовым священником Русской Православной Церкви, пятым-третьим священником небольших приходов Москвы. «Ты никто», — сказал мне директор института, где я работал, когда я однажды увлеченно попытался как-то обосновать ему одно масштабное мероприятие в середине 60 х гг. Однако я прожил короткую, но интересную жизнь с наблюдениями и размышлениями, радостями и болями. Жил в гуще солдатских масс, общался с представителями интеллигенции всех рангов, с рабочими, колхозниками, духовенством. Порою меня принимали за рабочего, погонщика ослов, или называли профессором, или считали священником, хотя тогда я ни тем, ни другим не был, случалось, — подавали милостыню, как нищему. Я встречался с генералами, беседовал с учеными, имеющими мировую известность, посещал кабинеты академиков и министров, беседовал с членами республиканских ЦК, разговаривал с премьер-министрами, Председателями республиканских Верховных Советов, посещал епископов и гостил в архиерейских домах, сослужил в храмах Москвы Святейшему Патриарху Алексию II и имел с ним краткие беседы. Все это позволило мне смотреть на исторические события, которыми полон XX век, не сверху, а снизу, изнутри, из глубины человеческих обществ. Передо мной прошло несколько исторических эпох, но я воспринимал их как рядовой. Настоящие «Записки…» являются по своей сути записками рядового русского обывателя, среднего интеллигента, воспитанного в советское время, на старости лет увидевшего демократию непонятного типа, — это разрозненные замечания рядового члена Русской Православной Церкви. Много раз, когда я по природной болтливости рассказывал о прошедших передо мною исторических эпохах, нэпе, коллективизации, об отступлениях наших войск, о битве за Сталинград, о сражениях под Орлом и Курском, о боях в Белоруссии, Польше, Германии, мне многие люди, родные и близкие, товарищи по работе и случайные слушатели говорили: «Напишите свои воспоминания».

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-ryadovo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 36  голосов:  4.0 из  5) XIII Если так неприглядна жизнь сельского священника, то какова же должна быть жизнь псаломщика, т. е. молодого человека, окончившего курс в семинарии и поступившего в псаломщики, или попросту, в пономари? Прихожане священника, отчасти, уважают, а отчасти и боятся, а поэтому, хоть на первый раз, какую-нибудь квартиру ему всё-таки дадут; псаломщику же нигде и никто квартиры не даст. Будь он хоть магистр академии, а для прихожан, он есть, всё-таки, тот же пономарь. Одни из преосвященных имел обыкновение, при обозрении епархии, брать с собой одного из иподиаконов и сажал его с собой в карету. Иподиакон этот, теперь уже давно священник, был один из лучших учеников, окончивших курс семинарии, молодец собой, скромный, очень умный и солидный мужчина. В одну из поездок по епархии, преосвященный заехал в деревню к своему хорошему знакомому, предводителю дворянства. Сюда же приехал, как благочинный, и тоже, как хороший знакомый хозяину, и я. У предводителя жил в это время, как на даче, его знакомый, один из мельчайших чиновников с женой и девицей своячиной. Мы все — хозяин, преосвященный, приказный, его жена, своячина и я, — сидели в зале и гостиной, а иподиакон в передней; мы сели обедать, а его попросили в особый флигель; вечером мы пили чай в гостиной, а ему подали в переднюю. Иподиакон обиделся, ушёл в архиерейскую карету и два дня, пока был тут преосвященный, не выходил оттуда, продовольствуясь своим дорожным запасом. Так смотрят не на псаломщика, но даже на иподиакона, представители дворянства! Чего ждать хорошего от мужика? В приходе псаломщику не дадут ровно никакого пособия, на него даже и не обратят внимания. И этот несчастный юноша должен будет приютиться в мужицкой семье и жить с нею в одной избе. Он, холостой и одинокий, должен будет жить в семье, где, может быть, и даже наверное, пьяница мужик, дурного поведения его жена, а ещё хуже того, остальные члены семьи. А почему я говорю: «наверное», — так это мне хорошо известно, что скромные и трудолюбивые крестьяне не любят, чтоб в их домах жили посторонние люди.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-selskog...

ред. Н.Ф. Дубровин 5) Чрезвычайные ревизии епархий лицами, посылавшимися от синода Для возбуждения заснувшей или ослабевшей деятельности некоторых архиереев, а также для направления деятельности, уклонившейся от своего прямого пути и истинного назначения, синод посылал от себя доверенных лиц, с поручением поверить на месте распоряжения архиереев по епархиальному управлению и обследовать характер и образ их иерархических поступков. Если-же синод, зная о беспорядках по епархиальному управлению, почему-либо медлил производством следствия над известным архиереем, а между тем о них помимо синода было доводимо до сведения Государя, в таком случае нередко сам Государь приказывал произвести ревизию. Заметим вообще, что синод приступал к такой гласной и торжественной мере исправления архиереев, какова ревизия, только в самых крайних случаях, побуждаемый к тому слишком многочисленными беспорядками, замеченными им по епархиальному управлению. Обыкновенно-же он довольствовался отобранием объяснений от того архиерея, в епархии которого замечались беспорядки по управлению, или о неправильном образе действий которого доходили неблагоприятные слухи. С какою осторожностью синод приступал к этой крайней мере исправления архиереев, можно видеть из следующего случая: 8-го января 1848 г. гр. Протасов предложил синоду донос чиновника IX-ro класса Костенского на херсонского архиепископа Гавриила, состоявший в том, что этот архиерей, по прибытии своем в Одессу, отдал состоящие при церквах лавки свечной продажи в аренду первоначально одесским купцам Владимиру Харламову и Семену Маркову, а впоследствии, по взаимному их соглашению, утвердил эту аренду за одним Марковым, который, таким образом, сделался монополистом свечной торговли в Одессе. За право такой монополии Марков был обязан вносить в епархиальное одесское ведомство 6.000 рублей ассигнациями в год, тогда как эта операция, по словам Костенского, приносила 100.000 рублей ассигнациями. Такое право куплено было подарком архиерею двухтысячной кареты купцом Харламовым. Тот же преосвященный, отобрав во всех церквам от икон серебряные и золотые привески в значительном, по выражению Костенского, числе пудов, а равно драгоценные камни и жемчуг и церковную сумму, публиковал в газетах, что все это пожертвовано ему от неизвестного. Затем послал эконома своего дома, иеромонаха Антония, в Москву с одним священником, чтобы там из означенных вещей устроить архиерейскую ризницу со всеми к ней принадлежностями. Здесь иеромонах Антоний признан был своею законною женою, по её доносу взят под арест, а потом, по ходатайству преосвященного Гавриила, препровожден в Одессу и за прелюбодейство подпал суду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чинъ бжествнны преждесвщенныхъ: как подобаетъ слжити Во Святую и Великую Четыредесятницу, егда бывает праздник и имать архиерей священнодействовати Преждеосвященную литургию, прежде начатия часов идет архиерей ко храму, и предходят ему сановнии, таже диакони, священницы и клирицы. Протодиакон же близ архиереа позади со страны. Таже последуют архиерею архимандрити, игумени, священномонаси, два два. Егда же приближится архиерей и имать внити во врата храма, сретают его два диакони с кадильницами и примикирий, нося лампаду велику возжену, и поклоняется архиерею. И начинают певцы мети: Достойно есть : до конца. Аще же есть Владычний праздник, поют ирмос 9-я пссни. Архиерей же, входя во храм, глаголет тихим гласом: Вниду в дом Твой : и прочая. Приходяй же станет пред святыми дверьми олтаря у амвона, на орлеце, архимандрити, игумени, протопресвитери и иерее станут позади архиереа по чину на обе страны. Архиерей же, сотворив три поклоны, идет ко Владычней святей иконе Господа нашего Иисуса Христа, яже на десней стране, и, сотворив поклон, глаголет тропарь: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий : и целует святую икону. Таже идет на левую страну, пред икону Богоматере, и, сотворив поклон, глаголет тропарь: Милосердия сущи источник : и целует святую икону. Таже идет ко иконе храма и праздника, глаголя тропарь. И целует икону, творя поклоны по чину и по обычаю. Певцы же поют безпрестанно: Достойно есть : Приходит же архиерей посреди пред святыя двери олтаря, на преждереченное место и, сотворив три поклоны, обращается к народу, и осеняет обема рукама, держа пастырский жезл. Тогда певцы поют со сладкопением: Тон дэспотин кэ архиереа имон, Кирие, филаттэ. Ис полла эти, дэспота . Трижды. И, отшед, станет на уготованном месте, и начинают часы, и поют по Уставу. И по отпетии часов архиерей восходит на уготованное место, идеже облачитися, последующе ему и имущии сослужити, по два, архимандрити, и прочии, сотворяюще поклон архиерею, седящу ему на месте, держащу и пастырский жезл в левой руце. И целуют святую его десницу и, отшедше, паки сотворяют поклон архиерею. Он же, седя, осеняет я рукою крестовидно, и входят во святый олтарь северными и южными дверьми по чину, и облачаются во священныя одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чинъ ногъ в четвертокъ Бывает литургиа Великаго Василиа, во свое время по чину. По заамвонной же молитве архиерей омывает нозе по чину сице. Исходит царскими дверьми из олтаря на архиерейское, идеже облачается, место, никим поддержимь, без посоха, а пред ним несет диакон Святое Евангелие да два диакона несут лахань и рукомойник сребряныя: и диакон полагает Святое Евангелие на аналогии, между предних столпов поставленном. А в то время глаголют протопоп со священники псалом 50: Помилуй мя, Боже , по стихом, косно: а на месте поставляют иподиакони кресла, а не кафедру. Архиерей же возшед на место, сядет в креслах, и поставляют пред ним скамейку, покрыту червчатым сукном, а на скамейку ставят лахань с рукомойником, полным воды, на котором положен запон кисейный да лентион. А власти, коим быти в чину омовения, сидят во олтаре по своим местам по-степенно. И ко архиерею приходят протодиакон да диакон и приемлют благословение, и из олтаря выводят по два архимандрйта, или по два иереа (архимандриты же покланяются архиерею по чину) и посаждают на уготованном месте по степенем. А в то время певцы поют пятую песнь канона Великаго Четвертка. Песнь 5, ирмос: Союзом любве связуеми апостоли, Владычествующему всеми, себе Христу возложше, красны ноги очищаху, благовествующе всем мир . Неодержимую держащая и превыспреннюю на воздусе воду, бездны обуздавающая и моря востязующая Божия Премудрость воду во умывальницу вливает, ноги же омывает рабов Владыка. Учеником показует смирения образ Владыка, облаки облагаяй небо, препоясуется лентием и приклоняет колено, рабов омывати ноги, в Егоже руце дыхание всех сущих. Таже стихиры самогласны, умовения. Глас 1: Лентием препоясавыйся и омывый ноги учеников, Христе Боже, омый души нашея помысл и опояши нас союзом духовным, еже творити заповеди Твоея благости. Глас 2: Великое благодетельство прияти хотяще, вернии, благоговейно честному умовению притецем, не плотскую скверну омывающе, но душы же тайно освящающе. Христос бо Спас наш, призираяй на землю и творяй ю трястися, приклоняет Самаго Себе и следам касается бренным, на всякую сопротивную силу твердое даруя нахождение. Тому благодарно возопием: изрядный возвышения путь показавый нам – смирение, спаси нас, Блаже, яко Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чинъ храма, творимаго Храму совершену бывшу, приходит от архиереа посланный, емуже повелит, прежде единаго дне или больши, и предуготовляет потребная к освящению, как внутрь олтаря, так и во всем храме, а наипаче дабы престол был на четырех столпах, пятый столпец посреди с ящиком: ящик бы был посреде под престолом, вышиною пол-аршина: престол высотою аршина, и шести вершков, а широтою по мере олтаря: дска напрестольная по мере престола, жертвенник такой же высоты, ширина и длина по мере олтаря. Ца верху у столпов престольных вынять ящики на четверть вершка, где_быть воскрмастиху: на техже столпах, от полу уступя вершка с два, вырезать зазубриной для утверждения верви: а вкруг престольной дски вырезать же на четверть вершка, где быть верви: на дсках, на престольной и на жертвенной, по углам чтобы было проверчено, где быть гвоздям, и сделать гнездышка, где будут гвоздинныя шляпки, чтоб гвоздинныя шляпки были в равенстве со престольною дскою, також и на столпах, навертеть, чтоб гвозди шли прямо: к утверждению престола четыре гвоздя, а к жертвеннику сколько надобно: цетыре камня, коими прибиваются гвозди: срачица на одеяние престола, и другая на жертвенник. На обязание престола вервь в шестьдесят аршин, и верхнее одеяние на престол и на жертвенник: пелены, чтоб покрыть престол и жертвенник, воздухи, платы, которыми престол отирать: занавес к царским дверем, два илитона на престол и на жертвенник: воды розовой, и вина церковнаго по стклянице: кропило, коим кропить: святое миро и стручец: четыре губы, отирать ими престол: губа во антиминс, губа во святую чашу: ящичек оловянный на святыя мощи под престол: архиерею свеща, и свещы на роздачу прочым духовным, и миряном: ладон росной и простой: две свещи выносныя большыя: хоругви, аще суть: вкруг церкви чтоб было чисто. Таже снимается дска со столпов, и поставляется на десней стране к стене, и замечается, как ей быть по прежнему на столпах престольных. Потом пред царския врата поставляется стол, и постилается скатерть: поверх скатерти постилается пелена, и полагается святое Евангелие, и честный крест, и поставляются святые сосуды, лжицы, копие, пелены, воздухи, вервь и одеяние на престол и на жертвенник, гвозди, губы, и покрываются пеленою и поставляются по углам четыре подсвещника: а другой столец поставляется в олтаре к горнему месту, и стелется пелена, и поставляется на столец святое миро, вино церковное, вода розовая в сткляницах, стручец, кропило, камение, которыми гвозди прибивать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Над всеми настоятелями монастырей будет совершаться чин поставления во игумена 5 февраля, 2011. Редакция " Правмира " Согласно принятому Архиерейским собором 4 февраля Положению о богослужебно-иерархических наградах, чин поставления во игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике, надлежит совершать над назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. Согласно принятому Архиерейским собором 4 февраля Положению о богослужебно-иерархических наградах, чин поставления во игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике, надлежит совершать над назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. При совершении чина игумену вручается посох. «Над лицами, назначенными настоятелями (наместниками) монастырей до вступления в силу настоящего Положения, чин поставления в игумена с вручением посоха следует совершить при ближайшей возможности», — подчеркивается в документе. В тексте документа поясняется, что игумен занимает первое место среди пресвитеров при совершении богослужений во вверенной ему обители в период его настоятельства. В случае оставления должности звание игумена сохраняется в память о понесенных трудах. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/nad-vsemi-nastoyatelya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010