сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Отчего после Причастия нет радости? Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. ( 2Петр. 2:20–22 ). По Причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи. Когда приобщаешься, то один только день не полоскать рот и не плевать. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Помни всегда, что после обедни и причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Каждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься святых и животворящих Таин Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель! Свщмч. Арсений (Жадановский) , еп. Серпуховской (1874–1937). Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага – побеждать его верой и упорством в борьбе с ним. Свщмч. Серафим (Звездинский) , еп. Дмитровский (1883– ок. 1937). Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие – явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Скучаете во время богослужения Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. ( Мф. 6:21 ). Мы, теперешние христиане, не чувствуем силы искупления, совершенного Господом нашим Иисусом Христом, – оттого мы такие плохие, бесчувственные, оттого мы так легко смотрим на грех, оттого мы не понимаем церковных служб – особенно Божественной Литургии, и скучаем на ней. Свщмч. Арсений (Жадановский) , еп. Серпуховской (1874–1937). Мы пришли в церковь . А зачем пришли? Затем ли, чтобы чем-нибудь воспользоваться для спасения души или услышать что-нибудь спасительное для себя? Едва ли. Мы и прощение грехов просим только, кажется, для того, чтобы спокойнее нам было здесь жить, а не для того чтобы в будущей жизни покоем вечным наслаждаться. Вечный покой, вечная жизнь, Царство Небесное, вечное блаженство – о, как мало нас это занимает! Протоиерей Родион Путятин (1807–1869). Начало помрачения ума прежде всего усматривается в лености к Божией службе и к молитве. Ибо, если душа не отпадет сперва от этого, нет иного пути к душевному обольщению; когда же лишается она Божией помощи, удобно впадает в руки противников своих... Преподобный Исаак Сирин (VII век). Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма – не был бы он скучен. Преподобный Анатолий Оптинский (Потапов) (1855–1922). Чтобы наслаждаться Богослужением, надо его понимать, а для этого хорошо хотя более трудное для понимания, например, канон, прочитывать перед службой дома. Я знал одного высокопоставленного человека, который обыкновенно перед церковным богослужением собирал всю семью, читал и объяснял им канон, кафизмы, те молитвы, которые поются за всенощной. И все слушавшие его стояли затем в церкви с большим вниманием, и служба проходила незаметно. Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь , сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf «Ум на молитве отвлекается» Бес скачет задом и передом, а дело идет своим чередом. Русская пословица. Это дело сатаны, что устремляет помысл, как стрелу, пущенную наугад, и не дает человеку удержаться на том, чем он озабочен. Ибо знает, что если человек продолжит молитву свою, то Сотворивший его услышит его, хотя бы он был многогрешен. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Память молящемуся приводит на мысль или представляет о чем-либо давнем, или новые заботы, или лицо человека оскорбившего. Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.). Тем-то и бедственна и пагубна эта болезнь, что, тогда как враг мой влачит туда и сюда мой собственный ум, я думаю, что все эти кружения моего ума, все эти заботы и попечения суть мои собственные и неотложно необходимы для меня. Преподобный Симеон Новый Богослов († 1021). Как царю земному ненавистен тот, кто предается ему, отвращает от него лицо свое, беседует со врагами владыки, так мерзок пред Господом, кто, предстоя на молитве, занимается нечистыми помыслами. Как, делая плотское дело, ты весь погружаешься в него умом и мыслью и телом, так же надо и приступать к молитве, как бы надеясь совершить какое-то духовное дело; а Бог твой ум видит и за мыслями следит. Старайся всегда сосредоточиться на своем деле – на искании Бога и на стремлении к Нему; тому внимай, о том думай и заботься, чему тело молится, – в голос ли, или молча, или как еще потребно, только бы с трезвенной и сосредоточенной мыслью. Преподобный Макарий Великий (IV век). Прежде всякой молитвы нужно всемерно очистить свое сердце, покаяться, выплакать свои грехи. Когда очищено твое сердце, то и помыслов у тебя будет меньше и с этими помыслами будет легче уже справляться твой ум. Свщмч. Арсений (Жадановский) , еп. Серпуховской (1874–1937). Старайся всегда возвращать к себе уклоняющуюся твою мысль, или, лучше сказать, заключай ее в словах молитвы. Если она, по младенчественности твоей, утомится и впадет в развлечение, то опять введи ее в слова молитвы; ибо непостоянство свойственно нашему уму. Но Тот, кто силен все утвердить, может и уму нашему дать постоянство.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Чистота – одежда человека пред Господом» Жизнь и наставления епископа Арсения (Жадановского) Марина Чижова Епископ Арсений (Жадановский) XX век стал сложным и испытательным периодом для Русской Православной Церкви. Он дал небывалое количество мучеников и исповедников, страдальцев за истинную веру. К их числу принадлежит и Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский, – выдающийся духовный писатель прошлого столетия. Он был расстрелян на печально известном Бутовском полигоне 27 сентября 1937 года. «Самый маленький, а будет архиереем» Александр Жадановский (мирское имя святителя) происходил из священнической семьи. В храме Рождества Пресвятой Богородицы города Чугуева Харьковской губернии по очереди настоятельство сменяли несколько поколений рода Жадановских. В их числе был и отец епископа Арсения Иван Андреевич. Сын Александр родился в его семье 6 марта 1874 года в слободе Писаревка Волчанского уезда Харьковской губернии. Трое из четырех братьев мальчика впоследствии тоже стали священниками. В возрасте 10 лет Александр поступил в Харьковское духовное училище. Во время его обучения здесь произошел примечательный случай: однажды училище посетил архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарёв). Нужно сказать, что Александр среди других учеников отличался своим малым ростом. Однако именно его выделил архиепископ, поставил перед другими и сказал: «Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Ему эти слова запомнились, хотя никто тогда им не придал никакого значения. Письмо от Иоанна Кронштадтского Святой праведный Иоанн Кронштадтский После училища в 1888 году Александр Жадановский продолжил свое духовное образование в Харьковской семинарии, по окончании которой в 1894 году он преподавал Закон Божий в приходской школе вместо своего отца. Далее он получает должность надзирателя в Сумском духовном училище. Уже тогда Александр серьезно задумывался о монашестве, хотя вопрос этот для него не был еще решен окончательно. И когда сильно заболел отец Александра, он уже был готов принять настоятельство в том самом Рождество-Богородичном храме, где служило не одно поколение священников из его рода. Но для этого нужно было жениться. И тогда Александр решается написать письмо отцу Иоанну Кронштадтскому , прося его молитв о здоровье отца и вкратце объясняя свое личное положение. На ответ молодой человек особенно не рассчитывал, надеясь хотя бы на то, что отец Иоанн помолится о нем и об его отце. Но известный Кронштадтский пастырь, к его радости и удивлению, ответил. В письме он благословлял Александра на монашество.

http://pravoslavie.ru/112386.html

епископ Арсений (Жадановский) (1874–1937) Дневники Жизнеописания История Древней Церкви Нравственно-аскетические труды Пастырское богословие Патрология Речи Собрание сочинений Церковное искусство Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский, викарий Московской епархии Епископ Серпуховский, викарий Московской епархии, последний наместник Чудова Монастыря в Московском Кремле. Расстрелян в 1937 году. Биография Родился в 1874 году в Харьковской епархии в семье священника.  10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он показался самым малым по росту. " Приехал, вспоминает он сам о себе, к нам однажды в училище приснопамятный Амвросий, архп. Харьковский. Нас - учеников в актовом зале выстроили в ряды. Владыка - архиеп., проходя по рядам, обратил внимание на меня, как самого между всеми другими маленького ученика, вывел меня на средину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: " Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем " . Конечно, на эти слова, как это всегда бывает в нашей жизни, никто тогда не обратил никакого внимания " . После окончания училища он поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 году и был определен на должность надзирателя-репетитора в духовном училище, а затем преподавателя Осиновской церковно-приходской школы. Вскорости заболел безнадежно его отец (старец-протоиерей) и он решил уже стать священником в своем родном крае. Но, Господь судил иначе. Арсений послал письмо о. Иоанну Кронштадскому с просьбой помолиться о болящем отце и о том, какой избрать ему жизненный путь.  Отец Иоанн ответил на его письмо благопожеланием о выздоровлении отца, а ему благословил избрать монашеский путь. После этого отец его вскоре поправился, а сам он принял монашество от архиепископа Амвросия (Ключарева) (пострижен в 1899 г. в мантию в Святогорской Успенской Пустыни в Харьковской епархии) и в 1899 году поступил в Московскую Духовную Академию. Когда он проезжал через Москву, то зашел в Чудов монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

«Жених евангельский» Праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях епископа Арсения (Жадановского) Когда в 1898-м году перед Александром Жадановским стоял важный вопрос о выборе жизненного пути, он написал письмо отцу Иоанну Кронштадтскому , даже не рассчитывая получить ответ. Однако батюшка ответил, благословив молодого человека на монашество, к чему тот и сам склонялся. Это письмо решило его судьбу. Уже став наместником Чудова монастыря, владыке Арсению часто доводилось встречаться с Кронштадтским светильником, служить с ним и беседовать. Воспоминания о святом пастыре сохранились во многих записях и публикациях епископа Арсения . Праведный Иоанн Кронштадтский Богослужение Особо трепетное и благоговейное отношение было у отца Иоанна Кронштадтского к богослужению. Как известно, ещё в самом начале своего пастырского служения он положил себе за правило каждый день совершать Божественную литургию. Это был тот главный источник, от которого питалось и насыщалось Небесной благодатью его алчущее Бога сердце. И каждый раз батюшка приступал к служению литургии с неизменным сокрушением, и почти всегда – со слезами на глазах. Служить с отцом Иоанном и причащаться с ним было большой радостью и утешением Владыка Арсений отмечал, что служить с отцом Иоанном и причащаться вместе с ним было для всех большой радостью и утешением: «Причаститься на его службе Святых Животворящих Тайн было весьма утешительно. И нужно было как бы спешить, чтобы не потерять случая воспользоваться с ним вкусить небесной Трапезы. И если обычно требуется для этого большое говение (в смысле времени), большое воздержание (в смысле поста), то при нем весь центр тяжести был в духовном воодушевлении, в духовной свободе. Таково уж свойство благодати Божией, что она изливается не на внешнюю праведность, а на смиренное сердце, свободно кающееся и любящее Господа». «Служил ли отец Иоанн, он весь входил в созерцание Господа, он видел Его как бы предстоящим и действующим», – писал епископ Арсений. Каким же образом батюшка достигал такого живого предстояния перед Живым Богом? Перед тем, как приступить к совершению литургии, он каждый раз припадал к престолу Господню и тайно исповедовался и молился до тех пор, пока не ощущал, что Господь его прощает.

http://pravoslavie.ru/118319.html

Патриарх Алексий освятил накупольный крест храма в честь новомучеников российских Москва, 30 мая 2005 г. 28 мая 2005 года на Бутовском полигоне состоялось поминовение Собора новомучеников, в Бутово пострадавших, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Богослужение под открытым небом возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископы Можайский Григорий, Истринский Арсений, Верейский Евгений, епископы Никон (Миронов), Красногорский Савва, Видновский Тихон, Дмировский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк и около трехсот московских клириков. Тысячи богомольцев приехали в этот день на Бутовский полигон, чтобы почтить память новомучеников. " Русская Голгофа " – так назвал это место Патриарх Московский и всея Руси Алексий, по благословению которого ежегодно в 4-ю субботу по Пасхе проходит здесь поминовение убиенных в Бутово. Более 20 тысяч имен содержится в мартирологе расстрелянных и захороненных в 1937-1938 годах на полигоне НКВД " Объект Бутово " . Однако точное число умученных и убиенных на полигоне вряд ли возможно узнать. Среди тех, имена которых известны, есть 939 пострадавших за веру священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви. 230 из них прославлены в лике новомучеников, в том числе митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов), архиепископ Можайский Димитрий (Добросердов), архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Добронравов), епископ Серпуховской Арсений (Жадановский), епископ Бежецкий Аркадий (Остальский), епископ Нижне-Тагильский Никита (Делекторский), епископ Велижский Иона (Лазарев), последний до закрытия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ее наместник священномученик Кронид (Любимов), более десяти человек из братии Лавры и многие другие священнослужители, монашествующие и миряне. В 1995 году ФСБ передала Русской Православной Церкви часть территории Бутовского полигона, на которой сосредоточена основная часть захоронений. В 1996 году здесь был воздвигнут небольшой деревянный храм. В 2004 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий при участии Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Митрополита Лавра освятил место закладки большого храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских. За год основные работы по возведению храма в древнерусском стиле были завершены. Согласно проекту, его общая площадь будет составлять 500 квадратных метров. В нижнем ярусе предусмотрено помещение, где будут храниться личные вещи новомучеников и другие святыни.

http://pravoslavie.ru/13631.html

Храм Знамения Божией Матери и преп. Серафима Саровского   Митрополит Ювеналий, настоятельница монахиня Иннокентия и прочие участники богослужения ОТКРЫТИЕ СЕРАФИМО-ЗНАМЕНСКОГО СКИТА Недолгая история Серафимо-Знаменского скита - он был освящен в сентябре 1912 года, а закрыт в 1924 году - связана с именем схиигумении Фамари, которую в свое время благословил на это служение отец Иоанн Кронштадтский. При встрече в 1892 году отец Иоанн надел на юную монахиню три креста. Это символическое пророчество сбылось впоследствии - матушке Фамари пришлось быть настоятельницей трех обителей, и " третьим крестом " стал для нее Серафимо-Знаменский скит, в создании которого матушка Фамарь приняла самое деятельное участие. Вся обитель была обнесена оградой в форме квадрата, каждая из сторон которого - тридцать три сажени в память тридцати трех лет земной жизни Спасителя. В центре был выстроен храм в честь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима с престолом внизу в честь равноапостольной Нины. С наружной стороны храма находится двадцать четыре уступа в честь двадцати четырех апокалиптических старцев. Храм увенчан одной главой, знаменующей Господа Иисуса Христа. В скиту жили тридцать три монахини. Неподалеку от скита находился хозяйственный двор, где жили послушницы. Они обеспечивали всем необходимым монахинь, главным делом которых была молитва. Жители окрестных деревень и по сей день называют лес " монашеским " , сохраняя добрую память о трудах послушниц. Над святыми вратами размещалась звонница, а с левой стороны была калитка, от которой начиналась тропинка, ведущая к кургану, возле которого было поставлено выполненное на цинке изображение преподобного Серафима с котомкой за плечами. Открывшему калитку казалось, что сам преподобный идет к нему навстречу. В Серафимо-Знаменском скиту часто и подолгу жил Серпуховский епископ Арсений (Жадановский), написавший замечательные, очень подробные и живые воспоминания о матушке Фамари и жизни насельниц скита. В годы гражданской войны, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, епископ Арсений и его духовный друг архимандрит Серафим жили в Серафимо-Знаменском скиту в полузатворе до конца 1919 года.

http://pravoslavie.ru/put/vozrozhd/skit....

     23 июня, в день памяти преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии, в сослужении епископата Московской епархии и духовенства совершил в Серафимо-Знаменском скиту Божественную литургию под открытым небом. Это первое богослужение перед мощами святой, обретение которых состоялось 13 июня нынешнего года на Немецком (Введенском) кладбище г. Москвы. Портал «Монастырский вестник» не раз рассказывал и о жизни современного подмосковного скита, называемого малым монастырем, и о судьбе его основательницы и первой настоятельницы схиигумении Фамари (Марджановой). Накануне предстоящего торжества мы решили вновь обратиться к некоторым из событий прошлого и настоящего, ярко свидетельствующих, что милосердие Господа не оскудевает: «рука Господня не сократилась на то, чтобы спасать» (Ис. 59,1).    Грузия. Конец XIX, начало XX века      Из этого отрезка времени, связанного с жизнью будущей святой, хочется обратить внимание читателя на три ключевых момента. Первый: приход в Бодбийский монастырь музыкально одаренной, прекрасно образованной девушки из знатной семьи (отец Тамары был полковником, мама – урожденная княжна Чавчавадзе). Второй: выезды с матушкой-игуменией Ювеналией (Ловенецкой) в Петербург по делам, связанным с необходимостью хоть как-то облегчить бедственное положение женского монастыря на Кавказе, и знакомство (сначала заочное: 200 рублей прислал пастырь по почте для нужд сестер!), а затем и очное – череда благодатных встреч – со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Третий момент: горькая причина расставания молодой игумении с родной обителью в Грузии, перевод в Россию. В первом моменте просматриваются даже некие элементы детектива. Родственники девушки, потерявшей отца и мать, пошли на разные уловки, чтобы воспрепятствовать решению Тамары всецело посвятить свою жизнь Богу. Было хитро составленное письмо-«ловушка», которым они сумели выманить ее из монастыря в Тифлис. Был смелый побег «пленницы» из-под стражи. Но суть в другом. Нам известно немало примеров, когда подвижники веры вопреки обстоятельствам, уговорам близких избирали путь скорбей, лишений, самоотвержения, потому что в какой-то миг, отчетливо услышав голос Божий, откликались на Его призыв. И противодействие кого бы там ни было – ближайших родственников, друзей, врагов – не могло этому помешать. Вот и Тамара, собиравшаяся поступать в Петербургскую консерваторию, неожиданно для себя во время всенощной, совершаемой в небольшом домовом храме монастыря святой равноапостольной Нины в Бодби, подумала: «И я поступлю в монастырь…» Биограф схиигумении Фамари епископ Серпуховский Арсений (Жадановский) писал: «В душе молодой девушки произошел какой-то внезапный переворот: ехала в обитель светской, а домой возвратилась по настроению инокиней».

http://pravoslavie.ru/113931.html

Календарь Материалы 13 февраля 2008 г. [Встреча с Православием/Подвижники благочестия] В фильме показан образ человека Божьего - старца. Его слово к духовному чаду о несении креста. (На основе писем о. Иоанна (Крестьянкина). [Гость сайта] Василий Писаревский Школьников никто не заставляет принимать веру, молиться, но знать историю и культуру своего Отечества, которые имеют православные истоки, они должны. Есть такая поговорка: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Православная цивилизация – тот большой «монастырь», где есть свой устав, свои ценности, свое мировоззрение, история, культура. Поэтому, если ты хочешь жить в этом доме, изучи хотя бы устав. [Интернет-журнал/Идеи и концепции] Федор Гайда Мощь Империи ромеев держалась на крепкой власти, сильной армии и верности подданных, но сами они в основании должны были иметь твердую и истинную веру. И в этом смысле империя, точнее все те люди, которые ее составляли, всегда балансировала между Вечностью и погибелью. В неизменной актуальности этого выбора – удивительный и неповторимый привкус византийской истории. Иными словами, эта история во всех ее светлых и темных сторонах – яркое свидетельство правоты речения из чина Торжества Православия: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!». [Встреча с Православием/Православная библиотека] Протоиерей Александр Шаргунов Один из книжников спрашивает Господа: «Какая первая из всех заповедей?» Он не имеет в виду, какая первая по порядку, но первая по значению. Не то, что какая-то заповедь Божия может быть умалена, но есть наиболее важные среди них, а о некоторых можно сказать: «Они больше всех». [Встреча с Православием/Православная библиотека] Современники: Иерей Сергий Орлов (1890–1975) : В доме Сергея Васильевича в разные годы скрывались схиигумения Фамарь (Марджанова) с сестрами, епископ Арсений (Жадановский), епископ Стефан (Никитин). Часто бывал у него и о. Иоанн. [Поместные Православные Церкви/Японская/Публикации] Равноапостольный Николай Японский, память которого Православная Церковь чтит 3 (16 – по нов. ст.) февраля, и в сегодняшней Японии один из самых известных русских. И самый почитаемый, даже среди нехристиан. Некогда святитель сам обошел всю Японию – город за городом, поселок за поселком, проповедуя слово Христово. И каждая из существующих сейчас православных общин Японии – его детище, сохраняющее не только духовную связь с просветителем Японии, но и человеческую – через учеников святителя и учеников его учеников. Поездка по православным приходам Японии сегодня своего рода путешествие в двойном времени: прошлом – времени апостольского служения святителя Николая и нынешнем.

http://pravoslavie.ru/archive/080213

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010