Феодосия и архим. Никодима Сийского ( Кукушкина. 1977. С. 43, 57, 54, 78, 102, 116, 118, 136, 137, 139, 165, 177, 188). В 1692 г. П. подарил в обитель 30 книг «во свое обещание в Сийский монастырь в помяновение по себе и по родителех своих» (Арх. СПбИИ РАН. Ф. 5. 1694-1695 гг. 82. Л. 59 об.; Кукушкина. 1977. С. 57). Они находились в 4 запечатанных сундуках, к-рые П. привез в мон-рь, заповедав открыть их после своей смерти ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 113; Перовский. 1897. С. 540; эти сундуки еще в кон. XIX в. хранились в обители ( Никанор. 1895. С. 8)). 14 янв. 1696 г. сундуки распечатали архиеп. Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов) и архим. Никодим ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 114). Среди книг находилось знаменитое Сийское Евангелие-апракос с многочисленными миниатюрами (БАН. Арх. Ком. 339), созданное в Москве в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVII в. по заказу П. и при активном участии Никодима Сийского ( Братчикова. 1988. С. 10; Белова, Кукушкина. 1978. С. 165; Рыжова. 2019. С. 39, 42). Кодекс обошелся заказчикам в 200 р. ( Перовский. 1897. С. 508; Кириллов. 1902. С. 24). На верхней крышке позолоченного серебряного оклада находится надпись от 20 сент. 1692 г. о даре рукописи в мон-рь, на листах самой книги - владельческая запись П. В XIX в. Сийское Евангелие хранилось в ризнице обители и выносилось во время пасхального богослужения. Среди др. книжных вкладов П. значатся «Книга степенная» (БАН. Арханг. Древл. 423; Кукушкина. 1977. С. 137), «Новый летописец» (БАН. Арханг. Древл. 410; Кукушкина. 1977. С. 139), «Слова» Григория Богослова с толкованиями Никиты Ираклийского (БАН. Арханг. Древл. 204; Белова, Кукушкина. 1978. С. 182), «Хроника» Мартина Бельского (БАН. Арханг. Древл. 422; Белова, Кукушкина. 1978. С. 186), комплект из 12 печатных Миней месячных, 5 печатных Псалтирей ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 86-87) и др. Прп. Паисий Сийский. Прорись. 2009 г. Худож. И. И. Лапин (частное собрание) Прп. Паисий Сийский. Прорись. 2009 г. Худож. И. И. Лапин (частное собрание) П.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

4) Село Кользиваново. Храм Рождества Христова, с приделом во имя Всех Святых, каменный, построен в 1868 г., расстоянием от г. Пензы 185 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли 92 д. Жалованья священнику 294 р., псаломщику 98 р. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 396, ж. п. 331. Приход состоит из одного села. Церк.-прих. школа. 5) Село Гумны. Храм Рождества Христова, с теплыми приделами во имя св. Аврамия затворника и в память Усекновения главы Иоанна Крестителя, каменный, построен в 1815 г., расстоянием от г. Пензы 180 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 125 д., в том числе, неудобной 25 д. Жалованья 122 р. 40 к. Прихожан м. п. 804, ж. п. 811. Приход состоит из одного села. Училище земское. 6) Село Плужное. Храм Богоявления Господня, деревянный, построен в 1798 г., расстоянием от г. Пензы 180 в. Строится новая каменная церковь ; отстроен и освящен придел во имя св. арханг. Михаила. Причта положено: священник и псаломщик. Земли 112 д., из коих неудобной 20 д. Жалованья 104 р. 90 к. Прихожан м. п. 688, ж. п. 723. Приход состоит из одного села. 7) Село Тенишево. Храм в честь Тихвинской иконы Б. Матери, с приделом во имя св. арханг. Михаила, каменный, холодный, построен в 1824 г., расстоянием от г. Пензы 175 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной и сенокосной 33 д. Жалованья 150 р. Прихожан м. п. 478, ж. п. 535. Приход состоит из одного села. Училище земское. 8) Село Шаверки. Храм во имя Пресвятой Троицы, с теплым приделом во имя арханг. Михаила, деревянный, построен в 1837 г., расстоянием от г. Пензы 168 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли пахотной 44 д. Жалованья 141 р. 12 к. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 845, ж. п. 796. Приход состоит из одного села. Церк.-прих. попечительство открыто в 1873 г. Церковно-прих. школа. 9) Село Ефаево. Храм во имя св. арханг. Михаила с приделом во имя св. Крестителя Господня Иоанна (строится), расстоянием от г. Пензы 165 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли пахотной 44 д. Жалованье по окладу V кл. Прихожан м. п. 1230, ж. п. 1254. Приход состоит из села и дер. Лосевки и Лепьева. Училище в селе земское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Арх. ком. 339), написанного в Москве в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVII в. по заказу патриаршего казначея старца Паисия. В Сийском Евангелии есть изображения, к-рые Н. С. «знаменил» для Сийского иконописного подлинника ( Братчикова. 1988. С. 10). При Н. С. в Сийском мон-ре занимались гравированием, о чем свидетельствуют собранные им иконные образцы и печатные святцы, изданные в обители в 1672 г. ( Сидоров. 1951. С. 230-231; Мишина. 1994; Брюсова. 1984. С. 150). В составе келейной б-ки Н. С. были книги с гравюрами, в т. ч. рукопись «Звезда пресветлая» 1689 г. с печатной заставкой-рамкой, выполненной в технике гравюры на металле (БАН. Арханг. Древлехран. 451. Л. 15; Кольцова. 2009. С. 69). Сочинения В б-ке Н. С. находились списки Жития прп. Антония Сийского редакции Ионы (БАН. Арханг. Древлехран. 340) и игум. Феодосия (РНБ. Собр. СПбДА. А. II. 209). Н. С. был создателем Исторической редакции Жития прп. Антония Сийского, для к-рой характерно внимание к историческим сюжетам и включение в текст устных преданий. Она была составлена в 1-й трети XVIII в., известны 4 списка 2-й четв. XIX в. (БАН. Арханг. Древлехран. 558, 559; Собр. Н. К. Никольского. 220; РНБ. ОСРК. Q. I.1303), созданные в Сийском мон-ре ( Рыжова. 2000. С. 184-185, 240). Впервые предположение о составлении новой редакции Жития прп. Антония Сийского не ранее 1719 г. высказал архиеп. Никодим (Кононов) ( Никодим (Кононов). 1901. С. 15, 22). Произведение свидетельствует об интересе автора к конкретным обстоятельствам жизни прп. Антония Сийского. В Историческую редакцию вошли местные предания, бытовавшие на родине святого, в Киехте, возможно, после того как сам Н. С. там побывал. Ряд фактов связан с семьей прп. Антония: рассказывается об отце святого, Никифоре, сообщается точное место проживания семьи преподобного в Киехте - около храма в честь Рождества Пресв. Богородицы и во имя мч. Георгия (БАН. Арханг. Древлехран. 558. Л. 6 об.). В Житии приводится предание о сосне, стоявшей на пути к обители Пахомия Кенского, под к-рой прп.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

8 Напр. по прибытии на епархию «архиерей чел поучения о благодарении во Учительном Евангелия септемерии в 1 день» «Чиновник соборные великое церкве… Преображения…града Холмогор» рукоп. Арханг. Сем. 413 л. 4; или возвратившись из Москвы в 1685 г., он, «чел поучительное к народу о пришествии мира» (Ibid., л. 54 об.) 9 Так напр. было в 1696 году –– по случаю взятия русскими Азова, когда Афанасий «о победе вел. Государя на противные…изустне всем народам объявлял, возвещал» (Летоп. двин. изд. Титова, 1889 г. стр. 97). 10 Такое название усваивается ему в надписи на рукоп. книге «Епистоли, сиреч послание Климента папы Римского и о житии его», 467 Арханг. семин. библиот. 11 Чиновник, ркп. Арханг. сем. 413, л. 61 об. Ср. Летом. двин. изд. Титова, стр. 127. Что устная проповедь не была редкостью у преосвящ. Афанасия, это можно видеть и из его собственных слов в поучительной грамоте к духовенству холмогорской епархии от 1697 года. Здесь он пишет между прочим: «Мы, приемше чин священнослужения, и сами не могущие вся грады и веси устноглагольно научати малым сим начертанием пишем, и данной нам властью от Пресвятого и Животворящего Духа, яко Пастыреначальник заповедаем вам сыновом моим, и молим о имени Господа Иисуса Христа, да кийждо вас со всяким тщанием прилежит делу Господню, и да хранит чин священства беззазорным своим жительством со слов учительства» (Арх. Еп. Вед. 1900 г, 18). 12 Опись архива Сийского монастыря И. М Сибирцева (рукописная) грамота Афанасия 6; " Арзанг. Еп. Ведом.» 1897 г., 16 (статья свящ Петровского: Антониево-Сийский монастырь»), стр. 505. При рассмотрении грамот Афанасия, хранящихся в архиве Сийского монастыря, мы не видели этой грамоты. 15 Духовенству холмогорского уезда (на имя протопопа Петра) это послание было отправлено 10 марта, а духовенству Важского уезда (на имя старосты поповского, Благовещенского священника –– Стефана Иванова) –– 23 марта, 24 марта послание особо было отправлено в Сийский монастырь –– в церкви, подведомые этому монастырю. (См. Архив Сийск. мон.). Копия с него, адресованная протопопу Петру, напечатана в «Чт. Общ. Ист. и др. Росс.», 1800 г., кн. 2 стр. 6–9. «Материалов для истории Арханг. епархии». Копия же, отправленная поповскому старосте Стефану, напечатана во 2-ой книге Актов Холмог. и Устюж. еп., CXCIV, стр. 461–468.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

1284. Троицкий – Усть – Кольский или Ново – Печенгский, мужской, ныне кладбищенская церковь при гор. Коле, Архангельской губ. Основан в первой половине XVI ст. иеромон. Феодоритом, ревностным распространителем христианства между лопарями. В 1590 г. сюда переведены иноки разоренного Печенгского Троицкого-Трифонова м-ря. В 1764 г. упразднен и обращен в кладбище, которое находится на островке в вершине Кольского залива, против самого города, и до сих пор называется Монастырским остр. “Ист. Росс. Иер.», 579 (с грамот.); Ратшин, 14; Молчанов, “Арханг. губ.», 230; “Акты истор.», IV, 254 (Жалов. грам. ц. Алексея Мих. 1675 г. на рыбные ловли и угодья); Рейнеке, “Опис. Ледовит. ок.», II, 191, 196, 197; Ключевский, “Жит. свят.», 340; Макарий, “Ист. Р. Ц.», 330; VII, 45; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Арханг. губ.», I, 41; “Памят. кн.», 1862 г., 62; Фон-Пошман, “Опис. Арханг. губ.», I, 178; “Арханг. губ. вед.», 1838 г., 23 (в 1597 г. имел соловарню в Перлегубской волости); 1858 г., 30 (Опис. гор. Холмогор); Токмаков, “Справ. указ. ист. матер.», I, 2 (Список с жалов. грам. ц. Вас. Ив. Шуйского игум. Ефрему, подтверждающий прежние права и льготы, даров. цар. Иоан. Вас. и Феод. Иоанн. и снова подтвержд. ц. Мих. Феодор.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 833, 18; “Дополн. к Акт. истор.», I, 140 (Грам. 1597 г. об уравнит. раскладке податей с крестьян); V, 40 (Наказн. гр. 1667 г. о таможен. сборах); VI, 131 (Ж. гр. 1675 г. строит. Сергию Кайдалову на земли, рыбн. ловли, солян. пром. и проч.); VIII, 4 (Акты 1678 г. о сборе даточн. людей; стр. 134); X, 110 (Указ 1683 г. о ссылке в м-рь нищего); “Чтения в И. Общ. ист.», 1878 г., III, христиан. в предел. Арханг. губ., 30 (основ. в XVI ст. архим. Спасо-Прилуц. м-ря Феодоритом); 1880 г., II, матер. для ист. Арханг. епар., 15 (челобит. 1696 г. иноков; игум. Иосиф); 1882 г., III, смесь, 21 (черный поп Варфоломей 1682 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 9 двор. крест.; назван здесь Печерским Кольского Острога); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 43 (указ 1720 г. о доставл. сведений о доходе с рыбн. ловель), 315 (доношение 1721 г. о наказании плетьми быв. игум. Измаила и ссылке его в Спасо-Камен. м-рь); II, ч. 1, 43 (дело 1722 г. о побеге быв. игум. Измаила из Спасо-Камен. м-ря; м-рь назван Печерским); VII, прилож, XI, III (в 1727 г. в м-ре было: строитель, крылошанин, 4 монаха и 4 служителя).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Афанасию… бьет челом сирота твой Сояльского стана Савка Перфильев. В нынешнем, Государь, в 198 г. в ыюне месяц Кеврольского уезда Пильегорской волости церкви великомуч. Егория священник Стефан Иванов преставился, а от него остались дети не в возрасте, а мне сироте тот священник Стефан сродник ближней. Милостивый Государь, преосвящ. Афанасий…, пожалуй меня сироту своего на того умершего священника Стефана место к церкви великомуч. Егория во священники. Государь преосвящ. Архиепископ, смилуйся». На обороте подпись: «К сей челобитной Савка Перфильев руку приложил», также помета: «198 г. Иуниа в 27 д. Записать во священника» (из собр. И.М. Сибирцева). 20 В таком роде, напр.: «дана память вельского стану крестьянину Афоньке Федорову» (понамарская – 19 марта 196 г.) и т. п. (Книга венечных и пенных пошлин и вообще – с записью сбора церк. Дани в Важеском уезде – рукоп. Арханг. Дух. Семинарии (без – Ср. Опшлин. кн. 1686–1698 гг. – ркп. Арханг. Дух Сем. 223 и Холмог. Соб. 1463 – записи от 9 окт., 14 дек. (неизв. числа), 3 янв. 201 г., 205 г. три записи (неизв. чисел), 206 г. две записи (неизв. чисел). 21 Книга венеч. и пенных пошлин и вообще с записью сбора церк. дани в Важ. уезде – ркп. Арханг. Дух. Семинарии. Также пошл. книги архиер. дома 1686–1698 гг. – ркп. Арханг. Дух. Семин. 233 и Холмог. соб. 1463. 22 В 1690 г. кандидат на священническое место в Неноксу Антон Иевлев в своей челобитной к преосвящ. Афанасию писал: «Государю преосвящ. Афанасию… бьет челом сирота твой онежанин крылошанин Крестного монастыря Антошка Иевлев. Пришел я сирота в прошлом во 197-м году в Ненокоцкое усолье и бил челом мирским людем к церкви Живоначальной троицы в попы, и приказные старцы разных монастырей и мирские люди в нынешнем во 198-м году меня сироту прирядили сего году сентября в 8 д. и излюб мне дали за руками...». В тоже время другой кандидат на то же место, местный диакон Филипп показывал в архиерейском приказе : «Как де он Антон в священники в Ненокоцком посаде священнику и приходским людем бил челом и когда де ему излюб дан, тогда де он дьякон в Ненокоцком посаде не был, а был де он у Архангельского города, ожидал архиерейского указу с Москвы против челобитнй своей, чтоб ему быть во дьяконех у города у церкви Рождества Христова, и как де указ архиерейский пришол, что велено ему быть в Неноксе дьяконом по прежнему, тогда де он от города в Неноксу приехал и бил челом приходцким людем, чтоб ево излюбили во священника к себе на то место, на которое излюблен он Антон, и приходские де люди, которые к ево Антонову излюбу рук не приложили, ему дьякону излюб дали за своими руками октября в 1 день нынешняго 198-го года...» (Из собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Вьюков В. А., обн. протоиерей г. Тулы 240 Гавриил (Асташевский), обн. архиепископ 309, 421, 715 Гавриил (Барский), обн. архиепископ 716 Гавриил (Владимир) (Киперман), обн. архиепископ 498, 499, 718–719 Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ 256, 275, 309, 340, 616, 716–718, 894 Гавриил (Ландышев), обн. архиепископ 420, 719–720 Гавриил (Ольховик), обн. епископ 56, 531, 586, 588, 592, 721–722, 1016 Гавриил (Петров), митрополит Санкт-Петербургский 134, 176, 506, 999, Гавриил (Рогут или Рогун), обн. архиепископ 532, 720 Гавриил (Свидерский), обн. архиепископ 309, 504, 508, 721 Гавриил, Алтайский см. Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ Гавриил, епископ Барнаульский см. Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ Гаврилов А., обн. диакон Рязанской епархии 242 Гаевский П. В., протоиерей 441 Галкин Александр Владимирович, заместитель председателя Верховного суда при Президиуме ВЦИК 35 Галкин Михаил Владимирович (Горев М.) 75, 111, 266–268, 283, 287, 298, 984 Гамалея 140 Гамалиил 142 Гапон Георгий Аполлонович, петербургский священник 224 1 " арнак, проф., немецкий издатель святоотеческих творений 119 Гебгард. немецкий издатель святоотеческих творений 119 Геккер Ю. Ф., проф. 482 Гексли 347 Геннадий или Гавриил (Марченков), бывш. обн. епископ 722–723 Георгий (Георгиевский), обн. епископ 723–724 Георгий (Добронравов), обн. митрополит 344, 361, 362, 402, 419, 441, 454, 474, 724–725 Георгий (Жук), обн. митрополит 309, 419, 422, 437, 620, 725–726 Георгий (Константиновский), бывш. обн. архиепископ 588, 726 Георгий (Крашенинников), обн. архиепископ 421, 727 Георгий (Лапшин), обн. архиепископ 727–728 Георгий (Шрамков), обн. епископ 728–729 Герасим (Строганов), обн. архиепископ 419, 441, 449, 499, 729–730 Г " ервасий (Малинин), бывш. обн. архиепископ 730–731 Герман (Никольский), обн. епископ 731 Гермоген (Долганев). епископ, свмч. 180 Гермоген (Кожин), митрополит 58, 60, 448–450, 529, 530, 555, 562, 568, 570, 571, 585, 586, 587, 598, 599, 685–687, 824 Гермоген (Лебедев), обн. архиепископ 732 Гермоген, патриарх Московскмй, свмч. 481, 545, 546

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

После разорения в 1929 году Седмиезерной пустыни, мощи преп. Гавриила вместе с Седмиезерной Смоленской иконой сохранил иеросхимонах Серафим (Кашурин). 25 декабря 1996 года старец Гавриил канонизирован. Мощи его с 2000 года находятся в восстановленной Седмиезерной пустыни.  Комментарии Всего комментариев: 44 2018/09/17, 10:20:21 Святой ГАВРИИЛ помоги рабе Божьей Ирине, избавится от чревоугодия и лишнего веса. 2017/04/08, 19:20:08 Батюшка помоги сбросить лишний вес почти 30 килограмм. Ты видишь как мне тяжело и плохо. Помоги прошу помоги. Аминь. 2016/12/19, 23:14:52 Отче Гаврииле помолись о детках отр Димитрии и отроков Анны о сохранении в них Дара Божия дабы они его не растеряли 2016/06/21, 09:59:39 Батюшка Гавриил моли Бога о нас. Отец Гавриил помоги рабе Божий Дарье исцелится от ожирение избавление лишнего веса, чревоугодия. , о ОТЕЦ ГАВРИИЛ МОЛИ БОГА О НАС ГРЕШНЫХ Елене,Элисбаре. 2016/04/19, 21:30:35 Святой преподобный батюшка Гавриил,помилуй меня.помоги.исцели Душу мою и тело,да послужу Богу в малой церкви(благослови,батюшка,испроси Благословение,если можешь),и Церкви Воинствующей! 2016/01/11, 11:14:31 Батюшка Гавриил моли Бога о нас. Отец Гавриил помоги робе Божий Екатерине исцелится от ожирение избавление лишнего веса, чревоугодия. , о ОТЕЦ ГАВРИИЛ МОЛИ БОГА О НАС ГРЕШНЫХ. Екатерина 2015/12/11, 00:05:38 Святой ГАВРИИЛ спаси и сохрани души рабов твоих Рустика,и Лидии, вразуми их и наставь на путь истинный. Помоги р.б Лидии, избавится от чревоугодия и лишнего веса, ниспошли чаду моему Рустику благочестивую семейную жизнь и благочестивое деторождение. р.б. Лидия 2015/12/09, 10:33:07 Святой ГАВРИИЛ помоги рабе Божьей Нины, избавится от чревоугодия и лишнего веса. 2015/09/04, 23:35:01 Батюшка Гаврииле,родненький,моли Бога о нас грешных. Укрепи в посте,помоги избавиться от греха чревоугодия рабе Божьей Мариам 2015/09/03, 22:43:31 Святой преподобный отче Гавриил! Моли Господа Бога и Пресвятую Богородицу о помиловании,прощении,оставлении грехов,изменении жизни к лучшему и продлении лет жизни для покаяния и по сильного труда во славу Божию грешного и недосто1ного раба Божия Александра.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=35&iid=5...

Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не говорил более с женою. В месяц шестый,– говорится,– послан бысть Ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученней мужеви. Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил принести рукописание об освобождении Адаму. Послан Гавриил к Деве, да изменит бесславие жены в честь. Послан Гавриил приготовить достойное жилище чистому Жениху. Послан Гавриил обручить творение с Творцом. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя Ангелов. Послан Гавриил к Деве, хотя обрученной Иосифу, но блюдомой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан непричастный греху к беспорочной. Послан светильник предвозвестить Солнце правды. Послан утренний свет быть предтечею Света дня. Послан Гавриил возвестить о пребывающем в недре Отца и в ложеснах Матери. Послан Гавриил указать Того, Кто на престоле и в вертепе. Послан воин открыть тайну великого Царя – тайну – говорю,– разумеваемую верою и недоступную любопытству; тайну достопокланяемую и неисследимую; тайну, усвояемую богословствующим, а не измеряемую простым умом. В шестый месяц послан бысть Гавриил к Деве. В какой шестой месяц? В тот, в который Елисавета приняла радостную весть, в который зачала Иоанна. Откуда это видно? Это изъясняет сам Архангел, говоря с Девою. Се Елисавета,– говорит он,– южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и се месяц шестый есть ей нарицаемый неплоды ( Лк. 1, 36 ); поэтому в шестой месяц зачатия Иоанна. Воин и оруженосец должен был предшествовать (своему вождю), и слуге надлежало предварить пришествие своего владыки. В месяц шестый послан Ангел Гавриил к Деве, обрученней мужеви,– обрученной, но несопряженной; обрученной, но сохраненной. Для чего обрученной? Для того, чтобы враг не тотчас уведал тайну. Что чрез Деву имел прийти Царь – это знал лукавый, потому что и он слышал слова Исаии: се дева во чреве зачнет и родит сына; поэтому постоянно наблюдал изречение о Деве, чтобы устроить бесславие в то время, когда надлежало исполниться этому таинству. Посему Владыка, чтобы скрыть это от лукавого, пришел чрез обручение: так как обрученная потом была вручена жениху.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы святителя Григория чудотворца , епископа Неокесарийского († ок. 266–270, память 17 ноября). Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не говорил более с женою. В месяц шестый,– говорится,– послан бысть Ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученней мужеви. Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил принести рукописание об освобождении Адаму. Послан Гавриил к Деве, да изменит бесславие жены в честь. Послан Гавриил приготовить достойное жилище чистому Жениху. Послан Гавриил обручить творение с Творцом. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя Ангелов. Послан Гавриил к Деве, хотя обрученной Иосифу, но блюдомой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан непричастный греху к беспорочной. Послан светильник предвозвестить Солнце Правды. Послан утренний свет быть предтечею Света дня. Послан Гавриил возвестить о пребывающем в недре Отца и в ложеснах Матери. Послан Гавриил указать Того, Кто на Престоле и в вертепе. Послан воин открыть тайну Великого Царя, разумеваемую верою и недоступную любопытству; тайну достопоклоняемую и неизследимую; тайну, усвояемую благословствующим, а не измеряемую простым умом. В шестый месяц послан бысть Гавриил к Деве. В какой шестой месяц? В тот, в который Елисавета приняла радостную весть, в который зачала Иоанна. Откуда это видно? Это изъясняет сам Архангел, говоря с Девою. Се Елисавет,– говорит он ,– южика Твоя, и та зачат сына в старости своей; и сей месяц шестый есть ей, нарицаемей неплоды ( Лк. 1:36 ); поэтому в шестый месяц по зачатии Иоанна. Воин и оруженосец должен был предшествовать (своему Вождю) и слуге надлежало предварить пришествие своего Владыки. В месяц шестый послан Ангел Гавриил к Деве, обрученней мужеви,– обрученной, но несопряженной; обрученной, но сохраненной. Для чего обрученной? Для того, чтобы враг не тотчас уведал тайну. Что чрез Деву имел придти Царь,– это знал лукавый, потому что и он слышал слова Исайи: се Дева во чреве зачнет и родит Сына; поэтому постоянно наблюдал изречение о Деве, чтобы устроить бесславие в то время, когда надлежало исполниться этому таинству. Посему Владыка, чтобы сокрыть это от лукавого, пришел чрез обрученную: так как обрученная потом была вручена жениху.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010