Материалы к жизнеописанию епископа Арсения (Жадановского) Родитель 1 11-го ноября 1906 года в 4 часа дня на 71-м году своей жизни скончался добрый, кроткий и смиренный пастырь нашей Харьковской епархии протоиерей о. Иоанн Жадановский, священствовавший 47 лет. За несколько поколений восходит происхождение его из духовного звания. Прадед о. Афанасий, дед о. Стефан и отец его о. Андрей Жадановский были священниками и, что замечательно, род Жадановских священствует на одном и том же приходе, именно при Рождество-Богородичной церкви г. Чугуева, более 100 лет. Профессор Харьковского университета Багалей в своих исторических заметках о Харьковской губернии (приложение к Харьковскому календарю), между прочим, замечает, что в начале XIX столетия в г. Чугуев был прислан епархиальным начальством ученый священник Жадановский для борьбы с расколом. По сохранившимся метрическим книгам этой церкви значится сначала старший священник Чугуевского военного поселения о. Стефан Жадановский, он же и благочинный церквей округа, затем протоиерей Андрей Жадановский, далее покойный протоиерей Иоанн Жадановский и, наконец, в настоящее время сын покойного священник Алексий Жадановский. О. Иоанн родился в 1836 году сентября 13 дня – в слободе Дмитровке Изюмского уезда, где отец его в то время священствовал. По окончании полного курса наук в 1857 году в Харьковской Духовной семинарии о. Иоанн в 1859 году определен был Преосвященным Епископом Макарием священником к Писаревской Введенской церкви Волчанского уезда, где пробыл на приходе около 18 лет – по 1877 год, когда переведен был в г. Чугуев к Рождество-Богородичной церкви на место скончавшегося отца своего протоиерея Андрея Жадановского. На этом приходе о. Иоанн пробыл около 28 лет. За два года до своей кончины он передал место своему сыну священнику о. Алексию Жадановскому. Много потрудился покойный о. Иоанн на своем веку. Он состоял законоучителем в Писаревском начальном училище, в Осиновском земском народном училище, в Осиновской церковно-приходской школе и 27 лет в Чугуевском городском училище, где за 25 лет выслужил пенсию. Далее о. Иоанн состоял катехизатором восемь лет, помощником благочинного пять лет, депутатом 11 лет, исправлял должность благочинного во 2-м округе Волчанского уезда, состоял членом благочиннического Совета в 1-м округе Змиевского уезда 23 года, состоял председателем Змиевского отделения Епархиального училищного совета около 3-х лет. Высшее епархиальное начальство за труды и пастырскую ревность не оставляло поощрять покойного наградами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

С. Девятова Скачать epub pdf Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874 –1937) Священномученик Арсений (Жадановский) , епископ Серпуховский  ( в миру Александр Иванович Жадановский) родился 6 марта 1874 года в семье в селе Писаревка (Волчанский уезд. Харьковская губ) Иван Андреевич Жадановский (1836–1904) с 1877  –  священник Рождество-Богородичной церкви города Чугуева. В этом храме священствовали несколько поколений семьи Жадановских: отец Афанасий (прапрадед епископа Арсения), отец Стефан (прадед), отец Андрей (дед), отец Иоанн (Иван, отец), а затем отец Алексий (Алексей, брат).) 10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он оказался самым малым по росту.  Однажды в училище приехал владыка Амвросий (архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарев) (1820– 1901)), он заметил Александра, вывел его на середину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: «Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Этому предсказанию суждено было сбыться. (О его епископстве предрекал еще старец Чудова монастыря игумен Герасим). В 1888 году после окончания училища Александр  поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 году и был принят  на должность надзирателя-репетитора в духовное училище, позже преподавал в Осиновской  церковно-приходской школе. Когда внезапно заболел отец, Александр решил стать священником в своем родном крае. Но Господь судил иначе. Он послал письмо о. Иоанну Кронштадтскому (ныне прославленному) с просьбой помолиться о болящем отце и просил совета – какой ему избрать жизненный путь. В ответном письме великий пастырь пожелал доброго здравия священнику Иоанну Жадановскому, а его сына благословил на монашеский путь. По молитвам подвижника  отец Иоанн быстро  поправился, а Александр в 1899 был пострижен в мантию в Святогорской Успенской пустыни Харьковской епархии, затем был рукоположен во иеродиакона. В 1899 году он поступил в Московскую Духовную Академию. В 1902 году он был рукоположен во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Арсений (Жадановский), еп.б.Серпуховский, вик.Московской епархии Родился около 1874 года в Харьковской епархии. 10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он показался самым малым по росту. «Приехал, вспоминает он сам о себе, к нам однажды в училище приснопамятный Амвросий, архп. Харьковский. Нас – учеников в актовом зале выстроили в ряды. Владыка – архиеп·, проходя по рядам, обратил внимание на меня, как самого между всеми другими маленького ученика, вывел меня на средину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: «Смотрите вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Конечно, на эти слова, как это всегда бывает в нашей жизни, никто тогда не обратил никакого внимания». После окончания училища он поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 г. и был определен на должность надзирателя- репетитора в духовном училище, а затем преподавателя Осиновской церковно-приходской школы. Вскорости заболел безнадежно его отец (старец-протоиерей) и он решил уже стать священником в своем родном крае. Но, Господь судил иначе. Арсений послал письмо о. Иоанну Кронштадтскому с просьбой помолиться о болящем отце и о том, какой избрать ему жизненный путь. Отец Иоанн ответил на его письмо благопожеланием о выздоровлении отца, а ему благословил избрать монашеский путь. После этого отец его вскоре поправился, а сам он принял монашество от архиепископа Амвросия и в 1899 г. поступил в Московскую Духовную Академию. Когда он проезжал через Москву, то зашел в Чудов монастырь. Здесь он приложился к раке святителя Алексия. Когда он подходил, то почувствовал необыкновенную отраду и утешение и показалось ему, что раку св.мощей окружает как бы некий лучезарный свет. С этого момента сердце его сроднилось со святителем. В трудные моменты жизни он прибегал к его помощи и всегда получал утешение. О его епископстве предрекал еще старец Чудова монастыря игумен Герасим. В 1902 рукоположен во иеромонаха. В 1903 он окончил Академию со степенью кандидата богословия. Был назначен казначеем Чудова монастыря в Московском Кремле, а в следующем году – наместником этой обители с возведением в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

сост. А.А. Маркова Приложения Приложение 1. Воспоминания Епископ Арсений (Жадановский) Приблизительно в 1905–1908 году один из посетителей Чудова монастыря спросил меня: «Вы знакомы с отцом Алексием Мечевым , священником церкви Святителя Николая в Кленниках на Маросейке?» Помню, я дал отрицательный ответ. «Обратите внимание на этого пастыря, – продолжал собеседник. – Хотя храм, где служит отец Алексий, небольшой и малозаметный, то, что в нем происходит, достойно удивления. Там Вы найдете иерея маленького роста, с благостным лицом, приковывающего к себе многих молитвенным настроением, умением давать полезные советы, не только духовные, но и житейские, а главное, поражающего лаской, отеческой любовью». Не сразу приобрел отец Алексий известность... Силу пастырского вдохновения отец Алексий воспринял от отца Иоанна Кронштадтского ... Разгрузка чужого горя и молитва явились общим фундаментом, на котором построилась вся пастырская деятельность отца Алексия. Но если молитва бодрит, освежает всякого человека, то принятие на себя страданий ближних надламывает сердце пастыря, делает его физически больным. Так было и с отцом Алексием. «Войдешь к батюшке в комнату после приема им какой-либо скорбящей души, – рассказывает один его духовный сын, – и видишь: разгрузчик сидит весь погруженный в заботы, а лица на нем нет, в глазах слезы, голос прерывается... Батюшка отец Алексий был великий «перегрузчик» чужих страданий на собственные плечи; недаром, выслушивая скорби обращавшихся к нему за советом, он имел обыкновение класть руки их на свою шею. «Я помолюсь», – говорил отец Алексий всем изливавшим пред ним нужду, беду, недоумение, сомнение... «Я помолюсь», – было его неизменным ответом каждому, причем ответом не формальным, а сердечным, серьезным, ибо всякое новое имя являлось для него новой слезой, новым горячим воплем к Богу о прощении, помиловании и помощи. Бывало, идет ранняя литургия – и вдруг записочка от батюшки: «Помяните такую-то», с особой припиской к служащему иерею «скорбящую». Это значило, что отец Алексий, болевший сердцем о других, вспомнил кого-то особенно нуждавшегося в тот момент в молитве и Литургической Жертве и просит помянуть, вынуть частицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Марина Чижова Скачать epub pdf «Самый маленький, а будет архиереем» Александр Жадановский (мирское имя святителя) происходил из священнической семьи. В храме Рождества Пресвятой Богородицы города Чугуева Харьковской губернии по очереди настоятельство сменяли несколько поколений рода Жадановских. В их числе был и отец епископа Арсения Иван Андреевич . Сын Александр родился в его семье 6 марта 1874 года в слободе Писаревка Волчанского уезда Харьковской губернии. Трое из четырех братьев мальчика впоследствии тоже стали священниками. В возрасте 10 лет Александр поступил в Харьковское духовное училище. Во время его обучения здесь произошел примечательный случай: однажды училище посетил архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарёв). Нужно сказать, что Александр среди других учеников отличался своим малым ростом. Однако именно его выделил архиепископ, поставил перед другими и сказал: «Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Ему эти слова запомнились, хотя никто тогда им не придал никакого значения. Письмо от Иоанна Кронштадтского После училища в 1888 году Александр Жадановский продолжил свое духовное образование в Харьковской семинарии, по окончании которой в 1894 году он преподавал Закон Божий в приходской школе вместо своего отца. Далее он получает должность надзирателя в Сумском духовном училище. Уже тогда Александр серьезно задумывался о монашестве, хотя вопрос этот для него не был еще решен окончательно. И когда сильно заболел отец Александра, он уже был готов принять настоятельство в том самом Рождество-Богородичном храме, где служило не одно поколение священников из его рода. Но для этого нужно было жениться. И тогда Александр решается написать письмо отцу Иоанну Кронштадтскому , прося его молитв о здоровье отца и вкратце объясняя свое личное положение. На ответ молодой человек особенно не рассчитывал, надеясь хотя бы на то, что отец Иоанн помолится о нем и об его отце. Но известный Кронштадтский пастырь, к его радости и удивлению, ответил. В письме он благословлял Александра на монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Владыка Арсений – редактор журнала «Голос Церкви» 1912–1917 гг Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода 22 Синодальному Члену, Преосвященному Владимиру, Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандриту. По указу Его Императорского Величества , Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства от 7 сего декабря за 513, в коем ходатайствует об утверждении «программы» имеющего выходить в Москве, при Чудовом монастыре, нового журнала под названием «Голос Церкви», издателем какового журнала имеет быть Московский Чудов монастырь, и об утверждении редакторами сего журнала наместника того же Чудова монастыря архимандрита Арсения и Московского епархиального миссионера Ивана Айвазова . Приказали: Рассмотрев настоящее представление Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: благословить издание при Московском Чудовом монастыре журнала под названием: «Голос Церкви» по представленной «программе» и редакторами сего журнала утвердить наместника названного монастыря архимандрита Арсения и Московского епархиального миссионера Ивана Айвазова ; о чем и послать Вашему Преосвященству указ, присовокупив в оном, что о лице, которому имеет быть поручена цензура сего журнала, надлежит донести Святейшему Синоду. Декабря 7 дня 1911 г. Обер-Секретарь г. Левицкий. От редакции 23 Волею Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Московского и Коломенского, Московский в Кремле Чудов монастырь приступил к изданию нового ежемесячного церковно-общественного журнала «Голос Церкви». Таким образом, православная духовная журналистика обогатилась еще одним собратом и соработником на ниве Христовой. Потребность в таких соработниках велика и ныне более, чем когда-либо. И редакция «Голоса Церкви», движимая желанием и множества своих, уже сплотившихся вокруг журнала, сотрудников и читателей, – да надеемся, что в этом случае к редакции примкнет и вся благомыслящая Православная Россия, – считает священным долгом принести Высокопреосвященнейшему Владимиру, Митрополиту Московскому, чувства горячей сыновней признательности за то, что он благовременно выслал нового делателя на ниву Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

4 февраля 1905 г. в 2 ч. 47 м. дня на Сенатской площади Кремля бомбой, брошенной революционером И.П. Каляевым, был убит Великий Князь Сергий Александрович. Преподобномученица Елизавета Феодоровна с великим самообладанием собирала по частям его тело. Уцелели нательный крест и образки, которые он носил на груди. Останки были уложены на носилки, покрыты шинелью стоявшего здесь солдата и отнесены в Чудов монастырь, где были поставлены близ раки свт. Алексия. «В тяжелом испытании, – писала Княгиня Елизавета Феодоровна в ответ на телеграмму сочувствия, – ниспосланном мне Господом, истинным утешением служит мне то теплое, искреннее сочувствие, которое встречаю вокруг себя. Ваши сердечные слова, ваше участие проникли мне в душу. Благодарю вас, мои дорогие сотрудники и сотрудницы. В молитвах черпаю силы со смирением переносить мою великую скорбь, а в совместной с вами дальнейшей работе на пользу страждущих да поможет мне Господь находить утешение». Православные люди, откликнувшиеся на эту кончину, единодушно называли эту смерть мученической: «Да, он был воистину наш, потому что всегда он был жив духом древней Москвы… Пусть же он останется нашим и по кончине своей: пусть останки его пребудут навсегда в стенах священного Кремля, где Бог судил ему кончить жизнь мученически», – писал в " Московских ведомостях " священник Иосиф Фудель. Мысль о том, что смерть ее дорогого супруга была мученической, укрепляла великую княгиню Елизавету. В ответ на адрес Московской городской Думы она писала: «Великим утешением в моем тяжелом горе служит сознание, что почивший Великий Князь находится в обители святителя Алексия, память которого он глубоко чтил, и в стенах Москвы, которую он глубоко любил, и в стенах Кремля, в которой он мученически погиб». Преподобный Сергий (до монашества – протоиерей Митрофан Сребрянский) записал: «7 февраля. Сейчас служили мы панихиду по новом мученике царствующего дома великом князе Сергие Александровиче. Царство Небесное мученику за правду!». Первая панихида по убиенному Великому князю Сергию была совершена сразу же по перенесении его останков в храм святителя Алексия в Чудовом монастыре. В 5-ом часу вечера у тела усопшего совершил панихиду наместник Чудова монастыря архимандрит (впоследствии епископ) Арсений (Жадановский) с иеромонахами Анастасием и Ферапонтом при пении монастырского хора. В 5 ч. панихиду совершил старший викарий Московской митрополии епископ Трифон (Туркестанов) с архимандритом Арсением, ректором Псковской духовной семинарии архимандритом Борисом и др. священниками. На панихиде присутствовала вел. кн. Елизавета. В течении нескольких дней до отпевания непрерывно у гроба служились панихиды.

http://pravoslavie.ru/5266.html

Воспоминания и духовные стихи Воспоминания о поездке на Восток и во Святую Землю Палестину 1039 I. Вступление. Одесса. Константинополь. Афонские подворья и иноки их. Св. София. Храм св. Ирины и музей. Успенская церковь (Скоропослушницы). Греческие клирики. Отношение восточных людей к лицам духовного звания. Живоносный Источник. Порядок благословения. Влахернский храм. Св. Феодор Студит и бывший его монастырь. Патриархия. Хранение св. мощей. Вселенский престол (кафедра св. Иоанна Златоуста ). Повешенный в 1821 г. янычарами Патриарх Григорий V. Особенности богослужебного чина в греческой церкви. На мою долю выпал жребий быть современником в Москве различного рода событий общественной и церковной жизни, носивших часто радостный, но безпокойный характер. В мае 1913 г. пришлось участвовать в празднествах прославления святителя Ермогена, после которого в начале июня, по возвращении от одной всенощной, у меня вдруг явилась мысль съездить в Палестину, куда давно порывалось сердце. О своем намерении я сообщил преподавателю Московской Духовной семинарии, одному студенту и двум боголюбивым чадам. Все они изъявили готовность отправиться со мною в путешествие. Через два дня, заручившись благословением угодника Божия Алексия, мы были уже на Брянском вокзале. Немногие из моих друзей узнали о нашем паломничестве, но и те посчитали долгом проводить нас. Отъезд сопровождался благопожеланиями и слезами. О Палестина! О град святый Иерусалим! Что-то высокое, восхитительное переживаешь, когда слушаешь рассказы о Св. Земле. На душе делается легко, отрадно, и сам начинаешь стремиться туда. Забываются и трудность пути, и слабость здоровья, и обязанности службы, и семейное положение, и материальная необезпеченность, – словом, все то, что часто действительно служит препятствием к осуществлению указанного благочестивого желания. Двумя побуждениями, однако, руководствуются люди, направляясь во Св. Землю. Одни едут, чтобы покаяться и помолиться у самого Гроба Господня, где дарована нам вечная жизнь и Царствие Небесное, другие – лишь обозреть достопримечательности. Отсюда и настроение получается различное. Первые возвращаются домой с сильным религиозным воодушевлением, с глубоким, неизгладимым впечатлением; вторые, заметив там небрежное отношение греков к святыне, уничиженное состояние ее от турок, начинают говорить: «Лучше не видеть поругания христианской веры, дабы не смущаться и не разочаровываться!..» Но мы все же считаем каждого, съездившего в Палестину, счастливым, потому что таковой удостоился припадать к Голгофе, лобызать Живоносный Гроб Господень, омываться в струях Иорданских и ходить, где ступали Пречистые ноги Сладчайшего Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Древнехристианская практика причащения Святых Тайн в связи с современной в Православной Церкви Источник Содержание Причащение в храме Кто преподавал верующим Святые Дары Как древние христиане принимали Тело и Кровь Господа Что произносили верующие, получая Тело и Кровь Преподающие причастие также произносили известную формулу Причащение детей C какими чувствами и в каком положении древние христиане приступали к святому причащенню В каком месте храма древние христиане причащались и когда произошло отделение причащения священнослужителей от мирян Как часто древние христиане причащались? Когда принимали древние христиане Святые Дары: прежде пищи или после нее? Для евхаристии употреблялся квасный хлеб, а не опресноки Причащения вне храма Хранение Святых Даров     Святой апостол Павел писал: «Да испытывает же себя человек, и, таким образом, пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны.» (1 Коринф. 11 гл. 28–30 ст.) По изображению евангелистов Матфея, Марка и Луки, Господь Иисус Христос на Тайной Вечере так сподобил св. апостолов вкусить Своего Тела и Крови: «Когда они ели (по Матфею и Марку), Иисус взял хлеб, благословил, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Ев. Матф. 26 гл. 26 ст.; Марка 14, 22 ; Луки 22, 19 ) – и взяв чашу и благодарив, подал им и сказал – пейте из нее все» ( Матф. 27 ст.); или, как повествует св. Лука, – «Приимите ее (чашу) и разделите между собою (17 ст. Луки) – и пили от нее все» ( Марк 23 ст.)». Из этого повествования евангелистов открывается, во-первых, что апостолы вкусили Тела и Крови Господа во время трапезы и, можно думать, по окончании еды, так как вслед за причащением последовало благодарение и выход апостолов из горницы ( Матф. 30 ст.; Марка 26 ст.). Во-вторых, Господь взял хлеб, а не хлебы, а после благословения и преломления стал Сам раздавать его ученикам. В-третьих, Господь взял чашу (одну) и после благодарения подал апостолам и велел ее разделить– между собою (Лука). Можно заключить, что Господь уже не Сам каждому апостолу давал пить из чаши, как это было сделано с Телом, а вообще передал чашу апостолам и велел им самим разделить ее между собою. В-четвертых, наконец, Господь причастил апостолов в горнице, нарочито пред этим приготовленной и убранной ( Марк 15 ст.; Лука 12 ст). 

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Духовный дневник 96 «Все вы сыны света и сыны дня [...] Будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» ( 1Фес. 5:5,8 ). Все нами совершаемое доброе нужно относить к милости Божией, а не к собственной заслуге, чтобы было, как написано: «Хвалящийся хвались Господом» ( Иер. 9:24 ). Так называемая впечатлительность происходит от влияния на нас внешней обстановки, внешних приражений, и она показывает, что мы больше живем вне себя, главным образом следим за тем, что вокруг нас происходит. Гляди же больше внутрь себя. Там ты увидишь всю свою скверну: «Даже и ночью учит меня внутренность моя» ( Пс. 15 ). Это вызовет другого рода впечатлительность – скорбь, плач, сожаление о своих грехах, результатом чего будет не безпокойство, которое порождается первого рода впечатлительностью, а внутреннее успокоение, умиротворение сердца: «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс. 50:12 ). Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде,– приими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь, этим облегчишь его душевную тугу. Батюшка о. Иоанн Кронштадтский пред каждым служением Божественной литургии припадал к престолу и тайно исповедывался Господу Богу и до тех пор молился, пока начинал чувствовать, что Господь прощает его Своею милостию. Какой великий пример для каждого пастыря! Мало себя укорять – и особенно без свидетелей, хорошо принимать без смущения укоры от других – это уже будет высшая степень смирения и кротости. Как болезнь нас смиряет: от нее я и худ, и бледен, и некрасив! А это все как полезно при борьбе с вожделениями нашей греховной плоти: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор. 4:16 ). Как любезно покаяние! Оно человека, лишившегося за грехи близости благодати Божией, снова примиряет с Господом, снова привлекает благодать и – больше того: так перерождает человека грешника, что делает его удобоподвижнее к добру и смиреннее даже обыкновенного праведника. Покаяние – это необыкновенная милость Божия к человеку: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»!..

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010