составитель Сергей Фомин П.Флоренский. Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечева Батюшка отец Алексей принадлежит к тем русским праведникам, ряд которых начинается от преподобною Серафима Саровском , идет через Оптину пустынь и доходит до наших дней. Это тип старцев, одаренных тихим светом смиренного жаления и любви ко всем страждущим. Такие именно праведники нужны людям усталым, измученным горечью жизни, боящимся какого-либо неосторожного прикосновения к их ранам. [...] Он подошел к нам уже слабый телом, но сильный любовью и жалением, пошел с нами в тот момент, когда все мы особенно нуждались в утешении, пошел и... дошел весьма скоро, к великой печали, до могилы. Впрочем, он скрылся в нее только телом, а духом воспарил к Горнему Иерусалиму, чтобы там опять встретить нас на тяжелых путях загробных мытарств и также любовно, жалостливо и с лаской пойти с нами к престолу Господню, расплачиваясь своими молитвами за наши грехи. Батюшка, отец Алексей, вечная тебе память, родной! Епископ Арсений (Жадановский) Надгробное слово 295 Батюшки о.А. нет больше, хотя и теперь привлек сюда эти многочисленные толпы он же, но только затем, чтобы проститься с ним навсегда. Он во гробе. И сие – великое страшное событие. Это потеря всеобщая, потеря невознаградимая! Те замечательные глаза, оживлявшие почти совсем омертвевшее тело, в которых всегда светился огонек неба, так действовавший на сердца человеческие, лучи которого будто проникали самую глубь души собеседника и читали там, как на бумаге, опись прошлого и настоящего, – эти глаза померкли и закрылись мертвенной печатью. Уже больше им не пронизать души человеческой. Те учительные уста, сильные не убедительными человеческой мудрости словами, но явлениями духа ( 1Кор.2:4 ), сильнейшей любви к ближнему, умевшие самым безыскусственным словом побеждать (покорять) избалованные красноречием и наукой умы, уста, дышавшие только миром, любовью и утешением, теперь замкнулись навсегда. Уже больше не услышим мы благословения батюшки; уже больше не раздастся его святая речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Труды по литургике, патрологии, русской церковной истории и археологии Древнехристианская практика причащения Св. Таин 162 По изображению евангелистов Матфея, Марка и Луки, Господь Иисус Христос на Тайной Вечери так сподобил св. апостолов вкусить Своего Тела и Крови: «Когда они ели (по Матфею и Марку), Иисус взял хлеб, благословил, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое» ( Мф. 26:26 ; Мк. 14:22 ; Лк. 22:19 ). – «И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все» ( Мф. 22 ст.), или, как повествует св. Лука, – приимите ее (чашу) и разделите между собою ( Лк. 17 ст.) и пили от нее все ( Мк. 23 ст.). Из этого повествования евангелистов открывается, во-первых, что апостолы вкусили Тела и Крови Господа во время трапезы и, можно думать, по окончании еды, так как вслед за причащением последовало благодарение и выход апостолов из горницы ( Мф. 30 ст.; Мк. 26 ст.). Во-вторых, Господь взял хлеб, а не хлебы, и после благословения и преломления стал Сам раздавать (εδδου – Мф.) его ученикам. В-третьих, Господь взял чашу (одну) и после благодарения подал (δωκεν – Мф. и Мк.) апостолам и велел ее разделить (διαμερσατε) – между собою (Лк.). Из глагольных форм «δωκε» и «διαμερσατε» можно заключить, что Господь уже не Сам каждому апостолу давал пить из чаши, как это было сделано с Телом, а вообще передал чашу апостолам и велел им самим разделить ее между собою. В-четвертых, наконец, Господь причастил апостолов в горнице, нарочито пред этим приготовленной и убранной ( Мк. 15 ст.; Лк. 12 ст.). На основании некоторых указаний книги Деяний и посланий ап. Павла мы удостоверяемся, что и причащение первых христиан весьма походило на причащение апостолов Иисусом Христом. Прежде всего, хлеб евхаристический после благословения преломлялся – отсюда – самое таинство причащения Тела и Крови Господа называлось «преломлением хлеба» ( Деян. 2:42, 46; 20 :7 и 11; Кор. 10:17). Все причащались от одного хлеба и чаши (Кор. 10:17). Преломляли хлеб по домам в горницах ( Деян. 2:46; 20:8 ). Наконец, преломление хлеба соединялось с вечерею и причащение происходило после еды (Кор. 11:21 и 34). Но такое соединение уже во времена св. апостола Павла вызывало много злоупотреблений среди коринфских христиан, за что и обличает их апостол. Самое вкушение пищи пред причащением ап. Павел, однако, не считает явлением необычным, он заботится только о водворении благочиния на вечерях Господних и ради этого благочиния, советует голодным дома подкрепляться пищею, прежде чем идти на преломление хлеба (Кор. 11:20–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Часть вторая Нечистые, блудные, плотские помыслы хорошо подавлять, рассеивать следующими духовными рассуждениями. Господь – Творец всего мира, а человек – наилучшее Его создание и все в нем, в человеке, все члены его целесообразны и высоки, а потому ничто не должно возбуждать в нем скверных, грязных представлений и чувств. Отсюда если у тебя возникают дурные плотские помыслы, спеши обратиться мыслию к Господу, хвали Его за премудрое создание человека, хвали Его как виновника всякой красоты в мире. Такими возвышенными представлениями и чувствами ты можешь приостановить течение нечистых помыслов. На иных же хорошо действует такое рассуждение: что телесная красота, она непрочна, скоропреходяща! Сегодня красив человек, а завтра он может обратиться в смердящий, отвратительный, безобразный труп. Стоит ли к такой ненадежной красоте прилепляться сердцем? Дурные помыслы часто являются у нас от нечистого взора, а потому храни свои очи, не позволяй им бродить по распутиям мира, не позволяй им искать человеческой красоты. Старайся так воспитать свои очи, чтобы они при взгляде на человека останавливались не на внешнем его облике, а проникали бы внутрь, в сердце, созерцали бы человеческое достоинство, духовные качества человека, его духовную красоту. Что такое иметь страх Божий? – Это значит никогда не забывать, кто Бог и кто мы. Бог – Творец Мира, Судья и Мздовоздатель наш, человек же грешное, падшее создание, которое только и может спастись милостию Божиею. И страх Божий великое значение имеет в деле нашего нравственного преуспеяния. Он удерживает нас от всего дурного, приучает нас к благоговению, смирению, кротости и чистоте. Ты – немощной, а потому постоянно нуждаешься в благодатном подкреплении, нуждаешься в освящении святыней. Куда же тебе прежде всего идти, как не в храм к Божественной литургии, где видимым образом Господь каждый раз присутствует в Дарах Евхаристии? Здесь ты, стоя невдалеке от Самого Господа, кажется, все доброе можешь себе испросить. Помыслы мешают нам сосредоточиваться на молитве. Как прекратить их течение, как отшибить их от себя? В обыкновенном течении жизни наше внимание останавливает что-либо выдающееся – сильный стук, яркий ослепительный свет, какая-нибудь громада и т.п. Попробуем применить подобное в жизни нашего духа. Текут ненужные и даже вредные помыслы, отвлекающие нас от духовного созерцания. Постараемся вызвать в уме, с переживанием в сердце, такие представления, как необходимость и неизбежность смерти, Страшный Суд, всевидящее око Господа, безмерную милость Его к нам, нашу преступность, выдающиеся случаи (тяжелые) нашей жизни, – и это отвлечет нас от житейского, ненужного течения мыслей и вставит нас в колею духовного созерцания. Мы не говорим уже о крестном знамении и призывании сладчайшего имени Господа Иисуса, чем, по опыту святых людей, лучше всего подавляются всякого рода нечистые, противные нашей духовной жизни помыслы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Часть третья Какие признаки истинной любви? Она, прежде всего, простирается до самопожертвования. «...Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 )... Добрые христиане такую любовь и стараются воспитывать в сердце своем. Поразительна была в этом отношении любовь первых христиан. Епископ Киприан Карфагенский 23 свидетельствует, что когда в Александрии появилась страшная болезнь – чума и жители от страха бежали от мертвецов, одни только христиане ухаживали за больными и хоронили умерших, и этим самопожертвованием приводили в удивление язычников, которые невольно начинали прославлять Бога христианского. Всегда ли будет самопожертвованием, если кто из-за ближнего и ради ближнего лишает себя жизни? Да, если кому-либо угрожает смерть и ты жертвуешь своею жизнию, например, спасаешь утопающего, бросаешься в огонь, чтобы спасти горящего, – это все проявления высокой любви христианской, простирающейся до самопожертвования. Но вот, если влюбленный лишает себя жизни от неудачи, невозможности брака и т.п. и другого вовлекает туда, якобы ради вечной любви, то это будет не самопожертвованием, а самоубийством и гнусным убийством другого. Вот, если бы ты все меры употребил спасти от подобного замысла человека, хотя бы тебе было необычайно трудно, – то была бы настоящая любовь, простирающаяся до самопожертвования. Второй признак истинной любви тот, что она вечна, никогда не прекращается. Господь, раз возлюбив мир, не перестает его любить. Человек пал; кажется, оставалось его только истребить, но Господь Своего Единородного Сына посылает на спасение наше. И добрые христиане такую непрестающую любовь и возгревают в сердцах своих. Недавно нам Пришлось быть свидетелями этой любви. Был в Москве добрый пастырь отец Валентин . При жизни он многих привлек к себе, ибо помогал нуждающимся, утешал скорбящих, приводил к покаянию грешников. Теперь он умер. Кажется, можно было бы и забыть о нем. А нет: любящие его духовные чада продолжают ходить на его могилку и жить доброю памятию о нем. В этом любовь непрестающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как исповедываться? Кающийся должен иметь сокрушение сердца и печаль о грехах, которыми прогневал Бога. Кающийся должен исповедать все грехи подробно, объявляя каждый из них отдельно. Исповедение должно быть смиренным, благоговейным, истинным; при исповедании должно обвинять самого себя и не порицать другого. Кающийся должен иметь непременное намерение не возвращаться к тем грехам, которые исповеданы, и исправить свою жизнь. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Не тот исповедует грех своей, кто сказал: «Согрешил я», – и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, обрел грех свой и возненавидел. Какую пользу принесет больному попечение врача, когда страждущий болезнью крепко держится того, что разрушительно для жизни? Так нет никакой пользы от прощения неправдоделающему еще неправду и от извинения в распутстве – продолжающему жить распутно... Премудрый Домостроитель нашей жизни хочет, чтобы живший во грехах, и потом дающий обет восстать к здравой жизни положил конец прошедшему и после содеянных грехов сделал некоторое начало, как бы обновившись в жизни через покаяние. Святитель Василий Великий (330–379). Сокрушение – необходимое условие для исповеди. Но как часто исповедуются без этого чувства! Признаки отсутствия сокрушения следующие: когда кто открывает свои грехи как бы с некоторым бесстыдством, говорит о них, как об обыкновенных, безразличных делах, извиняет свои поступки или слагает свою вину на других и не желает предпринимать средств для прекращения грехов, доказывая, что он не может отстать от тех или других своих недостатков. Свщмч. Арсений (Жадановский) , еп. Серпуховской (1874–1937). Да это легко сказать: «всем грешна», или, как пишешь: «нет ни одного греха, которого бы ты не сотворила», – но говорить каждый грех, по виду, приносит стыд, и бывает виною прощения грехов. По исповедной молитве можно исповедоваться; что там лишнее, чего не делано, того не говорить; а чего не написано, а сделано, то прибавить. Святые отцы не советуют грехов чувственности изъяснять подробно, чтобы памятью подробности не осквернять чувств, а сказать просто образ греха; а прочие грехи, наводящие стыд самолюбию, должно пояснить подробнее, с обвинением себя.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скачать epub pdf Глава 16. Арсений, архиепископ Серпуховский Преосвященный Арсений происходил из рода Жадановских, давших Церкви Христовой ревностных пастырей. Родился он в 1875 г. в семье протоиерея Иоанна Жадановского и с детства отличался исключительным благонравием, кротостью и смирением. Печать Божьего избранничества проявилась следующим знаменательным событием: 9-летним отроком поступил он в Харьковское духовное училище и среди своих товарищей оказался самым малым по росту. Однажды посетил училище приснопамятный архиепископ Харьковский Амвросий. Всех учеников собрали в актовом зале и выстроили рядами. Владыка, проходя по рядам учащихся, обратил внимание на благоговейного маленького отрока Александра Жадановского, вывел его на средину зала и, обратившись ко всем, сказал: «Смотрите, вот теперь это самый маленький ученик, а будет архиереем!» Эти слова знаменитого церковного витии-святителя воистину оказались пророческими. Через 30 лет, 8 июня 1914 г., он был поставлен в епископа Серпуховского. В истинном духе Пастыреначальника Господа Иисуса Христа совершал он свое святительское служение впредь до злосчастного 1917 г., когда вследствие тягчайших церковных переживаний он вынужден был устраниться от официального служения Церкви Христовой. С захватом государственной власти большевиками епископ Арсений был выслан из Серпухова в Москву и через некоторое время – в Подольск под Москвою. По усиленному ходатайству его паствы ему было разрешено возвратиться в Серпухов, но владыка Арсений, совместно с Ефремовским епископом Сергием, вели открытую, смелую и самоотверженную борьбу с неверием. Тогда оба они в 1929 г. были арестованы и заключены в тюрьмах: владыка Арсений в Моске, а владыка Сергий – в Туле. Вследствие вторичного усердного ходатайства православной церковной общины Серпухова обоих преосвященных выпустили из тюремного заключения, причем владыка Арсений был сослан в Звенигород, но затем ему вновь разрешили пребывание в Серпухове. Во внимание к его деятельности митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. Однако преосвященный Арсений с неизменной неустрашимостью продолжал свою защиту Церкви Христовой и обличение безбожия; тогда его опять арестовали и сослали в Соловки, где он находился в тяжких принудительных работах, а преосвященного Сергия выслали в Бузулук и там расстреляли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

составитель Сергей Фомин Библиография Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. Париж. 1948. С.221. Отец Алексей Мечев . Воспоминания. Письма. Проповеди. Редакция, примечания и предисловие Н.А.Струве. YMCA-PRESS. Paris. 1970; 2-е изд. Paris. 1989. 389 с. Тропани Н.В. Воспоминания о храме на Солянке//Московский комсомолец. 1990. 14 сентября. Дроздов С. ЦК ВЛКСМ думает о душе//Комсомольская правда. 1990. 10 октября. Червяков А. Старинный московский приход//Московский художник. 1990. 2 ноября. Червяков А. У Николы в Кленниках//Литературная Россия. 1990. 14 декабря. С.22. Игумен Андроник (Трубачев) . Русский пастырь на приходе//Москва. 1990. 12. С.160–161. Священник Павел Флоренский . Отец Алексей Мечев //Москва. 1990. 12. С.162–165. Священник Павел Флоренский . Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечева //Москва. 1990. 12. С.165–178. [Впоследствии обе эти статьи переизданы: Священник Павел Флоренский . Сочинения в четырех томах. Т.2. М. «Мысль». 1996. С.591–627.] Епископ Арсений (Жадановский) . О Батюшке старце о. Алексее Мечеве //Москва. 1990. 12. С.178–184. [Впоследствии эти воспоминания были опубликованы под наст, своим названием «Отец Алексей Мечев » в кн.: Епископ Арсений (Жадановский) . Воспоминания. М. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1995. С.14–31]. Московский приходской сборник. Вып.1. Храм Николая Чудотворца в Кленниках. Изд. «Московского журнала». М. 1991. С.207. Червяков А. Московский архив//Московский журнал. 1991. 5. С.52–54. Добровольский А. Памяти дорогого батюшки о. Алексия//Московский журнал. 1991. 5. С.54–58. Священник Сергий Дурылин. В те дни//Московский журнал. 1991. 8. С.20–27. Бычков С. Мечевская община//Московский комсомолец. 1991. 27 ноября. Монахиня Иулиания (Соколова). Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечева . Храм свт. Митрофана Воронежского [М. 1992]. 175 с. Изд. 2-е, испр. и доп. М. «Русский хронограф». 1999. 268 с. Дар московскому приходу. [О передаче М.А. и Н.А.Струве двух икон письма Т.В.Ельчаниновой (1897–1981) в храм Святителя Николая Чудотворца в Кленниках]//Московский журнал. 1992. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Богословие Евхаристии См. также: Учение о Таинствах (сакраментология) 1474–1480). 2165. Аржанти К., свящ. Смысл символа в православной литургии/Пер. с фр.: Ю. А. Казачков//АиО. 1998. 1(15). С. 281–290. 2166. Арсений (Жадановский) , архиеп. Серпуховской, сщмч. Как часто древние христиане причащались?/Архим. Арсений//БТ. 1980. Сб. 21. С. 118–119. Выдержка из дореволюционного изд. 2167. Кураев А., диак. После «Херувимской "http://АиО. 1996. 4(11). С. 187–210. Апологетическое толкование Евхаристического канона. 2168. Мейендорф И. , протопр. Литургия, или Введение в духовность Византии/Пер. с англ.: Н. В. Поляков//АиО. 1995. 1(4). С. 95–108. 2169. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Евхаристия как новозаветное приношение: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЛЦ Финляндии в ТСЛ. Загорск, 12–16 дек. 1971 г.]/Михаил, еп. Астраханский и Енотаевский//БТ. 1973. Сб. 11. С. 164–173. 2170. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский . Благодатное преобразование – преображение мира и святая Евхаристия: [Докл. на Богосл. собеседовании между представителями РПЦ и ЕЦ Германии Арнольдсхайн – IV. Загорск, нояб. 1973 г.]/Михаил, архиеп. Астраханский и Енотаевский//БТ. 1980. Сб. 21. С. 90–102. 2171. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Евхаристия и священство: [Докл. на Богосл. собеседовании между представителями РПЦ и ЕЛЦ Финляндии в селе Ярвен-Пээ, май 1974 г.]/Михаил, еп. Астраханский и Енотаевский//БТ. 1973. Сб. 11.//БТ. 1980. Сб. 21. С. 103–117. 2172. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Евхаристия по учению Православной Церкви: [Докл. на II православно-реформатском собеседовании в Ленинграде, окт. 1976 г.]/Михаил, еп. Астраханский и Енотаевский//БТ. 1973. Сб. 11.//БТ. 1980. Сб. 21. С. 71–89. 2173. Пивоваров Б., прот. Божественная Евхаристия как основа духовной жизни и залог спасения: [Докл. на Богосл. конф. «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия». Москва, 7–9 февр. 2000 г.]//ЦиВр. 2000. 2(11). С. 169–185.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Очерк «Отец Николай Смирнов (Кадашевский)» из книги «Воспоминаний» епископа Арсения (Жадановского) с подписью: Надежда Шульц, с сокращениями и искажениями текста впервые опубликован: Московский журнал. 1993. 12. С.30—31. 2 Религиозно-нравственный журнал, выходивший в Москве с 1888 года по 1917 год; основан протоиереем С.П.Ляпидевским, с 1912 года редактором и издателем журнала был его сын, священник С.С.Ляпидевский. 3 Священномученик Владимир (Богоявленский), в то время митрополит Московский и Коломенский; расстрелян в Киеве в 1918 году, причислен к лику святых в 1992 году. 4 Серпуховской епископ Анастасий (Грибановский); в 1919 году эмигрировал за границу, по смерти митрополита Антония (Храповицкого) был Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей [возглавлял Зарубежный (бывший Карловацкий) Синод], скончался в 1965 году. 5 Название части Кадашевского прихода. — Примеч. авт. 6 Местом совершения молебных пений и проведения религиозных собеседований с народом были трактиры, не торгующие спиртными напитками, например, чайное заведение Егорова на Канаве. 7 Кадашевский храм был главным центром общенародного церковного пения в Москве; при храме были курсы церковного пения. 8 На некоторых собраниях приходилось присутствовать и нам. Вспоминаю Рождественскую елку: все-все разумно на ней было устроено. Детям доставлена чистая радость и всеми получено высокое назидание. Особенно удивил: здесь всех один малыш с еще не установившимся выговором, сказавший гостям много хороших стихов и чуть ли не целую проповедь. Организаторская способность, проявленная отцом Николаем на этом вечере привела нас прямо-таки в восхищение. — Примеч. авт. 9 Кадаши побывали с отцом Николаем на Угреше, в Свято-Троицкой Лавре, в Звенигороде у Саввы Сторожевского, в Новом Иерусалиме, в селе Коломенском, селе Косине, в Киеве, Чернигове, на Валааме, на Соловках, в Сарове, Дивееве, Понетаевке, у Тихона Калужского, в Зосимовской пустыни, в Оптиной и других святых местах. Путешествия совершали то пешком, то по железной дороге, то на пароходе. В дальние места пускались в путь до тысячи человек, а в ближние — до двух тысяч человек. — Примеч. авт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2744...

Источники и литература Арсений (Жадановский) , еп. Воспоминания. М., 1995. Брылеев Павел, свящ. Тульская епархия в Великую Отечественную войну//Тульские епархиальные ведомости. 2006. 13 (63). Вениамин (Федченков) , митр. Записки епископа. СПб., 2002. Вениамин (Федченков) , митр. Зосимова пустынь. – Божьи люди. М., 1991. Воспоминания о старце Иннокентии (Орешкине) Серафимы Сергеевны Спиридоновой. Рукопись. Гаврилин А. В. Уголовные дела православных священников как источник изучения сталинских репрессий на территории Латвии// Церковь и время. 2010. 3 (52). Дамаскин (Орловский), игум. Романова С. Н. Архивные исследования в деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. – Проблемы изучения истории Русской Православной Церкви и современная деятельность музеев. М., 2005. Дионисий (Шишигин), архим. «Былое пролетает...»: Патриарх Пимен и его время. М., 2010. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых//Вышенский паломник. 2001. 1 (11). Зосимовский патерик: Жития святых и подвижников благочестия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни/Сост. и авт. вступ. ст. монах Аристоклий. Б. м.: Зосимова пустынь, 2012. Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. Иларион (Алфеев) , митр. Подвиг мучеников – живой опыт Церкви//Журнал Московской Патриархии. 2013. 12. К Свету. 1994. 14. Косик О. В. Зосимовские старцы о церковных разделениях конца 1920-х гг.//Материалы XXII ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М., 2012. Красносельские мученицы. К истории Алексиевского монастыря. М., 2011. Кречетов Валериан , прот. Мария и Марфа. Проповеди. Воспоминания. В 2 т. Т. 1. М.: Храм Державной иконы Божией Матери, 2006. Мазырин Александр, свящ. Наследники новомучеников//Журнал Московской Патриархии. 2011. 11. Мельник В. И. Дивеевские судьбы брата и сестры Мантуровых. М., 2013. Преподобный Алексий, старец Зосимовой пустыни/Сост. С. И. Четверухин. СТСЛ, 2013.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010