Скачать epub pdf Вступление Братство осознает, что только Церковь Христова является спасительным ковчегом среди гибельных волн мира. Церковь – это не только объединение многих вокруг Христа, но и “каждая душа перед Богом есть Церковь ” (прп. Макарий Великий ). Церковь , которая не творит дел, проповеданных Христом, не идущая вослед Ему на Голгофу, ищущая покоя и благополучия на земле, становится бесплодным деревом, которое “срубают и бросают в огонь” ( Мф 7: 19 ). Видя тяжелое состояние Русской Поместной Православной Церкви, братство не противопоставляет себя официальной Церкви, но верит, что само является малой, неотделимой частью ее единого Тела. Братство радуется радостям и состраждет скорбям Матери Церкви, молится о ней, ищет обрести в ее жизни то совершенство, к которому призывает нас Спаситель ( Мф 5: 48 ). Будучи малым стадом, собранным по воле Божией, братья и сестры в общении друг с другом стремятся приобщиться к тому единству Церкви, о котором молился Христос: “да будут все едино” ( Ин 17: 21 ). Благословленное епископом братство в случае потери общения с ним (смерть епископа или его заключение) не прекращает своего развития, веря в благословение и руководство Господне. Немощные и грешные, оторванные от многовекового опыта церковной жизни, недавно призванные Богом, мы полагаем все свои надежды на Пресвятую Троицу и на встречу со Христом в таинстве Литургии. Из мрака и пустоты взываем единодушно: Ей, гряди, Господи Иисусе! Для осознания себя членом братства, для нормализации жизни внутри братства полезно помнить следующее: 1. Братство – собрание вокруг Христа, меньшая часть Святой Церкви, обладающее всей ее полнотой Все взаимоотношения внутри братства должны быть пронизаны свободой, которая неразрывно связана с любовью во Христе. Каждый волен осуществлять свое назначение индивидуально, но лишь совместное служение Литургии являет тайну Церкви, но лишь совместное осуществление апостольского подвига являет миру, раздираемому страстями и соблазнами, несокрушимое единство Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Слова и поучения I. Речь, сказанная в Московской Городской Думе 22 июля 1914 г. пред молебном о даровании победы 142 Господь посылает нам, дорогие братия, великое испытание. Над нами нависла гроза, страшная гроза – война. Если в частной жизни каждого человека горе чувствуется им одним и немногие со стороны его замечают, то не это нужно сказать относительно общественного бедствия, особенно такого, как война. Здесь каждый из нас чувствует боль и боль тяжелую. За что же нам такое испытание? Видно, мы виноваты пред родиной, что дается нам такая скорбь. Да, всякое общественное бедствие есть наказание Божие за грехи людские. Не станем говорить, какая наша вина пред родиной. Каждый из нас хорошо знает, если вспомнить последнее десятилетие, когда проявилось шатание умов, неуважение к заветам старины, Св. вере. Не станем винить и судить друг друга. Не этому теперь место. Нам нужно теперь сознание своих прегрешений, нужно покаяние... Прости же нам, дорогая наша отчизна, наш родной край, эти наши необозримые леса и широкие поля, дающие нам приволье и славу! Прости нам, наш родной Державный Царь-Батюшка! Мы и Тебя огорчали нестроениями и ссорами, а Ты, любвеобильный, любишь нас, как своих родных детей и печешься о благоустроении нашей отчизны. Прости нам, наша Св. вера и Церковь Православная, наша св. мать! И Тебя мы немало огорчали отступлением и неверием, тогда как Ты в союзе с державными нашими царями сделала из нас русских, то, что мы есть, сделала нашу Русь Святую сильной и славной. Теперь в сторону должны отойти всякая гордость и самолюбие; покаянное же чувство пусть охватит наши сердца!.. В руце Творца Вселенной жизнь и дыхание всех живущих на земле, а покаяние есть путь примирения с Творцем... Покаемся же, дорогие братия, и Творец мipa простит, помилует и сторицею возвеличит нас! Аминь. II. Речь, сказанная в Московском Политехническом Музее 24 августа 1914 г. пред открытием чтений для рабочих 143 При тяжелых обстоятельствах, братие, приходится нам начинать круг наших чтений. Мы теперь с вами переживаем тяжелое испытание. Могущественные наши соседи-немцы, вместе с союзной Германии двуединой монархией Австро-Венгрией, объявили нам войну. Такое чрезвычайное в жизни нашей событие заставляет нас прежде всего остановить наше внимание на размышлении, что это за война и как на нее смотреть?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Слова и поучения О священстве 57 (Посвящается современным пастырям) I. Священство не есть человеческое учреждение, а божественное. В самом деле, вчитайтесь во святое Евангелие. Всем людям Христос благовестил. Много за Ним следовало народу, но Он сначала только 12 апостолов избирает, а затем 70 других, и только этих избранных облекает полномочиями продолжать дело Его. В первосвященнической молитве Своей Спаситель ясно выделяет благовестников Своего Евангелия и молится за них Небесному Отцу, дабы Он укрепил их на подвиг служения миру. По воскресении Своем, являясь Своим ученикам, Спаситель наделяет их особыми дарами благодати. Так, однажды, явившись к ним, Он им сказал: «Приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» ( Ин. 20:22–23 ). Или, другой раз: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь». ( Мф. 28:19–20 ). Или: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет» ( Мк. 16:15–16 ). Апостолу Петру, а в лице его всем апостолам, Спаситель заповедует пасти словесных овец ( Ин. 21:15 ). Избрание особого класса людей для продолжения дела Спасителя на земле и наделение их особыми полномочиями и дарами Духа Святаго,– это так ясно открывается из слова Божия, что, кажется, не может быть против сего возражений. Да иначе и не могло быть, уж слишком велико дело пастырства. Нужна особенная благодать, нужны отдельные люди, которые бы облекались на сие полномочиями. Протестанты, правда, любят говорить, что апостолы имели особые, исключительные полномочия, и на их полномочии утверждать значение иерархии в Церкви нельзя. Но разве дело Христово не имеет отношения ко всем временам и народам? Ведь люди всех времен, стран и народов имеют одинаковую нужду в усвоении дела Христова, следовательно, всегда нужны и продолжатели дела апостольского, нужно священство или, по церковному выражению, иерархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Служба и акафисты Служба с акафистом Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь и память св. иконы Ея «Покрывающая» 134 На великой вечерне, на Господи воззвах поем: Стихиры на 8, глас 2-й. Киими песнями восхвалим Тя, Пресвятая Дево! Ты от злых обстояний нас изъимаешь, от скорбей и печалей освобождаешь, советы лукавые и коварства врагов наших разоряеши, страх от злых духов и человеков прогоняеши и всесильною Твоею помощию от всякаго зла спасаешь. (Дважды). Киими похвалами ублажим Тя, Пречистая, Ты бо прошения наша скоро во благо исполняешь, скорби, нужды и печали утоляешь, вражду, злобу и ненависть искореняешь, смертоносную язву прекращаешь и знамение милости Твоея неоскудно нам являешь. (Дважды). Киими благодареньями воздадим Ти, Премилосердая Мати! Ты еси воистину Заступница усердная рода христианскаго, похвала Российской земли, всего мipa утешение, Православной Церкви слава, святых храмов украшение, иноческих обителей покров и снабдение и всех верных рабов Твоих надежда, прибежище и вечное спасение. (Дважды). Киими достохвальными словесы превознесем Тя, Богоблагодатная! Ты бо еси взыскание погибших и милосердая о грешных споручница. Ты от всякаго лица всяку слезу отьемлющая, не отвратися и моих покаянных слез, яко самых отчаянных грешников моления не отвергаешь, и о них к Сыну Твоему предстательствуешь. Слава, и ныне, глас 2-й. Прейде сень законная, благодати пришедши якоже бо купина несгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси; вместо столпа огненнаго, праведное возсия солнце; вместо Моисея, Христос спасение душ наших. На литии стихиры, глас 5-й. Радуйся, пленных свобождение; радуйся, бедствующим в пути, на суше и на водах внезапное вспоможение; радуйся, утесняемым ослабу дарующая; радуйся, в бедах и напастях смирением и терпением снабдевающая; радуйся, невинных страдальцев дарами благодатными ущедряющая; радуйся, Радосте наша, покрой нас от всякаго зла честным Твоим омофором. Радуйся, окаменение сердечное умягчающая; радуйся, хладность души благодатно согревающая; радуйся, веру и любовь в нас укрепляющая; радуйся, миром и покоем верные рабы награждающая; радуйся, отрадо и утешение наше.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Содержание От редакции Предисловие Отец Алексей Мечёв Отец Николай Смирнов (Кадашевский) Отец Василий Постников Отец Александр Стефановский Строитель Зосимовской пустыни схиигумен Герман Зосимовский старец иеросхимонах Алексий Схиигумения Фамарь Отец Иоанн Кронштадтский Отцу Иоанну принадлежат следующие сочинения: Литература об отце Иоанне Кронштадтском Митрополит Макарий (Невский) Автобиография Монашество Академия Саровские торжества. Прославление преподобного Серафима Речь, сказанная наместником Чудова монастыря архимандритом Арсением (Жадановским) при наречении его во епископа Серпуховского, викария Московской епархии     От редакции В великом сонме новых российских мучеников и исповедников XX века любой святой имеет свои неповторимые черты. Но и в древние времена лишь немногие из отцов были призваны запечатлеть для потомства современный им духовный опыт и знания, богословские прозрения и видение окружавшего их мира. Гонения на Церковь в нашем веке были столь всеобъемлющи и жестоки, что от множества талантливых и образованнейших святителей, исповедников, преподобных, пасты­рей нашего скорбного и грозного столетия сохранилось сравнительно мало пись­менных свидетельств, документов, памятников литературного наследия. Правда, и то, что осталось, мы не умеем собрать, не умеем ценить и дорожить своими святы­нями. Среди немногочисленных дошедших до нас церковных мемуаров кончающегося века особенное место занимают “Воспоминания» епископа Арсения (Жадановского) о замечательных московских протоиереях и других выдающихся его совре­менниках – подвижниках Православия. В “Воспоминаниях” есть, разумеется, и автобиографические места. Все заметки выдержаны в строгом духовном стиле, имеют значительную информативную ценность и систематичность, но их особое несравненное достоинство в том, что они передают удивительную духовную красоту автора, тоже подвижника, нового русского священномученика, расстрелянного под Москвой в поселке Бутово в день Воздвижения Животворящего Креста Господня 14/27 сентября 1937 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Содержание Пророчества, касательно разных обстоятельств жизни Мессии Чудеса Иисуса Христа – Мессии Пророчества Христовы Воскресение Иисуса Христа из мертвых Доказательства из новозаветного Священного Писания о Божеском естестве Иисуса Христа Искупителя Доказательства Божеского естества в Иисусе Христе из св. Предания     Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго. ( Мф. 16:13–16 ). Из представленного сего Евангельского текста видно, что и современники Иисуса Христа почитали Его неодинаково. Одни почитали Его за пророка – за человека, а Апостолы исповедовали Его Сыном Божиим, Богочеловеком. Из современных людей многие почитают Иисуса Христа за гениальнейшего человека, а Православная наша св. Церковь , как Апостол Петр, исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим, Богочеловеком. В этом случае, в точности сбылось предсказание св. Симеоном Богоприимцем Пресвятой Деве Марии, что Иисус Христос будет в предмет пререканий ( Лк. 2:34 ). Но истина находится или в Церкви, исповедующей Иисуса Христа Сыном Божиим, или же на стороне тех людей, которые почитают Иисуса Христа только за человека. Эти оба учения истиной быть не могут, и, также, ложью оба быть не могут, но из ложности одного учения должна вытекать истина другого, противоположного учения. Но утверждать или отрицать истину или ложность об Иисусе Христе этих противоположных учений, без достаточного основания невозможно человеку в здравом уме. Посему, с помощью Христа, мы и постараемся отыскать в сих противоположных учениях о Христе, где истина и где ложь. История неопровержимо доказывает нам верование Еврейского народа в бытие Бога всемогущего, создавшего все из ничего, создавшего человека, который преступил Божию заповедь, посему и был лишен рая – блаженства и наслаждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Так некогда поучал св. ап. Павел ефесских христиан, среди которых уже тогда возможен был грех сквернословия. Но что сказать теперь про нас русских христиан? Если бы св. апостол поднялся и услышал, как мы сквернословим, он должен был бы много нас обличать в этом богомерзком грехе. Говорят, ни один народ христианский так не бранится, как русский. И, действительно, везет человек поклажу, лошадь измучилась, становится,– здесь, значит и брань. С трудом что-либо дается, опять тоже. Случилось повздорить, крупно поговорить, значит, сказано было немало ругательств. Проходишь по улице и видишь толпу, обходи дальше, иначе, наверное, услышишь в пересмешках, в разговоре срамословие. Бранятся у нас не только мужчины, но и женщины и даже малые дети. И, удивительно, у иных до такой степени укореняется привычка употреблять скверные слова, что эти последние служат как бы приправою ко всяким их разговорам, сообщениям, добрым ли то или обыкновенным пустым. Как-то раз, в праздник, летом, отворил я окно своей келии, – дело было в одном монастыре, – вижу на травке, неподалеку, расположились отдыхать рабочие-каменщики; по всей вероятности они производили работу в этом монастыре. Мне стали слышны их речи. Они говорили о празднике, служении церковном, святыне и, представьте, некоторые чуть ли не за каждым словом прибавляли скверные слова. Господи! подумал я, закрывая окно, до какой степени нравственного огрубления может дойти христианин, который запечатлен Духом Святым в таинстве крещения. Ведь ты, христианин, новый человек, новая тварь, по слову апостола. Чистая, добрая жизнь – твоя задача, а уста твои должны служить для прославления Господа, для лобызания креста, и пречистых язв Спасителя, для принятия небесных, страшных, животворящих Тайн Пресвятого Тела и Пречистые Крови Его. «Как ты, говорит Иоанн Златоуст , осквернивший уста свои гнилыми словами, станешь приступать к Тайнам Господним? Посмотри, если бы кто-нибудь, когда ты за трапезой обедаешь, принес бы нечистый, зловонный сосуд, поставил бы около тебя, обдавая зловонием, не прогнал ли бы ты такого человека, не оскорбился ли бы на него! Скажи теперь, ужели не думаешь прогневать Бога, когда гнуснейшие всякого нечистого сосуда произносишь слова? Ибо уста наши делаются трапезою Божией, когда мы приобщаемся Таинства Евхаристии».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Христос воскресе! 76 Плод же духа... радость. ( Гал. 5:22 ) . Легко, отрадно бывает на душе доброму христианину в светлый праздник Воскресения Христова. Торжественные церковные песнопения: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех», «Воскресения день просветимся людие, Пасха Господня, Пасха!», «Друг друга обымем, рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением», – равно как и все вообще пасхальное богослужение высоко настраивает нашу душу. Помимо этого сам по себе праздник как-то радует, веселит нас. Умиление, любовь, мир водворяются в нашей душе на Пасху, и мы готовы друг друга лобызать, друг другу все прощать. Что это за чувство, которое переполняет нашу душу, наше сердце в великий праздник Воскресения Христова? Это – чувство души христианской, искупленной честною кровию нашего Спасителя и через то предназначенной к вечному блаженству. Это – предвкушение той райской сладости, которую имеет наследовать христианская душа в силу заслуг Христовых. Это то чувство, которое называется у нас духовною радостию, радостию о Дусе Святе. Об этой радости и хочется мне предложить слово в сей великий праздник и это тем более, что ныне приходится больше слышать о тяготе душевной, о внутренней скорби, чем о радости духовной. Ныне все жалуются на душевные страдания, сердечную тугу. Одни говорят – нас замучили помыслы; думаешь помолиться, а в голову идет скверное, нечистое, житейское, хульное, блудное. Другие говорят: нашла на нас тягота, скука, нигде не находим себе покою, все нам не мило, жизни своей не рады. И только немногие могут похвалиться мирным настроением своего духа. А между тем мир душевный – желанное чувство для христианина. Что же разрушает, препятствует нашему душевному миру и как он приобретается? Прежде всего нашему миру, спокойствию души мешают помыслы, которые бывают разного рода: или вообще нечистые, или как особый род их – помыслы хульные на все святое. Знать природу помыслов, знать, как с ними обходиться и устранять, это значит – содействовать водворению в сердце нашем мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Часть восьмая Когда у тебя тело недомогает, а на душе нехорошо, нечисто, когда ты отдаляешься от всего доброго, святого, которое при тебе, в твоем распоряжении, и когда ты бессилен заставить себя молиться, читать и вникать в Божественное, душеспасительное Писание, когда ты неудержимо, как бы помимо своей воли, идешь по течению своих дурных мыслей и чувств, тогда познавай, как ты слаб, немощен, как ты ничтожен. Познавай тогда, что только благодать Божия тебя поддерживает и хранит от напастей и греховных падений. Оставит тебя благодать Божия, и ты останешься с такою же возможностью каждую минуту пасть, с какою живет и грешит всякий человек. Сегодня канун праздника Святого Крещения. Слушая часы, стихиры и чин великого освящения воды, восхищаешься, как прекрасно все подобрано и составлено. Во всех песнопениях и чтениях чувствуется одна мысль – сила благодати Христовой, которою все освящается, очищается, обновляется, спасается, не только человек, но и дебри, горы, растения, всякие земные злаки, – все оживотворяется Духом благодати Христовой. «Явился еси днесь вселенней и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя, пришел еси и явился еси Свет неприступный». Святитель Феофан, Вышенский Затворник, скончался 6 января. Какое удивительное сочетание! Праздник Богоявления, имя Феофан, что значит «Бога являющий», и самая жизнь святителя – искание и вселение в сердце Господа, стяжание благодати Духа Святого. Царство Небесное и вечный покой да будет тебе, святитель Божий! Два течения, два направления я чувствую в своем сердца. Одно течение – стремление высшего порядка, духовное, освежающее меня, дающее бодрость, наполняющее мое сердце духовным утешением, миром и спокойствием. Второе – греховное, низводящее меня в разряд скверных, дурных, порочных, и это второе состояние приводит меня в раздражение, беспокойство, повергая меня в печаль, скорбь и тяготу. Кажется, что может быть хуже, как переживать последнее состояние, а между тем снова и снова поддаешься второму греховному течению. Отчего это? Тут и слабость воли, и недостаток веры, надежды и любви ко Господу, тут и внешние неблагоприятные обстоятельства, и отступление благодати Божией для нашего смирения. Все это переживая, приходишь к такому молитвенному чувству: «Господи, дай мне ровное настроение, спокойное, мирное, высокое, святое, обращенное только к Тебе. Дай мне, Господи, чтобы мой ум всегда был вперен в Тебя, а сердце было исполнено святых чувств благоговения, страха Божия и любви к Тебе и ближним. Дай мне все это, Господи, ибо я исстрадался от греховных приражений, от угрызения совести, которая никогда не щадит меня!»

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Часть первая Все нами совершаемое доброе нужно относить к милости Божией, а не к собственной заслуге, «чтоб было, как написано: хвалящийся хвались Господом» ( 1Кор.1:31 . Ср.: Иер.9:24 ). Так называемая впечатлительность происходит от влияния на нас внешней обстановки, внешних приражений, и она показывает, что мы больше живем вне себя, главным образом следим за тем, что вокруг нас происходит. Гляди же больше внутрь себя. Там ты увидишь всю свою скверну: «даже и ночью учит меня внутренность моя» ( Пс.15:7 ). Это вызовет другого рода впечатлительность – скорбь, плач, сожаление о своих грехах, результатом чего будет не беспокойство, которое порождается первого рода впечатлительностью, а внутреннее успокоение, умиротворение сердца: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс.50:12 ). Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде, – приими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь, этим облегчишь его душевную тугу. Батюшка отец Иоанн Кронштадтский пред каждым служением Божественной литургии припадал к престолу и тайно исповедовался Господу Богу и до тех пор молился, пока начинал чувствовать, что Господь прощает его Своею милостию 1 . Какой великий пример для каждого пастыря! Мало себя укорять – и особенно без свидетелей, – хорошо принимать без смущения укоры от других, это уже будет высшая степень смирения и кротости. Как болезнь нас смиряет: от нее я и худ, и бледен, и некрасив! А это все как полезно борьбе с вожделениями нашей греховной плоти: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 ). Как любезно покаяние! Оно человека, лишившегося за грехи близости благодати Божией, снова примиряет с Господом, снова привлекает благодать и – больше того: так перерождает человека грешника, что делает его удобоподвижнее к добру и смиреннее даже обыкновенного праведника. Покаяние – это необыкновенная милость Божия к человеку: «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»!.. (Стихира на утрени великопостная).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010