Когда здесь поселились Пушкины, владельцем дома был внук его первого хозяина,  Николай Борисович Юсупов. Своей славой он был во многом обязан маленькому постояльцу - именно ему поэт, находясь уже в зрелом возрасте, посвятил стихотворение " К вельможе " , оживляя  в памяти далекие воспоминания московского детства: Ступив за твой порог, Я вдруг переношусь во дни Екатерины. Книгохранилище, кумиры, и картины, И стройные сады свидетельствуют мне, Что благосклонствуешь ты музам в тишине, Что ими в праздности ты дышишь благородной. Действительно, владелец Архангельского был " просвещеннейшим человеком " своего времени, покровительствовал талантам и оставил после себя  великолепную библиотеку и коллекцию картин, в которой имелись полотна Рембрандта и Рубенса. Он много путешествовал по Европе,  завел знакомство с Вольтером и Бомарше, " модными " при екатерининском дворе.  Юсупов сумел удержаться " на плаву " в бурных волнах политической жизни России конца XVIII - начала  XIX  столетий и оставаться государственным деятелем и при Екатерине II, и при Павле I, и при Александре I - столь несовместимых и взаимоисключающих персонах русской истории. Действительный тайный советник, сенатор, посол, министр,  член Государственного совета,  Главноуправляющий московской экспедицией кремлевского строения и мастерской Оружейной палаты   - все это были титулы и посты Юсупова. В его хлебосольный дом " у Харитония " съезжались ученые и актеры, художники и знатные вельможи на балы, спектакли и литературные вечера. В том же переулке напротив своих теремов Юсупов даже выстроил каменный трехэтажный дом,  предназначенный для светских приемов. Вокруг этого дома был разбит знаменитый " Юсупов сад " , получивший от восторженных современников титул " миниатюрного Версаля " .  Мраморные статуи, беседки, фонтаны, гроты, творения садовников поражали воображение москвичей. Арина Родионовна водила сюда гулять маленького Пушкина:  И часто я украдкой убегал В великолепный мрак чужого сада, Под свод искусственный порфирных скал.

http://pravoslavie.ru/59.html

Впрочем, это отношение не сказывается на научном кругозоре автора: он достаточно широко (для европейского ученого) использует русскоязычную литературу не только дореволюционного, но и послереволюционного времени. В заключение Рансмэн подводит итоги своего исследования и намечает некоторые перспективы. Разрушая сложившееся представление о якобы наступившем конце византийской цивилизации в XV в., ученый заканчивает свое исследование 1821 г. Далее, говорит он, наступает время независимого Греческого государства, которое сосредоточило в себе национальный дух народа. История Константинопольского патриархата после греческой революции, развивавшаяся в борьбе великих держав за сферы влияния, не входит в предмет исследования автора. Между тем византийская цивилизация со своим традиционным идеологическим содержанием закончила свое существование только в 1923 г., когда полтора миллионов греков были выселены из Малой Азии, и эти некогда греческие области стали чисто турецкими. Рансимэн намечает подходы к новому взгляду на историю Константинопольского патриархата, но определенно его не высказывает, предоставляя сделать это историкам следующих поколений. Краткий дополнительный список рекомендуемой литературы Архангельский А. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. Казань, 1883; Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. III. М., 1891–1893; Брестская уния 1596 г. и общественно–политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XV — начале XVII вв. Ч. I. Брестская уния 1596 г.: Исторические причины. М., 1996; Буланин Д. М. П ереводы и послания Максима Грека. Л., 1984; Воздвиженский П. Священное коронование и венчание на царство русских государей с древнейших времен и до наших дней. СПб.; М., 1896; Голубев С. Т. К иевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Ч. III. Киев, 1883–1898; Дьяконов М. Власть московских государей: Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI века. СПб., 1889; Золотарев В. Α., Козлов И. А. Р оссийский военный флот на Черном море и Восточном Средиземноморье. М., 1989; Иванов А. И. Л итературное наследие Максима Грека. М., 1969; Крыловский А. С. Л ьвовское Ставропигийское братство: Опыт цер–ковно–исторического исследования. Киев, 1904;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Профессор Маттей составил учёное описание греческим рукописям этой Библиотеки; профессоры Горский и Невоструев описали славянские рукописи Библиотеки более, чем наполовину; Преосвященный Савва составил алфавитный указатель греческим и славянским рукописям и присоединил к нему палеографические снимки с замечательнейшими из них. Эти учёные труды служат теперь полезными и необходимыми пособиями при учёных занятиях в Патриаршей Библиотеке. 9 При церкви 12-ти Апостолов учреждено монашествующее духовенство, а при Успенском, Архангельском, благовещенском и при других соборах Кремля – белое духовенство. 10 Клобук означает вообще покрывало, носимое на голове монашествующими. В древности, как и ныне, клобуки делались из ткани чёрного цвета. Ношение белых клобуков было присвоено греческим Патриархам. В древней Русской церкви ношение белого клобука узаконено было только Митрополитам Всероссийским и Архиепископам Новгородским. Во времена Всероссийских Патриархов белые клобуки носили только сами Патриархи и Митрополиты, впрочем, с некоторыми различиями. Напереди клобуков Патриарших нашивался крест, или херувим, или другое священное изображение, а наверху их водружался крест. 11 Чётки – это принадлежность иноков. Они означают непрестанную молитву, которую должны всегда иметь иноки. 12 К числу преимуществ, которые присвоены были патриарху, принадлежит и крест предносный. Так, во время торжественных выходов на священнослужение, и в других случаях, пред ним носили. 13 Посох, или жезл Патриарший в Греческой церкви и доныне называется патерисса, в знак отеческого управления паствою, так как имя Патриарх означает отца. Вообще, посохи и жезлы архиерейские представляют собою длинные деревянные или металлические палки с поперечниками наверху в виде змеиных глав, в знак змеиной мудрости, какую должен иметь святитель. 14 Мантия означает смирение и отвержение от мира. Особенность и отличие мантии святительской от иноческой составляют так называемые источники и скрижали. Источниками называются нашиваемые по обеим сторонам мантии ленты, означающие струи учения, истекающие из уст архиереев. Скрижали суть четвероконечные платы, нашиваемые на верхних и нижних краях мантии. Скрижали должны напоминать святителю о двух заветах – Ветхом и Новом, откуда он должен почерпать своё учение. Мантии Патриаршие отличаются от архиерейских тем, что Патриарху предоставлено право носить мантию такого цвета, какого ему угодно. 15 Саккос означает вретище или власяницу Эту одежду в древней церкви носили кающиеся. Когда саккос принят был церковью в число священных облачений неизвестно. В древней греческой церкви саккос был принадлежностью одних Патриархов. Он давался некоторым архиереям, как награда. В России саккос сперва принадлежал только Патриархам; впоследствии, он сделался принадлежностью всех архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Отслужив, Алексей отправился прямиком не домой к матери, а в Иркутск. Однако муниты сменили адрес, и он их найти не смог. Парень было принялся подумывать о работе и учебе, но продолжал поиски членов «Церкви объединения». Через три месяца он их все- таки нашел, и работа с учебой ему тут же стали абсолютно не нужны и не важны. Алексей вновь стал жить на мунитских квартирах. Побывал в Корее, получил благословление и супругу из Рязани. Однако эта девушка вскоре ушла из церкви, и Алексею потом подобрали новую жену. Эта пара официально зарегистрировалась, но Алексей живет в Ростове, а его супруга разъезжает по миру. Домой Алексей звонит редко. А когда приезжает, то отказывается обсуждать с матерью свою жизнь. Однажды Наталья Александровна нашла его тетрадь с отчетами, где было подробно расписано, в какой день сколько денег он сумел собрать. Там также был подведен некий итог: за полгода Алексей насобирал 122 тысячи рублей. Когда мать спросила сына, понимает ли он, куда идут эти деньги, он ответил, что ему все равно куда, – он сделал доброе дело, и это шаг к самосовершенствованию. – Мы ждем нашего Алексея, – говорит Наталья Александровна. – У него есть дом, есть куда вернуться. И не дай Бог кому-то попасть в эту секту! Там такие хорошие ребята пропадают. Муниты продолжают свою деятельность в Иркутске. Общественная организация «Женщины за мир во всем мире» зарегистрирована в Иркутске по адресу: улица Советская, 3, – однако там не находится. Муниты продолжают собираться на квартирах. Одна из членов организации, Эльвира, рассказала, что в настоящее время все местные члены организации находятся в разъездах, а она прибыла в Иркутск из другого города. По словам Эльвиры, все мероприятия «Женщины за мир» – это, якобы, конференции и лекции, направленные на борьбу со СПИДом и наркоманией, акции в поддержку детских домов. Местные журналисты направили запрос в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и УОБАО и получили следующий ответ: «Иркутская городская общественная организация «Женщины за мир во всем мире» была зарегистрирована Главным управлением Министерства юстиции РФ по Иркутской области 16 декабря 1996 года. Целями деятельности организации, согласно уставу, является содействие активизации участия женщин в борьбе за мир, развитие дружбы и сотрудничества между женщинами всех стран мира. 16 мая 2006 года Главным управлением была проведена проверка деятельности общественной организации, в ходе которой были выявлены нарушения требований Закона «Об общественных объединениях» и Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Если организация не устранит нарушения в указанный срок, ее деятельность будет приостановлена». Приморский край

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

«Человек – лико века, человечество, человече – лико вечности. Разум – ум, который явился Раз и Навсегда. Разум – глобальный вечный Ум, являющийся существенностью консервативной (вечной) Мысли, вечной тотальной материей, существенностью Вселенной, существенностью Бога – Сущим... Самозарождение современника на уровне Разума и Духа есть единственная возможность поступательного разумно-духовного новорождения человечества... Достоверная потенция разума – внутри землянина, в Космоземе человечества, а не в дорогостоящих космических поисках современника-безумца...». И т.д. Три страницы машинописи. Читано это все было, повторяю, после того, как автор удалился. Так что никто не успел поинтересоваться ни тем, где и как этот интересный человек разжился визитной карточкой «государственного секретаря», приколотой к рукописи, ни тем, состоит ли он на учете. И явилось предположение: это какая-то провокация. Государственного чиновника, незнакомого нам, кто-то просто пытается «подставить». Черт его знает, что происходит в калмыцких верхах, кто там и против кого интригует. Я позвонил в Элисту, связался с пресс-секретарем президента Евгением Ункуровым. «А-а, – обрадовался он, – убедил, значит, вас Алексей Лиджиевич. Что ж, приезжайте, расскажем, покажем». Мыслитель, целитель, писатель. В калмыцком Белом доме, где расположен и кабинет государственного секретаря по идеологии, г-на Нусхаева застать не удалось. «Алексей Лиджиевич в отпуске. Но если не возражаете, он примет вас у себя на квартире. С ним уже согласовано, сейчас вас отвезут». Заждавшаяся ремонта квартира на первом этаже обшарпанной пятиэтажки никак не соответствовала высокому государственному рангу ее хозяина. Все в ней создавало впечатление подвижнической отрешенности идеолога от земных благ, подчеркивало его исключительную сосредоточенность на духовном. «Людей губит вещизм»,– подтвердил г-н Нусхаев, словно обнаружив способность читать чужие мысли. Без долгих проволочек мы приступили к делу. Госсекретарь изложил суть разработанной им новой государственной идеологии. Она – в возврате к национальным духовным истокам. В возрождении исконного самосознания калмыков, обладающих этнопланетарным мышлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Доступ на территорию нашего учебно­го заведения обоснованно ограни­чен. Тем не менее, за последние годы предпринимались неоднократные попытки проникновения сюда представителей некоторых тоталитарных сект. Весной 1994 года в отделение воспитательной работы обра­тился по телефону представитель молодежной христианской ор­ганизации «Скала спасения», который предложил провести для курсантов какое-либо интересное мероприятие. В последующем телефонном разговоре я попросил его точно указать, какую имен­но христианскую направленность носит эта молодежная органи­зация. В ответ я услышал самые общие слова, после которых по­просил звонившего более не беспокоить наших курсантов. Однако последние сообщили, что у автобусной остановки возле КПП к ним в дневное время обращались молодые люди, предлагая посе­тить собрания их организации, на которых молодежь неформаль­но общается между собой. В том же году двое курсантов рассказали, что в лесном масси­ве Щелоковского хутора к ним подошел молодой мужчина, кото­рый поинтересовался, занимаются ли ребята восточными единоборствами. Затем он рассказал, что в городе есть хорошо оборудованный спортивный зал, в котором юноши могут упражняться под руководством опытного наставника в древнем воинском ис­кусстве, изучать уникальную религиозную систему, позволяющую активно самосовершенствоваться. И все это бесплатно, посколь­ку организация, которую мужчина представляет, занимается бла­готворительной деятельностью, направленной на духовно-нравст­венное развитие студенчества. После разговора с курсантами мне пришлось определить эту организацию как филиал мунит­ской «Церкви объединения». В 1995 году в учебную программу по дисциплине «Культурология» в религиоведческий раздел были включены лекция и семи­нарское занятие по нетрадиционным религиозным организациям в современной России. В это же время активно формировался на кафедре фонд литературы по проблемам религиозного экстремизма и тоталитаризма, видеотека по данной тематике. На семинарских занятиях и во время консультаций на кафедре удалось установить, что почти каждый четвертый или пятый курсант имел контакты с представителями тех или иных тоталитарных сект, причем последних не останавливало то, что они имеют дело с сотрудниками органов внутренних дел. В то же время было ус­тановлено, что уровень и объем знаний курсантов о деятельности тоталитарных сект весьма скромен, а потому наши учащиеся мо­гут против своей воли быть втянуты в подобные деструктивные организации, совершенно не подозревая о возможных пагубных последствиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Ладно, Конституцию Калмыкии, заменив ее Степным уложением, Илюмжинов три года назад счастливо похоронил – уложил в степь. Но еще здравствует Конституция России, где, между прочим, сказано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13, п. 2). Она именно государственная, эта идеология этнопланетарного мышления калмыков. Какая же еще, если ее принципы, почерпнутые в тоталитарной секте, озвучиваются государственным секретарем республики, тиражируются государственными газетами, транслируются государственным радио и телевидением. Зачем все это нужно? Это нужно затем, чтобы граждане, затуманив себе мозги, больше не спрашивали, куда пропали 10,3 миллиарда правительственного кредита, отпущенного на заготовку шерсти. Чтобы катастрофический развал хозяйства и прогрессирующая зависимость Калмыкии от федеральных субвенций принимались населением как испытание, ниспосланное Единым Богом, а вовсе не земными правителями. Чтобы 10-процентная безработица, массовый туберкулез, лютая нищета, небывалая смертность ощущались не собственной гнутой и битой спиной, а «этнопланетарно». Чтобы президент, установивший диктатуру личной власти, являлся народу в образе гуру, лидера-Бога, наделенного небесным правом казнить или миловать ...Победы коммунизма Калмыкия не дождалась. Теперь дело идет к полной и окончательной победе мунизма в этой одной отдельно взятой Кирсаном Илюмжиновым российской республике. 451 Урал. Екатеринбург Муниты продолжают нарушать «правила игры» и «жать там, где не сеяли». Это вызвало озабоченность представителей традиционных религий, и 28–30 марта 1995 года в Екатеринбурге, в Уральском кадровом центре, состоялся семинар «Мир сект и его влияние на личность человека». В числе его участников были 314 ученых, работников просвещения, здравоохранения, культуры, правоохранительных органов из городов Екатеринбурга, Перми, Москвы и С.-Петербурга, представители Пермской, Челябинской и Екатеринбургской епархий Русской Православной Церкви (Московский патриархат), Екатеринбургской православной старообрядческой общины, Екатеринбургского прихода Римско-Католической Церкви, Библейской церкви «Живое слово» христиан веры евангельской, Духовного управления мусульман Екатеринбургского муфтиата, а также руководители управлений образования и здравоохранения администрации Екатеринбурга и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Ибо Ты, волей из небытия в бытие приведший все, Своей властью держишь всю тварь и Своим промыслом устраиваешь мир; Ты, из четырех стихий составивший тварный (мир), четырьмя временами года увенчал годовой круг; пред Тобою трепещут все духовные силы; Тебя воспевает солнце, Тебя славит луна, Тебе предстоят звезды, Тебя слушается свет, пред Тобою трепещут бездны, Тебе служат источники; Ты простер небо, как шатер; Ты утвердил землю на водах; Ты оградил море песком; Ты излил воздух для дыхания; ангельские силы Тебе служат; архангельские хоры Тебе поклоняются; многоокие херувимы и шестикрылые серафимы, окрест стоя и вокруг летая, страхом неприступной славы Твоей покрываются; ибо Ты, Бог неописанный, безначальный и неизреченный, пришел на землю, приняв образ раба и став подобен человекам; ибо Ты не мог, Владыко, из-за милосердия милости Твоей видеть, как род человеческий бывает мучим диаволом, но пришел и спас нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не утаиваем благодеяния: естества нашего род Ты освободил. Девственное чрево Ты освятил рождением Своим; вся тварь воспевает Тебя, явившегося. Ибо Ты, Бог наш, на земле явился и жил среди людей; Ты освятил потоки Иорданские, ниспослав с неба Святого Твоего Духа, и сокрушил головы гнездящихся там змиев. Если в евхаристической анафоре Боговоплощение рассматривается как событие, имеющее преимущественное отношение к спасению человека, то в молитве освящения воды Боговоплощение вплетается в космологический контекст: о нем говорится как о событии, имеющем отношение ко всему мирозданию. Сойдя в воды Иордана, воплотившийся Бог освятил Своим присутствием все естество вод, а вместе с ним – все стихии, все творение, весь космос . Согласно христианскому пониманию, судьба мироздания неразрывно связана с судьбой человека. По словам апостола Павла, в результате грехопадения тварь «покорилась суете» и вместе с человеком «стенает и мучится доныне»; опять же, вместе с человеком, а не отдельно от него она ожидает освобождения «от рабства тлению» ( Рим. 8:19–22 ). Конечная судьба твари увязывается с судьбой человека, и преображение твари невозможно без спасения человека. В таинстве Крещения, благодаря сошествию Святого Духа на воду, восстанавливается утраченная связь между человеком и миром природы.

http://azbyka.ru/katehizacija/kak-prijti...

Но в ночь на 19 января 1730 г. скончался 15-летний император, последний из русских царей, которого погребли в Москве, в Архангельском соборе Кремля. Верховный тайный совет призвал на престол старейшую в роде Романовых: племянницу Петра I Анну Иоанновну, вдову Курляндского герцога. С ее воцарением «верховники» связывали надежды на то, чтобы «впредь самодержавию не быть». К Анне Иоанновне в Митаву вместе с приглашением на престол были высланы и так называемые «пункты», подписав которые, она, в сущности, ограничивала самодержавную власть подобием аристократической конституции. Приверженцы петровских реформ встревожились. Одновременно с официальным посольством от «верховников» в Митаву направились и негласные, тайные посланцы от графа Головкина и архиепископа Феофана. Феофан, рискуя головой, включился в авантюру по срыву «затейки» «верховников». В Митаве Анна подписала «пункты», но в Москве на собрании московского и провинциального дворянства, с подозрением относившегося к «затейке» «верховников», порвала бумагу с этими «пунктами». Архиепископ Феофан торжествовал победу. «Верховники» пали. Подорваны были и позиции опиравшихся на них сторонников восстановления патриаршества. Стала проводиться политика возвращения к заветам Петра. На деле часто в карикатурном виде восстанавливались худшие стороны петровской политики. В области церковного управления проводником этой линии стал Феофан. Императрица Анна в домашнем быту была по-старинному благочестива. Но, по словам современников, обрядовое благочестие царицы не смягчило ее черствого сердца. А хуже всего было то, что, совершенно неспособная к государственным делам, самодержица передоверила управление Россией своему любимцу Бирону, который был хорошим знатоком лошадей, но России не понимал и к русскому народу относился с презрением, и Кабинету министров, заменившему прежний Верховный тайный совет. В кабинете большинство составляли немцы. Во главе его стоял «честный немец» Остерман, фанатичный приверженец петровских реформ, понятых им узколобо, в полицейско-абсолютистском смысле. «Честный» Остерман и бесчестный Бирон, гонитель и ненавистник православия, развязали в стране настоящий террор, который проводился под знамением восстановления петровских начал правления. Всесильным орудием кабинета была Канцелярия тайных розыскных дел во главе с генералом Ушаковым, в которой допрашивали и пытали людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Дом в Большом Харитоньевском окружал знаменитый Юсуповский сад, где гулял маленький Пушкин. Это было московское подобие Версаля в миниатюре – аллеи, мраморные статуи, беседки, пруд, гроты, «порфирные скалы». Сад сгорел в 1812 году, зато после войны в истории этого дома открылась новая страница. В 1819 году в нем был устроен Юсуповский театр – он снискал себе славу второго после Шереметевского. Главный театр Юсуповых находился в подмосковном Архангельском, где он открылся годом раньше, а в усадьбе в Большом Харитоньевском давались представления для Москвы, и театр очаровал московскую публику. Обширный зал, освещенный люстрами и лампами, играя тенями, казался сказочным, для именитых гостей и друзей дома были устроены ложи, для простых гостей стояли ряды кресел. Кроме спектаклей, в этом доме давали балы, концерты, музыкальные и литературные вечера, куда съезжалась московская интеллигенция. Дружба Пушкина с Николаем Борисовичем Юсуповым, которому поэт посвятил стихотворение «К вельможе», продолжалась до смерти князя. Их последнее свидание состоялось в феврале 1831 года, когда князь приехал на праздничный вечер, устроенный в честь свадьбы поэта на его арбатской квартире. После кончины князя, последовавшей в том же году, московское владение в Большом Харитоньевском перешло к его единственному сыну Борису Николаевичу Юсупову. Он решил избавиться от «лишнего» и в 1833 году сдал «театральный» дом в наем приюту для бедных, устроенному на средства приказа общественного призрения. А в 1836 году и вовсе продал это здание для городского работного дома. Но в памяти Москвы дом так и остался Юсуповым.   Работный дом Устройство работного дома было своеобразным итогом государственной политики в области благотворительности и борьбы с нищенством, начавшейся еще во времена Петра I. Так называлось учреждение для неимущих, нищих, бездомных, где им предоставляли оплачиваемую работу, обеспечивая пищей, одеждой и ночлегом. В принципе начинание было благим – не просто избавить город от нищих и бездомных и не просто помогать им единовременной благотворительной мерой, но и дать им, кроме крыши над головой, одежды и пропитания, насущную работу, которая принесла бы им заработок, дать возможность честно заработать собственным трудом. Предоставление работы с гарантированным заработком – вот основная идея работного дома, отличавшая его от тюрем, приютов и богаделен, учитывая то, что это было заведение для нищих и бездомных людей, живших исключительно уличным подаянием, которым найти гарантированно оплачиваемую работу, даже самую грубую, практически шансов не было. В работном же доме предполагалось поступление самых разнообразных заказов на работу из города.

http://pravoslavie.ru/563.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010