сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Рак или другой смертельный диагноз Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. ( Мф. 26:39 ). Ясно, что есть особое Божие определение, чтобы большинство людей умирало от рака. Болезнь безнадежна и дается время на покаяние. Вот почему так распространился рак. Если будет полезно для тебя, то Господь продлит твою жизнь для твоей пользы. Жизнь во вред для души в тысячи раз хуже смерти, если она приводит в царствие Божие. Игумен Никон (Воробьев) (1894–1963). Есть такие болезни, в которых ясно можно усматривать волю Божию. Мы имеем в виду неизлечимые болезни, хотя бы рак печени и т. п... Лучше бы верующему христианину в таких случаях примиряться с болезнями и смотреть на них, как на посылаемое Господом Богом очистительное испытание. Свщмч. Арсений (Жадановский) , еп. Серпуховской (1874–1937). Господу Богу все возможно есть – не точию отчаянного больного исцелить, но и мертвого воскресить. А посему все упование свое возложите вы на Господа Бога, у Которого и для вас, как и для всех, осталось милости много. Когда приходит, как темная туча, сомнение за жизнь, говорите: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покровитель мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе!» И Господь оживотворит надежду в сердце вашем на спасение Его. Преподобный Антоний Оптинский (1795–1865). В последнем письме... сказала, что боишься болезни рака в груди. И всякая болезнь тяжела, тем более болезнь рака; но делать нечего, покориться этому следует. Бог лучше нас знает, кому какая пригодна болезнь для очищения страстей и согрешений. Не напрасно святой Ефрем пишет: «боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни». Сама знаешь, что болезнь эта большей частью происходит от тревожного состояния души, но по немощи и давней привычке не можешь удержаться от таких мыслей. Сама явно видишь, что враг под благовидными предлогами искушает тебя такими помышлениями; но под теми же предлогами не можешь не увлекаться этими мыслями, и по характеру твоему, и по особенному взгляду на вещи. Заметив и познав это искушение вражие, чаще молись Господу Богу, чтобы устроил о тебе полезное и спасительное по воле Своей святой и простил бы тебе невольные ошибки. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Умирать? Это не особенность какая. И ждать надо! Как бодрствующий днём ждёт ночи, чтобы соснуть, так и живущим надо впереди видеть конец, чтобы опочить. Только даруй, Боже, пожить о Господе, чтобы с Господом быть всегда. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Большая ошибка и немощь много заботиться о том, чтобы продлить нашу жизнь. Жизнь и смерть в руках Божиих, и Господь сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф. 6:33 ). Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Что такое и что дает простота? Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; ( Мф. 18:3 ). Простота – половина спасенья. Где просто, там Ангелов со сто; где хитро, там ни одного. В простых сердцах Бог почивает. Русские пословицы. Жить просто – значит, не осуждать, не зазирать никого. Например, идет Е-да. Прошла, и только. Это значит – думать просто. А то, при виде проходящей Е-ды, подумать о ней с худой стороны: она такая-то, характер у нее такой-то. Вот это уже непросто. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Кто не изумится, кто не подивится человеку, простому нравом? Или кто не привяжется к тому, в ком нет ничего коварного? Кому другому, как не им, принадлежит спасение? Святитель Иоанн Златоуст († 407). Простота есть неразлучная черта смирения, почему, когда нет простоты, нет и смирения. Простота не лукава, не подозрительна, не обидчива, не видит себя, никакого себе значения не придаёт, не мудрствует и прочее. Всё сие смирение означает. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Простой сердцем человек никого не обидит, никому не станет поперек дороги, никого не осудит, никому не позавидует. Кто прост сердцем, тот, далее, способен на большие труды, самые низкие и тяжелые; тот не взыскателен к пище и одежде, тот не требует и не ищет каких-либо удобств жизни. И это понятно почему. Простота держит сердце человека в постоянном укорении и сознании своего недостоинства... В сердце простых обитает Дух Святый, Который обвеселяет их сердце, уничтожает в них всякий дух уныния и пожигает в них плотские страсти, так что можно сказать: простые сердцем вместе с тем бывают и чистые сердцем. Свщмч. Арсений (Жадановский) , еп. Серпуховской (1874–1937). Старайся дойти до младенческой простоты в обращении с людьми и в молитве к Богу. Простота – величайшее благо и достоинство человека. Бог совершенно прост, потому что совершенно духовен, совершенно благ. И твоя душа пусть не двоится на добро и зло. Простота, искренность сердца любезны Богу. Апостолы избраны были не из премудрых и разумных людей века сего, потому что они лукавы, а из младенцев, то есть из людей, которые по своим понятиям, простоте и неиспорченности подобны младенцам. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Отец Герасим, игумен Чудова монастыря 217 К 1906 году относится знакомство Ильи Николаевича 218 , а через него и мое, с замечательным старцем Чудова монастыря – отцом, тогда еще иеромонахом, Герасимом. У него было послушание стоять у раки мощей митрополита Ионы в Большом Успенском Соборе в Кремле и благословлять прикладывающихся к нему богомольцев. Первое, что нам о нем сказали, это то, что о. Герасим прозорливый и не каждого подходящего к нему благословляет. Мне очень захотелось увидать о. Герасима, и это было сделать гораздо легче, чем поехать в Зосимову Пустынь. Мама не только не воспрепятствовала мне с сестрами ехать в Кремль, но и сама стала ездить к о. Герасиму. Ах, какой чудный был этот благостный старец. Ему было тогда уже около 80-ти лет. Когда первый раз были у него, мы немного побаивались его прозорливости, но Старец отнесся к нам очень милостиво. Каждого, кто подходил к нему с несложенными, как должно, крестообразно ладонями, Батюшка сначала учил, как надо это делать, а потом благословлял, крепко прижимая свои пальцы ко лбу, груди и плечам подходивших к нему. И своим видом, и своим отношением ко всем – таким внимательным и духовным, Батюшка разом завоевал нашу симпатию, и мы уехали домой с тем, что будем часто ездить к нему, хотя и на конке, на которой мы туда ездили. В неотапливаемом Успенском Соборе было очень холодно. Обувь у нас была не валенки, которых у нас тогда и в заводе не было, а фетровые ботики. Очень, помню, мы тогда мерзли, но терпели все ради того, чтобы только побывать около дорогого старца, отца Герасима. Правда, как мы сами убедились, он не каждого благословлял. Помню такой случай: подошла какая-то женщина, помолилась у св. мощей, приложилась к ним и подошла под благословение к о. Герасиму, а он смотрит куда-то в сторону и будто ее не замечает. Подождала, постояла эта раба Божия да и отошла ни с чем в сторону. И видит она, что Батюшка всех, кто к нему подходит, с любовью благословляет. Вот и заплакала она, встала на колени; молится, а слезы так и льются у нее рекой... Помолившись и наплакавшись, она встала с колен и робко снова подошла к о. Герасиму. И тут он вдруг ее благословил, как всех, с любовью. Кто знает, быть может, за эти минуты целый переворот произошел в душе этой женщины, и ушла она совсем другою, чем пришла в храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Известно, что владыка Арсений, как и его духовный друг священномученик Серафим (Звездинский) , примыкал к числу «непоминающих», находясь в оппозиции к курсу митрополита Сергия (Страгородского) . Он не принял от него предложенный ему сан архиепископа, не участвовал в общественных богослужениях. Все службы и постриги святитель совершал в домовом храме тайно. Период арестов и расстрел В 1931 году владыка Арсений был арестован, освобожден спустя два месяца, некоторое время проживал в Серпухове. 21 апреля 1932 года последовал еще один арест: вместе с епископом Серафимом (Звездинским) он обвинялся в антисоветской агитации и участии в «церковно-монархической организации “Истинно православная Церковь ”». Вскоре епископ Арсений был освобожден. В мае 1933 года после нового ареста епископа Арсения приговорили к трем годам ссылки на Кавказе. Однако по причине расстроенного психического здоровья во время дачи показаний приговор был обжалован и принят как условный. До 1937 года владыка Арсений проживал в Котельниках, здоровье его резко ухудшилось. 14 апреля 1937 года владыка был вновь арестован. На этот раз его обвиняли в руководстве «контрреволюционной монархической организацией “Истинно православная Церковь ”». По этому обвинению он был признан виновным и помещен в Бутырскую тюрьму. 27 сентября 1937 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Арсений (Жадановский) был расстрелян на Бутовском полигоне вместе с другими священнослужителями и мирянами. В 1956 году владыка Арсений был реабилитирован. Духовные мысли и наставления епископа Арсения (Жадановского) О вере Надо достигнуть того, чтобы вера совпала с разумом и сердцем, чтобы разум и сердце оправдывали веру Мы можем говорить, учить сообразно с верою православною, но не быть в ней утвержденными. Надо насадить в своем сердце твердый корень веры, надо достигнуть того, чтобы вера совпала с разумом и сердцем, надо, чтобы разум и сердце оправдывали веру. Вера, как и любовь, не дается сразу и легко; ее нужно искать, ее добиваться, и только со временем, после усиленного духовного делания, вера овладевает всем нашим внутренним существом и делается для нас жизненным нервом, целию нашего бытия. О смирении

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Примеры такой глубокой внутренней работы на собой можно найти в дневниковых записях Иоанна Кронштадтского, которые сохранились. Небольшую часть неопубликованных записей сохранил и владыка Арсений. В них мы замечаем, насколько бдительным над собой, до мелочей, был батюшка Иоанн. Случалось, что посторонние, осуждающие кого-либо мысли приходили к нему и во время богослужения, и только принеся в них внутреннее глубокое покаяние, он мог спокойно продолжать службу. Особенно же поражает в этих заметках, как живо отец Иоанн на всё реагировал: он ощущал, что в моменты гнева или раздражения от него отходила благодать, и сразу же старался привлечь её назад раскаянием. Только после этого он внутренне успокаивался и мог продолжать своё дело. Каждый листик, каждая травка – во всём он видел незримую руку Творца Свою веру, кроме того, Иоанн Кронштадтский постоянно оживлял ежедневным чтением Евангелия и Апостола, жития святого, память которого приходилась на тот день, и службы ему по Минее. В последние годы жизни, как отмечает епископ Арсений Жадановский, отец Иоанн увлёкся чтением книг пророков. Само чтение Священного Писания, по словам батюшки, тоже переживалось им по-разному в молодости и в более зрелом возрасте: «Читаю, бывало, Святое Евангелие, а на сердце иной раз холодно, и многое ускользало от внимания. Теперь же я читаю, и, прямо вам скажу, духовный восторг охватывает моё сердце, так мне ощутительно присутствие благодати в Слове Божием; мне даже представляется, что я читаю и впиваю в себя благодать Божию». Также владыка Арсений отмечал, насколько свободным и естественным было выражение для отца Иоанна своих религиозных чувств. Ведь нередко случалось, что и пастыри несколько смущались проявлять перед окружающими свою веру. У Иоанна Кронштадтского всё было иначе. Владыка приводит один пример, который ему запомнился. Однажды им пришлось на Московском вокзале вместе с отцом Иоанном долго ожидать поезд, который задерживался. Тогда батюшка извинился перед присутствующими и сказал, что поскольку он на следующий день должен служить литургии, ему следует почитать правило. И тут же стал по памяти читать каноны, нисколько этим не смущаясь и не обращая внимания на обстановку.

http://pravoslavie.ru/118319.html

В. Попов и Антоний Тьевар были арестованы и заключены тюрьму ОГПУ на Лубянке. 19 мая 1925 года приговорен к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь. В Соловки прибыл вместе с И. В. Поповым, их поселили в одном бараке. Антоний трудился тогда над учением о Христе святителя Афанасия Великого, писал и читал в свободные минуты. Работал в канцелярии лагеря. В декабре 1927 года, когда окончился срок заключения, вернулся в Москву, к матери. В 1928 году на Великий пост отправился помолиться в Саров и Дивеево. Там на Страстной неделе епископ Серпуховской Арсений (Жадановский) постриг его в мантию с именем Серафим. Вскоре он был рукоположен во иеромонаха. Его мать также приняла монашеский постриг. Жили в Москве в своей квартире, где иеромонах Серафим совершал келейно богослужения. В апреле 1931 года он был вновь арестован, приговорен к трем годам заключения и отправлен в Вишерский лагерь (Пермская область). Тяжелые условия работы и жизни подорвали его здоровье. 6 декабря 1931 года иеромонах Серафим (Тьевар) скончался в лагерной больнице. Память о кротком подвижнике сохранили находившиеся с ним в лагере исповедники. На его могиле был поставлен крест, ему посвящены проникновенные стихи Татьяны Гримблит («Далекий холм, но не забытый…»). Говорят, что… : Говорят, что… Фото Brett Davies//Фома. - – декабрь 2013. - С.48. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что …»). Ответы на следующие суждения и вопросы: Часто спрашивают: отчего в христианстве единственным смыслом брачных отношений считается только рождение детей - как исполнение заповеди «плодитесь и размножайтесь»? А само по себе удовлетворение полового влечения считается у христиан грехом даже в браке? Отвечаем: Говорят, что теория эволюции не противоречит христианскому учению о человеке. На самом деле: Вопрос священнику: Можно ли лишиться благодати? Что такое благодать? ../спрашивает Арсений , Москва. Отвечает протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – декабрь 2013.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-128...

В создании Серафимо-Знаменского скита на землях Покровской общины в 1910-1912 гг. матушке активно помогала Великая княгиня Елизавета Федоровна. На освящении обители 6 октября 1912 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский), будущий священномученик, сказал проникновенные слова: «Я считаю себя счастливейшим из людей, потому что Господь привел меня освятить чудный храм и побывать в уголке, напоминающем земной рай. Храм ваш к Богу зовет…» Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). В эпоху гонений на веру и Церковь по благословению Святейшего Патриарха Тихона владыка Арсений со своим духовным другом архимандритом Серафимом (Звездинским), будущим священномучеником Дмитровским, безвыездно жили в скиту в полузатворе с июля 1918 по 1919 гг. В 1924 году скит был закрыт. Сестры жили тремя общинами: в Аносиной Борисоглебской пустыни, в Серпухове, в Марфо-Мариинской обители , впоследствии переехали в Перхушково с матушкой Фамарью. В 1931 году матушка Фамарь находилась в ссылке в Иркутском крае, но благодаря хлопотам брата — режиссера Константина — в 1934 году вернулась. Скончалась матушка 23 июня 1936 года среди близких людей. Отпевал ее тайно прибывший владыка Арсений. Могила схиигумении Фамари находится на Введенском (Немецком) кладбище г. Москвы. Каждый год в воскресенье Жен-мироносиц, в день ее ангела, и 23 июня, в день кончины, служатся панихиды, приезжают ее почитатели. Возобновление монашеской жизни в скиту было положено 17 января 2000 года, в день празднования памяти святой равноапостольной Нины, которой посвящен нижний придел храма. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в скит перевели несколько сестер из Коломенского Ново-Голутвина монастыря. К этому времени в скиту сохранилась половина зданий в полуразрушенном виде, еле угадывалась былая красота храма, построенного архитектором А. В. Щусевым. За 10 лет удалось отчасти воссоздать облик одного из уникальных монастырей Подмосковья. Проведены подъездная дорога через лес, вода, электричество и газ. В целом воссоздан облик архитектурного ансамбля скита: отреставрированы верхний и нижний храмы, по фотографиям 1920-х годов воссоздана звонница со святыми вратами, 11 келейных домиков из 12.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1536966...

Епископ Арсений (Жадановский) (1874–1937) Следует отметить, что в «Духовном дневнике» нам открывается не только внутренний мир владыки Арсения, но, с другой стороны, и мир внешний — проблемы современной автору действительности. В книге упоминаются как положительные (служение св. прав. Иоанна Кронштадтского), так и отрицательные (разного рода сектантство) явления общественной и, в первую очередь, церковной жизни. Особое внимание, как своему наставнику благочестия и проводнику в монашескую жизнь, уделяет владыка Арсений праведному Иоанну Кронштадтскому, неоднократно и с особенной любовью вспоминая его на страницах своего дневника, рассказывая об особенностях литургического и пастырского служения отца Иоанна. Священник Сергий Булгаков «Дневник духовный» писался отцом Сергием Булгаковым в 1923–1925 годах. К сожалению, начало и конец «Дневника» утеряны. Эта книга — удивительная возможность прикоснуться к внутренней жизни выдающегося православного богослова и мыслителя. « Вчера вечером, после тяжелых впечатлений от суеты века сего, неудач и личной горечи, я пришел отравленный и всю ночь — во сне и без сна — тосковал и скорбел. Я чувствовал себя погруженным в глубокую тьму, и, как часто бывает, вся жизнь казалась мне ошибкой и неудачей. И я чувствовал в себе и на себе дыхание смерти: она входила и выходила и владела мною. Я молился, звал Бога, но не в силах был прорваться из глубины. Был сон: куда-то едем, высылают, и с нами новорожденное, хилое, несчастное дитя, и сердце изнемогает от боли и жалости за это дитя. Таким и встал, мертвым, тоскующим, и стал молиться. Сначала трудна была молитва, но потом чудесно возгорелось сердце. Господь умилосердствовался надо мною, сердце оттаяло, слезы радостной любви к Господу оросили меня, и я почувствовал в сердце одну радость, одну любовь и одну муку: все, все отдать для Господа, принять от Господа, понести от Господа. Христос мой, дай мне одно: любить Тебя, истаять в этой любви. Свете мой, Сладчайший Иисусе! Радость моя, Услаждение! Не оставляй это хладное, мертвое сердце Ты, воскресающий мертвецов! » Протопресвитер Александр Шмеман

http://blog.predanie.ru/article/dnevniki...

Иоанну: «Дорогой и многоуважаемый наш пастырь! Около 25 лет ты усердно в этом храме возносишь перед престолом Господним за нас грешных свои святые молитвы, научаешь нас вере и добру. Скольких из нас за это время твоя благословенная рука крестила, скольких благословила на вечное упокоение... Ты наш добрый пастырь и отец! Просим тебя: до конца дней твоих не оставляй сей св. храм, а вместе с ним и нас, любящих тебя прихожан. В благодарность же за твои труды приими от нас сей св. крест, а вместе и земной поклон». О. Иоанн весьма был растроган такой признательностью своих прихожан и мог им ответить волнующимся голосом только несколько слов: «Благодарю вас, дорогие мои, за такую любовь к своему пастырю». Да, за простоту, смирение, кротость, о. Иоанна любили все прихожане, а сердобольные богомолки постоянно награждали его эпитетами: «Наша ягодка, красное солнышко». В отношении к своему семейству, в частности, к детям, о. Иоанн был справедливо-строг. Какого бы то ни было баловства в детях он не допускал. В нем сыновья видели, пока учились, пока не выходили на свои хлеба, строгого отца, настойчиво требующего хорошего поведения и успехов в науках. После же окончания курса учения для детей он был мягкий, любящий родитель. И хвала о. Иоанну. Он воспитал в добром направлении 5 сыновей, дав почти всем им высшее образование. Старший из них, о. Алексий теперь состоит священником в городе Чугуеве, занимает должность благочинного и председателя Змиевского уездного отделения училищного совета; следующий, о. Андрей, священствует в г. Харькове при Святодуховской церкви; Антонин преподает в Белгородской мужской гимназии; Арсений – архимандрит и наместник Московского кафедрального Чудова монастыря; и Николай – преподаватель Изюмского реального училища. Воспаление легких, которое случилось с о. Иоанном за 8 лет до смерти, слишком подорвало его здоровье; он стал слабеть и за два года до кончины решил передать приход сыну своему о. Алексию. 9-го мая 1904 года происходило прощание о. Иоанна с прихожанами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

III et IV – 1 вып. литург. 53–54 стр.). По сирской литургии св. ап. Иакова, предстоятель раздает евхаристию священникам, диаконам, затем мирянам (2 вып. лит. 41–43 стр.). Св. Василий Великий и другие отцы говорят о получении евхаристических даров из рук священника (письмо 89 к Кесарии), то же и другие. С VIII в., точнее со времени Трульского собора (691 г.), право преподавать Св. Дары стало исключительно принадлежать епископам и пресвитерам, так что уже названный собор знает только епископов и пресвитеров, преподающих св. причастие, почему и узаконивает, «кто из епископов или пресвитеров требует за преподавание св. причастия денег или чего иного, тот должен быть извержен» (Шест. 23 пр.). Как древние христиане принимали Тело и Кровь Господа Мужчины получали Тело прямо в руки, крестообразно сложенные и обнаженные, т. е. так, как сейчас принимают священнослужители. Женщины же должны были представлять чистые пелены (см. Августина serm 142-de tempore и правило 42 Антисидорского собора; Луг Духовный, 40 стр. издание Тр. Серг. Лавры). Эти пелены носили название «dominicale». Шмидт в своем лексиконе говорит следующее о «dominicale»: Это были пелены, в которые причащающиеся женщины полагали жертву (евхаристическую), так как им не было разрешено получать ее голою рукою, что, однако, позволялось мужам (Siegel, 23 стр.). Но обычай принимать причастие в «dominicale» был, собственно, западный, так как ни у одного из отцов и учителей Церкви Востока мы не находим о нем упоминания (Chardon, 261 стр.). Практика принимать Тело в руки на Востоке существовала, как можно проследить по письменным памятникам, до VIII в. Это явствует из писаний: Климента Александрийского (Строматы кн. 1. гл. 1), Тертуллиана (De oratione cap. VI – 1 вып. лит. 59–60 стр., также см. о идолопокл. гл. 7), Оригена (In Exod hom XIII. сар. 3–1 вып. лит. 6 стр.), Киприана (книга о падших 162 стр. и 56-е письмо); Дионисия Александрийского (Ц. История Евсевия, kh.VI, гл. 43 и kh.VII, гл. 9), Кирилла Иерусалимского (5 тайновод.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010