" Сочетание старой, сохранившей раннеклассические черты, основной части храма с новой, решенной уже в период расцвета стиля, придают особое очарование, свойственное лучшим сооружениям школы Казакова. Сложный силуэт, разнообразие портиков, эскедры приделов, мощная, и вместе с тем, стройная ротонда колокольни с коринфскими колоннами на фоне пилонов аркады с высоким аттиком, облегченным полуциркульными проемами, которые развили сходный мотив Спасской церкви, а также мажорная тональность ставят Троицкую церковь в Каменске в ряд лучших произведений культового зодчества первой трети XIX в. не только на Урале, но и во всей России " . Каменский приход образовался на месте поселения Далматовского монастыря, получив свое название от реки Каменки. В состав Каменского прихода входят деревни: Токарева, Байнова, Брод, Новозаводская, Позориха и Мазуля; все прихожане в количестве 4458 душ муж. пола и 4519 жен. пола по своему происхождению русские, отчасти сами выселившиеся из разных мест России, отчасти в крепостное время переселенные правительством. Жители по недостатку земли мало занимаются земледелием, по большей части работают на заводе и рудниках, а также занимаются ремеслами: кузнечным, столярным, сапожным и слесарным; в деревнях занимаются земледелием и скотоводством, в свободное время вывозкой руды и др. необходимых на заводе материалов. Начало Каменского прихода относится к 1700 г. Первый деревянный храм, построенный в 1701 г. в честь Трех Святителей с приделом праведного Артемия Веркольского, сгорел в 1768 г. Построенный в 1779 г. второй деревянный храм в честь тех же святых с оставлением прежних антиминсов также сгорел во время пожара в 1815 г. Но так как этот храм был построен из соснового леса, перед тем много лежавшего и одрябшего, вследствие чего преждевременно пришел в ветхость, то еще в 1790 г. дано было разрешение на построение каменного трехпрестольного храма – большого летнего во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и придельных: с правой стороны – в честь Трех Святителей, а с левой - Артемия Веркольского. В 1805 г. были освящены придельные храмы, а в 1813 г. храм Живоначальной Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=02504

Горя чувством благодарности к праведнику-чудотворцу, благочестивые жители Двинские устроили при храме св. Николая придел, куда и перенесли с паперти мощи праведного отрока. Когда о множестве совершавшихся чудес и исцелений у мощей угодника Божия донесено было Новгородскому Митрополиту Макарию, то по его указу св. мощи были освидетельствованы, признаны нетленными и 6 декабря 1610 г. перенесены в самый храм св. Николая; тогда же Святому была составлена особая служба. В 1639 году от возникшего сильного пожара сгорел храм; самые мощи успели, однако, вынести и сохранить; над мощами была выстроена часовня, в которой они хранились в продолжение 10 лет за неимением средств построить храм. Правда, Кеврольский воевода Афанасий Пашков, еще незадолго до истребления пожаром церкви св. Николая, выстроил было особую прекрасную во имя св. великомученика Артемия церковь на месте обретения мощей Праведного Артемия в благодарность к угоднику Божию за исцеление его сына Иеремии от смертельной трясучей болезни, намереваясь в эту церковь перенести мощи праведного отрока; благолепно украсив церковь, он оградил ее оградой и даже устроил при ней келии для монашествующих; для служения при церкви поселения здесь сначала был только один иеромонах Иона, а по устройстве обители был начальством епархиальным, по просьбе Пашкова, назначен в начальники монастыря иеромонах Рафаил. Однако, храм этот не долго существовал – он сгорел до основания ранее, чем воевода успел осуществить свое намерение – перенести туда мощи Св. Праведника. Лишившись храма, обитель, однако, не прекратила своего существования, так как келии и ограда ее сохранились невредимыми от пожара и насельники ее, настоятель иеромонах Рафаил и иеромонах Иона, продолжали жить при ней, хотя и с глубокою скорбью о потере драгоценного духовного сокровища; скорбь увеличивалась еще от того, что жители Верколы недружелюбно относились к инокам и употребляли все усилия, чтобы прогнать их от себя: «чудотворец наш и монастырь наш», говорили они, «уходите отсюда!».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В глуши Архангельского края, на левом берегу реки Пинеги вот уже четыре столетия высится знаменитый Артемиев Веркольский мужской монастырь. Монастырь был основан примерно в 1635 году на месте обретения мощей св. Артемия. Первым ктитором и основателем монастыря является воевода Кевролы и Мезени Афанасий Пашков, который основал монастырь в благодарность за исцеление сына, свершившееся у мощей св. Артемия. В 1649 году царь Алексей Михайлович назначил монастырю жалование, а через год его сестра Ирина Михайловна пожертвовала монастырю богатые дары. Монастырь был богатым и процветающим вплоть до середины XVIII века. В 1764 году, по указу Императрицы Екатерины II, он был переведен за штат и лишен всех земель и угодий. В 1840-е годы монастырю угрожало закрытие по бедности, и от закрытия его спасло лишь то, что он оказался в числе 340 обителей, которым по завещанию графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской полагался капитал в пять тысяч рублей. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, родиной которого является с. Сура (в 50 км от Верколы), почитал св. отрока Артемия и часто заезжал в монастырь. На его деньги был воздвигнут Успенский Собор - венец храмов Веркольского монастыря, который по своему масштабу (способен вместить до 1000 человек) и величию мог соперничать с многими великими храмами России. К концу XIX века Артемиево-Веркольский монастырь удостаивается титула Первоклассного монастыря. По описаниям современников обитель тогда процветала: " Веркольский монастырь еще издали обращает на себя внимание своей солидностью и благоустройством. Точно маленький город стоит он на высоком берегу Пинеги, обнесенный красивой каменной стеной " . В то время братия монастыря насчитывала около 300 человек. Но настали смутные времена. После революции богоборческая вакханалия разыгралась и на Пинежье. В конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть братии уже ушла до этого в другие монастыри, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Местные жители видели, как от того места, где монахи приняли мученическую смерть, поднимался к небу свет. Там же сожгли иконы и книги, стены монастыря, башни и колокольня были разобраны на кирпич. С 30-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады. Оставленные без ремонта и ухода храмы страдали от непогоды и со временем стали разрушаться. http://www.verkola.ru/ist.htm  с сайта Монастыря

http://sobory.ru/article/?object=10746

Крестьянин и крестьянка, страдавшие глазами, получили здоровье и ясное зрение от прикосновения к священной раке. Многие другие получали исцеления от разных болезней. – Новгородский митроп. Макарий свидетельствовал мощи праведника в 1610 г. и благословил перенести их в сам храм, в д. свят. Николая. Тогда же сочинена и служба блаженному Артемию. Праведный продолжал благотворить. Житель Холмогор Иларион доходил до отчаяния от скорби о потере зрения и хотел наложить на себя руки. В самый день памяти свят. Николая явился страждущему отрок с посохом в левой руке и с крестом в правой и, осеняя его крестом, сказал: «встань, исцеляет тебя Христос рукой раба Своего Артемия; иди в Верколу, приложись к его гробу и расскажи о всём священнику и крестьянам». Иларион исполнил приказание и прозрел. – Это было в 1623 г. Сын Мезенского воеводы Афанасия Пашкова также получил исцеление от Артемия и – признательный отец построил близ храма святителева храм в честь св. мученика, соименного праведному Артемию. Спустя 30 лет оба храма сгорели. – При царе Алексее Мих. дозволено было построить монастырь на том месте, где были обретены мощи, и в 1649 г. св. мощи перенесены были в обитель. По случаю пожаров три раза выносили их и из храма обители. В 1793 г. построен был каменный храм и освящён в честь праведного Артемия Веркольского. Память праведника чтится 23 июня и 20 октября 230 . † Память о преп. Иосифе Заоникиевском За 16 вёрст от Вологды и ближе к ней был некогда тёмный лес; в 2 вер. от нынешней Заоникиевой пустыни по этому лесу шла из Москвы большая Белозерская дорога. В этом лесу имела притон шайка разбойника Аники, грабившего и убивавшего людей на Белозерской дороге; знаменитый разбойник оставил своё имя лесу, где и ныне показывают могилу его 231 . В этом лесу июня 23-го 1588 г. явилась благочестивому Илариону Владимирская икона Божией Матери, исцелившая его от давней болезни. Благодарный Иларион принял иночество с именем Иосифа и на месте явления иконы основал обитель с храмом. Так место грабежей и разбоев Богоматерь освятила й Своим явлением с тем, чтобы населилось оно певцами славы Божией, день и, ночь воздыхающими о грехах и небесной отчизне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Это было 23 июня 1544 г. Когда несчастный отец пришел в себя и сознал, что он лишился навсегда единственного своего сына, то, собрав остатки сил своих, с трудом добрался до своего селения и объявил о всем случившемся. Все знавшие блаженного отрока изъявили горькое сожаление и скорбь и многие отправились к месту несчастного события; осмотрев там тело блаженного отрока и не видя на нем никакой раны, заключили, что он убит громом; по общепринятому решению и существовавшему в то время там обычаю, тело Артемия было свезено с поля и положено в лесу, далеко от церкви, на пустом месте, и оставлено поверх земли непогребенным; поставлен был только отцом над его телом деревянный покрытый срубец, но и тот впоследствии от времени был завален деревьями и сучьями. Под этим убогим кровом и навесом деревьев тело трудолюбивого и блаженного отрока находилось 33 года, до самого времени прославления его Господом Богом. Господь явил угодника Своего людям через клирика Веркольской приходской церкви св. Николая, именем Агафоника. Это было в 1577 г. и совершилось так: смиренный клирик Агафоник отправился однажды в лес для собирания земных плодов; случилось клирику этому идти лесом мимо того места, где лежало тело, всеми уже забытое; внезапно воссиявший свет обратил внимание путника, который, подошедши ближе к тому месту, где был свет, увидел там тело человеческое, лежащее поверх земли совершенно целым и невредимым, и как бы сияющим. Изумленный клирик, пришед в селение, тотчас объявил об этом сперва священнику, а потом и прихожанам; по разнесшейся о таковом чуде молве собрались окрестные поселяне, которые, вместе со священником, отправились по указанию клира на то место, где находились нетленные останки праведного Артемия. Убедившись в нетленности сих останков и прославив Бога, они без всякого рассуждения благоговейно подняли сами собою обретенное тело и положили его на паперти своей церкви святителя Николая, где и пребывали св. мощи до 1583 г., сияя в родной своей Кеврольской земле дивными и преславными чудесами и источая здесь множество исцелений, особенно во время свирепствовавшей в Двинском округе злокачественной лихорадки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В почитании П. отразился культ визант. св. Параскевы Пятницы, Параскевы-целительницы. Неслучайно большинство описанных в тексте чудес связаны с исцелениями женщин от различных недугов. В то же время в описании чудес П. есть особенности местного народного культа. Святая относится к распространенному на Русском Севере типу «святых из гробницы», единственным признаком святости к-рых был дар чудотворения. По преданию, к-рое бытует среди пинежан до наст. времени, П. считается сестрой прав. Артемия Веркольского . Вместе с ним она является в видениях местным жителям, особенно детям, наказывает или исцеляет их; такие примеры детского визионерства описаны в «Видениях Евфимия Чакольского», в пинежской «Повести о строителе Иване Семенове». Артемий Веркольский и П. помогают крестьянским детям и через них - их родителям. В народном почитании святой сохранялись и элементы языческих обрядов, вызывавшие неодобрение церковных властей. Страждущие исцелялись, взяв «персть» с места погребения святой. П. даже приносили своеобразную жертву (т. н. участки) в виде части промысловых доходов: «Которые промышленыя люди, поидучи на промысел, обещались приношение ей принести, великомученику Георгию и новоявленной участки, и на промыслу им Бог помогал. И которого зверя не могут добыть, и сулили участки Георгию и новоявленной, и Бог им давал. И они обетъ свой справливали и приношение в казну Георгию приносили и новоявленной». 23 мая 1710 г. составитель сказания свящ. Иоанн Козмин ходатайствовал перед архиеп. Холмогорским Рафаилом о разрешении петь молебны у мощей святой. Однако почитание прав. отроковицы не было одобрено духовными иерархами петровского времени, настороженно относившимися к местночтимым народным святым. Комиссия, в которую кроме архиеп. Рафаила входили иером. Холмогорского архиерейского дома Порфирий и строитель Артемиева Веркольского мужского монастыря иером. Антоний, осмотрев мощи, велела гроб закрыть, часовню «замкнуть и запечатать десятскому», молебнов святой не служить, а ее чудеса, «написанныя в тетрадех полудестно», изъять. Именно к такой изъятой тетради и относится, по всей видимости, сохранившийся в сборнике БАН список.

http://pravenc.ru/text/2579012.html

За последнее время появилось несколько исследований, посвященных интересующей нас группе храмов. Хотелось бы упомянуть одну из них. В работе Лютиковой Н.П. " Шатровая о пяти главах... " (Новые материалы об Одигитриевской церкви в с. Кимжа Мезенского района Архангельской области) автор называет восемь храмов данного типа. Храмы эти в хронологическом порядке следующие (названия дополнены сведениями о сохранности – прим. авт.) : 1. Церковь во имя Архангелов Михаила и Гавриила в Юромско-Великодворском погосте (1685 год, сгорела от удара молнии в 1930-х гг.); 2. Никольский храм в селе Сура Карпогорского района Архангельской области (1695 год, разобрана на дрова в 1937 году); 3. Никольская церковь за деревней Едома (1698 год, сохранилась, но утрачено навершие); 4. Холодная церковь Артемиево-Веркольского монастыря - Ильинская - была построена в 1697 году как приходская Никольская церковь (сохранилась); 5. Одигитриевская церковь в Кимже (1709 год, сохранилась); 6. Воскресенская церковь в селе Кеврола Карпогорского района (Немнюга) – 1710 год, утрачена в 1930-е годы; 7. Теплая церковь во имя св. Артемия Веркольского в Артемиево-Веркольском монастыре (1712 год, сгорела в 1785 году). Этот храм известен только по иконографическим источникам ; 8. Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Мезени (1714-1717 годы, разобран в 1935, на месте храма парк). На этом список выявленных храмов этой группы кончается (с оговоркой, что существовали и часовни схожей архитектуры). Как мы видим, Георгиевская церковь в Пиринемском приходе не названа. Кроме этого, список можно дополнить, назвав второй храм Юромско-Великодворского прихода - во имя пророка Илии с приделом во имя апостолов Петра и Павла (1743 год, сгорел в 1930 году от удара молнии). Его придел тоже был увенчан «шатром на крещатой бочке». В этом же ряду стоят и храмы Чёлмохотского прихода, располагавшегося на правом берегу Северной Двины (Холмогорский уезд Архангельской губернии). Летняя церковь во имя св. Димитрия Солунского (1681-1685 годы) с приделом во имя праведного Прокопия Устюжского Чудотворца, являлась уникальной по своей архитектуре - ее шатры были расположены по углам граней, т.е по диагоналям основного четверика. Эта " современница " храма Архангелов Михаила и Гавриила в Юромско-Великодворском погосте сгорела в 1910-х годах. Зимний храм тройника – во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1709 год). Его мы потеряли совсем недавно – церковь сгорела в 2004 году. Наконец, совсем непонятен тот факт, что не отмечена хорошо известная исследователям Троицкая церковь в селе Лампожня (1781 год, сгорела в 1929 году).

http://sobory.ru/article/?object=44593

Судить о своеобразной архитектуре Георгиевской церкви мы можем только по фотографии, сделанной между 1896 и 1915 годами Ухтомским Алексеем Алексеевичем (будущий академик, физиолог), и хранящейся в Рыбинском музее-заповеднике. В Известиях Археологической комиссии мы не находим ее изображений. В 1921 году храм исследовал архитектор и реставратор Петр Дмитриевич Барановский во время Выйско-Пинежской экспедиции, «проведенной единолично по рекам Вые и Пинеге…» . Эти материалы хранятся в фонде МУАР, но до сих пор не введены в научный оборот, и судить об их сохранности не представляется возможным. В известном обширном труде «Русское деревянное зодчество», изданном Академией наук СССР в 1942 году, храм не упоминается . В более позднее время фотографии уже и не могли появиться: закрытую в начале 1930-х годов церковь вскоре разобрали на дрова вместе с колокольней. По своему типу храм представлял собой четверик, увенчанный двумя «шатрами на крещатой бочке». Традиционно подобные церкви относят к «пинежско-мезенской школе», хотя, как считают некоторые исследователи, термин этот несколько условен . В его архитектуре, несомненно, сказалось влияние двух деревянных церквей Артемиево-Веркольского монастыря: холодной Ильинской (первоначально Никольской) 1697 года и теплой во имя св. Артемия Веркольского 1712 года (разобрана в 1785 году и известна только по иконам). Как и во всех храмах этого типа крытый лемехом шатер окружали четыре небольших главки на коньках выступающих концов бочки. Необычность конструкции заключалась в том, что точно такое же завершение имел и придел с той только разницей, что здесь отсутствовали маленькие главки. Таким образом, мы видим как бы синтез двух архитектурных форм: «шатер на крещатой бочке» и церковь «о двух шатрах». Точных аналогов этому явлению пока не выявлено. С востока к четверику неизвестные мастера прирубили двухчастный алтарь, увенчанный двумя бочками. Обычно алтарные завершения подобных храмов тоже имели главки по числу престолов (у церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Мезени их было четыре), но в данном случае они отсутствовали, как у церкви во имя иконы Божией Матери Одигитрии в Кимже (правда, нельзя исключать и того, что изначально они существвали, но впоследствии были по каким-то причинам разобраны). С запада к четверику примыкала трапезная.

http://sobory.ru/article/?object=44593

В начале XX века прихожане ещё раз обновили свой храм: в нём появился придел в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " , вознеслась в небо новая колокольня. Именно таким мы можем видеть храм сегодня. К сожалению, только на старых фотографиях: после последней перестройки он простоял всего четверть века. В 1932 г. Всехсвятская церковь была закрыта и вскоре разобрана. Из статьи Александра Балыбердина, с сайта: Первая деревянная церковь здесь была построена в 1660-е годы, место называлось Всехсвятским погостом. Прихожанами церкви были жители близлежащих деревень. Невдалеке, по восточной черте нынешней Театральной площади, проходила западная граница Хлыновского посада (земляного города). Поначалу вокруг храма стояли только дома церковнослужителей. Город хлынов часто горел, а Всехсвятская церковь стояла на отшибе, пожары ее не достигали. Поэтому рядом с домами причта охотно стали строиться и горожане. Каменная Всехсвятская церковь на месте деревянной была поставлена в 1723 году. В это время вокруг церкви уже была пригородная слобода, где жили среди прочих и купцы, в их числе и торговавшие с Китаем Лянгусовы. На их средства и возводилась новая церковь. В то время должности архитектора в провинциальных русских городах еще не было, строили церковь народные мастера. Внешне Всехсвятская церковь была очень похожа на построенную в те же годы на северной окраине Хлынова церковь Иоанна Предтечи. Холодные храмы обеих церквей - традиционный для деревянной архитектуры восьмерик от земли (каменщики повторяли в кирпичной постройке облик деревянного храма). Старая колокольня Всехсвятской церкви, разобранная в начале ХХ века, также была очень похожа на колокольню Предтеченской церкви - это высокий глухой восьмигранный столб с одним открытым ярусом наверху. С запада к холодному храму примыкала небольшая трапезная (теплая церковь) с приделом во имя святого праведного Артемия Веркольского. В 1760-е годы к трапезной с северной стороны был сделан пристрой, в нем был заново освящен алтарь в честь св. Артемия. Внешний декор пристройки очень напоминает декор сооруженной в те же годы питейной избы на Хлыновском торгу. Питейную избу и пристройку к церкви делала одна артель каменщиков.

http://sobory.ru/article/?object=32641

Но недолго мне пришлось так блаженствовать. 4 июля во втором часу дня отец Иоанн покинул Суру, а с ним и мы все. Смерть не хотелось мне расставаться с этим благословенным уголком, где все, каждая былинка мне говорила о присутствии и трудах великого избранника Божия. Хозяевами парохода были г-жи Макаровы и г-жа Шольц. В 9 часов вечера остановились в Веркольском мона­стыре 231 . Отец Иоанн с пристани прямо поехал в собор; отслушав молебен и поклонившись мощам праведного Артемия, он зашел в настоятельские келии, где ему и нам всем предложен был ужин; за отсутствием настоятеля отца архимандрита Виталия 232 , отец Иоанн сам был радушным и внимательным хозяином. На другой день утром остановились в Пиринемском приходе, в восьмидесяти верстах от Веркольского монастыря, на левом берегу реки Пинеги. Высоко на горе стоит убогая деревянная церковь , под ней, говорит предание, погребено тело Параскевы, родной сестры святого праведного Артемия 233 . Отец Иоанн попросил отслужить по ней панихиду, после которой горячо припал головой к гробнице и несколько минут, видимо, всем своим существом был погружен в молитву. Глядя на его пламенную молитву, и мы горячо помолились пред этой убогой, простой, деревянной, самой грубой работы и даже неокрашейной гробницею, которой украшение составляла не­большая, самого скромного вида пелена, лежащая посредине. Когда мы поехали далее, то вскоре пароход сел на мель. Более часа все пас­сажиры из мужчин и рабочие бились, стараясь снять его с мели, но все было напрасно: пароход еще глубже ушел в песок. Видя это, отец Иоанн тоже взялся за багор и стал помогать трудящимся. Не прошло и десяти минут после этого, как пароход тронулся и пошел сначала тихо, а потом все свободнее и свободнее, и уже более не останав­ливался. 6 юля приехали в Архангельск, и Е.Е. Шольц пригласила нас всех у нее остановиться. Добрая душа г-жи Шольц сияла счастием, что имеет опять возможность принимать у себя дорогого Батюшку. Устройство ее дома мне очень понравилось, а сад, по его живопис­ности, я назвала архангельским Петергофом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010