Милосердный государь царь и великий князь Феодоръ Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пожалуй меня, нищаго, своего, государева, богомольца, вели государь, в Кашине соборную церковь Успения Пресвятыя Богородицы и придел преподобныя благоверныя великия княгини Анны освятить и цельбоносныя мощи перенести на прежнее место, где преж сего были, кому ты, великий государь, укажеши. Царь государь, смилуйся, пожалуй» (цит. по: Титов А. А. [Предисловие]//Житие благоверной княгини Анны Кашинской по синодальной рукописи XVII-ro века с предисловием Ан. Титова. М., 1909. С. IIIII). К этому прошению был приложен рукописный сборник, в состав которого входили: 1) Служба на перенесение мощей Анны Кашинской, включающая канон с текстовым акростихом (см. коммент. к Службе Анне Кашинской), 2) тропарь, 3) канон с азбучным акростихом и 4) Агиографический цикл (ныне: ГИМ, Синодальное собр., 622). Это обращение попа Василия к государю послужило причиной для назначения нового освидетельствования мощей княгини Анны. Гроб был снова вскрыт, и мощи были внимательно осмотрены. Следственная комиссия, направленная в Кашин патриархом Иоакимом, 12–21 февраля 1677 г. провела проверку чудес от мощей Анны Кашинской (материалы следствия приводятся в комментариях к отдельным чудесам). После этого состоялись два церковных собора, в 1677 и 16781679 гг., на которых были рассмотрены результаты следствия: почитание Анны Кашинской как святой было запрещено, инициаторы прославления княгини Анны, священник Успенской церкви Василий (в иночестве Варлаам) и его сыновья, священник Василий же и дьякон Никифор, были сурово наказаны, а Житие приговорено к сожжению. Официальной причиной столь суровых решений было несоответствие Жития «с книгами летописными и степенными», выявленное следственной комиссией (этот вопрос специально рассмотрен в комментариях к Агиографическому циклу), и иная степень сохранности мощей, нежели та, что была засвидетельствована первой комиссией 1649 г. В действительности запрет почитания Анны Кашинской во многом был связан с усилением борьбы со старообрядчеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В девяностых годах XIX столетия могила представляла из себя простую насыпь, обложенную по бокам дерном и покрытую сверху цокольной плитой со следующей надписью, сделанной, по всей вероятности, г. Петуховым: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. На сем месте погребено тело рабы Божией Анны Ивановны Лашкиной, престарелой девицы, прожившей в юродстве Христа ради. Я знал ее более 30 лет и была в одном положении. Скончалась июля 1 дня 1853 года». В головах стоял дубовый, увешанный иконами, крест, пред которым теплилась лампада. Из могильной насыпи посетители могилы брали землю и уносили ее домой, как верное средство от болезней. Разбираемую ежегодно насыпь приходилось делать вновь, но плита с надписью сохранилась еще до сих пор. Лет десять тому назад какая-то дама, глубокая почитательница Анны Ивановны, стала хлопотать о том, чтобы над ее могилой была устроена часовенка; она собрала по своим знакомым и почитателям Анны Ивановны рублей сто денег, принесла их к покойному настоятелю кладбища, протоиерею П. А. Матвеевскому , и просила его об устройстве часовни. Желание почитательницы Анны Ивановны исполнилось. Могилу привели в приличный вид: обложили дерном и покрыли прежней плитой; в голове поставили новый дубовый крест с неугасимой лампадой, а всю могилу покрыли железной, решетчатой, с внутренними стеклянными рамами, часовней. Почитатели Анны Ивановны сейчас же принесли несколько покровов, икон, крестов, венков; покровами одели могильную плиту, а сверху покровов положили кресты; иконами и венками украсили стены часовни. В настоящее время часовня почти всегда заперта: могилу Анны Ивановны уже не разрывают, но из-под западной стенки часовни, где стоит надмогильный крест, посетители могилы и теперь еще берут землю и уносят ее домой, по-прежнему веря, что эта земля – лучшее средство от болезней. С лишком пятьдесят лет прошло со дня смерти Анны Ивановны. Мало людей, которые знали почившую при жизни, осталось в живых, но молва о ее подвижнической жизни и о ее прозорливости твердо сохраняется в памяти народа. Многие идут на ее могилу, помолятся за нее, попросят у нее помощи в своих нуждах, возьмут землицы и идут в часовню р. Б. Ксении, где и помянут ее вместе с Ксенией. Нередко, впрочем, людьми, получившими какую-либо молитвенную помощь от р. Б. Анны, служатся панихиды и над ее могилой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В апокрифе «Евангелие о рождестве и детстве Спасителя» Псевдо-Матфея (написан не ранее VI века), которое было составлено на основе «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия детства Фомы» (не позднее начала V века), говорится о происхождении Иоакима «из колена Иудина», а Анны «из рода Давида», и что ее отца звали Иссахар . Иоаким и Анна в творениях святых отцов и учителей Церкви стали примером твердой веры и упования на Бога. Андрей Критский, восхваляя веру Иоакима и Анны, говорит, что они «сетовали о том, что не имели преемника рода своего, тем не менее искра надежды еще не погасала в них совершенно: оба они воссылали молитву к Богу о даровании им чада для продолжения семени их, - оба, подражая услышанной некогда молитве Анны (матери пророка Самуила. – прим. П.Л. )... И не оставляли они своих усилий, пока не получили желаемого» . Повествование об Иоакиме и Анне содержится в «Толковании на Шестоднев», составленном между 375 и 400 гг. и ошибочно приписываемом Евстафию, епископу Антиохийскому . К преданиям об Иоакиме и Анне также обращались в своих проповедях и другие христианские авторы: Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, патриарх Герман I Константинопольский, Григорий Никомидийский. Основным днем памяти Иоакима и Анны является 9 сентября, попразднство Рождества Богородицы. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви (X век) и Типикону Великой церкви (IX–XI века), в этот день в Константинополе совершалась торжественная служба в их честь в храме Пресвятой Богородицы в Халкопратиях . 9 декабря, в день зачатия Пресвятой Богородицы, совершалась служба святой Анне в посвященной ей церкви в константинопольском квартале Эвурани и в храме во имя святой Анны в Халкопратиях , а 25 июля, в праздник успения Анны, – в церкви во имя святой Анны в Девтероне . Willem S. Vorster. The Protevangelium of James//The Apocryphal New Testament (A Collection of Apocryphal Christian Literature in an English translation). Ed/and trans. J.K. Elliott. New-York, 1993. P. 49. См. Протоевангелие Иакова, 25.1 (перевод И.Свенцицкой): «А я, Иаков, который написал этот рассказ в Иерусалиме, во время смуты скрывался в пустыне до тех пор, пока не умер Ирод, и смута не стихла в Иерусалиме».

http://bogoslov.ru/article/1105892

« В то время (1812 г.)... были крестохождения двенадцать раз, в коих и обносим был образ Благоверной Великой княгиня Анны, издавна написанный и украшенный серебряною ризою» ( стр. 79 ). «В 1848 году, в июне и июле месяцах, г. Кашин подвергся грозному бедствию от холеры. Во время холеры были два крестных хода кругом города, в которых была носима икона Св. Благоверной княгини Анны. Бедствие, после сего, прекратилось тотчас. В воспоминание этого доселе каждогодно, в июле месяце, в семи разных местностях г. Кашина, после божественной литургии в ближайшем храме, совершается с иконой Св. Благов. кн. Анны крестохождение вокруг домов этой местности» ( стр. 79 ). «Здесь полное почитание Благоверной происходит одновременно с запрещением, выставленным в соборном деянии. Трудно допустить, чтобы и сами кашинцы, и особенно кашинское духовенство, решились бы так смело нарушать строгое постановление собора, если бы оно когда либо было прислано и обнародовано в Кашине. Подпасть клятве собора и отлучению от церкви едва ли бы решились и те и другие, при полном отсутствии в городе раскола» ( 75 ). «Архиепископ Тверской Филофей, впоследствии митр. Киевский, в донесении Св. Синоду от 18 сентября 1862 г., писал: «Местное чествование ея издавна оглашено в народе посредством многих печатных книг, изданных в разное время с одобрения духовной цензуры и частью даже с дозволения Св. Синода, особенно же оглашено посредством изданных в разное время месяцесловов, в которых Благоверная княгиня Анна наименована Святою и означена память прославления ее, как святой; напр., в полном месяцеслове, изданном в 1818 году с дозволения Св. Синода и напечатанном в Московской Синодальной типографии, сказано: в Кашине церковь соборная, в которой находятся мощи Св. Благоверной кн. Анны, супруги Св. Благов. вел. князя Михаила Ярославича Тверского. Местное чествование памяти Благоверной кн. Анны Кашинской, издревле совершаемое, так сильно утвердилось в жителях не только г. Кашина, но и окрестных городов и селений, что если будут обнародованы сведения, противные этому чествованию, то чрез сие, как можно опасаться, будет глубоко возмущено и оскорблено в народе чувство благоговения не только к памяти Благоверной кн. Анны, но и вообще к памяти св. угодников Божиих»... В «описи» 1776 года, месяца февраля, между прочими иконами, написано: «Преподобной Благоверной княгини Анны Кашинской и два венца серебряные». Это указывает, что представители Кашинского городского управления 18 века, имея икону Благоверной княгини Анны, чтили ее молитвенным обращением» ( у Архангелова 82–83 стр. ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

По окончании молебна директор Канцелярии Главы Российского Императорского Дома А.Н. Закатов огласил подписанные в этот день в Мадриде Высочайшие указы о новых награждениях, а председатель Кавалерской Думы, герольдмейстер С.В. Думин возложил на новопожалованных орденские знаки и медали ордена Святой Анны. В этот же день в Свято-Покровском соборе Мельбурна состоялся молебен небесной покровительнице кавалеров российского Императорского ордена Святой Анны. В настоящее время в Австралии насчитывается 13 кавалеров этого ордена, кроме того, несколько дам награждены медалью ордена Святой Анны. Вот уже третий год они собираются вместе в день орденского праздника. Впервые молебен служился перед новой написанной иконой святой Пророчицы Анны, на оправе которой указаны имена всех кавалеров и дам Ордена, проживающих в Австралии. По окончании молебна Я.И. Еремин, атташе посольства РФ в Австралии, огласил письменное приветствие Съезду от имени посла А.В. Блохина. В своем послании посол отметил: «Для меня большая честь являться наравне с вами кавалером Ордена. Несмотря на сложную и противоречивую историю образования самой награды, она всегда находила достойных людей и олицетворяла собою честь и высокое благородство пожалованных ею избранников». Источник святой Анны Одним из удивительнейших мест в Украине, уже несколько веков привлекающих паломников чудотворной целебной силой, является источник святой Анны, расположенный неподалеку от Свято-Успенской Почаевской лавры, в селе Онишковцы, на стыке Кременецкого района Тернопольской области и Дубенского района Ровенской области. Каждая святыня имеет свою неповторимую историю. Не стал исключением и целебный источник праведной Анны, возле которого недавно расположился монастырь. Место скита святой праведной Анны в Дубенском районе с известными купальнями насквозь пропитано легендой. По местным преданиям, тысячу лет назад на месте источника стояла церковь . Во времена татарского нашествия, когда православный люд терпел надругательство от набегов иноверцев, церковь удивительным образом убереглась от надругательства. По преданию, она опустилась под землю. Прошли времена. В селе была построена новая церковь. Однако память о святом месте хранилась. И эта история передавалась от поколения к поколению, пока люди не стали свидетелями нового чуда, которое засвидетельствовало, что это место святое и на нем почиет Божья благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Великую княгиню Анну, переименованную княгиню Софию, поминать с прочими православными великими князьями и княгинями о вечном упокоении; храм, созданный во имя великия княгини Анны, отныне именовати и быти ему во имя Всех святых: и аще совершенно благоугоди Богу великая княгиня Анна, да будет в оном храме и то имя вочтено купно со всеми святыми 7 … а мощам, ныне именуемым великия княгини Анны, стояти святым, яко прочим великих князей и великих княгинь: понеже аще истинно сущи мощи великия княгини Анны, супружницы великаго князя Михаила Ярославича, или иныя яковыя жены, известити древними писаньми не могохом, занеже в подписи на гробу имени ея не обретеся… великия княгини Анны житие и добродетели ея каковы быша, от древняго повествования не обретеся… житие великия княгини писано самоизмышлением неправедно, и того ради не подобает такового жития чести и внимати ему» – под угрозой святительского отлучения: «Кто имать на себе образы великия княгини Анны или житие и канон, всяк да приносит к святейшему патриарху или к своему кийждо архиерею, и да не будет таковый под анафемою святых отец». Такова по приговору великого Московского собора печальная, в истории Русской Церкви беспримерная судьба общецерковного на Руси чествования мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской. Внешними основаниями к приостановлению чествования были усмотренные в житии ее противоречия с летописцами и Степенной книгой, отсутствие летописных сказаний о личности благоверной княгини Анны, о переселении ее из Твери в Кашин, преставлении и погребении в этом городе. Не вступая в подробное рассмотрение несогласий, обнаруженных собором в 13 пунктах в древнем житии благоверной княгини Анны, мы ограничимся здесь общими замечаниями. Прежде всего, одни из несогласий, как во втором, третьем, четвертом и пятом пунктах, вовсе не касаются ее личности, а отмечают ошибки и неточности в изображении побочных обстоятельств. Так во втором пункте указано, что в Орде с князем Михаилом Ярославичем был сын Константин, а не старший Димитрий; последний очень желал с отцом своим отправиться в Орду и даже сопровождал его до города Переяславля, но отсюда им отослан в Тверь как нужный заместитель по управлению княжеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Скит святой Анны – самый большой на Афоне. Этот греческий скит также и самый ранний на Афоне. Он находится на обильном водой и богатом растительностью склоне на западных отрогах полуострова, сразу же за Новым скитом и в 30 километрах от Великой лавры, в подчинении которой он находится. В настоящее время здесь 51 калива 1 (не все обитаемы). Соборный храм был сооружен Вселенским Патриархом Дионисием III для нужд увеличившейся братии в 1666 году; в 1752–1755 годах он был перестроен и заново расписан фресками. В нем хранится реликвия – левая стопа святой Анны, матери Богородицы, принесенная некогда на Афон из Азии. Было замечено, что подобно другим мощам – руке святой равноапостольной Марии Магдалины и руке святой мученицы Марины, которые сохраняют температуру человеческого тела, – остается постоянно теплой и стопа святой Анны. От мощей святой Анны и ее иконы проистекало и проистекает множество чудес, особенно связанных с исцелением от бесплодия. Деятельность скита святой Анны начинается по существу в XVII веке, однако несколько пустыней находилось здесь и ранее. Первые упоминания о ските относятся к 1007 году, когда на этом месте был основан аскитирий. 2 Есть основания считать, что скит был основан преподобным Геронтием, последним игуменом обители Вулевтирион, расположенной некогда у подножия скита и разрушенной частыми набегами варваров (турок и каталонских пиратов), свирепствовавших на Эгеиде. Тогда монашествующие во главе с преподобным Герасимом переселились на вершину холма. Вначале они построили каливы, затем большие келлии. Обитатели скита занимались резьбой по дереву, переплетным делом, переписыванием книг, изготовлением камилавок и четок, разводили скот. Многие из отшельников скита были прославлены как святые – от преподобного Геронтия (XI в.) до чудотворца Саввы Нового († 1948); в монастыре подвизался старец Иоаким (Николаидис, † 1950). Монахи скита в настоящее время ведут киновийный образ жизни, занимаются иконописанием, шитьем. Скит располагает довольно хорошей библиотекой, содержащей множество рукописей, старинных и более позднего времени, и насчитывающей около 600 старопечатных книг. В монастырской ризнице хранятся мощи мучеников Харлампия, Меркурия и других святых, а также иконы, богослужебная утварь. В 2006 году в Россию со Святой горы Афон были доставлены уникальные списки иконы святой праведной Анны, написанные афонскими иконописцами и освященные в скиту святой Анны на горе Афон по просьбе игумена Валаамского монастыря епископа Панкратия. Списки являются точными копиями чудотворного образа святой праведной Анны, который находится на Афоне. Один из списков был отправлен в обитель на Валаам, второй список – в храм преподобных Сергия и Германа Валаамских на Московском подворье Валаамского монастыря, а третий – в Казанскую церковь Валаамского подворья в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Афанасий…, пожалуй меня, нищаго богомольца твоего, изволи...своим архиерейским рукоположением посвятить во священники к нам к Архангельскому городу в Спасский собор того же собора диакона Стефана… на место умершаго священника Петра Федорова. Государь, преосвящ. архиепископ, смилуйся». На обороте помета: «199 г. Марта в 21 день записать во священника». 3) «Государю, преосвящ. Афанасию… бьет челом богомолец твой Архангельского города соборной церкви Преображения Господня протопоп Каллиник. В прошлом, Государь, во 199-м году твоею Государскою милостью из того же святоспасского собора диакон Стефан Ермолаев посвящен во иерея в тот же собор, и ныне к нас диакон Алексей Григорьев один, а дьячка нет. И ныне, Государь, приготовил я, богомолец твой, с соборяны к себе в собор другим диаконом Ровдогорской волости Ивана Григорьева Поповых, и отпустил к тебе Государю ради поставления. А он Иван Священного Писания чтению совершенно учен. Милостивый Государь, преосвящ. Афанасий…, пожалуй меня, богомольца твоего, благослови, Государь, и посвяти его Ивана во диакона к нам в Спасский собор. Великий Господин, смилуйся, пожалуй». Помета: «7200 г. Марта в 18 д. Записать во диаконы».(Архив Арханг. Епарх. Древнехранилища). 60 В пошл. кн. 198 (1690) г., в отдел грам. и пам. по челобитч. Дел, под 23 августа помещена следующая запись: «Отпущена память в Унское усолье о выборе нового священника на место отставного священника Андрея». – Подобная же память была отпущена в октябре того же 1690 г. (См. Пошл. кн. этого года, стопка 58, л. 8 об.), и в Ненокоцкое усолье, на имя земскаго судейки: «велено» было «церковных приказщиков попа Саву и Алмазка Евсеева переманить, а на их место выбрать иного священника и церковного приказщика». (Рукоп. библиотеки Арханг. дух. Семин. 233). – Мирской выбор священников продолжал существовать в Хормогорской епархии и после Афанасия, как в этом можно убедится из записи «излюба» 1709 г., приведеннаго нами выше (прим. 23). 61 См., напр., записи в пошлинных книгах 200 года – под 23 мая, 20 июня; 202 года – под 19 декабря, 3 января, 14 марта; 204, 205 и 206 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

11) Село Салма. Храм Спаса Нерукотворенного Образа, с теплыми приделами во имя св. арханг. Михаила и св. Андрея Стратилата, каменный, построен в 1821 г., расстоянием от г. Пензы 150 в. При нем церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, деревянная, теплая, построена в 1848 г. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 1½ д., пахотной 33 дес. Жалованья 168 р. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 777, ж. п. 843. Приход состоит из одного села. Училище земское. 12) Село Михайловка. Храм Живоначальной Троицы, с теплым приделом во имя св. арханг. Михаила, каменный, построен в 1814 г., расстоянием от г. Пензы 140 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 2 д., пахотной 33 д., но удобной мало. Жалованье по окладу V кл., священнику 108 руб., псаломщику 24 руб. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 745, ж. п. 745. Приход состоит из села и дер. Хоненевки (в 1 в.) и Покрышкина (в ½ в.). При церкви приходское попечительство и церковно-приходская школа. 13) Село Еремеево. Храм во имя св. и чудотв. Николая, деревянный, холодный; время построения его не известно; перестроен в 1887 г., расстоянием от г. Пензы 145 в. Причта положено: священник и псаломщик. Жалованья 144 р. Дом для священника церковный. Земли усадебной 2 д., пахотной 33 д. Прихожан м. п. 520, ж. п. 512. Приход состоит из села и дер. Приволья (в 2 в.) и Кадышовки (в 3 в.). В селе школа грамоты. 14) Село Саловка. Храм в память Преображения Господня, с теплыми приделами Знамения Божией Матери и в честь Смоленской иконы Божией Матери, расстоянием от г. Пензы 137 в. При нем кладбищенская церковь Знамения Божией Матери, деревянная, холодная. Причта положено: священник и псаломщик. Земли пахотной 33 д. Жалованья священнику 298 р., псаломщику 98 р. Дом для священника общественный. В пользу церкви и причта вклад 1315 р. Прихожан м. п. 681, ж. п. 687; в том числе, уклонившихся в раскол беспоповщинской секты м. п. 6, ж. п. 2. Приход состоит из села и дер. Михайловки (в 2 в.). В селе училище земское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

И. М. Сибирцева. 54 Руга – выплаты духовенству, «ружникам» в Русском государстве и Российской империи, выдаваемые обычно из государственной казны или из собственных средств крупного землевладельца. – примечание электронной редакции. 55 Из собр. И. М. Сибирцева. Письмо это писано по поводу сообщения стряпчего, которое было получено на Холмогорах 13 февраля. «Да приказу Большее Казны подъячему Ивану Стефанову, писал стряпчий, докучал я по многия времена о дачи руги о выписки Холмогорскаго Спасскаго Собора протопопу з братьею, потому что, Государь, и иным ружником выписки готовятце, и он Иван о тех соборянах и о Красногорском монастыре выписку готовит, и к той бы, Государь, выписки надобно челобитье предложить, что у тех соборян крестьяне, что им даны, что в сказке их писаны, от многих хлебных недородов обдолжав збрели в верховские городы, и к нему Ивану благоволи чрез писание благословение подать»... (Из докум. Арханг. Дух. Семин., связка 6). Значит, стряпчему еще раньше было поручено хлопотать об удержании «руги» для Холмогорских соборян. 57 В «Книге пошлинного сбора» за 202 (1694) год, в отделе: «сбор с грамот и памятей по челобитчиковым делам», есть такая запись: «Дан указ (числа не помечено) по челобитью Кандалашскаго попа велено ему Государское жалованье деньги выдавать все без доимки». Рукопись Холмогор. Собора, 1463. 58 Причетник – член причта церкви, иначе церковнослужитель; общее название всех клириков, за исключением священника и диакона: дьячков, чтецов, псаломщиков, пономарей и т. п. – примечание электронной редакции. 59 См. грамоту Афанасия в Сийский монастырь от 7208 (1699) года, октября 6 (Архив Сийского монастыря). 60 В 1686 г., 15 января, право на владение духовенству означенных церквей этими вотчинами было утверждено особою памятью архиеп. Афанасия – Пошлин. книга за 194 год, отдел: «сбор с грамот и памятей по челобитчиковым делам». Рукоп. библ. Арханг. Дух. Семин, 233. 61 См., напр., пошл. кн. 200 (1692) г. – запись под 20 февр. (в отд. грам, и памятей по челобит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010