священномученик Серафим (Звездинский) (7.04.1883–26.08.1937) Гимнография Нравственно-аскетические труды Письма Проповеди и слова Аудиокниги священномученик Серафим (Звездинский) Подвижник, духовный наставник, талантливый проповедник. В миру - Николай Иванович Звездинский, родился 7 апреля 1883 года. Отец - Иван Гаврилович Бонефатьев, первоначально старообрядец-беспоповец, затем присоединился к единоверию, сменил фамилию на Звездинский. Стал священником, служил во Ржеве, затем в Москве, был благочинным всех единоверческих храмов. Обладал музыкальными способностями и прекрасным голосом. Умер в 1907 году. Мать - Евдокия Васильевна Славская, дочь единоверческого священника, умерла, когда сыну было два года. С детства Николай часто присутствовал на богослужениях. Отец приучал его любить церковную службу, храм, пение и чтение. В 1899 году окончил Заиконоспасское духовное училище (на Никольской улице в Москве), в 1905 году - Московскую духовную семинарию,  в 1909 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Ещё в академии получил известность как талантливый проповедник. Особо почитал св. Серафима Саровского. В 1902 году тяжело заболел, но выздоровел после молитвы перед образом тогда ещё не прославленного старца Серафима. После его канонизации отец Николая, священник Иван Гаврилович, написал службу преподобному Серафиму. 26 сентября 1908 года был пострижен в монашество с именем Серафим в честь Серафима Саровского. 22 октября 1908 года рукоположён во иеродиакона, 8 июля 1909 года — во иеромонаха. Являлся духовным сыном старца Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия (Соловьева). С 10 декабря 1909 года — преподаватель истории церкви в Вифанской духовной семинарии. С 21 сентября 1912 года — преподаватель гомилетики (проповедничества) и соединенных с нею предметов в Московской духовной семинарии. С 10 июня 1914 года — архимандрит. С 14 июня 1914 года — помощник наместника Чудова монастыря епископа Арсения (Жадановского). Находился на этом посту до 1918 года, когда был вынужден покинуть монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

священномученик Сергий Мечёв (1892–1942) Беседы Проповеди и слова Письма священномученик Сергий Мечёв Духовный наставник, проповедник. Настоятель храма свт. Николая Чудотворца на Маросейке. Родился в Москве 17 сентября 1892 года в семье праведного Алексия Мечёва , настоятеля храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Батюшка отец Алексий очень любил своего сына Серёжу и желал иметь его своим преемником, но он не хотел оказывать на него давление и поэтому дал возможность сыну получить светское образование. В 1910 году Сергей окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на медицинский факультет Московского университета. Вскоре он перешёл учиться на словесное отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1917 году. Во время войны в 1914 году Сергей Алексеевич работал на Западном фронте братом милосердия в одном из санитарных поездов. Там же он познакомился со своей будущей супругой, которая также трудилась сестрой милосердия. Одновременно с учёбой в университете Сергий Алексеевич принимал участие в работе студенческого богословского кружка имени святителя Иоанна Златоустого , организованного наместником Чудова монастыря епископом Арсением (Жадановским). На заседаниях кружка читались и обсуждались доклады на различные темы богословского характера. В 1917 году была создана комиссия по сношению с гражданской властью Русской Православной Церкви. В число членов Комиссии вошёл и Сергей Алексеевич. В этот период ему пришлось часто бывать у патриарха Тихона, который очень его полюбил. Решение принять священство было связано у Сергея Алексеевича с поездкой в 1918 году в Оптину пустынь, где он получил на это благословение старцев отца Анатолия и отца Нектария. В 1919 году, по окончании Московского университета, он был рукоположен во диакона, а затем во иерея. Рукополагал в Даниловском монастыре архиепископ Феодор (Поздеевский) . Сын служил рядом с отцом в храме на Маросейке. Этот приход называли «мирским монастырём». Послушание духовному отцу, очищение совести покаянием, частое причащение, ежедневные уставные службы (обедни на Маросейке начинались в 6 утра, и прихожане могли попасть на работу вовремя) — всё это создавало условия для подлинной духовной жизни. « Христианство не учение, а жизнь», — часто повторял отец Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/

Содержание Речь, сказанная наместником Чудова монастыря архимандритом Арсением(Жадановским) при наречении его во епископа Серпуховского, викария Московской епархии.    Над каждым человеком бдит Промысл Божий, вся жизнь человека находится под непосредственным, хотя и незримым водительством промышляющей и руководящей десницы Вышнего. Обыкновенно же, когда человек живет в житейской суете изо дня в день, то не замечает и не вдумывается, почему и отчего именно так течет и складывается его жизнь, а не иначе. Но вот время проходит, человек оглядывается назад и видит, как все совершившееся над ним было чудесно, промыслительно, и в особенности он это чувствует, находясь среди важных и чрезвычайных перемен и моментов своей жизни, часто в конец изменяющих его внутренний и внешний жизненный строй. Тогда ему кажется, что все, что случилось и было с ним раньше, оно-то и вело и подготовляло его именно для этого последнего, решающего момента, и он готов бывает воскликнуть, что воистину «от Господа стопы человеку исправляются...» (Пс.36:23).    Так и теперь со мной. В жизни моей наступил важный момент — возведение меня в сан епископа. И вот, когда оглядываешься на прошедшее, вспоминаешь прожитое, то невольно замечаешь, что многое в моей жизни, обычно казавшееся вполне естественным, промыслительно подготовляло настоящее мое положение, было как бы некиим предуказанием свыше.    Десятилетним отроком родители отдали меня в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей я оказался самым малым по росту. Приехал, вспоминаю, к нам однажды в училище приснопамятный Амвросий, архиепископ Харьковский. Нас — учеников — в актовом зале выстроили в ряды. Владыка-архиепископ, проходя по рядам, обратил внимание на меня как на самого между всеми другими маленького ученика, вывел меня на средину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: «Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Конечно, на эти слова, как это всегда бывает в нашей жизни, никто тогда не обратил никакого внимания. А вот теперь приходится вспоминать их и приводить их как слова, сказанные устами знаменитого церковного витии-святителя пророчески.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Жадановский Александр Иванович; 6.03.1874, слобода Писаревка Волчанского у. Харьковской губ.- 27.09.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), еп. Серпуховской, вик. Московской епархии. Неск. поколений священнослужителей из рода Жадановских, в т. ч. отец А. прот. Иоанн, братья - протоиереи Алексий и Андрей, свящ. Николай, служили в храмах г. Чугуева Харьковской губ. В 1884 г. А. Жадановский поступил в Харьковское ДУ. Посетивший уч-ще Харьковский архиеп. Амвросий (Ключарёв) предсказал мальчику епископское служение. В 1888-1894 гг. Жадановский учился в Харьковской ДС, по окончании к-рой был назначен учителем Закона Божия в церковноприходской школе в слободе Осиновке близ Чугуева, в 1896-1899 гг. служил надзирателем-репетитором в Сумском ДУ. Родные, желавшие, чтобы Жадановский занял место отца в ц. Рождества Богородицы, просили молодого человека вернуться в Чугуев. Жадановский послал письмо св. прав. Иоанну Кронштадтскому с просьбой помочь ему в выборе жизненного пути. В письме от 17 янв. 1898 г. прот. Иоанн благословил молодого человека принять иночество. 17 июля 1899 г. в Святогорском Зимненском мон-ре архиеп. Амвросий (Ключарёв) совершил монашеский постриг Жадановского с наречением имени А., 14 авг. архиеп. Амвросий рукоположил А. во иеродиакона. Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской 1 окт. 1899 г. А. поступил в МДА. 9 мая 1902 г. ректором еп. Арсением (Стадницким) рукоположен во иеромонаха. Во время учебы А. часто посещал Гефсиманский скит лавры, скит св. Параклита и Зосимову в честь Смоленской иконы Пресв. Богородицы пуст. , к-рую в «Воспоминаниях» назвал «духовной врачебницей». Общение со старцами преподобными Алексием (Соловьёвым) , Варнавой (Меркуловым) и игум. Германом (Гомзиным) , духовным отцом А., оказало огромное влияние на формирование духовного облика молодого иеромонаха. Впосл. он с благодарностью вспоминал также преподавателей академии Д. Ф. Голубинского и прот. Е. А. Воронцова . А. окончил академию в 1903 г. со степенью канд. богословия за соч. «Беседы преподобного Макария Египетского с гомилетической точки зрения»; 17-19 июля 1903 г. присутствовал на торжествах прославления прп. Серафима Саровского в Саровской пуст .

http://pravenc.ru/text/76226.html

Анна (Патрикеева), инокиня Анна Сергеевна Патрикеева родилась в 1904 г. в Москве. 9 марта 1916 г. вступила в братство святителя Алексия при Чудовом монастыре. Поступила послушницей в Серафимо-Знаменский скит. В 1923 г. по благословению настоятельницы Серафимо-Знаменского скита схиигумении Фамари (Марджановой) и епископа Арсения (Жадановского) сопровождала в ссылку в Зырянский край епископа Дмитровского Серафима (Звездинского) , своего духовного отца. Поскольку сопровождать в изгнании разрешалось только родственникам, в 1922 г. юридически оформлено ее удочерение епископом Серафимом (Звездинским) . 26 апреля 1925 г. вернулась с епископом Серафимом в Москву, проживала вместе с ним в Аносиной пустыни на хуторе Кубинка, затем, с 1927 г., в Дивееве. В 1928 г. пострижена в рясофор. С 1932 г. проживала с епископом Серафимом в г. Меленки Владимирской области. 11 апреля 1932 г. арестована на два месяца. Сопровождала Владыку Серафима в казахстанскую ссылку. В 1937 г. последовала за Владыкой в г. Омск. 15 лет Анна неотлучно находилась при Владыке, арестованном и расстрелянном в 1937 г. Затем она поселилась близ Волоколамска, а позднее в Загорске (Сергиевом Посаде). С 1942 г. до самой кончины была алтарницей во Введенском храме Дмитрова. Пострижена в мантию, затем приняла великую схиму с именем Иоанна. Скончалась в 1980 г. 58 Погребена на кладбище Дмитрова («Красная Горка»). 1. Около 15 мая 1956 г. 59 Воистину Воскресе!!! Святый Владыка, Исповедниче Христов, низко кланяюсь Вам, прошу благословения Вашего Святительского и святых великих молитв Ваших о моем недостоинстве. Приношу Вам глубокую благодарность, Дорогой Владыка, за многоценное Ваше благословение, святое изображение Воскресшего Господа и ласку Вашу родственную. Поздравляю Вас, Святый Владыко, со Днем Вашего Ангела, молитвенно желая Вам многих лет отрады и утешения. Столько лет прошло в великом подвиге, что и в четьях минеях нет равных. Да будут настоящие дни Ваши отрадны и исполнены мира и отдыха. Письмецо Ваше получила в самую светлую ночь, по окончании молитвы его мне передала моя хозяйка, у которой оно до сего часа было. Весь день просвещало оно мое сердце утешением и радостию, да воздаст Вам Господь Своею милостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Русская Голгофа 27 мая 2005 г. 12:52 9 августа 2001 года правительство Московской области приняло постановление 259/28 об объявлении памятного места «Бутовский полигон» в Ленинском районе, Государственным памятником истории. Это место — памятник скорби, место, отмеченное кровью тысяч и тысяч мучеников, пострадавших в 30-х годах прошлого века. Здесь, в южном пригороде Москвы, на стрелковом полигоне НКВД-КГБ в 30-40-х годах XX столетия производились массовые расстрелы и захоронения жертв политических репрессий. Только в период с августа 1937 г. по октябрь 1938 г. здесь было расстреляно 20.765 человек. Общее же число пострадавших и захороненных на этом месте не известно, но по некоторым оценкам оно значительно превосходит указанную цифру. Среди расстрелянных преобладают жители Москвы и Московской области, но вместе с ними пострадали жители и уроженцы других областей нашей страны и иностранцы. Это простые рабочие и крестьяне, военные и представители интеллигенции, известные государственные и общественные деятели, священнослужители. К настоящему времени установлены имена около 1000 священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших в Бутове за свои религиозные убеждения. Это поставило Бутово в исключительное положение, так как на территории России нет больше мест, где почивали бы останки такого количества прославленных святых. Собор новомучеников бутовских (на 01.04.2003) составляет более 200 прославленных святых. Его возглавляет канонизированный в лике святых Архиерейским Собором 1997 г. митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов) [день памяти 11.12.1937]. Кроме сщмч. Серафима в Бутово пострадало еще шесть иерархов РПЦ: сщмч. Димитрий (Добросердов), архиепископ Можайский [день памяти 21.10.1937.], сщмч. Николай (Добронравов,) архиепископ Владимирский и Суздальский [день памяти 10.12.1937], епископ Серпуховской Арсений (Жадановский) [+27.09.1937], сщмч. Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий [день памяти 29.12.1937], сщмч. Никита (Делекторский), епископ Нижне-Тагильский [день памяти 19.11.1937], сщмч. Иона (Лазарев), епископ Велижский [день памяти 21.10.1937]. Среди убиенных более десяти человек из братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры во главе с последним до ее закрытия наместником сщмч. Кронидом (Любимовым).

http://patriarchia.ru/db/text/17797.html

Московский храм святителя Николая в Подкопаях стал объектом культурного наследия Москва, 17 апреля 2014 г.      К Дню охраны памятников и исторических мест 18 столичных объектов получили статус памятников культурного наследия, сообщил руководитель Мосгорнаследия Александр Кибовский. В частности, статус памятника получили доходный дом А.Синицына в Благовещенском переулке, объекты детской больницы Святой Ольги в Орлово-Давыдовском переулке, воспитательный дом на Москворецкой набережной, доходный дом Плещеевых в Гусятниковом переулке, церковь Николы в Подкопае в Подкопаевском переулке, особняк В.Мельникова в Волковом переулке, сообщает Интерфакс-Религия. Храм упоминается в летописи с 1493 года. Название местности Подкопай связано с деятельностью людей, которые добывали глину, подкапывая холм. Каменный храм числится с 1629 года. Существующее здание возведено в середине XVII века. «Жизнь храма можно уподобить горящей свече. Наша подкопаевская свеча загорелась в Белом городе, за Китайгородской стеной, почти шесть веков назад», — говорится на сайте храма . У этого храма, как и у многих непростая судьба: «После войны с Наполеоном он стоял закрытым почти полвека, а потом вдруг пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. Так и стал наш Подкопай Александрийским подворьем. Привели его тогда в надлежащее благолепие и снабдили всей необходимой утварью. В 1858 г. храм Свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором. Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма. Однако, испытаниям только суждено было начаться. Приближался ХХ век...» Священномученик о. Петр Петриков Пришло время скорбей, которое принесло храму четырех новомучеников. «Новомученики храма святителя Николая в Подкопаях — это священномученик о. Петр Петриков, настоятель храма иеромонах Андрей (Эльбсон) и две тайные монахини Валентина (Засыпкина) и Вера (Рожкова). Их арестовали вместе с другими членами общины по «делу» епископа Арсения (Жадановского), бывшего настоятеля Чудова монастыря в Кремле, в канун праздника Тройкой УНКВД они были приговорены к расстрелу по статье 58-10 УК РСФСР «за активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов». В праздник Воздвижения Креста Господня, 27 сентября 1937 г., приговор был приведен в исполнение на Бутовском полигоне». 17 апреля 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/70039.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Серафим (Звездинский), священномученик (1883 — 1937 гг., в миру — Николай Иванович Звездинский).С юных лет Серафим (Звездинский) полюбил церковное богослужение, Божественную литургию, за которой, как говорил будущий мученик, он уже тогда распалялся сердцем «Твоя от Твоих Тебе приносити». Когда Серафим (Звездинский) учился в Духовной Академии, он тяжело заболел и был исцелен по молитве Серафиму Саровскому. Он так говорил об этом: «Ты влек меня, Господи, к служению Тебе и гласом хлада тонка, тихим веянием ветра благодати Твоея, влек и бурею земною, вихрем крепким… А когда я дерзнул сопротивляться Тебе, послал Ты мне болезнь лютую, от которой восстать живым я не чаял, будучи приговорен к смерти двумя врачами: гомеопатом и аллопатом. И когда врата смерти раскрылись уже предо мною, предстал у одра болезни моея врач небесный, чудно меня исцеливший, в память чего и воспет был святый сей в песнях духовных покойным отцом моим, протоиереем Иоанном» (священник Иоанн Звездинский, отец Серафима (Звездинского) по предписанию Священного Синода составил благодарственный тропарь и кондак преподобному Серафиму, тогда еще не канонизированному). Ещё студентом Духовной Академии Серафим (Звездинский) прославился как проповедник, его статьи печатались в богословских журналах. Серафим (Звездинский) был духовным сыном Алексея Зосимовского, по благословению которого принимает постриг. Когда большевики начали гонения на Церковь он вместе с Арсением (Жадановским) перебрался в лесной скит. По благословению Патриарха Тихона становиться епископом. Серафим (Звездинский) пережил несколько арестов и ссылок. Расстрелян. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ser...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Какова истинная девственность (безбрачие)? Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом. ( 1Кор. 7:34 ). Никто из девственников не должен хвалиться девством; оно – благий дар Самого Бога. Преподобный Антоний Великий (251–355). Девство тогда велико, когда оно смиренно и скромно. Свщмч. Арсений (Жадановский) , еп. Серпуховской (1874–1937). Избравший себе жизнь безбрачную или девство должен иметь чресла препоясаны и светильник горящий ( Лк. 12:35 ): чресла препоясаны воздержанием, и светильник горящий – молитвой, богомыслием и духовной любовью. Преподобный Максим Исповедник († 662). Благоухание невинности, наполняющее тело твое, радует Духа Святого. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Девство – есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие добродетели. Девство украшало первых людей больше, нежели царей диадема и золотые одежды. Что честнее, сладостнее, светозарнее девства? Ибо оно издает сияние, блистательнейшее самых солнечных лучей, и, отрешив нас от всего житейского, приучает светлыми очами со вниманием созерцать солнце правды. Как драгоценное миро, хотя и в сосуде заключается, наполняя воздух благоуханием, исполняет приятности не только находящихся внутри дома, но и около него стоящих; так и благоухание девственной души, напояя чувства, показывает сокровенную внутри добродетель. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Девство имеет великое значение пред Богом. Святая Дева паче естества сподобилась быть Материю Пресущественного Сына Божия и, оставаясь всегда Девою, называется Пресвятою. Впрочем, не всякое девство хорошо и похвально, как Сам Господь объявил в Евангелии о десяти девах: Из них пять было мудрых и пять неразумных ( Мф. 25:2 ), т. е. девы неразумные, которые соблюдали только наружное девство, а внутренно осквернялись нечистыми помышлениями, также побеждены были и другими страстями – сребролюбием и тщеславием, завистью и ненавистью, гневом и памятозлобием, и вообще невоздержанием. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Не тот чист, кто сохранил нерастленным тело, но тот, кто члены его совершенно покорил душе. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Какой должна быть любовь? Любовь похожа на море, сверкающее цветами небесными. Счастлив, кто приходит на берег и, очарованный, согласует душу свою с величием всего мира. Тогда границы души бедного человека расширяются до бесконечности, и бедный человек понимает тогда, что и смерти нет и нет того, что называется у бедных людей «сегодня» и «завтра». Исчезает тогда эта черта, разделяющая всю жизнь на «тут» и «там». Не видно «того» берега в море, и вовсе нет берегов у любви. Но другой приходит к морю не с душой, а с кувшином и, зачерпнув, приносит из всего моря только кувшин, и вода в кувшине бывает солёная и негодная. «Любовь – это обман юности», – говорит такой человек и больше не возвращается к морю. Писатель Михаил Пришвин (1873–1954). Первородный грех всё в нас повредил, всё перепортил; он и любовь – это божественное свойство в нас – оземленил, исказил, нарушил ее гармоничность. Сама по себе любовь – это и есть приятное влечение одного лица к другому, и так как наша душа, наше сердце заключены в греховное тело, свойство которого также иметь влечение к подобным нам существам, то здесь духовному нашему чувству любви постоянно грозит опасность быть подавленным, полоненным плотским нашим влечением. Отсюда и может быть такое явление в нас: начнется любовь чистая, духовная, а окончится с плотским оттенком, а то и прямо – плотскою, низменною. Поэтому нам нужно быть весьма зоркими, весьма осмотрительными, весьма тонкими в различении любовных движений нашего сердца. Свщмч. Арсений (Жадановский) , еп. Серпуховской (1874–1937). От любви происходит постоянное целомудрие. …От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех. Любовь друг к другу делает нас непорочными. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Любовь для нас – источник блаженства, луч Божественного света, поток жизни и радости. Но, любя ближнего, мы не должны считать его первопричиной (источником) нашей радости. Всё тварное только отражает в себе славу Божию, как зеркало – свет... Любовь во исполнение заповеди есть любовь во исполнение воли Божией, для Бога. Поэтому она должна быть непременно саможертвенной, т. е. с отвержением в сердце желаний ветхого человека, тлеющего в похотях... Любовь нам дана (заповедана) для личного спасения и для созидания Царствия Божия, ибо только в Церкви Божией мы спасаемся. А любовь похотная, неистинная, есть самолюбие, которое растлевает нас и порабощает врагу и разрушает Царствие Божие. Поэтому по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь ( Мф. 24:12 ), ибо греховно мы любим предмет до тех пор, пока он доставляет нам греховное наслаждение... Иеромонах Петр (Серегин) (1895–1982). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010