А безотцовщина? Трудно даже вообразить, что всё это пало на плечи русской женщины – очаг домашний, тепло домашнее, песня – всё это теплилось и взрастало новое поколение прежде всего вокруг женщины, это нельзя забывать никогда. И, конечно же, русская баба, русская женщина достойна самых великих памятников. Я верю, я надеюсь, что у нас, наряду с монументальными образами, появятся памятники, когда на пьедестал шагнет простая, всем знакомая русская женщина – мать». Признанный годным к нестроевой службе, с июля 1942 года Абрамов был заместителем командира роты в 33-м запасном стрелковом полку в Архангельском военном округе, с февраля 1943 года – помощником командира взвода Архангельского военно-пулемётного училища. Демобилизован осенью 1945 года. «Я из числа счастливейших, – говорил Фёдор Александрович, вспоминая войну. – Ушёл на фронт добровольцем с третьего курса Ленинградского университета, в сентябре – декабре сорок первого был дважды ранен (второй раз в ноги – тяжело), в феврале сорок второго вывезен через Ладогу в тыл. На всю жизнь запало, что “крупно повезло”». Может быть, будущего писателя спасла и сохранила ладанка, данная матерью Фёдору, когда он уходил на фронт?! Да предстательство перед Господом святых земляков – праведных Артемия Веркольского и Иоанна Кронштадтского?! После Великой Отечественной Абрамов завершил высшее образование – окончил с отличием филологический факультет Ленинградского государственного университета (1948) и поступил в аспирантуру ЛГУ. Во время учёбы он познакомился со своей будущей супругой Людмилой Владимировной Крутиковой-Абрамовой (1920–2017), впоследствии – литературным критиком. В 1951 году Абрамов защитил кандидатскую диссертацию по творчеству М. А. Шолохова. В 1951-1960 годах был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ. …Фёдор Абрамов восхищался Ленинградом, но каждое лето неизменно стремился на Пинегу. Он говорил: «Я не могу жить, не могу писать, если не вдохну воздуха родного края, не пройдусь по родной земле, не увижусь с родными и близкими мне людьми».

http://ruskline.ru/opp/2023/05/15/40_let...

В виду древности собора следовало бы ожидать, что в нём много древних церковных вещей, но, к сожалению, таких вещей к настоящему времени сохранилось немного. Эти замечательные по своей древности предметы следующие: 1) напрестольный крест серебряный, чеканной работы, по краям позлащённый, с передней стороны был обложен иранским жемчугом в один ряд; в нём, как значится по надписям на обратной стороне, находится 12 частей от мощей разных святых, а именно, части свв. мощей: «апостола Андрея Первозванного, евангелиста Марка, апостола Варнавы , пророка Даниила, Гурия Казанского Чудотворца, Василия Великого , Праведной Анны, царя Константина, Феодора Стратилата, мучеников иже в Севастии, преподобного Александра Свирского , преподобного Даниила». На нижнем роге той же стороны чеканная надпись: «построен этот Животворящий Крест Господень в соборную церковь Пресвятой Троицы на Верхотурье, пожаловал Великий Государь Царь и Великий Князь Алексий Михайлович, вся России Самодержец»; 2) второй крест гладкий, с изваянными на нём изображениями, и по построению своему представляется древнейшим первого. Впрочем известно, что и этот крест есть дар царя Алексея Михайловича, присланный с протоиереем Иваном Михайловым. В нём, как видно по надписям с исподней стороны, вложены части свв. мощей: «апостола Андрея Первозванного, Артемия Веркольского Чудотворца, свв. бессеребренников Космы и Дамиана, св. мученика Кира, св. мученика Иоанна, св. мученика Ореста, св. муч. Иоанна, нового Чудотворца, св. муч. Параскевы и Феодосии девицы»; 3) кадило серебряное, вновь позлащённое, чеканной работы, древней фигуры, на четырёх цепях, кроме поддерживающей верхнюю часть его. На верхней части кадила чеканная надпись: «это кадило построил в Соборную церковь Пресвятой Живоначальныя Троицы, что на Верхотурье, пожаловал Великий», (на нижней): «Государь Царь и Великий Князь Алексий Михайлович всея России Самодержец 7148 (1640) при протопопе Иоанне Михайлове»; 4) кадило серебряное, без пробы, древней работы, весом 1 ф. 67 дол., на длинных пяти цепочках; 5) Образ Живоначальной Троицы на деревянной доске, с серебряным по краям гладким окладом; лики ангелов, Авраама и Сары окружены серебряными венцами чеканной работы под золотом; в длину икона имеет 8, в ширину 7 четвертей. Образ этот стоит за правым клиросом, в главном храме, в особом киоте. На этой иконе внизу надпись:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Н. В. п. хранились мн. святыни, переданные в обитель частными лицами, в т. ч. икона преподобных Зосимы и Савватия в серебряном вызолоченном чеканном окладе с частицами мощей (вклад П. А. Ельчаниновой 1783 г.), Донская икона Божией Матери в серебряном вызолоченном чеканном окладе (вклад И. М. Голенищевой-Кутузовой 1818 г.), икона Воскресения Христова в серебряном чеканном окладе с частицами ризы Пресв. Богородицы, мощей св. Иоанна Предтечи, вмц. Варвары, мч. Иоанна Воина и прав. Артемия Веркольского (вклад В. С. Понафидина 1838 г. по своей дочери схимон. Марии), икона Покрова Пресв. Богородицы в серебряном чеканном окладе (вклад А. В. Подчертковой 1843 г.). В обители также хранились серебряный вызолоченный потир (вклад кнг. И. С. Щербатовой), напрестольное печатное Евангелие (1841) в полном серебряном вызолоченном чеканном окладе с клеймовыми изображениями из финифти (вклад московского купца, потомственного почетного гражданина, коммерции советника Н. П. Синебрюхова 1846 г.). Как святыня в Н. В. п. почитался поясной портрет основателя обители мон. Иоиля, поскольку на протяжении XVIII-XIX вв. сложилось его почитание как местного святого. Архитектура Первая деревянная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделом во имя святых Зосимы и Савватия была построена, вероятно, во 2-й пол. XVII в., перевезена на остров из неизвестного населенного пункта, но вскоре обветшала. В 1728 г. мон. Иоиль подал прошение о разрешении построить вместо ветхой деревянной каменную ц. во имя Св. Живоначальной Троицы с 2 приделами (Там же. С. 9). Разрешение было утверждено указом Синодального казенного приказа от 23 марта 1728 г. За неимением достаточных средств строительство храма растянулось более чем на 20 лет: правый придел Покрова Пресв. Богородицы освящен 2 дек. 1738 г., левый, во имя преподобных Зосимы и Савватия,- в 1748 г. игуменом Ниловой пуст. Михаилом, а главный престол - 6 февр. 1753 г. Над зап. входом в церковь была устроена каменная колокольня (к сер. XIX в. на ней имелось 10 колоколов, самый большой весил свыше 704,3 кг). Под алтарем находилось захоронение основателя обители. В 1774 г. проведен ремонт храма, при котором был полностью перестроен и расширен Покровский придел, новое освящение главного престола и придела совершил 1 окт. того же года игумен Ниловой пустыни Феодосий (Буйков). В 1776 г. благодаря финансовой помощи осташковского купца Т. Пимешкова был возобновлен и вновь освящен игум. Феодосием придел во имя преподобных Зосимы и Савватия (в 1819 вновь перестроен и расширен).

http://pravenc.ru/text/2577881.html

И он, Афонасей, ево, Иякова, за то, бив кнутом, жжег до смерти. И к моему протопопову зимовью мертваго кинул под окошко, что он, Ияков, на пытке творил Исусову молитву… А иные ево Афонасьевы, ругательства сказать странно и страшно: при смерти их и причащать мне не давал, и пречистыя тайны у меня отнял и держал у себя в коробке» . По меньшей мере странно, что «светленький», обличая пренебрежение Пашковым своих обязанностей по организации церковной службы, ничего не велит передать командиру экспедиции об исправлении его духовного состояния – о покаянии. Не исключено, что Аввакум в каких-то случаях «сгущает краски», выставляя виновником во всем исключительно воеводу. Устойчивая «кровожадность» Пашкова несколько блекнет после аввакумовых упоминаний о том, что воевода, осознав содеянное, «задумався и плакать стал» , «стал… тужить» по нему и оказывал ссыльному священнику и его семейству милость ; к этой же категории можно отнести знаменитое высказывание протопопа: «Десеть лет он меня мучил или я ево – не знаю; Бог разберет в день века» . На основании сопоставления различных вариантов Жития Аввакума с Прянишниковским списком в изображении Афанасия Пашкова Н.С. Демкова заключает, что «в текстах редакций А и В можно отметить явную тенденцию к усилению черт злодейства в облике Пашкова» . Что интересно, имеется информация о жизни и деятельности Афанасия до его назначения в Сибирь. Будучи Кеврольским и Мезенским воеводой он «примерно в 1635 году» стал «первым ктитором и основателем» Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря. «По молитвам к праведному отроку,– читаем в истории обители,– выздоровел… смертельно больной сын… воеводы Афанасия Пашкова – Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий» . Из всего этого можно сделать вывод, что, при всей крутости нрава, безбожником Пашков не был. Впрочем, последние замечания не устраняют противоречий рассматриваемого сверхъестественного явления. Дальнейшее знакомство с чудесными событиями в жизни протопопа Аввакума напрямую связано с церковной реформой.

http://bogoslov.ru/article/4789778

Ияков Красноярской молыл: " Только бы-де воевода по государеву указу ехал прямою дорогою, и мы бы-де нужи такие не терпели " . И он, Афонасей, ево, Иякова, за то, бив кнутом, жжег до смерти. И к моему протопопову зимовью мертваго кинул под окошко, что он, Ияков, на пытке творил Исусову молитву... А иные ево Афонасьевы, ругательства сказать странно и страшно: при смерти их и причащать мне не давал, и пречистыя тайны у меня отнял и держал у себя в коробке» . По меньшей мере странно, что «светленький», обличая пренебрежение Пашковым своих обязанностей по организации церковной службы, ничего не велит передать командиру экспедиции об исправлении его духовного состояния - о покаянии. Не исключено, что Аввакум в каких-то случаях «сгущает краски», выставляя виновником во всем исключительно воеводу. Устойчивая «кровожадность» Пашкова несколько блекнет после аввакумовых упоминаний о том, что воевода, осознав содеянное, «задумався и плакать стал» , «стал... тужить» по нему и оказывал ссыльному священнику и его семейству милость ; к этой же категории можно отнести знаменитое высказывание протопопа: «Десеть лет он меня мучил или я ево - не знаю; Бог разберет в день века» . На основании сопоставления различных вариантов Жития Аввакума с Прянишниковским списком в изображении Афанасия Пашкова Н.С. Демкова заключает, что «в текстах редакций А и В можно отметить явную тенденцию к усилению черт злодейства в облике Пашкова» . Что интересно, имеется информация о жизни и деятельности Афанасия до его назначения в Сибирь. Будучи Кеврольским и Мезенским воеводой он «примерно в 1635 году» стал «первым ктитором и основателем» Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря. «По молитвам к праведному отроку,- читаем в истории обители,- выздоровел... смертельно больной сын... воеводы Афанасия Пашкова - Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий» . Из всего этого можно сделать вывод, что, при всей крутости нрава, безбожником Пашков не был.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Кроме того, в храме Григория Богослова сохраняется часть мощей св. Артемия Веркольского, а в числе старинных икон обращают на себя внимание: огромный образ Спасителя из упраздненной в XVII веке Спасской пустыни и образ Божией Матери «Неопалимыя Купины». С 1886 года в храме находится копия с чудотворного животворящего креста Господня, явленного при Ростовском архиепископе Дионисии, 29 мая 1423 года, в Никольском погосте, Ростовского уезда. Крест помещается в первой части Григорьевской церкви в углу у окна, под резною вызолоченною сенью. Изображение распятого Спасителя сделано во весь рост человека, по сторонам стоят изображения Божией Матери и Иоанна Богослова. Все фигуры воспроизведены художественно и производят неотразимое впечатление. Св. крест пожертвован Ростовским обществом взаимного от огня страхования недвижимых имуществ. 21 Подлинные царские врата в Иоанно-Богословскую деревянную церковь были принесены из храма Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря; на них находится следующая надпись: «Лета 7070 г. месяца августа 29 дня, на память усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, совершены двери сия в дом Богоявлению Христа Бога и Чудотворцу Айрамию, в Ростове, при благоверном царе и великом князе Иоанне Васильевиче всея Руссии, при архиепископе Ростовском Никандре, при архимандрите Богоявленском Ионе. Резал инок Исаия». 22 Св. Григорий Пельшемский, из рода Галичских дворян Лопотовых, в ранней юности принял пострижение в Ростовском Затворе (около 1400 года); был настоятелем Спас-Песковского и архимандритом Богоявленского Авраамиева монастырей в Ростове, но, тяготясь настоятельством и чувствуя неодолимое влечение к безмолвной жизни, удалился в дебри вологодские, и на берегу реки Пельшемы основал обитель, впоследствии Богородицкий Пельшемский монастырь, где теперь под спудом и почивают мощи святого основателя. Читать далее Источник: Ростовский кремль в описаниях Ан. Ал. Титова : С портр. авт. и рис. - Изд. В.А. Талицкого - Москва : Печ. А.И. Снегиревой, 1912. - VI, 87 с., 1 л. портр. : ил. (Предисл.: В. Т[алицкого]).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Кстати, изучив проект, я понял, что далеко не во всем с ним согласен. Пришлось настаивать на внесении целого ряда изменений. Во-первых, было необходимо увеличить собор. «Владыка, — возражают мне. — У нас и так денег нет, а вы его увеличили». Но мои предложения относятся только к локальным конструктивным изменениям. Часть объема переходит из нижнего храма в верхний. После долгих размышлений я отказался от актового зала. Всё-таки мы живем на Севере. Нам нужны зимний и летний храмы. В зимнем меньше людей собирается, он теплый. Верхний храм будет огромный, и понятно, что протопить его никаких денег не хватит. Служить будем каждый день, но народа в будни в храме не так много. Думаю, что это всё еще последствия атеизма, который как каток прошел по нашей земле. Только за 15 лет с 1918 по 1933 год в Архангельской епархии закрыли и разрушили 250 церквей. Старожилы говорят: «Православных не просто сажали в тюрьмы и уничтожали, само православие ненавидели и везде высмеивали». — Вы говорите о борьбе с православием как государственной политике? — Вот простой пример. Прошлым летом я служит на празднике праведного Артемия Веркольского. После всенощного бдения я выхожу из храма — такой замечательный, солнечный вечер — и говорю: «Господи, какая красота! Каким же Веркольский монастырь был в годы расцвета?» Стоит рядом дед и говорит: «Владыка, а я помню, какой это был монастырь! До войны он сохранился полностью. Там коммуны были, еще что-то, но кресты с куполами стояли, и их не трогали. И вот после войны стали ломать кресты. Накинули веревку, к реке вышли, матюгаются, ломают кресты. Бабушки плачут, стоят на коленях, а я был еще пацаном. У меня отец погиб на фронте. Мама одна воспитывала. Я принес в школу Евангелие, у меня его нашли, увидели, то ли оно как-то выпало. Меня вызвали в учительскую, поставили в углу, я два часа простоял. Потом собрались педагоги и стали говорить: «В нашем селе выродок появился. Нужно его с матерью выселить из нашего села!» А выселить — это что? Куда? Мать страшно напугалась, все напугались. Вот какое отношение было к верующим». Когда он это рассказал, я понял, как же здесь было трудно.

http://e-vestnik.ru/church/glavnoe_bogat...

Неск. лет в новгородском Кирилловом мон-ре находился «под началом» осужденный в 1616 г. Вологодский архиеп. Нектарий , в то время как шли «сыски» с целью установить степень его виновности. В грамоте в мае 1621 г. М. сообщалось, что патриарх Филарет «по… соборному совету и по последнему сыску… разрешил и благословил (Нектария.- И. У.) святительская вся действовати и Божественную литоргею служити». М. перевел Нектария на Троицкое подворье, и вскоре архиепископ отправился в Москву (ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Смесь. С. 8-10). По мнению Л. А. Дмитриева , после 1618 г. М. написал Житие прав. Артемия Веркольского († 1545) со сказанием о его посмертных чудесах, к-рые с 1605 г. записывались со слов самих исцеленных. Известны 2 частных письма М. В послании от июня 1618 г. воеводе кн. Д. М. Черкасскому М. просил позаботиться о софийских детях боярских, посланных «на перемену» на государеву службу (Грамотки XVII - нач. XVIII в. М., 1969. 458. С. 283). В недатированном (ок. 1620-1621 г.) письме патриарху Филарету, содержащем мнение М. о пещном действе , митрополит отмечает: «...да была, государь, у нас речь, как мы все были на Москве, о пещном действе. И ты, государь, о том, что нам укажешь, а нам мнитца, что опрочь позору ничево» (НИОР СПбИИ РАН. Ф. 171. Пер. 1. 25. Стб. 141-143). Сохранились документы формального характера, составленные М. и имеющие следы его авторской правки: отписка воеводе Чихачёву (1614), благословенная грамота диак. Онисифору (1618), послание к правосл. духовенству в Корелу (1619). В окружной грамоте от 5 февр. 1626 г. игумену Тихвинского мон-ря Вассиану о бракосочетании царя с Евдокией Лукьяновной Стрешневой М. предписывал «соборно и келейно» молиться «о царском здоровье и плодовитости», а также посылать к царю «с образы и с дары… из монастырей старцов или слуг... а сами б игумены для дальнего пути с образы и с дары не ездили» (ААЭ. Т. 3. 169. С. 247-248). Будучи на Новгородской кафедре, М. живо интересовался внутренними делами и монашеским бытом насельников Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря . Известно о 5 грамотах М. по данным вопросам в обитель ( Крушельницкая Е. В., Тутова Т. А. Старцы Соловецкого мон-ря XVI в. по упоминаниям в грамотах ризничной коллекции и другим док-там//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 9).

http://pravenc.ru/text/2561428.html

Попытаемся проанализировать полученные данные. Столь широкое распространение сборников, посвящённых Зосиме и Савватию, можно объяснить, на наш взгляд, совпадением целого ряда факторов. Во-первых, текст Жития этих святых достаточно обширный. Мы рассматриваем этот сборник как монографический, исходя из сложившегося в агиологии представления о парности некоторых святых 857 , а также имея в виду, что Житие соловецких чудотворцев представляет единый текст 858 . Во-вторых, центр почитания этих святых – Соловецкий монастырь – являлся мощным книгописным центром. В-третьих, такой показатель объясняется самой особенностью картотеки – формированием её на материале петербургских хранилищ, в которых доминируют рукописи северно-русского происхождения. Заметим, что большое количество монографических сборников формируется вокруг имён тех святых, которые были прославлены в конце XVI – начале XVII в., т. е. накануне или непосредственно в то время, когда этот тип сборников получил наибольшее распространение. Напротив, жития святых, прославленных ранее этого времени, сравнительно редко образуют вокруг себя монографические сборники: они читаются, как правило, в сборниках, более характерных для XVI в., – Торжественниках, Прологах, Четьих Минеях. Определённую роль играло наличие в месте особого почитания святого своей книгописной мастерской (особенно это характерно для Артемия Веркольского 859 и соловецких чудотворцев). Отметим, что одному из самых почитаемых русских святых – Сергию Радонежскому – посвящён только один монографический сборник. По-видимому, это обстоятельство связано с тем, что ко времени широчайшего распространения монографического типа сборников у Сергия уже было печатное Житие 860 . Наше предположение подтверждается ещё и тем, что в Базе не зафиксировано ни одного монографического сборника, посвящённого Савве Сторожевскому, Житие которого также было напечатано в середине XVII в. 861 Попытаемся теперь соотнести некоторые сведения, содержащиеся в упоминаемой Базе данных, с составом одной из монастырских библиотек – библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

То есть насколько этими слезами вымываются из сердца грехи? Да. Говоря, что есть слезы от слабости сердца, от большой мягкости характера, от болезни, Святитель указывает и на слезы от благодати. Именно дар благодатных слез о своих грехах следует верующему человеку просить у Бога. «У нас на Севере удивительные святые, и мы с ними дружим» Владыка, если вернуться к вопросу духовного созревания, к разным ступеням этого процесса, то вот что поражает: один из шести монастырей Архангельской митрополии, находящийся в самом что ни есть «медвежьем углу», среди лесов и болот, назван в честь праведного отрока Артемия, Веркольского чудотворца. Отрока! Выходит, святой уже в ранние годы созрел для Царства Божия? И не просто созрел. Он не только спасенный, но еще и другим помогает спасаться. Ведь спасенный и спасающий – это разные вещи. Вообще житие этого угодника Господня являет пример того, что «иной суд Божий, и иной человеческий». Благочестивый отрок, погибший от удара молнии в возрасте 12 лет, был осужден суеверными односельчанами, и его тело, как умершего от внезапной смерти, оставили без отпевания. Положили в лесу, прикрыв хворостом и берестой... Не могло человеческое сознание прийти к тому, что в 12 лет можно полностью созреть для Царствия Небесного, принести плод святости, кротости, смиренномудрия и чистоты. Люди подумали, что какой-то тайный грех у него был, или, быть может, у его родителей, коль мальчик умер внезапно. Тело его пролежало всеми забытое более трех десятилетий. В 1577 году мощи были обретены нетленными и прославились многими чудесами и исцелениями болезней. На месте их обретения основан монастырь. Сейчас в Веркольской обители хранится только маленькая частица мощей святого чудотворца. Ведь что произошло в 1918 году? Нетленные мощи святого являлись обличением той безбожной власти и всех ее проектов, которые она пыталась реализовать. Невыносимо было большевикам слышать от верующих: праведный отрок Артемий с нами, он нам помогает. Богоборцы решили сжечь «эту куклу». Однако произошла «утечка информации», и предупрежденные монахи укрыли святыню от поругания. Когда отряд ВЧК прибыл сюда, монахов построили на берегу Пинеги и стали допрашивать. Не добившись ответа, ничего не узнав, некоторых тут же на берегу реки расстреляли. А в конце кровавого XX века открылась новая страница истории монастыря. Уроженцем села Веркола был известный советский писатель Федор Абрамов, и его вдова Людмила Владимировна предприняла огромные усилия, чтобы обитель не превратили в туристический центр, как собирались сделать в начале 90-х годов, а чтобы в ней вновь началась монашеская жизнь. Радостно сегодня видеть, что монастырь возрождается. Братия старается, трудится.

http://pravoslavie.ru/106286.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010