Комментарии иконописца-профессионала Никодима имеют характер критических замечаний, таких как: «Написан брада велика, широкоглав» (Атлас, 40 ) или: «Брада велика написана, образом написан подобен игумену Феодосию, толико окружна глава и чело и плешив. У Феодосия брада проста, мало шире и короче, не вилась» (Атлас,    38 ). Комментарии носят и рекомендательный характер: «Образ Антония благоумерен, иконописцам писать» (Атлас, 37 ). Подборка изображений Антония Сийского в Атласе позволяет судить о стилистических изменениях в трактовке облика преподобного при сохранении его основных портретных черт. 17 На прориси с изображениями в рост двух преподобных (Атлас,   43 ) в правом иноке легко узнается Антоний Сийский. Левый преподобный – скорее всего, Исаия Сийский, облик которого совпадает с описанием подлинника (Свод,  Образ отрока Артемия Веркольского достаточно хорошо известен в иконографии. Поэтому не составило большого труда обнаружить ошибку в атрибуции прориси из ГРМ (Атлас, 45 ), где отрок назван Иоанном Устюжским. На самом деле это Артемий праведный. В руке у него имеется такой характерный для икон Артемия атрибут, как ветка («пруток», «лоза»), который часто приводится в словесных описаниях отрока по подлиннику (Свод, 65 ). Иоанну же Устюжскому подлинник (Свод, 231) предписывает иные устойчивые атрибуты (см. ниже). Изображенный рядом с праведным Артемием святой столпник является, по нашему мнению, Симеоном Дивногорским, поскольку именно его облик соответствует описанию столпника в иконописных подлинниках под 1 сентября; особенно характерна его борода, напоминающая бороду Николая Чудотворца. Для икон Артемия Веркольского вообще характерно наличие пейзажного фона с изображениями орамой пашни, облаков с молнией и т. п. (Атлас, 46 , 48 ). Особый интерес представляет прорись с изображением деревянного Веркольского Артемиева монастыря в Пинежском уезде, который запечатлен на ранней стадии своего существования (Атлас,   48 ). Монастырь основан в 1645 г., каменные постройки возникли только в XIX в., следовательно, данная прорись отражает древнейший извод в изображениях праведного Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Вышняго повелением тученосным облаком небо помрачившим, и молниям блистающим, грому же возшумевшу с прещением, испустил еси душу твою в руце Господеви, премудре Артемие, и ныне предстоиши Престолу Владыки всех, о иже верою и любовию приходящим к тебе, подая исцеление всем неотложно, и моляся Христу Богу, спастися душам нашим. Величание: Величаем тя, страстотерпче Христов, Артемие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. Кондак, глас 8: Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия: богоданная благодать яко реки изливает, от святоцелебныя раки мощей его, дивная исцеления, имиже от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлюще я, и взывающе: радуйся, Артемие богомудре. 6839 Пинега – река Вологодской и Архангельской губернии, Сольвычегодского и Пинежского уездов, правый (судоходный) приток Северной Двины. Кеврола или Кевроль – главное селение волости, получившей от нее свое имя, теперь – село Воскресенское, откуда впоследствии уездное управление было переведено в погост Волок-Пинежский, переименованный потом в город Пинегу. 6842 Макарий был митрополитом Новгородским с 1619 по 1626-й год. По его же благословению и распоряжению, составлено было житие Артемия с сказанием о посмертных чудесах его, которые с 1605 г. записывались со слов самих исцеленных. 6843 Мангазея – урочище Енисейской губернии в Туруханском крае, на правом берегу р. Таза, где ныне стоит часовня св. мученика Василия Мангазейского. Мангазея – первый русский город в восточной Сибири, основан в 1601-м году, но через 60 лет совершенно запустел; теперь от него сохранились лишь одни следы. 6844 Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца, совершается 23 июня и 20 октября. В Иконописном подлиннике под 20 октября значится: «иже со отцом своим Козьмою земледельцем изшед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы». – В настоящее время мощи св. Артемия почивают под спудом в упраздненном Веркольском монастыре. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Однако, они с терпением переносили все гонения и мужественно, как бы стражи верные обители, пребывали на своем месте, втайне и со слезами молясь Господу и св. угоднику Его праведному Артемию, прося себе благодатной помощи. Молитва их не осталась тщетною. Сам блаженный отрок скоро утешил скорбящих иноков, явившись одному из них – Рафаилу; он в таинственном видении предсказал ему о скором построении церкви; Рафаил, как наяву, увидел приехавшего в часовню, где покоились мощи, знатного мужа с большою свитою, которые стали снимать покровы с мощей святого Артемия, который при этом говорил, обращаясь к Рафаилу: «они снимают покровы сии для того, чтобы постилать их на столы вместо скатертей, – и ты не смущайся этим». Эти таинственные слова означали следующее: что мощи праведного будут перенесены в новый храм Божий, как бы на стол, и сделаются как бы скатертью того дома, на стол которого совершится великая трапеза Господня. О. Рафаил немедленно разделил с Ионою радость, доставленную ему дивным посещением и предсказанием праведного отрока, слова которого через полгода уже начали исполняться. В 1647 г. вдруг пришел к ним из Москвы один Кеврольский уроженец Симеон, по прозванию Роднин, и принес им от воеводы Пашкова письмо с известием о назначена государем в обитель жалованья и о построении новой церкви в монастыре, с перенесением в оную из прихода и самих св. мощей праведного Артемия. В письме том говорилось также, что об этом уже послана государем грамота Кеврольскому воеводе, вследствие челобитной Кеврольского земского старосты Филиппа Козьмина Драчева с мирскими людьми, просившими построить монастырь на том месте, где обретены мощи праведного Артемия, дабы мирянам, ревнующим о своем спасении, была возможность приходить сюда и постригаться в монашество. Такое внезапное и столь благотворное известие вызвало общую и большую радость и, не рассуждая много, тотчас же принялись строить новую церковь во имя св. великомученика Артемия, которая, общими силами, в течение двух лет была совершенно кончена, а затем вскоре последовало и самое перенесете св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мощей, что было 17 ноября 1649 г. Этот день был днем светлой радости для настоятеля Рафаила и его сподвижника иеромонаха Ионы. Господь по молитвам св. угодника Своего отер слезы их; толпа недоброжелателей теперь невольно должна была смолкнуть и преклониться перед волею Государя, сознать свое заблуждение и раскаяться перед Богом. Господь же продолжал являть свое благоволение к юной обители и ее насельникам, изливая на них обильные Монаршие щедроты. Спустя год после перенесены мощей праведного Артемия, из Москвы прислана была в новоустроенный монастырь во имя св. праведного Артемия пожалованная государем церковная утварь, а именно: серебряные – Евангелие, напрестольный крест, сосуды и кадило; медные – водосвятная чаша, ладаница, паникадило и четыре колокола, а также богослужебные книги и разные священнослужительские облачения с покровами и воздухами. Милостями российских государей и усердием значительного числа поклонников, стекавшихся сюда на поклонение св. мощам, обитель в короткое время, сравнительно с прежним своим положением, пришла, можно сказать, в цветущее положение. В таком состоянии обитель находилась до 1695 г., когда внезапный пожар, возникшей от неизвестной причины, при сильном ветре быстро уничтожил церковное здание и все в нем находящееся; уцелели только четыре колокола и особенным чудом сохранены были св. мощи праведного Артемия: как бы по мановению десницы Божией, на то самое место, где стояла рака с мощами св. угодника Божия, в погоревшей церкви насыпалась с потолка куча земли гораздо большая, нежели в прочих местах, и этим самым св. мощи были спасены от погорения. Очевидно, что в это время в обители был еще другой храм теплый, так как вскоре же после пожара указом Архиепископа Холмогорского и Важеского Афанасия повелено было Кеврольскому священнику перенести мощи с подобающею честью и благолепием в теплую монастырскую церковь , и это перенесение было совершено 7 июня 1695 года. В том же году по указу Архиепископа Афанасия на месте сгоревшей церкви начата постройка новой холодной во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Престолов в ней три: во имя всех святых, во имя Божией матери, в честь иконы, именуемая «Нечаянная радость» и во имя святого праведного Артемия. Утварь ризницею достаточна. Причта по штату положено 1885 г. священник и псаломщик. Земли при сей церкви: усадебной 450 кв сажень и сенокосная 1000 кв. сажень. Дома у причта церковные: каменный полутороэтажный и флигель деревянный на каменном фундаменте, при них деревянные службы, дома построены на церковной земле. На содержание причта положенного оклада или жалования не получается, а содержатся оне добровольными даяниями от прихожан за требоисправления и добровольною ругою от прихожан-крестьян, живущих в деревне. Ближайшие церкви: Знаменская и Владимирская. Опись церковного имущества 1826 г. 21 сентября. Копии с церковных метрических книг с 1779 г. Исповедные росписи 1781 г. http://urzhum-uezd.ortox.ru Всехсвятская церковь, каменная, построена в 1785 г.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: усад. 450 саж., сенок. 1000 саж.; братский денежный доход: священ. 1001 руб. 79 коп., псал. 333 р. 93 коп.; прихожан: православных руссских 935 м.п., 1096 ж.п., старообрядцев 34 м.п., 31 ж.п. Приход состоит из городских жителей и крестьян 17 селений; расстояние от церкви в 1–7 в. В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание». - Вятка, 1912 г. Первая церковь построена деревянная в 1659-1669 г.г. во имя Всех Святых. В первой четверти XVIII столетия начата строиться, вместо деревянной, каменная церковь, холодная - во имя Всех Святых и теплая - во имя Праведного Артемия Веркольского, которая и окончена строением в 1723 г. Придел освящен преосвященным епископом Вятским Алексием 20 октября того же 1723 г. Сей же придел снова освящен 19 октября 1833 г. преосвященным епископом Вятским Иоанникием. Холодный храм в 1780-1785 г.г. перестроен. В 1902-1904 г.г. теплая церковь перестроена и расширена и вместо одного придела устроено два: один - в честь Праведного Артемия, освящен в 1902 г., а другой - в честь иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость», освящен 2 января 1904 г.

http://sobory.ru/article/?object=32641

В 1859 году сюда назначили настоятелем иеромонаха Иону. Он немало сделал для возрождения Веркольского монастыря. А через два года обитель возглавил иеромонах Феодосий (Орехов). 25 лет он нес здесь послушание. Был возведен в сан игумена, затем архимандрита, отмечен несколькими наградами. Он ввел в обители строгий церковный устав. Многие благотворители стали присылать крупные жертвы и богатые вклады в управление мудрого и доброго настоятеля Веркольского монастыря. И обитель сама стала оказывать помощь нуждающимся. При архимандрите Феодосии воздвигли монастырскую ограду с башнями и очень красивой колокольней, в которой позднее освятили храм во имя Иверской иконы Божией Матери. На их строительство пошло 1 миллион 200 тысяч штук кирпичей, изготовленных на монастырском заводе. Колокольный звон был слышан на 50 верст. При архимандрите Феодосии соорудили также каменный двухэтажный корпус, водопровод и многое другое. На месте преставления праведного отрока Артемия, в деревне Ежемень вместо прежней ветхой часовни заложили новую с алтарем, трапезной и колокольней. Позднее ее обратили в храм. Архимандрит Феодосий закончил свой земной путь 5 мая (н.ст.) 1885 года и похоронен около Артемиевского храма. Большой вклад в развитие монастыря внес и архимандрит Виталий, который был здесь настоятелем 12 лет. При нем воздвигли 2-этажный каменный игуменский корпус. А также грандиозный собор, сооружение которого началось 17 сентября 1891 года. По своей богатой архитектуре и величию он являлся главным украшением монастыря. С наружной стороны храм был украшен иконами, писанными на полотне. Вокруг всего собора располагалась висячая галерея для крестных ходов, обнесенная решеткой. Внутри его находились золоченые иконостасы с иконами, написанными в строго византийском стиле известным художником Софоновым. На стенах - великолепная роспись. В окна вставлены изящные кованые решетки. Общая стоимость всего двухэтажного собора определялась в 100 000 руб. Грандиозная постройка храма была окончена в 1897 году.

http://sobory.ru/article/?object=10746

В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 23 июня (Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 270-282) помещена полиелейная служба А. В. (см. Знаки праздников месяцеслова ), под 20 окт.- тропарь и кондак из указанной службы (Минея (МП). Октябрь. С. 524). В Веркольском мон-ре ежедневно читается акафист святому. Ист.: Описание о российских святых. С. 157; Пролог. Сентябрь-февраль. М., 1685. Лит.: Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Каз., 1881. С. 183-187; Ключевский. Древнерусские жития. С. 323-324; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 62-64; Голубинский. Канонизация святых. С. 128; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 231; Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 249-261, 290-292; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2; Кн. 6; Савельева Н. В. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 365-376; Свято-Артемиев Веркольский монастырь. М., 2000. А. К. Сальников, Е. В. Романенко Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVIII в. (АМИИ) По описанию в иконописном подлиннике посл. четв. XVII в., А. В. «12 лет млад, в одной рубашке, в левой руце посох, в правой крест» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 142об.), в подлиннике XVIII в.: «Праведный отрок... иже со отцом своим Козьмою земледельцем и шед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы. А инде пишет в рубашке и в портах» ( Филимонов. С. 175). Одно из наиболее ранних изображений святого - в коротком белом хитоне и гиматии - сохранилось на иконе св. Василия Блаженного и А. В. в молении Спасу Еммануилу 20-х гг. XVII в. строгановского мастера (собрание П. М. Третьякова. ГТГ). На прорисях с икон XVII в. праведный отрок представлен прямолично, в рост, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, нередко в ряду избранных святых ( Маркелов. Т. 1. С. 125, 127, 135). Вместе со свт. Николаем он изображен на иконе сер. XVII в. (ГИМ), в центр к-рой врезан деревянный крест XVI в.; с мч. Уаром - на иконе ок. 70-х гг. XVII в. (ГТГ); со св. Иоанном Предтечей - на образе кон. XVII в. (ВГИАХМЗ). На поле иконы, среди избранных святых,- на образе «Распятие Христово» Леонтия Стефанова, 1679 г. (ГИМ); на нижнем поле иконы Божией Матери «Троеручица», XVII в. (ГИМ),- по пояс, с обращенными к зрителю ладонями.

http://pravenc.ru/text/76384.html

Лит.: Строев. Словарь. 1882. С. 355; [Смир-нов В. А.]. Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. 2. С. 241-248; 20152. С. 232-234; Никодим (Кононов), архим. Древнейшие архангельские святые и ист. сведения о церковном их почитании. СПб., 1901. С. 28-32; Савельева Н. В. Пинежская книжно-рукописная традиция XVI - 1-й четв. XVIII вв. и памятники местной лит-ры: АКД. СПб., 1992. С. 22-23; она же. Житийные памятники в пинежских рукописях//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 328; она же. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского мон-ря//Там же. 1999. Т. 51. С. 375-376; она же. Очерк истории формирования пинежской книжно-рукописной традиции. Описание рукописных источников//Пинежская книжно-рукописная традиция XVI - нач. XX в.: Опыт исслед. Источники. СПб., 2003. Т. 1. С. 31, 421-422, 657-658; Лавров А. С. Параскева Пятница и крестьянин Архип Поморцев//Мифология и повседневность: Мат-лы науч. конф. ИРЛИ, 24-26 февр. 1999 г. СПб., 1999. Вып. 2. С. 239-242; он же. Колдовство и религия в России: 1700-1740 гг. М., 2000. С. 181-184; Пащенко Е. В. Новый Архангельский патерик: Очерки о церковных подвижниках Архангельской обл. XIV-XX вв. Архангельск, 2001. С. 47-49; Есеева О. В. Святые Пинежское земли//Святые и святыни северорусских земель: (По мат-лам VII науч. регион. конф.). Каргополь, 2002. С. 63-65; Буланин Д. М., Савельева Н. В. Чудеса Параскевы Пиринемской//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 254-257; Панченко А. А. Иван и Яков - необычные святые из болотистой местности: «Крестьянская агиология» и религиозные практики в России Нового времени. М., 2012. С. 118-123. Н. В. Савельева Иконография В «книжице об обретении сих мощей и о чудесах от оных» есть сведения об облике П.: «…девическа лика, крестьянска рода» (Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. 2. С. 243; переизд.: Архангельск, 2015. С. 252, 457). Первоначально гробница П. стояла в Георгиевской часовне дер. Пиринемь на Пинеге, «где почивает тело праведные девы Параскевы» (ГААО.

http://pravenc.ru/text/2579012.html

По словам Николая Коняева, «Когда мы перечитываем произведения Фёдора Абрамова, даже хорошо известные, такие, как роман «Братья и сёстры» и «Две зимы и три лета», оказывается, что святой Артемий и его монастырь стоят в центре повествования, хотя прямо в глаза это не бросается. Например, в романе «Братья и сёстры» меняется настроение после того, как поднимается гроза над монастырём». Из статьи «Сюжет и жизнь» Абрамова, опубликованной в 1971 году в «Литературной газете»: «Я только что приехал в свою родную деревню и, как всегда, первым делом вышел на “горочки”, то есть на угор, на котором стоит наша деревня, полюбоваться цветущими лугами внизу, красавицей Пинегой, старинным белокаменным монастырём за рекой…» Белокаменный монастырь за рекой – монастырь Артемия Веркольского, и это на него первым делом по приезду в Верколу обращается взгляд писателя. «Перечитывая его книги, – подчёркивает Николай Коняев, – мы повсюду обнаруживаем незримое присутствие праведного отрока Артемия, точно так же как незримо присутствовал он на протяжении всего жизненного пути самого Абрамова. …Герои Фёдора Абрамова жили, когда ослабла генетическая православность, когда в результате интернационалистских экспериментов началось вырождение русского человека, и разве не об этом думал писатель, глядя на белокаменный монастырь за рекой, разве не об этом писал? …С величайшей правдивостью и необыкновенной художественной глубиной он сумел рассказать о русской, задыхающейся без православия душе…» Важной вехой в творчестве Абрамова стала повесть «Деревянные кони» (1970), действие которой происходит в его родных местах – на русском Севере, в Пинежье. Картины деревенского быта, любовно нарисованные в повести, напоминают о «деревянном и берестяном царстве», в котором прошло детство будущего писателя. Главной героине, старухе Василисе Милентьевне, Абрамов придал черты своей матери. В 1973 году повесть была инсценирована, по ней поставлен спектакль в Театре на Таганке (режиссер Юрий Любимов). …Несмотря на лауреатство, многие произведения Абрамова (как и у других писателей-деревенщиков!) проходили в печать нелегко, с цензурными купюрами, вызывая упрёки в сгущении мрачных красок. В связи с этим Николай Коняев размышляет: «…Почему Фёдор Абрамов отложил тогда “Чистую книгу”, понять нетрудно. Наверное, он ещё не готов был к тому, чтобы раскрыть неисчерпаемый в своей глубине образ святого праведного Иоанна Кронштадтского. (В “Чистой книге”, над которой Абрамов будет работать в последние годы жизни, центральным персонажем станет сказительница Махонька).

http://ruskline.ru/opp/2023/05/15/40_let...

25 . Старообрядчество в именах, терминах и понятиях//Там же. С. 54–63. 26 . Редкая житийная икона Артемия Веркольского из частного собрания//Кенозерские чтения–2011. Человек и среда: гармония и противоречия. Архангельск, 2012. С. 242–253 ( в соавторстве с Л. И. Вольфсоном ). 27 . Складывание церковных структур, начало монастырской традиции, перенесение реликвий, канонизация первых русских святых, книжная культура//Меч и златник: К 1150-летию Древнерусского государства. М., 2012. С. 218–222. 28 . Исторический музей//Православная энциклопедия. Т. 28. М., 2012. С. 8–16. 29 . Карабинович Григорий Максимович//Православная энциклопедия. Т. 30. М., 2012. С. 615–616. 30. Матвеев Даниил//Большая российская энциклопедия. Т. 19. М., 2012. С. 334. 31. Рахмановы: купцы-старообрядцы, благотворители и коллекционеры. М., 2013. 32. Юродивые в похвальных словах и службах русским святым//Юродивые в русской культуре/Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М., 2013. С. 156–169 (Труды ГИМ. Вып. 197). 33. Традиция составления Четиих Миней в старообрядческой среде// Slavia Orientalis . 2013. Т. 62. 1. S . 87–97. 34. Еще раз о посвящении престолов собора Покрова на Рву//Покровский собор в истории и культуре России. М., 2013. С. 49–56. 35. Жития севернорусских святых в составе Выговских Четиих Миней»//Святые и святыни Обонежья: Материалы всероссийской научной конференции «Водлозерские чтения–2013», посвященной 380-летию со дня преставления святого преподобного Диодора Юрьегорского, основателя Троицкого монастыря в Водлозерье (2–4 сентября 2013 года)/Отв. ред. А. В. Пигин. Петрозаводск, 2013. С. 66–73.   36. Художник и книгописец Иван Гаврилович Блинов//Русское искусство. 2013. 2. С. 124–129. 37. Старообрядчество в России ( XVII – XX вв.): Сборник научных трудов. Вып. 5. М., 2013. С. 9–14 ( отв. редактор, составитель ). 38. Почитание протопопа Аввакума в Выговской пустыни//Там же. С. 228–250. 39. Лексинский скрипторий в 20–30-е гг. XIX в.//Там же. С. 270–311 ( в соавторстве с Е. А. Агеевой ). 40. Памятники выговской иконописи первой половины XIX в. из частного собрания//Там же. С. 312–325.

http://sedmitza.ru/lib/text/9410377/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010