«Книга пошл. Збору» за 200 (1692) г. Отдел: «сбор с грамот и памятей по челобитч. делам». Рукоп. библ. Арханг. дух. семин. 233. 41 См. пошл, книги в отделе новоявл. памятей за 1689 г. (запись под 6 ноября), 1690 (2 записи под 15 марта), 1691 (6 сент.), 1692 (19 октября и 28 января), 1693 (13 августа), 1694 (6 мая), 1696 (6 мая). Дьячков, лишенных места вследствие вдовства, в указанных записях числится 3 человека; пономарей – 6. Рукописи библ. Арханг. дух. семин. 233 и Холмогор. собора 1463. 42 В пошлинной книге 204 (1696) г. отдел: сбор с грамот и памятей по челобит. д. под 2 ноября записано: «отпущена память Нижмозерской волости к священнику Петру Миронову, велено в тое волости прежнему вдовому дьячку Максимку Фомину быть при церкви дьячком по-прежнему, а новому дьячку Степки Миронову от дьячковской службы отказать для того, что в розыску его Степки тех волостей крестьяне опорочили, а о «Максимке Фомине пороку никакова не явилось в розыску». Рукоп. Холм. Соб. 1463. 43 Пошл. кн. 195 (1687) г., запись в отделе новоявленных памятей под 9 октября. Рукоп. Арх. семин. 233. Других упоминаний, кроме этого и вышеуказанного, об оставлении вдовых церковников при месте в пошлинных книгах нет. 48 «Странник», 1866 г., т. III, стр. 117, прим. Отрывки от этого письма находятся в библиотеке Арханг. Дух. семинарии, связка 6. 49 Ризница Соловецкого монастыря. Грамота Афанасия к соловецкому архимандриту Фирсу от 29 октября 1701 г. 587. Здесь говорится: «По нашему Преосв. Архиепископа указу послал он строитель (т. е. иером. Матфей) к нам переписныя епархии нашей церковной казны книги, которыя ему строителю оставили домовы наши люди в нынешнем же 1701 году, да десять букварей в тетратех, которые он смотритель принял московской типографии у справщика у Федора Поликарпова»... Книги и буквари посланы были из Москвы на Холмогоры со стрельцом Сумского острога Гришкой Васильевым. Но оказалось, что Гришка провез их с собой в Соловецкий монастырь. Поэтому преосвященный и приказывал теперь взять у Гришки книги и буквари «и прислать на Холмогоры тотчас неотложно с нарошным добрым посылщиком».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ (XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского . И. упоминается во всех редакциях Жития прп. Антония: в Первоначальной, которая была создана в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы монастыря (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.-112, 118 об., 80-е гг. XVI в.; опубл.: Рыжова. 2000. С. 241-340); в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 150 об., 165 об.- 166, XVI в.); в Краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об., 50-60-е гг. XVII в.); в Проложной редакции (Пролог на дек.-февр. М., 1659. Л. 1124-1130; Пономарёв. 1896. С. 65-67); в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 73 об., 85 об., 60-70-е гг. XVII в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-195). В Житии прп. Антония сообщается, что И. подвизался вместе с прп. Антонием в Кенском Преображенском мон-ре в Каргопольском крае. Мон-рь был основан прп. Пахомием Кенским, «мнихом добродетелным и благоговейным зело» (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.- 112). Получив благословение прп. Пахомия, св. Антоний вместе с преподобными Александром Сийским и И. ушел из обители. Монахи отправились на поиски безлюдного места, «желая уединится единому Богу». По рекам Онеге и Шелексе они достигли р. Емцы, левого притока Сев. Двины, и остановились у Тёмного порога, где поставили «хижицу» и часовню. На этом месте иноки прожили 7 лет, со временем к ним присоединились Исаия, Елисей, Александр (2-й) и Иона. В пустыни были построены ц. во имя свт. Николая Чудотворца и кельи. Мон-рь просуществовал до 80-х гг. XVI в. («и монастырь устрои, яже и доныне стоит молитвами святаго» - Там же. Л. 112 об.). Отшельники были изгнаны жителями находившегося неподалеку с. Скроботова, подозревавшими иноков в желании захватить их земли. В нач. XX в. существовало предание, объяснявшее бедность жителей Шелексы несправедливостью, к-рую их предки проявили по отношению к прп. Антонию; как только крестьяне начали чтить память святого, их дела улучшились ( Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). В нач. XX в. на месте Никольского Шелексинского монастыря, при впадении р. Шелексы в Емцу, стояла часовня во имя прп. Антония (Житие прп. отца нашего Антония Сийского. 1907. С. 6-7. Сн. 6; Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). Высказывалось мнение, что прп. Антоний с братией подвизался в Троицкой Шелексинской пуст. ( Ратшин. 2000. С. 8).

http://pravenc.ru/text/468875.html

Ант.-Сий. 6. Требник. 1570 г. 8°. 363 л. Филиграни: 1) Кабан, вид: Лихачёв, 2988, 2989 (1562, 1563 гг.); 2) Виноград, вид: Лихачёв, 13109, 13104 (1567, 1551 гг.); 3) Корона, не отожд.; 4) Литеры, не отожд.; 5) Кувшин (?), не отожд. Записи: л. 326 об. – «Лета 7070 осмаго списана сиа книга месяца июня 5 на паметь святого священномученика Дорофеа сиа книга Потребник»; л. 7 об.– «Биринеи Капран»; л. 8 об. – «Се яз Козма Лучищев в лето 121» (? – запись выцвела); л. 10–13 – «Лета генваря 14 день дал монастырь и преподобному...» (запись стёрта); л. 26–33 – «...лета 7..6-го паметь отца нашего Лаврентия в пр сея книга Потребник Троицы святыя сия книга» (запись стёрта); л. 9 об. – наклейка вырезанная штампованная старообрядческая печать с крестом и надписью «Се Агнец Божий вземляй грехи всего мира». Содержание: л. 75–124 об. – чин исповеди: л. 82–88 – поновление мирянам; л. 88–91 об. – поновление инокам; л. 107 об.–111 об. – поновление священникам-бельцам; л. 111 об.–118 – поновление священноинокам. Описание: Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки//Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. Л., 1978. С. 185, 311. Арханг. Д. 9. Служебник с требником. Вторая четверть XV в 4°. 254 л. Филиграни: 1) Литера В, вид: Брике, 7984 (1447 г.); 2) Полуподкова, вид: Лихачёв, 4274 (1440-е гг.); 3) Бубенчик, тип: Лихачёв, 2405–2407 (1405–1415 гг.); 4) Перчатка со звездой, вид: Пиккар XVII, IV, 1225 (1437 г.) Записи: л. 2 об. – «Господи, помоги рабу Своему Кондрату»; л. 191 – «Господи, помози рабу Своему Павлу»; л. 185 об. – «Се яз мастер Хенар песец и посла» (XV –XVI в.) Содержание: л. 2–4 об. – чин исповеди; л. 2 об.–3 – краткий вопросник мирянам (Кр-Арханг. 9); л. 3–4 об. – поучение детям духовным и разрешительные молитвы. Описания: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 13; ПС XV, 1523. Арханг. Д. 13. Требник. Третья четверть XV в. 4°. 241 + II л. Филиграни : 1) Кувшин с одной ручкой, не отожд.; 2) Три лилии в щите с подвеской t, вид: Пиккар XIII, III, 1578 (1476 г); 3) Бык, близкий: Брике, 2784 (1453 г.); 4) Ключи, тип: Брике, 3858 (1452 г); 5) Виноград, не отожд.; 6) Римский папа, вид: Брике, 7546 (1451 г.); 7) Голова быка с розеткой, вид: Пиккар II, IX, 331 (1477 г.); 8) Голова быка с розеткой, вид: Пиккар II, IX, 183 (1470–1480 гг.). Содержание: л. 220 об.–233 – чин исповеди; л. 224 об.–226 об. – поновление; л. 233–239 об. – чин исповеди; л. 235–236 – поновление; л. 236–237 – поновление женщинам; л. 237 об.–238 об. – краткое поновление; л. 239–239 об. – поновление священникам. Описания: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 16; Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки. С. 184, 306; Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России СПб., 1890. С. 97. 170; Дополнения к «Предварительному списку славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в СССР (М., 1986)». М., 1993. 78.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

архиепископ пожаловал ево для малых детей, указал у той церкви впредь служить до его архиерейского указу. И преосвящ. архиепископ, слушав ево челобитья, указал ему у той церкви священная действовать до ево архиерейского указа...» Рукоп. библиот. Арханг. дух. семин. 233. 28 Грамота эта давалась обыкновенно на один год. По истечении года (в нужных случаях) она давалась снова. Каждый раз она оплачивалась определенной пошлиной – епитрахильная в размере 13 алт. 2 д.; стихарная – 2 гривен (вдвое менее). Из пошл. книги архиер. дома видно, что епитрахильные грамоты выдавались каждогодно все новым лицам; во второй, третий и т. д. разы выдача очень редко производилась. На протяжении 1686–1692 гг. дважды епитрахильная грамота была выдана только одному лицу, именно священнику Емецкого Покровского девичьего монастыря Елизару – в 1691 к 1692 годах. См. запись за эти года в отделе епитрахильных грамот – под 25 апреля и под 12 апреля (рукоп. библиот. Арханг. дух. сем. 233). – В последующие за тем годы (1693–1698) епитрахильная грамота несколько лет подряд давалась, кажется, только одному поповскому старосте г. Архангельска, Успенскому священнику Ивану Исакиеву (рукоп. Холмогор, соб. 1463). Епитрахильные грамоты в разные годы выдавались в таком количестве: в 1686 г. их было выдано 2; в 1687 г. – 2; 1688 – 5; в 1689 г. совсем не было выдано; в 1690 – 2, 1691 – 5, 1692 – 5, 1693 – 1, 1694 – 11, 1695 – 6, 1696 – 7 (и 1 стихарная), 1697 – 4 (в ъ том и числе одна – на полгода), 1698 – 4. (Пошл. книги означенных годов, отдел: сбор с иеромонашеских, епитрахильных и др. грамот, рукоп. Арханг. дух. семин. 233 и Холмог. соб. 1463). 29 Характерны в этом отношении следующие челобитные, поданные Афанасию, и резолюции, сделанные на них: 1) «Государю преосвящ. Афанасию, архиепископу Холмогорскому и Важескому, бьет челом богомолец твой Подвинской четверти Топецкой волости Рождественской церкви вдовой священник Федор. По твоему, Государь, архиерейскому благословению служил я, богомолец твой, при той церкви вдовым два года, и ныне, Государь, по грамоте срок прошел.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Протопоп Прокопий избрал в священнки соборнаго дьячка Емельяна, но не спросил об этом согласия ни у поповскаго старосты, ни у игумении с сетрами Шенкурскаго монастыря. Между тем, Емельян оказался неугодным игумении с сестрами, и оне избрали себе другого кандидата – шенкурца Федора Никитина, котораго и прислали в Холмогоры для посвящения. И хотя Емельян был посвящен уже к тому времени в диаконы, но Афанасий по прежнему оставил его на должности дьячка при шенкурском соборе, а протопоп Прокопий, незаконно избравший ставленика, был наказан пеней в размере 2 руб. 8 алт. 2 денег. (Архив Арханг. Епарх. Древнехранилища). 72 См. его челобитную к архиерею: «Государю преосвящ. Афанасию, архиепископу Колм. и важ., бьет челом богомолец твой Важеского у. Вельского стану церкви Живоначальные Троицы Ивашко Федоров. Был я, богомолец твой, у тебя, Государя, у слушанья и благословлен во священники. Милостивый Государь, преосвящ. Афанасий…, пожалуй меня, богомольца своего, благослови, Государь, исповедать к поставлению во священники. Государь святитель, смилуйся». – На обороте помета: «198 г. Марта в 13 д. Преосвящ. Арх-п, слушав сей челоб., указал исповедать в попы», и далее: «По исповеди иеромонаха Савватия достоин священства». (Из собр. И.М. Сибирцева). 74 Труды Арханг. Стат. Комит. 1865 г., кн. I, стр. 24. Ср. Память от 1683 г. (марта) десятскому диакону Верховской чети Вельскаго стана Григорию – рукоп. Акад. Наук, из собр. Мясникова. – Подобныя же приказания были повторяемы и впоследствии, наприм. – в памяти от 1696 (7204) г., 11 января, данной священнику Важскаго у. Устьважской волости Успенской церкви Иову, отправлявшемуся для сбора дани в Важский уезд. (Архив Арханг. Епарх.древнехранилища). 75 28 сент. 1685 г. была «отпущена память… по челобиью Усьянских сох Шангальской волости церковного приказщика Афоньки Игнатьева, да земского судейки, да судного целовальника и всех тое волости крестьян, велено в тое волости церковному дьячку земския и мирския дела писать ради скудости их». (Пошл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

12) Село Потижский Острог. Храм во имя Иоанна Предтечи, деревянный, холодный, построен в 1794 г., расстоянием от г. Пензы 90 в. При нем кладбищенская церковь во имя св. бессребреников Космы и Дамиана, деревянная. В дер. Навлеях кладбищенская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, деревянная, построена в 1842 г. Земли 33 д. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Жалованья 164 р. 64 к. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 1147, ж. п. 1149. Приход состоит из села и дер. Навлеи, Тумолы и Бардадатова. В селе церк.-прих. школа. 13) Село Липлейка. Храм во имя Пресв. Троицы с приделом во имя св. арханг. Михаила, построен в 1874 г., расстоянием от г. Пензы 90 в. При нем старая построенная в 1810 г. каменная церковь в честь Владимирской иконы Б. Матери. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 33 д., кроме того, жертвованной 27 д. Дом для священника церковный. Жалованья причту 132 р. Прихожан м. п. 733, ж. п. 694. Приход состоит из села и дер. Александровки (в 6 в.), Новогеоргиевской Поляны (в 6 в.), Крестовки (в 9 в.) и Салмовки (в 5 в.). В селе церк.-прих. школа. 14) Село Старые Верхисы. Храм в память Успения Божией Матери с приделом во имя св. арханг. Михаила, каменный, теплый, построен в 1887 г., расстоянием от г. Пензы 80 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 33 д. Жалованья 168 р. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 882, ж. п. 932. Приход состоит из одного села. Одноклассное образцовое инородческое училище и школа грамоты для девочек. 15) Село Новые Верхисы. Храм во имя св. арханг. Михаила, деревянный, холодный, построен в 1864 г., расстоянием от г. Пензы 80 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 32 д. Жалованья священнику 294 р., псаломщику 98 р. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 669, ж. п. 705. Приход состоит из одного села. В селе школа грамоты. 16) Село Кашаево. Храм во имя св. Димитрия Солунского с теплым приделом во имя св. великомуч. Варвары, построен в 1786 г., расстоянием от г. Пензы 80 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли 33 д. Жалованья 96 р. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 381, ж. п. 451. Приход состоит из села и дер. Стефановки (в 3 в.). В селе школа грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Как показал Турилов, рассказ о предсказании И. архиепископства встречается в качестве самостоятельной статьи в сборниках 1-й пол. XVI в. (БАН. Арханг. Д. 193. Л. 460 об.- 461; РГБ. Ф. 113. 569. Л. 357 об.- 358 об.; ГИМ. Син. 630. Л. 240-240 об.; см. также: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. С. 223), включен в Новгородскую IV летопись по списку П. П. Дубровского (ПСРЛ. Т. 43. С. 184). Повествование в указанных статьях ведется от лица И. («Поведа нам сам господин архиепископ Иона...»), имя юродивого в большинстве случаев не названо (за одним исключением, о к-ром см. ниже). В рассказе приводятся дополнительные по отношению к Житию подробности: ко времени встречи с юродивым Иван уже 3 года как был круглым сиротой (за 7 лет до этого у него умер отец); вдова, взявшая мальчика на воспитание, названа Натальей, бабкой М. Медоварцева, известного книгописца кон. XV - 1-й трети XVI в., переписавшего данный рассказ на полях сборника БАН. Арханг. Д. 193. Л. 460 об.- 461 об., 1528-1531 гг. (см.: Синицына Н. В. Книжный мастер Михаил Медоварцев//ДРИ: Рукописная книга. М., 1972. С. 313-314. Примеч. 67); грамоте Иван был отдан учиться в уч-ще к дьяку, где занималось множество детей, среди к-рых Иван выделялся кротостью. По-видимому, первым, кто отождествил анонимного «уродивого Христа ради», фигурирующего в рассказе о предсказании И. архиерейства, с прп. Михаилом Клопским, был Медоварцев, назвавший имя юродивого - Михаил в сб. БАН. Арханг. Д. 193. По мнению Турилова, отдельная статья о предсказании И. архиерейства «обладает явными признаками первичности» по отношению к Житию И. Исследователь предполагает, что предсказать архиерейство И. мог один из новгородских юродивых кон. XIV - 1-й пол. XV в.: св. Никола Качанов или св. Феодор ( Турилов. 2005. С. 45-47; Он же. 2006. С. 187-190). По мнению А. Г. Боброва, данную статью следует рассматривать в одном ряду с др. произведениями о Новгородских святых, к-рые исследователь предложил назвать «Новгородским патериком» и автором которых он считает Пахомия Логофета ( Бобров. 2001. С. 48-50, 71-72).

http://pravenc.ru/text/578254.html

Баранович, “Рязан. губ.”, 535; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 127; “Рязан. губ. в.”, 1846 г., 49 (псалтирь); 1855 г., 44 (быв. м-ри); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1841 г., XL, 489 (древн. Рязан. епархии; псалтирь). 1838 . Николы – Великорецкого – Моржегорская, иначе Моржевская или Устьмерженская, муж­ская пустынь, ныне маленькая каменная церковь , приписанная к Моржегорскому приходу, Архангельской губ., Холмогор­ского у., в 158 вер. к югу от Холмо­гор и в 7 вер. ниже села Моржегор­ского, на левом берегу р. Сев. Двины. В историч. описаниях пустыни сказа­но, что она основана о. Феодором Але­ксеевичем, следовательно, в XVII ст., но это несправедливо, так как в жи­тии Преп. Леонида Усть-Недумского гово­рится, что он, будучи 50 лет от рож­дения, по чудному видению пришел сюда за иконою пресв. Богородицы Одигитрии. Родился же преп. Леонид в 1551 г., поэтому пустынь уже существовала в 1601 г., а основание ее должно отнести к более раннему времени, по крайней мере к XVI стол. Это подтверждается и грамотою ц. Феодора Иоанновича, ко­торая относится к 1595 г., и затем в период 1599–1623 г. ею управ­лял строит. Корнилий Кочергин. В 1697 г. пустынь приписана к архиерей­скому дому. “Ист. Росс. Иер.”, V, 98; VI, 580; Ратшин, 16; “Словарь ист. о свят.”, 166 (преп. Леонид); Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Арханг. губ.”, I, 32; Молчанов, “Опис. Арханг. губ.”, 138; “Памят. кн. Арханг. губ.”, 1862 г., 66; “Арханг. сборн.”, I, 464; “Арханг. губ. вед.”, 1851 г., 21 (село Мор­жегорское); 1858 г., 32 (Описание гор. Холмо­гор); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 831, 13; “Акты Археогр. Эксп.”, I, 364 (Ц. гр. 1595 г. о невзимании пошлин, подвод и кормов с Никол. Великорец. м-ря); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, VII, прилож. XI, III (в 1727 г. здесь было: 1 крылошанин и 8 послушников). 1839 . Николы – Лапотника, муж­ской, совсем уничтоженный, в окрест­ностях села Никольского, Тверской губ. и уезда, в 30 вер. к юго-зап. от Тве­ри и в 18 вер. к сев.-зап. от села Микулина Городища (Старицкого у)., на возвышенном берегу р. Десны. Судя по могильным памятникам, открываемым на монастырском кладбище, он при­надлежит к числу древнейших. По преданию, уничтожен литовцами в на­чале XVII ст. Ратшин, 517; “Твер. губ. вед.”, 1845 г., 1 (известие о м-ре и древних вещах и курганах).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

43 Раскольническая пропаганда в среде православных собственно и послужила главным побуждением к написанию послания –– Предисл., стр. 23. Это же видно и из вышеупомянутой грамоты, разосланной при послании. 68 Полож. 8, стр. 33–34. Такие педагогические правила были общераспространенными на Руси XVII в.; они высказывались, наприм., в разных букварях, издаваемых в это время (1621, 1679, 1701 гг. См. Пекарского, «Наука и литература при Петре I», т. 1, стр. 168, 171, 176.) 77 Грамота, находящаяся в ризнице Соловецкого монастыря (от 27 марта 1696 г.), 574. Подобная же грамота была послана (17 марта 1696г.) и в Сийский монастырь (Архив Сийского мон.), а также и на Вагу (см. «Арханг., Губ. Ведом.» 1846 г., 19 –– «Об актах, хранящихся в архиве Шенкурского собора гл. III). 78 Труды Арханг. Стат. Комит. 1865 г., кн. 1 стр. 23. Те же почти наставления, только с некоторыми дополнительными подробностями. повторяются и в «уставной» грамоте Афанасия в Соловецкий монастырь от 5 июня 1685 года: «А буде в ваших… монастырских вотчинах девка или вдова или черница родить ребенка, а в расспросе они скажут с кем они прижили, и на тех людех с кем они прижили указали мы Преосвящ. Архиепископ имати пени по два рубля по осми алтын по две деньги. А девок и вдов и черниц за их бесчиние смирять внешним наказанием и отсылать для исправления ко отцам их духовным и велеть им наказывать от Божественного Писания, чтоб они впредь от такова злаго начинания и беззакония престали. А у кого в доме они девки или вдовы или черницы родят, и те домы велеть священником молитвой очищать, а младенцев крестить безценно» (Ризниц Солов. мон. грам. Аф. 537). Взыскание пени «за блудное воровство» продолжалось и в последующее время, о чем свидетельствуют пошлинные книги архиерейского дома в отделе «збор пенных денег» за 1687, 1691 и 1692 гг. (ркп. библ. Арханг. Сем., 233), 1695 и 1697 гг. (ркп. холмог. Преображ. Соб., 1463). Иногда пеня бралась не с мужчин, а с женщины, виновной в «блудном воровстве» (см. наприм., запись за 16 июня 1687г., 1 января 1692 г. и 4 сен. 1695 г. в пошлин. книгах).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

В февр. 1677 г. игум. Феодосий обратился к Новгородскому митр. Корнилию с просьбой о переносе мощей И. и Н. в Сийский монастырь, чтобы сохранить «от поругания от неверных (язычников-самоедов), а может быть, и от похищения их со стороны раскольников». Митр. Корнилий дал благословение, но распорядился «святости никакия на них до подлинного свидетельства не налагать» ( Кириллов. 1899. 17. С. 467-468; позиция митр. Корнилия в вопросе канонизации Ручьёвских чудотворцев обусловлена в первую очередь решениями Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , фактически запретившего почитание «нетленных телес, обретающихся в нынешнем времени»; см.: Голубинский. Канонизация святых. С. 431). В 1678 г. мощи были перенесены в Сийский монастырь и погребены «во усыпални у чюдотворца» (монастырский Летописец: БАН. Арханг. 186. Л. 207-207 об.; 375. Л. 92 об.). В переносе мощей принимали участие иером. Никодим (в 1692-1721 архимандрит Сийского монастыря), инок Лаврентий и диак. Иосиф, о чем свидетельствовала запись на настенной плите в усыпальнице ( Кириллов. 1899. 17. С. 469). В Сийском мон-ре установили панихидное поминание И. и Н.: «Месяца септеврия в 10 день. Поминать Ручевъских чюдотворцов священноиноков Исаию да Никанора, пети панахида собором перед обеднею» (кормовая книга Сийского монастыря: РНБ. СПбДА. АII/383. Л. 43 об., XVII в.). В монастырском синодике, переписанном в 1729 г., при архим. Порфирии, память ошибочно указана под 24 сент. (БАН. Арханг. 398; Белова. 2007. С. 387-388; Кириллов. 1899. 17. С. 469; Сказания о св. подвижниках. 2002. С. 178). Поминание И. было установлено также в 3-ю субботу Великого поста: «Пети панахида собором пред обеднею, поминать игумена Исидора (корежемской), игумена Питирима (сийской), священноинока Иону (что писал чюдотворцеву службу и Житие), инока Левкия, Иоанна, инока Исайи (из Ручьев)» (РНБ. СПбДА. АII/383. Л. 57 об.- 58). В списке кормовой книги БАН. Арханг. 302. Л. 49 память И. указана во 2-ю субботу Великого поста. Память святых под 30 мая приведена в иконописном подлиннике XVIII в. Г. Д. Филимонова: «Преподобных отец наших священноиноков Никонора и Исаии, начальников пустыни, иже на мори Окияне при брезе, на Зимней стране, на устье реки, глаголемой Ручьи, новых чудотворцев». Память святых под 3 авг. указана в Кайдаловских святцах ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 559-560).

http://pravenc.ru/text/674852.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010