епископ Арсений (Жадановский) (1874–1937) Дневники Жизнеописания История Древней Церкви Нравственно-аскетические труды Пастырское богословие Патрология Речи Собрание сочинений Церковное искусство Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский, викарий Московской епархии Епископ Серпуховский, викарий Московской епархии, последний наместник Чудова Монастыря в Московском Кремле. Расстрелян в 1937 году. Биография Родился в 1874 году в Харьковской епархии в семье священника.  10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он показался самым малым по росту. " Приехал, вспоминает он сам о себе, к нам однажды в училище приснопамятный Амвросий, архп. Харьковский. Нас - учеников в актовом зале выстроили в ряды. Владыка - архиеп., проходя по рядам, обратил внимание на меня, как самого между всеми другими маленького ученика, вывел меня на средину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: " Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем " . Конечно, на эти слова, как это всегда бывает в нашей жизни, никто тогда не обратил никакого внимания " . После окончания училища он поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 году и был определен на должность надзирателя-репетитора в духовном училище, а затем преподавателя Осиновской церковно-приходской школы. Вскорости заболел безнадежно его отец (старец-протоиерей) и он решил уже стать священником в своем родном крае. Но, Господь судил иначе. Арсений послал письмо о. Иоанну Кронштадскому с просьбой помолиться о болящем отце и о том, какой избрать ему жизненный путь.  Отец Иоанн ответил на его письмо благопожеланием о выздоровлении отца, а ему благословил избрать монашеский путь. После этого отец его вскоре поправился, а сам он принял монашество от архиепископа Амвросия (Ключарева) (пострижен в 1899 г. в мантию в Святогорской Успенской Пустыни в Харьковской епархии) и в 1899 году поступил в Московскую Духовную Академию. Когда он проезжал через Москву, то зашел в Чудов монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

«Жених евангельский» Праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях епископа Арсения (Жадановского) Когда в 1898-м году перед Александром Жадановским стоял важный вопрос о выборе жизненного пути, он написал письмо отцу Иоанну Кронштадтскому , даже не рассчитывая получить ответ. Однако батюшка ответил, благословив молодого человека на монашество, к чему тот и сам склонялся. Это письмо решило его судьбу. Уже став наместником Чудова монастыря, владыке Арсению часто доводилось встречаться с Кронштадтским светильником, служить с ним и беседовать. Воспоминания о святом пастыре сохранились во многих записях и публикациях епископа Арсения . Праведный Иоанн Кронштадтский Богослужение Особо трепетное и благоговейное отношение было у отца Иоанна Кронштадтского к богослужению. Как известно, ещё в самом начале своего пастырского служения он положил себе за правило каждый день совершать Божественную литургию. Это был тот главный источник, от которого питалось и насыщалось Небесной благодатью его алчущее Бога сердце. И каждый раз батюшка приступал к служению литургии с неизменным сокрушением, и почти всегда – со слезами на глазах. Служить с отцом Иоанном и причащаться с ним было большой радостью и утешением Владыка Арсений отмечал, что служить с отцом Иоанном и причащаться вместе с ним было для всех большой радостью и утешением: «Причаститься на его службе Святых Животворящих Тайн было весьма утешительно. И нужно было как бы спешить, чтобы не потерять случая воспользоваться с ним вкусить небесной Трапезы. И если обычно требуется для этого большое говение (в смысле времени), большое воздержание (в смысле поста), то при нем весь центр тяжести был в духовном воодушевлении, в духовной свободе. Таково уж свойство благодати Божией, что она изливается не на внешнюю праведность, а на смиренное сердце, свободно кающееся и любящее Господа». «Служил ли отец Иоанн, он весь входил в созерцание Господа, он видел Его как бы предстоящим и действующим», – писал епископ Арсений. Каким же образом батюшка достигал такого живого предстояния перед Живым Богом? Перед тем, как приступить к совершению литургии, он каждый раз припадал к престолу Господню и тайно исповедовался и молился до тех пор, пока не ощущал, что Господь его прощает.

http://pravoslavie.ru/118319.html

Патриарх Алексий освятил накупольный крест храма в честь новомучеников российских Москва, 30 мая 2005 г. 28 мая 2005 года на Бутовском полигоне состоялось поминовение Собора новомучеников, в Бутово пострадавших, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Богослужение под открытым небом возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископы Можайский Григорий, Истринский Арсений, Верейский Евгений, епископы Никон (Миронов), Красногорский Савва, Видновский Тихон, Дмировский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк и около трехсот московских клириков. Тысячи богомольцев приехали в этот день на Бутовский полигон, чтобы почтить память новомучеников. " Русская Голгофа " – так назвал это место Патриарх Московский и всея Руси Алексий, по благословению которого ежегодно в 4-ю субботу по Пасхе проходит здесь поминовение убиенных в Бутово. Более 20 тысяч имен содержится в мартирологе расстрелянных и захороненных в 1937-1938 годах на полигоне НКВД " Объект Бутово " . Однако точное число умученных и убиенных на полигоне вряд ли возможно узнать. Среди тех, имена которых известны, есть 939 пострадавших за веру священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви. 230 из них прославлены в лике новомучеников, в том числе митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов), архиепископ Можайский Димитрий (Добросердов), архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Добронравов), епископ Серпуховской Арсений (Жадановский), епископ Бежецкий Аркадий (Остальский), епископ Нижне-Тагильский Никита (Делекторский), епископ Велижский Иона (Лазарев), последний до закрытия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ее наместник священномученик Кронид (Любимов), более десяти человек из братии Лавры и многие другие священнослужители, монашествующие и миряне. В 1995 году ФСБ передала Русской Православной Церкви часть территории Бутовского полигона, на которой сосредоточена основная часть захоронений. В 1996 году здесь был воздвигнут небольшой деревянный храм. В 2004 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий при участии Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Митрополита Лавра освятил место закладки большого храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских. За год основные работы по возведению храма в древнерусском стиле были завершены. Согласно проекту, его общая площадь будет составлять 500 квадратных метров. В нижнем ярусе предусмотрено помещение, где будут храниться личные вещи новомучеников и другие святыни.

http://pravoslavie.ru/13631.html

Храм Знамения Божией Матери и преп. Серафима Саровского   Митрополит Ювеналий, настоятельница монахиня Иннокентия и прочие участники богослужения ОТКРЫТИЕ СЕРАФИМО-ЗНАМЕНСКОГО СКИТА Недолгая история Серафимо-Знаменского скита - он был освящен в сентябре 1912 года, а закрыт в 1924 году - связана с именем схиигумении Фамари, которую в свое время благословил на это служение отец Иоанн Кронштадтский. При встрече в 1892 году отец Иоанн надел на юную монахиню три креста. Это символическое пророчество сбылось впоследствии - матушке Фамари пришлось быть настоятельницей трех обителей, и " третьим крестом " стал для нее Серафимо-Знаменский скит, в создании которого матушка Фамарь приняла самое деятельное участие. Вся обитель была обнесена оградой в форме квадрата, каждая из сторон которого - тридцать три сажени в память тридцати трех лет земной жизни Спасителя. В центре был выстроен храм в честь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима с престолом внизу в честь равноапостольной Нины. С наружной стороны храма находится двадцать четыре уступа в честь двадцати четырех апокалиптических старцев. Храм увенчан одной главой, знаменующей Господа Иисуса Христа. В скиту жили тридцать три монахини. Неподалеку от скита находился хозяйственный двор, где жили послушницы. Они обеспечивали всем необходимым монахинь, главным делом которых была молитва. Жители окрестных деревень и по сей день называют лес " монашеским " , сохраняя добрую память о трудах послушниц. Над святыми вратами размещалась звонница, а с левой стороны была калитка, от которой начиналась тропинка, ведущая к кургану, возле которого было поставлено выполненное на цинке изображение преподобного Серафима с котомкой за плечами. Открывшему калитку казалось, что сам преподобный идет к нему навстречу. В Серафимо-Знаменском скиту часто и подолгу жил Серпуховский епископ Арсений (Жадановский), написавший замечательные, очень подробные и живые воспоминания о матушке Фамари и жизни насельниц скита. В годы гражданской войны, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, епископ Арсений и его духовный друг архимандрит Серафим жили в Серафимо-Знаменском скиту в полузатворе до конца 1919 года.

http://pravoslavie.ru/put/vozrozhd/skit....

     23 июня, в день памяти преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии, в сослужении епископата Московской епархии и духовенства совершил в Серафимо-Знаменском скиту Божественную литургию под открытым небом. Это первое богослужение перед мощами святой, обретение которых состоялось 13 июня нынешнего года на Немецком (Введенском) кладбище г. Москвы. Портал «Монастырский вестник» не раз рассказывал и о жизни современного подмосковного скита, называемого малым монастырем, и о судьбе его основательницы и первой настоятельницы схиигумении Фамари (Марджановой). Накануне предстоящего торжества мы решили вновь обратиться к некоторым из событий прошлого и настоящего, ярко свидетельствующих, что милосердие Господа не оскудевает: «рука Господня не сократилась на то, чтобы спасать» (Ис. 59,1).    Грузия. Конец XIX, начало XX века      Из этого отрезка времени, связанного с жизнью будущей святой, хочется обратить внимание читателя на три ключевых момента. Первый: приход в Бодбийский монастырь музыкально одаренной, прекрасно образованной девушки из знатной семьи (отец Тамары был полковником, мама – урожденная княжна Чавчавадзе). Второй: выезды с матушкой-игуменией Ювеналией (Ловенецкой) в Петербург по делам, связанным с необходимостью хоть как-то облегчить бедственное положение женского монастыря на Кавказе, и знакомство (сначала заочное: 200 рублей прислал пастырь по почте для нужд сестер!), а затем и очное – череда благодатных встреч – со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Третий момент: горькая причина расставания молодой игумении с родной обителью в Грузии, перевод в Россию. В первом моменте просматриваются даже некие элементы детектива. Родственники девушки, потерявшей отца и мать, пошли на разные уловки, чтобы воспрепятствовать решению Тамары всецело посвятить свою жизнь Богу. Было хитро составленное письмо-«ловушка», которым они сумели выманить ее из монастыря в Тифлис. Был смелый побег «пленницы» из-под стражи. Но суть в другом. Нам известно немало примеров, когда подвижники веры вопреки обстоятельствам, уговорам близких избирали путь скорбей, лишений, самоотвержения, потому что в какой-то миг, отчетливо услышав голос Божий, откликались на Его призыв. И противодействие кого бы там ни было – ближайших родственников, друзей, врагов – не могло этому помешать. Вот и Тамара, собиравшаяся поступать в Петербургскую консерваторию, неожиданно для себя во время всенощной, совершаемой в небольшом домовом храме монастыря святой равноапостольной Нины в Бодби, подумала: «И я поступлю в монастырь…» Биограф схиигумении Фамари епископ Серпуховский Арсений (Жадановский) писал: «В душе молодой девушки произошел какой-то внезапный переворот: ехала в обитель светской, а домой возвратилась по настроению инокиней».

http://pravoslavie.ru/113931.html

Календарь Материалы 13 февраля 2008 г. [Встреча с Православием/Подвижники благочестия] В фильме показан образ человека Божьего - старца. Его слово к духовному чаду о несении креста. (На основе писем о. Иоанна (Крестьянкина). [Гость сайта] Василий Писаревский Школьников никто не заставляет принимать веру, молиться, но знать историю и культуру своего Отечества, которые имеют православные истоки, они должны. Есть такая поговорка: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Православная цивилизация – тот большой «монастырь», где есть свой устав, свои ценности, свое мировоззрение, история, культура. Поэтому, если ты хочешь жить в этом доме, изучи хотя бы устав. [Интернет-журнал/Идеи и концепции] Федор Гайда Мощь Империи ромеев держалась на крепкой власти, сильной армии и верности подданных, но сами они в основании должны были иметь твердую и истинную веру. И в этом смысле империя, точнее все те люди, которые ее составляли, всегда балансировала между Вечностью и погибелью. В неизменной актуальности этого выбора – удивительный и неповторимый привкус византийской истории. Иными словами, эта история во всех ее светлых и темных сторонах – яркое свидетельство правоты речения из чина Торжества Православия: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!». [Встреча с Православием/Православная библиотека] Протоиерей Александр Шаргунов Один из книжников спрашивает Господа: «Какая первая из всех заповедей?» Он не имеет в виду, какая первая по порядку, но первая по значению. Не то, что какая-то заповедь Божия может быть умалена, но есть наиболее важные среди них, а о некоторых можно сказать: «Они больше всех». [Встреча с Православием/Православная библиотека] Современники: Иерей Сергий Орлов (1890–1975) : В доме Сергея Васильевича в разные годы скрывались схиигумения Фамарь (Марджанова) с сестрами, епископ Арсений (Жадановский), епископ Стефан (Никитин). Часто бывал у него и о. Иоанн. [Поместные Православные Церкви/Японская/Публикации] Равноапостольный Николай Японский, память которого Православная Церковь чтит 3 (16 – по нов. ст.) февраля, и в сегодняшней Японии один из самых известных русских. И самый почитаемый, даже среди нехристиан. Некогда святитель сам обошел всю Японию – город за городом, поселок за поселком, проповедуя слово Христово. И каждая из существующих сейчас православных общин Японии – его детище, сохраняющее не только духовную связь с просветителем Японии, но и человеческую – через учеников святителя и учеников его учеников. Поездка по православным приходам Японии сегодня своего рода путешествие в двойном времени: прошлом – времени апостольского служения святителя Николая и нынешнем.

http://pravoslavie.ru/archive/080213

Картина П.Д. Корина «Схиигумения Фамарь» Подводя итоги года, можно обратить внимание на одно отрадное событие: 14 июня состоялось перенесение ставших мощами останков схиигумении Фамари (Марджановой) с Введенского кладбища Москвы в основанный ею в 1912 году Серафимо-Знаменский скит (ныне Домодедовского района Московской области). Этот акт явился следствием причисления матушки Фамари Русской Православной Церковью к лику святых в конце 2017 года. Схиигумения Фамарь (1869–1936) – знаковая фигура Церкви и общества рубежа эпох: предреволюционного времени и последующих смутных лет. Будучи по происхождению грузинкой Марджанишвили (по матери – княжной Чавчавадзе), она благодаря духовному ее авторитету стала заметным деятелем Русской Церкви в начале ХХ века, ибо ее духовное становление происходило на плодородной, непотревоженной почве Святой Руси. Она была духовно близка к таким значительным фигурам нашей Церкви того времени, ныне святым, как праведный Иоанн Кронштадтский, великая княгиня Елизавета Феодоровна, иным новомученикам и исповедникам Российским, пока еще индивидуально непрославленным. В частности, она общалась с духовником обители, епископом Серпуховским Арсением (Жадановским), который до революции многие годы был наместником Чудова монастыря в Московском Кремле (расстрелян в Бутове в 1937 году). Серафимо-Знаменский скит матушка организовала с целью молитвенного уединения, спасения о Господе, обретения покоя и радости «о Дусе Святе». Перед этим горячо молилась перед иконой Знамения Матери Божией в Понетаеве, желая остаться в скиту рядом с этой обителью. Но дважды услышала глас как бы от Царицы Небесной: «Устраивай свою обитель не только для себя, но и для других». Сначала принимая все это за искушение, просила совета у старцев – о. Алексия Засимовского и о. Товия в Троице-Сергиевой лавре, которые настоятельно советовали ей последовать наставлению Божией Матери. — Где же мне устраивать скит? У меня ни места нет, ни средств, – вопрошала матушка. — Господь, Царица Небесная и место изберет, и средства даст. А вы будете только служкой, исполнительницей воли Божией, — отвечал, в частности, о. Алексий.

http://pravoslavie.ru/118205.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Леонид Марийский, сщмч. - житие Лаврентий Евтихиевич Антощенко родился 6 (19) августа 1872 года, в праздник Преображения Господня, в деревне Мало-Николаевка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье крестьян. После окончания городского училища, 30 мая 1896 года он поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, а 26 мая 1898 года был определен послушником этой обители. Через шесть лет, 30 июля 1904 года, Лаврентий Антощенко был переведен в Московский кафедральный Чудов монастырь, где 8 августа 1905 года пострижен в монашество с именем Леонид, а 16 октября того же года рукоположен во иеродиакона. Помимо совершения богослужений, отец Леонид нес клиросное послушание, занимал должность смотрителя архиерейских покоев при Чудовом монастыре, а затем был назначен казначеем обители. «Поведение весьма хорошее, к послушаниям способен» — так говорится о нем в сохранившейся клировой ведомости тех лет. В марте 1910 года иеродиакон Леонид (Антощенко) был назначен заведующим Петербургским подворьем Пекинской Духовной миссии. В связи с этим он неоднократно выезжал в Санкт-Петербург, а 21 марта подал на имя Высокопреосвященнейшего митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) следующее прошение: «Ввиду вызова меня в Санкт-Петербург для занятия должности настоятеля Пекинского миссионерского подворья смиреннейше прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить мне месячный отпуск до окончательного утверждения меня в этой должности и пересылки моих документов из Московской Духовной консистории». На этом документе имеется резолюция владыки Владимира: «Препятствий к переходу отца Леонида на должность настоятеля Пекинского миссионерского подворья с моей стороны не встречается». Аналогичное прошение о переводе в Санкт-Петербург иеродиакон Леонид (Антощенко) подал и на имя наместника кафедрального Чудова монастыря архимандрита Арсения (Жадановского), впоследствии епископа. К переходам из одной монашеской обители в другую в то время относились весьма внимательно. В связи с этим архимандрит Арсений составил для иеродиакона Леонида удостоверение, свидетельствующее, кроме прочего, и о том уважении, которым пользовался будущий священномученик в Чудовом монастыре: «Сим удостоверяю, что иеродиакон Леонид назначен настоятелем Пекинского миссионерского подворья в Петербург не по собственной просьбе, а по предложению, так что в данном случае он исполняет монашеское послушание, а в Чудовом монастыре он всегда может быть желательным насельником».

http://pravicon.com/info-2775

Митрополит Крутицкий Ювеналий освятил мемориал «Сад памяти» на Бутовском полигоне 30 сентября 2017 г. 13:48 27 сентября 2017 года, в день праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение мемориала «Сад памяти» на Бутовском полигоне и литию с поминовением приснопамятного епископа Арсения (Жадановского) и всех на Бутовском полигоне в годину лихолетия умученных и убиенных. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий Московской области ( Московская городская епархия ) протоиерей Виктор Сандар и настоятель храма святых Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. Участниками церемонии стали член Совета Федерации ФС РФ В.П. Лукин, член Совета по правам человека при Президенте РФ С.А. Караганов, вдова писателя Александра Солженицына Н.Д. Солженицына, министр культуры Московской области О.В. Косарева, глава Ленинского района О.В. Хромов, заместитель начальника Главного управления культурного наследия Московской области Ю.В. Гриднев, делегации посольств стран Европейского Союза, родственники пострадавших, прихожане храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутово. Перед началом богослужения владыку митрополита и всех собравшихся приветствовал настоятель храма святых Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. Затем к собравшимся обратился митрополит Ювеналий: «Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, мы собрались сегодня в праздник Воздвижения Креста Господня. Это день строго поста, когда мы вспоминаем страдания и крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа. И вот я представляю себе картину распятия. Посреди Христос и с двух сторон распятые разбойники. По-разному они себя вели в их предсмертный час. Один умирал нераскаянный, а другой обратился ко Христу со словами: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» и услышал ответ Христа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:42-43). Вот это, дорогие мои, два пути рода человеческого с тех пор — умирают одни нераскаянными грешниками, а другие, хотя и согрешают, но идут за Христом в надежде на Его милосердие.

http://patriarchia.ru/db/text/5020523.ht...

Священномученик Петр Петриков Осень – удивительная пора. Окрашенная чудными красками, с которыми, кажется, навечно сплелись пушкинские строки… Чем бы была наша русская осень без его «очей очарованья…»?! Однако случилось так, что исторические лихолетья обагрили ее тревожно-красными тонами безвинно пролитой крови. В осеннюю ночь 1937 года под праздник Крестовоздвиженья на Бутовском полигоне произошло страшное злодеяние (увы, не единственное в те годы). Здесь были казнены бывший настоятель Чудова монастыря в Кремле владыка Арсений (Жадановский) вместе со священниками и мирянами, осужденными по одной с ним статье. Все они были людьми высокой духовной жизни, и каждый заслужил памятование потомков. Среди них были два друга, единомышленника и собрата по духовному сану – иерей Петр Петриков и иеромонах Андрей (Эльбсон). Обоих связала судьба и страшная кончина. О них и будет сказ. Судьбы этих новомучеников просты и бесхитростны. Но сквозь них лучится благодать, которая просвещает каждого припадающего к этому источнику святости. Когда задумываешься над жизнью будущего священномученика Петра Петрикова, поневоле встает вопрос, что же главное в его облике. Вспоминается евангельское: «Ты еси Петр», значит, камень. Должно быть, такие твердость и непоколебимость в вере, что сродни камню, и открыли для него врата ко престолу Господню. Рожденный в семье железнодорожного служащего в г. Можайске Московской губернии в 1903 году, 19 января по ст. стилю, Петр Петриков в детстве ничем особенным среди ровесников не выделялся, разве что разносторонней художественной одаренностью. Он учился живописи, писал очерки и стихи, собирал гербарии, коллекции всевозможных семян, старинных монет, открыток, иностранных марок. В Можайске, где Петр учился в реальном училище, он организовал среди молодежи кружок «Самообразование», а при станции Тучково, где жили родители, – любительский драматический кружок. Душа и ум вдохновенного Петра жаждали разнообразных познаний и совершенства во всем, чему он посвящал себя. У родственников сохранилась икона Божией Матери, по преданию написанная самим отцом Петром и обнаруженная совершенно случайно у незнакомого художника.

http://pravoslavie.ru/126279.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010