Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Жены-мироносицы у гроба Господня. Гравюра. 1747 г. Мартин (Мартын) Нестерович (ок. 1700-1758), гравер (в техниках ксилографии, резцовой гравюры на металле, офорта). Впервые его имя упоминается в документах С.-Петербургской типографии в 1719 г. среди младших учеников. После закрытия типографии (1727) переехал в Москву. В 30-х гг. XVIII в. исполнял заказы Синодальной типографии, где числился учеником «грыдорованного дела». В 1736 г. упоминался как «Санкт Петербургской типографии грыдорованного дела ученик». В 1743 г. Н. был привлечен к подготовке гравюр к описанию коронации имп. Елизаветы Петровны, ему было поручено гравирование 4 планов. В 40-х гг. XVIII в. выполнял работы для этой типографии. В 1746 г. принят в Мануфактур-коллегию учеником А. Ф. Зубова (см. ст. Зубовы ), а после его смерти занял должность мастера. Был одним из основателей школы московского медного лубка. Н. исполнил большое количество листовых гравюр на религ. сюжеты. Среди них: «Зерцало грешного» (перегравировка гравюры В. Андреева, включена как иллюстрация в позднее издание Синодика Л. К. Бунина), «Распятие со страстями» (на 2 листах), «Распятие» (копия гравюры воскресенского иеродиак. Петра, 1701), «Отечество», «Страшный Суд», «Образ Богородицы Ильинской» (1749), «Образ Богородицы «Знамение»» (1750), «Прп. Сергий» (1743), «Образ св. и прав. Артемия Веркольского чудотворца», «Св. мч. Димитрий Царевич» (на 4 листах), «Св. вмч. Евстафий Плакида» (на 2 листах), «Житие св. и прп. отца нашего Петра иже во Афонской горе» (на 4 листах) и др. Награвировал неск. видов мон-рей: «Пещера прп. отца нашего Антония Печерского», «Пещера прп. отца нашего Феодосия Печерского», «Вид Кирилло-Белозерского монастыря» (1742, на 4 листах), «Изображение Синайской горы», «Прп. Макарий Калязинский чудотворец с видом мон-ря» (1759, на 2 листах). Помимо листовых гравюр Н. исполнил 5 цельногравированных книг: «Лицевая Библия» (1746, скопирована с Библии Г. П. Тепчегорского), «История об Иосифе Прекрасном» (30-е гг. XVIII в., совместно с И. К. Любецким), «Страсти Христовы и Апокалипсис» (1741-1743, скопированы с иллюстраций Библии Петера Схюта «Historien des Nieuwen Testament», 1659), «Сказание о двенадцати сивиллах» (копия с цельногравированной книги московского мастера 1-й четв. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2565172.html

Новости 4 октября, 2013 Отошла ко Господу Марина Журинская Просим молитв о новопреставленной Анне (имя Марины Андреевны в крещении). Редакция портала " Правмир " выражает соболезнования супругу почившей Якову Георгиевичу Тестелецу. 4 октября, 2013 Скончалась Марина Андреевна Журинская Известный публицист, писатель, переводчик, главный редактор богословского альманаха " Альфа и Омега " Марина Андреевна Журинская скончалась 4 октября в 11.00. 4 октября, 2013 В Москве пройдет панихида по погибшим мотоциклистам Профессиональные мотоциклисты проведут беседы по технике безопасности с православными следопытами и учащимися воскресных школ. 4 октября, 2013 Фонд Артема Боровика поможет построить храм в парке имени известного журналиста На Юго-Востоке Москвы, в парке имени Артема Боровика, будет возведен православный храм. Освящен он будет в честь святого покровителя известного журналиста – праведного отрока Артемия Веркольского. 4 октября, 2013 Патриарх Кирилл примет участие в торжествах по случаю 1700-летия Миланского эдикта в Сербии 5 октября в кафедральном соборе Архангела Михаила участники торжеств в честь 1700-й годовщины Миланского эдикта, принятие которого ознаменовало начало эпохи христианской Европы, вознесут славословие Богу. После этого в здании Сербской Патриархии пройдет прием от имени Святейшего Патриарха Сербского Иринея. 3 октября, 2013 На Ходынском поле пройдет молитвенное стояние в поддержку восстановления храма преподобного Сергия Радонежского Храм был войсковым собором Московского гарнизона, который стал первым в череде святынь, взорванных большевиками после революции. Решения о выделении участка община ждет 12 лет. 3 октября, 2013 Владимир Легойда: Синод продолжил работу по укреплению внутрицерковного свидетельства 'Все эти документы имеют общую цель: обеспечить присутствие Церкви в обществе словом и делом, что невозможно без привлечения к этой работе образованных специалистов, клириков и мирян', — объяснил В.Р. Легойда. 3 октября, 2013 Патриарх Кирилл: Православные врачи должны свидетельствовать о недопустимости противных Богу методов лечения

http://pravmir.ru/category/news/page/428...

Фото: foma.in.ua 12 декабря 2016 г. 10:15 В Киеве, по инициативе организации инвалидов и пенсионеров «Лицом к истине», открылась выставка точечных икон В Киеве,в галерее «Соборная» при Духовно-просветительском центре кафедрального собора Украинской Православной Церкви с 3 по 17 декабря проходит выставка точечных икон, которые доступны для восприятия незрячим людям. Среди экспонатов выставки – иконы,  известные чудесами исцеления слепоты — «Почаевская», «Скоропослушница», «Кассиопея» и др.  В отличии от резных, точечные иконы выполнены на чистом листе бумаги, где изображение сделано выпуклыми точками. «Точно такие же точки используются в алфавите Брайля. Иконы изготавливаются на «брайлевском принтере», а шаблоны с точечными контурами создаются компьютерной программой», - рассказывает один из организаторов выставки, председатель всеукраинской благотворительной организации инвалидов и пенсионеров «Лицом к истине» Владимир Турский. Оборудование для изготовления таких икон стоит около десяти тысяч долларов, не говоря уже о бумаге. Поэтому тактильные иконы делаются только на заказ. Экспозиция выставки рассказывает о Православии через чудесные исцеления слепоты, как в случае с «Почаевской» иконой Божией Матери, которая в 1596 году даровала зрение слепорождённому Филиппу. Здесь можно увидеть и иконы святых, которые сами страдали слепотой: блаженной Матроны Московской, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), а также  праведного Артемия Веркольского, который возвращал зрение слепым силой молитвы. По словам Владимира Николаевича, на выставке будет интересно побывать каждому человеку. Ведь рядом с тактильной иконой находится ее фотография или репродукция. У каждой иконы — подпись, выполненная обычным и брайловским способом, краткое житие святого и молитва. Также на стендах — отрывки из Нового Завета, в которых рассказывается о исцелении слепых или, наоборот, о наказании слепотой лжепророка. «Цель выставки – интеграция людей, испытывающих проблемы со зрением, в общество и Церковь», - говорит Турский. По его словам, точечная техника выполнения икон позволяет погрузить посетителей в мир незрячего, понять его проблемы и ощутить на себе, как он воспринимает жизнь. «Через пальцы совсем другое восприятие информации, интересно, что у читающих пальцами болят глаза», - поясняет Владимир Николаевич. Свою миссию он видит, в первую очередь, как миссию переводчика: «Кирилл и Мефодий создали алфавит и сделали доступным для славян Священное Писание и Предание, богослужебные книги, а мы делаем доступными для слепых иконы». Эта выставка часть просветительской работы благотворительного общества «Лицом к Истине», которое организует и паломнические поездки для незрячих. В этом году группа незрячих паломников побывала на Афоне, подарив афонским монастырям несколько точечных икон. В планах Владимира Турского организовать выставку тактильных икон в России.

http://e-vestnik.ru/culture/vistavka_toc...

Артемиево-Веркольский монастырь: здесь когда-то нашли мощи отрока, убитого молнией В 1645 году смертельно больной юноша по имени Иеремия получил чудесное исцеление после молебна перед мощами святого отрока Артемия Веркольского. Счастливый отец — мезенский воевода Афанасий Филиппович Пашков — в знак благодарности этому угоднику Божию построил близ села Веркола храм во имя великомученика Артемия. Возведен он на том самом месте, где за сто с лишним лет до этого были обретены мощи святого отрока Артемия. Рядом с новой церковью поселились монахи, которые и стали первыми насельниками Веркольской обители. 1 Праведный отрок Святой праведный отрок Артемий не был ни иноком, ни пустынником, ни проповедником, ни мучеником. Он родился в 1532 году в простой крестьянской семье в селе Веркола. Согласно житию, с малых лет отличался кротким нравом, трудолюбием и любовью к молитве. Мальчик погиб в 13-летнем возрасте летним днем от удара молнии, что в те времена считалось несомненным знаком Божьей кары за какие-то тайные грехи. Людей, которых постигала такая смерть, даже запрещалось хоронить на общем кладбище, поэтому убитый горем отец завернул тело Артемия в бересту и оставил его в лесной чаще, укрыв сосновыми ветками. Через 33 года мощи отрока были обнаружены нетленными на том же месте при чудесных обстоятельствах: по свидетельству очевидцев, от них исходил яркий свет. Слава о почившем Артемии быстро разнеслась по городам и весям Русской земли. Понадобилось немного времени, чтобы народ уверовал в небесное покровительство веркольского отрока, тем более, что в ответ на молитвенные просьбы в своих житейских нуждах многие получали от него действенную помощь. Праведного Артемия официально канонизировали в 1619 году. 2 Пожары и упадок Первый деревянный храм, возведенный на месте обретения его мощей по инициативе воеводы Афанасия Пашкова, вскоре сгорел. Однако в конце 1640-х годов в Веркольском монастыре возвели новую церковь, куда потом с почестями перенесли мощи святого отрока Артемия. А 1650 году сам государь Алексей Михайлович пожертвовал в эту северную обитель различную церковную утварь, богослужебные книги, облачения для священников и четыре колокола.

http://sever.foma.ru/artemievo-verkolski...

Святыня Веркольской обители. Св. Николая Чудотворца и Св. Праведного Артемия общежительный монастырь Архангельской губернии Пинежского уезда Вид Веркольского первоклассного монастыря с юго-западной стороны Веркольская обитель святого праведного Артемия На дальнем севере, в 400 верстах от губернского г. Архангельска и в 185 верстах от уездного г. Пинеги, на левом берегу р. Пинеги находится Веркольский общежительный первоклассный монастырь, основанный около 1635 г. Местоположение обители довольно живописное: по северо-западной части ее, находящейся на возвышенном берегу реки, тянутся поля и частью сенокосная земля; с прочих сторон она окружена лесом, перемежающимся, как и везде почти на севере, тундрами, болотами и мхами, со множеством холодных ручьев. Название обители, равно как и одноименного близ ее лежащего селения Верколы, по всей вероятности, происхождения чудского, так как здесь жил в древности народ чудского племени. Начало свое она получила со времени явления здесь мощей св. праведного Артемия, сына поселянина села Верколы. Праведный отрок Артемий родился в 1532 г. от кротких и благочестивых родителей Козьмы и Аполлинарии. С пятилетнего возраста отрок Артемий уже начал чуждаться детских игр и с юных лет славился кротостью своего нрава, благоразумием и добродетелями, свойственными летам зрелым, особенно же беспрекословным во всем послушанием своим родителям, для которых он был предметом утехи, семейного счастья и надежд, а для своих соседей предметом удивления и подражания. Несмотря на слабые свои силы, Артемий приучался возделывать землю, как бы поспешая тем принести Богу плоды трудолюбия кратковременной своей жизни. В столь ранние годы он сделался помощником отцу своему, послушный ему как Исаак; свободное же от трудов время посвящал на молитву, ибо возлюбил Господа Бога паче всего. Но по неисповедимым судьбам промысла Божия, отроку Артемию не суждено было достигнуть зрелого возраста, дабы вполне облегчить своих родителей в тяжелых земледельческих трудах и быть для них опорой на закате дней их жизни. Однажды, когда он вместе с отцом своим обрабатывал землю в поле, внезапно, Божием изволением, подул сильный ветер, небо покрылось темными тучами, заблистала молния и поднялась сильная гроза с проливным дождем. В это самое время мгновенно разразился, с необыкновенным шумом и треском, гром над головою отрока, и трудолюбивый и богобоязненный отрок Артемий, от удара ли и ужаса, или от изнеможения и холода, тотчас на том самом месте скончался и предал дух свой в руки Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почему веркольские монахи перестали искать мощи отрока Артемия Полгода до Артемиево-Веркольского монастыря можно добраться, на полгода Пинега отрезает его от остального мира 9 июля, 2014 Полгода до Артемиево-Веркольского монастыря можно добраться, на полгода Пинега отрезает его от остального мира Когда-то над Пинегой высилась стена монастыря во имя праведного отрока Артемия. Теперь она осталась только на фотографиях да на иконах святого отрока, где его по-прежнему изображают на фоне обители, какой она была до советского разрушения. На краю земли Добраться до монастыря не так уж просто, поэтому здесь не очень много паломников (в отличие от Соловецкого монастыря, например), практически вовсе нет туристов, да и местных жителей, не имеющих отношения к монастырю, тоже, по сути, нет. На поезде, и то с пересадкой в Архангельске, можно доехать только до города Карпогоры, а оттуда нужно будет ехать на маршрутке или такси. Чтобы переправиться через Пинегу, нужно заранее договориться с монастырем — оттуда пришлют перевозчика. Переправа через Пинегу к Артемиев-Веркольскому монастырю Поезд приходит в Карпогоры в начале одиннадцатого, до Пинеги вы доберетесь в начале двенадцатого, глотая по пути пыль, непроницаемым высоким шлейфом встающую на грунтовке за каждой машиной. (Трудно любить тех, кто тебя обгоняет и заставляет часто моргать и кашлять от набившейся в глаза и рот пыли, но можно их понять: до обгона они пробирались сквозь пыль от твоей машины). Зато добравшись… Тонкое зудение полчищ комаров перекрывается восхищенными охами и ахами. Ешьте нас, пейте кровушку, но мы будем изо всех сил фотографировать, благословляя художника — Творца неба и земли. Зимой по льду, а летом на лодке (иногда шальная волна может ее захлестнуть даже при самой тихой погоде, так что сумку с документами и гаджетами на дно лучше не класть) можно добраться до обители, а осенью и весной — то ледостав, то ледоход — связь с миром обрывается. Пока не было мобильной связи и интернета — было полное ощущение древнего отшельничества. Сейчас изоляция уже не полная, но тихое время без неожиданных (да и ожиданных) гостей братья любят больше всего.

http://pravmir.ru/pochemu-verkolskie-mon...

Храм Николая Чудотворца (Веркола) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Со второй половины 16 века и до наших дней приход храма Николая Чудотворца в Верколе перестраивался, переносился на новое место, восстанавливался после пожаров и разорений. 9 апреля 2011 года в храме была отслужена первая Божественная Литургия за 50 лет. Содержание История [ править править код ] О времени образования Веркольского прихода достоверно неизвестно, но несомненно, что он существовал уже в 1577 году, когда были открыты мощи св. праведного Артемия. Мощи отрока первоначально находились на паперти церкви. Тогда же стали происходить чудеса исцелений по молитвам угодника. Затем в церкви был пристроен придел, в который положили мощи. Почти 33 года они покоились там, но в июне 1639 года произошел пожар. Церковь сгорела, огонь коснулся и мощей, останки которых были перенесены во вновь выстроенную деревянную часовню, где находились до 1649 года. Взамен сгоревшего Никольского храма вновь были выстроены и освящены одна за другою две церкви: 1-я в 1697 году во имя святителя Николая Чудотворца и 2-я в 1720 году во имя великомученика Георгия Победоносца. Первые приходские церкви стояли на левом берегу р.Пинеги, у стен Артемиево-Веркольского монастыря, история которого идет примерно от 1635 года. Так как упомянутыя церкви в шестидесятых годах 19-го века пришли в крайнюю ветхость, так что невозможно было совершать в них служение, то вместо них на благотворительную сумму, при деятельном участии Веркольского монастыря, построена была в 1868 году церковь во имя Святителя Николая Чудотворца и два причтовых дома уже на правом берегу р.Пинеги, освященная в 1869 году. Старые же церкви с часовней перешли в ведение монастыря. В течение 3-х лет на нужды храма святым праведным протоиереем Иоанном Сергиевым (Кронштадтским) было пожертвовано около 1000 рублей. После революции 1917 года Веркольский храм разделил судьбу многих других церквей в России. В 30-е годы он был закрыт, в нем разместился клуб, сцена которого находилась в алтаре. Затем здание храма приспособили под склад. Окончательно церковь была разорена в 1968 году, когда ее по частям развезли по дальним сенокосным угодьям. В 70-е годы на месте храма был устроен памятник Героям великой отечественной войны, посажены березы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

В празднование памяти великомученика Артемия и новомучеников Карагандинских митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию в Софийском соборе Алма-Аты 2 ноября 2023 г. 14:29 2 ноября 2023 года, в день памяти великомученика Артемия Антиохийского и праведного отрока Артемия Веркольского; священномучеников Зосимы Пепенина, Иоанна Ганчева, Иоанна Речкина, Иоанна Родионова, Николая Фигурова, Леонида Никольского, Иоанна Талызина и Александра Орлова пресвитеров, Михаила Исаева и Петра Кравца диаконов и мученика Павла Бочарова, пострадавших в Караганде в 1937 году, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: благочинный храмов Южной столицы Казахстана, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров; настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев; ключарь Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты, руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью протоиерей Александр Суворов; благочинный приходов Кызылординского церковного округа протоиерей Виталий Ивашинин; клирик Иверско-Серафимовской обители иеромонах Арсений (Волошин); руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий); руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров. Диаконский чин возглавил протодиакон Николай Гринкевич. За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления во главе с секретарем Казахстанского митрополичьего округа, Заслуженным деятелем искусств России О.Н. Овчинниковым. Пел хор Софийского собора под управлением О. Усольцевой. Его Высокопреосвященство прочитал молитву о восстановлении и укреплении мира. После евхаристического канона митрополит Александр совершил диаконскую хиротонию Андрея Ивашинина, референта Алма-Атинского епархиального управления. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Александр Суворов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Чему учит смерть? Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, — заявил один неприятный персонаж, и нельзя сказать, что он совсем не прав. Смерть, действительно, невозможно запланировать, и это людей пугает. 6 июля, 2012 Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, — заявил один неприятный персонаж, и нельзя сказать, что он совсем не прав. Смерть, действительно, невозможно запланировать, и это людей пугает. «Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен», — заявил один неприятный персонаж, и нельзя сказать, что он совсем не прав. Смерть, действительно, невозможно запланировать, и это людей пугает. Христианская традиция говорит, что к смерти нужно готовиться: «Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и доброго ответа на Страшнем судищи», — неоднократно просим мы у Господа на каждом богослужении, «Помни о смерти», — основной мотив всей христианской аскетики, а многих святых (например, Ксению Петербургскую и Феодора Санаксарского) привело к христианскому подвигу именно лицезрение внезапной кончины ближнего, не успевшего подготовиться к переходу в вечность. Святой Артемий Веркольский Значит ли это, что любая внезапная смерть — неправедная? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к житию святого, которого мы вспоминаем сегодня — праведного отрока Артемия Веркольского . Двенадцатилетнего мальчика, работавшего в поле, убила молния. Односельчане решили, что смерть эта — неправедная, и отпевать его не стали, чтобы не петь «Со святыми упокой» над грешником. Так и положили тело Артемия в лесу да прикрыли лапником. А тридцать с лишним лет спустя над нетленным телом стали совершаться чудеса. Так Господь прославил погибшего мальчика и посрамил суеверие односельчан. Так что если чему и учит данная конкретная внезапная смерть, то тому, что не следует работать в поле во время грозы. Правда, и этот совет может быть бесполезен, потому что шаровая молния иногда возникает и в сухую погоду.

http://pravmir.ru/chemu-uchit-smert/

Чудотворец Артемий Он не был мучеником или схимником, стяжавшим святость многолетней молитвой. Не был священником или богословом. Он просто не успел. Обычный мальчик с чистой и светлой душой, какая бывает только у детей, Артемий окончил земной путь в возрасте 12 лет. 1 ноября, 2013 Он не был мучеником или схимником, стяжавшим святость многолетней молитвой. Не был священником или богословом. Он просто не успел. Обычный мальчик с чистой и светлой душой, какая бывает только у детей, Артемий окончил земной путь в возрасте 12 лет. 2 ноября в Православной Церкви совершается память праведного святого Артемия Веркольского. Он не был мучеником или схимником, стяжавшим святость многолетней молитвой. Не был священником или богословом. Он просто не успел. Обычный мальчик с чистой и светлой душой, какая бывает только у детей, Артемий окончил земной путь в возрасте 12 лет. Не для того ли Господь забрал его к себе так рано, чтобы мы помнили важнейший Его завет: «Будьте как дети» (Матф. 18:3). ОТРОК АРТЕМИЙ Артемий родился в 1532 году в селе Веркола — на окраине Архангельской области. Его родители — Косьма по прозвищу Малый и Апполинария, были простыми крестьянами. Мальчик рос богобоязненным, был чужд простых детских игр. Тихий и кроткий, он не общался со сверстниками и беспрекословно слушал своих родителей. Всегда помогал отцу в полевых работах, сколько мог по своему здоровью и возрасту. 6 июля 1544 года, когда двенадцатилетний Артемий с отцом боронили землю, вдруг поднялась буря, началась невиданная доселе гроза, и в отрока попал разряд молнии. Артемий упал замертво… О происшествии много судачили, в итоге решили, что это — наказание Божие за какие-то тайные его грехи. В то время убитых молнией не принято было хоронить на кладбище. Тело так и осталось не отпетым — его положили прямо на землю в глухом лесу, сверху прикрыв хворостом и берестой, и поставили небольшой сруб. 32 года пролежал отрок не погребённым — пока Агафоник, дьячок Никольской церкви, в 1577 году не собрался в лес по грибы-ягоды. Углубившись в чащу, он заметил необычный свет и, когда приблизился, обнаружил нетленные мощи блаженного Артемия.

http://pravmir.ru/chudotvorec-artemij/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010