Когда мы раздумывали, с чего начать разговор на эту тему, нам вдруг пришел на ум эпиграф к роману Набокова: «Дуб – дерево. Роза – цветок. Олень – животное. Воробей – птица. Россия – наше отечество. Смерть неизбежна ( П. Смирновский . Учебник русской грамматики)». Скорее всего Набокову понравилось экстравагантное сочетание нескольких банальностей. Тем более что такая в некотором роде сюрреалистическая экстравагантность содержалась в хрестоматии по родной речи. Нас этот эпиграф тоже в свое время позабавил. Потому, наверное, и запомнился. Но сейчас мы привели цитату с другой целью – ради последнего трюизма. Действительно, смерть неизбежна, и сия трагическая неизбежность во все времена была одной из ключевых тем в жизни любого человека и любой человеческой цивилизации. Естественно, не претендуя на серьезное научное исследование, мы хотели бы поделиться некоторыми соображениями на эту тему. Христианство утверждает, что смерть – лишь переход из жизни временной в жизнь вечную. И наши благочестивые предки не просто имели теоретические знания об этом, но и заранее готовились к такому серьезному перемещению. «Избави мя от внезапной смерти…» Св. Артемий Веркольский (XVIII в) Внезапная смерть считалась, в отличие от представлений многих современных людей, отнюдь не предпочтительной, а наоборот. Французский историк и демограф Филипп Арьес (1914–1984) пишет в книге «Человек перед лицом смерти», принесшей ему широкую известность: «В Средневековье низкой и позорной была не только внезапная и абсурдная смерть, но также смерть без свидетелей и церемоний, как, например, кончина путешественника в дороге, утопленника, выловленного в реке, неизвестного человека, чье тело нашли на краю поля, или даже соседа, сраженного молнией без всякой причины… Это представление было очень древним» . «По мнению Гийома Дюрана, епископа Мендского (XIII в.), – продолжает Арьес, – умереть скоропостижно – значит “умереть не по какой-либо явной причине, но по одному только произволению Божиему”». В России похожие обычаи сохранялись и в более поздние времена. Утопленникам и удавленникам отказывали в погребении на кладбищах. Умерших внезапно на улицах или убитых в дороге хоронили в специальном убогом доме. К людям, сраженным молнией, отношение было тем более отрицательное. Это мы знаем из жития святого отрока Артемия Веркольского . Его вообще отказались предать земле. А чтобы тело не растерзали хищники, его прикрыли хворостом и берестою.

http://pravoslavie.ru/70634.html

В Петропавловской епархии прошел региональный этап XXIX Международных Рождественских образовательных чтений 21 декабря 2020 г. 12:01 15 декабря 2020 года в конференц-зале Правительства Камчатского края состоялось торжественное открытие регионального этапа XXIX Международных Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Перед открытием чтений архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор совершил молебен в храме праведного Артемия Веркольского Троицкого кафедрального собора г. Петропавловска-Камчатского. В этом году в связи со сложной эпидемиологической обстановкой открытие регионального этапа прошло в смешанном очно-дистанционном формате. Желающие могли в режиме онлайн посмотреть прямую трансляцию на УоиТиве-канале . В общей сложности в мероприятии приняли участие около 400 человек. В конференц-зале присутствовали: губернатор Камчатского края В.В. Солодов, вице-губернатор Камчатского края П.Е. Ясевич, заместитель председателя Правительства Камчатского края В.И. Сивак, заместитель командующего Войсками и Силами на Северо-востоке Российской Федерации по работе с личным составом С.А. Кореневич, директор филиала Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Камчатка», председатель Общественной палаты Камчатского края А.В. Костылев, представители духовенства, общественных организаций, министерств и ведомств, Вооруженных сил. Форум открыл архиепископ Феодор, обратившийся к собравшимся с приветственным словом . «Тема нынешнего обсуждения связана с личностью великого русского святого — благоверного великого князя Александра Невского. Полководец, государственный деятель, политик, дипломат, очень почитаемый в народе русский святой. В 2021 году мы отметим 800-летие со дня его рождения», — отметил архипастырь.  В своем слове архиерей, в частности, подчеркнул: «Невозможно воспитать подрастающее поколение, не опираясь на примеры. Благоверный князь прожил недолгую жизнь, но его имя навеки осталось в исторической памяти народа. Многого он достиг в молодом возрасте. В среде подростков всегда востребован образ героя, которому подражают, берут пример. В этом контексте велик образовательный потенциал жития князя Александра для молодежи». «Искренне благодарю всех, кто принял участие в организации форума. Несмотря на условия ограничений и профилактических мер, благодаря поддержке губернатора и Правительства Камчатского края мы смогли вовлечь в мероприятия этом году еще большее количество участников. Программа мероприятий регионального этапа также остается насыщенной и представлена в различных направлениях», — сказал в завершение владыка Феодор, пожелав всем успешной и плодотворной совместной работы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Добрые вести Православия: конец июня 2007 г. Пришедшие из Греции, Сербии, Болгарии, ЮАР и России новости связаны с успехами православной миссии, кинематографа, а также перенесением святынь, которые стали возможны после падения коммунистической власти в странах с традиционно православным населением. Изменено содержание спорного учебника по истории Греции Некоторое время назад стало известно о скандале в Греции, связанном с содержанием нового школьного учебника по истории страны для 6-го класса. Учебник критиковали не только консервативные круги Греции, но и Элладская Православная Церковь. Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул заявил, что в книге игнорируется вклад Церкви в историю Греции, а исторические факты искажаются ради хороших отношений с Турцией. То, что в новом учебнике есть «значительные лакуны, недостатки и искажения», признал и заместитель министра образования страны Георгиос Калос. К учебнику негативно отнеслись и на Кипре, указав на тенденциозные «политкорректные» искажения при рассказе о турецком вторжении и оккупации севера острова в 1974 году. Обеспокоенность содержанием нового учебника выражал и митрополит Пафский Георгий, представляющий Священный Синод Кипрской Православной Церкви по вопросам образования. И вот наконец стало известно, что правительство Греции вняло голосу Церкви: по словам премьер-министра страны г-на Караманлиса, содержание спорного учебника будет совершенно изменено . Хорошая новость, показывающая, что Церковь может успешно отстаивать правду перед лицом наступающей секуляризации и навязываемого западом мировоззрения. Хотелось бы, чтобы греческое правительство и в других вопросах так же прислушивалось к голосу Церкви. В Архангельске вышел фильм о святом Артемии Веркольском Фильм «Святой отрок», созданный по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона режиссером А. Рябовым, рассказывает о житии святого праведного Артемия. Идея фильма возникла в июле 2004 года. Работа над сценарием, монтаж и съемка продолжались на протяжении трех лет. К концу 2006 года фильм был снят. Деятельную помощь оказал идейный соавтор картины настоятель Свято-Троицкого храма села Кречетово (Каргопольский район Архангельской области) иерей Владимир Логинов.

http://pravoslavie.ru/5018.html

Закрыть itemscope itemtype="" > " Северяне должны возродиться духовно " 22.10.2007 466 Время на чтение 9 минут Если мы не возродим Православие на нашей земле, то мы не сможем жить достойно звания человека. Как бы тяжело нам не жилось, мы всегда должны помнить о своих исторических корнях, о своих благочестивых предках, о том, какими духовно сильными они были. Ведь слово " помор " раньше означало " сильный духом " . " Кто в море не хаживал, тот Богу не моливался " - говорили наши деды и прадеды. И если мы не сумеем возродить былую силу духа, мы просто погибнем. А дух зиждется на вере, вере в Бога... Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон - Уважаемый Владыка, Вы совершили достаточно много поездок по Архангельской епархии этим летом, расскажите, каких результатов на духовной ниве удалось достичь? - Да, каждый год в летний период мы стараемся посетить как можно больше дальних приходов разных благочиний епархии, для того чтобы пообщаться с людьми, руководителями территорий, совершить богослужение. Наша главная задача - почувствовать, чем живет наш народ, наши северяне. Много самых разных впечатлений. Прежде всего, посещая дальние районы, где не так часто удается бывать, я заметил, что люди сильно изменились в духовном отношении. Взять, например, Пинежский район, последний раз мы были там два года назад, но уже видны духовные изменения. Мы совершили богослужение в дни памяти святого праведного Артемия Веркольского в монастыре святого отрока, совершили освящение нового храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Карпогорах. Я был приятно удивлен числу людей пришедших на освящение. Когда-то, в начале организации прихода, лет десять назад, пришло 10-12 человек. Люди были совсем не подготовлены, не знали, как правильно обратиться к священнику, не знали, кто такой епископ. Сейчас же на освящении было около 300 человек, много детей, молодых людей. Люди понимали, что за момент переживают. Мы совершили также богослужение на родине святого праведного Иоанна Кронштадского в селе Сура. Затем посетили пять населенных пунктов, среди которых деревня Сосновка - где уже несколько лет действует приход.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Телефонное доверие Своим опытом телефонного доверия делится директор социального реабилитационного центра для детей и подростков «Красносельский» (Москва) Олег АЛЕХИН. 1 октября, 2010 Своим опытом телефонного доверия делится директор социального реабилитационного центра для детей и подростков «Красносельский» (Москва) Олег АЛЕХИН. Когда в отношениях детей и родителей нужен «разводящий»? У родителей-противников прав детей детский телефон доверия вызывает страх: именно здесь, по их мнению, рождаются Павлики Морозовы. Разве можно жаловаться на своих родителей? Даже если они не правы? Своим опытом телефонного доверия делится директор социального реабилитационного центра для детей и подростков «Красносельский» (Москва) Олег АЛЕХИН. Олег Николаевич АЛЕХИН - директор социального приюта для детей и подростков «Красносельский».  СПРАВКА: Олег АЛЕХИН родился в 1963 году. Окончил Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище. Военный разведчик, участник войны в Афганистане, первой чеченской кампании. В 1998 году окончил Военную академию им. Фрунзе. С 2002-го по конец 2003 года работал заместителем директора по воспитательной работе Третьего московского кадетского корпуса налоговой полиции. Подполковник запаса. Женат, имеет двоих сыновей. Младший работает в центре «Красносельский». С февраля 2004 года директор социального приюта для детей и подростков «Красносельский».   СПРАВКА-ТЕЛЕФОН 607-17-19 и 975-27-50 — круглосуточный телефон доверия для детей и подростков (филиал Городской круглосуточной мобильной службы экстренной помощи несовершеннолетним) в центре «Красносельский». Работает с 2008 года. На звонки отвечают психологи, в случае необходимости социальный работник и фельдшер выезжают к ребенку в указанное им место. Если возникает необходимость, ребенка отвозят в центр и о его местонахождении тут же сообщают родителям. Центр окормляет духовенство храма Всех Святых в Красном Селе. В мае 2010 года был освящен домовый храм в честь святого праведного Артемия Веркольского.

http://pravmir.ru/telefonnoe-doverie/

Феномен детской святости Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София Изучение агиографической (житийной) литературы – излюбленного чтения наших предков – является средством постижения духовной жизни народа. Как пишет замечательный русский философ и историк Георгий Федотов, “в допетровские времена сложился архетип духовной жизни русского народа, ставший идеалом для всех последующих поколений”. История русской святости начинается со святых страстотерпцев Бориса и Глеба, затем к ним присоединяются монахи, святители, далее князья, прославленные своим общественным и религиозным служением. Наконец, XV–XVI века ознаменованы новым типом подвижничества, которого не знало католическое христианство, это подвиг юродства. В русской православной традиции, на наш взгляд, существует еще один особый тип святости, не привлекший внимание исследователей, – это чин детской святости, который составляют особо почитаемые, канонизированные церковью или местно чтимые дети (младенцы до 7 лет и отроки до 15 или до 18 лет). В этом контексте несомненный интерес представляют жития в части описания детских и юношеских лет будущих святых/Жития Святых Святителя Дмитрия Ростовского. Репр. изд. Козельск, 1992/. Кто они – святые дети? Среди них есть князья, такие, как юный князь Феодор Новгородский, умерший в 16 лет при загадочных обстоятельствах. Есть и монахи – двенадцатилетний инок Иоасаф, умерший в 17 лет в монастыре, благословляя всех братьев-монахов как отец. Были среди них юродивые Христа ради: Иаков Боровичский, Иоанн Устюжский и др. Особое религиозное благоговение питалось в народе к детям, погибшим насильственной смертью, что приближает их к русским страстотерпцам и мученикам: это царевич Димитрий, зарезанный в Угличе, отрок Гавриил Слуцкий – жертва ритуального убийства, младенец Иоанн Углический, убитый работником отца, Василий Мангазейский, также погибший от рук мучителя и убийцы. Совершенно особняком стоит житие святого отрока Артемия Веркольского – крестьянского мальчика из глухой деревни в Архангельской губернии, в 12 лет убитого молнией, канонизированного в XVII в..

http://pravoslavie.ru/67.html

«Церковь – это не стены. Церковь – это люди». Интервью епископа Петропавловского и Камчатского Артемия Господь говорит: у вас волос на голове весь сочтен. А у нас маловерие. Пойду, аборт сделаю, иначе не прокормить ребенка. Забыли мудрость: если Бог дает дитя, то и на дитя даст, и путь еще покажет, как его воспитать. Мы должны рожать детей! Знаете арифметику: двое детей – это ноль. Воспроизведения нет никакого. У Паисия Святогорца спросили: Геронта, как понять заповедь – плодитесь и размножайтесь? А он отвечает: ну, если четверых родили – ползаповеди выполнили. Ну а если пятерых и больше — то и вторая половина исполнена… 14 ноября, 2013 Господь говорит: у вас волос на голове весь сочтен. А у нас маловерие. Пойду, аборт сделаю, иначе не прокормить ребенка. Забыли мудрость: если Бог дает дитя, то и на дитя даст, и путь еще покажет, как его воспитать. Мы должны рожать детей! Знаете арифметику: двое детей – это ноль. Воспроизведения нет никакого. У Паисия Святогорца спросили: Геронта, как понять заповедь – плодитесь и размножайтесь? А он отвечает: ну, если четверых родили – ползаповеди выполнили. Ну а если пятерых и больше — то и вторая половина исполнена… «И мы, священнослужители, должны к ним идти», – продолжает епископ Петропавловский и Камчатский. И идут ведь! Без малого уже два десятка лет, со времени образования нашей епархии в феврале 93-го,  люди, когда-то принявшие сан,  несут нам вечное Слово. О спасении  и любви, о мире и доброте…  О том, что позволительно и  о том, что преступно нельзя. Это Слово такое же живое, как и в 19 веке, при святителе Иннокентии. Такое же мудрое, как и в начале прошлого века  при епископе Несторе. Такое же ясное, как и годами раньше у нынешнего митрополита Хабаровского Игнатия.  И такое же чёткое, стройное как сегодня у Владыки Артемия.  — Владыка, известно, что Вы окончили Санкт-Петербургский военно-транспортный университет. А что было дальше, на пути к полуострову Камчатка? — Служба в Алма-Ате. В 1992 г. я был уволен в запас в звании капитана по сокращению штатов. Потом года три трудился на строительстве храма в честь Рождества Христова в том же городе. В 95-м стал послушником Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря села Введенье Шуйского района Ивановской области, а затем  рукоположен во диакона  и после во иерея. Через какое-то время архиепископом Амвросием был пострижен в монашество с наречением имени Артемий в честь праведного Артемия Веркольского.

http://pravmir.ru/cerkov-eto-ne-steny-ce...

Ярославль. Церковь Донской иконы Божией Матери в Донской Слободе. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня иконы Божией Матери Донская на Донском кладбище Кирпичая церковь в духе провинциальных памятников 1-й пол. XVIII в. Построена в 1741 при помощи фабрикантов Затрапезновых. Одноглавый четверик с трапезной и столпообразной шатровой колокольней, трапезная выстроена вновь в 1899 на средства А.А. Карзинкина. Приделы в трапезной Артемия Веркольского и Никольский. Закрыта окончательно в 1935. Перестроена до исчезновения, остатки стен здания включены в новый производственный корпус. Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. Ярославль, 2008, с. 516-519 Деревянная часовня на кладбище Донской слободы, у кладбищенских ворот. Была приписана к слободской Донской церкви. Сломана в 1935 г. Время основания Донской слободы относится к середине XVII века. Сначала здесь был построен деревянный храм. Таковой Донская церковь изображается на гравюре Ростовцева 1731 года. Первое упоминание о церкви относится к 1699 году. В летописце Николо-Мельницкой церкви говорится о кончине посадского Иоанна Федосеева, в погребении которого приняли участие священнослужители большинства Закоторосльных храмов " Села Бутырок церкви пресвятой Богородицы Донской " . В 1741 году строится каменный храм. Его устроителями являлись прихожане «при содействии архимандрита Спасского монастыря Рафаила и наследников мануфактур-советника Ивана Затрапезнова». Старостами церкви всегда являлись владельцы мануфактуры. В конце XIX века церковь перестраивается. Последним старостой был Александр Карзинкин, один из членов директоров Правления Товарищества ЯБМ, он и выделил деньги на перестройку. Всего он вложил около 50 тыс. рублей. Приход Донской церкви составляли жители окрестных деревень. Известно, что в XIX веке к приходу относились деревни: Творогово, Зверинец, Титовская, Пеньки, Осовая, Сабельницы, Берёзовка. Это можно проследить на карте Ярославля 1860 года. Возможно в XVIII в. появляются два придела. Один в честь Николая Чудотворца, второй придел в честь Святого Артемия Веркольского.

http://sobory.ru/article/?object=20766

Артемий, епископ Таганрогский, викарий Ростовской епархии (Кузьмин Артем Андреевич) Дата рождения: 12 мая 1983 г. Дата хиротонии: 28 августа 2020 г. Дата пострига: 17 марта 2012 г. День ангела: 2 ноября Страна: Россия Биография: Родился 12 мая 1983 г. в с. Войница Локачинского района Волынской области Украины в семье военнослужащего. Крещен в 1988 г. в Воскресенском соборе г. Фрунзе (ныне Бишкек, Киргизия). В 2000 г. окончил среднюю общеобразовательную школу 1 г. Острова Псковской области. С 13 лет алтарничал в Свято-Троицком храме г. Острова. В 2001-2009 гг. — старший алтарник подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Высоко-Петровского монастыря г. Москвы. В 2009-2011 гг. — иподиакон  епископа Зарайского Меркурия . В 2005 г. окончил экономический факультет Российского православного университет св. Иоанна Богослова (квалификация «Экономист» по специальности «Национальная экономика»). В 2005-2008 гг. обучался в аспирантуре Московского экономического института по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством». В 2006-2009 гг. — руководитель отдела маркетинга в издательстве «Евразия Экс-пресс». В 2009-2012 гг. — сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации (занимаемые должности — главный делопроизводитель, заведующий канцелярией службы документооборота и информатизации, заместитель председателя отдела — руководитель службы документооборота и информатизации). 3 декабря 2011 г. в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием пострижен в рясофор с именем Артемий в честь прав. Артемия Палестинского, 4 декабря рукоположен в сан иеродиакона, 7 декабря — в сан иеромонаха с возложением наперсного креста. 7 декабря 2011 г. назначен настоятелем домовой церкви иконы Божией Матери «Знамение» Архиерейского подворья г. Ростова-на-Дону. С 2011 г. — секретарь Епархиального управления Ростовской епархии . 17 марта 2012 г. в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря г. Москвы митрополитом Ростовским Меркурием пострижен в мантию с именем Артемий в честь праведного Артемия Веркольского.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5609350...

Артемий, митрополит Хабаровский и Приамурский (Снигур Александр Николаевич) Дата рождения: 5 сентября 1962 г. Дата хиротонии: 10 апреля 2011 г. Дата пострига: 31 марта 1996 г. День ангела: 6 июля Страна: Россия Биография: Родился 5 сентября 1962 г. в г. Днепродзержинске. В 1984 г. окончил Санкт-Петербургский военно-транспортный университет и направлен в г. Алма-Ату. В 1992 г. уволен в запас в звании капитана по сокращению штатов. В 1992-1995 гг. трудился на строительстве храма в честь Рождества Христова г. Алма-Аты. В 1995 г. стал послушником Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье Шуйского района Ивановской области. 17 декабря 1995 г. в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием рукоположен во диакона. 11 февраля 1996 г. в Благовещенском храме г. Кинешмы архиепископом Амвросием рукоположен во иерея. 31 марта 1996 г. в Казанском храме Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье Шуйского района Ивановской области архиепископом Амвросием пострижен в монашество с наречением имени Артемий в честь праведного Артемия Веркольского (пам. 23 июня/6 июля). 4 ноября 1996 г. командирован в Новосибирскую епархию для активизации миссионерского служения и укрепления монашества в сибирском регионе. 20 марта 1997 г. назначен инспектором по храмовому строительству Новосибирской епархии. 17 июля 1997 г. утвержден наместником новообразованного Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Малоирменка Ордынского района Новосибирской области (в 1998 г. монастырь переведен в с. Козиха Ордынского района Новосибирской области). 19 февраля 2004 г. назначен председателем архитектурного отдела Новосибирской епархии. В 2004 г. окончил Московскую духовную семинарию (заочно). В 2008 г. окончил Московскую духовную академию (заочно). Нес послушания помощника управляющего епархией по общим вопросам; руководителя епархиального отдела по архитектуре, строительству и земельным вопросам; наместника мужского монастыря во имя Архистратига Михаила с. Козиха Ордынского района Новосибирской области.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198709...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010