(Архангельской и Холмогорской епархии), близ с. Веркола Пинежского р-на Архангельской обл., на левом берегу р. Пинеги. О начальной истории мон-ря рассказывает 75-е чудо «Жития святаго праведнаго богомудрого отрока новоявленнаго Артемиа, Верколскаго чюдотворца» (неизд.) - «О явлении святого». Мон-рь был основан в 1645 г. по обету мезенским и кеврольским воеводой А. Ф. Пашковым после чудесного исцеления его сына Иеремии по молитвам родителей перед мощами св. прав. Артемия Веркольского . На месте обретения нетленных мощей св. Артемия Пашков выстроил на свои средства ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского (соименного прав. отроку) с приделом во имя прав. Артемия Веркольского, освященную по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа и свт. Аффония , митр. Новгородского, а также устроил ограду и кельи для братии. В 1648 г. настоятелем обители был поставлен иером. Рафаил. В том же году вышел указ царя Алексея Михайловича о строительстве мон-ря, и «инии людие начаша приходити и тружатися, и вклады чюдотворцу в казну дающе, и единожители учинишася. И с того времени монастырь святаго праведнаго Артемия, Веркольского чюдотворца, именовася и молитвами его распространяшася» ( Савельева. С. 373-374). После пожара, уничтожившего Артемиевскую ц., был построен новый деревянный храм, в к-рый 17 нояб. 1648 г. по указу царя перенесли мощи прав. Артемия из приходской Никольской ц. с. Веркола. В 1650 г. Алексей Михайлович пожертвовал в мон-рь колокола, богослужебные книги, облачения, утварь; мон-рю оказывал покровительство также Патриарх Никон . 21 апр. 1695 г. обитель вновь пострадала от пожара, сгорела ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского, мощи св. Артемия по благословению архиеп. Холмогорского Афанасия (Любимова) были обретены под завалами сгоревшего храма. В 1700 г. на месте сгоревшей была построена холодная ц. во имя вмч. Артемия (вскоре также сгоревшая), куда 4 июля 1701 г. перенесли мощи святого. В XVIII в. обитель и храмы неск. раз горели, но мощи св. Артемия не пострадали.

http://pravenc.ru/text/76368.html

Вятка (Киров). Церковь Всех Святых. Всехсвятская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1723 г. окончена каменная церковь Всехсвятская. В ней: холодная во имя Всех Святых, а теплая во имя св. праведного Артемия Веркольского. Придел освящен преосвященным Алексием 20 октября того года. Сей же придел снова освящен 19 октября 1833г. преосвященным Иоанникием. С сайта: http://foto-progulki.ru/vyatka_zerkvi_2 Всехсвятская улица (ныне ул. Дерендяева) впервые появляется на плане города Вятки в 1784 г. Как и другие улицы, протянувшиеся с севера на юг, она первоначально была ограничена пределами старого города и располагалась между улицами Острожной (современная МОПРа) и Орловской. В 1812 г. улица была продолжена на юг до реки Хлыновки и на север до улицы Морозовской (современная Розы Люксембург). Так Всехсвятская улица соединила два городских кладбища - Ахтырское (территория областной больницы) и Богословское (территория ОДНТ и средней школы Ещё раньше, в первой половине XVIII века, на месте Богословскоего кладбища существовал мужской монастырь с каменной церковью во имя святого апостола Иоанна Богослова, упразднённый вместе с другими " заштатными " монастырями после 1764 г. В 1723 г. на месте старой деревянной Всехсвятской церкви жители одноимённой слободки поставили новый каменный храм. Необычность его состояла в том, что главный объем здания был " восьмериком от земли " : так обычно строили только деревянные церкви. Сегодня в городе сохранился только один подобный храм - Иоанна Предтечи, построенный на 9 лет раньше каменной Всехсвятской церкви. Около 1768 г. с северной стороны Всехсвятского храма устроили тёплый придел с престолом во имя святого праведного Артемия Веркольского - благочестивого юноши, погибшего в поле от удара молнии и после смерти прославившегося многими чудесами. В 1780-1785 гг. Всехсвятская церковь была ещё раз перестроена. По времени эти работы совпали с учреждением Вятского наместничества и составлением нового регулярного плана города. Московская башня Хлыновского посада к этому времени уже была разобрана, поэтому именно Всехсвятская церковь стала главным ориентиром для авторов плана губернской Вятки, расположившим все городские улицы относительно воображаемой оси, образованной на востоке Свято-Троицким кафедральным собором, на западе - Всехсвятской церковью.

http://sobory.ru/article/?object=32641

У Фёдора Александровича в рабочем кабинете всегда стояла икона святого праведного Артемия Веркольского – её он привёз из отчего дома. Абрамова вдохновлял и оберегал образ знаменитого земляка, жившего за четыре столетия до него, которого почитал великий русский святой и тоже его земляк, родившийся в Суре, неподалеку от Верколы, – праведный Иоанн Кронштадтский. «В детстве он мечтал быть похожим на святого праведного Артемия Веркольского, – пишет Николай Михайлович Коняев (1949–2018), известный петербургский православный писатель, автор книги “Житие Фёдора Абрамова”. – Дом, в котором родился Абрамов, стоит на одном берегу Пинеги, а на другом берегу реки стоит монастырь, где покоились святые мощи праведного отрока. Семья Абрамовых была настолько религиозной, как и все крестьянские семьи того времени, и он получил такое глубокое религиозное воспитание, что у него возникло даже желание быть похожим на святого праведного отрока». Проза Абрамова, который родился в краю белых ночей и дремучих северных лесов и кого принято считать классиком «деревенской прозы», – настоящий реализм, сохранивший в первозданной красоте русскую северную речь. Языка этого уже нет, как нет и той деревни, о которой Фёдор Александрович писал всю жизнь. «Деревенская проза, – отмечает Игорь Золотусский, друживший с писателем, – многообразна, и главная её историческая заслуга состоит в том, что она продлила жизнь русскому языку. Деревня стала уходить, умирать и остались только писатели, выходцы из крестьян, а кто поставлял русский язык в русскую литературу? – Крестьянство». Стиль Абрамова, его умение образно и объективно описывать людей, природу, события, богатство языка и самобытность не могут не привлекать любителей красивого художественного слога и глубоко прочувствованной прозы. По словам Абрамова, «слово всегда было путеводной звездой человечества. В слове сокрыта самая великая энергия, известная на Земле, – энергия человеческого духа…». Абрамов – автор рассказов, очерков, повестей «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972), цикла романов-тетралогии «Братья и сёстры» («Пряслины», 1958-1978), где крестьянский мир Русского Севера показан в его будничных заботах, горестях и радостях.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/15/40_let...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные указания за 2 ноября 2024 года 20. Димитриевская родительская суббота. Вмч. Артемия. Прав. Артемия Веркольского (службу зри 23 июня) . Прп. Гавриила Самтаврийского (служба может быть перенесена на пятницу, 19 октября) . В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба вмч. Артемия совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13й главе Типикона. Примечание. Полиелейная служба прп. Гавриила Самтаврийского может быть перенесена на пятницу (19 октября). На вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: великомученика, глас 4й – 3, и мученичны Октоиха, глас 1й (2й: «Молитвами, Господи, всех святых…», 3й: «Еже на судищи…», 4й: «О, добрыя вашея купли…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – великомученика, глас 2й: «Разумнаго светильника…», «И ныне» – догматик, глас 1й: «Всемирную славу…». Входа нет. Прокимен дня, глас 7й: «Боже, Заступник мой еси Ты…», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал…», и проч.). «Слава» – великомученика, глас 6й: «За Христа законно…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Рождшия Тя, Христе…». Примечание. «На стиховне мученичен 1й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина » (Типикон, гл. 13я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4го, 5го или 6го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1й), а мертвен повторить дважды .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Пиринемь. Церковь Георгия Победоносца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Георгиевская церковь 1717 года в Пиринемском приходе Пинежского района Архангельской области как пример развития композиции «шатер на крещатой бочке » Пиринемский приход, расположенный на правом берегу реки Пинеги, окончательно сформировался к середине 1670-х годов и состоял из девяти деревень. В их число входила и деревня Пиринемь. Сведения о существовании в ней Георгиевской часовни и одноименного храма датируются концом XVI – началом XVII века. В житии праведной Параскевы Пиринемской и Пинежской есть упоминание, что в 1612 году рака с ее мощами была поставлена на паперти Георгиевской часовни, уже в 1610 году считавшейся ветхой. Этот же источник сообщает, что стоявший рядом с ней деревянный храм сгорел в 1643 году, а на его месте поставили новый. До 1672 года деревня относилась к Чакольскому приходу Кеврольского уезда (в 1780 году его заменил Пинежский уезд). Затем последовало распоряжение о выделении самостоятельного Пиринемского прихода . Косвенным подтверждением фактов, изложенных в житии, можно считать и данные о колоколе 1594 года голландской работы, сохранявшемся на местной колокольне вплоть до начала ХХ столетия . Теплую (зимнюю) церковь во имя великомученика Георгия (уже третью) строили снова на месте обветшавшей с конца сентября 1716 до декабря 1717 года по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Варнавы (Волостковского). 20 декабря 1717 года ее освятил настоятель Артемиево-Веркольского монастыря Антоний. К основному объему примыкал равновеликий придел, освященный во имя великомученицы Параскевы Пятницы, в котором до постройки второго приходского храма – холодной (летней) церкви во имя Двенадцати апостолов (1799 год) находились мощи местночтимой святой – праведной Параскевы Пиринемской, сестры св. Артемия Веркольского. С северо-запада от церкви около 1750 года возвели восьмигранную «о девяти столбех» колокольню в виде столпа «от пошвы», т.е. от земли, под небольшим шатром. Такая форма была довольно распространенной в этом регионе, хотя чаще столп ставили на четверик разной высоты. В 1890-1891 годах храм до основания «перебрали» с сохранением прежних форм, имевших, как мы сейчас увидим особое значение в истории деревянного зодчества Архангельских земель .

http://sobory.ru/article/?object=44593

Епископ Петропавловский Артемий: «Церковь — это не стены. Церковь — это люди» 13 ноября 2013 г. 17:48 Епископ Артемий (Снигур) рассказал о современной жизни Петропавловской епархии . — Владыка, известно, что Вы окончили Санкт-Петербургский военно-транспортный университет. А что было дальше, на пути к полуострову Камчатка? — Служба в Алма-Ате. В 1992 году я был уволен в запас в звании капитана по сокращению штатов. Потом года три трудился на строительстве храма в честь Рождества Христова в том же городе. В 95-м стал послушником Николо-Шартомского мужского монастыря села Введенье Шуйского района Ивановской области, а затем рукоположен во диакона и после во иерея. Через какое-то время архиепископом Амвросием был пострижен в монашество с наречением имени Артемий в честь праведного Артемия Веркольского. Осенью 96-го меня командировали в Новосибирскую епархию для активизации миссионерского служения и укрепления монашества в сибирском регионе. А весной был назначен инспектором по храмовому строительству Новосибирской епархии. Летом — утвержден наместником новообразованного Михаило-Архангельского мужского монастыря в селе Малоирменка Ордынского района Новосибирской области. Позже этот монастырь переведут в село Козиха Ордынского района Новосибирской области. В начале двухтысячных был председателем архитектурного отдела Новосибирской епархии, руководил епархиальным отделом по архитектуре, строительству и земельным вопросам. Параллельно учился — окончил заочно Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. И вот, решением Священного Синода от 22 марта 2011 года был избран епископом Петропавловским и Камчатским. 3 апреля 2011 года возведен в сан архимандрита, а 10 апреля хиротонисан во епископа Петропавловского и Камчатского. — Небыстрый путь. И куда не глянешь — все леса и стропила. И на Камчатке ведь строить не перестали. Даже программа какая-то есть. — Есть, называется «Программа-20». Именно столько, по нашим подсчетам, должно быть храмов на Камчатке, чтобы минимальный духовный запрос: на десять тысяч человек — один приходской храм — был удовлетворен. К храмам в шаговой доступности призывает Святейший Патриарх Кирилл. Это важно вообще, а для нас — тем более. Когда здесь непогода, зима с метелями, в собор Святой Живоначальной Троицы, который стал уже символом города, не всегда можно добраться. В праздничные дни человек может остаться без духовного утешения и окормления! Например, как в этом году. На начало Великого поста стихия разыгралась не на шутку. Я сам с КП добирался пешком, а на территории храма буквально полз сквозь сугробы. Думаю: сколько же прихожан не смогли дойти… А была бы церковь возле дома?

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 6 июля 2024 года 23. Суббота. Мц. Агриппины. Владимирской иконы Божией Матери. Собор Владимирских святых. Прав. Артемия Веркольского. Свт. Германа, архиеп. Казанского (службу зри 6 ноября) . Прп. Иосифа Заоникиевского (службу зри 21 сентября) . Блгв. кн. Феодора Владимирского. Служба мц. Агриппины не имеет праздничного знака, может совершаться вместе с полиелейной службой в честь Владимирской иконы Божией Матери (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери (без соединения со службой мц. Агриппины) (Б) . Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный…» и обычного начала). А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 4й – 5, и мученицы, глас тот же – 3. «Слава» – Богородицы, глас 8й: «Приидите, российстии собори…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На стиховне стихиры Богородицы, глас 8й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Да радуются российстии собори…». По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас тот же, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же. Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны Богородицы. Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Евангелие Богородицы. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 2й: «Готовися, всечестный граде Москва…». Каноны: Богородицы (Минеи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученицы на 4.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Скачать epub pdf Действующие монастыри Русской Православной Церкви (на 1 марта 1997 г.) Алмаатинская епархия 1993 Мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Усть-Каменогорске. Серафимо-Феогностовская Аксайская мужская пустынь. Архангельская епархия Антониево-Сийский мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в д. Сия. Женский мон. во имя св. ап. Иоанна Богослова в г. Архангельске. Мужской мон. во имя св. прав. Артемия Веркольского в д. Верколе. Соловецкий мужской мон. в честь Преображения Господня (ставропигиальный). Астраханская епархия 1994 Мужской мон. во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в г. Астрахани. Барнаульская епархия 1994 Димитриевский мужской мон. в г. Алейске. 1994 Женский мон. в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» в г. Барнауле. 1995 Женский мон. в честь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Яровое. Женский мон. во имя св. вел. кн. Александра Невского в г. Бийске. 1995 Женский мон. при церкви в честь Богоявления в г. Камень-на-Оби. 1994 Мужской мон. в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в с. Коробейниково. 1996 Свято-Иоанновский женский мон. в с. Кислуха. Скит в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы в с. Ребриха. Белгородская епархия Женский мон. во имя свв. жен-мироносиц Марфы и Марии в с. Зимовеньки; при нем скит. Брестская епархия Мужской мон. при храме во имя св. Афанасия в с. Аркадия. Брянская епархия Мужской мон. в честь Свенской иконы Успения Пресвятой Богородицы в п. Супонево. Одринская женская пустынь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Площанская пустынь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, мужской мон. виленская епархия Женский мон. во имя св. равноап. Марии Магдалины в г. Вильнюсе. Мужской мон. в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в г. Вильнюсе. Винницкая епархия Женский мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Браилове. Мужской мон. во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, в г. Шаргороде. Витебская епархия Женский мон. в честь Успения Пресвятой Богородицы при Ильинском храме в г. Орше.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Суна. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты В 1686г. по храмозданной грамоте епископа Ионы на месте нынешнего села был основан погост с деревянным храмом, посвященным святому Василию Великом, епископу Кессарийскому – известному теологу и христианскому деятелю начала нашей эры. Село назвали Васильевским. 25 июня 1694г. в селе была деревянная Васильевская церковь, село называлось Малой Суной. В 1725г. преосвященным Алексием дана храмозданная грамота от 4 сентября на построение вместо ветхой деревянной Васильевской церкви вновь деревянной же церкви. В 1774г. преосвященным Варфоломеем дана храмозданная грамота от 21 марта за N 510 на построение вместо ветхой деревянной Васильевской церкви каменного храма в честь Воскресения Господня с приделами: во имя св. Василия Великого – правый и во имя св. праведника Артемия Веркольского Чудотворца – левый. К строительству каменного храма приступили в 1777г. Церковь возвели в 1779г. по примеру других вятских храмов в модном для того времени “устюжском стиле”. Колокольня оставалась деревянной до конца XVIII века. Проект на каменную колокольню в мае 1798г. был составлен первым вятским губернским архитектором Ф.М. Росляковым, а подряд на каменную кладку взял мастер Игнат Кривошеин, окончивший строительные работы в селе Суна в 1804г. Несколько позже, в 1832г., колокольню соединили переходом с теплым храмом, к которому тогда же пристроили две палатки. История строительства храма связана с именем не только первого, но и последнего губернского архитектора – И.А. Чарушина, которому в 1898г. была поручена документация на расширение трапезной Воскресенского храма. В 1902-1904гг. теплая церковь с Васильевским и Артемиевским приделами была перестроена. 25 июля 1878г. в селе Малая Суна Владыка Аполлос преподал наставление священникам упрощить свои поучения народу, высокие истины веры делать доступными его пониманию, объясняя их подобиями и сравнениями, и для образца предложил краткое объяснение таинства евхаристии. Владыка приехал в Малую Суну из с.Верхосунья, осмотрел храм, его святыни, приходское кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=11811

20. Четверг. Вмч. Артемия. Прав. Артемия Веркольского (службу зри 23 июня) . Служба вмч. Артемия шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – великомученика, глас 2-й: «Разумнаго светильника...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Яко плодовита маслина...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «За Христа законно...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Око сердца моего...». По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й . «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и великомученика на 6. Примечание. Если в четверг случится память шестеричного или славословного святого, то 1-й канон Октоиха поется на 5 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 4), 2-й канон Октоиха (с Богородичном) на 3 и святого на 6. В понедельник же, вторник, среду и пятницу из 1-го канона Октоиха опускаются два тропаря, имеющие надпись «мученичен»; таким образом, 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 3), 2-й канон Октоиха на 4 и святого на 6 (см. Типикон, гл. 11). Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален великомученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-02/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010